Научная статья на тему 'Финансовая система России в условиях глобализации'

Финансовая система России в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1268
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовая система России в условиях глобализации»

Коэффициенты праздничных дней также очень просто посчитать, основываясь на данных за предыдущие периоды продаж. Соответственно, если заказ поступает на склад I уровня, то формула выглядит таким образом:

о = V х Кы х X кр -1- - М,. (5)

Если заказ поступает на склад II уровня, то формула имеет вид:

О = V х Ккт х X кр +1 - М2. (6)

Рассмотрим пример влияния управления запасами с помощью модели оптимального размера заказа на оборачиваемость запасов (табл. 2).

Таблица 2

Влияние оптимального объема заказа на оборачиваемость предприятия

Дата Запасы Себестоимость реализации Коэффициент оборачиваемости запасов

01.01.2005 г. 108 000 2150 000 4,93

31.12.2005 г. 110 000

01.01.2006 г. 110 000 2150 000 5,27

31.12.2006 г. 94 000

Из таблицы видно, что при снижении величины запасов произошло увеличение коэффициента оборачиваемости запасов с 4,93 до 5,27 раз.

Представленную модель необходимо применять только в тех случаях, когда мы точно знаем, что поставка происходит несколько раз в неделю или месяц по определенным дням. В данной системе заказы делаются в строго определенное время. Объем заказа рассчитывается при условии стабильности системы. В случае возникновения отклонений в работе системы, например задержке поставки, следующий размер заказа корректируется.

Модель с установленной периодичностью заказа товаров не требует регулярного контроля количества запаса, учитывает сезонные колебания продаж, проста и понятна. На практике использование данной модели эффективно, если отсутствуют систематические сбои в поставке и реализации товаров.

Вывод таков: управление запасами положительно влияет на финансовое состояние предприятия, его ликвидность , оборачиваемость и рентабельность. Поэтому автор статьи рекомендует предприятиям торговли оптимизировать свои товарные запасы с целью улучшения своего финансового состояния. Один из способов оптимизации запасов и был предложен в данной статье.

УДК 336.1

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Мировая экономика вступила в новый этап своего развития, характеризующийся глобализационными процессами. В этих условиях назрела необходимость методологического переосмысления теоретических вопросов финансов и доходов, без чего невозможно построение адекватной концепции эффективной финансовой политики в современ -ной России.

Мощь и национальная безопасность государства характеризуются прежде всего состоянием экономики страны, а именно - ее финансовой системы.

В последние годы в специальной литературе появились нетрадиционные точки зрения на понимание сущности финансов, которые заслуживают особого внимания, поскольку в большей степени отражают реалии современной рыночной экономики. Один из таких подходов пред -ставлен в трудах С.В. Барулина и Т.М. Ковалевой: финансы опосредуют все денежные отношения в процессе движения финансовых ресурсов в частно- и публично-правовой формах, образования и использования на этой основе частнохозяйственных и государственных (муниципальных) доходов в результате приведения в действие финансовых инструментов и механизмов1. Названные авторы справедливо отвергают такие отличительные признаки финансов, как их фондовый характер и императивная форма денежных отношений.

В современных условиях справедливо рассматривать сущность фи -нансов с двух методологических позиций: категориальной и практичес -кой - в реалиях глобальной экономики. Как экономическая категория (определенная абстракция) финансы и деньги различаются способами своего бытия и соотносятся между собой как форма и содержание (например, как цена и стоимость), но как реальность и финансовые и де-нежные отношения находят свое материальное воплощение в форме движения финансовых ресурсов. Современные деньги успешно функ-

Е.А. Ермакова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2007. № 15(1)

ционируют лишь потому, что они принимают форму финансов. Финансовые механизмы и инструменты приводят деньги в движение, превращают их в финансовые ресурсы, обеспечивая непрерывность процесса формирования и использования доходов государства (муниципалитетов), предприятий и домашних хозяйств.

В условиях глобальной экономики бумажные (наличные и безналичные) деньги, полностью потерявшие прямую связь с золотым обеспечением (полноценными деньгами), сами по себе превращаются в разновидность финансовых инструментов, финансовые средства обращения, платежа и т.д. Современные деньги выступают финансовыми представителями полноценных денег, финансовыми ресурсами в их чистом виде, обслуживающими временные разрывы в товарном и нетоварном оборотах, а также процессы формирования доходов и их расходования всеми субъектами общественного воспроизводства. Современные деньги приняли форму финансовых расчетных, инвестиционных, кредитных, страховых, налоговых и других платежных механизмов и инструментов.

С глобализационных позиций любые денежные отношения - одновременно и финансовые, а все денежные ресурсы (платежные, кредитные, инвестиционные и т.д.) - финансовые. Финансы как экономическая реальность выступают (функционируют) в форме движения частных и государственных финансовых ресурсов. В свою очередь, финансовые ресурсы - это вся совокупность денежных средств, которые потенциально могут быть использованы и используются для осуществления финансовой деятельности и выполнения финансовых (денежных) операций субъектами хозяйствования и органами государственной (муниципальной) власти.

Как экономическая категория финансы занимают определенную нишу в системе экономических отношений. С этих позиций финансы опосредуют денежные отношения в процессе движения финансовых ресурсов в частно- и публично-правовой формах, образования и использования на этой основе частнохозяйственных и государственных доходов в результате приведения в действие финансовых инструментов и механизмов. Таким образом, система финансов включает в себя два больших звена - частнохозяйственные (субъектов хозяйствования или предприятий) и государственные (муниципальные) или публичные финансы.

В научной и учебной литературе существуют разные подходы к определению «финансовая система». За основу мы возьмем следующее понимание: система (от гр. «целое, составленное из частей; соединение») -это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство2.

Финансовая система преимущественно рассматривается либо как «форма организации...», либо как «совокупность организаций...». Так, известный американский специалист Дж. ван Хорн определяет финансовую систему как совокупность ряда учреждений и рынков, предоставляющих свои услуги фирмам, гражданам, а также правительствам3.

Отечественные ученые-экономисты в большинстве своем практически однотипно определяют финансо-

вую систему как совокупность сфер и звеньев финансовых отношений.

С учетом изложенной выше позиции об отсутствии в условиях глобализации экономики и финансов как таковых денежных фондов мы считаем более правильной и отвечающей современным реалиям трактовку, данную представителями московской научной школы, согласно которой финансовая система представляет собой «совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений»4.

Более важным предметом дискуссии относительно понимания финансовой системы является состав сфер и звеньев финансовых отношений. В большинстве своем экономисты и правовики схожи, что в состав финансовой системы входят как общегосударственные финансы, так и финансы предприятий различных форм собственности; исключение составляет уральская научная школа под руководством А.Ю. Казака, которая строит финансовую систему, основываясь на понимании сущности финансов исключительно как публичных (государственных и общественных), и тем самым отвергает существование финансов негосударственных предприятий, представляя, что они являются денежными отношениями, не являющимися финансовой категорией5.

Различаются подходы в составе звеньев финансовой системы. Наиболее традиционно включение в состав финансовой системы бюджетов, внебюджетных фондов, государственного кредита, страхования. Причем, как правило, данные элементы объединяются в укрупненную группу, называемую общегосударственными или централизованными финансами. Данной группе традиционно противостоят финансы хозяйствующих субъектов (предприятий различных форм собственности). В последние годы наблюдается тенденция выделения в составе финансовой системы финансов домашних хозяйств (некоторые ученые сужают эту сферу, включая только финансы индивидуальных предпринимателей).

Характерно, что специалисты в области финансового права выделяют в составе финансовой системы кредит - как государственный, так и банковский, тогда как экономистам свойственно включать в состав централизованных финансов только государственный кредит.

На наш взгляд, необходимо выработать теоретические основы и обоснование реальных экономических процессов, происходящих в финансовой сфере, и предложить современный взгляд на состав и структуру финансовой системы России через призму происходящих глобализационных процессов.

Развернутую и конкретную интерпретацию процесса глобализации дает профессор Калифорнийского университета М.Д. Интрилигейтер: «Под глобализацией понимается огромное увеличение масштабов мировой торговли и других процессов международного обмена в условиях более открытой, интегрированной, не признающей границ мировой экономики. Речь идет, таким образом, не только о традиционной внешней торговле товарами и услугами, но и о валютных потоках, движении капитала, обмене технологиями, информацией , идеями, перемещении людей . Мерой масш -

таба глобализации может служить объем международных финансовых сделок, который только на валютных рынках Нью-Йорка составляет 1,3 трлн долл., а на международном рынке ценных бумаг даже превышает эту сумму»6. Основа глобализации - резкое увеличение глобального конкурентного пространства, в пределах которого действуют единые правила поведения, международное законодательство в сфере налогов, инвестиций, перелива капитала, защиты собственности, перемещения человеческого капитала. Учитывая значимость интернационализации финансовых потоков, выделяют финансовую глобализацию. Финансовая глобализация включает в себя единую бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику, создание наднациональных финансовых банковских учреждений. При этом ключевым звеном финансовой глобализации справедливо можно назвать валютную интернационализацию, поскольку только на основе единой международной системы измерения стоимости можно успешно координировать бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику7. Одним из основных условий глобализации является достижение баланса интересов, что возможно при наличии в каждой из стран развитых финансовых институтов, способных отстаивать национальные интересы своих стран при разработке общих для них, основополагающих экономических и финансовых документов.

Таким образом, в глобализационном понимании стирается граница между деньгами и финансами (об этом речь шла выше). Кроме того, в мировом масштабе финансовая система включает в себя все сферы и звенья не просто финансовых, но и всех денежных отношений. К тому же большинство российских финансовых документов при упоминании финансовой системы подразумевают под собой не только бюджетную сферу или сферу предприятий, но и кредитную систему, участников финансовых рынков. Например, прогноз социально-экономического развития РФ на 2006 г. и основные параметры прогноза до 2008 г при рассмотрении вопросов развития финансовой системы содержат направления развития финансовых рынков и банковской системы.

По нашему мнению, в условиях происходящих бюджетных реформ в России, глобализационных процессов в экономике и финансах финансовая система представляет иной вид: она состоит из объективно обусловленных сфер - государственных финансов и финансов экономических субъектов, поскольку в любом обществе есть субъекты, обеспечивающее рынок товарами и услугами, и любому государству нужны финансовые ресурсы для осуществления своих функций. Причем такое деление на сферы определено ролью в общественном воспроизводстве, вследствие чего у субъектов финансовых отношений имеются различия в потребностях в необходимых им финансовых ресурсах. Здесь особо надо определить, что мы понимаем под государственными финансами и финансами экономических субъектов.

Государственные финансы представляют собой ту часть финансовых отношений, в которых непосредственно участвуют властные органы любого уровня (органы государственной власти и местного самоуправ-

ления) и которые формируют финансовые ресурсы для выполнения своих функций - экономической, социальной, политической, финансирования конституционных прав граждан и др. Поскольку мы объединили в данной сфере уровни власти и управления, которые связаны с общественными полномочиями, то считаем возможным называть весь комплекс таких отношений государственными (публичными) финансами.

Другая сфера финансовой система представлена финансами хозяйствующих субъектов, которая включает в себя предприятия, организации, учреждения всех форм собственности.

Каждая сфера финансовой системы, в свою очередь, также имеет структурные элементы и подразделяется на звенья. Каждому звену финансовой системы присущи специфические формы и методы образования и использования доходов.

В условиях финансовой глобализации государственные (публичные) финансы можно признать ведущим сегментом финансирования, так как они во многом определяют и в дальнейшем будут определять правила игры, прямо или косвенно влиять на финансы экономических субъектов. Это усиление места и роли государства в финансовой сфере касается не только межстрановых финансовых потоков, но и финансовой деятельности внутри стран: стремление одних стран усилить финансовое влияние в мире, а других - обезопасить себя от этого влияния приводит к пониманию необходимости более активного воздействия государства на финансовые процессы в своей стране. В такой ситуации государство активно использует финансовые рычаги для стимулирования экономического роста, совершенствования структуры экономики, повышения уровня жизни населения. При этом государство должно активно воздействовать на реальный сектор экономики через налоговую политику, таможенные тарифы, финансируемый из бюджета государственный заказ, в том числе государственными унитарными и казенными предприятиями. Сегодня государственные (публичные) финансы должны не только выполнять функцию государственного обеспечения, но и реально являться производительным и эффективным элементом воспроизводственного процесса, активно участвуя в накоплении основных фондов для производства общественных благ в различной форме (таких как защита населения, оборона, стабилизация финансов и др.), инновационного потенциала страны, интеллектуального ресурса и т.д.

Посредством государственных (публичных) финансов образуются финансовые ресурсы у органов власти. Финансовые отношения внутри данной сферы обладают возможностью оказывать влияние на другие сферы и звенья финансовой системы, воздействовать на объем и структуру общественного производства, осуществлять регулирование отраслевых и территориальных пропорций.

Государственные (публичные) финансы - это система перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций.

Система государственных (публичных) финансов представлена такими звеньями, как бюджетная система и государственные финансовые резервы. На наш взгляд, при выделении в самостоятельное звено бюджета и всей его целостной системы нецелесообразно выделять еще и внебюджетные фонды, как это обычно происходит. Здесь важно учесть бюджетное законодательство, согласно которому бюджетная система состоит из трех составляющих, а если принять во внимание реформу местного самоуправления, то фактически - четырех элементов, таких как федеральный бюджет и бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных социальных внебюджетных фондов; местные бюджеты. Таким образом, внебюджетные фонды (а именно - их бюджеты) уже учтены в бюджетной системе как звене финансовой системы.

Второе звено финансовой системы - государственные финансовые резервы - включено в состав впервые. Этому способствует реальное положение дел. В последние годы в России, как и во многих развитых государствах, формируются различные финансовые фонды - стабилизационный, будущих поколений и т.д. В данном элементе финансовой системы учитывается прежде всего Стабилизационный фонд РФ, а также валютные резервы ЦБ РФ. Подобным финансовым резервом выступают Инвестиционный фонд РФ, формируемый в 2006 г., и резервные фонды Президента РФ, Правительства РФ и аналогичных органов власти на других властных уровнях. Однако данные средства учитываются в соответствующих статьях бюджета, а следовательно, в таком звене, как бюджетная система.

По нашему мнению, не вполне корректно включать в систему государственных (публичных) финансов государственный кредит, так как при задействовании государственных займов или гарантий в качестве балансировки бюджета данные средства учитываются в составе доходов бюджета и направляются на финансирование мероприятий согласно расходной части бюджета. Государственный кредит служит инструментом обеспечения сбалансированности бюджета или гаранта при реализации инвестиционных или национальных проектов.

Другой важной сферой финансовой системы выступают финансы хозяйствующих субъектов. Многие экономисты называют их исходной сферой финансовой системы, так как именно в этой сфере происходит формирование первичных финансовых ресурсов, начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости. Сфера финансов хозяйствующих субъектов подразделяется на звенья в зависимости от характера деятельности субъекта, который оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов, порядок использования средств - финансы коммерческих и некоммерческих организаций, домашних хозяйств, профессиональных участников финансовых рынков.

К финансам коммерческих организаций относится та часть финансовых отношений, которая охватывает собой уровень организаций и предприятий, ко-

торые в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли. Причем организационно-правовая форма организации не является определяющим моментом при делении на звенья. В данном звене финансовой системы наряду с предприятиями других организационно-правовых форм собственности выступают и унитарные предприятии - как государственные, так и муниципальные. Несмотря на то что финансы унитарных предприятий находятся в государственной или муниципальной собственности, они не входят в состав такой сферы, как государственные (публичные) финансы, поскольку финансовые отношения таких организаций аналогичны финансовым отношениям других коммерческих организаций. Кроме того, при создании подобных организаций происходит определенное имущественное обособление передаваемых им финансовых ресурсов; оно предполагает не только организационное выделение соответствующих денежных средств, но и признание принадлежности передаваемых средств конкретной организации с наделением последней совокупностью прав и обязанностей по их уп -равлению.

Помимо коммерческих организаций, для нормального функционирования общества и государства необходимы организации для удовлетворения потребностей населения в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах. Такие организации не преследуют получение прибыли в качестве основной цели деятельности.

Таким образом, выделены финансы некоммерческих организаций. К ним относятся финансы религиозных и общественных организаций, бюджетных учреждений. Последние имеют важную специфику: одним из основных источников их финансовых ресурсов являются бюджетные средства, что обеспечивает их тесную взаимосвязь со сферой государственных (публичных) финансов. Кроме того, механизм их функционирования регламентирован бюджетным законодательством8. Финансы бюджетных учреждений входят в состав финансов экономических субъектов, так как при их создании и функционировании происходят обособление имущества и финансовых ресурсов, а также наделение бюджетного учреждения правом распоряжения этим имуществом (оперативного управления), так же как в случае с унитарными предприятиями.

Одним из самых «молодых» звеньев финансовой системы выступают финансы домашних хозяйств, которые играют значительную роль в формировании как государственных (публичных) финансов, так и платежеспособного спроса страны. Причем к данному звену финансовой системы мы относим все денежные потоки населения, а не только финансы индивидуальных предпринимателей9. Более того, усиление роли и места финансов домашних хозяйств - это тенденция последних 10 лет и стратегия развития страны в дальнейшем. Существенное повышение доли финансов домашних хозяйств в финансовом потенциале страны -важнейшая задача ближайших 20 лет. В развитых государствах с рыночной экономикой именно финансы до-

машних хозяйств - главный, ключевой финансовый ресурс, определяющий характер экономического развития в целом. Величина финансов домашних хозяйств и предпочтения населения в их использовании формируют облик и характер развития экономики любой страны с рыночной экономикой. В России финансы домашних хозяйств в недостаточной мере выполняют свои задачи. Остаются низкими реальные располагаемые денежные доходы населения, хотя уже отмечаются положительные сдвиги (в 2004 г. доходы составляли 108,4%, 2005 г. - 109,4%, по оценкам в 2006 г -108,9%). В среднесрочной перспективе доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума будет последовательно снижаться - с 17,8% в 2004 г. до 9,7% в 2008 г. Малая роля финансов домашних хозяйств в формировании платежеспособного спроса определяется высокой долей в доходах и расходах домашних хозяйств натуральных доходов и низкой долей денежных доходов. Таким образом, необходимо повышать роль и место финансов домашних хозяйств в обеспечении экономического роста (через платежеспособный спрос и сбережения, трансформируемые в инвестиции) и формировании государственных финансов (через налоги с физических лиц).

Еще одним нетрадиционным звеном финансовой системы мы считаем финансы профессиональных участников финансовых рынков, к которым относятся финансы кредитных и страховых организаций, посредников (финансовых компаний, инвестиционных, негосударственных пенсионных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и др.). Финансовый рынок обслуживает перераспределение финансовых ресурсов между инвесторами и заемщиками. Профессиональные участники финансовых рынков предоставляют широкий спектр финансовых инструментов и услуг снижают уровень риска вложений, так как являются специалистами по управлению денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом. В России традиционно считалось, что существуют две различные, но взаимосвязанные системы - финансовая и кредитная. При этом никогда их не пытались объединить, хотя выделение в составе централизованных финансов государственного кредита некоторыми экономистами свидетельствовало о попытке обоснования и кредитных ресурсов. Основываясь на понимании нами финансов и финансовой системы как совокупности всех денежных отношений, мы включили финансовые ресурсы кредитных организаций и все их денежные потоки в состав финансовой системы. Что касается финансов страховых организаций, то данный элемент включается практически всеми экономистами в состав финансовой системы, но как звено, имеющее отношение к централизованным (государственным) финансам, что, на наш взгляд, в корне неверно и искажает рыночные финансовые отношения. Во многом такие мнения обусловлены ранее существовавшим строем и определенными им финансовыми отношениями, когда страховые фонды использовались в качестве

дополнительного источника, аккумулируемого в государстве. В рыночной же экономике страхование применяется в качестве метода страховой защиты имущества и доходов физических и юридических лиц. Кроме того, страховые организации, имея огромные, временно свободные денежные средства, выступают активными участниками кредитных, инвестиционных процессов.

Все представленные сферы и звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны. Финансы хозяйствующих субъектов взаимодействуют с государственными (публичными) финансами при уплате налоговых и иных платежей в бюджетную систему, получении бюджетных средств. Внутри сферы финансов экономических субъектов существуют взаимосвязи при осуществлении финансовых операций. Внутри сферы государственных финансов возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы и видами бюджетов. Государственные финансы не только выполняют функцию государственного обеспечения, но и реально являются производительным и эффективным элементом воспроизводственного процесса, активно участвуя в накоплении основных фондов для производства общественных благ в различной форме (таких как защита населения, оборона, стабилизация финансов и др.), инновационного потенциала страны, интеллектуального ресурса и т.д.

Специфика каждой сферы и звена финансовой системы не только определяет особенности в составе и структуре финансовых ресурсов, но и оказывает влияние на управление финансовыми отношениями в разных сферах и звеньях финансовой системы.

1 См.: Барулин С.В., Ковалева Т.М. Сущность финансов: новые реалии // Финансы и кредит. 2004. № 5. С. 5 - 9; Ковалева Т.М., Барулин С.В. Бюджет и бюджетная политика: Учеб. пособие. М., 2005. С. 19 - 28.

2 См.: Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. С.М. Ковалев. М., 1979. С. 1225.

3 См.: Хорн ван Дж. Основы управления финансами / Пер. с англ.; под ред. И.И. Елисеевой. М., 1996. С. 34.

4 Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. М., 2004. С. 35.

5 См.: Финансы и кредит: Учебник / Под ред. А.Ю. Казака. Екатеринбург, 1994. С. 122.

6 Цит. по: Формирование национальной финансовой стратегии России: Путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М., 2004. С. 48 - 49.

7 М. Гальвановский считает, что финансовая глобализация представляет собой процесс объединения денежных систем разных стран мира на основе замещения национальных валют несколькими избранными валютами, начинающими играть роль мировых денег.

8 См.: Бюджетный кодекс РФ. М., 2006. Ст. 42, 70, 118, 152, 161.

9 Некоторые ученые-экономисты включают в финансовую систему исключительно индивидуальных предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.