Научная статья на тему 'Финансовое обеспечение этнокультурных мероприятий в рамках реализации этнонациональной политики в Республике Мордовия'

Финансовое обеспечение этнокультурных мероприятий в рамках реализации этнонациональной политики в Республике Мордовия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бусалова Светлана Генадьевна, Филичкина Юлия Юрьевна

В статье проведен анализ финансового обеспечения в области реализации этнокультурных мероприятий в Республике Мордовия. Выявлены проблемы финансирования программ и проектов, связанных с этнополитикой, и предложены меры по их устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бусалова Светлана Генадьевна, Филичкина Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовое обеспечение этнокультурных мероприятий в рамках реализации этнонациональной политики в Республике Мордовия»

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

Бусалова Светлана Генадьевна к.э.н., доцент

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им.Н.П.Огарева» sbusalova@yandex.ru Филичкина Юлия Юрьевна к.э.н., доцент

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им.Н.П.Огарева» j ulfil70@yandex.ru

Аннотация. В статье проведен анализ финансового обеспечения в области реализации этнокультурных мероприятий в Республике Мордовия. Выявлены проблемы финансирования программ и проектов, связанных с этнополитикой, и предложены меры по их устранению.

Abstract. The article analyzes the financial support in the implementation of the ethno-cultural activities in the Republic of Mordovia. The problems of funding for programs and projects related to the ethnic policy, and proposed measures to eliminate them.

Ключевые слова. финансовое обеспечение, источники финансирования, этнонациональная политика, этнокультурные мероприятия, Республика Мордовия.

Keywords. financial support, funding sources, ethno-national politics, ethnic and cultural events, the Republic of Mordovia.

Этнонациональная политика является сложной системой мер, ориентированных на достижение определенных политических целей в этнической сфере. Кроме прочего, качество реализации именно

этнонациональной политики в государстве способствует формированию не только внутреннего климата в стране, особенно это относится к многонациональным государствам, в частности, к Российской Федерации, но и напрямую касается реализации конституционных прав и законных интересов отдельной личности. Сфера этнополитики является основой гармоничного сосуществования разных народов в составе одного крупного государства на началах взаимоуважения, партнёрства и единства, учитывая при этом уникальность каждой нации и реализуя права их представителей на особенности национальной жизнедеятельности и популяризацию различных аспектов своего этноса. Кроме прочего, этнонациональная политика позволяет задавать тон международным отношениям на почве общности этнических интересов, реализации совместных программ и мероприятий. В зависимости от целей и методов осуществления этнополитики в каждом конкретном государстве устанавливаются различные виды, модели её реализации, от которых напрямую зависит правовое положение этнических меньшинств в государстве, конфликтогенность территорий и социальная обстановка в целом.

Реализация этнонациональной политики в Республике Мордовия является одним из важнейших двигателей экономического, культурного, научного развития региона в целях привлечения достаточных объёмов бюджетных ресурсов по различным направлениям: культура, наука, образование, строительство, средства массовой информации и прочее.

Таким образом, делая ставку на этнонациональное развитие региона, на наш взгляд, существуют перспективы общего повышения уровня жизни в республике за счёт значительного мультипликационного эффекта, сопровождающего именно сферу этнополитики. Поскольку поддержка национальностей, возрождение традиций и культуры этноменьшинств в настоящее совпадают с курсом Федерального Правительства Российской Федерации, то активная позиция Мордовии в вопросах этнонациональной политики поддерживается центром и отзывается возможностью привлечения значительных объёмов финансовых ресурсов из федерального бюджета на цели

проводимых мероприятий в сфере этнонациональной политики. Так, помимо стандартных, предусмотренных в бюджете расходов на этнорегиональную политику, выделяются дополнительные средства на реализацию специальных программ и проектов, а также осуществление мероприятий, связанных с

этнонациональной политикой [1].

Необходимо отметить, что объёмы этих расходов на порядки выше

стандартных, ежегодно предусмотренных в бюджете, финансовых ресурсов. Это связано с тем, что в рамках программ реализации этнонациональной политики в Республике Мордовия предусмотрены глобальные мероприятия, требующие значительных финансовых вливаний. Важнейшие из них были выделены на период с 2010 по 2012 годы и выражались в проведении тематических этнонациональных конкурсов, выставок, форумов, конференций, в возведении объектов капитального строительства, имеющих отношение к развитию этнонациональной политики в регионе, в частности мероприятия связанного с празднованием единения мордовского народа с народами Российского государства. План расходов по данным направлениям, с указанием источника финансирования по уровням бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, был отражен в Распоряжении Правительства РФ от 15.01.2010 № 7-р «О плане основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования Тысячелетия единения мордовского народа с народами Российского государства» [2].

В современных условиях финансирование этнонациональной политики является важнейшим фактором ее реализации. Любое государственное воздействие на те или иные процессы предполагает привлечение в эти сферы необходимого количества финансовых ресурсов. А поскольку такая сфера управления как этнонациональная политика охватывает очень широкий перечень направлений финансирования, существует проблема так называемого «распыления» финансовых ресурсов по различным министерствам, что, соответственно, отражается в разных, удалённых друг от друга строках бюджетов различных уровней.

Данное обстоятельство серьёзно усложняет процедуру контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета на развитие этнонациональной политики в стране и регионах [3].

В Таблице 1 представлены данные по финансовому обеспечению реализации различных направлений этнонациональной политики в Республике Мордовия, предусмотренные к освоению в течение 2010-2012 годов. Празднование 1000-летия являлось крупнейшим координирующим мероприятием, в ходе подготовки к которому осуществлялись все сопутствующие этнонациональные проекты.

Таблица 1. Финансовое обеспечение реализации этнонациональной политики в

Республике Мордовия в период с 2010 по 2012 гг., млн. р.

Наименование мероприятия Источник финансирования 2010г. 2011г. 2012г. Всего

Просветительская и издательская деятельность, культурно-массовые мероприятия, проведение выставок и форумов Всего, в том числе: 92,45 491,9 354,1 938,45

Федеральный бюджет 27,15 26,5 179,9 233,55

Республиканский бюджет 64 150,8 141,6 356,4

Местные бюджеты 1 0 0 1

Внебюджетные источники 0,3 304,6 32,6 337,5

Объекты капитального строительства Всего, в том числе: 6209,1 12030,8 9529,9 27769,8

Федеральный бюджет 2071,2 9262,1 7107,3 18440,6

Республиканский бюджет 3257,9 1223 780,1 5261

Местные бюджеты 0 142,5 392,5 535

Внебюджетные источники 880 1403,2 1250 3533,2

Итого Всего, в том числе: 6301,55 12522,7 9884 28708,25

Федеральный бюджет 2098,35 9298,6 7287,2 18684,15

Республиканский бюджет 3321,9 1373,8 921,7 5617,4

Местные бюджеты 1 142,5 392,5 536

Внебюджетные источники 880,3 1707,8 1282,6 3870,7

Этнонациональная политика проводится в республике общими усилиями республиканских министерств и ведомств: Министерства по национальной политике, Министерства культуры и туризма, Министерство печати и информации, Министерства образования, местных администраций.

Финансирование этнонациональной политики осуществлялось по двум крупнейшим направлениям:

- просветительская и издательская деятельность, культурно-массовые мероприятия, проведение выставок и форумов;

- объекты капитального строительства.

Финансовое обеспечение данных направлений осуществлялось из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также из внебюджетных источников. Всего на реализацию всех предусмотренных проектов было выделено 28,7 млрд. р.

Структурный анализ финансового обеспечения реализации этнонациональной политики Республики Мордовия, показывает, что 65% всех предусмотренных финансовых ресурсов, что составляет более 18,7 млрд. р. в абсолютном выражении, обеспечивается за счёт средств федерального бюджета, 19,6%, а именно 5,6 млрд. р. - средства республиканского бюджета, 13,5% финансируется из внебюджетных источников. При этом следует отметить тенденцию, что в 2010 году доля федерального финансирования являлась минимальной за всё время реализации проектов и составила всего 33,3% от общего объёма финансового обеспечения этнонациональной политики, в то время как в 2011 и 2012 годах уровень аналогичного показателя зафиксирован на уровне около 73-74% соответственно. Данные колебания федерального финансирования комплементарно дополнялись республиканским

обеспечением, уровень которого в 2010 году составил около 53%, а затем снизился до 11% в 2011 году и до 9,3% в 2012. Финансовое обеспечение из внебюджетных источников демонстрировало стабильность на протяжении всего периода исседования и сохранялся на уровне 13-14%.

Вертикальный анализ, проведённый по признаку направления финансирования, свидетельствует, что большая доля бюджетных инвестиций направлялась на возведение объектов капитального строительства в Республике Мордовия и составляла в среднем за весь период 97% всех денежных средств, а именно 27,8 млрд. р., при этом структура источников финансирования по данному направлению сохраняла общие тенденции снижения доли федерального обеспечения в 2010 году и резкого увеличения в 2011-2012 гг., в сочетании с зеркальным отражением тренда по республиканскому бюджету.

Горизонтальный анализ финансового обеспечения реализации этнонациональной политики в Республике Мордовия в целом выявляет тенденцию резкого увеличения темпа прироста поступления денежных средств в 2011 году по отношению к уровню 2010 года - данное значение достигает порядка 99%, при том что темп прироста федерального обеспечения достигает 343% с одновременным сокращением финансирования из бюджета субъекта на 59% в 2011 году. Однако уже к 2012 году финансовое обеспечение этнополитики в целом сокращается на 21% с учётом уменьшения финансирования как из федерального, так и из республиканского источников по всем направлениям в 2012 году. Описанная тенденция сохраняется внутри каждого направления финансового обеспечения в отдельности.

Общий анализ финансового обеспечения реализации этнонациональной политики Республики Мордовия выявил основные тенденции и закономерности финансирования данного направления. Следует отметить, что 97% денежных ресурсов направлялось на обеспечение капитального строительства, включая строительство и реконструкцию автомобильных дорог. При этом основными источниками являлись федеральный и республиканский бюджеты, распределение по которым составляло 65% и 19,6% соответственно.

Для более полного представления целей проводимой этнонациональной политики представим предусмотренные объёмы финансового обеспечения направлений внутри каждого блока. (Таблица 2).

Таблица 2. Финансовое обеспечение этнокультурных мероприятий в РМ за

2010-2012 гг., млн. р.

Наименование мероприятия Источник финансирования 2010г. 2011г. 2012г. 2010-2012

Просветительская и издательская деятельность, культурно-массовые мероприятия, проведение выставок и форумов, в т.ч.: Всего, в т.ч. 92,45 491,9 354,1 938,45

ФБ РФ 27,15 36,5 179,9 243,55

РБ РМ 64 150,8 141,6 356,4

МБ 1 0 0 1

ВбИ 0,3 304,6 32,6 337,5

Организация и проведение фестивалей, конкурсов, форумов, выставок, презентация и т.д., в т.ч.: Всего, в т.ч. 30,2 30,4 74,1 134,7

ФБ РФ 17,4 16,1 22,5 56

РБ РМ 11,7 14,3 49,1 75,1

МБ 1 0 0 1

ВбИ 0,1 0 2,5 2,6

Этнокультурные фестивали в РМ Всего, в т.ч. 8,55 32,2 22,6 63,35

ФБ РФ 1,75 12,3 13 27,05

РБ РМ 6,8 19,9 9,6 36,3

Молодёжные спортивные мероприятия Всего, в т.ч. 0 336,8 205,4 542,2

ФБ РФ 0 0,4 143,9 144,3

РБ РМ 0 36,4 31,5 67,9

ВбИ 0 300 30 330

Научно-образовательные мероприятия Всего, в т.ч. 1,2 1,1 0,8 3,1

РБ РМ 1,2 1,1 0,8 3,1

Изготовление сувенирной продукции, издание памятных книг и альбомов, видео и печатной продукции, учебной литературы Всего, в т.ч. 8 10,3 8,5 26,8

РБ РМ 7,9 10,2 8,4 26,5

ВбИ 0,1 0,1 0,1 0,3

Дни Республики Мордовия в субъектах РФ Всего, в т.ч. 15,5 12,5 0 28

ФБ РФ 7,5 5,5 13

РБ РМ 8 7 15

Дни Республики Мордовия в иностранных государствах Всего, в т.ч. 0 27,5 14 41,5

РБ РМ 27,5 14 41,5

Постановка и прокат национальных произведений театрального искусства Всего, в т.ч. 1 1 1,9 3,9

ФБ РФ 0,3 0,7 0,5 1,5

РБ РМ 0,7 0,3 1,4 2,4

Прочие мероприятия Всего, в т.ч. 29,2 41,2 27,6 98

ФБ РФ 0,2 1,5 1,7

РБ РМ 28,9 35,2 27,6 91,7

ВбИ 0,1 4,5 4,6

В рамках проведения этнокультурных мероприятий, можно выделить важнейшие направления, в рамках которых и осуществлялось финансирование

соответствующих мероприятий. К числу таких направлений можно отнести следующие:

1) Организация и проведение фестивалей, конкурсов, форумов, презентаций, выставок. В рамках данного направления были проведены:

- в 2010 году: Всероссийский национальный праздник «Шумбрат!», межрегиональная конференция «Шумбрат, мокша-эрзянь мастор!», всероссийская научно-практическая конференция «Конец смутного времени. Объединение русских земель и образование единого Российского государства»;

- в 2011 году: В праздник «Славься, Отечество!», посвящённый победе народного ополчения под руководством Минина и Пожарского, Всероссийская научно-практическая конференция «Истоки русского патриотизма в победе России в Отечественной войне 1812 года»;

- в 2012 году: II Международный фестиваль культур финно-угорских народов «Шумбрат, финно-угрия!», фольклорно-этнографический фестиваль народов Республики Мордовия «Многонациональная Мордовия - культурное достояние России», форум народов России в г. Саранске;

- ежегодные мероприятия: Международная экспедиция-фестиваль «Волга - река мира. Диалог культур волжских народов», Всероссийская выставка-ярмарка народных художественных промыслов и ремёсел финно-угорских народов «Тев».

2) Этнокультурные мероприятия, проводимые в Республике Мордовия, предусматривали организацию и проведение всевозможных межрегиональных, всероссийских и международных фестивалей и выставок.

Также были проведены различные выставки, такие как: Выставка «Сокровища Мордовии из собраний музеев России», Всероссийская художественная выставка «Россия - Родина моя», Выставка «Изобразительное искусство РМ», Всероссийская художественная выставка «Большая Волга -искусство республик Поволжья» и другие.

3) Организация и проведение молодёжных спортивных мероприятий, способствовали сближению финно-угорских народов, привлечению туристов на

мордовскую землю, популяризации темы этничности в среде финно-угорских народов, и повышению интереса молодёжи к этнонациональной тематике.

4) Научно-образовательные мероприятия, проводимые в рамках реализации этнонациональной политики РМ, позволили повысить уровень этнокультурного образования среди школьников и молодежи.

5) Проведение Дней Республики Мордовия в субъектах РФ и иностранных государствах, изготовление сувенирной продукции, издание памятных книг и альбомов, видео продукции, учебной литературы способствовало популяризации мордовского этничности.

6) Прочие мероприятия реализации этнонациональной политики в Мордовия включали создание фильма, реставрация различных исторических печатных изданий, издание специальной тематической литературы.

Главными распорядителями финансовых ресурсов из федерального и регионального бюджетов являлись соответствующие министерства федерального и регионального уровня (Таблица 3).

Таблица 3. Структура финансового обеспечения этнокультурных мероприятий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РМ по источникам финансирования в период с 2010 по 2012 гг., %.

Наименование мероприятия Источник финансирования Доля источника в финансовом обеспечении мероприятия

Всего 2010 год 2011 год 2012 год

1 2 3 4 5 6

Просветительская и издательская деятельность, культурно-массовые мероприятия, проведение выставок и форумов, в т.ч.: Всего, в т.ч. 100 100 100,00 100

ФБ РФ 25,95 29,37 7,42 50,80

РБ РМ 37,98 69,23 30,66 39,99

МБ 0,11 1,08 0,00 0,00

ВбИ 35,96 0,32 61,92 9,21

Организация и проведение фестивалей, конкурсов, форумов, выставок, презентаций и т.д. Всего, в т.ч. 14,35 32,67 6,18 20,93

ФБ РФ 5,97 18,82 3,27 6,35

РБ РМ 8,00 12,66 2,91 13,87

МБ 0,11 1,08 0,00 0,00

ВбИ 0,28 0,11 0,00 0,71

Этнокультурные мероприятия в РМ Всего, в т.ч. 6,75 9,25 6,55 6,38

ФБ РФ 2,88 1,89 2,50 3,67

РБ РМ 3,87 7,36 4,05 2,71

1 2 3 5 6 7

Молодёжные спортивные мероприятия Всего, в т.ч. 57,78 0,00 68,47 58,01

ФБ РФ 15,38 0,00 0,08 40,64

РБ РМ 7,24 0,00 7,40 8,90

ВбИ 35,16 0,00 60,99 8,47

Научно-образовательные мероприятия Всего, в т.ч. 0,33 1,30 0,22 0,23

РБ РМ 0,33 1,30 0,22 0,23

Дни Республики Мордовия в субъектах РФ Всего, в т.ч. 2,98 16,77 2,54 0,00

ФБ РФ 1,39 8,11 1,12 0,00

РБ РМ 1,60 8,65 1,42 0,00

Дни Республики Мордовия в иностранных государствах Всего, в т.ч. 4,42 0,00 5,59 3,95

РБ РМ 4,42 0,00 5,59 3,95

Изготовление сувенирной продукции, издание памятных книг и альбомов Всего, в т.ч. 2,86 8,65 2,09 2,40

РБ РМ 2,82 8,55 2,07 2,37

ВбИ 0,03 0,11 0,02 0,03

Постановка и прокат национальных произведений театрального искусства Всего, в т.ч. 0,42 1,08 0,20 0,54

ФБ РФ 0,16 0,32 0,14 0,14

РБ РМ 0,26 0,76 0,06 0,40

Прочие мероприятия Всего, в т.ч. 10,44 31,58 8,38 7,79

ФБ РФ 0,18 0,22 0,30 0,00

РБ РМ 9,77 31,26 7,16 7,79

ВбИ 0,49 0,11 0,91 0,00

Финансовое обеспечение реализации этнонациональной политики Республики Мордовия в течение всего периода исследования составило 938,45 млн. р., включая различные источники финансирования. При этом максимальная доля приходится на средства республиканского бюджета РМ и составляет почти 38% от общего объёма финансирования, что составляет 356,4 млн. р.; на втором месте по объёму направляемых финансовых ресурсов на реализацию этнокультурной политики расположились внебюджетные источники финансирования - почти 36 % или 337,5 млн. р.; около 26 % финансового обеспечения этнонациональной политики в РМ за 2010-2012 годы приходится на средства федерального бюджета РФ (243,55 млн. р.). На долю местных бюджетов предусмотрено было лишь 0,11% или 1 млн. р. В 2010 году почти 70% средств на финансирование этнокультурных мероприятий в Мордовии поступало из республиканского бюджета. В 2011 году - доля бюджета субъекта резко сократилась до 30,66% в пользу внебюджетных источников, и составила почти 62%. При этом резко сократилось значение

федерального финансирования в структуре финансового обеспечения данных мероприятий до 7,42 %. Однако в 2012 году именно федеральное финансирование составило большую долю в общем объёме финансового обеспечения этнокультурных мероприятий.

Если рассматривать структуру финансового обеспечения этнонациональной политики в разрезе сгруппированных направлений, то следует заметить, что большая часть, а именно, 57,8% финансовых ресурсов приходилось на обеспечение спортивных молодёжных мероприятий, причём 35,6% из них составляли внебюджетные средства. Финансовое обеспечение организации фестивалей, форумов, выставок и прочих мероприятий, составило 14,4 % от общего объёма средств.

Творческие этнокультурные мероприятия в структуре финансирования просветительской и издательской деятельности занимали 6,6% общего объёма финансовых ресурсов, предусмотренных на реализацию данной сферы этнонациональной политики.

Финансовое обеспечение таких мероприятий, как «Дни Республики Мордовия» в субъектах РФ и в иностранных государствах составляли около 34% всех предусмотренных средств на каждый вид соответственно. При этом финансирование такого рода мероприятий в иностранных государствах осуществляется исключительно за счёт средств республиканского бюджета Республики Мордовия.

Данные мероприятия являются неотъемлемой частью создания позитивного образа региона за его пределами, то есть так называемого этнонационального брендинга, который в большей степени способствует развитию индустрии этнического туризма, формированию качественной инфраструктуры в субъекте, проведению культурных мероприятий на всероссийском и международном уровне и прочее.

Рассматривая динамику финансирования этнонациональной политики РМ в рамках организации и проведения просветительско-издательских, культурно-массовых мероприятий и т.д., можно отметить изменения по различным

направлениям в течение всего исследуемого периода. В целом наблюдается резкое увеличение финансирования в 2011 году по отношению к 2010 году на 432%, и сокращение на 28% в 2012. [4].

В настоящее время в Республике Мордовия реализуется Госпрограмма «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия» на 2014 - 2020 годы [5].

Общий объем финансирования данной программы из средств республиканского бюджета Республики Мордовия составляет 276400,2 тыс. р. Программа направлена на решение следующих важных задач:

- развитие системы управления и согласование органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества при осуществлении государственной национальной политики в Республике Мордовия;

- поддержка и совершенствование духовного и культурного потенциала народов, проживающих на территории Мордовии, на основе межэтнического и межконфессионального согласия;

- улучшение инфраструктуры учреждений социального назначения, регионального и этнокультурного брендинга, направленных на поддержание межнационального мира и согласия, позитивного образа Республики Мордовия и культур народов, населяющих ее;

- повышение роли государственной поддержки в области гражданских, общественных и национально-культурных инициатив т.д. [5].

Таким образом, важнейшим приоритетом этнонациональной политики, реализуемой на территории Республики Мордовия, является создание условий для сохранения и развития языка и культуры мордовского этноса, а также учет интересов других этнических групп, проживающих в республике, и в конечном итоге преследуется глобальная цель достижения межнационального согласия на основе социального партнёрства как внутри субъекта, так и на межрегиональном и международном уровне.

Следует отметить, что достаточный уровень финансирования этнонациональных проектов и программ позволяет при условии оптимальности

расходования бюджетных средств эффективно удовлетворять этнокультурные потребности населения. Реализация этнонациональной политики требует дополнительного финансового обеспечения со стороны государства с целью управления этнополитическими процессами в регионах.

Библиографический список

1. Филичкина Ю.Ю., Папушкина А.В. Реализация целевых программ

экономического и социального развития финно-угорских территорий (на

примере Республики Мордовия) // Региональная экономика: теория и практика.

№42, 2013. С. 17- 29.

2. Об утверждении плана основных мероприятий, связанных с

подготовкой и проведением празднования 1000-летия единения мордовского

народа с народами Российского государства [Электронный ресурс]:

Распоряжение Правительства РФ от 15.01.2010 N 7-р ) Режим доступа:

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6632149/ ) Загл. с экрана.

3. Бусалова С.Г., Макейкина С.М., Панкова Р.И. Актуальные вопросы

финансового обеспечения реализации государственной национальной политики

в сфере этнокультурного развития финно-угорского социума // Финно-угорский

мир. № 2, 2013. С. 119 - 123.

4. Национальная политика Республики Мордовия: цифры и факты //

Официальный сайт органов государственной власти РМ. URL: http://www.e-

mordovia.ru/.

5. Постановление Правительства Республики Мордовия от 18 ноября 2013 г. № 507 «Государственная программа «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия» на 2014 - 2020 годы // Официальный сайт органов государственной власти РМ. URL: http://www.e-mordovia.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.