_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
Местным бюджетам предоставить право:
1. самостоятельно распределять финансовые средства по расходам в рамках контрольных цифр Минфина. При составлении бюджета учитывать кредиторскую задолженность за предшествующий период хотя бы по защищенным статьям.
2.Так как льготы ложатся тяжелым бременем на бюджет, необходимо жестко упорядочить и пересмотреть перечень лиц, для которых предусмотрены льготы и усилить адресную направленность получателей.
Одним из путей сокращения расходов местных бюджетов является уменьшение кредитования посредством бюджетных ресурсов. Кредитование должно осуществляться в основном через различные кредитные организации (банки, корпораций, агентства), а также путем привлечения иностранных инвестиций. При этом кредиты должны выделяться только тем предприятиям, которые не имеют долгов и являются платежеспособными.
Таким образом, следует сказать, что осуществление намеченных мероприятий будет во многом способствовать преодолению ограниченности бюджетных средств местных бюджетов в Кыргызстане.
Список использованной литература:
1. Гражданский бюджет - 2014 год. - Б.: Минфин, 2014.
2. Бабич А.М., Павлова Л.Н.Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов. - М.: Юнити, 2006. - 689 с.
3. Мороз Т.А. Формирование расходов местных бюджетов на основании нормативно-целевого метода.- М.: Экмос, 2007. - 314 с.
4. Савин В.Е., Усоналиева Д.А. Социальная сфера: развитие, финансирование, модернизация. - Б.: БГУ, 2014.
© Шакулова Н.Э., 2016
УДК 338
И.А. Шалаев к.э.н., старший преподаватель А.В. Серегин, Е.А. Скоробогатова ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева», г.Орел, Российская Федерация
ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
В данной статье обозначена значимость финансовой поддержки малого предпринимательства как условие обеспечения экономической безопасности Орловской области.
Ключевые слова
Экономическая безопасность, малое предпринимательство, финансовая поддержка, регион, инновации.
В современных рыночных условиях крупные промышленные предприятия, корпорации, фирмы не в состоянии обеспечить своими налоговыми отчислениями самодостаточное развитие региона, вследствие чего они являются дотационными, и неспособны полностью обеспечить свою экономическую безопасность и суверенитетность. Существует необходимость уделения наибольшего внимания малому предпринимательству, т.к., большинство развитых странах, в частности США доля МСП составляет более 50 % от ВВП. Далее в Таблице 1 мы можем это наблюдать.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
Таблица 1
Показатели уровня развития малых и средних предприятий (МСП) в ряде стран
Страна Количество МСП на 1000 жителей Доля занятых на МСП в общей численности занятых, % Доля МСП в ВВП, %
США 74,2 54 50-52
Великобритания 46 49 50-53
Германия 37 46 50-54
Италия 68 73 57-60
Россия 5,65 9,6 10-11
Как мы видим из Таблицы 1, в странах с самой развитой экономикой малый и средний бизнес приносят более 50% ВВП, и доля занятых в них очень велика. Из вышесказанного можно сделать вывод, что для государственной политики в сфере национальной экономики приоритетной задачей является поддержание и стимулирование прежде всего малого бизнеса при помощи специальных государственных программ, что в дальнейшем станет катализатором роста экономики и повышения уровня жизни населения в целом.
Стабильная деятельность предпринимательства в условиях рыночной экономики, а также в условиях нестабильной экономической ситуации, является одним из самых важных условий национальной экономической безопасности [3, с.239].. Особая роль в обеспечении экономической безопасности отводится малому предпринимательству в региональных экономических процессах. Во многих регионах России малый бизнес создает достаточно большую долю регионального внутреннего продукта, играет весьма заметную роль в вовлечении различных социальных групп населения в предпринимательскую деятельность. Одним из самых важных направлений поддержки малого предпринимательства является финансовая поддержка, так как одним из наиболее серьезных препятствий на пути развития малого бизнеса становится нехватка собственных и привлеченных финансовых ресурсов. В 2015 году на развитие малого и среднего бизнеса в регионах из федерального бюджета было выделено 16,2 млрд рублей, в долларовом эквиваленте - 24 млн. долл., что по рамкам страны не так уж и много. Рассмотрим, какие суммы были выделены тем или иным регионам, а также долю выделенных денег в общей сумме [2, с.325].
Таблица 2
Разме
р субсидий выделенных регионам
Наименование субъекта Размер субсидии, руб Доля субсидии в общей сумме, %
Брянская область 48615484 2,99
Липецкая область 45212414 2,78
Орловская область 698864 0,043
Смоленская область 832264 0,05
Тверская область 1076233 0,066
Из Таблицы 2 можно сделать вывод, что развитие малого и среднего бизнеса в Орловской области не стоит в приоритете у правительства Российской Федерации, так как 600 тысяч рублей - мелкая сумма. Несмотря на это, в Орловской области более трети оборота всех предприятий региона составляет оборот предприятий малого и среднего бизнеса, а их доля сегодня составляет 43,2 % от числа всех организаций и предприятий области. Это 7,2 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, более 18 тыс. индивидуальных предпринимателей. На сегодняшний день на поддержку и финансирование малого предпринимательства в регионе выделено 132, 4 млн рублей. Особую роль в развитии предпринимательства региона играет областной фонд микрофинансирования, который С 2009 года выдал 1822 займа более чем на 1 млрд рублей. Второе важное направление поддержки — предоставление поручительств гарантийным фондом Орловской области. Уже выдано 266 поручительств на 527 млн рублей. Благодаря этому предприниматели смогли получить 1,4 млрд рублей кредитов. Также этот фонд предоставляет малому бизнесу широкий спектр услуг, в том числе проведение обучающих семинаров, оказание бухгалтерских и юридических услуг. Так же важно отметить, что положительное влияние деятельности малых предприятий на экономику региона в большей степени выражается в уплате налогов.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
Доля налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства, в общем объеме налоговых и неналоговых доходов городского бюджета ежегодно увеличивается. По состоянию на 1 июля 2015 года в городе Орле от общего числа юридических лиц более половины приходится на малые предприятия - 65,0% или 5698 единицы, из них 4953 единицы составляют микропредприятия. Наибольшая доля малых предприятий осуществляет деятельность в сферах оптовой и розничной торговли (39,4%), операций с недвижимым имуществом (21,6%), строительства (13,3%), обрабатывающих производств (11,1%), прочие виды деятельности (14,6%). На сегодняшний день, в Орловской области разработана ведомственная целевая программа «Развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Орле на 2016-2018 г» Основной целью данной программы является формирование благоприятных условий для устойчивого развития субъектов малого и среднего предпринимательства и осуществления их деятельности, способствующих созданию новых рабочих мест, развитию реального сектора экономики, пополнению бюджета муниципального образования г. Орла [1,c. 12]. Представим объемы и источник финансирования программы в таблице 3.
Таблица 3
Объемы и источник финансирования Программы
Общий объем финансирования - 3 млн. руб Объемы и источник финансирования Программы Источник финансирования - бюджет г. Орла
2016 г 2017 г 2018 г
1 млн. руб 1 млн. руб 1 млн. руб
Объем финансирования по Программе определен исходя из средней стоимости затрат на аналогичные мероприятия, проводимые за прошедшие периоды. Объемы финансирования Программы увеличиваются в случае предоставления субсидий на ее реализацию из областного и федерального бюджетов. Администрация города Орла является главным распорядителем бюджетных средств программы. Малый и средний бизнес выполняет важную социальную функцию, являясь основой для формирования среднего класса, который призван стать гарантом общественной и экономической безопасности и стабильности общества. Число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 июля 2015 года составило 8885.Распределение зарегистрированных индивидуальных предпринимателей по видам экономической деятельности выглядит следующим образом: 50,6% индивидуальных предпринимателей заняты в оптовой и розничной торговле, 14,2% - осуществляет деятельность в сфере транспорта и связи, 15,5% - в сфере осуществления операций с недвижимым имуществом, в обрабатывающем производстве - 6,9%, 12,8% - прочие виды деятельности. В целом экономическая безопасность региона предполагает такое состояние экономики, которое будет поддерживать должный уровень социального и политического существования, а также суверенитетность данного региона в финансовом смысле от федерального бюджета, что и должен обеспечивать малый бизнес, так как его стабильное развитие является фундаментом к росту всей экономики.
Список использованной литературы:
1. Постановление Администрации города Орла от 07.11.2013 № 5067 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Орле на 2014 - 2015 годы"
2. Шалаев И.А. Управление инновационными проектами на основе стандартов экономической безопасности и регулирования рисков/ И.А. Шалаев //Актуальные вопросы менеджмента современной организации: электронное научное издание. 2015. С. 324-328.
3. Шалаев И.А. Инновационный подход в экономико-статистическом исследовании бюджетно-налоговой безопасности Орловской области / И.А. Шалаев, Е.В. Шамрина, М.Н. Кондратова // Научные механизмы решения проблем инновационного развития / - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - 270 с. с. 238-241
© Шалаев И.А., Серегин А.В., Скоробогатова Е.А., 2016