Научная статья на тему 'Финансовая политика в системе стратегического управления компанией'

Финансовая политика в системе стратегического управления компанией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
542
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА КОМПАНИИ / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА / ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА / ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ / ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Громова Е. И., Кери И. Т., Синельщикова Н. В.

В статье определена роль финансовой политики компании в современных условиях, дан состав долгосрочной и краткосрочной финансовой политики компании, представлена характеристика каждого элемента финансовой политики, выявлены результирующие показатели финансового анализа, используемые для корректировки каждого элемента финансовой политики компании, рассмотрено влияние государственной финансовой политики на финансовую политику компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовая политика в системе стратегического управления компанией»

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12180688/11/# block_1100.

2. Фомичева Л.П. Комментарии к Федеральному закону от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Федеральному закону от 29.11.2010 № З13-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. - 2011. - № 2.

3. Шульман Л.С. Комментарии к Федеральному закону от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Нормативные акты для бухгалтера. - 2011. - № 2.

4. Путин В.В. Для сбережения народа // Вопросы местного самоуправления. - 2010. - № 1.

5. Архипов А.П. О проблемах медицинского страхования // Финансы. -2011. - № 6.

6. Юрин А.В. Опыт по переходу на одноканальное финансирование системы здравоохранения / А.В. Юрин // Ремедиум. - 2009. - № 8-9.

7. Пирамида Семашко [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ex-pert.ru/expert/2011/30/piramida-semashko.

8. Система Семашко. Пережиток прошлого или система нереализованных возможностей? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mif-ua.com/ archive/issue-5040/article-5101/.

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ

© Громова Е.И.*, Кери И.Т.*, Синельщикова Н.В.*

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

В статье определена роль финансовой политики компании в современных условиях, дан состав долгосрочной и краткосрочной финансовой политики компании, представлена характеристика каждого элемента финансовой политики, выявлены результирующие показатели финансового анализа, используемые для корректировки каждого элемента финансовой политики компании, рассмотрено влияние государственной финансовой политики на финансовую политику компании.

Ключевые слова финансовая политика компании; финансовая политика государства; инвестиционная политика; дивидендная политика;

* Доцент кафедры «Финансовый менеджмент»,

* Доцент кафедры «Финансовый менеджмент», " Доцент кафедры «Финансовый менеджмент»,

кандидат экономических наук. кандидат экономических наук. кандидат технических наук.

ценовая политика; политика управления оборотными активами; налоговая политика; политика управления кредиторской задолженностью; финансовый анализ.

В условиях современного развития, усиления конкуренции повышается роль финансовой политики в достижении поставленных компанией целей. Финансовая политика компании призвана учитывать многофакторность, многокомпонентность и многовариантность управления финансами. При отсутствии финансовой политики или нерациональной финансовой политики действия руководства могут оказаться ошибочными, и компания может потерять динамичность и стабильность развития, оказаться в кризисной ситуации. Напротив, эффективная финансовая политика является условием успешной деятельности компании, грамотного инвестирования, рационального ценообразования, преодоления дефицита денежных средств. Финансовая политика каждой компании индивидуальна.

Практика российских компаний свидетельствует о том, что вопросы разработки финансовой политики интересны и неоднозначны с учетом отсутствия четкой и единообразной формулировки этого понятия. В теории существует ряд трактовок в определении финансовой политики компании. Финансовая политика - это правила использования финансовых ресурсов предприятия и распределения финансовых потоков внутри предприятия [1]. Финансовая политика организации рассматривается как часть экономической политики хозяйствующего субъекта, которая определяет целевые установки, условия развития финансово-экономических процессов, задачи, критерии и методы управления финансами организации, инструменты реализации и способы оценки финансово-экономических решений [2]. Отметим следующие подходы специалистов российских компаний к пониманию финансовой политики компании [3]. Финансовая политика - это правила игры в области финансов, согласно другому подходу, финансовая политика - это финансовые цели и инструменты их достижения, следующий подход связывает финансовую политику с анализом финансовой деятельности и критериев эффективности. Есть взгляд практиков, определяющий финансовую политику как долгосрочный план реализации стратегических целей и задач. Среди практиков отсутствует и единый подход к составу финансовой политики компании. Так, одни практики включают в состав финансовой политики инвестиционную политику, другие кроме инвестиционной дополняют состав ценовой политикой, учетной политикой и др.

На наш взгляд, финансовая политика компании заключается в постановке целей и задач финансового управления, а также в определении и использовании методов и средств их реализации, в постоянном контроле, анализе и оценке соответствия происходящих процессов намеченным целям. Основная цель разработки финансовой политики компании - оптимизация управления финансами для достижения стратегических и тактических целей деятельности.

Эффективность финансовой политики компании непосредственно влияет на результативность ее работы и рыночные позиции, то есть фактически определяет ее жизнеспособность.

Выбор того или иного варианта финансовой политики компании зависит от множества внутренних и внешних факторов. При разработке финансовой политики необходим учет наиболее важных внешних факторов бизнес-среды: динамичного изменения экономического окружения компаний, возрастающей информационной прозрачности деятельности компаний, усиления влияния социальной ответственности бизнеса для формирования имиджа компании, заинтересованности акционеров в финансовом состоянии компаний и влияния акционеров на принятие управленческих решений, изменения взаимоотношений компаний с клиентами.

Одним из важных внешних факторов, оказывающий существенное влияние на финансовую политику компании, является государственная финансовая политика. От приоритетов государственной финансовой политики, ее обоснованности и реальности, в значительной степени зависит финансовая политика компании. Государство формирует основу для развития компаний, защищая и охраняя права собственности, создавая правовые и другие регулирующие системы, содействуя эффективной предпринимательской деятельности и стабильному финансовому состоянию компаний. Государственная финансовая политика оказывает влияние на финансовую политику компаний через законодательное и нормативное регулирование, а также через бюджетную и кредитно-денежную политику. В составе бюджетной политики относительную самостоятельность имеет налоговая политика, в кредитно-денежной - ценовая, валютная и кредитная политика - а в ней, в свою очередь - процентная и инвестиционная политика.

Конкретными направлениями действий государства в области обеспечения финансовой устойчивости компаний являются снижение налоговой нагрузки, регулирование цен на продукцию естественных монополий, развитие инвестиционной политики государства и государственного регулирования инвестиционной привлекательности, меры внешнеэкономической политики.

Среди внутренних факторов, оказывающих влияние на выбор финансовой политики компании, следует выделить: организационно-правовую форму компании, отраслевую принадлежность и вид деятельности, масштабы деятельности, наличие автоматизированных информационных систем, организационную структуру управления, степень развития финансового менеджмента в компании.

Предлагаем следующие критерии классификации финансовой политики компании. По направлению действия финансовая политика компании подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя финансовая политика направлена на оптимизацию финансовых отношений и процессов, происходящих внутри компании. Внешняя финансовая политика направлена на опти-

мальное использование возможностей различных сегментов национального и международного финансовых рынков для всестороннего развития компании.

В зависимости от временного горизонта и целей следует различать долгосрочную и краткосрочную финансовую политики компании.

Долгосрочная финансовая политика компании - это система долгосрочных целевых установок и способов развития финансов компании для достижения ее долгосрочных целей. Такая политика направлена на поиск источников финансового обеспечения развития компании, достижение ею высокого финансового потенциала, обеспечивающего долгосрочную финансовую устойчивость. Поэтому в состав долгосрочной финансовой политики предлагается включать инвестиционную и дивидендную политику. Инвестиционная политика направлена на повышение инвестиционной привлекательности компании и оптимизацию привлекаемых инвестиционных ресурсов. Эффективная дивидендная политика компании является гарантом ее финансовой устойчивости и ориентиром для привлечения стратегических инвесторов.

Краткосрочная финансовая политика компании - это система краткосрочных целевых установок и способов управления финансами компании. Она направлена на оперативное решение острых текущих финансовых проблем, позволяющее улучшить финансовое состояние компании и повысить ее финансовую устойчивость в короткие сроки. В состав краткосрочной финансовой политики компании включаются ценовая политика, учетная и налоговая политики, политика управления оборотными активами, политика управления кредиторской задолженностью.

Для достижения высокой результативности и приемлемого уровня финансовых рисков, связанных с реализацией финансовой политики в долгосрочном и краткосрочном периодах, необходима их внутренняя сбалансированность и согласованность. Взаимосвязь долгосрочной финансовой политики с краткосрочной проявляется в том, что последняя конкретизирует инструменты и способы достижения долгосрочных целей компании по отдельным аспектам ее финансовой деятельности в целях повышения финансовой устойчивости. Приоритет в принятии финансовых решений в компании принадлежит долгосрочной финансовой политике, способной обеспечить эффективное развитие компании и ее высокую финансовую устойчивость.

При разработке и реализации финансовой политики следует учитывать, что все входящие в нее элементы должны быть взаимосвязаны и не должны вступать в противоречие друг с другом. Так, ценовая политика задает вектор формирования финансовой политики. Без четко проработанной (сформированной) ценовой политики компания не в состоянии обосновать другие элементы финансовой политики - инвестиционную, дивидендную, налоговую, учетную политики, политику управления оборотными активами и кредиторской задолженностью.

Дивидендная политика в значительной степени определяет инвестиционную политику, так как она отвечает на вопрос какую часть прибыли выплачивать акционерам, а какую направлять на реинвестирование в развитие компании. Вместе с тем, и инвестиционные возможности компании рассматриваются в качестве критериев выбора реализации конкретного типа дивидендной политики.

Взаимосвязь учетной и налоговой политик сводится к своевременному формированию достоверной и полной информации о налогооблагаемой базе, которая может быть подтверждена по результатам аудиторской проверки первичных документов, регистров и финансовой отчетности. То есть, учетная политика выступает по отношению к налоговой в качестве источника информации. Едина и методологическая база для обоих видов учетной деятельности - учетная техника, методы и приемы.

Используемые методы и приемы ведения учетной политики при формировании финансовых показателей деятельности также оказывают влияние на принятие решений акционерами и инвесторами, относительно инвестиций в бизнес компании. Эти решения базируются в большей степени на данных финансовой отчетности.

Взаимосвязи между учетной политикой и политикой управления оборотными активами проявляются в том, что продуманная учетная политика обеспечивает отсутствие дефицита источников финансирования оборотных активов. От реализуемой в компании учетной политики зависят и значения коэффициентов рентабельности и оборачиваемости оборотных активов. Так, на величину коэффициентов оборачиваемости оборотных активов непосредственное влияние оказывает принятая в компании методика их оценки.

Согласованность политики управления дебиторской задолженностью, как части общей политики управления оборотными активами, с политикой управления кредиторской задолженностью выражается через синхронизацию денежных потоков компании.

Отметим, что в экономической литературе нередко в состав финансовой политики компании включается финансовый анализ. На наш взгляд, финансовый анализ - это информационная база, используемая для принятия решений по выбору той или иной финансовой политики или по корректировке финансовой политики компании. Качественно проведенный финансовый анализ является основой принятия правильных, экономически обоснованных управленческих решений на микроэкономическом уровне. При этом, качество финансового анализа зависит от применяемой методики, достоверности данных бухгалтерской отчетности, а также от компетентности лица, проводящего финансовый анализ и интерпретирующего результаты финансового анализа. С помощью аналитических процедур выявляются наиболее значимые характеристики и проблемные стороны деятельности компании, делаются прогнозы будущего состояния, принимаются решения по разработке

и корректировке отдельных элементов финансовой политики, разрабатываются процедуры контроля за их исполнением.

Анализ финансового состояния компании предполагает расчет, интерпретацию и оценку комплекса финансовых показателей, характеризующих различные стороны деятельности компании. Как правило, задачи, направленные на корректировку финансовой политики компании, ставятся руководством (менеджерами, собственниками). В этом случае результаты финансового анализа должны помочь определить наиболее эффективные пути улучшения (стабилизации) финансового положения компании.

Прокомментируем информационные показатели финансового анализа, необходимые для оценки отдельных элементов финансовой политики компании.

В рамках инвестиционной политики компания может осуществить вложения в основной капитал. Финансовые возможности компании в данном случае - это сумма полученной прибыли, начисленной амортизации и привлеченных долгосрочных источников финансирования. Инвестиционные вложения, превышающие финансовые возможности компании, могут являться одной из причин ухудшения ее финансового состояния. Для характеристики инвестиционной политики предназначен расчет показателей самофинансирования и мобилизации, эффекта финансового левериджа, достаточности денежного потока на основе данных Отчета о движении денежных средств, и др.

Дивидендная политика призвана оптимизировать распределение прибыли между текущими выплатами собственникам и инвестициями в поддержание и развитие бизнеса. При выборе решения о выплате дивидендов необходим расчет прибыли, стоимости чистых активов, а также показателей, характеризующих несостоятельность (банкротство) компании.

Рациональная ценовая политика является одной из основных составляющих достижения компанией запланированного уровня прибыли и позволяет сохранять (достигать) приемлемое финансовое состояние. В процессе ценообразования особое внимание уделяется анализу взаимосвязей себестоимости, объема продаж и прибыли. Рассчитываются показатели точки безубыточности, вклада на покрытие, операционного рычага. Результаты таких расчетов являются основой для подбора наиболее прибыльных сочетаний затрат, цен реализации и объемов продаж.

В политике управления оборотными активами объединены такие процессы, как материально-техническое снабжение, сбыт, установление и контроль условий взаиморасчетов компаний с покупателями и поставщиками. Для многих действующих компаний причина финансовых затруднений состоит именно в нерациональном управлении оборотными активами. Сложившиеся в компаниях подходы в части управления оборотными активами не являются адекватными изменившимся экономическим условиям.

Для характеристики сложившихся в компании принципов управления оборотными активами и необходимости их корректировки используются результаты анализа структуры баланса, показатели деловой активности (оборачиваемости) и ликвидности, данные отчета о движении денежных средств.

Политика управления кредиторской задолженностью строится на оптимизации системы расчетов с контрагентами. Для целей оценки эффективности управления кредиторской задолженностью на практике используются результаты анализа структуры баланса, показатели деловой активности (оборачиваемости), показатели, характеризующие качество кредиторской задолженности.

Разработка и окончательное формирование финансовой политики компании могут быть обеспечены на основе моделирования большого количества итераций финансовых ситуаций, выявления будущих изменений и прогнозирования результатов. Очевидно, когда финансовая политика компании полностью скоординирована с производственной и маркетинговой стратегиями, можно рассчитывать на максимальную эффективность бизнеса.

Список литературы:

1. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / В.Г. Артеменко, В.В. Остапова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Омега-Л, 2008.

2. Екимова К.В., Громова Е.И., Кери И.Т. Финансовая политика компании. - М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2013.

3. Латышева М. Финансовая политика организации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: рг^Ш&о.Ъу/сМ-йпашоууЬ-Шгейогоу-Ш-Об.Ь^.

4. Лихачева О.Н., Щуров С.А. Долгосрочная и краткосрочная политика предприятия / Под ред. И.Я. Лукасевича. - М.: Вузовский учебник, 2007.

5. Макаров А.С. Теоретические и методические основы формирования финансовой политики организации. - М.: ФОРУМ, 2010.

6. Слепов В.А., Громова Е.И., Кери И.Т. Финансовая политика компании. - М.: Экономистъ, 2008.

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ГЛАВЫ 25 «НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ» В ЧАСТИ ПРИЗНАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИ ОБОСНОВАННЫХ РАСХОДОВ

© Чаадаева О.В.*

Приволжский институт повышения квалификации Федеральной налоговой службы России, г. Нижний Новгород

Налог на прибыль является одним из самых сложных налогов в налоговой системе РФ. Особые трудности вызывает признание расходов,

* Старший преподаватель кафедры Налогов и налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.