Научная статья на тему 'Финансовая система Белоруссии: проблемы и перспективы развития'

Финансовая система Белоруссии: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2454
355
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Луцкая Е. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовая система Белоруссии: проблемы и перспективы развития»

7. More moves expected to maintain adequate liquidity. - 2019. - 22.01. - Mode of access: http://www.ecns.cn/news/2019-01-22/detail-ifzcuekn4079349.shtml

8. Shadow banking in China: A looming shadow // Monthly report of CaixaBank research. - 2017. - N 409. - P. 15. - Mode of access: http://www.caixabankre search. com/sites/default/files/monthly_reports/_mr_ingles_feb.pdf

9. Weizhen Tan. Morgan Stanley: China's debt is set to worsen, but there's less risk from shadow banking // CNBC. - 2019. - 22.02. - Mode of access: https://www. cnbc.com/2019/02/22/chinas-debt-levels-to-worsen-in-2019-morgan-stanley.html

2019.03.023. ЕЕ. ЛУЦКАЯ. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА БЕЛОРУССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. (Обзор).

Ключевые слова: экономический рост; структура экономики; финансовая система; государственное регулирование экономики; экономические отношения Республики Беларусь и РФ.

Республика Беларусь (РБ) относится к числу стран с уровнем дохода выше среднемирового. По данным Всемирного банка, ВВП в расчете на душу населения Белоруссии составил в 2017 г. 5726 долл. В последние десятилетия экономическая динамика характеризовалась следующими тенденциями: 1996-2014 гг. - довольно быстрый рост (среднегодовой темп - 6%); 2015-2016 гг. -рецессия; начиная с середины 2017 г. - экономическое оживление. Темп экономического роста в 2018 г., по предварительной оценке, был равен 3,4% против 2,4% в 2017 г.; в 2019 г., по прогнозам, он составит 3,1% [1, с. 6; 2, с. 1]. Согласно оценкам МВФ, текущее состояние экономики РБ и ее ближайшее будущее выглядят весьма оптимистичными. Показатели экономического роста в указанные годы превышают средние показатели стран СНГ - соответственно 2,1%, 2,3 и 2,4% [3, с. 1]. Положительная динамика поддерживается за счет благоприятных внешних факторов (в частности, цен на нефть) и растущего внутреннего спроса. Однако такие явления, как сокращение инвестиций, внутреннего потребления и выпуска сельскохозяйственной продукции в третьем квартале 2018 г., свидетельствуют о том, что экономика достигла переломной точки экономического цикла. В конце 2018 г. квартальные показатели роста (в годовом исчислении) начали сокращаться.

В структуре ВВП велика доля обрабатывающей промышленности, оптовой и розничной торговли и сельскохозяйственного сектора. Главный торговый партнер РБ - это РФ (46% экспорта и

55% импорта), причем Россия является также основным кредитором и источником прямых инвестиций. Господствующие позиции в экономике занимают госпредприятия, тогда как роль малых и средних предприятий (МСП) все еще невелика - 23% ВВП, хотя в общем объеме экспорта она составляет 45,7% [1, с. 17].

В отличие от других постсоветских экономик в РБ не было масштабной приватизации предприятий. В 2012 г. на долю частного сектора приходилось около 30% ВВП против 60-75% в других странах СНГ. В настоящее время правительство реализует программу структурных реформ, включающую в себя также ряд приватизационных проектов. Программа предусматривает: отмену контроля за ценами жизненно важных социальных товаров и услуг, постепенное уменьшение прямых субсидий госпредприятиям и другие меры. Следуя рекомендациям МВФ, Национальный банк Республики Беларусь (НБРБ) приступил к реализации проектов приватизации двух крупных банков: Банк Москва - Минск и Бел-инвестбанк. Планируется, что в первом банке долю в размере 25% капитала приобретет Европейский банк реконструкции и развития [3, с. 2].

Проблемы бюджетного дефицита и госдолга. Неэффективная фискальная политика 2013-2016 гг. привела к росту бюджетного дефицита. Несмотря на предпринятые в последнее время меры по ужесточению бюджета, его дефицит все еще высок -1,5% ВВП в 2018 г. Данный тренд продолжится и в ближайшие годы под влиянием следующих факторов: замедление темпов роста экономики, рекапитализация госпредприятий, увеличение зарплат и пенсий (в связи с президентскими выборами 2020 г).

На этом фоне госдолг неуклонно возрастал: с 37,3% ВВП в 2014 г. до 59% в 2017 г. По предварительным оценкам в 2018 г. он составил 56% ВВП и 142% расходов госбюджета [2, с. 2].

Риски долговой нагрузки в какой-то мере смягчает благоприятная структура сроков погашения долговых обязательств и кредиторской задолженности. Большая часть долга приходится на долю долгосрочных обязательств, которые могут быть реструктурированы. Как считает специалист рейтингового агентства «Экс-пертРа» В. Горчаков, несмотря на политические разногласия между РБ и РФ, финансовая поддержка РБ со стороны российских фискальных властей и Евразийского фонда стабилизации и разви-

тия в ближайшие годы продолжится. Данный фактор поможет улучшить структуру инвалютной составляющей госдолга - хотя 90% долговых обязательств номинированы в иностранной валюте, только 29% их суммы приходится на долю международных обязательств [2, с. 2].

Согласно правительственным планам, в 2019 г. для финансирования госдолга намечается использование следующих инструментов заимствования: номинированные в иностранной валюте отечественные облигации (370 млн долл.); ценные бумаги, размещенные на международных рынках (1,5 млрд долл.), в том числе на московской бирже - рублевые облигации и на рынке Китая -облигации, номинированные в юанях [2, с. 2]. Успешный выпуск новых инструментов будет способствовать диверсификации долга и повышению суверенного кредитного рейтинга страны. Сегодняшний показатель кредитного рейтинга РБ - «В» в национальной валюте и «В-» в иностранной валюте (сравнительно невысокий по меркам развитых стран) - свидетельствует об улучшении положения страны в глобальной финансово-экономической системе. Данный показатель отражает усовершенствования в банковской системе, приемлемый уровень бюджетного дефицита, благоприятную структуру госдолга. Однако дальнейшее существенное повышение рейтинга ограничивается следующими факторами: высокий уровень госдолга, валютные риски, волатильная инфляция, высокий показатель «плохих» займов, слабое развитие финансовых рынков.

Монетарная политика центрального банка. В последние годы развивался процесс либерализации монетарной политики -усилилась операционная независимость НБРБ, продолжалась либерализация режима валютного курса. В 2015 г. режим «скользящей привязки» был заменен режимом плавающего обменного курса. Белорусский рубль (БУЯ) стал основной расчетной валютой страны. Но при этом он девальвировался: в 2015 г. - на 36% относительно доллара, а в 2016 г. - еще на 7,5% [1, с. 10]. Одновременно были введены меры, направленные на дедолларизацию экономики, в частности, были повышены нормы обязательных банковских резервов по депозитам в инвалюте. В 2017-2018 гг. определенные успехи были достигнуты в таргетировании инфляции (ее уровень снижался благодаря постепенному уменьшению волатильности

обменного курса). Однако в середине 2018 г. инфляция вновь возросла как следствие волатильности российского рубля. По предварительной оценке, в конце 2018 г. темп роста инфляции был равен 5,6% против 4,6% в 2017 г. Такая динамика побудила НБРБ оставить ключевую ставку процента неизменной (после того, как в течение двух лет проводилась политика ее снижения) [2, с. 4].

Особенности финансовой системы РБ. В финансовой системе доминирует банковский сектор. В структуре финансовых активов доля коммерческих банков составляет 85%; лизинговых, микрокредитных и страховых компаний - 5%; Банка развития Беларуси - 7%. (1, с. 9-10). Небольшие по глобальным меркам белорусские банки играют заметную роль в банковском секторе стран Центральной и Восточной Европы - в списке 25 крупнейших банков этого региона на 14-м месте находится Беларусьбанк (580-е место в мире), а на 25-м - Белагропромбанк (859 место в мире) [3, с. 1].

Всего в банковском секторе Белоруссии насчитывается 24 операционных банка, из которых восемь - это банки с иностранным участием. Господствующие позиции занимают госбанки (65% всех активов). Уровень концентрации в банковском секторе очень высок - пять крупнейших банков владеют 79,1% активов и 73,2% капитала, что порождает долгосрочные риски и ведет к снижению эффективности банковской системы.

Белорусская банковская система отличается высоким уровнем долларизации; она не застрахована от колебаний обменного курса и подвержена рискам обесценения национальной валюты. В 2017 г. на долю номинированных в иностранной валюте кредитов приходилось 55% всей суммы кредитов и 70% всех депозитов. В периоды девальвации отмечается резкий рост «плохих» займов и нехватка ликвидности [1, с. 14].

После предпринятых НБРБ мер по оздоровлению банков устойчивость банковской системы повысилась. Отношение «плохих» займов к их общей сумме сократилось в третьем квартале 2018 г. до 4,1% против 13,1% в конце 2017 г. Показатели прибыльности и достаточности капитала банков в настоящее время находятся на довольно высоком уровне - соответственно 2% и 18,2%. Однако структурные проблемы не преодолены: госбанки по-прежнему занимают доминирующие позиции в системе [2, с. 3].

Ведущим банком в сфере инвестирования в Белоруссии является государственный Банк развития республики Беларусь (БРРБ), созданный в 2011 г. для выполнения трех главных задач: финансирование капиталоемких инфраструктурных проектов, поддержка малых и средних предприятий (специальные займы при посредничестве банков-партнеров) и предоставление кредитов экспортерам. По словам одного из руководителей банка, БРРБ отличается тем, что умеет находить уникальные финансовые решения при реализации дорогостоящих, социально важных проектов с длинным периодом окупаемости. БРРБ был соменеджером (co-manager) размещения суверенных займов в евробондах в 2017— 2018 гг.

Лидером банковского рынка является госбанк Беларусьбанк, на долю которого приходится 42% банковских активов страны. Помимо финансирования крупных промышленных и инвестиционных проектов (в том числе с участием Европейского инвестиционного банка и ЕБРР) он осуществляет также кредитование малых и средних предприятий. За 2018 г. розничный портфель белорусского банкинга существенно возрос благодаря увеличению спроса со стороны населения на кредитные ресурсы, что связано со снижением процентных ставок и реализацией отложенного спроса на жилье и товары длительного пользования. Несмотря на сокращение в последнее время доли обесцененных кредитов в банковской системе, резервная политика Беларусьбанка по-прежнему остается «осторожной и консервативной, что позволило ему создать финансовую подушку на случай возможных потрясений в будущем». Прибыльность банка увеличилась за первые девять месяцев 2018 г. на 50%; коэффициент эффективности банка - отношение операционных расходов к доходам (cost-to-income ratio) - составляет 41%. Это самый низкий показатель в стране [3, с. 3].

Среди банков с участием иностранного капитала самым крупным (3-е место по величине активов) является Приорбанк, принадлежащий австрийскому Raiffeisen Bank International. Этот банк является бесспорным лидером в сфере инноваций, в частности во внедрении новых продуктов, основанных на цифровых технологиях.

По прогнозам председателя Приорбанка С. Костученко, ближайшие годы будут благоприятными для развития банковского

бизнеса в РБ. Рост доходов продолжится, причем главным драйвером роста будет розничный банкинг. По его словам, в отличие от других восточноевропейских стран, например Украины и России, РБ является в настоящее время «гаванью стабильности» и в целом привлекательной для инвесторов территорией [3, с. 4].

Внешние позиции финансовой системы характеризуются высоким уровнем волатильности. Степень уязвимости белорусского платежного и торгового балансов в ближайшем будущем, как и в последние годы, останется высокой. По оценкам МВФ, в 2018 г. вследствие увеличения импорта (в основном из-за роста внутреннего спроса и строительства атомной электростанции) дефицит платежного баланса возрос до 2,5% ВВП. Налоговый маневр в нефтяной отрасли России1 окажет негативное воздействие на белорусские внешние позиции. РБ может потерять все преференции, которые она имела как покупатель беспошлинной российской нефти и экспортер продуктов нефтепереработки (суммы тарифов за экспортируемые продукты поступали непосредственно в бюджет страны). Эксперты оценивают потери от налогового маневра в 2019 г. в сумму около 300 млн долл. (2% доходов ВВП) с последующим увеличением потерь до 2 млрд долл. к 2024 г. [2]. Переговоры между российским и белорусским правительствами относительно компенсации Россией бюджетных потерь Белоруссии не увенчались успехом. Как считает В. Горчаков, РБ сможет рассчитывать лишь на новые российские кредиты.

Чтобы ослабить давление на финансовую систему, правительство РБ начинает выходить на зарубежные рынки капитала. В середине 2017 г. был размещен первый заем в евробондах на сумму 1,4 млн долл. а в феврале 2018 г. еще один - на сумму 600 млн долл. (с участием Citibank и Raiffeisen Bank International). Главными покупателями облигаций были институциональные инвесторы из США и Великобритании.

Оценивая перспективы развития белорусской экономики, М. Ермалович, министр финансов Белоруссии, указывает, что эко-

1 Налоговый маневр в нефтяной отрасли - это программа постепенного отказа от экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты. Пакет законов о налоговом маневре в нефтяной отрасли был принят Госдумой РФ в 2018 г. Налоговый маневр вступил в силу с 1 января 2019 г. и рассчитан на шесть последующих лет. -Прим. авт.

номика страны будет развиваться в ближайшем будущем в основном за счет факторов структурного, а не циклического характера: «Качество роста поддерживается сбалансированной фискальной и монетарной политикой, продуманным режимом валютного курса и усовершенствованием институциональной среды». При этом министр признает, что в белорусской экономике остается еще много уязвимостей.

В среднесрочном плане, считает В. Горчаков, темпы роста белорусской экономики уменьшатся до 2-2,5% вследствие структурных дисбалансов, связанных с неэффективным функционированием госпредприятий, слабой институциональной средой и низким уровнем конкуренции. Планы правительства относительно «новой экономики» вряд ли будут реализованы, поскольку доля «новых» отраслей в общем объеме продукции невелика. Кроме того, экономика Белоруссии в обозримом будущем все еще будет зависеть от России - главного торгового партнера, инвестора и кредитора.

Список литературы

1. Gattini L., Borysko S. Republic of Belarus: Financial sector review and private sector financing / European investment bank. - 2018. - Mode of access: http://www.eib.org/attachments/efs/republic_of_belarus_financial_sector_review_e n.pdf

2. Gorchakov V. Research report on Belarus. - Mode of access: https://raexpert. eu/reports/Research_report_Belarus_18.01.2019.pdf

3. Imeson M. How has Belarus become a beacon of stability // The Banker. - L., 2019. - 01.02. - Mode of access: http://54.72.50.240/World/Central-Eastern-Europe/Belarus/How-has-Belarus-become-a-beacon-of-stability?ct

2019.03.024. ФРЭНКЕЛ Дж. ЕВРО ДВАДЦАТЬ ЛЕТ.

FRANKEL J. The Euro's First 20 Years // The project syndicate. -

2019. - 25.01. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/

commentary/eurozone-20-year-anniversary-failures-successes-by-jeffrey-

frankel-2019-01?a_la=english&a_d=5c4b2faa78b6c74c7cf280a5&a_

m=&a_a=click&a_s=&a_p=%2Fsection%2Feconomics&a_li=eurozon

e-20-year-anniversary-failures-successes-by-jeffrey-frankel-2019-01&

a_pa=section-commentaries&a_ps=

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.