Научная статья на тему 'ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО, ЭКОНОМИЧЕСКОГО, ФИНАНСОВОГО СУВЕРЕНИТЕТА ГОСУДАРСТВА В ПОПРАВКАХ К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВСТУПИВШИХ В СИЛУ С 4 ИЮЛЯ 2020 ГОДА'

ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО, ЭКОНОМИЧЕСКОГО, ФИНАНСОВОГО СУВЕРЕНИТЕТА ГОСУДАРСТВА В ПОПРАВКАХ К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВСТУПИВШИХ В СИЛУ С 4 ИЮЛЯ 2020 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
190
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОПРАВКИ К КОНСТИТУЦИИ РФ ОТ 04.07.2020Г / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ГАРАНТИИ АПОЛИТИЧЕСКОГО / ЭКОНОМИЧЕСКОГО / ФИНАНСОВОГО СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА / ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ЗАЩИТЫ СУВЕРЕНИТЕТА / AMENDMENTS TO THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION OF 04.07.2020 / CONSTITUTIONAL AND LEGAL FOUNDATIONS OF BUDGETARY FINANCING OF SOCIAL DEVELOPMENT / GUARANTEES OF APOLITICAL / ECONOMIC / FINANCIAL SOVEREIGNTY OF THE STATE / FINANCIAL AND LEGAL MEASURES TO PROTECT SOVEREIGNTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрова Галина Владиславовна, Ступаков Валерий Иванович

Введение. В статье в широком контексте рассматривается научное понимание содержания «государственного суверенитета». Показано, что поправки к Конституции РФ от 04.07.2020г. решают комплекс задач по обеспечению защиты политического, экономического, финансового суверенитета государства, укреплению конституционно-правовых институтов государственного регулирования оборонного, социально-экономического развития, финансирования социальных проектов развития и предпринимательства, культурно-образовательной, научно-технической, инновационной и иных социально значимых видов деятельности государства. Материалы и методы. Анализируются дополненные 04.07.2020 статьи Конституции РФ и законодательные акты о порядке их обсуждения и вступления в силу. Опираясь на теоретические труды российских ученых, авторы рассматривают поправки к Конституции РФ как меры защиты политического, экономического, финансового суверенитета российского государства, составляющие единый конституционно-правовой институт «государственного суверенитета». Наибольшее внимание уделено финансово-правовым аспектам защиты суверенитета от разных угроз, где особое значение имеют оборонно-стратегический бюджет, международно-правовая защита финансовых интересов РФ, социально-экономическое и проектно-бюджетное финансирование. Результаты. Анализ поправок к Конституции РФ показывает, что государство защищает свой суверенитет реализацией комплекса мер государственной безопасности, включая оборонную, финансовую, информационную, экологическую, культурно-образовательную безопасность, которые основаны на верховенстве федеральных законов о стратегическом развитии при бюджетном финансировании государства без вмешательства внешних сил. Новые конституционно-правовые нормы усилили факторы обеспечения безопасности, социализации роли государства, финансиализации экономики, экологизации, цифровизации права для защиты суверенитета РФ. Обсуждение и выводы. Являясь по существу государственно-правовой или конституционно-правовой категорией, понятие «обеспечение защиты суверенитета» включает самые различные области внешней и внутренней деятельности государства, требующие политических, оборонно-стратегических, экономических, финансовых мер обеспечения их безопасности и получающие их от государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Петрова Галина Владиславовна, Ступаков Валерий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL AND LEGAL ASPECTS OF ENSURING THE PROTECTION OF THE POLITICAL, ECONOMIC, FINANCIAL SOVEREIGNTY OF THE STATE IN THE AMENDMENTS TO THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION, WHICH ENTERED INTO FORCE ON JULY 4, 2020

Introduction. The article examines in a broad context the scientific understanding of the content of "state sovereignty". It is shown that the amendments to the Constitution of the Russian Federation of 04.07. solve a set of tasks to ensure the protection of the political, economic, financial sovereignty of the state, strengthen the constitutional and legal institutions of state regulation of defense, socio-economic development, financing of social development and entrepreneurship projects, cultural and educational, scientific and technical, innovative and other socially significant activities state. Materials and methods. The article analyzes the articles of the Constitution of the Russian Federation, amended on 07/04/2020, and legislative acts on the procedure for their discussion and entry into force. Based on the theoretical works of Russian scientists, the authors consider the amendments to the Constitution of the Russian Federation as measures to protect the political, economic, and financial sovereignty of the Russian state, constituting a single constitutional and legal institution of "state sovereignty". The greatest attention is paid to the financial and legal aspects of protecting sovereignty from various threats, where the defense-strategic budget, international legal protection of the financial interests of the Russian Federation, socio-economic and project-budget financing are of particular importance. Results. An analysis of the amendments to the Constitution of the Russian Federation shows that the state protects its sovereignty by implementing a set of state security measures, including defense, financial, information, environmental, cultural and educational security, which are based on the supremacy of federal laws on strategic development with budgetary financing of the state without the intervention of external forces. New constitutional and legal norms have strengthened the factors of ensuring security, socializing the role of the state, financializing the economy, greening, digitalizing law to protect the sovereignty of the Russian Federation. Discussion and conclusions. Being essentially a state-legal or constitutional-legal category, the concept of "ensuring the protection of sovereignty" includes a variety of areas of external and internal activities of the state, requiring political, defense-strategic, economic, financial measures to ensure their security and receiving them from the state.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО, ЭКОНОМИЧЕСКОГО, ФИНАНСОВОГО СУВЕРЕНИТЕТА ГОСУДАРСТВА В ПОПРАВКАХ К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВСТУПИВШИХ В СИЛУ С 4 ИЮЛЯ 2020 ГОДА»

4. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО; НАЛОГОВОЕ ПРАВО; БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.04)

4.1. Финансово-правовые аспекты обеспечения защиты политического, экономического, финансового суверенитета государства в поправках к Конституции Российской Федерации, вступивших в силу с 4 июля 2020 года

©Петрова Галина Владиславовна 1,a ©Ступаков Валерий Иванович 2b 1МГИМО МИД России, г.Москва, Россия

2 Институт международного права и экономики имени А.С.Грибоедова, г.Москва, Россия a v.stupakov@mail.ru b galina.v.petrova@mail.ru

Аннотация

Введение. В статье в широком контексте рассматривается научное понимание содержания «государственного суверенитета». Показано, что поправки к Конституции РФ от 04.07.2020г. решают комплекс задач по обеспечению защиты политического, экономического, финансового суверенитета государства, укреплению конституционно-правовых институтов государственного регулирования оборонного, социально-экономического развития, финансирования социальных проектов развития и предпринимательства, культурно-образовательной, научно-технической, инновационной и иных социально значимых видов деятельности государства.

Материалы и методы. Анализируются дополненные 04.07.2020 статьи Конституции РФ и законодательные акты о порядке их обсуждения и вступления в силу. Опираясь на теоретические труды российских ученых, авторы рассматривают поправки к Конституции РФ как меры защиты политического, экономического, финансового суверенитета российского государства, составляющие единый конституционно-правовой институт «государственного суверенитета». Наибольшее внимание уделено финансово-правовым аспектам защиты суверенитета от разных угроз, где особое значение имеют оборонно-стратегический бюджет, международно-правовая защита финансовых интересов РФ, социально-экономическое и проектно-бюджетное финансирование.

Результаты. Анализ поправок к Конституции РФ показывает, что государство защищает свой суверенитет реализацией комплекса мер государственной безопасности, включая оборонную, финансовую, информационную, экологическую, культурно-образовательную безопасность, которые основаны на верховенстве федеральных законов о стратегическом развитии при бюджетном финансировании государства без вмешательства внешних сил. Новые конституционно-правовые нормы усилили факторы обеспечения безопасности, социализации роли государства, финансиализации экономики, экологизации, цифровизации права для защиты суверенитета РФ.

Обсуждение и выводы. Являясь по существу государственно-правовой или конституционно-правовой категорией, понятие «обеспечение защиты суверенитета» включает самые различные области внешней и внутренней деятельности государства, требующие политических, оборонно-стратегических, экономических, финансовых мер обеспечения их безопасности и получающие их от государства.

Ключевые слова: поправки к Конституции РФ от 04.07.2020г., конституционно-правовые основы бюджетного финансирования социального развития, гарантии аполитического, экономического, финансового суверенитет государства, финансово-правовые меры защиты суверенитета.

Для цитирования: Петрова Г.В., Ступаков В.И. Финансово-правовые аспекты обеспечения защиты политического, экономического, финансового суверенитета государства в поправках к Конституции Российской Федерации, вступивших в силу с 4 июля 2020 года // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. №6. С. 074-081.

Financial and legal aspects of ensuring the protection of the political, economic, financial sovereignty of the state in the amendments to the Constitution of the Russian Federation, which entered into force on July 4, 2020

©Petrova Galina Vladislavovna 1,a ©Stupakov Valery Ivanovich 2,b

11nstitute of International Law and Economics named after A.S. Griboyedov 2 Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of Russia a v.stupakov@mail.ru b galina.v.petrova@mail.ru

Abstract

Introduction. The article examines in a broad context the scientific understanding of the content of "state sovereignty". It is shown that the amendments to the Constitution of the Russian Federation of 04.07. solve a set of tasks to ensure the protection of the political, economic, financial sovereignty of the state, strengthen the constitutional and legal institutions of state regulation of defense, socio-economic development, financing of social development and entrepreneurship projects, cultural and educational, scientific and technical, innovative and other socially significant activities state.

Materials and methods. The article analyzes the articles of the Constitution of the Russian Federation, amended on 07/04/2020, and legislative acts on the procedure for their discussion and entry into force. Based on the theoretical works of Russian scientists, the authors consider the amendments to the Constitution of the Russian Federation as measures to protect the political, economic, and financial sovereignty of the Russian state, constituting a single constitutional and legal institution of "state sovereignty". The greatest attention is paid to the financial and legal aspects of protecting sovereignty from various threats, where the defense-strategic budget, international legal protection of the financial interests of the Russian Federation, socio-economic and project-budget financing are of particular importance.

Results. An analysis of the amendments to the Constitution of the Russian Federation shows that the state protects its sovereignty by implementing a set of state security measures, including defense, financial, information, environmental, cultural and educational security, which are based on the supremacy of federal laws on strategic development with budgetary financing of the state without the intervention of external forces. New constitutional and legal norms have strengthened the factors of ensuring security, socializing the role of the state, financializing the economy, greening, digitalizing law to protect the sovereignty of the Russian Federation.

Discussion and conclusions. Being essentially a state-legal or constitutional-legal category, the concept of "ensuring the protection of sovereignty" includes a variety of areas of external and internal activities of the state, requiring political, defense-strategic, economic, financial measures to ensure their security and receiving them from the state.

Keywords: amendments to the Constitution of the Russian Federation of 04.07.2020, constitutional and legal foundations of budgetary financing of social development, guarantees of apolitical, economic, financial sovereignty of the state, financial and legal measures to protect sovereignty.

For citation: Petrova G.V., Stupakov V.I. Financial and legal aspects of ensuring the protection of the political, economic, financial sovereignty of the state in the amendments to the Constitution of the Russian Federation, which entered into force on July 4, 2020// Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. 13. №6. Pp. 074-081. (in Russ.).

Введение

Конституционно-правовое регулирование суверенных прав государства и граждан в сфере социального финансирования, бюджетно-налоговых, валютно-кре-дитных, платежно-расчетных отношений развивается на национальном и международном уровне принятием на основе Конституции РФ нормативно-правовых актов, обеспечивающих российский внутренний и внешний политический, экономический и финансовый суверенитет.

Современные системы социального, оборонного бюджетного финансирования, бюджетная, налоговая, валютная, банковская системы РФ как части общей финансовой системы России в современном виде функционируют 27 лет, опираясь на положения Конституции РФ 1993 года, нормы российского бюджета, финансового законодательства, международные финансовые нормы, стандарты, принципы. С 4 июля 2020 года финансовая система и финансовое законодательство РФ получили новый импульс для совершенствования и конкретизации бюджетно-правового режима финансирования новых задач конституционного развития государства в связи с вступлением в силу поправок к Кон-

ституции РФ 1993г., принятых на общенародном голосовании 01.07.2020г..

Конституционные процедуры вступления поправок к Конституции РФ 1993г. в силу предусматривали определенные этапы утверждения поправок, в связи с чем был принят Федеральный конституционный закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ1, статьи которого были далее одобрены Конституционным Судом РФ (КС РФ) в Заключении КС РФ от 16.03.2020 N 1 -З2 и утверждены Указом Президента РФ от 03.07.2020 N 4453.

Поправками к Конституции РФ от 04.07.2020г. обеспечиваются бюджетирование оборонного финансирования4, государственного стратегического планирования развития, бюджетная поддержка социальной сферы, политический и финансовый мониторинг, контроль, надзор со стороны Президента РФ, Парламента РФ, Правительства РФ, Центрального Банка России во всех сферах, включая оборонно-стратегическую5, социально-экономическую, научно-техническую, финансовую, правоохранительную и другие. В широком смысле поправки являются комплексом мер обеспечения защиты внутреннего и внешнего политического, экономического и финансового суверенитета государства.

1 Федеральный конституционный закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти"

2 Заключение Конституционного Суда "О соответствии положе-

ниям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших

в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом

Президента Российской Федерации"

3 Указ Президента РФ от 03.07.2020 N 445 «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками»

4 Бюджетирование - это планирование и разработка бюджетов, деятельность в рамках этапа планирования бюджетного процесса, процедура составления и принятия бюджетов, одна из составляющих системы финансового управления

5 Федеральный бюджет на 2020-2022 годы предусматривает, что расходы Минобороны РФ на 2020 год увеличились на 6,6%., выделенные на 2020 год Минобороны бюджетные средства составляет 1,894 трлн рублей. В 2019 году расходы министерства обороны составили 1,77б трлн.

1. Общественно-политическое и бюджетно-финансовое значение поправок в Конституцию РФ о мерах обеспечения политического, экономического, финансового суверенитета РФ.

Новый пункт 2.1. статьи 67 Конституции РФ в редакции от 04.07.2020г. направлен на обеспечение защиты государственного суверенитета России и ее территориальной целостности. Ранее в пункте 2 статьи б7 Конституции РФ провозглашались суверенные права РФ, включая юрисдикцию над территорией и на континентальном шельфе.

Если прежний текст п.2 ст. 67 Конституции РФ в редакции 1993г. рассматривал суверенитет как категорию конституционного права, подразумевающую «обладание суверенными правами» над территориями, то с 2020 года в Конституцию РФ включен п.2.1 ст. 67 об «обеспечении Российской Федерацией защиты своего суверенитета и территориальной целостности, когда не допускаются действия по отчуждению территории, а также призывы к таким действиям».6

Можно сказать, что в новой редакции Конституции РФ с учетом всех поправок «суверенитет» определяется как высшая ценность государства, связанная не только с обеспечением территориальной целостности, но и с финансовыми мерами контроля и регулирования обеспечения оборонной, социальной, промышленной, финансовой, энергетической, экологической, информационной и других видов государственной безопасности, которые гарантируют защиту целостности, стабильности государства и общества, безопасное функционирование его социально-экономической инфраструктуры.7 Из сложившейся в российской юридической науке доктрины «широкого» понимания государственного суверенитета вытекает его природа как «национального или народного» суверенитета, означающего в государственном контексте право нации на гарантированное Конституцией РФ безопасное, независимое, социально-обеспеченное и благополучное существование в рамках экономически развивающейся экономики под юрисдикцией Российской Федерации как единого федеративного государства.8

Поправки в Конституцию РФ от 04.07.2020 направлены на создания условий обеспечения всех видов государственной безопасности и повышения благосостояния народа, что предполагает защиту государственного суверенитета России и территориальной целостности в конкретных исторических условиях. Они содержат современные признаки обеспечения суверенности государства, выраженные в обеспечении государственной безопасности, территориальной целостности, стабильности гражданского общества, экономики, финансов, поддержке предпринимательства и социального партнерства.

6 Ст. 67 Конституции Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 и вступившими в силу 04.07.2020г.

7 Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». http://www.consultant.ru/law/ review/2771101.html

8 Марченко И.Н. Государственный суверенитет: проблемы опре-

деления понятия и содержания // Правоведение.- №1.- 2003.-С.

186-197

После внесения дополнений в Конституцию РФ от 04.07.2020г.понятие «защита государственного суверенитета» в контексте федеративного устройства России должно правильно истолковываться федерацией и ее субъектами, опираясь на Постановление Конституционного суда РФ от 07.06.2000г. и другие постановления КС РФ по вопросу о толковании содержания суверенитета Российской Федерации и ее субъектов.

В нем говорится, что согласно статье 73 Конституции РФ, взаимосвязанной своим содержанием со статьями 3,4,5,11,71,72,76 Конституции РФ, государственная власть республики как субъекта РФ с полномочиями в пределах, установленных Конституцией РФ, не определена как суверенная власть субъекта, поскольку полномочиями и предметами ведения субъект федерации наделяется Конституцией РФ как высшим актом федеративного суверенного государства многонационального народа России, в составе которого находится субъект федерации. Также отмечено, что Конституцией РФ признается суверенитет только за РФ, что вытекает из конституционных принципов территориальной целостности Российской Федерации, из единой государственной власти, основанной на верховенстве Конституции РФ, и федеральных законов.9

Указанное Постановление КС РФ показывает, что Конституционный Суд РФ является частью конституционно-правового механизма обеспечения суверенитета РФ, когда суверенитет проявляется в способности государства к самоопределению организационно-правовых основ правопорядка, обеспечения законности и безопасности без вмешательства внешних сил.

Новая редакция п.5, п.6, п.7 статьи 75 Конституции РФ от 04.07.2020г. касается повышения уровня социально-бюджетной защищенности граждан, что выражается: 1) во введении конституционных гарантий обязательности соответствия минимального размера оплаты труда прожиточному минимуму населения, 2) в конституционных гарантиях индексации размеров пенсий, выделяемых из внебюджетных пенсионных фондов, не реже, чем один раз в год; 3) в конституционных гарантиях индексации социальных выплат, обязательного социального страхования при адресной социальной поддержке граждан в соответствии с законодательством.

Конституционные положения имеют бесспорный приоритет при формировании на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации (ч.5 ст. 101, подп. «з», подп. «и» ч.1 ст.102, подп. «б», подп. «д» ч.1 ст. 103, п «а» ст.106, подп. «а» ч.1 ст.114) организационно-правовых основ, связанных с государственным управлением и финансовым контролем в сфере бюджетно-финансовой деятельности. Как отмечается в научных исследованиях конституционный строй РФ основывается на демократии, обеспеченной властью народа, сбалансированной посредством парламентского представительства и контроля.10

9 Постановление КС РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (в редакции от 13.07.2020)

10 Ильин И.М. Парламентский контроль в бюджетной сфере на современном этапе // Вестник Волжского университета им. В.Н.Та-

Исчерпывающий список видов парламентского контроля определяется статьей 5 ФЗ «О парламентском контроле», в которой говорится, что в числе прочих сфер Счетной палатой РФ контролируется бюджетно-финансовая деятельность Правительства РФ. В связи с внесением дополнений в Конституцию РФ от 04.07.2020г. был дополнен Конституционный федеральный закон «О Правительстве Российской Федерации»

Конституционными поправками 04.07.2020г. в статью 114 Конституции РФ расширены бюджетные и иные полномочия Правительства РФ в таких сферах как единая социально- ориентированная государственной политики бюджетной поддержки культурно-образовательной, научно-технологической сферы, сферы здравоохранения, социальной обеспеченности, защиты семьи, традиционных семейных ценностей, окружающей среды при реализации государственной политики единого управления финансовыми, кредитными, денежными ресурсами для целей социально-экономического развития государства и общества.

Можно сказать, что впервые за последние 27 лет, с момента принятия Конституции РФ 1993 года, в статье 114 Конституции РФ о полномочиях Правительства РФ были сформулированы конституционно-правовые основы сохранения и развития человеческого потенциала настоящего и будущего поколений граждан России, закрепляющие особое значение социальной бюджетной поддержки государства, социального партнерства, поддержки предпринимательства и частной инициативы при усилении роли науки, культуры, образования, здравоохранения для целей развития.11

2. Новые конституционно-правовые нормы об обеспечении безопасности, социализации, финансиализации, экологизации, цифровизации государства, права, экономики

Дополненные поправками от 04.07.2020 конституционно-правовые категории наполняют понятие «обеспечения государственного суверенитета» как традиционными, так и новыми «цивилизационными смыслами», выраженными в усилении гарантий государственной стабильности, безопасности и правопорядка в связи с расширением в современных условиях элементов социализации, финансиализации, экологизации, цифро-визации деятельности государства и общества.

Защита суверенитета обеспечением безопасности и территориальной целостности государства - одна из ключевых задач поправок, имеющих оборонно-политическое значение. Статья 83 Конституции РФ дополнена новым пунктом «е.5», который предусматривает создание нового органа - Государственного Совета РФ для согласованного взаимодействия органов публичной власти в вопросах внутренней и внешней политики

РФ. Пункт «ж» статьи 83 расширяет полномочия Совета Безопасности РФ по защите безопасности личности, общества и государства, чтобы поддерживать в государстве гражданский мир, согласие, обеспечить охрану суверенитета, независимости, государственной целостности России предотвращением угроз внутреннего и внешнего характера.

Дополнения к Конституции РФ от 04.07.2020 в статью 79 представляют собой исторический поворот в защите суверенных прав России при применении норм международного права. Статьей 79 Конституции РФ в прежней редакции предусматривается участие РФ в межгосударственных объединениях согласно международным договорам РФ, если это согласовывается с основами конституционного строя РФ. Однако при этом, как говорится в новой дополненной редакции статьи 79 Конституции РФ, если в решениях, принятых межгосударственными органами в рамках межгосударственных соглашений РФ при их истолковании возникают положения, противоречащие Конституции РФ, в Российской Федерации такие решения не исполняются.12

Социализация конституционных основ развития выступает как ключевая составляющая института суверенитета, обеспечиваемого мерами финансово-экономических преобразований в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития для повышения качества жизни и благосостояния народа, основой которого является социальная солидарность и социальное партнерство государства и общества при взаимодействии интересов частных и общественных субъектов на разных уровнях.13 Это отражено в поправках к Конституции РФ в новой статье 67.1 Конституции РФ о детях, воспитание и развитие которых является приоритетным в государственной политике РФ России, направленной на духовное, нравственное, интеллектуальное, физическое развитие детей, уважение к старшим, в статье 71, в части 1 статьи 72, статье 75.1 и других.

Финансиализация конституционно-правовых основ развития является новым бюджетно-координацион-ным способом повышения регулирующей роли публичных финансов в политическом, экономическом, финансово-правовом регулировании и означает корректировку и разработку бюджетов разного уровня с учетом необходимости бюджетного финансирования конкретных социально-экономических потребностей общества и государства.

В марте 2020г. для противодействия негативным последствиям пандемии коронавирусной инфекции были приняты беспрецедентные по масштабам финансово-правовые меры поддержки населения с выделением бюджетных средств для защиты суверенных прав граждан на жизнь и здоровье в условиях пандемии корона-вируса.

тищева.- № 4.-Том 2.-2018; Синцов Г.В. О значении парламентского контроля в Российской Федерации// Общественные науки.Право.- № 2(34).- 2015. - С. 17-21

11 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным

голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе об-

щероссийского голосования 01.07.2020, вступившими в силу 04.07.2020г.

12 Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с поправками, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 и вступившими в силу 04.07.2020г.

13 Ю.Г. Быченко, Л.В. Логинова Социализация экономики в России: проблемы и перспективы // Вестник Саратовского государственного технического университета. Серия «Экономика и бизнес: Социальные проблемы современности» .- Т.1. Выпуск 1.2009. С.262-272

Сразу после принятия ФКЗ РФ по совершенствованию функций органов государственной власти, касающегося поправки к Конституции РФ от 14.03.2020 Ж-ФКЗ, был принят Федеральный закон от 18.03.2020 № 52-ФЗ о бюджетных мерах защиты граждан от коронавируса.

Федеральный закон от 18.03.2020 № 52-ФЗ внес изменения в бюджетное законодательство, связанные с корректировкой условий бюджетных ассигнований, усилением бюджетной дисциплины за расходами, контроля за своевременностью выделения и получения бюджетного финансирования для профилактики и устранения причин и последствий коронавирусной инфекции, включая разные сферы защиты граждан.14

Финансиализация определяется в науке по-разному, в частности, как растущая и системная зависимость экономики преимущественно от публичных финансов, проявляющаяся в значительном преобладании бюджетного финансирования, кредитования, взаимозачетов с публичными и частными финансами по сравнению с товарным оборотом.15 Усиление контроля за публичными и частными финансами отражено в поправках к Конституции РФ в статье 114 и других.

Экологизация конституционно-правовых основ развития отражена в поправках к части 1 статьи 114 Конституции РФ о полномочиях Правительства РФ, которая дополняется пунктом «е.5», где говорится об осуществлении Правительством РФ полномочий по формированию условий, создающих благоприятную среду, обеспечивающую жизнедеятельность человека при снижении уровня негативных воздействий на природу объектами производственной инфраструктуры с сохранением уникальности и множественности видов флоры и фауны. Это способствует формированию у населения экологической ответственности, природоохранного образования и культуры.16 Правительство РФ совместно с Минфином России, Минэнерго России, Минэкономразвития России, Банком России, Сбербанком и другими банками и финансовыми организациями проводят политику бюджетно-финансовой и корпоративно-финансовой поддержки развития «зеленых» инновационных технологий, безотходных производств, энергетики возобновляемых ресурсов, «зеленых облигаций и инвестиций».

Экологизация государства, права, экономики понимается в контексте данного исследования как система национальных и международно-правовых мер финансово-правового регулирования противодействия негативному воздействию на окружающую среду.17 В современных условиях бурного развития международного экологического права и появления на мировом уровне жестких стандартов финансовой ответственности за

экологический ушерб это особенно актуально для защиты финансового суверенитета России и ее бюджетных интересов.18

Цифровизация конституционно-правовых основ развития выражена в поправках к Конституции РФ 2020г. государственный информационный суверенитет и информационная безопасность защищаются дополнением пункта «м» статьи 71 Конституции РФ в части отнесения к ведению федерации мер, связанных с обеспечением безопасности граждан, общества и государства от рисков, вызванных информационными технологиями и оборотом цифровых данных.

3. Особенности защиты финансового суверенитета России в контексте новых конституционных положений о социальном финансировании и финансовом контроле

Финансовый суверенитет является одной из составных частей государственного суверенитета, выступая как часть и политического, и экономического суверенитета государства, означающего самостоятельность социально-экономической, валютной, бюджетной, налоговой, инвестиционной и другой политики по выделению средств из бюджетов государства в условиях социализации, финансиализации, экологизации экономики, государства и права 19.

Проблематика защиты внутреннего финансового суверенитета рассматривается в контексте усиления гарантий его сохранения от негативных внутренних факторов нестабильности и кризисных внешних воздействий внедрением в государственное управление публичными финансами прогрессивных принципов финансирования социального развития.

Изложенные в новой статье 75.1 Конституции РФ общегосударственные принципы социального развития такие как «устойчивость экономического роста и повышение благосостояния народа», «взаимное доверие между государством и обществом», «гарантии уважения человека труда», «обеспечение социального партнерства и социальной солидарности» и другие20 предполагают для их реализации новые уровни бюджетного планирования, финансового стимулирования и финансового контроля.

Можно сказать, что новые конституционные принципы статьи 75.1 предусматривают осуществление социальной, бюджетной, налоговой, валютной, банковской политики государства как системы публично-финансовых мер обеспечения государственной стабильности и безопасности путем: 1) устойчивого финансирования инвестиционной и инновационной деятельности государ-

14 Федеральный закон от 18.03.2020 N 52-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"

15 Родина Г.А. Современная финансиализация как новое качество экономики //Социально-политические исследования.- №3(4).-2019.- С.45-58

16 Ст. 114 Конституции Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с поправками, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 и вступившими в силу 04.07.2020г.

17 Гурьева М.А. Экологизация экономики: международный опыт// Армия и общество.- №2.- 2012

18 Лизунова Е.Н. Бюджетное финансирование охраны окружаю-

щей среды: современная оценка и тенденции развития // Вестник

экономики, права и социологии.- №3.- 2018.- С. 27-31

19 Горбунова О.Н. Петрова Г.В. Бюджетное политика, бюджетная безопасность, бюджетное право в государствах-членах ЕАЭС // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право.- № 4.-2017.С.21-31; Петрова Г.В. Конституционные основы защиты валютного и бюджетного суверенитета Российской Федерации в контексте обеспечения валютной и бюджетной безопасности / Г.В.Петрова // Ежегодник конституционной экономики. 2018 г. Ответственные редакторы: С.А.Авакьян, П.Д.Боренбойм, В.В.Комарова. Составитель П.Д.Боренбойм М.: ЛУМ, 2018 г. — С. 216-228. .

20 Статья 1 Федерального конституционного закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти"

ства, 2) эффективности налогово-бюджетного регулирования социально-экономической сферы; 3) денежно-кредитной и валютно-финансовой деятельности на финансовых рынках, 4) расширения роли суверенных фондов развития для противодействия негативным воздействием внутренних факторов и мировых финансовых кризисов; 5) мер борьбы с незаконным вывозом капитала для стимулирования внутренних инвестиций; 6) мер противодействия уклонению от уплаты налогов и др.

Проблематике внешнего финансового (валютного) суверенитета активно рассматривается в научной литературе по конституционному, финансовому праву, международному интеграционному праву.21 Она касается важнейших направлений международно-правового и национального регулирования мер, связанных с валютным, бюджетным, налоговым суверенитетом в системе методов финансовой безопасности государств, которые, в частности, включают создание национальной и международной платежной системы России, участие России в новых межгосударственных валютно-платеж-ных союзах при расширении расчетов и кредитования в национальных валютах.

Содержание финансовой безопасности государства все чаще связывают с государственным экономическим и финансовым суверенитетом, который означает наличие у государства как субъекта международного финансового сотрудничества суверенных бюджетных средств и фондов, государственных фондов развития, золотовалютных резервов, стабилизирующих валютных фондов в рамках централизованной банковской системы, минимального внешнего долга и других компонентов как признаков суверенной финансовой юрисдикции. 22

С понятием политического, экономического, финансового суверенитета государства связаны современные доктрины международного экономического и финансового права, разработанные зарубежной наукой как модели «модернизации финансового суверенитета» в условиях глобального мира.

Западными идеологами продвигаются идеи «постепенного исчезновения» финансового суверенитета государств, поскольку государства все чаще его «делегируют» международным финансовым организациям, глобальным транснациональным финансовым корпорациям и государственно-частным партнерствам по типу Федеральной Резервной Системы США.23 Такая пропаганда идей о «повышении роли глобальных финансовых регуляторов» и международных субъектов, к которым относятся МВФ, Всемирный Банк, Банк Международных Расчетов и другие мегаструктуры финансовых рынков, становится крайне опасной и требует защиты государственного политического, экономического и финансового суверенитета государства на конституционном уровне.

Конституционные поправки от 04.07.2020 включают новые полномочия Конституционного Суда РФ,. Так КС РФ наделяется правом контроля за соответствием проектов законов, не

21 Ильин И.М. Бюджетно-финансовая составляющая правопорядка и перспектива ее конституализации// Вестник Волжского университета им. В.Н.Татищева.- № 1.-Том 1.-2020

22 Петрова Г.В. Конституционные основы защиты валютного и

бюджетного суверенитета Российской Федерации в контексте

обеспечения валютной и бюджетной безопасности / Г.В.Петрова // Ежегодник конституционной экономики. 2018 г. Ответственные

вступивших в силу, Конституции РФ в соответствии с запросом Президента РФ. КС РФ также рассматривает вопросы исполнения решений межгосударственных органов, которые приняты согласно международным договорам РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ и другие, вопросы связанные с определением соответствия норм международного права основам конституционного строя России и ее безопасности, включая финансовую, информационную безопасность и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Новая статья 79.1 Конституции РФ становится гарантом международной защиты государственного суверенитета РФ на мировом уровне, когда Россия может осуществлять действия, связанные с поддержанием и укреплением международных мер безопасности для обеспечения мирной жизни народов при недопущении вмешательства других государств в их внутренние дела.

Немаловажными являются конституционно-правовые основы развития банковского законодательства о государственно-правовом значении взаимодействия Центрального Банка России с государственными органами, которые определяются различными нормами Конституции РФ, регламентируя банковскую деятельность как функцию реализации государством валютной и денежно-кредитной политики в целях обеспечения финансовой стабильности и безопасности.

Конституционно-правовыми нормами, касающимися основ банковской системы являются статьи 75, 103 Конституции РФ о Центральном Банке РФ, статья 35 о правах и свободах граждан на охрану их денежных средств от изъятий и принудительного списания со счетов. Статья 7 Конституции РФ определяет банковское законодательство как федеральное, не включаемое в сферу нормотворчества субъекта федерации.

Статья 75 Конституции определила, что российский рубль выступает как единственно законная денежная единица в РФ, эмиссия которой реализуется только Банком России.24 Банк России является основным финансовым учреждением государства, ответственным за защиту и обеспечение устойчивости рубля как национальной валюты. Банк России не зависит от органов государственной власти и реализует основную функцию по защите рубля самостоятельно. Данная статья не претерпела изменений в отличие от других статей Конституции РФ, дополненных в процессе общероссийского голосования 1 июля 2020г.

Изменения в Конституцию РФ от 01.07.2020г. усилили меры парламентского контроля в разных сферах, включая финансовую.

Так пунктом г.1. статьи 103 Конституции РФ общероссийским голосованием расширены контрольные полномочия Государственной Думы за деятельностью Банка России, выразившиеся в заслушивании Госдумой РФ ежегодных отчетов Центрального Банка РФ.

В Конституцию РФ включена новая статья 103.1, по которой Совету Федерации и Государственной Думе предоставляются более широкие, чем раньше, функции

редакторы: С.А.Авакьян, П.Д.Боренбойм, В.В.Комарова. Составитель П.Д.Боренбойм М.: ЛУМ, 2018 г. — С. 216-228.

23 Janis M. An Introduction to International Law. Boston. 1993. P. 151.; Boutrus-Ghali В. Empowering the United Nations. 1996;

24Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 с поправками, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020, вступившими в силу 04.07.2020г.

парламентского контроля, дающие им право проверять по запросам деятельность руководителей и других должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.25

Выводы

1. Из содержания новых статей Конституции РФ в редакции от 04.07.2020г. видно, что они составляют правовую базу защиты суверенитета РФ, выступая катализаторами социально-экономического развития регионов и государства в целом, гарантируют защиту нравственных ценностей российского народа.

2. В защите политического, экономического, финансового суверенитета государства, основная задача государства связана с бюджетированием безопасного оборонного и социально-экономического развития как процессами планирования и разработки бюджетов на разных этапах государственного управления.

3. Социализация государства, экономики, права в контексте обеспечения суверенитета государства означает трансформацию социально-экономического регулирования на новый уровень, где приоритетами становятся разносторонние методы бюджетной поддержки развития человеческого фактора: семьи, творческого потенциала личности, предпринимательских способностей

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020, вступившими в силу 04.07.2020г.

2. Быченко Ю.Г, Логинова Л.В. Социализация экономики в России: проблемы и перспективы // Вестник Саратовского государственного технического университета. Серия «Экономика и бизнес: Социальные проблемы современности» .- Т.1. Выпуск 1.- 2009. С.262-272

3. Горбунова О.Н. Петрова Г.В. Бюджетное политика, бюджетная безопасность, бюджетное право в государствах-членах ЕАЭС // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. -№ 4.-2017.С.21-31;

4. Ильин И.М. Бюджетно-финансовая составляющая правопорядка и перспектива ее конституализации// Вестник Волжского университета им. В.Н.Татищева.- № 1.-Том 1.-2020

5. Ильин И.М. Парламентский контроль в бюджетной сфере на современном этапе // Вестник Волжского университета им. В.Н.Татищева.- № 4.-Том 2.-2018;

6. Лизунова Е.Н. Бюджетное финансирование охраны окружающей среды: современная оценка и тенденции развития // Вестник экономики, права и социологии.-№3.- 2018.- С. 27-31

7. Марченко И.Н. Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и содержания // Правоведение.- №1.- 2003.-С. 186-197

8. Петрова Г.В. Конституционные основы защиты валютного и бюджетного суверенитета Российской Федерации в контексте обеспечения валютной и бюджетной безопасности // Ежегодник конституционной экономики. 2018 г. Отв. редакторы: С.А.Авакьян, П.Д.Боренбойм, В.В.Комарова. М.: ЛУМ, 2018 г. — С. 216-228.

граждан, благосостояния народа, образования, науки, культуры, здравоохранения и др. Фактор социализации государства и права в поправках к Конституции РФ конкретизирует государственно-правовую природы РФ как социального государства, которое играет ведущую роль в финансировании социальной сферы.

4. Расширение в Конституции РФ значения конституционно-правового института проведения парламентского контроля связано с укреплением законности и правопорядка, выявлением важнейших проблем и недостатков государственного управления, особенно в социально-экономической, бюджетно-финансовой сферах, противодействием коррупционным деяниям. 26

5. В широком смысле, исходя из действующих законов и поправок к Конституции РФ от 04.07.2020, финансовый (валютный, бюджетный, налоговый, банковский) суверенитет российского государства можно определить как возможность осуществления государством в соответствии с Конституцией РФ самостоятельной и независимой национальной денежно-эмиссионной, ва-лютно-платежной, бюджетно-налоговой, кредитно-рас-четной, инвестиционной, долговой и иной политики в сфере финансов, отражающей специфику функционирования государственной финансовой и банковской системы для обеспечения суверенитета государства, суверенных прав его народа.

References:

1. The Constitution of the Russian Federation. Adopted by popular vote on 12.12.1993 with the changes approved during the all-Russian vote on 01.07.2020, which entered into force on 04.07.2020.

2. Bychenko Yu.G., Loginova L.V. Socialization of the economy in Russia: problems and prospects // Bulletin of the Saratov State Technical University. Series "Economy and Business: Social Problems of the Present" .- Vol. 1. Issue 1.- 2009.P.262-272

3. Gorbunova ON Petrova G.V. Budgetary policy, budgetary security, budgetary law in the EAEU member states // International cooperation of Eurasian states: politics, economics, law.- No. 4.-2017.P.21 -31;

4. Ilyin I.M. The budgetary and financial component of the rule of law and the prospect of its constitutionalization // Bulletin of the Volzhsky University. V.N.Tatishchev.- № 1 .-Volume 1.-2020

5. Ilyin I.M. Parliamentary control in the budgetary sphere at the present stage // Bulletin of the Volzhsky University. V.N.Tatishchev. - No. 4.-Volume 2.-2018;

6. Lizunova E.N. Budgetary financing of environmental protection: modern assessment and development trends // Bulletin of Economics, Law and Sociology.- No. 3.- 2018.-P. 27-31

7. Marchenko I.N. State sovereignty: problems of defining the concept and content // Jurisprudence.- №1.- 2003.-P. 186-197

8. Petrova G.V. Constitutional foundations for protecting the monetary and budgetary sovereignty of the Russian Federation in the context of ensuring monetary and budgetary security // Yearbook of constitutional economics. 2018 Resp. editors: S.A. Avakyan, P.D.Borenboim, V.V. Koma-rova. M .: LUM, 2018 - S. 216-228. ...

25 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным 26 Федеральный закон "О парламентском контроле" от

голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе об- 07.05.2013 N 77-ФЗ щероссийского голосования 01.07.2020, вступившими в силу 04.07.2020г.

9. Родина Г.А. Современная финансиализация как новое качество экономики //Социально-политические исследования.- №3(4).- 2019.- С.45-58

10. Синцов Г.В. О значении парламентского контроля в Российской Федерации// Общественные науки. Право.- № 2(34).- 2015. - С. 17-21

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Петрова Галина Владиславовна, д-р юрид. наук, профессор, профессор кафедры административного и финансового права МГИМО МИД России. SPIN код: 2700-7493, Author ID 407440. E-mail: galina.v.pe-trova@mail.ru

Ступаков Валерий Иванович, канд. юрид. наук, доцент, заведующий кафедрой конституционного и административного права Института международного права и экономики имени А.С.Грибоедова. E-mail: v.stupa-kov@mail.ru

9. Homeland G.A. Modern financialization as a new quality of the economy // Socio-political research.- №3 (4) .2019.- P.45-58

10. Sintsov G.V. On the importance of parliamentary control in the Russian Federation // Social Sciences. Law. - No. 2 (34) .- 2015. - P. 17-21

- 91%

ABOUT THE AUTHORS

Petrova Galina Vladislavovna, Dr Sci.(Law), Professor, Professor of the Department of Administrative and Financial Law of the Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of Russia. SPIN код: 27007493, Author ID 407440. E-mail: galina.v.petrova@mail.ru

Stupakov Valery Ivanovich, PhD (Law), Associate Professor, Head of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Institute of International Law and Economics named after A.S. Griboyedov. E-mail: v.stupa-kov@mail.ru

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.