Научная статья на тему 'Финансовое обеспечение деятельности Моздокского верхнего пограничного суда в 1793–1822 годах'

Финансовое обеспечение деятельности Моздокского верхнего пограничного суда в 1793–1822 годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Центральный Кавказ / Моздокский верхний пограничный суд / Кавказская казенная палата / Моздокское уездное казначейство / финансирование / бюджет / Central Caucasus / Mozdok Upper Border Court / Caucasian Treasury Chamber / Mozdok County Treasury / fi nancing / budget

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абазов Алексей Хасанович

Исследуются особенности финансового обеспечения деятельности Моздокского верхнего пограничного суда в 1793–1822 гг. на основе анализа его делопроизводственных документов. С опорой на проблемно-хронологический сравнительно-исторический методы и институциональный подход охарактеризованы каналы расходования судом казенных денежных средств, определены должностные оклады его служащих и персонала, рассмотрен порядок документирования движения по суду финансовых средств, изучены основные направления его взаимодействия с казенной палатой и т.п. Установлено, что финансирование пограничного суда за счет российской казны являлось одним из основных механизмов расширения аппарата российского государства на его южной окраине и закладывало определенную модель, в которой функционировали учреждения локального судебно-административного контроля в последующем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Абазов Алексей Хасанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial Support for the Activities of the Mozdok upper Border Court in 1793–1822

The article is devoted to the study of the features of financial support for the activities of the Mozdok upper border court in 1793–1822. To do this, his office documentation was analyzed: report registers and books for recording incoming and outgoing correspondence, punctures of the court's clerk and expense, the report of the chairman of the court and the orders of the Commander-inChief of the troops in the Caucasus, etc. The channels of expenditure by the court of state funds are characterized, the offi cial salaries of its employees and staff are determined, the procedure for documenting the movement of funds through the court is considered, the main directions of its interaction with the treasury chamber are studied, etc. The channels of cash fl ow received by the court from income-generating activities are identifi ed and characterized. It is concluded that the fi nancial support of the Mozdok upper border Court at the expense of the Russian treasury in 1793–1822 was one of the main guarantors of the expansion of the apparatus of the Russian state on its southern outskirts and laid down a certain model in which the institutions of local judicial and administrative control functioned in the future.

Текст научной работы на тему «Финансовое обеспечение деятельности Моздокского верхнего пограничного суда в 1793–1822 годах»

НАРОДЫ КАВКАЗА. ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

THE NATIONS OF THE CAUCASUS. TRADITIONS AND MODERNITY

Научная статья

УДК 94(470.6)+930.2

DOI 10.18522/2072-0181-2024-117-39-44

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЗДОКСКОГО ВЕРХНЕГО ПОГРАНИЧНОГО СУДА В 1793-1822 ГОДАХ

А.Х. Абазов

FINANCIAL SUPPORT FOR THE ACTIVITIES OF THE MOZDOK UPPER BORDER COURT IN 1793-1822

A.H. Abazov

Введение российскими властями системы учреждений локального судебно-административного контроля (далее - УЛСАК) на Центральном Кавказе (пограничные суды, приставские управления) в последней трети XVIII в. сопровождалось целым рядом сложностей, в том числе и необходимостью решения вопросов об организации финансового обеспечения их деятельности. Первые шаги в этом направлении предполагали определение источников финансирования этих учреждений (на начальном этапе - в основном за счет ассигнований казенных денежных средств), выработку порядка отпуска им денежных средств казёнными палатами и территориальными казначействами, организацию учета и контроля за их расходованием и т.п. С течением времени круг УЛСАК расширялся по мере включения в политическую орбиту империи новых территорий, росло количество вовлеченных в их деятельность служащих, увеличивалась финансовая нагрузка на казну. Кроме того, на этом этапе закладывались предпосылки к последующему внедрению в регионе системы военно-народного управления. Апробированные на примере УЛСАК принципы администрирования (когда высшая власть в

Абазов Алексей Хасанович - доктор исторических наук, заместитель генерального директора Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук», 360003, Кабардино-Балкарская республика, г Нальчик, Долинск, ул. Балкарова, 2, e-mail: alex_abazov@list.ru, т. 8(8662)720112.

конкретном административно-территориальной образовании или специализированном учреждении принадлежала назначаемым в установленном порядке российским офицерам, а на основные должности в административных и судебных учреждениях делегировались местные жители по результатам народных выборов) практиковались вплоть до революционных событий 1917 г. Со временем лишь отчасти менялись способы финансового обеспечения деятельности УЛСАК и их правопреемников: если на начальном этапе оно осуществлялось почти в полном объеме за счет казенных средств, то с окончательным закреплением системы военно-народного управления в конце 50-х гг. XIX в. и по мере вовлечения коренных жителей в систему налоговых отношений по российскому образцу на эти цели стали направляться и средства, собираемые с них по земским раскладкам, и отчасти - за счет средств народных (общественных) капиталов.

В этом плане феномен функционировавшего с 1793 по 1822 гг. Моздокского верхнего пограничного суда (далее - МВПС) представляет большой научный интерес как один из первых учреждений в регионе, деятельность которых основывалась на сочетании принципов россий-

Alexey Abazov - Kabardino-Balkarian Center of the Russian Academy of Sciences, 2, Balkarova Street, Dolinsk, Na-lchick, Kabardino-Balkarian Republic, 360003, e-mail: alex_ abazov@list.ru, t. +7(8662)720112.

ской административной системы и региональной этнополитической традиции. Исследование основных вопросов финансового обеспечения его деятельности предоставляет собой определенный научный интерес, так как дает возможность глубже исследовать особенности расширения российского аппарата государства на южной его окраине, вовлечения местного населения экономическую систему России. Кроме того, такое исследование позволяет расширить наши представления об истории развития и складывания современной бюджетной системы, определении принципов финансирования вновь создаваемых властных структур, оптимизации действующих и т.п. В связи с этим целью данного исследования является выявление и характеристика основных направлений финансирования деятельности МВПС в 1793-1822 гг. Для этого следует охарактеризовать каналы расходования судом казенных средств, определить должностные оклады его служащих и персонала, рассмотреть порядок документирования движения по суду финансовых средств, изучить основные направления его взаимодействия с казенной палатой и т.п.

Некоторые аспекты истории МВПС затрагивались в материалах П.Г. Буткова, трудах Н.Ф. Грабовского, В.Н. Кудашева, С.К. Бушуе-ва, Т.Х. Кумыкова, М.М. Блиева, З.М. Блиевой, С.Н. Бейтуганова, В.Х. Кажарова, Ж.А. Калмыкова, А. Д. Дзидзоева, Х.М. Думанова и Ю.М. Ке-това, А.Н. Кубатко, А.Н. Маремкулова, М И. Афауновой, Э Ю. Хубиева [1-17], некоторых наших работах о месте суда в политике России на Кавказе в конце XVIII - начале XIX в. и др., а также - в целом ряде обобщающих работ по истории народов северокавказского региона [18-21]. Однако вопросы финансирования его деятельности в них практически не рассматривались. Между тем для такого исследования сохранилась достаточная источниковая база - в основном делопроизводственная документация МВПС (книги для записи входящей и исходящей корреспонденции, протокола приходчиков и расходчиков суда, приказы председателя суда, требовательные листы и т.п.), значительная часть которой отложилась в фонде 244 («Моздокский верхний пограничный суд») ЦГА РСО-Алания (г. Владикавказ, РСО-Алания).

Напомним, что МВПС был создан в крепости Моздок на основании специального распоряжения Екатерины II в 1793 г. и функционировал до 1822 г. Он выполнял функции пограничного административно-судебного, таможенного и нотариального учреждения в отношении коренно-

го населения региона, проживавшего за пределами Кавказской (Азово-Моздокской) линии и отнесённого на основании международных соглашений к ведению России. Суд создавался как временная мера для вовлечения местных жителей в политико-правовое пространство империи и утрачивал свое значение по мере продвижения России вглубь Кавказа и нивелирования Моздоком статуса пограничной крепости. Апробированная на примере МВПС властями модель организации и управления деятельностью УЛСАК была впоследствии перенесена на создаваемые позже учреждения пограничного типа со схожим функционалом (Кабардинский временный суд в крепости Нальчик с 1822 по 1858 гг.; Владикавказские инородный с 1828 по 1830 гг. и окружной с 1830 по 1836 гг. в крепости Владикавказ; Чеченский народный суд «макхама чачани» в крепости Грозной с 1852 по 1858 гг.). Эта же модель частично создавала основу для введения в конце 50-х гг. XIX в. в регионе системы военно-народного управления.

Финансирование деятельности МВПС осуществлялось за счет ассигнований имперской казны. Выделяемые средства направлялись на оплату жалования его судей и персонала и на канцелярские расходы. Периодические по мере необходимости дополнительно выделялись средства на экстраординарные расходы [22, д. 364, л. 1 об.] (не предусмотренные утвержденным бюджетом, например, прогонные «посылаемым разным людям для доставления в разные места» корреспонденции суда [22, д. 364, л. 2]). Альтернативных источников финансирования деятельности МВПС не предусматривалось. Для организации движения и учета денежных средств по МВПС в их структуре предусматривались должности приходчика и расходчика [22, д. 448, л. 6]. Они выполняли свои полномочия на основе специальных указов председателя МВПС [22, д. 526, л. 7].

В учредительном документе МВПС - Указе Екатерины II «о родовых судах и расправах в Большой и Малой Кабарде» [22, д. 73, л. 15-16] (1793) были определены размеры должностных окладов судей и персонала. Размер жалования (должностного оклада) зависел от занимаемой получателем должности в суде и от фактов совмещения должностей по другим направлением службы. Так, за совмещение должностей председателю МВПС и двум судьям - российским офицерам - к основному окладу доплачивалось по 500 и 200 руб. в год, соответственно. Выборные от местного населения представители высшей

этнической элиты кабардинского населения региона (князья) получали по 250 руб. в год; выборным представителям других знатных кабардинских фамилий и избранникам от других этнических групп населения региона выплавилось по 150 руб. Секретарю суда полагалось жалование в размере 250 руб., персонал суда получал от 60 до 200 руб. в зависимости от занимаемой должности. Отдельные оклады устанавливались и для работавших в суде представителей мусульманского духовенства (муллы и двух его помощников) [22, д. 525, л. 11 об. - 12]. Всего в 1793 г. годовой бюджет МВПС (по всем статьям расходов) был определен в объеме 6280 руб. [23, д. 138, л. 15-16].

Эта сумма оставалась фиксированной и применялась для расчета бюджета МВПС в последующем. Однако средства на оплату жалования периодически (в основном поквартально) запрашивались в уездном казначействе на основе сведений о кадровом составе суда и покрытии имеющихся вакансий. Случалось, что неизрасходованные средства возвращались обратно в казначейство. В практике МВПС встречались и нетипичные случаи расходования казенных средств, выделенных на финансовое обеспечение его деятельности. Например, в случае смерти служащего суда до момента погашения вакансии его жалование получали члены его семьи, и каждом таком случае МВПС сообщал в Моздокское уездное казначейство [22, д. 425, л. 3].

Также за счет средств российской казны финансировались оплата труда служащих и накладные расходы подведомственных МВПС низовых судов (родовых судов и расправ в Большой и Малой Кабарде). Они функционировали независимо друг от друга. Отличался лишь социальный состав участников разбирательств, т.е. в родовых судах разбирались дела представителей высшей социальной прослойки кабардинского народа (князей), а в расправах их участие исключалось. Это отразилось и на объеме их финансирования: судьи родовых судов получали жалование больше, чем расправные заседатели. Жалование председателей родовых судов составляло 200 руб. в год, судей - по 150 руб., представителей мусульманского духовенства - 100 руб., их помощников - 80 руб. В расправах председателям полагалось по 130 руб. в год, заседателям и представителям духовенства по 100 руб., их помощникам по 80 руб. [22, д. 73, 15-16]. При этом в зависимости от их количественного состава на содержание родовых судов из российской казны выделялась сумма меньше, чем расправ

(730 руб. в судах, против 1070 руб. в расправах [22, д. 73, л. 15-16]). Однако в практике нередко встречались жалобы членов судов и расправ о задержках полагавшихся на их содержание выплат [22, д. 46, л. 1], что являлось одним из оснований снижения эффективности их деятельности.

По вопросам финансирования деятельности МВПС взаимодействовал с непосредственным начальством в лице Главнокомандующего войсками на Кавказе [22, д. 537, л. 93 об.], с которым он в основном согласовывал вопросы назначения и выплаты жалования служащим за счет российской казны [22, д. 504, л. 1]. Типичным распоряжением для Главнокомандующего при утверждении в должности нового члена МВПС было адресование Моздокскому уездному казначейству «положенное жалование по штату вместе с прошением чиновника по заслуге требовать» [22, д. 411, л. 81]. Члены суда получали жалование из этого казначейства также с 1793 г. [22, д. 19, л. 3]. При этом такие распоряжения поступали и при назначении на должность председателя МВПС. Назначение происходило на основании предложения Главнокомандующего войсками в регионе одновременно с утверждением в должности Моздокского коменданта (так как на протяжении всего периода функционирования МВПС эти две должности совмещал один служащий) [22, д. 504, л. 1].

Помимо Главнокомандующего войсками на Кавказе, по этим вопросам МВПС взаимодействовал еще и с рядом финансовых учреждений -Кавказской казенной палатой, уездными казначействами. Основная нагрузка в этом плане ложилась на Моздокское уездное казначейство -основной распорядитель казенных финансовых средств в Моздокском уезде Кавказской губернии. Однако на начальном этапе деятельности (в частности, в 1794 г.) встречались случаи частичного финансирования МВПС и родовых судов и расправ за счет средств Новогеоргиевского (Георгиевского) уездного казначейства [22, д. 37, л. 1; 23, д. 54, л. 1]. Этот вопрос был связан с административно-территориальными преобразованиями и требует более детального уточнения. При этом исследование истории деятельности Моздокского уездного казначейства (подведомственного сначала Астраханской [24, д. 1-7], а с 12 марта 1804 г. - Кавказской казенной палате - основным институтом финансовой системы Кавказской губернии, преобразованной в 1827 г. в Ставропольскую казенную палату), и его взаимодействия с МВПС в 1793-1822 гг. тоже может

быть предметом самостоятельного исследования.

В некоторых случаях вопросы финансирования деятельности МВПС согласовывал напрямую с Кавказской казенной палатой [22, д. 521, л. 4]. Примечательно, что основанием для палаты для направления средств в суд было своевременное предоставление судом сведений о штатной расстановке и имевшихся вакансиях. Например, на основании анализа сообщения Кавказской казенной палаты вышестоящему начальству от 24 апреля 1808 г. видно, что расходы на содержание МВПС и родовых судов и расправ* включались в структуру губернских расходов [22, д. 372, л. 1]. Для сбора данных Кавказская казенная палата периодически направляла в МВПС запросы о предоставлении сведений о штатной структуре суда. Сведения должны были направляться в экспедицию палаты незамедлительно после получения запроса [22, д. 372, л. 1]. На что председатель МВПС сразу же давал соответствующий приказ об изготовлении точных копий с имеющихся при суде штатов (как собственных, так и родовых судов и расправ) и, подкрепив сопроводительным письмом, направлял в экспедицию Кавказской казенной палаты [22, д. 372, л. 3].

Финансирование деятельности МВПС тщательно документировалось. Сведения о движении ассигнованных суду средств фиксировались в приходных и расходных протоколах. Ответственным за составление таких протоколов был секретарь суда, а также приходчики и расходчики суда. Готовые протокола заверялись почти всеми членами суда (судья/заседатель -российский офицер, судьи/заседатели - выборные представители от разных этнических групп местного населения и секретарь суда) [22, д. 363, л. 65]. Другим важным документом для отражения финансовых операций суда была книга «на записку прихода и расхода экстраординарной суммы». Кроме того, по финансовой части в книгах «на записку» входящих и исходящих бумаг фиксировались все сведения об отправленных в уездное казначейство или казенную палату и полученных от них финансовых документов [22, д. 362, л. 3 об.]. С определенной периодичностью (помесячно, поквартально и т.п.) готовились списки расходования средств на содержание судей МВПС [22, д. 424, л. 19 об.; 22, д. 525,

* Так в документе, несмотря на то, что в историографии утвердилось мнение, что после 1807 г. родовые суды и расправы перестали существовать, а взамен них были созданы духовные суды «мехкеме».

л. 11 об. - 12]. Их анализ помимо установления объема финансирования суда дает возможность определить и динамику его персонального состава, выявить сложности комплектования его кадрами на разных этапах функционирования и т.п. Отдельному учету во входящих регистрах подлежали средства, выделяемые на экстраординарные расходы [22, д. 364, л. 1 об.]. Входящие и исходящие регистры велись по годам [22, д. 526, л. 2; 23, д. 525, л. 13]. Регистры, книги и документы по финансовому обеспечению деятельности МВПС подлежали периодической ревизии со стороны Кавказской казенной палаты [22, д. 448, л. 6]. Суд был обязан предоставить на проверку все документы по требованию палаты. Обо всех ревизиях финансовых документов и регистрационных книг председатель суда рапортовал Главнокомандующему войсками [22, д. 448]. Кроме того, суд периодически отчитывался (направлял отчетные рапорта) о расходовании выделенных средств и перед Главноначальствующим [22, д. 527]. Таким образом, к этому времени сложилась двойная финансовая отчетность МВПС - перед вышестоящей в административной иерархии инстанции и перед финансовым учреждением -основным распорядителем казенных средств.

При исследовании вопроса о финансовом обеспечении работы МВПС определенный интерес представляют сведения и о его деятельности, приносившей доход. Суд, особенно на завершающих этапах функционирования (1816-1822 гг.), за определенную плату выдавал заинтересованным жителям соответствующие письменные документы: аттестаты о профессиональной деятельности различным категориям служащих суда, выписки из документов о разбирательстве дел, письменные засвидетельствования «устных сделок» (в большинстве случаев -о купле-продаже невольников [22, д. 525, л. 1]) или принимаемых сторонами гражданских отношений обязательств. Примечательно, что собираемые от доходной деятельности средства в то время (по данным документов, относящимся к 1816-1822 гг.) направлялись в Моздокское уездное казначейство [22, д. 538; 22, д. 411, л. 81].

В целом введение в научный оборот делопроизводственной документации о характере финансирования МВПС дает основание утверждать, что на начальном этапе введения системы УЛСАК на Центральном Кавказе их деятельность выстраивалась за счет ассигнований казенных денежных средств по утверждённым в установленном порядке бюджетам. В этом ряду на обеспечение деятельности МВПС из казны

выделялось больше средств, чем на остальные УЛСАК. С момента учреждения МВПС были определены основные средства, которые направлялись на оплату жалования судьям и персоналу, канцелярские и экстраординарные расходы. Размер жалования зависел от занимаемой должности (для председателя, судей из российских офицеров и персонала) и социального статуса (выборных судей от представителей местного населения). Размер жалования судей МВПС был выше, чем судей низовых судов в системе УЛСАК (родовых судов и расправ в Большой и Малой Кабарде). По вопросам финансового обеспечения своей деятельности МВПС в пределах своей компетенции взаимодействовал с военно-административными (Главнокомандующим войсками на Кавказе) и финансовыми (Кавказской казенной палатой и уездными казначействами) учреждениями российского аппарата государства. Они осуществляли по отношению к МВПС распорядительные, ревизионные функции. Для документирования финансирования деятельности МВПС сложилась делопроизводственная практика, ответственными за реализацию которой были секретарь, приходчики и расходчики суда. Примечательно, что средства суда, поступавшие от приносившей доход деятельности, обращались в пользу государства и направлялись в распоряжение уездного казначейства.

Таким образом, финансовое обеспечение деятельности МВПС за счет российской казны в 1793-1822 гг. являлось одним из основных гарантов расширения аппарата российского государства на его южной окраине и закладывало определенную модель, в которой функционировали УЛСАК в последующем. Тем самым изучение проблем финансового обеспечения учреждений российской власти в регионах имеет большую исследовательскую перспективу для более глубокого понимания особенностей инкорпорации местного населения в финансово-экономическую систему России и динамики фискальной функции государства в широком хронологическом охвате (от создания новых учреждений власти в прошлом до оптимизации их деятельности в настоящем).

ЛИТЕРАТУРА

1. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 г. - СПб.: Типография Императорской академии наук, 1869. Ч. 1. 545 с.; Ч. 2. 592 с.; Ч. 3. 620 с.

2. Грабовский Н. Ф. Очерк суда и уголовных преступлений в Кабардинском округе // Сборник све-

дений о кавказских горцев. Тифлис: Типография Главного управления наместника Кавказского, 1870. Вып. 4. С. 1-72.

3. Исторические сведения о кабардинском народе: К 300-летию дома Романовых. Киев: Изд. В.Н. Кудашева. Типо-литография «С.В. Кульжен-ко», 1913. 283 с.

4. Бушуев С.К. Из истории русско-кабардинских отношений. Нальчик: Кабардинское книжное издательство, 1956. 192 с.

5. Кумыков Т.Х. Из истории судебных учреждений в Кабардино-Балкарии (конец ХУШ-Х1Х вв.) // Ученые записки КБНИИ. Вып. XIX. Нальчик: Каб.-Балк. кн. изд-во, 1963. С. 90-102.

6. Блиев М.М. Осетия в первой трети XIX в. Орджоникидзе: Сев.-Осет. кн. изд-во, 1964. 174 с.

7. Блиев М.М. Русско-осетинские отношения (40-е гг. XVIII - 30-е гг. XIX в.). Орджоникидзе: ИР, 1970. 380 с.

8. Блиева З.М. Российский бюрократический аппарат и народы Центрального Кавказа в конце XVIII - 80 годы XIX века. 2-е изд., перераб. Владикавказ: Ин-т истории и археологии РСО-А, 2015. 397 с.

9. Бейтуганов С.Н. Кабарда в фамилиях. Нальчик: Эльбрус, 1993. 304 с.

10. Кажаров В.Х. О времени и обстоятельствах учреждения «духовных судов» в Кабарде // Исторический вестник. 2006. Вып. 3. С. 398-425.

11. Калмыков Ж.А. Интеграция Кабарды и Балкарии в общероссийскую систему управления (вторая половина XVIII - начало ХХ в.). Нальчик: ЭльФа, 2007. 232 с.

12. Дзидзоев А.Д. Судебная политика на Северном Кавказе в XIX - первой трети ХХ в.: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2011. 23 с.

13. Думанов Х.М., Кетов М.Ю. Адыгэ хабзэ и суд в Кабарде во второй половине XVШ-XIX в. Нальчик: Изд-во КБНЦ РАН, 2000. 140 с.

14. Кубатко А. Н. История становления российской судебной системы на Северном Кавказе: Конец XVIII - начало ХХ в.: Дис. ... канд. ист. наук. Пятигорск, 2002. 204 с.

15. Маремкулов А.Н. Основы геополитики Российского государства на Северном Кавказе в XVIII -начале XIX в.: политико-правовой аспект. Нальчик: Эльбрус, 2003. 152 с.

16. Афаунова М.И. Попытки установления родовых судов и расправ в Кабарде (1793-1807) // Вестник института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН. Вып. 15. Нальчик, 2008. С. 37-54.

17. Хубиев Э.Ю. К вопросу о динамике шариатского движения в Кабарде в конце XVIII - первой половине XIX в. // Исторический вестник КБИГИ. Вып. VI. Нальчик, 2007. С. 112-131.

18. Адыгская (черкесская) энциклопедия. М.: Фонд имени Б.Х. Акбашева при участии Международной Черкесской ассоциации, 2006. 1248 с.

19. История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до наших дней. В 2 т. Т. 1. История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. М.: Наука 1967. 484 с.

20. История многовекового содружества: К 450-летию союза и единения народов Кабардино-Балкарии и России. Нальчик: Изд-во М. и В. Котляро-вых, 2007. 720 с.

21. Северный Кавказ в составе Российской империи. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 460 с.

22. Управление Центрального государственного архива Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики (УГЦА АС КБР). Ф. 244. Оп. 1.

23. Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД). Ф. 379. Оп. 3.

24. Государственный архив Астраханской области (ГА АО). Ф. 504. Оп. 1.

REFERENCES

1. Butkov P. G. Materials for the new history of the Caucasus from 1722 to 1803. St.-Petersburg: Printing House of the Imperial Academy of Sciences, 1869. Ch. 1, 545 p.; Ch. 2, 592 p.; Ch. 3, 620 p.

2. Grabovskiy N.F. Sketch of court and criminal offenses in the Kabar-Da districto Collection of information about the Caucasian highlanders. 1870. Vol. 4. Р. 1-72.

3. Historical information about the Kabardian people: On the 300th anniversary of the House of Romanov. Kiev: Typo-lithography «S.V. Kulzhenko», 1913. 283 p.

4. Bushuev S.K. From the history of Russian-Kabard-ian relations. Nalchik: Kabardian Book Publishing House, 1956. 192 p.

5. Kumykov T.Kh. From the history of judicial institutions in Kabardino-Balkaria (the end of the 18th -19th centuries.). Scientific notes of the KBNII. 1963. Vol. 19. P. 90-102.

6. Bliev M.M. Ossetia in the first third of the 19th century. Ordzhonikidze: North-Ossetia Book of publishing, 1964. 174 p.

7. Bliev M.M. Russian-Ossetian relations (the 40s of the 18th - 30s of the 19th century). Ordzhonikidze: Publishing House of IR, 1970. 380 p.

8. Blieva Z.M. The Russian bureaucracy and the peoples of the Central Caucasus at the end of the 18th -80s years of the 19th century. 2nd ed., reprint. Vladikavkaz: Institute of History and Archeology of the Russian Academy of Sciences, 2015. 397 p.

9. Beytuganov S.N. Kabarda in surnames. Nalchik: Elbrus, 1993, 304 p.

10. Kazharov V.Kh. About the time and circumstances of the establishment of «spiritual courts» in Kabarda. Historical Bulletin. 2006. Vol. 3. P. 398-425.

11. Kalmykov Zh.A. Integration of Kabarda and Balkaria into the all-Russian management system

(the second half of the 18th - early of the 19th century). Nalchik: El Fa, 2007, 232 p.

12. Dzidzoev A.D. Judicial policy in the North Caucasus in the 19th - first third of the 20th century. A thesis submitted for the degree of Candidate of Juridical. St.-Petersburg, 2011, 23 p.

13. Dumanov Kh.M., Ketov M.Yu. Adyge khabze and the court in Kabarda in the second half of the 18th-19th centuries. Nalchik: Publishing House of the KBSC RAS, 2000. 140 p.

14. Kubatko A.N. The history of the formation of the Russian judicial system in the North Caucasus: The end of the 18th - beginning of the 20th century. Dissertation for the degree of Candidate of History. Pyatigorsk, 2002. 204 p.

15. Maremkulov A.N. Fundamentals of the Geopolitics of the Russian State in the North Caucasus in the 18th - early of the 19th centuries: political and legal aspect. Nalchik: Elbrus, 2003. 152 p.

16. Afaunova M.I. Attempts to establish tribal courts and massacres in Kabarda (1793-1807). Bulletin of the Institute for Humanitarian Studies of the Government of the CBD and KBNTS RAS. 2008. Vol. 15. P. 37-54.

17. Khubiev E.Yu. To the question about the dynamics of the Sharia movement in Kabarda in the late of the 18th - the first half of the 19th century. Historical bulletin of KBIGI. 2007. Vol. 6. P. 112-131.

18. The Adyghe (Circassian) Encyclopedia. Moscow: B.H. Akbashev Foundation with the participation of the International Circassian Association, 2006. 1248 p.

19. The history of the Kabardino-Balkarian ASSR from ancient times to the present day. In 2 vol. Vol. 1. The history of the Kabardino-Balkarian ASSR from ancient times to the Great October Socialist Revolution. Moscow: Nauka, 1967. 484 p.

20. The history of the centuries-old commonwealth: to the 450th anniversary of the union and unity of the peoples of Kabardino-Balkaria with Russia. Nalchik: M. and V. Kotlyarov Publishing House, 2007. 720 p.

21. The North Caucasus as part of the Russian Empire. Moscow: New Literary Review, 2007. 460 p.

22. Office of the Central State Archive of the Archive Service of the Kabardino-Balkarian Republic. F. 244. Inv. 1.

23. Central State Archive of the Republic of Dagestan. F. 379. Inv. 3.

24. State Archive of the Astrakhan region. F. 504. Inv. 1.

Статья поступила в редакцию 17.02.2024;

одобрена после рецензирования 06.03.2024; принята к публикации 18.03.2024.

The article was submitted 17.02.2024;

approved after reviewing 06.03.2024; accepted for

publication 18.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.