Научная статья на тему 'Финансово-экономическое обеспечение комплексного развития сельских территорий'

Финансово-экономическое обеспечение комплексного развития сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЯ / БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / COMPLEX REGIONAL DEVELOPMENT / STRATEGY / BUDGET / BUDGET REVENUES / BUDGET EXPENSES / RURAL TERRITORIES / MUNICIPAL UNIT / CONTROL SYSTEM / BUDGET DEFICIT / FINANCIAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брюханова Наталья Владимировна, Дынник Дмитрий Игоревич

В современных условиях наиболее важными становятся вопросы комплексного развития, экономической независимости и обеспеченности территорий финансовыми ресурсами. Возможность региона иметь такие ресурсы в достаточном количестве и объеме для полноценного осуществления поставленных задач, решения экономических и социальных проблем, находящихся в компетенции соответствующего уровня власти, и является его экономической самостоятельностью. Как бы то ни было, регион, обретая такую самостоятельность, в некоторой степени отделяется от других регионов страны в рамках народного хозяйства, а также ограничиваются воспроизводственные связи на данной территории. При этом возникают проблемы, связанные с недостаточностью собственных доходов и зависимостью регионов от безвозмездных поступлений из других уровней бюджетной системы. Комплексное развитие напрямую зависит от финансовой основы (базы), способной его обеспечить. Согласованное и сбалансированное экономическое, социальное и пространственное развитие, с учетом и соблюдением интересов настоящих и будущих поколений представляет собой комплексное развитие территорий. Целью работы является определение новых направлений комплексного развития сельских территорий на примере Багаевского района Ростовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Брюханова Наталья Владимировна, Дынник Дмитрий Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL AND ECONOMIC SUPPORT FOR INTEGRATED RURAL DEVELOPMENT

In today 's environment, the issues of integrated development, economic independence and financial resources for the Territories are becoming most important. The ability of the region to have such resources in sufficient quantity and volume to fully implement the tasks set, to solve economic and social problems within the competence of the relevant level of power, and is its economic autonomy. In any case, the region, having gained such autonomy, is to some extent separated from other regions of the country within the framework of the national economy, as well as limited reproductive ties in the territory. At the same time, there are problems related to the lack of own revenues and the dependence of regions on free revenues from other levels of the budget system. Integrated development depends directly on the financial basis (base) capable of providing it. Coherent and balanced economic, social and spatial development, taking into account and respecting the interests of present and future generations, constitutes the integrated development of the Territories. The purpose of the work is to define new directions of complex development of rural areas on the example of Bagayevsky district of Rostov region.

Текст научной работы на тему «Финансово-экономическое обеспечение комплексного развития сельских территорий»

УДК 338 DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-4-96-102

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ

СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Брюханова кандидат экономических наук, доцент, начальник научно-организационного

Наталья отдела, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии

Владимировна народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: iubip502@yandex.ru

Дынник старший преподаватель кафедры «Технологии управления в индустрии

Дмитрий туризма», Южный федеральный университет (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону,

Игоревич ул. Большая Садовая, 105/42). E-mail: iubip502@yandex.ru

Аннотация

В современных условиях наиболее важными становятся вопросы комплексного развития, экономической независимости и обеспеченности территорий финансовыми ресурсами. Возможность региона иметь такие ресурсы в достаточном количестве и объеме для полноценного осуществления поставленных задач, решения экономических и социальных проблем, находящихся в компетенции соответствующего уровня власти, и является его экономической самостоятельностью. Как бы то ни было, регион, обретая такую самостоятельность, в некоторой степени отделяется от других регионов страны в рамках народного хозяйства, а также ограничиваются воспроизводственные связи на данной территории. При этом возникают проблемы, связанные с недостаточностью собственных доходов и зависимостью регионов от безвозмездных поступлений из других уровней бюджетной системы. Комплексное развитие напрямую зависит от финансовой основы (базы), способной его обеспечить. Согласованное и сбалансированное экономическое, социальное и пространственное развитие, с учетом и соблюдением интересов настоящих и будущих поколений представляет собой комплексное развитие территорий. Целью работы является определение новых направлений комплексного развития сельских территорий на примере Бага-евского района Ростовской области.

Ключевые слова: комплексное региональное развитие, стратегия, бюджет, доходы бюджета, расходы бюджета, сельские территории, муниципальное образование, система управления, дефицит бюджета, финансовые ресурсы.

1. Комплексное развитие территорий как основа стратегического планирования

Говоря о комплексном региональном развитии нельзя не осветить вопрос значимости муниципальных образований в региональном развитии, так как социально-экономические показатели муниципалитетов во многом оказывают влияние на общие показатели региона. Муниципальное развитие является составной частью комплексного развития региона [1]. С целью эффективного решения вопросов местного значения муниципальных образований, органам местного самоуправления необходимо обеспечить комплексное развитие основных отраслей муниципального хозяйства, частного сектора производства и потребления, социальной сферы, представленных на территории муниципального образования [2].

На муниципальном уровне, ставятся соответствующие задачи, решение которых позволяет внести свой вклад в основные показатели социально-экономического развития региона. Положения Федерального закона № 131-Ф3 [3] освещают основные полномочия органов местного самоуправления, к которым в частности относится разработка, принятие документов стратегического планирования и программ социально-экономического развития муниципального образования. Основные документы стратегического планирования Багаевского района, разрабатываемые исполнительными органами власти, определены статьями 5-6 Федерального Закона № 172-ФЗ [4], основные из них:

- Стратегия социально-экономического развития Багаевского района;

- План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Багаев-ского района;

- Прогноз социально-экономического развития Багаевского района на среднесрочный и долгосрочный период;

- Бюджетный прогноз Багаевского района на долгосрочный период;

- Муниципальные программы.

Целью стратегического планирования муниципального образования всегда является выход на достаточный самостоятельный уровень развития. Для этого органы МСУ Багаевского района создают дополнительные условия хозяйствующим субъектам на данной территории для привлечения местных ресурсов в процессе социально-экономического развития, обеспечивают доходную часть бюджета. Это значит, что параллельной и синхронизированной задачей вместе со стратегическим планированием идет планирование бюджета. Эти два процесса закладывают основу реализации

разрабатываемых муниципальных программ [5]. Муниципальные программы являются не только документом стратегического планирования, но и находят в частности отражение в самой стратегии и бюджетной смете, которая принимается по итогам бюджетного планирования.

Система целеполагания Стратегии СЭР Багаевского района сформирована в рамках трех муниципальных политик [6]: социальной, экономической и политики развития территорий, которые включают в себя основные проблемные направления.

Каждое направление развития должно обеспечить достижение следующих целей [7]:

- рост социального благополучия населения (человека];

- повышение конкурентоспособности Багаевского района во внешней среде;

- обеспечение реализации целей смежных политик.

Устойчивое развитие муниципального образования «Багаевский район» в комплексе представляет собой параллельное и взаимосвязанное развитие трех составляющих, каждое из которых рассматривается более детализировано при реализации Стратегии. Социальное развитие включает в себя решение вопросов [8]:

- предоставления населению качественных социальных услуг;

- минимизации безработицы и обеспечения экономики качественными трудовыми ресурсами;

- территориальной доступности социальных услуг.

Экономическое развитие представлено обеспечением в муниципальном образовании [9]:

- материального благосостояния и самореализации населения;

- конкурентоспособности и закрепление лидерских позиций экономических субъектов на отраслевых рынках;

- экономической основы для развития бизнеса;

- сбалансированности экономических рычагов развития.

Территориальное развитие Багаевского района направлено на создание:

- достойных условий для комфортной и качественной жизнедеятельности;

- эффективной опорной территориальной основы и сохранение экосистемы;

- инфраструктурных связей без ограничений для социального и экономического развития.

Основа целеполагания Стратегии Багаевского района представлена системными показателями, которые приведены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели социально-экономического развития Багаевского района за 2017 год, планируемые показатели на 2021, 2030 год

Наименование показателя 2017 2021 2030

Ожидаемая продолжительность жизни лет 73,0 76,0 80,3

Валовый оборот по полному кругу организаций (в текущих ценах, млн. руб.) 4045,6 4234,9 5304,6

Прирост физического объёма валового оборота по полному кругу организаций продукта, (в процентах к 2017 году) 100,0 104,7 131,1

Объем инвестиций в основной капитал (в текущих ценах - млн. руб.) 1,4 1,7 2,8

Прирост физического объёма инвестиций в основной капитал, (в процентах к 2017 году). 100,0 85,8 139,3

Среднемесячная заработная плата населения, (руб.) 21287,4 27917,1 39726,5

Среднемесячная заработная плата, (в процентах к 2017 году) 100,0 131,1 186,7

Численность постоянного населения (среднегодовая, тыс. человек) 34,5 34,2 36,0

Багаевский район стремится к достижению поставленных стратегией СЭР до 2030 года целей, в рамках целевого сценария, что в конечном итоге позволит добиться значительных положительных эффектов, таких как:

- снижение уровня естественной убыли населения муниципального образования и увеличение средней продолжительности жизни до 80 лет;

- обеспечение сбалансированности валового оборота по полному кругу организаций Багаев-ского района, посредством увеличения темпов роста обрабатывающих отраслей над оборотом розничной торговли;

- рост среднемесячной зарплаты;

- рост объема инвестиций.

Таким образом, Багаевский район в результате проведения системных изменений будет способен преобразовать свой потенциал в ускорение экономического роста и создание территории социального благополучия к стратегическому рубежу 2030 года.

Численность населения - это важнейший демографический показатель, определяющий экономическую значимость, трудовой потенциал и ёмкость потребительского рынка муниципального образования. Миграционные процессы, происходящие за последние два года в Багаевском районе,

не оказывали влияния на увеличение численности населения. Например, по данным Федеральной службы государственной статистики в 2017 году число прибывших составило 729 человек, а выбывших 1076 чел. Прогнозируется уменьшение численности населения в 2021 году на 320 человек, по сравнению с 2017 годом и увеличение на 1820 человек в 2030 году, по сравнению с 2021 годом.

Ключевым макроэкономическим индикатором, который способен ярко отразить социально-экономическое развитие Багаевского района, является валовый оборот по полному кругу предприятий и организаций, который составил в 2017 году 4045,6 млн. руб. Прогнозируемые показатели валового оборота говорят об увеличении 2021 году до 4234,9 млн. руб., в 2030 увеличение до 5304,6 млн. рублей. Обеспечить воспроизводство и быстрое развитие экономики и социальной сферы, и определить темпы их перспективного развития позволяет объем инвестиций в основной капитал, составивший 1,4 млн. руб. в Багаевском районе в 2017 году. Планируется дальнейшее увеличение объема инвестиций в основной капитал в 2021 до 1,7 млн. руб. и в 2030 году до 2,8 млн. руб. Показатели за анализируемые периоды 2017 года и плановые 2021-2030 гг., свидетельствуют об их улучшении положения в рамках социально-экономического развития, а значит и об улучшении качества и продолжительности жизни населения.

2. Проблемы комплексного развития сельских территорий

Рассматривая бюджет Багаевского района как основной финансовый инструмент для комплексного развития территорий региона, данная финансовая база не является достаточной в разрезе собственных доходов бюджета муниципалитета. Постоянная зависимость от безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов, высокая дотационность района и крайне низкие поступления по налоговым и неналоговым доходам (11-13 % от общей суммы доходов] является основной проблемой при формировании финансовых ресурсов муниципального образования. В свою очередь эти проблемы отражаются и на комплексном развитии Багаевского района.

Финансирование закладывается и исполняется главным образом в рамках первоочередных статей расходов, которыми являются в основном расходы социальной сферы (образование, здравоохранение, социальная политика]. В то же время, такие экономические расходы как поддержка малого предпринимательства, сельхозтоваропроизводителей и других отраслей народного хозяйства, осуществляются в незначительном объеме. По факту исполнения бюджета 2018 г. расходы на поддержку национальной экономики составляют лишь 4 %, что является недостаточным для комплексного развития территории региона. Более того, в 2019 г. планируется снижение данных расходов почти в 2 раза по сравнению с 2018 г. При всем этом, именно развитие экономики территории должно являться основой формирования доходов бюджетов. Проанализировав исполнение расходов бюджета Багаевского района в 2017 году по разделу «Национальная экономика», установлено не выполнение плана муниципальной программы «Экономическое развитие Багаевского района» по подпрограмме 2 - «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Багаевского района», в размере 270 тыс. руб. Мероприятие 2.1 «Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства» не выполнено в связи с тем, что субъектами малого предпринимательства были предоставлены заявки на участие в конкурсе, не соответствующие требованиям постановления администрации Багаевского района от 01.08.2017 № 707 «О порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющих производство товаров (работ, услуг]». Начинающими предпринимателями заявки на участие в конкурсе не предоставлялись.

В 2018 г. установлено невыполнение по аналогичной муниципальной программе по тем же причинам, финансирование было снято. В 2019 г. на реализацию основного мероприятия 2.8: «Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в Багаевском районе» заложено 300 тыс. рублей, в том числе:

- на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг] - 200 тыс. руб.;

- предоставление субсидий начинающим предпринимателям в целях возмещения затрат на организацию собственного дела - 100 тыс. руб.

Так же, при анализе формирования доходной и расходной части бюджета муниципального образования за 2017-2018 гг. и плановый период 2019 года были выявлены следующие проблемы:

- зафиксировано снижение плановых поступлений по ЕСХН в 2019 по сравнению с фактом 2018 г. на 58,2 тыс. руб. и поступлений ЕНВД в 2018 на 541,1 тыс. руб. по сравнению с 2017 г. и в плановом 2019 г. на 200,7 тыс. руб. по сравнению с фактическими поступлениями 2018 г.;

- снижение поступлений по неналоговым доходам в 2018 г. на 2786,7 тыс. руб., а именно: уменьшение объема поступлений по доходам от оказания платных услуг и от платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2018 г., снижение показателей 2019 г.;

- снижение запланированных расходов по разделу «национальная экономика» на 2019 г. (24923,3 тыс. руб.] по сравнению с фактическими расходами 2018 г. (49559,0 тыс. руб.] почти в 2 раза.

Анализ проблем комплексного развития Багаевского района выявил наличие проблем по основным направлениям жизнедеятельности населения, которые тоже требуют решения и достаточного финансирования. Вместе с тем, источником финансового обеспечения комплексного развития муниципалитета, наряду с собственными доходами бюджета района и внебюджетными средствами являются поступления из районного бюджета. Для комплексного развития региона зависимость его муниципальных образований от постоянных поступлений из областного бюджета тоже является отягощающим фактором. Поэтому далее речь пойдет о разработке мероприятий на 2019 год, направленных на повышение собственной доходной базы Багаевского района, с целью уменьшения дефицита бюджета и нагрузки на региональный бюджет. На рис. 1 представлены основные проблемы финансирования комплексного развития Багаевского района.

Рис. 1. Основные проблемы финансирования комплексного развития Багаевского района

Как видно из рис. 1 главными проблемами финансирования комплексного развития Багаев-ского района является недостаток собственных доходов бюджета, финансовая зависимость от безвозмездных поступлений из регионального бюджета и бюджетный дефицит средств бюджета, запланированный на 2019 год в размере 5373,2 тыс. руб.

3. Разработка мероприятий по оптимизации финансовых ресурсов сельских территорий

Для разработки мероприятий по оптимизации финансовых ресурсов в администрации Бага-евского района создана малая проектная группа. В ее состав входят специалисты администрации. Малая группа занимается разработкой мероприятий по оптимизации финансовых ресурсов в администрации Багаевского района Основные задачи по оптимизации финансовых ресурсов Багаевского района являются:

- увеличение собственных доходов Багаевского района;

- оптимизация расходов бюджета.

Для решения первой задачи требуется изыскать дополнительные источники налоговых и неналоговых поступлений в бюджет муниципального образования. Для решения второй - оптимизировать расходы бюджета в 2019 г.

Как было сказано ранее, при формировании доходной части бюджета была выявлена проблема снижения поступлений по ЕНВД за 2018 и плановый 2019 год. Причиной является снятие с налогового учета налогоплательщиков ЕНВД. Вместе с тем практика администрирования поступлений по данному налогу, изученная Минфином РФ в рекомендациях от 31.10.2018 г. [10], свидетельствует о том, что плательщики ЕНВД, несмотря на снятие с учета продолжают использовать муниципальные площади,

предоставленные для размещения рынков, магазинов, парковок. Поэтому, усиление взаимодействия органов межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Ростовской области, в Ба-гаевском районе (далее МИ ФНС] и Отдела земельных отношений администрации Багаевского района в вопросе администрирования налоговых поступлений, и выявления предпринимателей, снявшихся с налогового учета, но продолжающих вести торговую деятельность, является одним из основных направлений увеличения поступления ЕНВД. В связи с этим, предлагается провести мониторинг по выявлению предпринимателей, осуществляющих деятельность на арендуемых землях муниципалитета, но снявших свою организацию с постановки на налоговый учет. Данное мероприятие будет способствовать выявлению теневой экономики и дополнительным поступлениям по ЕНВД.

В 2018 г. было зарегистрирован 91 предприниматель, арендующий площади муниципалитета под торговые участки. На 01.01.2019 их количество возросло на 14 единиц (15,4 %). В то же время, сведения об увеличении числа зарегистрированных организаций и ИП, осуществляющих торговую деятельность в МИ ФНС № 13 не предоставлялись. Вместо этого существуют сведения о снятии с учета 4-х налогоплательщиков осуществляющих торговую деятельность. Кроме того, отсутствуют уведомления о переходе на другой вид налогообложения. При этом, сведения о дополнительно принятых к учету в 2018 г. налогоплательщиках, были внесены только по двум предпринимателям, впервые зарегистрированным как ИП на патентной системе налогообложения - ремонт жилья и оказание автотранспортных услуг. Следуя логике, налоговые поступления в 2019 г. должны были возрасти, при том, что арендуемая площадь возросла на 1161,02 м2 (19,6 %). Однако, проводя анализ налоговых доходов, было выявлено, что поступления по ЕНВД с каждым годом сокращаются. Так в 2017 г. поступления по ЕНВД составили - 4978,8 тыс. руб., в 2018 - 4437,7 тыс. руб. и запланированы на 2019 - 4237,0 тыс. рублей. Предлагается усилить взаимодействие органов МИ ФНС и Отдела земельных отношений Администрации Багаевского района в вопросе администрирования налоговых поступлений, и выявления предпринимателей, снявшихся с налогового учета, но продолжающих вести торговую деятельность.

В соответствии с этим, при возрастании арендуемых торговых площадей на 19,6 % на 01.01.2019 года, поступления ЕНВД при прочих равных условиях деятельности в 2019 году должны вырасти на 19,6 % по отношению к показателю 2018 года. Проведём расчет планируемых поступлений по ЕНВД в 2019 году с учетом внедрения мероприятия по межведомственному взаимодействию органов исполнительно-распорядительной власти и налоговой службы Багаевского района:

- ЕНВД в 2018 году = 4437,7 тыс. рублей;

- ЕНВД, который должен поступить: 4437,7*119,6 %/100 = 5307,5 тыс. рублей.

Экономический эффект от данного мероприятия составит: ЕНВД с учетом изменений - запланированный ЕНВД 2019 года: 5307,5 - 4237,0=1070,5 тыс. рублей.

Таким образом, данное мероприятие позволит увеличить доходы бюджета Багаевского района на 1070,5 тыс. руб. Для увеличения доходов бюджета Багаевского района в 2019 г. необходимо внедрить мероприятия по снижению недоимки по налогам, поступающим в бюджет муниципалитета.

Так, на 01.01.2019 года по данным, предоставляемым администрации Багаевского района органами МИ ФНС, общий размер недопоступивших налогов, подлежащих зачислению в бюджет муниципалитета, составил 9009,7 тыс. рублей. Мероприятия направлены на увеличение налоговых и неналоговых поступлений в бюджет, а также способствующие оптимизации расходов бюджета Ба-гаевского района в 2019 году, имеют комплексный эффект.

Рассмотрим, как внедрение данных мероприятий будет отражаться на главных задачах:

- сокращение дефицита бюджета Багаевского района в 2019 году;

- увеличение собственных доходов муниципалитета;

- снижение зависимости бюджета от безвозмездных поступлений из вышестоящих уровней БС РФ при очередном планируемом на 2020 год и плановый период 2021-2022 года бюджете (табл. 2).

Таблица 2

Экономическая эффективность предложенных мероприятий в решении поставленных задач

Наименование 2019 (план] 2019 план с изменениями Динамика в процентах по отношению к плану 2019 г.

Доходы бюджета всего (тыс. руб.) 1095778,8 1102117,3 101,0

в том числе:

Безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов 979761,2 979761,2 100,0

Собственные (налоговые и неналоговые доходы) муниципального образования 116017,6 122356,1 105,5

Расходы бюджета (тыс. руб.) 1101152,0 1099460,0 99,8

Дефицит бюджета (5373,2) - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профицит бюджета - 2657,3 -

Стоит отметить, что такая оптимизация финансовых ресурсов будет иметь комплексный эффект в решении социально-экономических задач Багаевского района, что главным образом отразится на комплексном развитии данной территории региона. Увеличив собственные налоговые доходы бюджета на 6338,47 тыс. рублей, и сократив расходы на 1692,00 тыс. рублей, Багаевский район сможет обрести большую экономическую самостоятельность, направив средства, образовавшиеся сверх покрытия расходов бюджета на развитие инфраструктуры, предпринимательства, социальной сферы и решение главных социально-экономических задач. Кроме того, с учетом предложенных мероприятий при планировании бюджета на 2020 год и плановый период 2021-2022 гг., объем дотаций из регионального бюджета будет скорректирован, что даст возможность региону перераспределить бюджетные ресурсы, направив их на социальное и экономическое развитие.

Литература

1. Брюханова Н.В., Дынник Д.И. Социально-экономическое положение монопрофильного муниципального

образования / Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2018. Т. 4. № 1. С. 16 - 21.

2. Шаталова О.И., Мухорьянова О.А., Богданов Д.С., Величенко Е.А., Мурадова С.Ш. Совершенствование управления региональными и муниципальными финансами // Вестник СевКавГТИ. 2018. № 3 (34). С. 44 - 47.

3. Киянова Л.Д. Инструменты устойчивого развития сельских территорий // Человек. Общество. Инклю-

зия. 2019. № 1 (37). С. 52 - 57.

4. Киянова Л.Д., Литвиненко И.Л. Государственно-частное партнерство как форма взаимодействия госу-

дарства и бизнеса в целях реализации общественно значимых проектов / В книге: Модернизация предпринимательских структур регионов России как фактор экономического роста: тенденции, вызовы, модели и перспективы. Ростов-на-Дону. 2018. С. 282 - 300.

5. Клюкович З.А., Мамбетова А.А., Мусаелян А.К. Роль бюджетного федерализма в формировании доходной

части бюджетов / В сб.: Теоретические и практические аспекты трансформации налоговой системы России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ростов н/Д., 2018. С. 75 - 80.

6. Григорьева Н.С., Колычева Ж.Я. Взаимодействие государственных и предпринимательских структур в

сфере ЖКХ муниципальных образований // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 2 (93). С. 37 - 41.

7. Курилова Л.М., Дынник Д.И. Проблемы оценки эффективности налоговой политики региона (на приме-

ре Ростовской области) / / Ученые записки Института управления, бизнеса и права. Серия: Экономика. 2017. № 5. С. 264 - 279.

8. Клюкович З.А., Додохян Т.М. Обеспечение социально-экономической составляющей налоговой полити-

ки государства // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2018. № 4 (64). С. 172 - 176.

9. Колычева Ж.Я. Развитие малого и среднего бизнеса как одно из направлений обеспечения экономиче-

ской безопасности российских регионов / В сборнике: Экономико-правовые механизмы обеспечения национальной безопасности. Материалы Всероссийской национальной научно-практической конференции. Ростов н/Д., 2017. С. 40 - 45.

10. Джамурзаев Ю.Д. Анализ методов оценки эффективности налогового администрирования // Налоговая политика и практика. 2010. № 7-1 (91). С. 23 - 28.

Bruhanova Natalia Vladimirovna, Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor, Head of the Scientific and Organizational Department, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-onDon, 344002, Russian Federation). E-mail: iubip502@yandex.ru

Dynnik Dmitry Igorevich, Senior Lecturer, Department of Management Technology in the Tourism Industry, Southern Federal University (105/42, st. Bolshaya Sadovaya, Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: iubip502@yandex.ru

FINANCIAL AND ECONOMIC SUPPORT FOR INTEGRATED RURAL DEVELOPMENT

Abstract

In today's environment, the issues of integrated development, economic independence and financial resources for the Territories are becoming most important. The ability of the region to have such resources in sufficient quantity and volume to fully implement the tasks set, to solve economic and social problems within the competence of the relevant level of power, and is its economic autonomy. In any case, the region, having gained such autonomy, is to some extent separated from other regions of the country within the framework of the national economy, as well as limited reproductive ties in the territory. At the same time, there are problems related to the lack of own revenues and the dependence of regions on free revenues from other levels of the budget system. Integrated development depends directly on the financial basis (base) capable of providing it. Coherent and balanced economic, social and spatial development, taking into account and respecting the interests of present and future generations, constitutes the integrated development of the Territories. The purpose of the work is to define new directions of complex development of rural areas on the example of Bagayevsky district of Rostov region.

Keywords: complex regional development, strategy, budget, budget revenues, budget expenses, rural territories, municipal unit, control system, budget deficit, financial resources.

References

1. Bryuhanova N.V., Dynnik D.I. Social'no-ekonomicheskoe polozhenie monoprofil'nogo municipal'nogo obra-zovaniya / Intellektual'nye resursy - regional'nomu razvitiyu. 2018. T. 4. № 1. P. 16 - 21.

2. SHatalova O.I., Muhor'yanova O.A., Bogdanov D.S., Velichenko E.A., Muradova S.SH. Sovershenstvovanie uprav-

leniya regional'nymi i municipal'nymi finansami / / Vestnik SevKavGTI. 2018. № 3 (34). P. 44 - 47.

3. Kiyanova L.D. Instrumenty ustojchivogo razvitiya sel'skih territorij // CHelovek. Obshchestvo. Inklyuziya. 2019. № 1 (37). P. 52 - 57.

4. Kiyanova L.D., Litvinenko I.L. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak forma vzaimodejstviya gosudarstva i

biznesa v celyah realizacii obshchestvenno znachimyh proektov / V knige: Modernizaciya predprini-matel'skih struktur regionov Rossii kak faktor ekonomicheskogo rosta: tendencii, vyzovy, modeli i perspek-tivy. Rostov-na-Donu. 2018. P. 282 - 300.

5. Klyukovich Z.A., Mambetova A.A., Musaelyan A.K. Rol' byudzhetnogo federalizma v formirovanii dohodnoj chasti byudzhetov / V sb.: Teoreticheskie i prakticheskie aspekty transformacii nalogovoj sistemy Rossii. Ma-terialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rostov n/D., 2018. P. 75 - 80.

6. Grigor'eva N.S., Kolycheva ZH.YA. Vzaimodejstvie gosudarstvennyh i predprinimatel'skih struktur v sfere ZHKKH municipal'nyh obrazovanij // Nauka i obrazovanie: hozyajstvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. 2018. № 2 (93). P. 37 - 41.

7. Kurilova L.M., Dynnik D.I. Problemy ocenki effektivnosti nalogovoj politiki regiona (na primere Rostovskoj ob-

lasti) // Uchenye zapiski Instituta upravleniya, biznesa i prava. Seriya: Ekonomika. 2017. № 5. P. 264 - 279.

8. Klyukovich Z.A., Dodohyan T.M. Obespechenie social'no-ekonomicheskoj sostavlyayushchej nalogovoj politiki

gosudarstva // Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta (RINH). 2018. № 4 (64). P. 172 - 176.

9. Kolycheva ZH.YA. Razvitie malogo i srednego biznesa kak odno iz napravlenij obespecheniya ekonomicheskoj

bezopasnosti rossijskih regionov / V sbornike: Ekonomiko-pravovye mekhanizmy obespecheniya nacion-al'noj bezopasnosti. Materialy Vserossijskoj nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rostov n/D., 2017. P. 40 - 45.

10. Dzhamurzaev YU.D. Analiz metodov ocenki effektivnosti nalogovogo administrirovaniya // Nalogovaya poli-tika i praktika. 2010. № 7-1 (91). P. 23 - 28.

УДК 338 DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-4-102-105

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ЕЕ РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫМИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Ершова кандидат экономических наук, доцент кафедры госуправления

Наталья во внешнеполитической деятельности, Дипломатическая академия

Анатольевна МИД России (119021, Россия, г. Москва, ул. Остоженка, 53/2, стр. 1). E-mail: nataly_ershova@mail.ru Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме анализа влияния «цифровой экономики» на современное состояние российской экономики, на проблему перехода на качественно новый уровень, связанный с требованиями цифровой цивилизации. Автор предлагает ряд конкретных конструктивных предложений по адаптации российской экономики к новой интеллектуально-информационной эпохе. Масштабные технологические изменения сопровождаются изменением институциональной структуры общества.

Ключевые слова: цифровая экономика, российская экономика, совместное потребление, цифровые технологии, мобильные коммуникации, социальная деятельность, цифровой ресурс, торговые площадки, глобальная экономическая система.

С интенсивным развитием информационно-коммуникационных технологий в 1995 г. появился термин «цифровая экономика» и был связан прежде всего с развитием интернета и мобильных коммуникаций, которые являются «базовыми технологиями цифровой экономики». В итоге, совершенно очевидно, что эти процессы повлияли на все секторы экономики и социальной деятельности, в том числе производство, здравоохранение, образование, финансовые услуги, транспорт и т. д.

В широком смысле слова цифровая экономика (по определению Всемирного банка) - это система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий.

В современной экономике компании цифрового сектора выходят на первый план и становятся точками роста, обеспечивающими экономику цифровым ресурсом. Если в начале XX века основ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.