Страницы истории
финансовая наука в исследованиях зарубежных и российских авторов
(краткий обзор)
В. А. ФЕДОРОВ, кандидат экономических наук, доцент, заслуженный работник высшей школы, заведующий кафедрой «Финансы, кредит и бухгалтерский учет»
о. в. бурик,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы, кредит и бухгалтерский учет» Тихоокеанский государственный университет
В древнем мире при значительной финансовой деятельности государств финансовой науки не было. Финансовые системы Греции и Рима в древности, Венеции и Флоренции в средние века предназначались для практического использования. Они не были результатом научного труда. Некоторые практические финансовые вопросы рассматривались лишь в отдельных научных трудах, в книгах по богословию, философии, политике и праву. Первым автором научно-практического труда, посвященного финансовым вопросам, считают Ксенофонта (430 — 355 гг. до н. э.), работа которого называлась «О доходах Афинской республики». Долгое время финансовые вопросы рассматривались в составе науки о государстве.
Вопрос о создании самостоятельной экономической науки, в том числе и финансов, до капитализма не ставился вообще. наука о финансах, как и все науки, родилась из практики. Финансовая практика на тысячелетия старше финансовой науки. Финансовая наука возникла позднее других наук одновременно с политической экономией. Ее зарождение исследователи относят к XV-XVI вв., что было связано с развитием торгового капитализма. Отражением первых его успехов был меркантилизм (от ит. mercante — торговец) — первая школа буржуазной политэкономии.
Первым русским автором работы по финансам был публицист И. С. Пересветов, живший
при Иване IV (Грозном). В 1549 г. он передал царю свои сочинения. Выступал за увеличение доходов казны, усиление военной мощи, за централизацию ресурсов и сокращение расходов государства. Выдающийся экономист XVI в., французский ученый Ж. Боден (1530 — 1597 гг.) называл финансы «нервами государства».
В XVII в. свои взгляды на совершенствование финансовой системы России в ряде работ изложили Ю. Крижанич и Г. Котошихин. Они широко использовали высказывания европейских авторов по финансовым вопросам, особое внимание обращали на различные способы обогащения государства.
Значительный вклад в развитие финансовой науки в XVII — XVIII вв. внесли немецкие ученые, изучавшие финансовые вопросы в составе науки камералистики. Эта наука включала в себя совокупность экономических, географических, юридических, административных и хозяйственных знаний. Яркий представитель этой науки И. Юсти в своих работах — трактате «Система сущности финансов» (1746 г.) и методическом сочинении «Система финансового хозяйства» (1766 г.) систематизировал высказывания по финансовым вопросам, изложил основные положения финансовой науки, рассматривал государственные доходы, расходы, кредит, разграничивал финансовую науку и финансовую политику. По оценке известного русского экономиста И. И. Янжула (1846 — 1910 гг.), Иоганн-
Генрих-Готлоб Юсти является отцом (основоположником) финансовой науки.
Наиболее крупным российским теоретиком финансов начала XVIII в. был И. Т. Посошков. В его книге «О скудости и богатстве» в отдельной главе были обобщены финансовые проблемы. Во второй половине XVIII в. было написано сочинение А. Поленова «О крепостном состоянии крестьян в России», в которой он впервые в России применил термин «налог». Работа была опубликована лишь через сто лет после написания, хотя в 1766 г. она была премирована Вольным экономическим обществом.
термин «финансы» в научный обиход России ввел первый русский профессор права С. Е. Десниц-кий. Он делил финансы на две части: на издержки государства и его доходы. С. Е. Десницкий требовал, чтобы налог учитывал имущественное положение плательщика и взимался по прогрессивным ставкам. С образованием Министерства финансов в 1802 г. термин «финансы» широко вошел в научный оборот, в практике же чаще использовался термин «казна».
Значительный вклад в развитие финансовой науки внесли классики буржуазной политэкономии А. Смит, Д. Риккардо и др. Финансовые вопросы они отражали в политической экономии. А. Смит (1723 — 1790 гг.) в 1776 г. издал труд «Исследование о природе и причинах богатства народов», одна из книг которого полностью посвящена финансовым вопросам. Финансовой деятельности государства придавал особое значение. Своим трудом заложил теоретические основы налоговой политики, предложил принципы организации налоговой системы, действующие до настоящего времени. Д. Рикардо (1772 — 1823 гг.) в основном труде «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817г.) создал новую во многих отношениях теорию налогов, связав ее с теорией ренты и заработной платы.
В 1810 — 1811гг. в России была написана первая монографическая работа Н. И. Тургенева по финансам «Опыт теории налогов», изданная в 1818 г., в которой подмечена зависимость между теорией и практикой, обоснован вывод о том, что «Не отвлеченные идеи, но опыт веков сотворил науку финансов»
Одним из виднейших русских экономистов начала XIX в. был Н. С. Мордвинов. В своих работах он много внимания уделял налогам, устойчивости государственных доходов, сокращению государственных расходов. Первый русский учебник по теории финансов профессора И. Горлова вышел в 1841 г. Крупной работой в области финансов была
«Теория финансов» И. Горелова (1845 г.), посвященная налогам и государственному кредиту.
Самостоятельным учением финансовая наука была признана в XIX в. Заслуга выделения финансовой науки из политической экономии в самостоятельную отрасль общественных знаний принадлежит немецким ученым и связана, прежде всего, с именем К. Г. Рау (1806 — 1873 гг.). Первый учебник К. Рау «Основные начала финансовой науки» вышел в 1832 г., шестое его издание — относится к 1868 г. Учебник был переведен на русский язык профессором Санкт-Петербургского университета В. А. Лебедевым и почти полвека служил основным пособием по финансовой науке не только в Германии, но и в других странах.
С середины и почти до конца XIX в. финансовая наука находилась под влиянием марксистского учения. В работах и исследованиях К. Маркса (1818 — 1883 гг.) и Ф. Энгельса (1820 — 1895 гг.) существовал классовый подход к организации финансов. Вместе с тем они дали всесторонние характеристики финансовых категорий: налогов, государственного бюджета, государственного долга и др., финансы для государства сравнивали с молоком матери для ребенка.
Классиком финансовой науки считается профессор Берлинского университета А. Вагнер (1835 — 1917 гг.). Основная его работа «Наука о финансах» была опубликована в 1880 г. В 1883 г. вышла книга «Финансовое хозяйство». Он сформулировал «закон возрастающей государственной активности», рассматривал вопросы финансового строя, расходов, доходов, пошлин, налогов.
Основы современной теории государственных финансов были заложены на рубеже XIX — XX вв. усилиями представителей неоклассических теорий государственных финансов. Они разрабатывали вопросы экономики общественного сектора, налоговой теории услуг, теории государственных расходов. Считали, что государство использует финансовые инструменты для реализации своих целей, обладая правом принуждения в рамках и на основе законов.
В конце XIX начале XX вв. распространилось также маржиналистское направление экономической науки, основанное на теории предельной полезности. Одной из тенденций развития финансовой науки в начале XX в/ стало стремление к выяснению юридических аспектов финансовых отношений.
С развитием экономики России в конце XIX — начале XX вв. бурно развивалась и финансовая наука. Наиболее значимыми для теории финан-
сов были работы российских исследователей В. Лебедева, И. Янжула, И. Озерова, Л. Ходского, С. Витте и др. В фундаментальном труде «Финансовое право» (опубликован в 1882 — 1885 гг.) профессор В. А. Лебедев анализировал развитие финансовой науки и финансовой системы, необоснованно относил к финансам не только денежные доходы государства, но и натуральные налоги и повинности. Профессор И. И. Янжул в курсе «Основные начала финансовой науки» (1899 г.) рассматривал финансы как науку о государственном хозяйстве, его доходах и расходах, подчеркивал важную роль государства в проведении финансовой политики и организации финансов. Профессор Л. В. Ходский в своих работах 1907 г. расширил границы финансовой науки, включив в нее вопросы бумажных денег, справедливо считал, что право государства взимать налоги и обязанность населения их уплачивать вытекают из необходимости существования государства. Профессор И. Х. Озеров в учебнике «Основы финансовой науки» (1911 г.) сформулировал новый подход к финансам, утверждал, что финансовая наука изучает финансовое хозяйство, т. е. совокупность отношений, которые возникают при формировании доходов. Он считал, что финансовая наука, с одной стороны, является наукой экономической, с другой — правовой. С. Витте в ряде работ сделал анализ развития финансов в россии по каждому виду доходов бюджета. Он определял финансы как науку о способах наилучшего удовлетворения материальных потребностей государства и как всю совокупность государственного имущества, включал в понятие «финансы» государственные расходы.
В этот период развивалось и социал-демократическое течение, которое было представлено российскими последователями К. Маркса и Ф. Энгельса. Наиболее яркий представитель — В. И. Ленин. Общим для всех социал-демократов был классовый подход к исследованию явлений финансовой жизни, основанный на привязке теоретических разработок к потребностям политической борьбы за власть. Таким образом, в дореволюционной россии финансовая наука развивалась на уровне мировой.
В послереволюционный период финансовая наука в СССр была заполнена дореволюционными теориями. К наиболее известным авторам этого периода относятся: Я. Таргулов, А. Потяев, Д. Кузовков, Г. Сокольников, М. Бронский, К. Шмелев И. Кулишер, Ф. Меньков и др. На их рекомендациях базировалась финансовая политика СССР до финансовой реформы 1930-х гг. Пред-
принимались также попытки обобщения новых явлений социалистической практики финансов, в частности, в книгах М. И. Боголепова, А. И. Бу-ковецкого, Г. И. Болдырева, Д. П. Боголепова и др. Это было началом становления советской финансовой науки. Необходимо отметить, что профессор
A. И. Буковецкий в книге «Введение в финансовую науку» (1929 г.) пришел к выводу об императивности финансов, утверждал, что без принуждения нельзя построить финансовое хозяйство. Период с 1931 по 1956 гг. характеризуется становлением единых взглядов на предмет финансов.
Ярким представителем этого периода является основоположник распределительной концепции сущности и функций финансов профессор
B. П. Дьяченко. В своих многочисленных работах он разработал основы теории финансов, показал их функции (распределительную и контрольную), состав финансовой системы и др. Труды В. П. Дьяченко стали основой для первых официальных учебников «Финансы СССр», «Финансы и кредит СССР», вышедших в свет в 1933 и 1940 гг. В. П. Дьяченко отделял государственные финансы от финансов социалистических предприятий, за что справедливо подвергался критике со стороны других экономистов, в том числе Д. А. Аллахвер-дяна — второго яркого представителя распределительной концепции. Аллахвердян Д. А. считал, что финансы — это система денежных отношений, организуемых государством в процессе образования и распределения общественного продукта и национального дохода и формирования на этой основе централизованных и децентрализованных денежных фондов и накоплений, используемых на финансирование расширенного воспроизводства и потребностей общества.
В мировой практике развитие науки о финансах продолжила кейнсианская школа. Основоположник — Д. Кейнс (1883 — 1946 гг.) в работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) доказал необходимость существования смешанной экономики с регулирующей ролью государства. Считал, что фискальная и финансово-бюджетная политика должны быть направлены на регулирование экономики и управление бюджетным дефицитом. Финансы рассматривал как денежную форму капитала.
В послевоенный период Ленинградскую школу финансов возглавил профессор А. М. Александров— основоположник воспроизводственной концепции финансов. Он впервые в отечественной науке расширил границы финансов, считал финансы
системой денежных отношений, опосредствующих кругооборот производственных фондов в народном хозяйстве на расширенной основе и обеспечивающих образование и использование различных денежных фондов для удовлетворения потребностей социалистического общества. В состав финансовой системы включал кредит. Выделял три функции финансов:
1) производственную (или опосредования кругооборота фондов);
2) распределительную;
3) контрольную.
Позднее А. М. Александров впервые подготовил учебник по финансам социализма, поддерживал взгляды своего ученика Э. А. Вознесенского на сущность и функции финансов.
Последователи Д. Кейнса в 1950 — 1960 гг. разработали новую концепцию государственных финансов, отстаивали идею «дефицитного финансирования», требовали активно применять государственный бюджет для регулирования и стимулирования капиталистического хозяйства. Одновременно с теориями неокейнсианцев оживились неоклассические теории, представители которых пропагандировали свободное предпринимательство при ограничении государственного регулирования, предлагали снижение уровня налогов, но требовали достижения бездефицитного бюджета.
В СССР в 50 — 60-х гг. XX в. практически сложились соответствующие представления финансовой науки и основные взгляды на сущность и функции финансов. Видное место среди авторов теории социалистических финансов принадлежало профессору А. М. Бирману, впервые разработавшему курс «Финансы отраслей народного хозяйства». Он считал финансы отраслей объективно существующими денежными отношениями, в совокупности характеризующими финансовую сторону производства. Он первым среди ученых дополнительно к распределительной и контрольной функциям выделил функцию обеспечения кругооборота средств денежными ресурсами. В монографии «Очерки теории советских финансов» (1968 г.) он определял финансы как экономические (денежные) отношения, в результате которых образуются и используются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств.
В 1970-е годы в мире оформилось посткей-нсианское направление, которое по-прежнему развивает идеи расширенного государственного вмешательства при помощи финансового механизма. Они выступают за проведение социальных
реформ, наилучшим методом обложения считают налоги на расходы.
Формированию финансовой науки в СССР в 70 — 80 е гг. XX в. способствовали работы П. Бунича, А. Гокиели, В. Деменцева, А. Зверева, В. Лаврова, Я. Либермана, С. Ситоряна, Н. Сычева, В. Чантлад-зе и др. В частности, А. П. Гокиели определял финансы как форму движения денежных ресурсов, их аккумуляции и использования для развития экономики и культуры, повышения народного благосостояния. Он отвергал распределительную и контрольную функции финансов. Вместо них выдвигал функции плановой аккумуляции денежных ресурсов, планового направления и использования имеющихся денежных ресурсов.
Профессор Г. М. Точильников считал, что финансы представляют собой систему экономических отношений, посредством которых образуются фонды денежных средств в форме доходов и используются в форме их расходов на нужды воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Он считал, что государственные финансы выполняют пять функций по образованию и использованию различных фондов и контрольную функцию, а финансы предприятий — три функции.
Профессор В. Г. Чантладзе наиболее полно разработал вопросы становления и развития финансовой науки, различал финансы в широком и узком смысле слова. Финансы «в широком смысле» — при капитализме — это внебюджетные средства, в «узком» — движение бюджетных ресурсов.
Значительный вклад в развитие финансовой науки внес профессор Ленинградского финансово-экономического института (ныне Санкт-Петербургский университет экономики и финансов) Э. А. Вознесенский — основоположник экономико-правовой точки зрения. В экономической и финансовой литературе эта концепция до сих пор остается не признанной. В своих работах «Дискуссионные вопросы теории социалистических финансов» (1969 г.), «Методологические аспекты анализа сущности финансов» (1974 г.), «Финансы как стоимостная категория» (1985 г.) и др. исследовал вопросы общей теории финансов, взаимосвязи государства и финансов, соотношения финансов и права. Он определял финансы как регламентированную государством систему денежных отношений (позднее отношений, имеющих императивную форму), на основе которых осуществляется образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях
удовлетворения потребностей социалистического общества. Их функциями считал формирование денежных фондов и доходов, использование денежных фондов и контрольную.
В 1980-е годы усилиями экономистов США формируется экономическая теория предложения. Ее представители выступают за самостоятельную бюджетную политику, твердо верят в высокую эффективность налогового регулирования экономики и полностью отвергают бюджетный дефицит, предлагают реформу системы налогообложения с уменьшением предельных налоговых ставок.
В развитых странах в последние годы продолжаются исследования экономики общественного сектора, развивающие теорию государственных финансов, признающие бюджет универсальным инструментом воздействия на экономику. Государство при этом рассматривается как участник экономической деятельности, обладающий правом принуждения в рамках и на основе закона. Налоги рассматриваются в качестве формы затрат на производство общественных благ, поставляемых государством своим гражданам.
Возникновение и развитие зарубежных научных школ было связано с необходимостью решения конкретных проблем, что предопределило рассмотрение финансов в зарубежной литературе как науки по управлению денежными потоками или как экономического инструмента государственного регулирования. Например, З. Боди, Р. К. Мертон считают, что финансы — это наука о том, каким образом люди управляют расходованием и поступлением дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода времени. («Финансы» — 2000 г.). Необходимо отметить, что в современной мировой финансовой науке, несмотря на разногласия и постоянные дискуссии между различными школами, наблюдается процесс проникновения и сближения различных теорий.
Проведение рыночных реформ в России потребовало коренного пересмотра ряда важнейших теоретических положений российской финансовой науки. Ныне действующая система финансового регулирования экономики пока не полностью соответствует современным задачам, ей предстоит пройти еще ряд этапов становления применительно к условиям современной России. Немаловажную роль в этом процессе должны сыграть дальнейшие исследования теории финансов.
Во многих работах современных российских исследователей теории финансов широко представлена распределительная концепция. Так,
профессор В. М. Родионова в учебнике «Финансы» (1995 г.) в качестве важного признака финансов как экономической категории выделяла распределительный характер финансовых отношений, подчеркивая его недостаточность для полной характеристики сущности финансов. Она дала развернутое определение сущности финансов и выделила распределительную и контрольную функции.
Профессора А. Г. Грязнова, Е. В. Маркина, доцент М. Д. Седова в учебнике «Финансы» (2004 г.) в основе определения использовали теоретические положения профессора В. М. Родионовой. Они определили финансы как совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач.
Профессор Л. А. Дробозина считает, что финансы — распределительная категория. В учебниках для вузов «Финансы, денежное обращение и кредит» (1999 г., 2006 г.), «Финансы» (2000 г.) она пишет, что с их помощью осуществляется вторичное распределение или перераспределение национального дохода. Они представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства и выполняют распределительную, контрольную и регулирующую функции. Такой же точки зрения придерживаются профессора Г. Б. Поляк (соредактор Л. А. Дробозиной по учебнику 2006 г. и соавтор ряда других учебников), В. К. Сенчагов, А. И. Архипов («Финансы, денежное обращение и кредит» — 2004г.), В. В. Иванов, В. В. Ковалев и другие («Финансы в вопросах и ответах» — 2003 г.).
Современная концепция функционирования финансов на микроуровне представлена в учебниках профессоров Л. Н. Павловой «Финансы предприятий» (1998 г.), Н. В. Колчиной и др. «Финансы предприятий» (2003 г.), «Финансы организаций (предприятий)» (2006 г.). Продолжая идеи А. М. Бирмана и А. М. Александрова, они раскрывают содержание финансовых категорий, закономерности и тенденции их развития, взаимодействие
финансов предприятий с другими элементами финансовой системы. Финансы предприятий рассматривают как совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Они считают, что финансам предприятий присущи воспроизводственная, распределительная и контрольная функции. Л. Н. Павлова совместно с А. М. Бабич в учебнике «Государственные и муниципальные финансы» (2000 г.) представляет их как совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.
Идея императивности и государственного регулирования финансовых отношений была поддержана рядом авторов. В частности, последовательно продолжают трактовку основных положений экономико-правовой точки зрения ученые Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов профессора М. В. Романовский, О. В. Врублевская, Б. М. Сабанти и др. («Финансы» — 2000, 2006 г.; «Финансы, денежное обращение и кредит» — 2001г; «Бюджетная система Российской Федерации» — 2004 г.). В частности, они считают, что финансы в целом — это система денежных стоимостных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта. Государственные (публичные) финансы представляют собой систему перераспредилительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций.
Оригинальный подход к характеристике финансов и их функций представлен профессором А. М. Ковалевой. В учебном пособии «Финансы» (1999 г.) и совместно с М. Г. Лапуста и Л. Г Скамай в учебнике «Финансы фирмы» (2000 г.) она определила финансы совокупностью денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач. Она выделила для финансов в целом две основные функции: распределительную и контрольную, финансы предприятий наделила третьей функцией — формирования денежных доходов (в совместном учебнике — обеспечиваю-
щая функция). Вышеуказанные авторы в составе финансовой системы выделяют две подсистемы — централизованные и децентрализованные финансы. Под централизованными понимают экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и внебюджетных фондах, под децентрализованными — денежные отношения, опосредствующие кругооборот денежных фондов хозяйствующих субъектов. Они считают, что к децентрализованным финансам относятся также финансы домашних хозяйств (граждан).
В публикациях ряда авторов (Г. Базаровой, Е. Грачевой, Г. Закревской, С. Лушина, Л. Сергеева, В. Слепова, О. Соколовой, П. Шуляк и др.) продолжается изучение финансовой науки в рыночных условиях хозяйствования.
Мы считаем, что финансы представляют собой совокупность объективных, в основном регламентированных государством экономических (денежных) отношений, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов, преимущественно денежных фондов, в целях удовлетворения потребностей расширенного воспроизводства и государства.
Необходимость указания регламентации денежных отношений связана с тем, что государство на основе объективных экономических законов придает многим экономическим отношениям, в том числе и финансовым, правовую форму. В волевых, юридических отношениях отражаются отношения экономические. Государство своими правовыми актами регулирует экономическую жизнь страны. Финансы в данном случае являются одним из экономических инструментов государственного регулирования. Для того, чтобы ввести в действие какой-либо финансовый рычаг (распределение прибыли, налогообложение, порядок финансирования и др.), необходим нормативно-правовой акт (кодекс, закон, положение, постановление).
Регламентированный характер производственных отношений в качестве формы их проявления является одной из отличительных черт и отмечается при характеристике отношений собственности, которые большей частью закрепляются и оформляются в законах. Регламентация распространяется и на систему денежных отношений, связанных с распределением и перераспределением ВВП, ВНД и ВНРД страны.
Объем и использование финансовых ресурсов РФ (валового национального располагаемого дохо-
да) показываются в сводном финансовом балансе страны. (Ст. 175 БК РФ). Финансовые ресурсы в экономической системе общества выступают в качестве материальных носителей финансовых отношений и функционируют на всех уровнях управления. Важнейшую роль здесь выполняет государство, которое не только организует, координирует и контролирует процесс формирования и использования финансовых ресурсов, но и непосредственно является постоянным его участником.
Финансовые ресурсы представляют собой результат экономической и финансовой деятельности и одновременно служат источником дальнейшего развития общества. Их объем и структура непосредственно связаны с уровнем развития производства и его эффективностью. В системе национального счетоводства финансовые ресурсы состоят из валовой прибыли экономики, отчислений в государственные внебюджетные фонды, налогов на производство и импорт, налогов с физических лиц, сбережений домашних хозяйств, трансфертов, полученных от «остального мира». В рыночных условиях хозяйствования недостающие финансовые ресурсы могут быть дополнительно привлечены в виде кредитных ресурсов или через финансовый рынок.
Формирование и использование финансовых ресурсов осуществляется в фондовой или нефондовой форме, возможно также сочетание этих двух форм, что особенно характерно для субъектов хозяйствования. Например, выполнение их платежных обязательств перед бюджетами, внебюджетными фондами, страховыми компаниями, банками и др. осуществляются в нефондовой форме. Финансы, на наш взгляд, обладают рядом признаков, по которым их безошибочно можно выделить из других возможных денежных отношений.
1) Финансы выражают денежные отношения между субъектами воспроизводства (экономическими субъектами хозяйствования — государством, юридическими и физическими лицами). Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, однако не всякие денежные отношения можно отнести к финансовым. Деньги же являются обязательным условием существования финансов. Финансы — это стоимостная, всегда экономическая категория, изучающая часть экономических (денежных) отношений.
2) Финансовые отношения объективны по своей природе. Их объективный характер состоит в том, что реальные экономические отношения, как тенденция общественного развития, не зависят
от воли и сознания людей. Объективная необходимость финансов обусловлена экономическими потребностями в масштабах всего общества.
3) Финансовые отношения носят императивный (от лат. третйуш — повелительный), государственно-властный, в основном регламентированный характер в качестве формы их проявления с сохранением их объективного экономического характера. Организующая и регулирующая деятельность государства обособляется в финансовую политику. Финансовые отношения всегда опосредованы нормативно-правовыми актами. Нефинансовые денежные отношения такими актами не регулируются, субъекты таких отношений сами определяют пропорции обмена, его условия и др. Императивность при этом мы рассматриваем как фактор активной роли государства по регулированию финансовых отношений, не допускающий выбора установленных законом требований.
4) Финансовые отношения сводятся государством в целостную систему формирования и использования финансовых ресурсов, преимущественно денежных фондов, и закрепляются в законодательном порядке нормами финансового права (Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, федеральные законы и др.). Финансовые отношения многогранны, они могут принимать те или иные формы в зависимости от совершаемых операций. Все многообразие финансовых отношений по их роли в общественном воспроизводстве подразделяется на две группы. В первой — экономические денежные отношения обслуживают кругооборот денежных фондов субъектов хозяйствования. Во второй — экономические денежные отношения связаны с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства и местного самоуправления.
Экономическое содержание финансов предопределяет построение финансово-кредитной системы. Финансово-кредитная система РФ, по нашему мнению, — это совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, в процессе которых формируются и используются финансовые ресурсы, преимущественно денежные фонды. Финансово-кредитная система является частью денежной системы государства. Финансово-кредитная система страны в развитой форме включает в себя следующие сферы: финансы субъектов хозяйствования, общегосударственные и муниципальные финансы, кредитно-банковскую систему, страховой рынок, финансовый рынок
и финансы домашних хозяйств. Каждая из сфер имеет соответствующие звенья, классифицируемые по различным признакам (субъектам, объектам, формам, видам, отраслям и др.).
Мы полагаем, что финансы выполняют три функции:
1) формирование финансовых ресурсов, преимущественно денежных фондов;
2) использование финансовых ресурсов;
3) контрольная.
Видимо, нет необходимости подробно останавливаться на всех имеющихся мнениях авторов по вопросам сущности и функций финансов. Отметим лишь некоторые точки соприкосновения различных концепций. Большинство исследователей признает, что финансы как экономическая категория выражают объективно существующую систему денежных отношений, связанную с распределением и перераспределением ВВП, ВНД и ВНРД. Их специфическим назначением является формирование и использование финансовых ресурсов, преимущественно денежных фондов (фондов денежных средств) для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства и государства. По функциям финансов также можно найти единство в большинстве концепций. Таким фактическим единством мнений является, например, признание контрольной функции.
В связи с изложенным недоумение вызывает позиция наших законодателей, «выбросивших» из определения бюджета в бюджетном Кодексе РФ слово «фонд». В редакции Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ бюджет определен как «форма образования и расходования денежных средств». С этим нельзя согласиться, поскольку денежные средства — это «совокупность платежных средств,
которые в данный момент и в данных географических пределах (государства) представлены в распоряжение хозяйствующих субъектов (индивидов, частных и государственных структур)» (Бернар и Колли. «Толковый экономический и финансовый словарь» \\ М.: «Международные отношения», 1994). Фонд же (от лат. fondus — основание) в современном экономическом словаре трактуется как запас, накопление денежных средств, денежный капитал, т. е. ограниченное количество денег, используемых одним из экономических субъектов хозяйствования (государством, юридическими или физическими лицами). Следовательно, бюджет с юридической точки зрения — форма образования и расходования денежных фондов или фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Хотелось бы, чтобы законодатели быстрее признали допущенную ошибку и внесли соответствующее изменение в Бюджетный кодекс РФ.
таким образом, финансовая наука имеет богатейшее многовековое теоретическое наследие, созданное трудом многих поколений выдающихся ученых зарубежных стран и России. Активизация фундаментальных исследований по финансовым вопросам современной России, коренной пересмотр ряда важнейших теоретических положений финансовой науки во многом связаны с реформированием финансово-кредитной системы в конце XX в. , с проблемами российской рыночной экономики. Это властно требует продолжения научных изысканий в области финансов в XXI в. , основой которых должны стать исторические и методологические достижения финансовой науки.