Научная статья на тему 'ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ'

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
601
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / МОНЕТАРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПОСРЕДНИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лученок А. И.

Выявлены недостатки монетаристских и фискальных определений терминов «финансы», «финансовая система» и «финансовая политика», обоснованы авторские определения этих понятий. Цель проведения финансовой политики определена как обеспечение сбалансированного социально-экономического развития страны на основе экономического стимулирования и согласования интересов социальных макрогрупп. Одной из основных задач финансовой политики определено обеспечение финансовой устойчивости всех секторов национальной экономики при поддержке отечественного производителя. Дана авторская трактовка термина «экономические посредники», к которым отнесены экономические агенты, перераспределяющие добавленную стоимость из реального сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL POLICY IN THE SYSTEM OF STATE REGULATION OF THE NATIONAL ECONOMY

The drawbacks of monetarist and fiscal definitions of the terms "finance", "financial system" and "financial policy" are revealed and the author's definitions of these concepts are theoretically s justified. The goal of financial policy is defined as ensuring sustainable balanced socio-economic development of the country based on economic incentives and harmonization of the economic interests of the main social macrogroups. One of the main objectives of financial policy is to ensure the financial stability of all sectors of the national economy (including the real one) while stimulating economic growth by supporting the domestic producer. The author's interpretation of the term "economic intermediaries" is given, which include economic agents that redistribute value added in their own interests to the detriment of the interests of the real sector of the economy.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ»

УДК 336.02 JEL Е02

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

А. И. Лученок

a.luchenok@gmail.com доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом макроэкономической и финансовой политики

ГНУ «Институт экономики НАН Беларуси» г. Минск, Республика Беларусь

Выявлены недостатки монетаристских и фискальных определений терминов «финансы», «финансовая система» и «финансовая политика», обоснованы авторские определения этих понятий. Цель проведения финансовой политики определена как обеспечение сбалансированного социально-экономического развития страны на основе экономического стимулирования и согласования интересов социальных макрогрупп. Одной из основных задач финансовой политики определено обеспечение финансовой устойчивости всех секторов национальной экономики при поддержке отечественного производителя. Дана авторская трактовка термина «экономические посредники», к которым отнесены экономические агенты, перераспределяющие добавленную стоимость из реального сектора экономики.

Ключевые слова: финансы, финансовая система, финансовая политика, монетарное регулирование, фискальная политика, посредники.

Цитирование: Лученок, А. И. Финансовая политика в системе государственного регулирования национальной экономики / А. И. Лученок // Экономическая наука сегодня : сб. науч. ст. / БНТУ. - Минск, 2021. - Вып. 13. - С. 39-48. DOI: 10.21122/ 2309-6667-2021-13-39-48

Введение. В экономической литературе существуют серьезные разногласия по поводу трактовки категорий «финансы» и «финансовая политика». Различия в подходах определяются, прежде всего, спецификой исследования того или иного автора.

Весьма распространенным является отождествление финансов с бюджетно-налоговой деятельностью. Е. Н. Гладковская утверждает, что «на макроэкономическом уровне финансы охватывают аккумулирование и распределение денежных средств, что осуществляется посредством государственного бюджета и различных внебюджетных фондов. На макроуровне происходит формирование государственной финансовой политики, в соответствии с которой идет расходование бюджетных средств. На микроэкономическом уровне происходят формирование и использование финансовых ресурсов предприятий и организаций»1. При этом она игнорирует финансы домашних хозяйств, а монетарное регулирование на макроуровне вообще не рассматривает как финансовые отношения, хотя и признает наличие финансов кредитных организаций.

Аналогичным недостатком обладает и подход Е. Ф. Сысоевой, которая считает, что финансовые ресурсы - это «денежные доходы, поступления и накопления, находящиеся в распоряжении организаций и государства, предназначенные для осуществления затрат по простому и расширенному воспроизводству, выполнения обязательств перед финансово-кредитной системой» [1, с. 8]. В государственной программе

1 Гладковская, Е. Н. Финансы: Учебное пособие / Е. Н. Гладковская. - СПб. : Питер, 2012. - С. 9.

«Управление государственными финансами и регулирование финансового рынка» на 2020 год и на период до 2025 года», утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.03.2020 № 143, прямо записано, что «главным звеном финансовой системы страны является бюджет. При составлении и исполнении бюджета планирование доходов и расходов должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить выполнение стратегических целей и задач социально-экономического развития страны в целом и отдельных регионов, сохраняя при этом бюджетную устойчивость и сбалансированность»1. Поскольку данная государственная программа готовилась по заказу Министерства финансов Республики Беларусь, то ее целями определены «обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления государственными финансами, дальнейшее развитие рынка ценных бумаг, страховой и аудиторской деятельности»1. Примечательно, что сторонники бюджетного подхода к финансам думают о решении стратегических целей и задач социально-экономического развития страны, не замыкаясь на своих ведомственных интересах.

Близок к бюджетно-ориентированной трактовке финансовой системы заслуженный деятель науки и техники Украины проф. И. Я. Чугунов, который пишет, что «исходя из стратегии развития экономики, связанной с повышением уровня ее эндогенной составляющей, необходимы соответствующие институциональные изменения в системе финансового регулирования экономики, которая формируется в определенной институциональной среде и представляет собой совокупность финансово-бюджетных и экономических составляющих, таких как: доходная часть бюджета, расходная часть бюджета, дефицит бюджета, государственный долг, налоговая регуляция, межбюджетные отношения, экономические процессы в стране, внешняя экономическая среда и взаимосвязь между ними» [2, с. 143].

Принципиально другой подход к определению финансовой системы предлагают сторонники монетаристской теории. Их трактовка финансовой системы как совокупности «институциональных единиц и рынков, которые взаимодействуют между собой, обычно сложным образом, в целях привлечения средств для инвестиций и обеспечения работы механизмов финансирования коммерческой деятельности, в том числе платежных систем»2, представляется зауженной с принижением роли государственных финансов и выпячиванием роли банковской системы. Близкий к этой точке зрения О. С. Сухарев пишет по этому поводу, что «слабость и сила финансовой системы определяются ее возможностями кредитовать развитие и устойчивостью к различным внутренним и внешним (непредвиденным) шокам. Деньги должны создаваться соразмерно росту числа транзакций, благ (продуктов и оказываемых услуг), с учетом институционально определенной для данного момента средней скорости их обращения (поскольку видов денег существует множество, что находит отражение в нескольких агрегатах учета денежной массы)» [3, с. 84].

Специфика монетаристского подхода и гиперболизация роли банков в экономике приводит и к весьма спорному определению других терминов. Особо ярко это проявилось в трактовке понятия «финансовая стабильность», представленного на сайте Национального банка Республики Беларусь (далее - НБРБ): «Финансовая стабильность - состояние финансовой системы, при котором банки и небанковские кредитно-

1 Управление государственными финансами и регулирование финансового рынка на 2020 год и на период до 2025 года [Электронный ресурс]: государственная программа, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 12.03.2020 № 143 // Министерство финансов Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/act/postsm _120320_143.pdf. - Дата доступа: 02.11.2020.

2 Показатели финансовой устойчивости. Руководство по составлению / Международный Валютный Фонд. - Вашингтон : International Monetary Fund, Publication Services, 2007. - 312 с.

финансовые организации, иные финансовые посредники, финансовый рынок и платежная система надлежащим образом осуществляют присущую им деятельность и обладают способностью осуществлять такую деятельность в случае дестабилизирующего воздействия внутренних и внешних факторов»1. В этом определении игнорируется необходимость обеспечения устойчивости государственных финансов, субъектов хозяйствования и домашних хозяйств.

Стремление монетаристов или сторонников фискально-налогового подхода «приватизировать» трактовку категории «финансы», завысив тем самым свою значимость, только запутывает ситуацию, создает сложности в понимании экономических проблем, нуждается в выработке общего подхода.

Вместе с тем ряд ученых считает, что использование методов денежно-кредитного регулирования должно осуществляться во взаимодействии с бюджетно-налоговой политикой [4, с. 250]. То есть они вполне правомерно относят к финансам как денежно-кредитные, так и бюджетно-налоговые отношения. Мы поддерживаем такую точку зрения. Поэтому, в отличие от фискального и монетаристского подхода, мы трактуем категорию «финансы» как систему экономических отношений, связанных с движением денежных средств во всех сферах деятельности, а также с формированием, распределением и использованием денежных средств в процессе их кругооборота. Эта категория относится не только к бюджетно-налоговым или денежно-кредитным отношениям, она включает в себя и движение денежных средств всех акторов, имеющих дело с деньгами, включая взимание таможенных пошлин и разного рода штрафов.

Результаты и их обсуждение. Термин «финансовая система» наряду с констатацией экономических отношений, связанных с движением денег в обществе, включает перечисление этих акторов (государственные учреждения; производители товаров, работ и услуг; финансовые и коммерческие посредники, домашние хозяйства), а также систему институтов, регулирующих отношения между участниками экономических отношений по поводу создания, перераспределения и использования денежных средств в процессе их кругооборота. Новизной в нашей трактовке является увязывание финансовой системы с правилами и нормами, регулирующими кругооборот денежных ресурсов. При этом к финансовым и коммерческим посредникам мы относим организации, которые сами создают добавленную стоимость в минимальных размерах, а перераспределяют ее от реальных производителей в свою пользу за счет оказания услуг, обычно на договорной основе. К ним относятся банки, другие кредитные организации (в том числе ломбарды), страховые общества, торговые и складские организации и т. п.

В свою очередь, под финансовой устойчивостью мы понимаем наличие во всех секторах национальной экономики (включая домашние хозяйства) достаточных финансовых ресурсов (собственных, заемных, бюджетных, привлеченных прямых или портфельных инвестиций) для расширенного воспроизводства своей деятельности. Такая трактовка является более полной по сравнению с определением Федеральной резервной системы (США), которая дает следующее определение: «Финансовая система считается стабильной, когда ее рынки и институты, включая банки, сбережения и кредиты и других поставщиков финансовых продуктов и услуг, являются устойчивыми и способны функционировать даже после сильного шока. Это означает, что домашние хозяйства, сообщества и предприятия могут рассчитывать на получение ре-

1Финансовая стабильность. Общие сведения [Электронный ресурс] // Национальный банк Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.nbrb.by/finsector/financialstability/gen info. - Дата доступа: 29.10.2020.

сурсов, услуг и продуктов, которые им необходимы для инвестирования, роста и участия в хорошо функционирующей экономике»1.

Из-за отсутствия согласованности в определении категории «финансов» неизбежно выявляются разногласия и по поводу трактовки финансовой политики. Наиболее простое определение гласит, что под «...финансовой политикой следует понимать управление финансами, то есть выработку целей и задач, на которые необходимо направить ассигнования, поиск ресурсов и путей достижения поставленных целей, в сочетании с влиянием внешних факторов, от которых также зависит получение намеченных результатов» [5, с. 70].

Если рассматривать финансовую политику как обеспечение национальной экономики кредитными ресурсами и организацию деятельности так называемого «финансового рынка», то цель финансовой политики будет вытекать из монетаристской теории и обычно определяется как минимизация темпов инфляции на основе использования индекса потребительских цен (далее - ИПЦ). Между тем, значения индекса потребительских цен легко искажаются путем изменения ассортимента выпускаемых товаров, поскольку цены на новую продукцию и услуги не учитываются при расчете ИПЦ.

Борьбу с инфляцией белорусские монетаристы обеспечивают путем контроля широкой денежной массы и другими инструментами денежно-кредитного регулирования. При этом экономический рост они не считают целью своей деятельности и мотивируют это тем, что якобы снижение ставки рефинансирования, изменение резервных требований, операции на финансовом рынке и регулирование курса национальной валюты автоматически оказывают стимулирующее воздействие. Между тем, действия НБРБ далеко не всегда положительно отражаются на развитии реального сектора экономики.

Поскольку мы считаем, что монетарное регулирование является составной частью финансовой политики, то деятельность государственного органа по регулированию денег в обращении должна способствовать росту реального объема производства2.

Фискальная политика направлена, в первую очередь, на формирование доходов бюджета и рационализацию структуры расходов. При этом для увеличения налоговых поступлений от ее проведения необходим, прежде всего, рост объемов производства продукции и услуг, что требует обеспечения реального сектора достаточными финансовыми ресурсами. Кроме того, финансовая политика должна быть ориентирована на увеличение совокупного спроса домашних хозяйств, удовлетворение которого также будет способствовать ускорению экономической динамики.

Занимаясь проблемами увеличения доходов населения, необходимо ориентировать эти доходы на закупку отечественных товаров и услуг, а не на импортные товары. Поэтому для стимулирования отечественного производителя целесообразно использовать инструменты как кредитования, так и фискального, таможенного и ценового стимулирования. Таким образом, в состав финансовой политики входят инструменты монетарного, фискального, таможенного и антимонопольного регулирования цен. При этом нужно также принимать во внимание институциональный фактор.

Цели и задачи финансовой политики связаны с реализацией экономических интересов участников хозяйственной деятельности. Мы согласны с А. В. Тарасовым, считающим, что «цель финансовой политики заключается в создании условий для трансформации экономических интересов субъектов хозяйственной деятельности, разрешения противоречий воспроизводства финансовых ресурсов, преодоления возникающих в нем институциональных ловушек и достижения эффективного обще-

1 Financial Stability [Electronic resource] // Board of Governors of the Federal Reserve System. -Mode of access: https://www.federalreserve.gov/financial-stability.html. - Date of access: 29.10.2020.

2 Голикова, Ю. С. Банк России: организация деятельности: Учеб. / Ю. С. Голикова, М. А. Хох-ленкова. - М. : ДеКа, 2000. - 699 с.

ственного воспроизводства» [6, с. 35-36]. Поэтому «...сущность финансовой политики государства выражает совокупность научно обоснованных публичных норм, регламентирующих финансовые отношения государственных органов власти и других субъектов с целью трансформации их экономических интересов посредством специального государственного механизма для достижения эффективного общественного воспроизводства» [6, с. 37].

Поскольку финансовая политика на макроэкономическом уровне оказывает воздействие на интересы социальных макрогрупп (далее - СМГ), которые представляют собой «объединения людей со специфической ролью в экономической деятельности, ориентированного на реализацию групповых и личных интересов членов социальной группы с использованием формальных и неформальных норм (институтов), и обладающее влиянием, которое позволяет ему участвовать в определении специфики монетарной, фискальной и институциональной политики, влиять на основные макроэкономические пропорции, существенно корректировать финансовые потоки в экономике» [7, с. 19-20], то финансовая политика в Республике Беларусь должна выполнять не только функции минимизации темпов инфляции (монетарная цель), формирования и использования средств бюджета (фискальная цель), но и стимулировать экономическое развитие на основе согласования интересов (основная макроцель). Цель проведения финансовой политики можно сформулировать как обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития страны на основе стимулирования развития национальной экономики и согласования экономических интересов основных СМГ. Таким образом, в основу эффективной финансовой политики в Республике Беларусь будет положено обеспечение устойчивого экономического роста на основе учета интересов важнейших СМГ.

Финансовая политика государства может быть эффективной только в том случае, если бюджетно-налоговая, денежно-кредитная, таможенная и ценовая политики являются взаимодополняющими друг друга и их инструменты не создают конфликта интересов. В противном случае разнонаправленные действия приведут к негативным результатам. Поэтому финансовую политику мы рассматриваем как систему взаимодействия органов государственного управления, субъектов хозяйствования и домашних хозяйств в сфере формирования, распределения и потребления финансовых ресурсов в целях достижения поставленных задач в области социально-экономического развития страны и удовлетворения общенациональных и групповых интересов. Мы в целом разделяем позицию В. В. Ковалева, который считает, что «государственная финансовая политика должна выступать средством решения социально-экономических задач общества, а не быть инструментом достижения целей тех или иных органов власти, преследующих собственные интересы». При этом «финансовая политика государства должна учитывать интересы всех субъектов финансовой системы, а не только органов государственной власти, а также следует различать государственную финансовую политику и финансовую политику государственных органов власти»1.

Важным составным элементом финансовой политики является использование институциональных инструментов. Это обусловлено необходимостью коррекции финансовой политики с учетом ограниченной рациональности поведения любой СМГ и отдельных индивидов, их стремления реализовать свои интересы за счет оппортунистического поведения. Оппортунизм проявляется в намеренном утаивании или искажении информации, использовании личных связей, подготовке законодательных и нормативных документов для своей выгоды, использовании своего монопольного положения в ущерб общенациональным интересам и интересам других СМГ.

1 Финансы: Учебник / В. В. Ковалев [и др.] ; под ред. В. В. Ковалева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Изд-во «Проспект», 2013. - С. 20.

Для минимизации отрицательных последствий оппортунистического поведения необходимо создание системы формальных и неформальных норм и правил, обеспечивающих баланс интересов государства и СМГ. При этом нужно учитывать специфику институциональной матрицы, на которой построены общественные отношения в стране. Методы урегулирования разногласий существенно отличаются в западной институциональной матрице (например, в США, ЕС) с широкой децентрализацией регулирования экономики и в восточной институциональной матрице, где доминирует централизованное государственное управление (Китай, Беларусь). В первом случае серьезную роль играют юридические институты, а во втором - неформальные отношения внутри административной системы. Например, нормативные документы НБРБ были импортированы из западной институциональной матрицы, где центробанки, действительно, имеют более высокую степень свободы. Но специфика нашей институциональной системы приводит к тому, что после указаний «сверху» НБРБ вынужден оказывать более активную поддержку предприятиям реального сектора.

Представители НБРБ считают, что кредитные ресурсы должны предоставляться только высокоэффективным предприятиям, которых в реальном секторе экономики достаточно мало. Отсюда вытекает вывод, что кредитование реального сектора целесообразно ограничивать, а низкодоходные предприятия, не способные своевременно выплачивать основную сумму долга и проценты за кредит, - ликвидировать. Но это логика монетаристов, беспокоящихся о процентном доходе банковской системы, в то время как государственные служащие должны думать и о национальной экономике в целом.

Многие малоэффективные предприятия являются градообразующими, и их ликвидация приведет к существенному росту безработицы, падению доходов населения и снижению спроса домашних хозяйств. Это отрицательно отразится на возможности реализации товаров и услуг белорусскими производителями. Кроме того, предлагаемый монетаристами жесткий подход приведет к росту социального напряжения в обществе, усилению дисбаланса интересов между СМГ «Домашние хозяйства» и органами государственной власти (поскольку именно они будут решать вопрос о закрытии предприятий, а СМГ «Банковско-кредитная сфера» как бы останется в стороне). Следует согласиться с О. С. Сухаревым, считающим, что «при свертывании кредитования якобы неэффективных видов деятельности с позиции сугубо финансового критерия финансовая устойчивость (в трактовке монетаристов - А. Л.) возрастет, но экономика может лишиться полезных видов деятельности, иногда связующих звеньев первостепенного значения, так что потеряет важные рынки и будущий доход. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью "финансового баланса" в текущем режиме и будущего дохода, а также разнообразия видов деятельности, характеризуемого неизмеряемой выгодой. Возникает интересная ситуация, когда "финансовую репрессию", т. е. тормоз экономического роста, исходящий от финансовой системы, предлагается реализовать методом подлинной репрессии экономических видов деятельности ради повышения устойчивости финансовой системы, поскольку цель финансов (кредиторов) - направляться туда, где они могут быть успешно возвращены...» [3, с. 84-85].

В случае невозможности нахождения компромиссов на основе прямых переговоров представителей различных СМГ они могут обращаться к медиаторам или в суд. Но в белорусской институциональной модели, основанной на восточной институциональной матрице, неформальные институты ориентируют судебные органы на принятие решений в пользу органов государственной власти. Поэтому, на наш взгляд, необходимо повысить требовательность к органам государственного управления с целью учета не только интересов отдельных ведомств, но и к обеспечению баланса интересов в обществе. Поэтому система государственного управления (включая НБРБ) должна стремиться не к получению сиюминутной выгоды, а прогнозировать максимально эф-

фективное использование факторов производства хотя бы в среднесрочном периоде с учетом интересов основных СМГ.

В связи с этим одной из задач финансовой политики является достижение компромисса между СМГ по поводу согласования экономических интересов государства и СМГ, в том числе с СМГ «Домашние хозяйства». При этом важно, чтобы СМГ, относящиеся к финансовому сектору национальной экономики, не выступали с позиций доминирования. В частности, в настоящее время одним из источников дохода банков является установление заниженных процентных ставок по валютным депозитам, что позволяет банкам получать от них доход в 3-4 раза больше, чем имеют владельцы валюты.

Институциональные методы регулирования при проведении финансовой политики необходимы в тех случаях, когда государственные органы оказываются неспособными согласовать интересы СМГ путем компромиссов и применяют административный ресурс. В условиях восточной институциональной матрицы это происходит в случае, когда одна из сторон может иметь более крепкие позиции по сравнению с другими участниками переговоров. Например, наличие дефицита государственного бюджета сильно укрепляет позицию Министерства финансов по поводу увеличения косвенных налогов, хотя это не соответствует интересам ни потребителей (цены растут), ни производителей (спрос уменьшается). В этом случае возникает необходимость воздействия на массовое сознание с помощью идеологических инструментов. Причем следует различать идеологию и пропаганду.

Мы разделяем трактовку, данную в Новой философской энциклопедии: «Идеология (от греч. iSsa - идея, представление и ^ôyoç - слово, учение) - система концептуально оформленных представлений и идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики - классов, наций, общества, политических партий, общественных движений - и выступает формой санкционирования или существующего в обществе господства и власти (консервативные идеологии), или радикального их преобразования (идеологии "левых" и "правых" движений)»1.

По мнению авторов авторитетной британской энциклопедии Britannica, пропаганда - это «распространение информации- фактов, аргументов, слухов, полуправды или лжи - с целью влияния на общественное мнение. Пропаганда - это более или менее систематические усилия по манипулированию верованиями, взглядами или действиями других людей... У пропагандистов есть конкретная цель или набор задач. Для этого они намеренно отбирают факты, аргументы и символы и представляют их так, как они думают, что результат будет иметь наибольший эффект. Чтобы добиться максимального эффекта, они могут опускать или искажать относящиеся к делу факты или просто лгать, а также могут пытаться отвлечь внимание людей от всего, кроме их собственной пропаганды»2.

Для достижения своих целей желательно базироваться на системе взглядов, которая позволяет проводить четкую и достаточно убедительную их аргументацию. Для этого лучше всего базироваться на достаточно проработанной теории. Примером относительно успешной теории, которая превратилась в идеологию и серьезно повлияла на развитие мировой цивилизации и отдельных стран, являлся марксизм. На современном этапе такой идеологией является монетаризм, согласно которому в основе экономики лежат денежно-кредитные отношения, а производство продукции, работ и услуг должно подчиняться финансовым посредникам.

1 Новая философская энциклопедия [Электронный ресурс] // Электронная библиотека ИФ РАН. - Режим доступа: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHbb6fc2dd80 32798c2096bb. - Дата доступа: 28.10.2020.

2 Propaganda [Electronic resource] // Encyclopedia Britannica, Inc. - Mode of access: https://www.britannica.com/topic/propaganda. - Date of access: 29.10.2020.

Идеологи не брезгуют применять пропагандистские приемы, что часто идет во вред теориям, когда выясняется, что придуманные пропагандистские приемы противоречат реальности. В случае необходимости увеличения налогов пропагандисты могут убеждать людей ссылками на мейнстримовские экономические теории и доказывать, что повышение налогов в конечном счете обернется для них благом. Но население, почувствовав усиление налогового гнета, не только не поверит, но и потеряет доверие к таким пропагандистам-теоретикам.

Попытки изменения установок массового сознания являются весьма сложной задачей. Здесь необходима тонкая работа, и далеко не всегда она оказывается результативной. Например, в 2020 г. осуществлялись попытки убедить людей в относительной безопасности СОУГО-19. Это привело, с одной стороны, к отказу части населения (подверженного идеологическому воздействию) от масочного режима и росту массовой заболеваемости. С другой стороны, такая политика вызвала недовольство у людей, устойчивых к психологической обработке и считающих, что одна из важнейших человеческих потребностей - это потребность в выживании. Одной из причин поражения Д. Трампа на президентских выборах 2020 г. в США явилась недооценка им опасности коронавируса, что привело к излишней смертности в стране. Аналогичные проблемы были и в ряде других стран.

Выводы. На основании выявленных недостатков монетаристских и фискально-налоговых трактовок категорий термина «финансы» и «финансовая система» теоретически обосновано авторское определение этих понятий. Категория «финансы» определена как система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием денежных средств (включая кредитные ресурсы) в процессе их кругооборота во всех сферах деятельности.

Теоретико-методологической новизной трактовки категории «финансовая система» является не только конкретизация акторов, участвующих в денежных отношениях (государственные учреждения; производители товаров, работ и услуг; финансовые и коммерческие посредники; домашние хозяйства), но и увязывание финансовой системы с правилами и нормами (институтами), регулирующими кругооборот денежных ресурсов в национальной экономике.

Финансовая политика трактуется как система взаимодействия органов государственного управления, субъектов хозяйствования и домашних хозяйств в сфере формирования, распределения и потребления денежных средств в целях достижения поставленных задач в области социально-экономического развития страны и удовлетворения общенациональных и групповых интересов.

Цель проведения финансовой политики определена как обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития страны на основе стимулирования развития национальной экономики и согласования экономических интересов основных СМГ.

Задачами эффективной финансовой политики являются:

а) обеспечение финансовой устойчивости всех секторов национальной экономики (включая реальный сектор) при стимулировании экономического роста путем поддержки отечественного производителя инструментами монетарного, фискального, таможенного, институционального и ценового стимулирования. Финансовая устойчивость выражается в наличии достаточных собственных финансовых ресурсов для своей деятельности, привлеченных прямых или портфельных инвестиций, а также в наличии реальной возможности для кредитования со стороны банковской системы;

б) основной задачей составных элементов финансовой политики должно быть:

- в монетарном регулировании - обеспечение денежно-кредитными ресурсами устойчивого развития национальной экономики при относительно низких темпах инфляции и высокой занятости населения;

- в бюджетно-налоговом регулировании - обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления государственными финансами;

- в регулировании рынка ценных бумаг - дальнейшее развитие фондового рынка как источника инвестиций для развития национальной экономики;

- в таможенном регулировании - наряду с осуществлением таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории, привлечение в финансовую систему дополнительных денежных поступлений;

- в антимонопольном и ценовом регулировании - государственное регулирование цен и тарифов монополистов с целью защиты интересов других участников экономической деятельности и поддержания баланса интересов основных СМГ;

в) распределение добавленной стоимости между СМГ в соответствии с реальным вкладом в решение стоящих перед страной социально-экономических задач. Обеспечение согласования интересов государства и основных СМГ (включая домашние хозяйства) по поводу структуры доходов и расходов государственного бюджета, курса национальной валюты, величины процентных ставок и тарифов банковских учреждений и общего уровня цен в стране;

г) разработка и использование эффективных моделей привлечения финансовых ресурсов в реальный сектор, в том числе и применение принципов исламского банкинга с учетом институциональной модели Республики Беларусь.

Дана авторская трактовка термина «экономические посредники», к которым относятся экономические агенты, которые сами создают добавленную стоимость в минимальных размерах, а перераспределяют ее от реальных производителей в свою пользу за счет оказания услуг на договорной основе. К финансовым посредникам относятся банки и другие кредитные организации (в том числе ломбарды), страховые общества, лизинговые компании, к коммерческим посредникам - торговые, логистические и складские организации.

Список использованных источников

1. Сысоева, Е. Ф. Финансовые ресурсы и капитал организации: сущность, управление, эффективность использования / Е. Ф. Сысоева. - Воронеж : Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2007. - 107 с.

2. Чугунов, И. Я. Финансовая политика экономического развития / И. Я. Чугу-нов // Евразийский Союз Ученых. - 2016. - № 1. - С. 143-146.

3. Сухарев, О. С. Экономический рост и финансовые институты: влияние на макро- и микроуровне / О. С. Сухарев // Финансовый журнал. - 2017. - № 2. - С. 7690.

4. Мадаев, А. С. Значение и место денежно-кредитной политики в финансовой политике России / А. С. Мадаев, М. Р. Таштамиров // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. - 2019. - № 4. - С. 245-251.

5. Судакова, Г. Ю. Финансовая политика государства и концепция экономической безопасности / Г. Ю. Судакова // Наука, технологии и инновации в современном мире : Материалы 3-й Международной научно-практической конференции, Уфа, 20-24 мая 2016 г. / РИО ИЦИПТ ; редкол.: Т. С. Искужин (гл. ред.) [и др.]. - Уфа, 2016. - С. 69-71.

6. Тарасов, А. В. Сущность финансовой политики и ее место в системе государственной экономической политики регулирования экономических интересов / А. В. Тарасов // Экономические науки. - 2015. - № 129. - С. 34-38.

7. Макроэкономические аспекты обеспечения сбалансированности национальной экономики / А. И. Лученок [и др.]. - Минск : Беларуская навука, 2015. - 371 с.

_Статья поступила в редакцию 2 марта 2021 года

FINANCIAL POLICY IN THE SYSTEM OF STATE REGULATION

OF THE NATIONAL ECONOMY

A. I. Luchenok

Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of the Macroeconomic and Financial Policy of the SSI "Institute of Economics of the NAS of Belarus"

Minsk, Republic of Belarus

The drawbacks of monetarist and fiscal definitions of the terms "finance", "financial system" and "financial policy" are revealed and the author's definitions of these concepts are theoretically s justified. The goal of financial policy is defined as ensuring sustainable balanced socio-economic development of the country based on economic incentives and harmonization of the economic interests of the main social macrogroups. One of the main objectives offinancial policy is to ensure the financial stability of all sectors of the national economy (including the real one) while stimulating economic growth by supporting the domestic producer. The author's interpretation of the term "economic intermediaries" is given, which include economic agents that redistribute value added in their own interests to the detriment of the interests of the real sector of the economy.

Keywords: finance, financial system, financial policy, monetary regulation, fiscal policy, intermediaries.

References

1. Sysoeva, E. F. (2007) Finansovye resursy i kapital organizatsii: sushchnost', uprav-lenie, ehffektivnost' ispol'zovaniya [Financial resources and capital of the organization: essence, management, efficiency of use]. Voronezh, Ed. center of VSU publ. (In Russian).

2. Chugunov, I. Ya. (2016) Finansovaya politika ehkonomicheskogo razvitiya [Financial policy of economic development]. Eurasian Union of Scientists. (1), 143-146. (In Russian).

3. Sukharev, O. S. (2017) Ehkonomicheskii rost i finansovye instituty: vliyanie na makro- i mikrourovne [Economic Growth and Finacial Institutions: Influence on Macro- and Micro-levels]. Financial Journal. (2), 176-90. (In Russian).

4. Madaev, A. S., Tashtamirov, M. R. Znachenie i mesto denezhno-kreditnoi politiki v finansovoi politike Rossii [Role of Monetary Policy in Fiscal Policy of Russia]. Scientific Notes of the Crimean Engineering and Pedagogical University. (4), 245-251. (In Russian).

5. Sudakova, G. Yu. Finansovaya politika gosudarstva i kontseptsiya ehkonomicheskoi bezopasnosti [Financial policy of the state and the concept of economic security]. In: Iskuzhin, T. S. [and oth.] (eds.) Science, technology and innovation in the modern world: Proceedings of the III International scientific-practical Conference, 24 May 2016, Ufa, Russia. Ufa, RIO ITSIPT. pp. 69-71. (In Russian).

6. Tarasov, A. V. (2015) Sushchnost' finansovoi politiki i ee mesto v sisteme gosudar-stvennoi ehkonomicheskoi politiki regulirovaniya ehkonomicheskikh interesov [The essence of financial policy and its place in the system of state economic policy of regulation of economic interests]. Ehkonomicheskie nauki. (129), 34-38. (In Russian).

7. Luchenok, A. I. [and oth.] (2015) Makroehkonomicheskie aspekty obespecheniya sbalansirovannosti natsional'noi ehkonomiki [Macroeconomic Aspects of Balancing the National Economy]. Minsk, Belaruskaya navuka. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.