Научная статья на тему 'Финансовая отчетность гостиничного предприятия'

Финансовая отчетность гостиничного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3172
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ ДИАГНОСТИКА / ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ / АНАЛИТИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ / ФИНАНСОВЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ / ГОСТИНИЧНЫЙ СЕКТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гоголишвили Георгий

В статье автор исследует финансовую отчетность предприятия гостиничного сектора. Финансовая отчетность как носитель информации о финансовом положении и финансовых результатах компании является основным документом для принятия оперативных и стратегических решений. Она может иметь как общие элементы в стандартизированной части, так и специфические для гостиничного дела. Для составления финансовой отчетности в гостиничном деле важно провести финансовую диагностику гостиничного предприятия, основными инструментами которой являются операционные коэффициенты, специфичные для гостиничного бизнеса. Также в статье определены центры ответственности для сбора информации и ее обобщения для финансовой отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гоголишвили Георгий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FINANCIAL STATEMENTS IN THE HOTEL COMPANY

The author explores financial statements of the enterprises in the hotel sector. Financial statements, as a carrier of information about the financial position and financial performance of company is the main document for making operational and strategic decisions. It can have as common elements in the standardized parts, and specific in the hotel industry as well. For the preparation of financial statements in the hotel industry is important to make financial diagnosis of the hotel company, the main instruments of which are operational coefficients specific for the hotel industry. Also centers of responsibilities are defined for getting information and to generalize them to the financial statements.

Текст научной работы на тему «Финансовая отчетность гостиничного предприятия»

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

УДК 336.6

Г. Гоголишвили ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ГОСТИНИЧНОГО

ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация. В статье автор исследует финансовую отчетность предприятия гостиничного сектора. Финансовая отчетность как носитель информации о финансовом положении и финансовых результатах компании является основным документом для принятия оперативных и стратегических решений. Она может иметь как общие элементы в стандартизированной части, так и специфические для гостиничного дела. Для составления финансовой отчетности в гостиничном деле важно провести финансовую диагностику гостиничного предприятия, основными инструментами которой являются операционные коэффициенты, специфичные для гостиничного бизнеса. Также в статье определены центры ответственности для сбора информации и ее обобщения для финансовой отчетности.

Ключевые слова: финансовая отчетность, финансовая диагностика, экспресс-анализ, аналитические расчеты, финансовые коэффициенты, гостиничный сектор.

Giorgi Gogoiishvili THE FINANCIAL STATEMENTS IN THE HOTEL

COMPANY

Annotation. The author explores financial statements of the enterprises in the hotel sector. Financial statements, as a carrier of information about the financial position and financial performance of company is the main document for making operational and strategic decisions. It can have as common elements in the standardized parts, and specific in the hotel industry as well. For the preparation of financial statements in the hotel industry is important to make financial diagnosis of the hotel company, the main instruments of which are operational coefficients specific for the hotel industry. Also centers of responsibilities are defined for getting information and to generalize them to the financial statements.

Keywords: financial statement, financial diagnose, express analysis, analytical calculations, financial coefficients, hotel industry.

С тех пор как люди стали путешествовать, возникла необходимость в гостиничных услугах и ввиду того, что спрос способствует рождению предложения, появились фирмы, которые начали обеспечивать услугами как по размещению и проживанию, так и сопутствующими видами дополнительного обслуживания [3]. В настоящее время гостиничная индустрия очень быстро развивается. Положение гостиницы на рынке определяется за счет ценовых, качественных и других особенностей и преимуществ продукта против аналогичных продуктов своих конкурентов. В связи с созданием и развитием гостиничных предприятий стало необходимо вести финансовую отчетность, которая имело бы как общий (стандартизированный), так и специфический для гостиничных предприятий характер. На данный момент финансовая отчетность гостиничного предприятия (как и для любой организации) включает в себя следующие элементы:

1) бухгалтерский баланс;

2) отчет о финансовых результатах;

3) отчет о движении капитала;

4) отчет о движении денежных средств;

5) пояснительная записка.

Бухгалтерский баланс гостиницы позволяет определить структуру и состав имущества пред-

© Гоголишвили Г., 2015

приятия, оборачиваемость и ликвидность оборотных средств, состояние и динамику кредиторской и дебиторской задолженности, наличие собственного капитала и обязательств. Сумма баланса составляет ориентировочную стоимость средств, которые находятся в распоряжении компании. Это так называемая нетто стоимость, она конечно не всегда точна, поскольку при ликвидации предприятия стоимость средств компании будут оценивать по рыночной стоимости. Благодаря сжатой и компактной форме баланс является весьма удобным документом. Он дает законченное и цельное представление не только об имущественном положении организации, но и о тех изменениях, которые произойдут за тот или иной период. Бухгалтерский баланс является моментной формой отчетности и составляется на определенную дату - на начало и конец отчетного года. По данным бухгалтерского баланса рассчитываются показатели структуры активов, капитала, оборотного капитала, финансовой устойчивости, ликвидности, критерии неплатежеспособности и т.д. [4].

Отчет о финансовых результатах отражает финансовые результаты экономической деятельности гостиничного предприятия за отчетный период, он состоит из данных доходов, расходов и финансовых результатов полученных с начала года до отчетной даты, учитываемых в суммах нарастающим итогом.

Для составления этого документа важно определить центр доходов и расходов гостиничного предприятия. Также нужно разделить затраты по центрам доходов т.е. следующим образом:

- основные доходы;

- сопутствующие доходы ( СПА-центр, ресторан и т.д.);

- прочие доходы (дополнительные услуги, которые может попросить клиент (устроить тур по городу, отправить почту и т.д.)).

Это центры доходов гостиничного предприятия к которым относятся [1].

1. Номерной фонд - это так называемый отчет, по которому формируются доходы и расходы связанные с номерами, которые гостиницы сдают.

2. Отделения, которые оказывают дополнительные услуги.

3. Подразделение для сдачи отдельных частей гостиницы в аренду.

Центры расходов гостиницы в обслуживании клиентов непосредственным образом не участвуют. Можно выделить следующие основные центры расходов гостиничного предприятия:

1. Передний офис (англ. front office) который содержит все затраты, связанные с бронированием, размещением, оказанием клиенту консультационных услуг, связанных с гостиницей, и т.д.

2. Офис маркетинга (англ. marketing department) - где собираются все затраты, связанные с продвижением гостиницы.

3. Технический сервис (англ. Technical service) - здесь учитываются все затраты, связанные с технической поддержкой гостиницы.

4. Отдел уборки (англ. Housekeeping department) - здесь собираются все затраты, связанные с привидением в порядок (уборкой) гостиницы и стиркой (англ. laundry).

5. Отдел кадров (англ. HR office) - где учитываются дополнительные расходы, связанные с содержанием персонала.

6. CnA центр (англ. SPA centre) - здесь учитываются все затраты, связанные с фитнесом, с бассейном, с сауной, с солярием, с массажем и т.д.

7. Финансовый отдел (англ. financial department ) - учитываются все расходы, связанные с деятельностью финансового отдела, уплатой налогов на имущество и землю и амортизацией необоротных активов.

8. Отдел питания и напитков (англ. Food and beverage department) - учитываются все затраты, связанные с питанием и напитками как для клиентов, так и для сотрудников (в зависимости от гостиницы).

9. Администрация {англ. Administration) - учитываются все общехозяйственные расходы.

10. Отдел безопасности и охраны (англ. Safety and security) - учитываются все расходы, связанные с обеспечением безопасности и оказанием первой медицинской помощи.

Учитывая всю эту информацию, отчет о финансовых результатов гостиничного предприятия состоит из следующих элементов [5].

1. Доходы - номера, питание, напитки, вспомогательные службы, сумма арендной платы и других доходов.

2. Себестоимость реализованной продукции по структурным подразделениям - питание, напитки, вспомогательные службы.

3. Суммы выплат служащим и связанные с этим затраты по структурным подразделениям -номера, питание и напитки, вспомогательные службы.

4. Другие затраты по структурным подразделениям - номера, питание и напитки, вспомогательные службы.

5. Нераспределенные текущие расходы - администрация и общие расходы, маркетинг, эксплуатация имущества, техобслуживание, энергия.

6. Фиксированные расходы - аренда, амортизация, другие фиксированные расходы.

Отчет о движении капитала содержит информацию о движении уставного капитала, добавочного капитала, резервного капитала, об изменениях величины нераспределенной прибыли (убытка) предприятия и доли собственных и выкупных акций, а также в нем указаны корректировки, связанные с изменением учетной политики и исправлением ошибок. Оно состоит из трех разрядов:

1) движение капитала;

2) корректировки, связанные с изменением учетной политики и исправлением ошибок;

3) чистые активы.

Отчет о движении денежных средств гостиничного предприятия показывает поступление денежных средств компании с классификацией по основным источникам, а также денежные выплаты с классификацией по основным направлениям использования в течение периода. Он дает общую картину краткосрочной ликвидности и долгосрочной кредитоспособности, что в свою очередь очень важно для проведения финансового анализа.

В пояснительной записке подробно расшифровываются общие показатели бухгалтерского баланса и раскрываются данные об обязательствах и имуществе компании.

Важным составляющим элементом для ведения финансовой отчетности гостиничного предприятия, также как для других компаний, занимающихся другими видами экономической деятельности, является бухгалтерский учет. В гостиничных предприятиях бухгалтерский учет имеет специфический характер: учитывает особенности хозяйственных процессов, т.е. нескольких видов деятельности выполняемых в пределах оказания гостиничных услуг. В гостинице учет суммарных затрат ведется по экономическим элементам затрат, а калькуляция и учет себестоимости конкретных видов гостиничного продукта - по статьям затрат. Для определения системы бухгалтерского учета существуют как экономические границы, так и общепринятые стандарты и нормы [2].

Особенность финансовой отчетности в гостиничном секторе заключается в существовании дополнительных операционных коэффициентов, которые очень важны для принятия оперативных и стратегических решений. Эти коэффициенты рассчитываются на регулярной основе. Можно выделить следующие операционные коэффициенты, специфичные для гостиничного предприятия [4].

1. Наполняемость номерного фонда - это отношение числа занятых номеров гостиницы к общему числу единиц номерного фонда, выраженного в процентах. То есть реальный доход, деленный на потенциальный доход, выраженный в процентах.

2. Средняя цена за номер (англ. Average rate ) - рассчитывается как деление оплаченного проданного номера на количество проданных номеров.

3. Средний доход за номер (англ. Revenue per available room ) - для расчета этого коэффициента нужно разделить доход, полученный от проданных номеров, на общее количество номеров.

4. Загрузка номеров (англ. room occupancy) - рассчитывается как количество занятых номеров деленное на общее количество номеров, и выражается в процентах.

5. Процент двойной загрузки (англ. double occupancy) - это количество гостей минус количество проданных номеров, деленное на количество проданных номеров, выраженное в процентах.

6. Кратная занятость (англ. multiple occupancy) - рассчитывается как общее количество гостей деленное на количество проданных номеров.

7. Средняя продолжительность пребывания (англ. Average length of stay) - это общее количество человеко-дней, деленное на количество прибытий.

8. Средний доход на одного гостя (англ. Average revenue per guest) - рассчитывается как доход от продажи номеров, деленный на количество гостей.

9. Процент занятости койко-мест - для расчета этого показателя нужно разделить количество занятых кроватей на общее количество кроватей.

10. Доход от продажи продуктов и напитков в расчете на один номер - рассчитывается как общий доход от продажи продуктов и напитков, деленный на количество располагаемых номеров.

Учитывая все выше сказанное, можно определить минимальный объем информации, которая необходима для составления финансовой отчетности гостиничного предприятия. Таковым относятся: количество номеров в гостинице, количество сданных номеров, наполняемость, количество гостей, общий доход от номеров, средняя реальная цена номера, количество номеров, сданных через рынок, общий доход, доход от баров и ресторанов, доход от телефонного обслуживания, другие доходы, количество персонала, затраты на оплату труда, затраты на оплату труда по разделениям, другие затраты, оплата менеджмента.

Принятие правильных управленческих решении невозможно при отсутствии достоверной исходной информации. Недостатки в организации учета доходов и расходов на предприятиях гостиничной сферы в России приводят к искажению показателей финансовой и внутрихозяйственной отчетности. Основной причиной этих недостатков являются, с одной стороны, отсутствие специальной нормативной базы для организации учета основной деятельности гостиницы, а с другой, отсутствие соответствующего опыта организации такого учета деятельности предприятия, который бы удовлетворял требования внутренних пользователей бухгалтерской информации. На сегодняшний день единственным нормативным документом, который регламентирует структуру расходов и порядок формирования себестоимости гостиничных услуг, является инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости работ (услуг) на предприятиях и в организациях жилищно-

чия по сравнению с другими предприятиями жилищно-коммунальной сферы. Актуальной является разработка соответствующих методических рекомендаций. Как пример, можно рассмотреть универсальную систему бухгалтерского учета для гостиниц, которая была создана ассоциацией гостиниц Нью-Йорка в 1925 г. Основные положения этой системы учета периодически пересматриваются и совершенствуются параллельно с развитием отрасли и методов управления предприятием. Для гостиниц, которые пытаются выйти на международный туристический рынок, важным моментом является сопоставление результатов их деятельности и сравнения показателей гостиниц-конкурентов, что можно обеспечить использованием стандартного формата отчетности. Но современные международные стандарты организации управленческого учета в гостиницах отражают сегодняшнее состояние развития информационного обеспечения в типичной западной гостинице. Поэтому прямое применение этих стандартов российскими гостиницами невозможно, а адаптация к условиям использования в

России должна проходить параллельно с усовершенствованием системы управления предприятиями

отрасли. Таким образом, разработка рекомендаций из учета для гостиниц отвечала бы интересам всех

пользователей бухгалтерской информации.

Библиографический список

1. Планирование деятельности гостиничных предприятий : учебно-методические пособие. - М., 2007. - 96 с.

2. Рожкова, Н. К. Оценка предпринимательской активности и управленческий учет в международном туризме / Н. К. Рожкова. -М, 2010. - 116 с.

3. Сазин, B.C. Привлечение иммигрантов на Дальний Восток как решение проблемы национальной безопасности / В. С. Сазин // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 20. -С. 56-60.

4. Учет и отчетность в гостиничном бизнесе [Электронный ресурс] // Аккорд Менеджмент групп. - Режим доступа : http://www.accordmg.ru/images/stories/materials/accor. (дата обращения : 09.05.2015).

5. Финансовый менеджмент гостиничных предприятий : учебно-методическое пособие. - М., 2007. - 100 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.