Научная статья на тему 'Финансовая политика в контексте экономической политики инновационного развития Беларуси: теоретический аспект'

Финансовая политика в контексте экономической политики инновационного развития Беларуси: теоретический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
581
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мищенко Людмила Анатольевна

Исследуется проблема осмысления финансовой политики в контексте экономической политики инновационного развития. Прослеживается законодательная основа поэтапной реализации финансовой политики. Описана финансовая политика в сфере инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовая политика в контексте экономической политики инновационного развития Беларуси: теоретический аспект»

Список литературы

1. Бабичева Н.Э. Методологические положения анализа финансового состояния организаций на основе ресурсного подхода [Текст] / Н.Э. Бабичева // Экономический анализ: теория и практика, 2013. № 44. С. 29-35.

2. Гутцайт Е.М. Эффективность в финансовом контроле: приложение общей теории [Текст] / Е.М. Гутцайт // Аудиторские ведомости, 2012. № 2. С. 3-11.

3. Зарыпов Р.Р., Блинов О.А. Организация управленческого учета в звероводстве / Р.Р. Зарыпов, О.А. Блинов // Вестник Омского государственного аграрного университета, 2013. № 3 (11). С. 62-66.

4. О формах бухгалтерской отчетности организаций: приказ Министерства финансов РФ от 02.07.2010 № 66н. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Шебалина М.М., Новиков Ю.И. Анализ финансового состояния предприятия на примере ООО «Ривьера Авто», г. Омск / М.М. Шебалина, Ю.И. Новиков // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ, 2016. № 3 (6) июль -сентябрь. С. 62-66.

6. Юсов В.С., Блинов О.А. Применение кластерного анализа для оценки экономических показателей сельскохозяйственных предприятий // Вестник Омского государственного аграрного университета, 2013. № 2 (10). С. 82-84.

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ БЕЛАРУСИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Мищенко Л.А.

Мищенко Людмила Анатольевна - старший преподаватель, кафедра бухгалтерского учета, аудита и коммерческой деятельности, Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, г. Гомель, Республика Беларусь

Аннотация: исследуется проблема осмысления финансовой политики в контексте экономической политики инновационного развития. Прослеживается законодательная основа поэтапной реализации финансовой политики. Описана финансовая политика в сфере инноваций.

Ключевые слова: экономическая политика, финансовая политика, бюджетно-налоговая политика, денежно-кредитная политика, инновационная политика.

Для социально-ориентированной рыночной экономики характерно наличие жесткой конкурентной борьбы между субъектами хозяйствования. Важнейшим фактором, оказывающим влияние на эффективную работу и способным обеспечить лидерство на рынке, является внедрение и реализация инновации. Основой этому служит финансовая политика. По этой причине проблемы формирования финансовой политики и ее институтов, достаточности законодательного, теоретического и методологического обеспечения в области применения инноваций приобретают особую актуальность для всех субъектов национальной экономики (как для органов управления, так и для бизнеса).

Неоспоримо важно значение экономики в политике Республики Беларусь (как внешней, так и внутренней). Так, в сфере интересов внешней политики среди 11 позиций лидирует внешнеэкономическая деятельность. Во внутренней политике, осуществляющейся в 9 сферах, главенствующая роль также принадлежит экономике [1], которая в свою очередь реализуется в 9 направлениях.

Существует множество определений понятия «экономическая политика». В классическом понимании «экономическая политика» - это комплексная система мер, проводимая государством в экономике. Заметим, что необходимо различать часто отождествляемые понятия «государственная экономическая политика» и «государственное регулирование экономики» поскольку экономическая политика является основой, на которой базируется государственное регулирование экономики. Е.Е. Румянцева отмечает недостаточность накопленной базы новейших макроэкономических исследований и выявляет разноплановое употребление в российском законодательстве понятия «политика», которое требует унификации и вычитки для употребления в профессиональной среде, причем замечает, что многих видов политики конституционно не предусмотрено. Причем термин «экономическая политика» в Конституции не употребляется, а используется «единая финансовая, кредитная и денежная политика» [2]. При этом согласно международной и общероссийской теории финансов и денежная, и кредитная политика являются частью финансовой политики.

Под экономической политикой Е.Е. Румянцева понимает всю систему мер государственного управления экономикой посредством ресурсов, имеющихся в распоряжении государства [2]. Среди рассмотренных ею финансовых направлений экономической политики - денежно-кредитная, бюджетно-налоговая,

инвестиционная, ценовая, валютная и политика управления государственным долгом.

Ввиду отсутствия законодательного закрепления, в научной среде не сформировалось единого мнения о составе направлений финансовой политики. Так, одни выделяют налоговую, бюджетно-финансовую и денежно-кредитную политики [3]. Другие включают в состав бюджетную, налоговую, кредитную, ценовую и таможенную политики [4]. Некоторые разделяют финансовую политику на денежно -кредитную, бюджетную, налоговую и инвестиционную [5]. Среди американских экономистов широко распространена практика употребления терминов «денежно-кредитная политика» и «фискальная (бюджетно-налоговая) политика» [6].

В среде белорусских экономистов также нет единства мнений. Одни рассматривают как составляющие финансовой политики бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, таможенную, инвестиционную и внешнеэкономическую [7]. Другие выделяют в финансовой политике денежно-кредитную, валютную, налоговую и бюджетную [8]. Заметим, что законодательно термин «финансовая политика» не закреплен. Вместе с тем, большинство финансистов склонны выделять финансовую политику и подразделять ее на налоговую, бюджетную и денежно-кредитную составляющие. Исследователи же макроэкономических проблем предпочитают использовать термины «фискальная политика» (подразумевая бюджетно-налоговую) и «денежно-кредитная политика».

Обобщая мировую практику, будем придерживаться практически востребованных устоявшихся направлений финансовой политики - бюджетно-налоговой политики и денежно-кредитной политики.

Таким образом, финансовая политика - это составляющая экономической политики государства, система мер правительства, направленная на рациональное применение финансовых ресурсов государства, регулирование налогов и налогообложения, управление денежным обращением, связанная с регулированием доходов и расходов, формированием и реализацией государственного бюджета.

Под инновационной политикой, согласно законодательству, понимается составная часть государственной социально-экономической политики, представляющая собой комплекс осуществляемых государством организационных, экономических и правовых мер, направленных на регулирование инновационной деятельности [9]. Данное направление связано с формированием научно-технической политики и осуществлением мер по ее реализации в интересах государства, национального

капитала и научного сообщества в формате создания, освоения и продвижения на рынок научных, технологических и управленческих новшеств.

Описывая финансовую политику в сфере инноваций, можно сформулировать, что это составляющая экономической политики государства, включающая систему мер, направленную на рациональное применение финансовых ресурсов при формировании и реализации научно-технической и инновационной политики. Место и роль финансовой политики в инновационном развитии государства можно представить, лишь отразив ее взаимосвязи с другими сферами политики государства (рисунок 1).

Внутренняя политика РБ

Экономическая политика

Финансовая политика Социальная политика Инновационная политика

Инвестиционная политика Научно-техническая политика

Реальный сектор экономики

Внешнеэкономическая деятельность

Внешняя политика РБ

Рис. 1. Место финансовой политики в экономической политике государства

Для дальнейшего исследования роли финансовой политики в инновационном развитии государства необходимо обратиться к законодательным нормам.

На государственном уровне финансовая политика является составной частью экономической политики (где проявляется ее тесное взаимодействие, в том числе, с инновационной политикой) и реализуется через определение финансовых ресурсов, регулирование доходов и расходов, формирование государственного бюджета, корректирование налогообложения в инновационной сфере. Так финансовая составляющая достаточно четко прослеживается в проводимой государством инновационной политике, и включает [9]:

- обеспечение законодательной базы реализации инновационной деятельности;

- государственную поддержку субъектов инновационной деятельности и субъектов инновационной инфраструктуры;

- регулирование и стимулирования инновационной деятельности;

- выделение бюджетных средств на конкурсной основе для реализации инновационных проектов;

- разделения рисков инновационной деятельности, доходов и ответственности между государством и субъектами хозяйствования при совместной реализации инновационных проектов и программ инновационного развития;

- формирование и финансирование государственной программы инновационного развития Республики Беларусь.

В Республике Беларусь финансовая политика реализовывалась поэтапно и определялась утвержденными законодательными документами (таблица 1).

Таблица 1. Законодательная основа реализации финансовой политики

Период Название нормативного документа / Цель

19911994 Программа постепенного перехода от командно-административной системы управления народным хозяйством к рыночной экономике ^ повышение жизненного уровня белорусского народа с постепенным приближением его к уровню жизни в развитых европейских странах

19951999 Программа социально-экономических преобразований - Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы ^ формирование социально-ориентированной рыночной экономики

19962000 Генеральная схема управления народным хозяйством на 1996-2000 годы ^ стратегическое реформирование всей системы общественных отношений

20002005 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2000 - 2005 годы ^ высокоэффективная социально ориентированной рыночной экономики с действенными механизмами государственного и рыночного регулирования

20062010 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы ^ дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения республики на основе конкурентоспособной экономики и создания государства, удобного для жизни людей

20112015 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы ^ рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики

20162020 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 - 2020 годы ^повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, привлечения инвестиций и инновационного развития.

Основные положения финансовой политики также прослеживаются в Указах и ежегодных Посланиях Президента Республики Беларусь, постановлениях Совета Министров, ежегодных Основных направлениях денежно-кредитной политики, Программах деятельности Правительства (на соответствующий период).

В настоящее время вопросы финансовой политики в сфере инноваций не имеют законодательного обособления и находят свое отражение (кроме изложенных выше) в нормативных актах (таблица 2), регулирующих, главным образом, научно -техническую и инновационную деятельность. Реализация закрепленных в вышеупомянутых документах мер позволит повысить эффективность бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики в сфере инноваций.

Таблица 2. Законодательная основа реализации финансовой политики в сфере инноваций

Период Название нормативного документа

2004-2020 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года

Концепция национальной инновационной системы *

2007-2010 Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007 - 2010 годы

2011-2015 Стратегия технологического развития Республики Беларусь на период до 2015 года

Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы

Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь на период до 2015 года

Государственная программа освоения в производстве новых и высоких технологий на 2011 - 2015 годы и на период до 2020 года **

2016-2020 Стратегия развития финансового рынка Беларуси до 2020 года

Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016 - 2020 годы

Стратегия развития информатизации в Республике Беларусь на 2016 - 2020 годы

Программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016 - 2020 годы

Концепция развития платежной системы 2016-2020 годы ***

Стратегия развития цифрового банкинга на 2016-2020 годы ***

2018-2040 Стратегия «Наука и технологии: 2018 - 2040

2018-2049 Декрет Президента № 8 «О развитии цифровой экономики»

Предлагаем рассматривать финансовую политику в сфере инноваций как намеченную государством на определенном этапе развития общества научно обоснованную программу использования финансов при осуществлении инновационной деятельности в целях успешного выполнения планов социально-экономического развития.

Регулирование вопросов финансовой политики находится в компетенции Министерства финансов (Главное управление бюджетной политики, Главное управление налоговой политики и доходов бюджета), область инноваций курирует Управление финансирования деятельности социальной сферы и науки. На региональном уровне реализуют финансовую политику Главные управления финансов по областям и городу Минску. Инновационную деятельность координируют органы местной исполнительной власти (в частности в Гомельской области - Отдел финансовой политики и Отдел научно-инновационной деятельности и инвестиций Управления промышленности и научно-инновационной деятельности Комитета экономики Гомельского облисполкома). Региональная инновационная политика ориентирована на решение территориальных проблем (эффективное использование имеющегося материально-технического, сырьевого, трудового и научного потенциала, удовлетворение потребностей внутреннего рынка) и реализуется посредством выполнения региональных научно-технических программ. Решение проблем развития региона является приоритетом для финансирования.

На уровне субъектов хозяйствования инновационную деятельность осуществляют непосредственно организации. Причем установленные нормы и критерии ведения финансовой и хозяйственно деятельности зачастую сужают возможности осуществления инновационной деятельности. На данном уровне инновационные решения должны приниматься на основе современной методологии оценки эффективности. Требуется соблюдение баланса между «ценой» и «результатом»

инновации (ввиду возможности финансовой несостоятельности и банкротства). В этой связи на данном уровне необходима практическая реализация постулатов инновационного и финансового менеджмента.

Обобщив вышеизложенное, сделаем акцент на чрезвычайной важности исследования проблем инновационного развития во взаимосвязи с финансовой составляющей государственной экономической политики.

Как составная часть экономической политики государства, финансовая политика в области инноваций является одной из приоритетных сфер государственного регулирования экономики. В ней конкретизируются главные направления развития экономики, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования инновационной деятельности финансовыми методами. В то же время это относительно самостоятельная сфера деятельности государства, поскольку практически она осуществляется посредством разработанной на определенный период времени системы мероприятий по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет, их рациональному распределению и эффективному использованию для выполнения государством своих функций. Ее реализация обеспечивается совокупностью бюджетно-налоговых, монетарных и других финансовых инструментов и институтов, наделенных соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков. Вместе с тем, отсутствие комплексного научного подхода к изучению финансовой политики в сфере инноваций не способствует получению желаемого эффекта от внедрения нововведений [10].

Финансовая политика, проводимая в области инноваций, должна быть направлена на обеспечение устойчивого экономического роста, социального развития и значимости государства в мировом сообществе. Она способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира, создавая условия для осуществления совместных мероприятий, в том числе по привлечению иностранного капитала в экономику.

Список литературы

1. Закон Республики Беларусь от 14 ноября 2005 г. № 60-З «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс], 2017. Режим доступа: https://www.pravo.by/ (дата обращения: 20.12.2017).

2. Румянцева Е.Е. Составляющие анализа финансовой политики государства как направления экономической политики и администрирования: от конкретизации базовых понятий до критериев эффективности // Научный журнал КубГАУ, 2015. № 105 (01). С. 659- 682.

3. Глущенко В.В., Чехунов В.Н. Финансы: Учеб. пособие. Харьков: Изд-во ун-та внутр. дел, 2000. 160 с.

4. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. М: ФБК Пресс, 2016.

5. Васильева М.В., Малий Н.А., Перекрестова Л.В. Финансовая политика. Ростов на Дону: Феникс, 2008. 220 с.

6. Долан Э., Линдсей Д. Макроэкономика. С-Пб: Литера плюс, 1997. 408 с.

7. Якубович В.И. Механизм практической реализации финансовой политики государства в Республике Беларусь // Актуальные проблемы развития финансового сектора. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2016. С. 521-530.

8. Бондарь Т.Е., Рубан Т.Е. Роль финансовой политики государства в устойчивом поступательном развитии национальной экономики // Проблемы социально -экономического развития России на современном этапе. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2016. С. 106-116.

9. Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 425-З. «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь». [Электронный ресурс], 2017. Режим доступа: https://www.pravo.by/ (дата обращения: 20.12.2017).

10.Мищенко Л.А. Налоговое стимулирование инновационной деятельности: опыт применения в IT-сфере Беларуси // Economics, 2017. № 11 (32). С. 51-53.

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ

Подкуйко К.Ю.

Подкуйко Константин Юрьевич - магистрант, направление: финансовый менеджмент,

Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, г. Архангельск

Аннотация: в статье объясняются особенности разработки финансовой стратегии. Указаны этапы разработки стратегии. Происходит ознакомление с базовыми методами разработки финансовых стратегий. В тексте разъясняются одни из главных инструментов финансовых стратегий. Важной особенностью является соответствие финансовой стратегии определённым критериям, которые также указаны в статье. При разработке финансовой стратегии выделяются приоритетные направления развития финансовой деятельности - подразделы финансовой стратегии.

Ключевые слова: финансовая стратегия, этапы разработки финансовой стратегии, базовые методы разработки финансовой стратегии, инструменты финансовой стратегии, критерии соответствия финансовой стратегии.

Ученые выделяют следующие этапы разработки финансовой стратегии:

— анализ действующих общей и функциональных стратегий;

— постановка целей и задач финансовой стратегии;

— анализ и оценка внешней и внутренней финансовой среды, финансового потенциала предприятия;

— выбор критериев оптимизации финансовой деятельности;

— оценка стратегических финансовых альтернатив;

— выбор наиболее перспективной финансовой стратегии;

— планирование мероприятий и реализация стратегии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— сопровождение и корректировка финансовой стратегии [1, 2083].

К базовым методам разработки финансовой стратегии следует отнести:

— метод стратегического финансового планирования, призванный на основе планирования различных аспектов финансовой деятельности определить цели и задачи финансовой стратегии, а также возможные варианты их достижения;

— метод финансового прогнозирования, представляющий процесс создания картины наиболее вероятных версий развития финансов предприятия и параметров внешней и внутренней среды, влияющих на них, в целях эффективной разработки финансовой стратегии;

— метод финансового моделирования, представляющий процесс изучения свойств объекта на основе построения его модели, включающей выбор параметров внешней и внутренней среды предприятия, стратегического финансового управления с целью предсказания возможных последствий различных вариантов финансовых решений;

— метод сценариев, который представляет собой создание и изучение сценариев наиболее важных для предприятия процессов, а также построение на этой основе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.