Научная статья на тему 'Финансовое обеспечение деятельности арбитражных судов'

Финансовое обеспечение деятельности арбитражных судов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
804
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / FINANCIAL CONTROL / FINANCING / ARBITRATION TRIBUNALS / FEDERAL BUDGET / JUDICIAL SYSTEM / FINANCIAL PROVISION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лыткина О. В.

Вопросы финансового обеспечения судебной системы в целом и арбитражных судов в частности урегулированы нормами различных нормативно-правовых актов, каждый из которых дублирует положения Конституции РФ. В данной статье предпринята попытка проанализировать особенности финансирования деятельности арбитражных судов Российской Федерации с учетом гарантии независимости органов судебной власти. Отмечается, что за деятельностью арбитражных судов осуществляется ведомственный контроль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of financial provision of judicial system in general, and arbitration tribunals in particular, are settled by regulations of various regulatory legal acts, each of which duplicates provisions of the Constitution of the Russian Federation. In this article the author made an attempt to analyse features of financing of activities of arbitration tribunals of the Russian Federation taking into account a guarantee of independence of judicial bodies. It is noted that behind activities of arbitration tribunals departmental control is exercised.

Текст научной работы на тему «Финансовое обеспечение деятельности арбитражных судов»

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО. НАЛОГОВОЕ ПРАВО

УДК 347.73:347.918

О. В. Лыткина

Финансовое обеспечение деятельности арбитражных судов

Вопросы финансового обеспечения судебной системы в целом и арбитражных судов в частности урегулированы нормами различных нормативно-правовых актов, каждый из которых дублирует положения Конституции РФ. В данной статье предпринята попытка проанализировать особенности финансирования деятельности арбитражных судов Российской Федерации с учетом гарантии независимости органов судебной власти. Отмечается, что за деятельностью арбитражных судов осуществляется ведомственный контроль.

Questions of financial provision of judicial system in general, and arbitration tribunals in particular, are settled by regulations of various regulatory legal acts, each of which duplicates provisions of the Constitution of the Russian Federation. In this article the author made an attempt to analyse features of financing of activities of arbitration tribunals of the Russian Federation taking into account a guarantee of independence of judicial bodies. It is noted that behind activities of arbitration tribunals departmental control is exercised.

Ключевые слова: финансовый контроль, финансирование, арбитражные суды, федеральный бюджет, судебная система, финансовое обеспечение.

Key words: financial control, financing, arbitration tribunals, federal budget, judicial system, financial provision.

Судебная власть традиционно занимает особое место в системе органов государственной власти, являясь самостоятельной и независимой. Вместе с тем структуру судебной системы, статус судей, а также размер финансирования судебной системы из государственного бюджета определяет законодательная власть, что, по мнению некоторых авторов, «потенциально может нарушить равноправие судебной власти в системе разделения властей»1.

Одной из гарантий независимости судебной власти является ее финансовая обеспеченность. Финансирование представляет собой выделение

© Лыткина О. В., 2016

1 Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2013.

С. 343.

денежных средств на осуществление деятельности арбитражных судов Российской Федерации. Отметим, что на международном уровне, в частности в «Процедурах эффективного осуществления Основных принципов независимости судебных органов»2, указывается, что «государства уделяют особое внимание необходимости выделения соответствующих ресурсов для функционирования судебной системы».

В соответствии с действующим законодательством, в частности ст. 33 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»3, финансирование судов должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Конституционной базой для организации и осуществления финансирования судебной власти современной России служит ст. 124 Конституции РФ, которая гласит: «Финансирование судов производится только из федерального бюджета». Норма Конституции о финансировании судов наиболее полно отражает основные принципы деятельности судебных органов в Российской Федерации, осуществления правосудия только судом.

Следует отметить, что подобная норма имеется также в ст. 1 Федерального закона от 10 февраля 1999 г. № 30-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации»4 и ст. 46 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»5, что свидетельствует о четко определенной воле законодателя относительно субъекта финансирования арбитражных судов.

В соответствии с общими принципами осуществления правосудия в России арбитражный суд является независимым органом по осуществлению правосудия на территории Российской Федерации. Достижение полного и независимого осуществления правосудия арбитражными судами возможно за счет государственного финансирования их деятельности, в связи с чем ч. 1 ст. 46 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах

2 Процедуры эффективного осуществления Основных принципов независимости судебных органов (Приняты 24.05.1989 Резолюцией 1989/60 на 15-м пленарном заседании Экономического и Социального совета ООН) // Резолюции и решения Экономического и Социального совета. Экономический и Социальный совет. Официальные отчеты, 1989 г. Дополнение № 1 (Е/1989/89). - Организация Объединенных Наций. С. 54-55.

3 О судебной системе Российской Федерации (ред. от 05.02.2014): федер. конституционный закон от 31 дек. 1996 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1; 2014. № 6. Ст. 551.

4 О финансировании судов Российской Федерации (ред. от 12.03.2014): федер. закон от 10 февр. 1999 г. № 30-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 7. Ст. 877; 2014. № 11. Ст. 1094.

5 Об арбитражных судах в Российской Федерации (ред. от 15.02.2016): федер. конституционный закон от 28 апр. 1995 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589; 2016. № 7. Ст. 896.

168

в Российской Федерации» предусматривает единственный источник финансирования их деятельности - федеральный бюджет.

Таким образом, арбитражные суды являются объектами федерального значения, что указывает на исключительность их финансовой основы - только федеральные средства, распределяемые из доходной части бюджета.

Однако Е.А. Григорьева, О.С. Черникова справедливо указывают, что «в ряде случаев отдельные расходы арбитражных судов перекладываются с федерального бюджета на региональный и местный. Например, по предоставлению жилья судьям и работникам аппарата суда, а также обеспечение

6

их и членов их семей путевками на санаторно-курортное лечение и т. п.» , что противоречит нормам действующего бюджетного законодательства.

На это указывает и Конституционный суд РФ в своем Определении от 9 апреля 2003 г. № 132-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Волгограда на нарушение конституционных прав и свобод положения пункта 3 статьи 19 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации"»: «Финансирование судов, в том числе материальное и социальное обеспечение судей, как следует из статьи 124 Конституции Российской Федерации, производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Возлагая на местную администрацию обязанность по предоставлению судьям жилья, оспариваемые администрацией города Волгограда положения - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и независимость судей, предусматривают полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при осуществлении данной обязанности дополнительных расходов органа местного самоуправления, что гарантирует право собственности муниципальных образований; при этом не происходит изъятие муниципальной собственности и не нарушается самостоятельность местного самоуправления в распоряжении местными финансами и бюджетом.

Указанная обязанность местной администрации касается обеспечения жильем судей того суда, который находится на территории муниципального образования. Поскольку содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем судей, как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют и общегосудар-

6 Григорьева Е.А., Черникова О.С. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (постатейный) / под ред. Е.В. Шкуновой // КонсультантПлюс: справ.-правовая система, 2012.

169

ственное и местное значение, а потому решаются совместно государствен-

7

ными органами и органами местного самоуправления» .

В Федеральном законе «О финансировании судов Российской Федерации» содержатся гарантии финансового обеспечения деятельности арбитражных судов:

- финансирование в полном объеме;

- обязательность согласования уменьшения объема финансирования (менее чем на 5% с согласия Совета судей Российской Федерации, более чем на 5% с согласия Всероссийского съезда судей Российской Федерации);

- ежемесячное финансирование в законодательно закрепленных долях;

- возможность бесспорного списания средств со счета Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации в случае неполного или несвоевременного;

- самостоятельность в расходовании полученных из федерального бюджета средств.

Конституционный суд РФ в Постановлении от 17 июля 1998 г. № 23-П отмечал, что финансирование судов должно производиться в порядке и объеме, обеспечивающих надлежащие экономические условия осуществления судебной власти8. Ежегодно в законе о федеральном бюджете определяются нормативы бюджетного финансирования применительно к отдельным категориям судов, т. е. объем необходимых бюджетных ассигнований, выделяемых для обеспечения деятельности соответствующего суда. Средства федерального бюджета, направляемые на финансирование судебных органов, идут не только на решение финансовых вопросов деятельности судов, но и на выплату вознаграждений судьям. Финансирование арбитражных судов в процессе исполнения федерального бюджета производится в полном объеме по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации.

Так, например, финансовое обеспечение судов в 2016 г. осуществляется исходя из штатной численности:

1) судей судов общей юрисдикции (без мировых судей) в количестве 25 433 единиц и работников их аппаратов (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) в количестве 68 616 единиц;

7 Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Волгограда на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 3 статьи 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»: определение Конституционного суда РФ от 09 апр. 2003 г. № 132-О // Вестн. Конституционного суда РФ. 2003. № 5.

8 По делу о проверке конституционности части 1 статьи 102 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 г.»: см.: постановление Конституционного суда РФ от 17 июля 1998 г. № 23-П // СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3801.

2) судей системы арбитражных судов Российской Федерации в количестве 4 319 единиц и работников их аппаратов (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) в количестве 11 856 единиц;

3) персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства, определяемой Судебным департаментом при Верховном суде Российской Федерации в пределах ассигнований на оплату труда для судов общей юрисдикции, арбитражных судов, Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации и его управлений в субъектах Российской Федерации;

4) работников Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации и его управлений в субъектах Российской Федерации (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) в количестве 6 615 единиц, в том числе работников центрального аппарата в количестве 522 единиц;

5) работников аппарата Верховного суда Российской Федерации (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) в количестве 1 392 единиц9.

Размер расходов на содержание арбитражных судов округов, специализированных арбитражных судов, арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации устанавливается Верховным судом РФ с учетом мнения Судебного департамента при Верховном суде РФ.

Таким образом, в целях обеспечения независимости арбитражных судов Российской Федерации установлены обязательные экономические нормативы их финансирования за счет средств федерального бюджета.

За осуществлением финансово-хозяйственной деятельности, направленной на обеспечение деятельности федеральных арбитражных судов, осуществляется ведомственный финансовый контроль. Названный вид контроля обеспечивает надзор за соблюдением требований действующего законодательства, целевым, правомерным и эффективным использованием бюджетных средств, сохранностью имущества, денежных средств и документов, а также материальных ценностей, правильностью документального оформления хозяйственных операций, постановки и ведения бюджетного учета и достоверностью отчетности.

Формы ведомственного финансового контроля деятельности арбитражных судов: предварительный, текущий и последующий. Первые две формы контроля организуют председатели федеральных арбитражных судов либо уполномоченные ими лица, генеральный директор Судебного департамента либо лицо, им уполномоченное, руководители органов и учреждений Судеб-

9 О федеральном бюджете на 2016 год: федер. закон от 14 дек. 2015 г. № 359-ФЗ // СЗ РФ. 2015. № 51 (ч. 1). Ст. 7230.

ного департамента, а осуществляют структурные подразделения Судебного департамента, структурные подразделения органов и учреждений Судебного департамента в части, касающейся возложенных на них функций, а также должностные лица (начальники финансовых служб, главные бухгалтеры, бухгалтеры), имеющие право подписи кассовых, банковских, расчетных и других документов, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до принятия и в процессе исполнения управленческих решений, совершения финансово-хозяйственных операций. Последующий ведомственный финансовый контроль по завершенным финансово-хозяйственным операциям организуют генеральный директор Судебного департамента либо лицо, им уполномоченное, начальник Контрольно-ревизионного управления Судебного департамента, начальники управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и начальники контрольно-ревизионных отделов управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, а осуществляют последующий ведомственный финансовый контроль контрольно-ревизионные работники.

Следует отметить, что последующий ведомственный финансовый контроль в федеральных арбитражных судах осуществляется посредством проведения контрольно-ревизионных мероприятий, а также контроля за устранением выявленных нарушений и недостатков.

Контрольно-ревизионное мероприятие представляет собой взаимосвязанное изучение экономической и юридической сторон деятельности ревизуемого (проверяемого) объекта, максимально возможное сочетание различных методических приемов и способов документального и фактического контроля с целью выявления законности, достоверности и экономической целесообразности (рациональности и эффективности) финансово-хозяйственных операций10.

В заключение можно отметить, что финансирование арбитражных судов из федерального бюджета в необходимом объеме является гарантией их жизнедеятельности, а также способности решать задачи, возложенные на них государством и обществом, что гарантирует их реальное выделение и исключает финансовую и иную зависимость судов от местных властей.

10 Об организации внутреннего финансового аудита и ведомственного финансового контроля за осуществлением финансово-хозяйственной деятельности, направленной на организационное обеспечение деятельности судов, а также финансово-хозяйственной деятельности в системе Судебного департамента: приказ Судебного департамента при Верховном суде РФ от 27 июля 2015 г. № 189 // Бюлл. актов по судебной системе. 2015. № 10.

172

Список литературы

1. Григорьева Е.А., Черникова О.С. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (постатейный) / под ред. Е.В. Шкуновой // КонсультантПлюс: справ.-правовая система, 2012.

2. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - М., 2013. - С. 343.

3. О судебной системе Российской Федерации (ред. от 05.02.2014): федер. конституционный закон от 31 дек. 1996 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. - 1997. - № 1. - Ст. 1; 2014. - № 6. - Ст. 551.

4. О федеральном бюджете на 2016 год: федер. закон от 14 дек. 2015 г. № 359-ФЗ // СЗ РФ. - 2015. - № 51 (ч. 1). - Ст. 7230.

5. О финансировании судов Российской Федерации (ред. от 12.03.2014): федер. закон от 10 февр. 1999 г. № 30-ФЗ // СЗ РФ. - 1999. - № 7. - Ст. 877; 2014. -№ 11. - Ст. 1094.

6. Об арбитражных судах в Российской Федерации (ред. от 15.02.2016): федер. конституционный закон от 28 апр. 1995 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. - 1995. - № 18. -Ст. 1589; 2016. - № 7. - Ст. 896.

7. Об организации внутреннего финансового аудита и ведомственного финансового контроля за осуществлением финансово-хозяйственной деятельности, направленной на организационное обеспечение деятельности судов, а также финансово-хозяйственной деятельности в системе Судебного департамента: приказ Судебного департамента при Верховном суде РФ от 27 июля 2015 г. № 189 // Бюлл. актов по судебной системе. - 2015. - № 10.

8. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Волгограда на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 3 статьи 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»: определение Конституционного суда РФ от 09 апр. 2003 г. № 132-О // Вестн. Конституционного суда РФ. - 2003. - № 5.

9. По делу о проверке конституционности части 1 статьи 102 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 г.»: постановление Конституционного суда РФ от 17 июля 1998 г. № 23-П // СЗ РФ. - 1998. - № 30. - Ст. 3801.

10. Процедуры эффективного осуществления основных принципов независимости судебных органов (приняты 24.05.1989 Резолюцией 1989/60 на 15-м пленарном заседании Экономического и Социального Совета ООН) // Резолюции и решения Экономического и Социального Совета. Экономический и Социальный Совет. Официальные отчеты, 1989 год. Дополнение № 1 (E/1989/89). - Организация Объединенных Наций. - С. 54-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.