ФИНАНСОВО-БАНКОВСКАЯ
СИСТЕМА
АЗЕРБАЙДЖАНА
В УСЛОВИЯХ
ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА:
ИЗМЕНЕНИЕ АКЦЕНТОВ
МЕЖДУНАРОДНЫХ
СРАВНИТЕЛЬНЫХ
ОЦЕНОК
Шамседдин ГАДЖИЕВ
доктор экономических наук,
профессор, ректор
Азербайджанского государственного
экономического университета
(Баку, Азербайджан)
Фахри МУРШУДЛИ
исследователь, Азербайджанский государственный экономический университет (Баку, Азербайджан)
Введение
Формирование полноценной, инновационно ориентированной финансово-банковской системы, адекватной потребностям общества, входит в число стратегических задач проводимой в республике экономической политики, нацеленной на обеспечение национального суверенитета этой системы в условиях интеграции страны в глобальное рыночное пространство. Достижение стабильности финансовой системы, повышение конкурентоспособности банковского сектора — действенные факторы устойчивого экономического роста, позволяющие с относительно незначительными потерями пережить мировой
финансово-экономический коллапс. В ряд важных инструментов, с помощью которых следует осуществлять анализ финансовокредитной надежности и уязвимости конкретных стран, следует включить международные сравнительные оценки. Вместе с тем, как показывает глобальная кризисная действительность, методика проведения, принципы, акценты и фокус этих оценок в сложившихся условиях должны кардинально измениться. В противном случае их объективность и достоверность будут поставлены под сомнение, а это, в свою очередь, окажет негативное воздействие на процесс принятия решений.
Финансово-банковская система страны в условиях глобальных катаклизмов
На рубеже XXI века наша страна вступила в этап активного реформирования всех сфер общественной жизни, характеризующийся ощутимым продвижением в улучшении экономических индикаторов и повышении уровня жизни народа. Азербайджан является одной из стран мира с наиболее динамично развивающейся экономикой: за последние пять лет экономический рост республики составил 2,6 раза. И в 2008 году, в обстановке глобальных кризисных вызовов, наша национальная экономика продемонстрировала высокие устойчивость и динамизм: по темпу прироста ВВП — 10,8% — Азербайджан занял первое место среди государств СНГ. Примечательно, что при этом опережающими темпами увеличивался ненефтяной ВВП — 15,7%'. По данным Международного валютного фонда, среднедушевой объем ВВП с учетом паритета покупательной способности за 2000—2008 годы вырос в 3,9 раза и достиг достаточно высокого для стран с переходной экономикой уровня — 8,6 тыс. долл.2
Положительный тренд, вызванный общим оздоровлением экономики и ростом доходов населения Азербайджана за последние годы, способствовал усилению позитивных тенденций в финансово-банковской сфере3. Статистические данные позволяют сделать вывод, что к настоящему моменту по основным количественным и качественным параметрам здесь достигнут несомненный прогресс.
В 2008 году доходы государственного бюджета республики увеличились в 1,8 раза, а их удельный вес в ВВП страны повысился на 4,5 процентных пункта. Профицит консолидированного госбюджета составил 11% ВВП. В инвестиционной политике приоритет отдается использованию внутренних финансовых ресурсов, доля которых ныне возросла до 75%. Более того, АР сама постепенно превращается в экспортера капитала. Так, в 2008 году на текущем счету платежного баланса образовалось активное сальдо в размере 16,5 млрд долл. (35,6% ВВП). Совокупные международные активы, как правило, значительно превышают международные обязательства (на начало 2009 г. — в 1,8 раза); чистая международная инвестиционная позиция страны была положительной и приблизилась к 11,9 млрд долл.4 Курс маната по отношению к ведущим мировым валютам отличается устойчивостью и стабильностью. Полностью либерализован режим движения капитала.
Увеличились совокупные активы банков, совершенствовалась их структура и качество, повысилась суммарная величина корпоративных депозитов и вкладов населения. Обеспечено наращивание капитальной базы кредитных организаций, активизировалось предложение инновационных банковских продуктов и услуг, заметно расширилась филиальная сеть банков. Внешние обязательства банков остаются на контролируемом уровне (по состоянию на конец 2008 г. — 23% совокупных банковских обязательств). Благодаря
1 См.: Statistical Bulletin of the National Bank of the Republic of Azerbaijan, Baku, 2009, No. 5. P. 4.
2 См.: IMF World Economic Outlook Database, April 2O09.
3 Современные тенденции в финансово-банковской системе Азербайджана более подробно освещаются в научных трудах председателя правления Международного банка Азербайджана Д. Гаджиева (см.:. Гад-жиев Д.Ф. Денежно-кредитная система и Международный банк Азербайджана. М.: Финансы и статистика, 2008. С. 113—165; Гаджиев Д.Ф. Время — думать о будущем // БДМ. Банки и деловой мир, М., 2009, № 4. С. 52—53), президента Ассоциации банков Азербайджана Э. Исмаилова (Исмаилов Э. Национальные валюты стран Центральной Евразии в контексте финансовой глобализации // В кн.: Центральная Евразия: национальные валюты. Стокгольм: CA&CC® Press, 2008. C. 24—32) и профессора Азербайджанского государственного экономического университета, д.э.н. 3. Мамедова (Мамедов 3. Денежно-кредитная система Азербайджана // Общество и экономика, 2009, № 3. С. 82—106).
4 См.: Statistical Bulletin of the National Bank of the Republic of Azerbaijan. P. 7—9.
конструктивной деятельности Центрального банка значительные успехи достигнуты в налаживании банковского регулирования и надзора, приведении их в соответствие с передовой международной практикой5. В целях стимулирования рекапитализации банковского сектора с начала 2009 года нераспределенная прибыль освобождена от налогообложения. Улучшалась законодательная и институциональная базы данного сектора экономики, ускоренными темпами укреплялась его инфраструктура. Повышенное внимание стало уделяться применению прогрессивных технологий и новейших информационноуправленческих систем.
Стратегические золотовалютные резервы — зримое свидетельство финансового здоровья любого государства — за последние пять лет возросли более чем в 12 раз. Только за 2008 год они увеличились на 11 млрд долларов и достигли 18,2 млрд долларов, что почти в 6 раз превышает объем государственного внешнего долга. При этом обеспеченность валютных резервов составила 27 месяцев, что в 3,4 раза превышает соответствующий показатель 2005 года.
Таким образом, несмотря на глобальный кризис ликвидности, финансово-банковская система Азербайджана за счет реализованных за последние годы Министерством экономического развития, Министерством финансов и Центральным банком эффективных мер демонстрирует достаточную устойчивость к экономическим потрясениям на мировых рынках. Не случайно она, в отличие от аналогичных систем некоторых других стран СНГ, избежала массового снятия вкладов и масштабного вывода зарубежных инвестиционных вложений, вызванных паникой после начала мирового кризиса6. Именно по этой причине сегодня республика не сталкивается с проблемой преодоления сопряженных с ними рисков.
Международные оценки финансово-банковской системы: необходимость новой парадигмы
Процесс интеграции и глобализации финансовых рынков обусловил актуальность и необходимость международных оценок, позволяющих осуществлять сравнительный анализ отдельных секторов экономики. Использование оценок (вместо точных измерений и расчетов) как отдельных параметров, так и интегральных характеристик изучаемых объектов — принятая и проверенная временем схема формирования и применения научных знаний в экономических исследованиях. В последние годы широко применяются и хорошо зарекомендовали себя так называемые рейтинги и рэнкинги, являющиеся удобным и достоверным средством обоснования принимаемых в экономике решений.
Рейтинговая оценка универсальна: она строится посредством составления интегрального показателя, позволяющего оценить как количественные, так и качественные индикаторы оцениваемого объекта, а также обладает свойствами динамичности, прогно-зируемости и корректируемости. Именно на ее показатели опираются ученые и специалисты при проведении международных сравнительных исследований и выборе «единствен-
5 На это указывается в отчете агентства «Standard&Poor’s» (см.: Анализ рисков банковского сектора // S&P, 1 июня 2009).
6 На этом обстоятельстве, в частности, акцентирует внимание «Standard& Poor’s» (см.: Анализ рисков банковского сектора).
но правильных» направлений из множества альтернатив7. В современном понимании рейтинги/рэнкинги представляют собой комплексную оценку состояния анализируемого субъекта, которая позволяет классифицировать его на основе конкретных параметров. Иными словами, результаты исследования деятельности экономических субъектов выражаются комбинацией символов, на базе которой осуществляется определенная кластеризация, позволяющая провести текущие и сравнительные анализы.
Получаемую посредством рейтингов информацию инвесторы могут использовать при операции с финансовыми инструментами и ценными бумагами, формировании своей инвестиционной политики, для принятия конкретных практических решений8. Наличие рейтинга предоставляет ряд преимуществ как инвестору, так и финансовой организации, которой он присвоен; основные из них отражены в табл. 1.
В этой связи представляется целесообразным рассмотреть международные оценки, характеризующие развитие экономики Азербайджана, прежде всего ее финансово-банковской системы — одну из основ устойчивого социально-экономического развития страны, которые, как объективно сложилось за последние годы, имеют позитивный характер.
Согласно совместному исследованию Швейцарского экономического института и Швейцарского федерального технологического института, по показателю экономической глобализации Азербайджан оказался на 76 позиции (62,16 из 100 максимально возможных баллов) среди 139 включенных в рейтинг стран мира, а в СНГ занимает 5 место, опережая Украину, Россию, Беларусь, а также страны Центральной Азии (за исключением Казахстана)9. Азербайджан обладает довольно высокими страновыми рейтингами «Fitch Ratings» (BB+), «Moody’s» (Ba1) и «Standard&Poor’s» (BB+). Последовательно расширяется список отечественных банков, оцениваемых этой ведущей тройкой рейтинговых агентств.
Бюджетные планы на 2009 год признаны международными финансовыми структурами обоснованными. Так, в соответствии с оценками «Standard&Poor’s», считающего реакцию Азербайджана на мировой финансовый кризис вполне адекватной (это особенно относится к мерам в сфере монетарной политики и финансовой системы), в 2009 году АР в отличие от других стран аналогичной рейтинговой категории сохранит хорошие показатели баланса государственного бюджета10. По мнению МВФ, «в отличие от других
7 См.: Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент, 1996; Он же. Банковские рейтинги // Бизнес. Прибыль. Право. 1997, № 3. С. 5—14; Он же. Экспертные технологии в управлении. М.: Дело, 2004, 398 с.; Музаффарли (Иманов) Н. Рейтинг Азербайджана в международных сравнительных исследованиях. Баку: Кавказ, 2006. С. V—VIII, 1—9; Мельвиль А. Россия в мировых рейтингах // Эксперт, 20 ноября 2006, № 43; Севрук В.Т. Значение рейтингов для сравнительного анализа финансовых показателей стран СНГ. В кн.: Формирование интеграционных объединений стран СНГ: финансовый, валютный, банковский аспекты. Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований. М.: Финансы и статистика, 2006. С. 73—87; Он же. Международные рейтинги — индикатор конкурентоспособности российских участников мирового финансового рынка. В кн.: Деятельность банков на финансовом рынке: российская практика и мировой опыт. Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований. М.: Финансы и статистика, 2007. С. 138—152; Миронюк М.Г., Тимофеев И.Н., Ваславский Я.И. Универсальные сравнения с использованием количественных методов анализа: обзор прецедентов // Политические науки. Сб. научных трудов, 2007, Вып. 3, № 5. С. 43—76; Чайковский А.А. Применение оценок в экономике // Вестник университета (Государственный университет управления). М.: ГУУ, 2007, № 5; Сидоренков М.А. Банковские рейтинги [http://www.cfin.ru/finanalysis/banks/bank_ratings.shtml], 24 апреля 2008.
8 Об этом подробнее см.: Севрук В.Т. Международные рейтинги — индикатор конкурентоспособности российских участников мирового финансового рынка. С. 139—147.
9 KOF Index of Globalization 2009. Zurich: Swiss Economic Institute / Swiss Federal Institute of Technology, 27 January 2009. Следует отметить, что набор показателей, по которым оценивается индекс экономической глобализации (9 индикаторов), представляется, на наш взгляд, недостаточным. Целесообразно дополнить его показателями, отражающими банковскую глобализацию, что в целом будет способствовать повышению объективности данного рейтинга.
10 См.: Как Азербайджан реагирует на мировой экономический кризис // S&P, 15 июля 2009.
Таблица 1
Преимущества наличия рейтинга
tf~
>~
-<
ПРЕИМУЩЕСТВА
Для финансового посредника
Широкий доступ на рынок капиталов. Наличие рейтинга у субъекта финансовобанковского сектора довольно часто на практике улучшает условия доступа на денежно-финансовые рынки за счет повышения доверия инвесторов и кредиторов к его долговым обязательствам. Это может привести к снижению издержек финансирования. Многие институциональные инвесторы не приобретают долговых обязательств у субъектов, не имеющих рейтинга. В условиях растущей финансовой глобализации международные рейтинговые оценки стали ориентирами, способствующими размещению эмитентами своих ценных бумаг на мировых фондовых рынках, расширяя тем самым рынок привлечения капитала.
Управление стоимостью кредитных ресурсов. Более широкий выбор на рынках капитала предопределяет и больший спектр альтернативных источников финансирования, чем у банка, не имеющего рейтинга. Это дает возможность финансово-банковским структурам выбирать наиболее эффективные формы заимствования и оптимизировать его стоимость.
Конструктивное значение. Повышение доверия со стороны клиентов, расширение занимаемой ниши на рынке финансовобанковских услуг, усиление конкурентоспособности, рост рентабельности финансово-банковской деятельности позволяют выявить сильные и слабые стороны финансового посредника, что, в свою очередь, дает возможность определить, на чем должно фокусироваться внимание в ближайшем и отдаленном будущем.
Для инвестора
Возможность принятия осознанного
инвестиционного решения. Наличие рейтинга у финансово-банковского учреждения позволяет инвестору оценить, приемлемо ли для его вложений соотношение риск/ доходность, и сравнить с альтернативным вариантом. Очевидно, что при прочих равных соотношениях риска и доходности инвестор выберет финансового посредника, имеющего рейтинг ведущего мирового рейтингового агентства.
Бдльшая открытость эмитента. Как правило, наличие рейтинга у банка означает большую информационную прозрачность его деятельности. Это связано с тем, что при подготовке рейтингового заключения и в процессе процедуры поддержания рейтинга банк представляет рейтинговому агентству больший объем информации, чем другие компании, и чаще всего эта информация становится открытой для всех потенциальных инвесторов.
стран региона, устойчивая ситуация с иностранными активами Азербайджана и ожидаемое общее сальдо бюджета обеспечивают достаточно возможностей, чтобы противостоять вероятному серьезному замедлению экономического роста»11. Согласно межстрано-
11 Azerbaijan — Aide Memoire for the 2008 IMF Staff Visit Discussions, 10-December 2008.
17 December 2008. Baku. 16
вому отчету Всемирного банка «Doing Вusiness in 2009», на который опираются влиятельные инвесторы мира, по таким индикаторам делового климата, как доступность информации о кредитах и защищенность инвесторов, среди стран СНГ наилучшее положение сложилось в Азербайджане — соответственно 12 и 18 места среди 181 страны мира12.
Исследование, проведенное авторитетным исследовательским агентством The Economist Intelligence Unit совместно с Колумбийским университетом и Колумбийской школой права (США), показало: в ближайшей перспективе функция страны-лидера в привлечении прямых иностранных инвестиций в регионе закрепится за Азербайджаном, что обусловлено его высокой инвестиционной привлекательностью13.
За обеспечение транспарентности в управлении доходами добывающей промышленности в 2007 году Государственный нефтяной фонд Азербайджана был награжден премией ООН, а в феврале 2009-го на международной конференции в Дохе (Катар) Азербайджан стал первым из 25 стран-кандидатов, получившим полноправный статус в Инициативе прозрачности в добывающей промышленности14.
В целом, как отмечается в докладе Европейского банка реконструкции и развития о процессе перехода за 2008 год, финансовая система Азербайджана была мало затронута мировым кризисом ликвидности15. К идентичному выводу приходит и МВФ, считающий, что «продолжающиеся потрясения на мировых финансовых рынках пока оказали лишь ограниченное воздействие на финансовый сектор Азербайджана»16.
Конечно, несмотря на превалирование позитивных процессов в финансово-банковской системе Азербайджана, здесь все еще имеются нерешенные проблемы и узкие мес-та17. Их наличие либо уже оказывает негативное влияние, либо в перспективе может отрицательно повлиять на устойчивость финансово-кредитных организаций, замедлить процессы рыночных преобразований, что обусловливает необходимость продолжения реформ.
Наиболее рельефно эти проблемные точки стали проявляться сейчас, в условиях глобального финансового кризиса, который постепенно приобрел отчетливые, понятные очертания: начавшийся в августе 2006 года в США, он плавно в течение 2007—2008 годов охватил всю мировую экономику. Этот кризис чрезвычайно актуализировал вопрос о необходимости трансформации философии хозяйствования и утверждения новой парадигмы экономического мышления, а также со всей очевидностью выявил скрытые дефекты методологии разработки многих международных экономических сравнений и оценок, спрос на которые весьма возрос в начале нового столетия. В частности, в связи со сложившейся в мире кризисной ситуацией остро ощущается необходимость существенного изменения критериев, в соответствии с которыми оцениваются устойчивость и надежность банковских систем, а также принципов определения успешности их развития.
В современных условиях названные системы должны освободиться от гипноза сомнительных международных сравнительных исследований и стать адекватными нынешним реальным вызовам. Действительно, наблюдающееся во время кризиса крушение финансовых и промышленных гигантов, ведущих транснациональных банков и национальных банковских систем, еще недавно олицетворявших собой образцы экономическо-
12 См.: Doing Business in 2009. Country Profile for Azerbaijan. Washington, DC: The International Bank for Reconstruction and Development // The World Bank, 2008. P. 26, 30.
13 См.: World Investment Prospects to 2011: Foreign Direct Investment and the Challenge of Political Risk. London, New York: The Economist Intelligence Unit / Columbia Program on International Investment, 2007. P. 159.
14 См.: Официальный сайт Государственного нефтяного фонда Азербайджана [http://www.oilfund.az].
15 См.; Transition Report 2008: Growth in Transition. London: EBRD, October 2008. P. 100.
16 Azerbaijan — Aide Memoire for the 2008 IMF Staff Visit Discussions, 10—17 December, 2008.
17 Детальный SWOT-анализ отечественного банковского сектора см.: Муршудли Ф. Банковская система Азербайджана: вызовы и перспективы глобализации // Кавказ & Глобализация, Том 2, Выпуск 2, 2008. С. 86—99.
го успеха, убедительно свидетельствует, что существующие способы их ранжирования уже не вполне соответствуют современным условиям. Поэтому подходы к межстрановым аналитическим сопоставлениям по отдельным секторам экономики, в том числе банковскому, нуждаются в коренном обновлении. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть международные оценки, характеризующие финансово-банковскую сферу Азербайджана — одну из основ его устойчивого социально-экономического развития.
Индикаторы развитости финансового рынка: скрытые дефекты, противоречивость оценок
Анализ международных оценок современного состояния банковской системы Азербайджана подробно освещен в публикациях одного из авторов настоящей статьи18. По этой причине здесь внимание читателей акцентируется на новых межстрановых сравнениях, проведенных на фоне нестабильности финансовых рынков. Между тем изучение данного вопроса показало противоречивость оценочных индикаторов, характеризующих финансовое и экономическое благополучие разных стран мира.
Возьмем, к примеру, Индекс глобальной конкурентоспособности государств (ИГКГ), который разрабатывается на основе авторитетного и масштабного международного сравнительного исследования, проводимого Всемирным экономическим форумом (ВЭФ). Этот индекс базируется на 12 факторах, в числе которых с позиций рассматриваемой нами проблемы наибольший интерес представляет фактор развитости финансового рынка: с 2007—2008 годов он был выделен в отдельный субиндекс, состоящий, в свою очередь, из девяти показателей. По названому субиндексу в Докладе о конкурентоспособности стран мира за 2008—2009 годы исследователи ВЭФ поставили Азербайджан лишь на 92 место среди 134 стран19. Хотя по данному параметру наша республика и опережает большинство стран СНГ, оценку развитости ее финансового сектора, безусловно, следует считать низкой.
В качестве явных конкурентных преимуществ финансового рынка республики выделен лишь индекс юридических прав, тогда как перечень его недостатков и слабых сторон включает 8 позиций. Среди них — финансирование через местный фондовый рынок (117 место), регулирование фондовых бирж (115-е), ограничения на движение капитала и доступ к займам (100-е), уровень защищенности инвесторов (86-е), совершенствование финансового сектора (77-е) и доступность венчурного капитала (60 место). В числе наиболее проблемных для финансового рынка страны аспектов — возможность получения финансирования и валютное регулирование. Следует также отметить, что Азербайджан не попал в список 100 стран с самыми здоровыми банковскими системами, заняв в опубликованном ВЭФ рэнкинге банковских систем мира20
18 См.: Муршудли Ф. Международные оценки банковской системы Азербайджана — важный индикатор ее интеграции в мировой финансовый рынок // Банки & Бизнес, 2008, № 2. С. 46—53; Он же. Банковская система Азербайджана: вызовы и перспективы глобализации. С. 90—99.
19 См.: Global Competitiveness Report 2008—2009. Geneva: World Economic Forum, 2008. P. 16, 96.
20 При составлении данного рэнкинга использовались данные о счетах банков разных стран мира, а также результаты опроса их руководителей. В результате банковским системам выставлялись баллы от 1 до 7, где 7 означает стабильность, а 1 — неспособность отвечать по долговым обязательствам и необходимость национализации.
лишь 116 место. В этом рэнкинге Азербайджан получил 4,7 балла и расположился между Бангладеш и Тайванем.
^ Д л я с п р а в к и. Самой здоровой в мире признана банковская система Кана ды — 6,82 балла. В пятерку стран с наиболее здоровой банковской системой также вошли Швеция — 6,72, Люксембург — 6,71, Австралия — 6,70 и Дания — 6,68 балла. Великобритания и США, в прежние годы входившие в такую пятерку, в нынешнем рэнкинге потеряли свои позиции. Так, Великобритания опустилась на 44 место после того, как правительство объявило о выделении банкам 87 млрд долл. США заняли 40 место, чему способствовало банкротство инвестиционных банков Bear Stearns и Lehman Brothers, а также продажа Merrill Lynch.
^ (Global Competitiveness Report 2008—2009) ^
Вместе с тем, на наш взгляд, оценки ВЭФ по финансовому сектору не всегда объективны, их следует принимать с известной долей условности. Конечно, финансовый рынок Азербайджана нельзя причислять к развитым, и некоторые его компоненты, такие как страховой и фондовый рынок, существенно уступают стандартам ведущих стран мира. Однако в контексте динамичного развития отечественной экономики эта разница неуклонно сокращается. По нашему мнению, на позицию Азербайджана в данном компоненте ИГКГ, как и других стран, влияет специфичность методики его расчета21. Сомнения в объективности индекса развитости финансового рынка и его показателей возникают после их всестороннего анализа. Так, согласно рэнкингу ИГКГ, ниже Азербайджана находятся такие страны, как Китай и Россия (при том, что это страны группы BRIC с высочайшей динамикой роста фондового рынка и сильнейшей инвестиционной привлекательностью), Аргентина, а выше — Зимбабве, охваченная глубоким кризисом и многотысячной инфляцией. Или такой пример: финансовый рынок Италии — страны, входящей в «большую семерку» и имеющую одну из самых мощных в мире банковских систем, высокоразвитый биржевой рынок и суверенный кредитный рейтинг «S&P» на уровне А+, в рэнкинге ВЭФ занял лишь 91 место и расположился, например, после Бангладеш, Гамбии, Грузии, Коста-Рики, Пакистана, Сальвадора, Филиппин и т.д., финансовые институты которых малоизвестны в мировом масштабе.
Кроме того, неадекватные позиции ряда стран можно объяснить специфическим составом показателей, на основе которых рассчитывается данный субиндекс конкурентоспособности. Дело в том, что среди формирующих его показателей только два — уровень защищенности инвесторов и индекс юридических прав — строятся на основе общедоступных статистических данных, а остальные семь (в частности, устойчивость банков) — на базе результатов опроса руководителей компаний и финансово-банковских структур. Представляется, что именно возможной недостоверностью опросов в определенной степени и объясняются крайне низкие позиции одних стран (в частности, Азербайджана) и завышенные оценки других в данном рэнкинге, ведь по одному показателю — индексу юридических прав, базирующемуся на статистических данных, Азербайджан демонстрирует вполне конкурентоспособную позицию — 16 место.
Однако следует заметить, что рассматриваемый нами Доклад о конкурентоспособности стран мира опирается на данные, собранные на начальной стадии финансового кризиса, когда его сопутствующие признаки проявлялись еще крайне слабо. Отсюда и
21 На это, в частности, обращают внимание и другие ученые-экономисты (см.: Додонов В.Ю.. Конкурентоспособность инвестиционно-финансовой сферы Казахстана в оценках международных организаций [http://www.iwep.kz], 21 мая 2008; Швандар К.В. Мировой кризис сквозь призму платежного баланса и конкурентоспособности // Банковское дело, 2009, № 5. С. 54—60).
определенное противоречие между содержащимися в нем оценками и реальным положением дел. Это обусловливает настоятельную необходимость пересмотреть характеристики, оценивающие качество и конкурентные преимущества финансовой системы страны в целом, которые, показав свою несостоятельность в нынешних условиях, вмиг устарели.
Так, в рассматриваемом нами рэнкинге глобальной конкурентоспособности государств в число 10 стран, обладавших наиболее конкурентными финансовыми системами в 2008—2009 годах, вошли Великобритания (5 место), Ирландия (7-е), Швеция (8-е) и США (9 место). Но, как показали последствия кризиса, оценки финансовых систем этих, да и других стран из верхней половины рэнкинга, не оправдали себя, и они весьма болезненно переносят выпавшие на их долю потрясения. Дело в том, что эксперты ВЭФ «делали ставку» на такие показатели, как открытость мировым финансовым рынкам и легкость в доступе к капиталу. Однако оказалось, что те страны, которые не удовлетворяли этим критериям, позже других вошли в современный кризис или его последствия оказались для них не столь разрушительными. Кроме того, в методике расчета конкурентоспособности финансовой системы, например, отсутствуют такие важные показатели, как уровень внешнего долга и оценка возможности его обслуживания, тогда как реалии текущей кризисной ситуация отчетливо демонстрируют, что большая величина данного индикатора препятствует конкурентоспособности, ведет к ее частичной или полной утрате. Тем самым логика подсказывает, что целесообразно изменить методику оценки конкурентоспособности финансовой системы страны. В частности, показатель устойчивости банков следует сохранить, но при этом серьезную коррекцию должна претерпеть вся система оценки их надежности, иначе объективность рэнкинга будет поставлена под сомнение.
Мировой индекс финансового здоровья 2009: изменение акцентов
В контексте нынешнего финансового коллапса особый интерес представляют рейтинги, способы оценки в которых кардинально изменились в кризисных условиях и сейчас основываются на принципах, всецело отражающих специфику момента. Именно таким можно считать, по нашему мнению, подготовленный одним из наиболее авторитетных в экономическим мире изданий («The Banker») Всемирный рейтинг финансового здоровья 2009, отражающий способность стран преодолеть текущий кризис22. Удивительно, что этот рейтинг, весьма поучительный для транзитивных стран, оказался вне поля зрения экономических органов страны, отечественных ученых-экономистов и обычно весьма дотошных журналистов, специализирующихся на экономической тематике. Между тем здесь позиции Азербайджана (как в целом, так и по отдельным компонентам) относительно других международных сравнений выглядят значительно предпочтительнее.
На взгляд «The Banker», финансовый кризис 2008 года нарушил прогнозы во всем мире, изменил риски и методы их оценки. Последний рейтинг данного издания, сфокусированный на низком уровне задолженности, показал ошеломляющие результаты. Как констатируют авторы исследования, в этом новом мире самые развитые экономики, которые вместе с тем в максимальной степени зависимы от кредитов, сразу же стали наиболее подверженными потенциальной экономической катастрофе23. Статистические дан-
22 Cm.: The Banker, London, January 2009, Vol. 159, No. 995. P. 63—64, 66.
23 Cm.: Piggott C. Risers and Fallers // The Banker, January 2009. P. 62—63.
ные, использовавшиеся до недавнего времени в качестве мерила экономических достижений (например, уровень банковского кредитования), теперь рассматриваются как главные индикаторы финансовых рисков. В отличие от ранее проведенных страновых рейтингов, где наиболее развитые финансовые рынки оценивались высокими рангами, при расчете Мирового индекса финансового здоровья 2009 страны, излишне полагающиеся на финансовую задолженность, были поставлены в невыгодное положение24.
Анализ Всемирного рейтинга и Мирового индекса финансового здоровья (МИФЗ) 2009 и составляющих его параметров показал следующее:
1. Рейтинг охватывает 184 страны мира, а МИФЗ 2009 рассчитан на основе 25 показателей по четырем укрупненным параметрам финансового и экономического здоровья (экономические перспективы, общая задолженность, стабильность финансового сектора и государственные финансы). С 439,83 баллами (максимально — 1 000 баллов) Азербайджан занял в данном рейтинге 39 место (см. табл. 2).
Таблица 2
«The Banker»:
Мировой индекс финансового здоровья 200925
о т с е М L. Страна* Показатели (максимальный балл)
Общее число баллов (1 000) Экономические перспективы (400) Общая задолженность (200) Стабильность финансового сектора (200) Государственные финансы (200)
1 Норвегия 549,77 215,39 144,34 53,04 136,99
2 Россия 544,80 126,23 172,88 124,02 121,68
3 Кувейт 535,83 163,05 145,17 108,57 119,04
4 Сингапур 516,63 159,20 126,62 98,37 132,44
^ 5 Молдова 510,30 108,15 167,77 137,01 97,38
15 Казахстан 488,84 118,35 188,02 80,70 101,77
16 Армения 487,25 122,99 120,55 145,91 97,80
2 О Грузия 471,84 84,69 172,36 116,74 98,04
21 Швейцария 470,72 149,62 143,93 80,99 96,19
22 22 Эстония 468,89 94,86 160,62 106,67 1 О 7
24 О важности показателя внешнего долга государства как критерия его экономической независимости подробнее см.: Гаджиев Ш., Музаффарли (Иманов) Н. и др. Экономическая трансформация в Азербайджане: достижения и проблемы // Кавказ & Глобализация, Том 2, Выпуск 4, 2008. С. 60—61.
25 См.: The Banker, January 2009. P. 64, 66.
Таблица 2 (продолжение)
Место Место Страна* Показатели (максимальный балл)
Общее число баллов (1 000) Экономические перспективы (400) Общая задолженность (200) Стабильность финансового сектора (200) Государственные финансы (200)
27 США 456,17 124,62 171,36 82,42 77,77
9 2 Беларусь 453,85 127,84 111,16 114,78 100,06 >
35 Китай 446,59 146,05 145,56 56,60 98,37
37 Турция 444,29 96,28 169,37 109,89 68,76
9 3 Азербайджан 439,83 202,75 148,57 84,86 6 ,6 3,
42 Франция 435,69 127,72 145,95 72,84 86,18
47 Германия 430,84 127,15 152,01 64,47 87,20
4 5 Украина 421,28 89,66 157,14 77,74 ( \ 4 ,7 6, 9
56 Италия 419,61 115,71 157,50 71,26 75,14
58 Великобритания 418,84 122,00 134,53 77,51 84,80
9 5 Литва 416,80 85,76 151,93 82,17 96,93
63 Латвия 413,22 67,42 154,03 93,85 97,92
93 Кыргызстан 367,03 100,66 139,61 32,75 N 1 ,0 4, 9
111 Япония 319,34 122,11 136,55 50,21 10,48
112 Таджикистан 316,55 108,93 97,58 32,34 77,70
124 Узбекистан 281,69 128,13 145,03 — 8,53
1 О о Туркменистан 171,47 117,07 49,97 — 4,43
182 Ирак 119,79 20,84 92,07 — 6,88
183 Мавритания 110,09 110,09 — — —
184 Зимбабве 75,39 1,50 49,95 27,35 0,20
\ * Курсивом — постсоветские страны. 1
Согласно предложенной «The Banker» новой модели финансовых рисков, подверженность Азербайджана (как и других постсоветских стран — России, Молдовы, Казах-
стана, Армении, Грузии, Эстонии, Беларуси) текущему финансовому кризису менее вероятна, чем, например, Великобритании, Италии Японии, Франции или Германии. Эти страны бывшего СССР, может быть, более бедные, но с относительно низкой зависимостью от кредитования, обладая незначительной задолженностью по сравнению с богатыми развитыми странами, по-видимому, менее пострадают от глубокого финансового спада, чем любая из последних.
Д л я с п р а в к и. Фактически ни одна страна из большой десятки (G10) не попала в лучшую двадцатку этого рейтинга «The Banker». Самое высокое место среди них — у Швейцарии (21-е), в то время как Япония, находящаяся в затруднительном экономическом положении, занимает 111 место. Несмотря на падение цен на нефть, первые три места занимают Норвегия, Россия и Кувейт — страны, обладающие большими запасами нефти или газа. Сингапур, у которого высокий уровень сбережений, низкий уровень государственного долга и огромные золотовалютные резервы, — на четвертом. Пятую строчку рейтинга занимает Молдова, страна с ВВП на душу населения всего лишь 1 830 долл.: у нее очень низкий уровень долга (763 долл. на душу населения по сравнению с 171 тыс. долл. в Великобритании), а банки имеют высокое отношение капитала к активам (более 17,0%) и низкий уровень займов (35,0% ВВП).
(The Banker, January 2009. P. 64)
2. По первому, наиболее весомому компоненту МИФЗ 2009 — «Экономические перспективы» (максимально — 400 баллов) — Азербайджанская Республика, единственная из стран Центральной и Восточной Европы и СНГ, вошла в первую пятерку, занимая 4 место (202,75 балла), после Катара (342,52), Люксембурга (220,50) и Норвегии (215,39).
Гг
Д л я с п р а в к и. Данный индикатор рассчитывался на основе 11 показателей: прогноз роста ВВП, 2009 (150 баллов); прогноз ВВП на душу населения,
2008 и 2009 (по 75); безработица, %, 2008 (25); чистые национальные сбережения, % от валового национального дохода, 2006 (25); прогноз сальдо по текущим операциям, % от ВВП, 2008 и 2009 (соответственно 15 и 10); приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ), % от ВВП, 2007 (10); приток ПИИ на душу населения, 2007 (5); сальдо ПИИ % от ВВП, 2007 (5); сальдо ПИИ, на душу населения, 2007 (5).
(The Banker, January 2009. P. 63.)
Важно подчеркнуть, в частности, что большинство экономик развитых стран имеет большие торговые дефициты и страдает от нестабильной динамики роста, в то время как многие развивающиеся страны обладают активными торговыми балансами и характеризуются постоянным экономическим подъемом. Например, согласно «The Banker», по удельному весу положительного сальдо текущего счета платежного баланса в ВВП Азербайджан находится на третьем месте в мире26.
26 The Banker, January 2009. P. 67. По прогнозным данным IMF (World Economic Outlook Forecast. November 2008).
3. По второму параметру МИФЗ 2009 — «Общая задолженность» (максимально — 200 баллов) — Азербайджан занимает S1 место (148,57 балла), опережая такие европейские государства, как Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Норвегия, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Швеция, Швейцария, и страны СНГ — Армению, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан.
ҐҐ
Д л я с п р а в к и. Указанный компонент рассчитывался на основе четырех показателей: внешний долг, % от ВВП, 2007; задолженность, на душу населения, 2007; государственный долг, % от ВВП, 2007; внешняя долговая позиция, %, рост за второй квартал 2007 — второй квартал 2008 (все — по 50 баллов).
(The Banker, January 2009. P. 63)
^ 4
Следует отметить, что совокупная задолженность развитых стран относительно ВВП (включая заимствование частного сектора) в несколько раз превышает уровень многих развивающихся стран. Самый высокий уровень государственного долга по сравнению с любой другой развитой страной у Японии — 170,4% ВВП. Из других стран с высоким уровнем задолженности в рейтинге выделяются Ирландия и Великобритания: у них сложился самый высокий уровень внешнего долга к ВВП по сравнению с любой другой страной — соответственно 646% и 375% ВВП. У большинства развивающихся и транзитивных стран этот показатель кратно меньше. Даже при том, что доходы домашних хозяйств в развивающихся странах остаются ниже, они довольствуются тем фактом, что не были частью кредитного бума после 2000 года. Так, на начало 2009 года внешний долг Азербайджана составлял 6,4% от ВВП. На его обслуживание (выплату процентов) приходилось менее 1,1% от доходов госбюджета республики, в то время как, например, Италия потратила на эти цели 11,9%27. Невысокая зависимость от иностранных заимствований и спекулятивных операций характерна и для азербайджанских банков, что подтверждается, в частности, оценками «Standard&Poor’s»28. Напротив, такие постсоветские страны, как Беларусь, Украина, Грузия, Армения, Россия, государства Балтики, отличаются высокой динамикой роста внешнего долга, и по этому показателю (за июнь 2007 г. — июнь 2008 г.) они входят в первую двадцатку стран мира29.
4. По параметру «стабильность финансового сектора» (максимально — 200 баллов) Азербайджан расположился на 54 месте (84,86 баллов). По указанному параметру республика стоит заметно выше стран, входящих в G10 (Швейцария, Канада, США, Швеция, Нидерланды, Франция, Германия, Италия, Великобритания, Бельгия), стран Центральной Азии, а также таких государств, как Норвегия, Дания, Австрия, Китай, Аргентина, Чехия, Индия, Литва, Латвия, Греция, Португалия, Ирландия, Люксембург, Япония.
27 См.: The Banker, January 2009. P. 63.
28 См.: Анализ рисков банковского сектора. С. 1.
29 См.: The Banker, January 2009. P. 68.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И КАВКАЗ № 4—5(64—65), 2009
Д л я с п р а в к и. Названный параметр базируется на пяти показателях: банковский регулятивный капитал / взвешенные по риску активы, 2008 (100 баллов); капитал банка / активы, 2008; реально не функционирующие банковские кредиты (по которым не выплачиваются проценты), 2008; резервы на потери / реально не функционирующие банковские кредиты, %, 2008; внутренние кредиты, предоставленные банковским сектором, 2006 (все — по 25 баллов).
(The Banker, January 2009. P. 63)
У
Например, в 2008 году один из индикаторов указанного параметра в Азербайджане — объем кредитов, предоставленных банками, — составил всего 18,4% ВВП30. По этому показателю лидирует Япония: здесь он сложился на уровне 308% ВВП, то есть намного больше, чем в любой другой стране мира. В США внутренняя банковская ссуда превысила 230,0% ВВП, что почти в 4 раза больше, чем в среднем в мире31. До недавнего времени столь высокие показатели расценивались как положительное явление, однако анализ кризисных реалий выявил, что трех-четырехкратное превышение кредитных ресурсов над произведенным валовым продуктом нельзя считать позитивным фактом.
В то же время в данном сегменте рейтинга следует отметить, как ни странно, существенное отставание Азербайджана от своих соседей по региону — Грузии и особенно Армении. Это тем более удивительно с учетом того, что «The Banker» включил их в число 20 стран мира с наиболее низким уровнем банковского обеспечения — соответственно 17 и 16 места32: удельный вес реально не функционирующих банковских ссуд здесь составлял, соответственно, 54,4% и 53,8%33. В Азербайджане этот показатель был на уровне 3,8%, причем, несмотря на его незначительный рост по сравнению с прошлым годом, ситуация здесь ста-билизировалась34.
5. И, наконец, последний базовый параметр для оценки МИФЗ 2009 — «Государственные финансы» (максимально — 200 баллов): по нему у Азербайджана наихудшая позиция — 141 место35 с невероятно низким показателем 3,66 балла.
Д л я с п р а в к и. Этот параметр базируется на пяти показателях: кассовый излишек или дефицит у правительства, 2006 (80); задолженность правительства по процентам, % от государственных доходов, 2006 (80); золотовалютные резервы, % от импорта, 2008 (20); золотовалютные резервы, % от ВВП, 2008 (10); золотовалютные резервы, на душу населения, 2008 (10).
(The Banker, January 2009. P. 63)
У
30 Рассчитано на основе данных: Statistical Bulletin of the National Bank of the Republic of Azerbaijan, Baku, 2008, № 12. P. 4, 19.
31 См.: The Banker, January 2009. P. 63.
32 См.: Там же. P. 68.
33 См.: IMF Global Financial Stability Report, July 2008.
34 В данной связи считаем, что прогнозная оценка «Standard&Poor’s» о доле проблемных активов банковской системы Азербайджана в размере 35—50% (см.: Анализ рисков банковского сектора) абсолютно не обоснована.
35 Этот ранг мог быть и ниже, так как у многих стран отсутствуют соответствующие данные.
Данная рейтинговая оценка «The Banker» по Азербайджану вызывает большие сомнения по нескольким причинам.
■ Во-первых, исходный показатель золотовалютных резервов страны взят из «CIA 2008 The World Factbook» — 8,5 млрд долларов (на 31 декабря 2008 г.), тогда как в действительности, как уже отмечалось, с учетом средств Нефтяного фонда Азербайджана он составлял 18,2 млрд долл.
■ Во-вторых, задолженность правительства по процентам незначительна, поскольку низки как уровень самого государственного долга, так и удельный показатель расходов (проценты) на его обслуживание, что и нашло отражение при расчете второго параметра МИФЗ 2009 — «общая задолженность». Тем самым, неудовлетворительно оценивая нашу страну по указанному показателю, составители рейтинга противоречат сами себе.
■ В-третьих, для Азербайджана в последние годы характерен кассовый профицит, что в целом следует считать позитивным фактором, тогда как, например, в Армении и Молдове наблюдается кассовый дефицит. Однако в рассматриваемом случае в качестве статистического источника составители МИФЗ 2009 использовали базу данных Всемирного банка — World Development Indicators 2008, где вышеуказанный показатель по Азербайджану, в отличие от других стран, по непонятной причине отсутствует. При этом, согласно методологии «The Banker», при отсутствии данных страна получает нулевую оценку.
Таким образом, имея в целом значительно лучшее состояние дел по каждому индикатору государственных финансов, Азербайджан в данном рейтинге многократно (примерно в 26 раз) уступает Грузии (98,04 балла), Армении (97,80) и Молдове (97,38 балла). Эту оценку вряд ли можно расценивать как объективную. Если допустить, что состояние государственных финансов в Азербайджане было бы оценено чуть выше, чем у перечисленных стран, — хотя бы как минимум на уровне 100,00 баллов (реально так и должно быть) — то АР заняла бы во Всемирном рейтинге финансового здоровья 2009 место в ПЕРВОЙ ТРОЙКЕ после Норвегии и России.
Противодействие кризису: аргументы в пользу финансового здоровья
Самые последние отчеты международных финансовых институтов и рейтинговых агентств подтверждают наши аргументы в пользу финансового здоровья нашего государства.
Так, МВФ включил Азербайджан в группу стран, экономика которых наиболее устойчива к кризису и наименее уязвима под воздействием внешних факторов36. При этом особо выделяется банковская система, для укрепления которой, как отмечают эксперты МВФ, в республике за последние месяцы предприняты серьезные шаги37. Несколько ра-
36 Cm.: World Economic Outlook: Crisis and Recovery. Washington, D.C.: IMF, April 2009. P. 84.
37 Cm.: Regional Economic Outlook: Middle East and Central Asia. Washington, D.C.: IMF, May 2009. P. 30.
нее миссия МВФ по итогам визита в республику (в середине декабря 2008 г.) пришла к заключению, что «при сохранении действующих планов экономической политики Азербайджан относительно успешно справится с краткосрочными последствиями кризиса»38. Поэтому МВФ прогнозирует в Азербайджане самый высокий среди стран Центральной Азии и Кавказа рост реального ВВП в 2010 году — 12,3% при среднем показателе по региону 5,0%39.
В составленном Всемирным Банком в марте 2009 года Страновом экономическом меморандуме подчеркивается более сильная по сравнению с другими странами позиция Азербайджана, в частности его финансового сектора, в плане устойчивости к последствиям глобального кризиса40. В докладе Всемирного банка «Перспективы глобальной экономики в 2009 году» для Азербайджана прогнозировались самые высокие в регионе Европы и Центральной Азии (19 развивающихся стран) темпы роста ВВП: в
2009 году — 10,4%, в 2010-м — 7,8%41. И хотя в Ежегодном докладе о финансовых аспектах мирового развития («Финансирование глобального развития в 2009 году: контуры глобального экономического восстановления») представлены менее оптимистичные прогнозы (в том числе по Азербайджану), согласно оценке специалистов Всемирного банка, наша страна в 2009—2011 годах будет одним из немногих государств Европейско-Центральноазиатского региона, где будет наблюдаться ежегодный экономический рост (в 2009 г. — 3,3%, 2010 г. — 5,2%, 2011 г. — 9,0%) и двузначное положительное сальдо текущего счета платежного баланса (соответственно 10,3%, 15,5% и 19,0% ВВП)42. Рост реального ВВП в Азербайджане прогнозируют также Азиатский банк развития: 2009 год — 8,0%, 2010-й — 6,7%43 и «Standard&Poor’s» — соответственно, 4,0% и 5,4%44. На заседании министров финансов, экономики и глав национальных банков СНГ (31 марта 2009 г.) вице-премьер, министр финансов РФ А. Кудрин подчеркнул, что Азербайджан испытывает наименьшее влияние глобального кризиса, сохраняя высокие объемы инвестиций и рост экономики45. По оценкам «Standard&Poor’s», «Азербайджан воспользуется большими возможностями, открывающимися перед ним в среднесрочной перспективе, что будет способствовать поддержанию текущего уровня его суверенных кредитных рейтингов»46.
Итоги социально-экономического развития Азербайджана за пять месяцев 2009 года, зафиксировавшие позитивную динамику во всех без исключения секторах экономики, подтверждают выводы влиятельных международных рейтинговых и финансовых организаций о минимальном воздействии мирового кризиса47. Об этом свидетельствует также исследование одного из лидеров российского рынка профессиональ-
38 Azerbaijan — Aide Memoire for the 2008 IMF Staff Visit Discussions, 10—17 December 2008.
39 См.: Regional Economic Outlook: Middle East and Central Asia. Р. 25, 36.
40 См.: Выступление министра экономического развития АР Ш. Мустафаева на заседании Кабинета министров АР, посвященном итогам социально-экономического развития страны в первом квартале 2009 года (Бакинский рабочий, 24 апреля 2009. С. 2).
41 См.: Global Economy Prospects 2009: Commodities at the Crossroads. Washington, DC: The International Bank for Reconstruction and Development // The World Bank, 20 November 2008. Р. 151—152.
42 См.: Global Development Finance: Charting a Global Recovery. Washington: The International Bank for Reconstruction and Development // The World Bank, June 2009. P. 115, 117.
43 См.: Asian Development Outlook 2009. Manila: Asian Development Bank, March 2009. Р. 134, 296.
44 См.: Азербайджанская Республика — кредитный рейтинг // Standard & Poor’s, 24 февраля 2009; Анализ рисков банковского сектора.
45 См.: Официальный сайт Министерства финансов РФ [http://www.minfin.ru/ru/press/speech/index. php?id4=7229].
46 Как Азербайджан реагирует на мировой экономический кризис // S&P, 15 июля 2009.
47 Об этом подробнее см.: Ахундов Ф. Рост экономики Азербайджана наглядно демонстрирует минимальное воздействие мирового кризиса [http://www.day.az/news/economy/161888.html].
ных услуг — компании ФБК, согласно которому Азербайджан имеет лучшие социально-экономические показатели среди стран СНГ по итогам января — апреля 2009 года (наряду с Узбекистаном) и достаточно эффективно противостоит экономическому кризису48.
Одно из наиболее выраженных проявлений финансового здоровья государства — наличие успешных финансовых институтов. Для АР к таковым можно причислить, в первую очередь, Международный банк Азербайджана (МБА) — системообразующее ядро банковского сектора страны, занимающее доминирующее положение на профилирующих сегментах ее финансового рынка. МБА принадлежит ведущая роль в развитии, усилении конкурентоспособности и устойчивости национальной банковской системы. Будучи Банком общенационального развития49, МБА оказывает стабилизирующее воздействие и на состояние азербайджанской экономики в целом. Утвердившись в качестве одной из наиболее крупных и надежных брендовых финансовых холдинговых групп на Кавказе, МБА занимает в республике самые передовые позиции по ключевым индикаторам банковской сферы.
Многолетний позитивный опыт МБА и его активное участие в инновационных процессах сыграли решающую роль в том, что даже в период активной фазы мирового финансового кризиса репутация банка продолжает неуклонно укрепляться. Так, основные показатели его деятельности в этот противоречивый, полный самыми худшими ожиданиями период сохранили свою положительную динамику. В апреле 2009 года Совет директоров Европейской экономической палаты по торговле и промышленности объявил МБА наиболее стабильной кредитной организацией в Европе, действующей в условиях глобального финансового кризиса. Тогда же банк был удостоен премий двух ведущих мировых информационно-аналитических изданий: журнала «Global Finance» (Нью-Йорк) как лучший банк Азербайджана в номинации «Лучшие банки развивающихся рынков мира» и журнала «Emeafinance» (Лондон) как Best Local Bank в номинации «Лучший банк СНГ, Центральной и Восточной Европы». Наряду с этим в рамках Третьего банковского форума (Вена, 23—25 апреля 2009 г.) председатель правления МБА Джахан-гир Гаджиев признан лучшим антикризисным менеджером 2009 года по странам СНГ, Центральной и Восточной Европы и удостоен первой международной банковской награды «Платиновый ключ», как представитель банковского бизнеса, внесший значительный вклад в развитие национальной банковской системы50. И, наконец, в июне 2009-го «Fitch Ratings» подтвердил долгосрочный рейтинг дефолта эмитента Банка «ВВ+» со стабильным прогнозом51.
В целом следует отметить, что своевременность принятых руководством страны упредительных мер позволила минимизировать негативное влияние кризиса на ее экономику, в частности финансово-банковский сектор, которое здесь практически не ощущалось, и тем самым способствовала дальнейшему финансовому оздоровлению государства. Мировая практика борьбы с кризисом свидетельствует, что страны, обладающие значительными золотовалютными резервами и имеющие при этом небольшой внешний и внутренний долг, к каковым с полным правом можно отнести и Азербайджан, способны менее болезненно преодолевать последствия глобальных потрясений.
48 См.: Николаев И.А., Марченко Т.Е., Титова М.В. Страны СНГ и мировой кризис: общие проблемы и разные подходы. Аналитический доклад. М.: ФБК, июнь 2009 года. С. 8, 27.
49 Об этом подробнее см.: Гаджиев Д. МБА — Банк общенационального развития // Зеркало, 9 мая 2003; Гаджиев Д. МБА — ядро банковской системы Азербайджана // Зеркало, 12 ноября 2005.
50 См.: Официальный сайт Финансово-банковского совета СНГ [http://www.fbc-cis.ru/nws/news10.php].
51 См.: Fitch Affirms International Bank of Azerbaijan at “BB+”; Outlook Stable, 11 июня 2009.
Перспективы посткризисной трансформации: новые тенденции и модели
Следует отметить, что на посткризисном рынке финансовых услуг, по оценкам международных экспертов, ожидаются серьезные трансформации. Об этом, в частности, говорится в публикации PwC «Послезавтра»52. В ней дан анализ новых тенденций и моделей, развивающихся на фоне последствий кредитного кризиса и попыток компаний сектора финансовых услуг подстроиться под изменившиеся условия ведения бизнеса. Неизбежность передела мировой банковской системы предсказали и участники дебатов в редакции журнала «The Banker» — ведущие специалисты ряда крупнейших западных банков53. По их оценкам, данная система в самое ближайшее время претерпит огромные изменения: она должна принять совершенно новый облик и наполниться иным содержанием.
Созвучная этим оценкам позиция отчетливо просматривается и в документах весьма авторитетных и достаточно результативных мировых форумов: саммита «большой двадцатки» индустриально развитых стран — G20 (Лондон, 1—2 апреля 2009 г.) и конференции ООН по вопросу о мировом финансово-экономическом кризисе и его последствиях для развития (Нью-Йорк, 24—26 июня 2009 г.). В частности, на G20 была принята новая, обязательная для всех концепция регуляторной реформы и оздоровления финансовой системы. Важно, что это коснется не только банков, но охватит также финансовые компании. Отныне все системно значимые для мировой экономики финансовые структуры, рынки и инструменты будут жестко регулироваться и контролироваться Советом финансовой стабильности — FSB. Кроме того, ЕС настаивает на создании в
2010 году нового совета по оценке системных рисков, возглавляемого Европейским центробанком, а США — нового внутреннего органа для мониторинга системных рис-ков54. Прогрессивные решения, связанные с проведением реформы международной финансовой системы, содержатся в выступлении на вышеназванной Конференции ООН Генерального секретаря этой организации Пан Ги Муна55, в докладе56 и рекомендациях Комиссии экспертов57.
В соответствии с введенными на мировом финансовом рынке новыми правилами игры прежде всего трансформируется модель поведения финансовых структур: на них будет возложена значительная ответственность за проведение финансового анализа, необходимого для обеспечения качества кредитного портфеля; усилится контроль — как внутренний, так и со стороны государства. Основными чертами воссоздаваемого банковского ландшафта станут сокращение масштабов банковской системы с одно-
52 The Day After Tomorrow: A PricewaterhouseCoopers Perspective on the Global Financial Crisis // PwC, February 2009, 24 PP.
53 Cm.: Piggott C. FIG Chiefs Survey New Financial Landscape // The Banker, April 2009.
54 Cm.: Declaration on Strengthening the Financial System. London, 2 April 2009 [http://www.g20.org]; Global Plan for Recovery and Reform: the Communique from the London Summit.London, 2 April 2009 [http:// www.londonsummit.gov.uk].
55 Cm.: The World Financial and Economic Crisis and its Impact on Development [http://www.un.org/ga/ econcrisissummit/ docs.shtml].
56 Cm.: Report of the Commission of Experts of the President of the United Nations General Assembly on Reforms of the International Monetary and Financial System [http://www.un.org/ga/ econcrisissummit/docs.shtml].
57 Cm.: Recommendations of the Commission of Experts of the President of the General Assembly on Reforms of the International Monetary and Financial System [http://www.un.org/ga/ econcrisissummit/docs.shtml].
временным ужесточением регулирования и выход на первый план универсальной модели банковского бизнеса. Банковская модель послекризисного мира будет более упрощенной, более ориентированной на предотвращение рисков, более прозрачной и устойчивой. Прибыль уменьшится, но доходность, скорректированная с учетом рисков, не упадет так сильно, потому что уровень рисков в структуре бизнеса также станет ниже.
Один из главных выводов заключается в том, что финансовым институтам не следует полностью концентрироваться на решении сегодняшних проблем в ущерб долгосрочному развитию. Большинству институтов, перешедших в режим выживания, уже сейчас необходимо принимать решения о том, в каком направлении будет развиваться бизнес через 2—3 года. В то же время они должны приспособиться к реалиям ведения бизнеса в мире, где все большую важность приобретают интересы многочисленных заинтересованных сторон — правительства и общества в целом. Это, бесспорно, компетентное мнение ведущих международных экспертов заслуживает пристального внимания и изучения.
Последовательное наращивание показателей, определяющих финансовое здоровье государства, будет приближать нашу страну к реализации идеи о финансовом суверенитете Азербайджана, превращении его столицы — Баку в мощный финансовый центр Кавказа, глобальной конкурентоспособности национальных финансовых институтов. По сравнению со своими соседями Азербайджан весьма конкурентоспособен в борьбе за роль регионального финансового центра, так как имеет бесспорное преимущество в качестве обладателя значительных золотовалютных резервов и мощного энергетического потенциала. Сегодня, в условиях мирового финансово-экономического кризиса, Азербайджан может испытывать чувство законного удовлетворения своей относительно устойчивой денежно-банковской системой, которая помогает экономике страны пережить этот глобальный «шторм» со сравнительно незначительными издержками.
И все же, если Азербайджан намерен претендовать на роль финансового лидера в регионе, то экономическим органам и финансовым институтам республики нужно еще немало сделать в направлении создания необходимых для этого условий. А именно — прогнозировать угрозы финансовому здоровью и репутации государства, установить их источники, подробно изучить «анатомию» каждой из угроз, разобраться в их механике, природе, эволюции, и самое главное — определить блокирующие процессы и механизмы, конкретные пути инновационного совершенствования всей финансово-банковской системы, ее институционального и кадрового обеспечения, всецело отвечающего современным требованиям. На наш взгляд, лишь при такой консолидации усилий за ближайшие 5—10 лет отечественные финансовый и банковский рынки смогут количественно оптимизироваться и сделать качественный рывок, обеспечить ресурсами растущую экономику и развитие производительных сил страны, дать населению необходимую социальную стабильность и минимальные социальные гарантии, а государству — эффективный инструмент реализации макроэкономических решений, укрепления геополитических и геоэкономи-ческих позиций страны.