Научная статья на тему 'Финансовая стратегия ТНК и механизмы ее адаптации к новым условиям хозяйствования'

Финансовая стратегия ТНК и механизмы ее адаптации к новым условиям хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
907
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ / ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ / ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ / МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ / MULTINATIONAL CORPORATION / FINANCIAL STRATEGY / FINANCIAL MODEL / ADAPTATION MECHANISMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мовчан Артём Александрович, Титова Валентина Алексеевна

В статье исследованы различные подходы к определению понятия "финансовая стратегия", приведены основные тенденции деятельности транснациональных корпораций на мировом рынке, описано влияние глобального финансового кризиса на деятельность ТНК. Приведены особенности управления финансами ТНК, исследованы специфические особенности разработки финансовой стратегии для корпорации. Разработан метод построения финансовой модели ТНК на основе диаграммы причинно-следственных связей и системы сбалансированных показателей эффективности. Обоснован выбор стоимости ТНК в качестве результирующего фактора финансовой модели. Исследованы механизмы адаптации компании на новом рынке при помощи финансовой стратегии и модели компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial strategy of multinational corporation and mechanisms of her adaptation to new conditions of managing

In article various approaches to determination of the concept "financial strategy" are researched, the main tendencies of activities of multinational corporations are given in the world market, influence of global financial crisis on activities of multinational corporation is described. Features of management of finance of multinational corporation are given, specific features of development of financial strategy for corporation are researched. The method of creation of financial model of multinational corporation on the basis of the chart of causes and effect relationships and the balanced scorecard of efficiency is developed. The choice of cost of multinational corporation as a resultant factor of financial model is reasonable. Mechanisms of adaptation of the company in the new market by means of the financial strategy and model of the company are researched.

Текст научной работы на тему «Финансовая стратегия ТНК и механизмы ее адаптации к новым условиям хозяйствования»

# *

s

X

LU

S ÎÉ О UJ

X

О X

о

со

152

говорам лизинга. Подпрограмма содержит 13 основных мероприятий по следующим направлениям: развитие системы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; поддержка муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства; информационная, правовая, консультационная поддержка и подготовка кадров для малого и среднего предпринимательства. Основная задача - увеличение доли участия субъектов малого и среднего предпринимательства в общем обороте хозяйствующих субъектов Краснодарского края [3].

Применение программно-целевого управления в реализации данной программы обеспечит единство четко структурированной и сформулированной содержательной части программы с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения Программы [4].

Основными преимуществами программно-целевого управления в решении обозначенных проблем можно считать: комплексный подход к решению проблемы; распределение полномочий и ответственности; координацию решения проблем.

Опираясь на статистические показатели развития предпринимательства в регионе в части государственной поддержки и стратегические цели реализуемых программ, совершенно очевидно, что государственное содействие направлено на решение финансовых проблем субъектов предпринимательства, а среда его функционирования охвачена достаточно слабо, что и отмечается респондентами в результате социологического опроса. Отсюда совершенно очевидно, что программное

управление должно включать в себя мероприятия, которые способствовали развитию благоприятной предпринимательской среды:

1) обновление юридической базы для ведения предпринимательской деятельности;

2) создание системы экономической безопасности регионального предпринимательства;

3) развитие инфраструктурных объектов бизнес-среды, включающих финансово-кредитные объекты; объекты, обеспечивающие имущественную и экспортную поддержку; общественные организации; объекты системы консалтинга, аутсорсинга и аутстаффинга;

4) информационно-консультационная поддержка;

5) развитие механизмов государственно-частного партнерства.

Следует сделать вывод, что в новыхуслови-ях модернизации и развития инновационной экономики программное управление является эффективным инструментом, обеспечивающим устойчивое социально-экономическое развитие как предпринимательства, так и региона.

Примечания:

1. Малое и среднее предпринимательство Краснодарского края // [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.mbkuban.ru

2. Мезенцева Е.В., Королюк Е.В. Оценка потребностей предпринимателей Краснодарского края в различных формах государственной поддержки // Экономика и предпринимательство. - 2016. -№2-1 (67-1).-С. 327-330.

3. Федеральный закон РФ от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации"// СПС КонсултантПлюс.

4. Российское агентство по поддержке малого предпринимательства // [Электронный ресурс. -режим доступа: http://www.siora.ru/ru/analytics.

FINANCIAL STRATEGY OF MULTINATIONAL CORPORATION AND MECHANISMS OF HER ADAPTATION TO NEW CONDITIONS OF MANAGING

Movchan Artem Alexandrovich, Post-graduate student, Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk Titova Valentina Alexeevna, DSc of Economics, Professor, Department of Marketing and Service, Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk

in article various approaches to determination of the concept "financial strategy" are researched, the main tendencies of activities of multinational corporations are given in the world market, influence of global financial crisis on activities of multinational corporation is described. Features of management of finance of multinational corporation are given, specific features of development of financial strategy for corporation are researched. The method of creation of financial model of multinational corporation on the basis of the chart of causes and effect relationships and the balanced scorecard of efficiency is developed. The choice of cost of multinational corporation as a resultant factor of financial model is reasonable. Mechanisms of adaptation of the company in the new market by means of the financial strategy and model of the company are researched.

Keywords: multinational corporation; financial strategy; financial model; adaptation mechanisms.

ФИНАНСОВАЯ СТРА ТЕГИЯ ТНК И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ АДАПТАЦИИ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

УДК 336.02 ВАК РФ 08.00.10

В статье исследованы различные подходы к определению понятия "финансовая стратегия" приведены основные тенденции деятельности транснациональных корпораций на мировом рынке, описано влияние глобального финансового кризиса на деятельность ТНК. Приведены особенности управления финансами ТНК, исследованы специфические особенности разработки финансовой стратегии для корпорации. Разработан метод построения финансовой модели ТНК на основе диаграммы причинно-следственных связей и системы сбалансированных показателей эффективности. Обоснован выбор стоимости ТНК в качестве результирующего фактора финансовой модели. Исследованы механизмы адаптации компании на новом рынке при помощи финансовой стратегии и модели компании.

Ключевые слова: транснациональная корпорация; финансовая стратегия; финансовая модель; механизмы адаптации.

> Мовчан А.А., 2017

> Титова В.А., 2017

В условиях современного рынка, динамично изменяющегося под влиянием внешних и внутренних факторов, предприятиям необходимо следить за основными тенденциями рынка и двигаться вместе с ним или на шаг впереди него. Процессы интеграции и глобализации в современной информационной экономике приобретают международный всеобъемлющий характер, а акцент взаимодействия предприятий смещается в пользу формирования различных интеграционных форм. Наряду с международными интеграционными процессами активно развивается страновая и региональная интеграция, причины и предпосылки которой обусловлены стремлением предприятий сохранить конкурентные позиции на локальном рынке и совместно использовать труднодоступные или дорогостоящие ресурсы, а также использовать эффект масштаба.

Основную власть на региональных и международных рынках приобретают транснациональные корпорации (ТНК), которые стали сильнейшими игроками за счет гигантских интегрированных предприятий, способных оказывать сильнейшее влияние на основные рыночные факторы: уровень конкуренции в отрасли, относительная доля рынка, динамичность инновационных процессов, степень внедрения инноваций и т.п. Совокупный объем производства ТНК превышает четверть мирового ВВП. Такие крупные интегрированные структуры способны противостоять любому кризису и невероятно конкурентоспособны, т.к. с помощью перевода финансовых средств между дочерними предприятиями ТНК перераспределяют финансовые потоки корпорации, избегая возникновения угрозы банкротства и минимизируя налогообложение. Кроме того, ТНКзна-чительную долю финансов вкладывают в НИОКР, что позволяет им удерживать большую долю рынка с помощью внедрения инноваций.

Несмотря на глобальный кризис, экономическая экспансия ТНК успешно продолжается. По сравнению с предкризисным уровнем 2008-2010 гг., численность занятых на подразделенияхТНК за пределами стран базирования выросла на 33,9%, объем продаж - почти на 35%, объем экспорта - на 47,1 %. Таким образом, даже в условиях глобального кризиса наблюдалось заметное укрепление экономических позиций ТНК. После преодоления последствий кризиса можно ожидать дальнейшего ускорения роста их доли в мировом ВВП, экспорте и занятости [1, 87].

МОВЧАН Артём

Александрович, аспирант,

Новосибирский

государственный

технический университет,

Новосибирск

Mo vchan. a. a@gmail. com

ТИТОВА Валентина Алексеевна, доктор экономических наук, профессор, кафедра Маркетинга и сервиса, Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск с!екап@№. г и

* *

£ X

о ш з-

£ О X

о со

154

Существует ряд особенностей управления финансами транснациональных корпораций. Филиалы ТНК находятся в разных государствах, что делает необходимым учет различий в налогообложении, в формах бухгалтерской отчетности, в законодательстве и рыночных факторах других стран. Управление финансами ТНК требует комплексного подхода и разработки эффективной финансовой стратегии, способной адаптироваться к многочисленным изменениям окружающей среды.

Финансовое стратегическое планирование является базисом стратегическогоуправления компанией. На его основе происходит определение и уточнение целей и задач развития компании, которые должны обеспечить возможность улучшения её финансового положения, роста доходности, прибыльности и других финансовых показателей.

К определению понятия "финансовая стратегия корпорации" существует ряд подходов. Ряд авторов рассматривают финансовую стратегию как долгосрочное планирование финансовой деятельности корпорации. С позиции И.П. Геращенко под финансовой стратегией понимается генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами [2,58].

В.В. Литовченко предлагает реализацию финансовой стратегии посредством построения модели, отражающей специфику деятельности компании и способной проиграть различные сценарии функционирования организации [3, 21 ]. Этот взгляд комплексно рассматриваетуп-равление финансами корпорации через системное взаимодействие различных подсистем деятельности компании. Финансовая стратегия в трактовке В.В. Литовченко представляет собой кровеносною систему организма бизнеса. Теоретически она является одной из функциональных стратегий, но при этом снабжает финансами все сферы функционирования ТНК.

Еще один подход предлагает рассматривать финансовую стратегию в ряду функциональных стратегий ТНК, учитывая, что содержание ее меняется в зависимости от локального рынка, на котором действует предприятие [4,113].

Целями финансовой стратегии являются: максимизация прибыли, минимизация тран-закционных издержек, максимизация добавленной стоимости, максимизация рыночной стоимости организации, обеспечение конкурентных преимуществ, максимизация темпа роста корпорации, максимизация объёма продаж. Система целей должна быть самоподдер-

живающейся, то есть действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других. Следует отметить, что все аспекты сущности финансовой стратегии предполагают специфичность хозяйствующего субъекта, формирующего и реализующего адекватную собственной природе стратегию. По нашему мнению, специфика состоит как в количественных, так и в качественных характеристиках субъекта хозяйствования.

Представляется, что экономический масштаб любого хозяйствующего субъекта определяется её ресурсным потенциалом: финансовыми, материальными, трудовыми, технологическими и информационными ресурсами. Экономическим структурам с ограниченным ресурсным и структурным потенциалом, отсутствием собственников, ориентированных на реализацию единой стратегии, нет необходимости и возможности ориентироваться на стратегический аспект деятельности. В то время какТНК, в силу сложности своей многоуровневой организационной структуры, а также масштаба, безусловно, должны заниматься вопросами формирования и реализации финансовой стратегии.

К разновидностям финансовой стратегии относят:

1. Стратегию привлечения финансовых средств.

2. Стратегию управления дебиторской задолженностью.

3. Стратегию управления издержками (она также часть производственной стратегии).

4. Стратегию выплаты дивидендов.

5. Стратегию финансовых инвестиций.

6. Стратегию защиты от финансовых рисков и тому подобные.

Все перечисленные разновидности, как правило, используются в совокупности, что и составляет общую финансовую стратегию компании.

Так, например, стратегия управления налогообложением ТНК предполагает учет различий в ставке налогов в разных странах. В этом случае появляется возможность управления денежными потоками, при котором прибыль ТНК аккумулируется в странах с низким налогообложением. Заемные средства, напротив, перечисляются в страны с высокой ставкой налога на прибыль, т.к. проценты по кредиту уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль [5,7].

Финансовая стратегия ТНК, с точки зрения использования ее в качестве инструмента управления финансами корпорации, позволяет,

опираясь на возможные изменения факторов окружающей среды, предвидеть последствия этих изменений для корпорации, что делает возможным уменьшение потерь компании и рост возможных доходов. Финансовую деятельность ТНК необходимо рассматривать в тесной увязке с производственной, инвестиционной, инновационной деятельностью компаний и учитывать взаимозависимость различных сфер деятельности, а также филиалов ТНК друг от друга.

Нами предложено использовать для моделирования деятельности ТНК инструмент системы сбалансированных показателей (ССП). ССП выражает финансовую составляющую деятельности корпорации как результирующую проекцию, сформированную под влиянием факторов более низкого порядка, находящихся в других проекциях. Классическая концепция ССП представлена четырьмя основными проекциями: финансы, клиенты, бизнес-процессы, обучение и развитие. В каждой проекции выделяется ряд показателей деятельности корпорации, оказывающих максимальное воздействие на изменение результирующих факторов финансовой проекции. Все показатели взаимосвязаны между собой с помощью прямых и обратныхсвязей. Формализация связей, т.е. представление их в качестве математических формул или статистических функций позволяет просчитывать пределы изменения результирующего показателя при изменении любого из представленных в модели факторов.

В качестве результирующего показателя нами выбрана стоимость корпорации. Анализ позиций отечественных и зарубежных специалистов по проблеме целевой функции бизнеса позволяет выделить следующие аргументы правомочности использования стоимости бизнеса (или акционерной стоимости) как наиболее адекватной характеристики целей формирования финансовой стратегии ТНК:

1. Стоимость учитывает важнейшие составляющие доходов (прибыль, риск, рост курсовой стоимости акций), позволяет соизмерить и объединить такие альтернативные целевые функции, как доходность и риск, т.е. комплексно оценить результативность управления.

2. Стоимость ориентирована на стратегические цели бизнеса. Максимизация стоимости (рост денежных потоков, снижение рисков) предполагает ориентацию на долгосрочную перспективу.

3. Стоимость как целевая функция бизнеса снижает конфликтность интересов отдельных групп участников производства и клиентов

(потребителей продукции, услуг), т.к. позволяет учесть показатели, отражающие интерес и собственников бизнеса, и инвесторов и акционеров [6,150].

С помощью экспертных методов необходимо отобрать показатели, оказывающие важной влияние на формирование стоимости корпорации. Затем при помощи регрессионных моделей измерить эластичность каждого показателя, т.е. степень его влияния на стоимость ТНК. В модели необходимо оставить только самые важные факторы стоимости, степень влияния которых наиболее высока. Остальные показатели исключить из модели как незначимые. Полученная диаграмма причинно-следственных связей уже является рабочей моделью формирования финансовой стратегии ТНК. Зная эластичность каждого фактора относительно друг друга и относительно стоимости, можно планировать решения, просчитав: приведет ли оно в к повышению или уменьшению стоимости корпорации (рис. 1).

Необходимо отметить, что представленные в диаграмме показатели являются консолидированными, т.е. выведенными из множества балансов филиалов ТНК по всему миру. Соответственно, формирование консолидированных показателей предваряется составлением диаграммы построения стоимости отдельных компаний. Наибольшее влияние на консолидированный показатель оказывают наиболее крупные предприятия в составе ТНК, с них и следует начинать финансовое управление корпорацией в целом.

Использование финансовой модели компании, ведущей деятельность на новом локальном рынке помогает адаптироваться к новым условиям хозяйствования. С помощью модели возможно просчитать значения ключевых факторов стоимости организации, изменив входные параметры диаграммы (доля рынка, ставка налога на прибыль, себестоимость производства, стоимость рабочей силы и другие показатели, которые изменились с приходом на новый рынок).

Финансовая стратегия управления ТНК в период финансового кризиса имеет ряд специфических особенностей. В первую очередь целью любой стратегии, в том числе и финансовой, становится удержание корпорации на плаву, сокращение убытков и сохранение финансовой устойчивости. Ради этой цели многие ТНК используют механизмы слияния и поглощения компаний, стремясь укрепиться и сохранить позиции на локальных и международном рынке [7,39]. Механизм слияния и по-

глощения является наиболее мягким для адаптации корпорации на новом рынке, т.к. позволяет увеличить размер собственного капитала корпорации, увеличить стоимость активов, а, следовательно, и рыночную стоимость ТНК, избежать банкротства, осуществить экспансию на локальные рынки или увеличить долю рынка, что приводит к росту объема продаж и доходов ТНК.

Рисунок 1 - Диаграмма причинно-следственных связей по формированию стоимости ТНК

Таким образом, финансовая стратегия корпорации необходима для планирования хозяйственной деятельности ТНК на локальном рынке и адаптации к новым условиям функционирования. Она помогает выбрать стратегию, позволяющую достичь поставленных финансовых результатов с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки. Финансовая модель компании дает возможность просчитать основные финансовые показатели ее деятельности на новом рынке при реализации различных сценариев поведения организации (слияние с местной компанией, поглощение

местной компании, организация нового предприятия с использованием ресурсов местного рынка, новое предприятие с использованием ресурсов рынка базирования ТНК и т.п.). Формирование финансовой стратегии позволяет компании быстро адаптироваться к условиям нового рынка и достигать поставленных финансовых результатов, избегая или минимизируя риски локального рынка.

Литература:

1. Клычев Т.Ю. Перспективы развития транснациональных корпораций на мировом рынке // Российское предпринимательство. - 2014. -№ 13 (259). - с. 86-92. -URL: http://bgscience.ru/ lib/8591/

2. Геращенко И.П. Финансовая стратегия: моделирование и оптимизация : монография / И.П. Геращенко. - СПб. : Книжный Дом, 2009. -352 с.

3. Литовченко В.В. Теория и методология формирования финансовой стратегии предприятия : монография / В.В. Литовченко. - Владивосток : ДВГТУ, 2005. - 195 с.

4. Михель B.C. Определение и выбор финансовой стратегии корпорации // Мир. Развитие. - 2015. - № 1 (21). - С. 112-117.

5. Мамедов А.О. Налоговое администрирование в управлении финансами транснациональных корпораций // Финансы и кредит. - 2007. - Выпуск № 26 (266).-С. 7-12.

6. Литовченко В.В., Прокопенко Н.В., Несмачных О.В. Формирование финансовой стратегии интегрированного предприятия при слияниях и поглощениях // Научно-технические ведомости СПбГПУ. - 2012. - Т. 2, № 2-2 (144). - С. 150-154.

7. Гильяно A.A. Влияние глобального финансового кризиса на особенность стратегии развития транснациональных компаний на локальных рынках // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2009. - Том 7. -№ 4 (Часть2). - С. 38-40.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF ACCOUNTING ON AN AGRICULTURAL FARM

Petrov Alexander Mikhailovich, DSc of Economics, Professor, Department of Accounting, Analysis and Audit, Financial University under the Government of Russian Federation, Moscow

Bayanova Olga Viktorovna, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Accounting and Audit, Perm State Agricultural Academy, Perm E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.