Научная статья на тему 'Финансово-информационные отношения в правовом регулировании деятельности федеральных органов исполнительной власти'

Финансово-информационные отношения в правовом регулировании деятельности федеральных органов исполнительной власти Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РАЗВИТИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СЕТИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATION PROVISION / FINANCIAL POLICY / INFORMATION TECHNOLOGIES / DEVELOPMENT / ORGANIZATION / INFORMATION NETWORKS / INFORMATION SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ступаков В. И.

Статья посвящена теме организации сетевого информационного обеспечения государственной финансовой политики Российской Федерации, развитию современных информационных технологий. Автор раскрывает общие меры организации информационных сетей и обеспечение информационной безопасности РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ступаков В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL-INFORMATION RELATIONS IN LEGAL REGULATION OF WORKING OF FEDERAL AGENCIES

The article is devoted to the theme of organization of integrated information provision of state financial policy of Russian Federation, development of modern information technologies. The author reveals common measures of organization of information nets and provision of information security of Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Финансово-информационные отношения в правовом регулировании деятельности федеральных органов исполнительной власти»

УДК 342.6:336

В.И. СТУПАКОВ, кандидат юридических наук

Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова, г. Москва

ФИНАНСОВО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Статья посвящена теме организации сетевого информационного обеспечения государственной финансовой политики Российской Федерации, развитию современных информационных технологий. Автор раскрывает общие меры организации информационных сетей и обеспечение информационной безопасности РФ.

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 9 сентября 2000 года, под информационной безопасностью понимается состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

В контексте этой Доктрины обеспечение прав налогоплательщиков, инвесторов, пользователей информационных сетей в информационной сфере заключается в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, в том числе к финансовой, для защиты его имущественных и неимущественных прав, для использования информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития.

Обеспечение интересов федеральных органов исполнительной власти в информационной сфере заключается в создании условий для гармоничного развития российской финансовой системы, рыночной экономики, информационной и социальной инфраструктуры для обеспечения суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обес-

печении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Для становления организационно-правовых основ сбора, представления и использования финансовой информации федеральными органами исполнительной власти при проведении финансового контроля, мониторинга и надзора в Доктрине важно проанализировать национальные приоритеты в информационной сфере. Один из важнейших приоритетов - это организация сетевого информационного обеспечения государственной финансовой политики Российской Федерации, развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.

В Доктрине отмечается, что противоречивость и неразвитость правового регулирования общественных отношений в информационной сфере приводят к серьезным негативным последствиям. Несовершенное нормативное правовое регулирование отношений в области использования федеральных и международных информационных сетей затрудняет формирование на территории Российской Федерации конкурентоспособных российских информацион-

ных сетевых государственных и частных агентств. Необеспеченность прав граждан на доступ к сетевой информации, манипулирование и сокрытие финансовой информации налогоплательщикам и инвесторам вызывают негативную реакцию населения, что в ряде случаев ведет к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе.

Общие меры организации информационных сетей и обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере управления финансами разделяются на правовые, организационно-технические и экономические.

К правовым мерам относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения по созданию информационных систем и сетей сбора, обработки и распространения финансовой информации, обеспечивающих функционирование государственных органов и разработка нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

К организационно-техническим мерам относится создание сетевых информационных структур на базе новейших информационных технологий, используемых в системе федеральных органов исполнительной власти.

Правительство РФ в пределах своих полномочий и с учетом сформулированных в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию приоритетных направлений в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также при формировании в установленном порядке проектов федерального бюджета на соответствующие годы предусматривает выделение средств, необходимых для реализации федеральных программ в этой области.

Совет Безопасности Российской Федерации проводит работу по выявлению и оценке угроз информационной безопасности Российской Федерации, оперативно подготавливает проекты решений Президента РФ по предотвраще-

нию таких угроз, разрабатывает предложения в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, координирует деятельность органов и сил по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений Президента РФ в этой области.

Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, решений Президента и Правительства РФ в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

Исходя из вышеперечисленных задач государственной информационной деятельности, важнейшей задачей повышения эффективности деятельности ФНС РФ является внедрение в практику работы налоговых органов информационных сетей и программных продуктов, позволяющих осуществлять не только математическую проверку, но и логическую увязку различных взаимосвязанных информационных сведений: показателей налоговых деклараций, форм бухгалтерской отчетности, анализов основных финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщика.

Наиболее активно организация информационных сетей в финансовой деятельности федеральных органов исполнительной власти прослеживается на примере налогово-правового регулирования процедур построения информационных сетей ФНС РФ. Организационно-правовые меры в этой сфере осуществляются по следующим направлениям.

1. В результате работ, проведенных в 20022005 годах по Плану мероприятий по организации ввода информации в автоматизированную информационную систему налоговых органов, утвержденному Приказом МНС России от

06.08.2002 № БГ-3-06\414, и согласно основным этапам работ по реализации Плана для управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, утвержден Регламент принятия и ввода в АИС "Налог" данныгх налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, представляемых налогоплательщиками в налоговые органы.

ФНС РФ проведен анализ нормативных правовых актов и внесены в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о внесении изменений и дополнений в НК РФ и в Федеральный закон "О бухгалтерском учете", предусматривающие обязательность представления налогоплательщиками в электронном виде налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.

2. В 2002-2005 годах ФНС РФ утверждены форматы представления налоговый деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, в электронном виде. В настоящее время программные комплексы регионального и местного уровней централизованной разработки (PRO, RNAL, ЭОД, Налог-М, Налог-Р) обеспечивают прием информации в электронном виде от налогоплательщиков в утвержденных форматах. Управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации размещены на сайтах программные продукты "Налогоплательщик ЮЛ" и соответствующее программное обеспечение по налогу на доходы физических лиц, а также утвержденные форматы документов в электронном виде. На безвозмездной основе налоговые органы обеспечивают налогоплательщиков централизовано разработанными программными продуктами по формированию налоговых деклараций и других документов в электронном виде.

3. В соответствии с информационными функциями ФНС РФ, предусмотренными налоговым законодательством, реализуется "Программа информационно-разъяснительных мероприятий в ходе компании по информированию налогоплательщиков о приеме налоговой

отчетности в электронном виде", в соответствии с которой ведется как централизованно, так и индивидуально работа с налогоплательщиками и иными заинтересованными лицами, по разъяснению преимуществ представления информации в налоговые органы в электронном виде и привлечению к сотрудничеству в данном направлении более широкого круга субъектов налоговых правоотношений.

4. Разработаны и направлены российским аудиторским союзам, ассоциациям и другим объединениям проекты типовых договоров с налогоплательщиками на оказание "третьими лицами" услуг по переводу налоговых деклараций и других документов в электронный вид и последующему их представлению в электронном виде в налоговые органы - через представителей.

5. Конкретные способы и приемы камерального анализа бухгалтерской и налоговой отчетности, его объем определяются налоговыми органами исходя из имеющихся у них возможностей обеспечения автоматизированной обработки информации, содержащейся в налоговой и бухгалтерской отчетности, знаний и опыта должностных лиц налогового органа, которые проводят камеральные проверки. Под автоматизированным камеральным контролем понимается множество контрольных соотношений, реализованных с помощью средств эксплуатируемого программного обеспечения, применяемых для контроля данных бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов налогоплательщиков. За период 2002-2004 годов ФНС России было разработано 29 нормативных правовых, методических и иных документов по вопросам методологии и организации информационно-контрольной работы.

6. Введено в практику работы периодическое проведение совещаний и семинаров со специалистами налоговых органов, как с целью обмена опытом контрольной работы, так и в целях подготовки нормативных и методических документов по ключевым вопросам организации налогового контроля. В мае 2002 года и апреле 2003 года проводились всероссийские совещания по вопросам совершенствования

организации информационной деятельности ФНС в целях реализации функций налогового контроля и повышения уровня правового обеспечения деятельности налоговых органов. Разработаны основополагающие документы по организации обработки налоговой информации по сетям PRO, RNAL, ЭОД, Налог-М, Налог-Р такие как: а) регламент проведения камеральных налоговых проверок, оформления полученных данных и реализации их результатов; б) порядок сбора информации о функционировании постоянно действующих налоговых постов у налогоплательщика; в) информационная система контрольных соотношений показателей налоговой и бухгалтерской отчетности; г) техническое задание по автоматизированному сопровождению выездных налоговых проверок; д) методические рекомендации по сбору информации по выявлению схем уклонения от налогообложения, используемых нефтяными компаниями и др.

Данные налоговых деклараций являются важнейшим информационным материалом для проведения камерального контроля налогоплательщика. Поэтому информация, содержащаяся в декларациях, должна давать максимальное количество различного рода "отправных точек" для налогового инспектора, чтобы он мог определиться с направлением дальнейших контрольных действий (в каких сферах финансовой деятельности налогоплательщика возможны нарушения, какие дополнительные документы или сведения необходимо запросить у налогоплательщика или из внешних источников), выявить на их основе налоговые нарушения и создать необходимую доказательственную базу. Отсюда, повышенного внимания от налоговых органов требует решение вопросов установления единых форм налоговых деклараций.

Еще в 2003 году в МНС России были пересмотрены и переутверждены 22 ранее действовавшие формы налоговых деклараций. Основное требование, справедливо предъявлявшееся к результатам этой деятельности, - разработка состава показателей декларации, оптимального для проведения качественной камеральной проверки. Из деклараций были исключены лиш-

ние показатели, не задействованные в контрольных соотношениях и не использовавшиеся при камеральном контроле. И, напротив, детализированы показатели, имеющие наиболее существенное значение при проведении камеральных проверок. По всем формам деклараций были установлены контрольные соотношения (между отдельными показателями внутри одной декларации, между показателями разных деклараций, между показателями деклараций и сведениями, полученными из внешних источников). Кроме того, в июле 2003 года было введено в эксплуатацию программное обеспечение анализа контрольных соотношений. Разработаны методические рекомендации по порядку камеральной проверки каждой формы налоговых деклараций.

Отдельное направление совершенствования методики камеральных проверок - это создание и внедрение высокоэффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок, функционирующей на основе сбора и логической обработки внутренних и внешних источников информации. В статью НК РФ о камеральных проверках следует внести дополнение об информационных приемах их проведения. В данном случае внутренними источниками информации являются бухгалтерская и налоговая отчетность, а также другие сведения о налогоплательщике, имеющиеся в налоговых органах; внешними - любые сведения о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, поступающие в налоговые органы от государственных органов и иных учреждений и лиц, в соответствии с действующим законодательством или существующими соглашениями о взаимном сотрудничестве.

Совершенствование информационного обеспечения камеральных проверок состоит из двух основных элементов: совершенствование информационной организации налогового отчета и информационно-аналитические подходы к его экспертной оценке. Наиболее идеальным вариантом решения данной задачи является организация приема информации в электронном виде: по телекоммуникационным каналам связи или на электронных носителях.

В качестве одного из важнейших факторов усиления эффективности проведения камеральных проверок рассматриваются мероприятия по совершенствованию информационно-организационной структуры ФНС России по субъектам Российской Федерации и нижестоящих налоговых инспекций. Современные информационные технологии обработки данных налогового контроля включают широкий спектр методов исследования (проверки, обоснования, оценивания) и основываются на изучении количественных закономерностей и качественных утверждений (гипотез) в экономике на основе анализа статистических данных. План информатизации ФНС России органично вписывается в Федеральную целевую программу "Электронная Россия". Это было одним из условий при его формировании и согласовании.

Для закрепления достигнутых положительных результатов в информационном обеспечении налогового контроля и дальнейшего его совершенствования разработана федеральная целевая программа развития информационных сетей налоговых органов на 2006-2008 годы для создания эффективно функционирующей системы управления и контроля, базирующейся на современных информационных технологиях, обладающей мощным централизованным информационно-аналитическим аппаратом, позволяющим выполнять функции планирования, анализа, мониторинга и контроля на более высоком уровне. В этом направлении уже подготовлены "Методические рекомендации по организации и функционированию системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи".

Отдельные управления ФНС России по субъектам Российской Федерации активно ведут работы по вводу информации в АИС "Налог" и представлению налогоплательщиками отчетности в электронном виде: по Москве и Московской области, Тверской области; Республикам: Бурятия, Татарстан, Кабардино-Балкарской; Краснодарскому и Ставропольскому краям; Воронежской, Калининградской, Кемеров-

ской, Липецкой, Нижегородской, Ростовской, Саратовской, Свердловской, Тамбовской и Тверской областях.

Необходимым условием эффективности камерального контроля является активное использование при его проведении информации, полученной из внешних источников. ФНС России проводит работу по заключению межведомственных соглашений на федеральном уровне, предусматривающих информационный обмен преимущественно в электронном виде. Кроме того, в соответствии с приказом от 04.12.2002 № БГ-3-18\695 "О порядке согласования и регистрации проектов межведомственных соглашений по вопросам межведомственного информационного обмена" были разработаны и согласованы соглашения ФНС России с различными ведомствами, в том числе с МВД России.

Большое значение имеет осуществление мер по повышению эффективности контрольной работы налоговых органов и усиления их информационного взаимодействия с правоохранительными органами.

Выполнение органами ФНС России и МВД России стоящих перед ними задач по обеспечению экономических интересов и экономической безопасности государства осуществляется в условиях противодействия со стороны нарушителей налогового законодательства и криминальных структур. В такой ситуации становится очевидным тот факт, что решение задачи обеспечения полного и своевременного поступления платежей в государственную казну возможно лишь на путях качественного улучшения применяемых форм и методов информационно-контрольной и оперативно-розыскной работы, дальнейшего усиления взаимодействия этих органов практически по всем основным направлениям их деятельности.

ФНС России и МВД России осуществляют меры информационного взаимодействия, направленные на создание единой информационной базы.

Формируется автоматизированная система обмена информации между ФНС России и МВД России, позволяющая оперативно реагировать

на противоправные действия налогоплательщиков. Особенно важно создать единую общероссийскую базу по налогоплательщикам, не представляющим налоговую отчетность в налоговые органы или представляющих "нулевые" балансы в разрезе регионов. Такая модернизация предусматривает создание информационной инфраструктуры, необходимой для получения и обработки ожидаемых налоговых поступлений при разумных затратах и в приемлемые сроки на основе расширяющейся базы налогообложения.

В существующей методике камеральных проверок, реализуемых в программах PRO, Rnal_N в составе системы электронной обработки данных (ЭОД), которая пришла на смену АИС "Налог", отсутствуют операция объективного сравнения декларируемых показателей с "эталоном", получаемым в результате статистической обработки данных достаточно однородной совокупности субъектов налогообложения, а также формализованная автоматизированная операция отбора налогоплательщиков для выездных проверок, построенная на вероятностных принципах и учитывающая риск неверного отбора. По нашему мнению, со временем потребуется реализация второго пути. В связи с этим целесообразно использовать два пути: совершенствование системы налогового контроля и управления на базе традиционной технологии "самоначисления" и кардинального изменения методов функционирования системы налогового контроля и управления (применение разработанных современных методов общей теории систем, математического моделирования, информационно-интеллектуальных технологий и налого-ведения).

Требуется решение информационных задач по разработке методов управления риском в процессе информационной оценки налоговых обязательств и налогового контроля с позиции моделирования неопределенности, методов многофакторного нелинейного моделирования на основе структурных моделей однородных классов налогоплательщиков, методов синтеза, а также алгоритмов и макетов программ для

синтеза оптимального плана выездных налоговых проверок, а также алгоритмов и макетов программ для расчета фоновых ("эталонных") финансово-экономических показателей, предопределяющих уровень налогообложения.

Внедрение в практику работы налоговых органов программных продуктов позволяет осуществлять не только арифметическую проверку, но и логическую взаимосвязь различных показателей из налоговых деклараций, форм бухгалтерской отчетности, внешних источников, проводить анализ основных финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщика, а также отбор объектов контроля для выездных налоговых проверок. Большинство используемых в налоговых органах программно-информационных комплексов ЭОД, RNALN, PRO, а также собственных разработок предоставляют такие возможности.

Однако все они не лишены недостатков, главным из которых является запросный режим отбора налогоплательщиков для выездных проверок, что не позволяет исключить влияние субъективного фактора при отборе объектов контроля.

ФНС России организована новая система камерального контроля и анализа, которая позволила бы не только полностью автоматизировать процедуру отбора налогоплательщиков для выездных проверок, но и оценить реальный размер налоговых обязательств налогоплательщика, а также суммы потенциальных доначислений. ФНС России завершено проведение базового этапа научно-исследовательских работ по теме "Развитие и внедрение системы автоматизированной камеральной проверки", утвержденной в Тематическом плане научных разработок ФНС России 2005 года. ФНС России проводится работа по подготовке программного обеспечения для отбора налогоплательщиков, у которых имеются наиболее значительные отклонения в уровнях, динамике, соотношениях различных показателей от допустимых для организаций соответствующих отраслей экономики значений.

В целях координации действий налоговых органов по выполнению требований ст. ст. 78,

79, 176 и 203 НК РФ при осуществлении операций зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей, подлежащих возмещению налогоплательщику сумм НДС и акцизов, а также обеспечения автоматизации проведения налоговыми органами операций по зачетам и возвратам ФНС России в 2005 году создан информационный ресурс результатов работы по зачетам и возвратам.

Пакет прикладных программ "RNAL-N" предусматривает выполнение следующих функций автоматизированной камеральной налоговой проверки:

- заполнение нормативно-справочной информации: сроки представления отчетности, сроки уплаты налогов, размер минимальной заработной платы, сроки уплаты по уточненным расчетам;

- описание налоговой отчетности, ее форм, граф и строк;

- описание контрольных соотношений по документам налоговой отчетности, экспорт и импорт документов налоговой отчетности;

- приема и регистрации в налоговых органах документов бухгалтерской отчетности, налоговых расчетов и деклараций, других документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, представленных налогоплательщиками;

- ввод работниками налоговых органов данных по документам налоговой отчетности, представленных налогоплательщиками;

- контроль непредставления или несвоевременного представления налогоплательщиками документов налоговой отчетности к установленному законодательством о налогах и сборах сроку;

- формирования журнала регистрации принятой налоговой отчетности;

- формирования сведений о нарушениях сроков представления налоговой отчетности;

- формирование списка налогоплательщиков, представляющих "нулевую" отчетность;

- расчет документов налоговой отчетности налогоплательщиков - формирование графы "По данным налогового органа";

- проверка правильности арифметического подсчета итоговых сумм налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет;

- формирование доначисленных сумм налогов в бюджет по результатам камеральной проверки, сумм пени за несвоевременную уплату налогов, сумм налоговых санкций по результатам камеральной проверки с учетом применения мер ответственности, предусмотренных действующим законодательством.

Комплексная система автоматизации государственных налоговых инспекций по налогообложению юридических и физических лиц местного уровня "ЯМЛЬ-2" предусматривает выполнение следующих функций автоматизированной камеральной налоговой проверки:

- работа с документами налогоплательщиков - формирование начислений, расчет документа (формирование графы "по данным налогового органа");

- проверка полноты и своевременности представления документов, входящих в состав налоговой отчетности;

- проверка правильности арифметического подсчета итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, и достоверности данных, указанных налогоплательщиком в этих документах в части правильности исчисления налогооблагаемой базы и используемых льгот;

- обеспечение расчета начислений платежей в бюджет;

- обеспечение автоматического начисления налоговых санкций в соответствии с нормами НК РФ;

- формирование необходимых документов для информирования налогоплательщика о возникших налоговых обязательствах;

- регистрация бухгалтерской и налоговой отчетности налогоплательщиков и ведение журналов регистрации документов;

- интерактивный ввод данных налоговой и бухгалтерской отчетности;

- автоматизированный прием и обработка данных налоговой и бухгалтерской отчетности;

- формирование сведений о нарушениях сроков представления бухгалтерской отчетности;

- формирование реестров начислений по данным налогоплательщика и передача их для отражения в лицевых счетах;

- арифметическая, логическая проверка отчетности, проверка согласованности показателей;

- реализация функций камерального анализа - составление запросов и аналитических таблиц по показателям бухгалтерской и налоговой отчетности;

- формирование документов налогоплательщику и ответственным лицам по результатам камеральной проверки и ведение журналов учета документов (постановления, требования и др.);

- формирование реестров начислений по результатам камеральной проверки и передача их для отражения в лицевых счетах;

- формирование и учет сумм штрафных санкций за нарушения налогового законодательства;

- отбор плательщиков для проведения документальной проверки по результатам камеральной проверки;

- формирование системы создания и описания документов налоговой и финансовой отчетности;

- формирование выходных форм;

- список налогоплательщиков, не представивших документы налоговой отчетности -выдается в разрезе отчетных документов или в разрезе налогоплательщиков. Документ, полученный в разрезе отчетных документов, представляет собой список налогоплательщиков, не представивших данные отчетные документы. Документ, полученный в разрезе налогоплательщиков, представляет собой список отчетных документов, не представленных данными налогоплательщиками;

- требование об уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды;

- список налогоплательщиков, представивших документы налоговой отчетности. Документ выдается в разрезе отчетных документов или в разрезе налогоплательщиков. Список налогоплательщиков можно получить по конкретному инспектору, отделу, организационно-правовой

форме; протокол разногласий и междокументального контроля - выдается в результате выполнения расчета отчетных документов. Расчет включает в себя: вычисление расчетных реквизитов отчетных документов; сравнение данных налогоплательщика с данными ИФНС, полученными в результате расчета; вычисление данных, заложенных в формуле контрольных соотношений, и их сравнение;

- предложения ИФНС по камеральным проверкам;

- журнал регистрации результатов камеральных проверок налогоплательщиков, контролируемых ИФНС;

- результаты камеральных проверок;

- сведения о результатах финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков;

- сведения о начисленных налогах налогоплательщиков;

- сведения о начисленных штрафах;

- итоговая ведомость начисления по бюджетам по ИФНС;

- итоговая ведомость результатов камеральных проверок по ИФНС;

- реестр переданных расчетов в отдел учета и отчетности;

- реестр решений по актам выездных и результатам камеральных проверок;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- платежное извещение об уплате подоходного налога с физических лиц;

- постановление о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

- сводка платежных извещений (форма № 17);

- ведомость по учету налогов и платежей в бюджет (форма № 18);

- накопительный массив для отчетных документов;

- накопительный массив количественных реквизитов отчетных документов;

- строки начисления по камеральным проверкам;

- массив контрольных соотношений;

- общая сумма начисления по камеральным проверкам;

- перечень всех плательщиков;

- справочник физических лиц;

- реестр входных документов;

- массив регистрации изменений документов;

- список входных документов для журналов;

- журнал № 34;

- журнал № 36.

В ходе дальнейших исследований эта концепция была уточнена, выявлены дополнительные задачи и "узкие места" в технологии математического моделирования. В частности, таким "узким местом" является обоснование адекватности НСМ в условиях моделирования, когда нарушаются традиционные предпосылки регрессивного анализа. Например, математическое ожидание остатков не равно нулю, ибо исходные данные имеют систематическое смещение в сторону занижения показателей, предопределяющих размер налоговых выплат. Кроме того, как следствие общесистемной закономерности неполного погашения дисфункций новой образуемой информационной системы, появляются специфические сбои информационных технологий. К подобным сбоям следует отнести право даже очень хорошей нейросети допускать большие ошибки расчета в малом числе тестовых точек. Число этих точек задается пользователем при обучении ней-росети. НСМ должна иметь механизм иммунитета от таких информационных сбоев. Следует также позаботиться о мерах обеспечения устойчивости НСМ на возмущенных входных данных.

Неустойчивость модели частично объясняется грубыми искажениями входных факторов. Кроме того, выяснилась необходимость структурного подхода как к моделированию экономических показателей, так и к выявлению существенных отклонений в данных по входным факторам, которые могут быть основанием для менее затратной целевой проверки налогоплательщика.

Работа по решению аналогичных задач ведется во многих странах мира. Например, в Канаде, США, Германии исследуются возможности автоматизации системы отбора налогоплательщиков для аудита с применением статистических методов и моделей. Здесь, прежде

всего, можно отметить программу "Измерение законопослушания налогоплательщиков", в основе которой, судя по имеющейся информации, лежит линейная модель зависимости величины сокрытия налогов от некоторых показателей. Представляется, в условиях переходной экономики России такая модель не может быть достаточно информативной. Для того чтобы точность такой модели была удовлетворительной, необходимо разбить множество налогоплательщиков на однородные группы. Однако, в этом случае, во многих группах окажется малое число налогоплательщиков, недостаточное для образования представительной выборки.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы.

1. Организация и методика современного налогового контроля на базе информационных технологий должны найти правовую регламентацию в НК РФ. Правовое регулирование налогового контроля предусматривает информационную обеспеченность процесса проведения выездной налоговой проверки. Это требует представления и обработку информационных данных предыдущей проверки, сигналов о нарушении налогового законодательства и другой информации, характеризующей работу и финансовое состояние плательщика.

Поскольку законодатель особо выделил такие формы контроля, как контроль за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам, важно решение налоговым органом всех вопросов о порядке проведения выездной налоговой проверки, что позволяет осуществлять логическую увязку различных показателей налоговых деклараций, форм бухгалтерской отчетности, информации, анализ основных финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщика, а также отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок.

2. Основными задачами автоматизированного налогового контроля являются: оперативное реагирование на уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов и сборов путем непредставления и искажения учетной и отчет-

ной информации; эффективный налоговый контроль за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков и привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении налогового законодательства.

3. Как показывают примеры отечественной и зарубежной (в особенности американской) практики деятельности налоговых органов, современные технологии обработки данных налогового контроля включают широкий спектр методов исследования (проверки, обоснования, оценивания) и основываются на

изучении количественных закономерностей и качественных утверждений (гипотез) в экономике на основе анализа статистических данных, связей и зависимостей экономических показателей, математических моделей их поведения в связи с появлением или активизацией какого-то фактора, что дает возможность обосновать и уточнить форму зависимостей в рассматриваемых макроэкономических моделях, лучше понять механизмы формирования налогооблагаемой базы.

Вредакцию материал поступил 08.10.07.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.