ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)
Теории финансов
ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ВИРТУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ Анастасия Игоревна СМЕТАНИНА
аспирантка кафедры мировой экономики и экономической теории,
Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Российская Федерация luxury_economy@mail.ru
История статьи:
Принята 04.05.2016 Принята в доработанном виде 25.05.2016 Одобрена 08.06.2016
УДК 336.63 JEL: G29, L81
Ключевые слова:
виртуальное предприятие, электронный платеж, финансовая операция
Аннотация
Предмет. Виртуальное предприятие, предполагающее электронный формат ведения бизнеса, в рамках которого предприятие не имеет физических границ и осуществляет свою деятельность в Интернете, что обусловливает виртуальный характер отношений продавца и покупателя и отложенный характер сделок.
Цели и задачи. Выдвигается гипотеза о том, что в развитии виртуального предпринимательства важную роль играет финансовая инфраструктура, нехватка которой тормозит прогресс отечественных виртуальных предприятий и замедляет общие темпы экономического роста в России. Цель статьи - проверка выдвинутой гипотезы и определение перспектив решения финансовых проблем эволюции виртуального предпринимательства в современной России.
Методология. Основу методологического аппарата составляет метод проблемного, системного, структурно-функционального, сравнительного, регрессионного и корреляционного анализа, а также экономического моделирования. Кроме того, авторы обращаются к методу синтеза, индукции, дедукции, формализации и др.
Результаты. Определен концептуальный базис виртуального предпринимательства как экономической категории, обоснована необходимость развития этого вида предпринимательства в России, доказано существование в этой области финансовых барьеров в нашей стране, а также разработана модель развития вирутального предпринимательства, позволяющая преодолеть выявленные барьеры.
Выводы. В настоящее время ключевая роль в процессе развития виртуального бизнеса в России принадлежит «человеческому фактору», связанному с недоверием электронным платежным средствам, являющимся неотъемлемой частью виртуального предпринимательства, и неготовностью к их активному использованию. Предложенный финансовый инструментарий позволяет воздействовать на эту ситуацию в интересах потребителей и виртуальных предприятий, что создаст благоприятные условия для их функционирования.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Глобализация создает новые вызовы для современного бизнеса. Чтобы сохранять конкурентоспособность, предприятиям приходится постоянно оптимизировать свою деятельность. Под воздействием глобальной конкуренции в XXI в. сложность и зависимость
предпринимательской деятельности от
информационных систем и информационных технологий значительно возросла. Появление интернет-технологий привело к эволюции различных форм бизнеса и появлению виртуальных предприятий [1].
В настоящее время для развитых экономик мира характерна тенденция интенсивного развития виртуального предпринимательства. В России эта новая форма бизнеса только зарождается. В связи с этим возникает проблема определения важности виртуального предпринимательства для национальной экономики и разработки соответствующего инструментария для его стимулирования.
Авторами данного исследования выдвигается гипотеза о том, что в развитии виртуального предпринимательства важную роль играет финансовая инфраструктура, недостатки которой тормозят развитие отечественных виртуальных предприятий и замедляют общие темпы экономического роста. Целью данной статьи является проверка выдвинутой гипотезы и определение перспектив решения финансовых проблем развития виртуального предпринимательства в современной России. Поставленная цель определяет логику и структуру исследования и предполагает последовательное решение следующих основных задач:
— определение концептуальных основ виртуального предпринимательства как экономической категории;
— обоснование необходимости развития виртуального предпринимательства в России;
— доказательство существования финансовых барьеров развития виртуального предпринимательства в России;
— разработка финансовой модели развития виртуального предпринимательства в России, позволяющей преодолеть выявленные барьеры.
Термин «виртуальный» противопоставляется реальному и используется для обозначения явлений, происходящих в виртуальном пространстве - Интернете [2]. Следовательно, виртуальное предприятие осуществляет свою деятельность в интернет-среде. Эта важнейшая характеристика отражается во всех существующих определениях виртуального предприятия.
Ученые Е.А. Метельская и В.С. Новиков определяют виртуальное предприятие как агрегацию ключевых компетенций и связанных с ними ресурсов для ведения бизнеса с использованием электронных технологий для установления контакта с клиентами и контрагентами и проведения бизнес-операций [3]. То есть ученые делают акцент на том, что в рамках виртуального предприятия все бизнес-операции обязательно должны быть выполнены с использованием Интернета.
Исследователь С.В. Малков понимает под виртуальным предприятием оптимизированное предприятие с универсальным набором ресурсов и замещаемой физической структурой, управление которым осуществляется в абстрактной или виртуальной среде [4]. Другими словами, этот автор обращает внимание на оптимизацию бизнес-процессов в рамках виртуального предприятия и его более широкий доступ к ресурсам.
По нашему мнению, виртуальное предприятие представляет собой электронный формат ведения бизнеса, в рамках которого предприятие не имеет физических границ и осуществляет свою деятельность в Интернете. Важнейшими характеристиками виртуального предприятия являются:
— виртуальный характер отношений продавца и покупателя, предполагающий их дистанционное взаимодействие через Интернет без физического контакта;
— отложенный характер сделок, обусловливающий существование некоторого временного промежутка между совершением покупки и получением товара.
Следует отметить, что виртуальный бизнес не исключает возможности ведения одновременно с ним реального бизнеса. Так, многие современные российские виртуальные предприятия создаются на базе реальных, стремящихся к оптимизации своих бизнес-процессов. К примеру, розничные продавцы электроники и бытовой техники (ОАО «М.Видео», ООО «Ситилинк» и др.) в целях экономии арендной платы размещают весь ассортимент своей продукции на интернет-сайте с подробной информацией и возможностью совершения заказа или покупки продукции, получить которую можно в ближайшем пункте выдачи.
Сравнительный анализ виртуальных и реальных предприятий показал, что виртуальный характер предоставляет предприятию набор дополнительных возможностей для бизнеса, обеспечивающих его преимущества по сравнению с реальными конкурентами:
— более широкий и более гибкий ассортимент продукции - благодаря отсутствию необходимости обеспечения физического доступа потребителей к продаваемым товарам и оплаты высокой арендной платы за торговые помещения виртуальные предприятия могут содержать широкий ассортимент продукции и быстро его обновлять в зависимости от изменения спроса [5];
— более тесные отношения с потребителями -виртуальные предприятия могут собирать информацию о своих потребителях и обрабатывать ее электронным автоматизированным способом, а также общаться с потребителями через свой сайт в Интернете, лучше узнавая их потребности и предпочтения, а также завоевывая их лояльность [6];
— минимизация конъюнктурных рисков - в случае невостребованности предлагаемой продукции виртуальное предприятие не несет убытков и может просто обновить ассортимент, что значительно снижает риск возникновения убытков из-за снижения спроса на продукцию из-за изменения моды или действий конкурентов [7];
— меньшая зависимость от физической инфраструктуры - для виртуального предприятия не имеет значения место его расположения - оно находится в Интернете, поэтому у него нет необходимости нести высокие расходы на содержание торгового
помещения в центре города, чтобы привлечь как можно больше потребителей [8];
— более широкая география бизнеса - отсутствие привязки к физическому расположению предприятия и возможность доступа к его услугам в любой точке мира в любой момент времени, поэтому если продукция предприятия не востребована в одном городе, есть вероятность без риска продать ее в другом [9].
В дополнение к этому развитие виртуального предпринимательства способствует экономическому росту [10]. Для наглядного представления данной зависимости обратимся к методу регрессионного и корреляционного анализа, данные для проведения которого на примере США и России представлены в табл. 1.
На основе данных табл. 1 получена следующая модель парной линейной регрессии, отражающая зависимость ВВП (у) от виртуального предпринимательства (х) в США: у=29,91+7 993,29х. Это свидетельствует о том, что при увеличении объема виртуального предпринимательства на 1 млрд долл. США ВВП этого государства увеличивается на 7 993,29 млрд долл. США. Коэффициент корреляции данных показателей в Америке составляет 94%.
Модель регрессии для России выглядит следующим образом: у=23,56+2 657,01х. Это свидетельствует о том, что увеличение объема виртуального предпринимательства на 1 млрд долл. США приводит к росту ВВП России на 2 657,01 млрд долл. СЩА. Обе полученные модели значимы и свидетельствуют о существовании сильной прямой зависимости у от х. Коэффициент корреляции данных показателей в России составляет 92%.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что виртуальное предпринимательство является перспективным направлением развития бизнеса в современной России. Однако, как показывает официальная статистика, доля виртуального бизнеса в общей структуре российского предпринимательства невелика и составляет менее 10%, темп его прироста также незначителен и равен в среднем 10% в год. Для выявления причин проанализируем условия ведения виртуального бизнеса в современной России [11].
Институциональные условия в нашей стране в целом достаточно благоприятны [12]. Нормативно-правовое обеспечение данного формата относительно развито. Его основу составляют
Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», Закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом» и др. Также существует проект федерального закона РФ «Об электронной торговле», принятый
Государственной Думой РФ в первом чтении постановлением от 06.06.2001 № 1582-Ш ГД.
Интеллектуальные условия виртуального предпринимательства в России также благоприятны. Первым их аспектом является высокая доступность технологий организации виртуального бизнеса. Второй аспект связан с большим количеством высококвалифицированных специалистов в области информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих функционирование виртуальных предприятий.
Физические условия виртуального предпринимательства в России приемлемы. Доступ к Интернету имеет большая часть населения, стоимость пользования его услугами невелика [13]. Негативным фактором является низкий уровень развития транспортной инфраструктуры и системы доставки, однако это незначительно сказывается на лояльности потребителей [14].
Финансовые условия виртуального бизнеса в России можно охарактеризовать как неблагоприятные [15]. Несмотря на большое количество провайдеров электронных платежных инструментов (банков и небанковских финансовых организаций), уровень доверия потребителей к таким инструментам крайне низок по целому ряду причин [16].
Во-первых, отмечается психологический протест против перехода на электронную форму совершения платежей в рамках общего сопротивления инновациям. Так, многие отечественные потребители, получающие свой основной доход электронным образом в рамках зарплатных и других проектов, предпочитают обналичивать свои денежные средства и оплачивать покупки наличными, даже несмотря на присутствие оборудования для электронной оплаты в магазинах и предлагаемые бонусы для такой формы оплаты [17].
Во-вторых, существует проблема надежности электронных платежей. Она обусловлена зависимостью от иностранных платежных провайдеров и риском парализации электронных платежей в случае нарушения хозяйственных
связей. Однако данная проблема активно решается на государственном уровне. В частности, в связи с финансовым кризисом 2014 г. на федеральном уровне было принято решение о создании собственной национальной электронной платежной системы, полностью независимой от иностранных провайдеров [18]. Согласно Федеральному закону РФ от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» она действует в нашей стране с 2015 г.
Результаты проведенного анализа доказывают выдвинутую гипотезу и подтверждают, что финансовая инфраструктура действительно играет важную роль в развитии виртуального предпринимательства. Для современной России характерно существование определенных финансовых барьеров, что является сдерживающим фактором развития виртуального предпринимательства.
Перспективы решения финансовых проблем развития виртуального предпринимательства в современной России связаны с устранением финансовых посредников между продавцом и покупателем [19]. Основу недоверия потребителей электронным платежам составляет наличие финансового посредника - провайдера платежного инструмента в виде банка или небанковской организации. Так как в рамках реального бизнеса сделка совершается напрямую без подобного посредника, потребители отдают предпочтение ему. На практике может возникать ситуация, при которой самому виртуальному предприятию потребители доверяют, но их не устраивают доступные способы оплаты покупок, поскольку они не доверяют финансовым провайдерам.
Поэтому рекомендуется создание собственных электронных платежных инструментов
виртуальными предприятиями. Это может быть выпуск платежных карт, формирование собственной электронной валюты и т.д. Основная идея заключается в следующем: если потребители расплачиваются с поставщиком товаров и услуг его же «деньгами», они уверены в том, что платеж пройдет, и не сомневаются в надежности провайдера финансовых услуг. Благодаря этому достаточно завоевать доверие потребителей самому виртуальному предприятию, чтобы привлечь их к совершению покупки.
Как видно из рис. 1, предложенная модель ориентирована на реализацию на микроуровне экономики, то есть на уровне самих виртуальных предприятий. Она предполагает перенос рисков платежа на виртуальное предприятие через
заключение контракта с поставщиком финансовых услуг. В результате напрямую с провайдером электронного платежного инструмента взаимодействует только виртуальное предприятие, а потребители контактируют только с ним самим.
Дистанционное взаимодействие и без того условно отдаляет поставщиков и потребителей товаров и услуг, поэтому устранение финансового посредника из их отношений может оказать существенный благоприятный психологический эффект и повысить лояльность потребителей к виртуальным предприятиям. В дополнение к этому в рамках разработанной модели вместо сторонних бонусов, предоставляемых провайдерами финансовых услуг (к примеру, скидки на покупки в других организациях), виртуальное предприятие может самостоятельно проводить финансовую политику по управлению лояльностью потребителей, устанавливая скидки на совершение повторных покупок у себя, стимулируя объем продаж и рост прибыли.
Данная модель была успешно внедрена на волжском предприятии ЗАО «ВАТИ-АВТО», которое параллельно с реальным бизнесом -производством деталей для автомобилей -осуществляет виртуальный бизнес для продвижения сбыта своей продукции на российском и мировом рынке В2В. В январе 2015 г. предприятие создало собственную электронную платежную систему для расчетов с бизнес-партнерами. Это положительно отразилось на ведении бизнеса, так как по причине различий в финансовых провайдерах с российскими и тем более с иностранными партнерами расходы на совершение финансовых операций были завышены из-за двойной или даже тройной комиссии.
Создание собственной электронной платежной системы позволило устранить финансовых посредников из системы коммерческих отношений и сократить расходы на совершение финансовых операций на 10%. В результате лояльность бизнес-партнеров к ЗАО «ВАТИ-АВТО» значительно увеличилась, что позволило заключить более выгодные коммерческие контракты и увеличить объем продаж. По данным на январь 2016 г., за год прибыль предприятия возросла на 15%, что свидетельствует о достаточно высокой экономической эффективности разработанной финансовой модели развития виртуального предпринимательства в России.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время ключевая роль в процессе развития виртуального бизнеса в России принадлежит «человеческому фактору»,
связанному с недоверием электронным платежным средствам, являющимся неотъемлемой частью виртуального предпринимательства, и неготовностью к их активному использованию. Предложенный финансовый инструментарий позволяет воздействовать на этот фактор в интересах потребителей и виртуальных предприятий, что создает благоприятные условия для их функционирования.
Подводя итог, отметим, что психологические барьеры являются наименее управляемыми в экономике. Поэтому, вероятнее всего, реализация предложенной финансовой модели развития виртуального предпринимательства в России будет иметь отложенный эффект, который незначительно проявится в краткосрочной перспективе и в наибольшей степени - в долгосрочном периоде.
Таблица 1
Динамика развития виртуального предпринимательства (ВП) и ВВП в США и России в 2006-2015 гг., млрд долл. США Table 1
Trends in the virtual entrepreneurship development and GDP in the USA and Russia within 2006-2015, bn USD
Годы США Россия
ВП ВВП ВП ВВП
2006 216,75 13 855,9 8,06 2 579,6
2007 226,48 14 477,6 8,99 2 874,3
2008 230,25 14 718,6 9,64 3 084,5
2009 225,56 14 418,7 12,56 2 865,5
2010 234,09 14 964,4 15,98 3 031
2011 242,75 15 517,9 19,13 3 226,6
2012 252,72 16 155,3 26,91 3 397,8
2013 260,67 16 663,3 33,87 3 498
2014 298,26 17 348,1 38,75 3 576,8
2015 340,61 17 419 45 3 594,68
Источник: Retail e-commerce sales in the United States.
URL: http://www.statista.com/statistics/272391/us-retail-e-commerce-sales-forecast; Рынок электронной коммерции в России. URL: http://www.json.ru/poleznye_materialy/free_market_watches/analytics/rynok_elektronnoj_kommercii_v_rossii. ВВП стран мира. URL: http://svspb.net/danmark/vvp-stran.php
Source: Retail e-commerce sales in the United States.
URL: http://www.statista.com/statistics/272391/us-retail-e-commerce-sales-forecast. The e-Commerce Market in Russia. URL: http://www.json.ru/poleznye_materialy/free_market_watches/analytics/rynok_elektronnoj_kommercii_v_rossii. World GDP. URL: http://svspb.net/danmark/vvp-stran.php
Рисунок 1
Финансовая модель развития виртуального предпринимательства в России Figure 1
Financial model for virtual entrepreneurship development in Russia
Цель: устранение посредников из системы отношений «покупатель-продавец» в рамках виртуального предпринимательства □ с
Виртуальное предприятие
Договор на предоставление финансовых услуг
Финансовая операция
для совершения сделки
Собственная электронная
платежная система виртуального предприятия
Финансовый провайдер
Потребители и бизнес-\ партнеры
I- Сокращение | дистанции с \ продавцом I- Снижение риска и неопределенности финансовых операций
Результат: повышение лояльности потребителей к виртуальному предприятию, рост доверия к виртуальным финансовым операциям благодаря предоставлению гарантии платежа, рост объема продаж и прибыли
Источник: составлено автором Source: Authoring
Список литературы
1. Новиков В.С. Субъекты инфраструктуры виртуальных взаимодействий в предпринимательстве // Научный вестник Южного института менеджмента. 2013. № 2. С. 21-26.
2. Маргарян Т.К., Петрова М.В. Электронный бизнес и перспективы его развития в России // Производственный менеджмент: теория, методология, практика. 2015. № 3. С. 18-22.
3. Метельская Е.А., Новиков В.С. Развитие предпринимательского потенциала малого и среднего бизнеса. Проблемы и перспективы виртуального предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2014. № 6. С. 833-838.
4. Малков С.В. Малое предпринимательство в виртуальном пространстве // Экономика и предпринимательство. 2013. № 6. С. 557-560.
5. Морозова И.А., Леонтьева Е.Ю., Сметанина А.И. Экономика в сетях виртуальности // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2014. № 6. С. 117-126.
6. Сметанина А.И. Гипотеза виртуализации предпринимательской деятельности // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2015. № 2. С. 43-51.
7. Метельская Е.А., Новиков В.С. Ограничения интеграции субъектов инфраструктуры виртуального предпринимательства в экономике региона // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-2. С. 814-819.
8. Евстратов А.В., Бережнова А.И. Развитие рынка электронных платежных систем в рамках присоединения Российской Федерации к ВТО // Экономика: теория и практика. 2013. № 2. С. 56-62.
9. Черников С.Ю., Болюх Е.В. Об использовании информационных технологий в электронном бизнесе // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2014. № 3. URL: http://moit.vivt.ru/?p=1035&lang=ru.
10. Ли С.Р., Назимов А.С. Моделирование и автоматизированная оценка эффективности электронного бизнеса // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 10-2. С. 68-71.
11. Трачук А.В., Линдер Н.В. Трансформация бизнес-моделей электронного бизнеса в условиях нестабильной внешней среды // Эффективное антикризисное управление. 2015. № 2. С. 58-71.
12. Евстратов А.В., Бережнова А.И. Мобильный эквайринг как эффективный инструмент развития инфраструктуры рынка электронных платежных систем // Общество и экономика. 2013. № 11-12. С.248-257.
13. Кожевина О.В. Динамика развития и сегменты роста «электронного» бизнеса в России // Эффективное антикризисное управление. 2014. № 3. С. 44-51.
14. Ли С.Р. К оценке экономической эффективности электронного бизнеса // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 10-2. С. 130-131.
15. Голик В.С., Чжунхуа Л. Концепция использования электронного бизнеса и интернет-маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2014. № 5. С. 121-127.
16. Кожевина О.В., Трифонов П.В. Оценка влияния рыночных факторов на развитие электронного бизнеса в Российской Федерации // Менеджмент в России и за рубежом. 2015. № 1. С. 47-54.
17. Бережнова А.И., Дроботова О.О. Оплата без барьеров (Инновационный потенциал электронных платежных систем) // Креативная экономика. 2014. № 4. С. 28-33.
18. Медведев А.В. К вопросу финансово-аналитического планирования в электронном бизнесе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 9-3. С. 174.
19. Заклинский С.В. Определение приоритетных бизнес-процессов в компаниях электронного бизнеса // В мире научных открытий. 2014. № 2.1. С. 707-718.
ISSN 2311-8709 (Online) Theory of Finance
ISSN 2071-4688 (Print)
A FINANCIAL MODEL FOR VIRTUAL ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT IN RUSSIA Anastasiya I. SMETANINA
Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation luxury_economy@mail.ru
Article history:
Received 4 May 2016 Received in revised form 25 May 2016 Accepted 8 June 2016
JEL classification: G29, L81
Keywords: virtual enterprise, electronic payment, financial transaction
Abstract
Importance The article overviews the virtual enterprise that is to operate electronically via the Internet, without being limited with physical boundaries and thus providing for the virtual communication between the seller and buyer and the deferred nature of transactions. Objectives As I hypothesize, financial infrastructure is crucial for the development of virtual entrepreneurship. The research verifies the hypothesis and determines how financial difficulties of the virtual entrepreneurship evolution may be tackled in modern Russia.
Methods The methodological framework draws upon the method of problem, systems, structural, functional, comparative, regression and correlation analysis, and economic modeling. I also resort to methods of synthesis, induction, deduction, formalization, etc.
Results I determined the conceptual basis for virtual entrepreneurship as an economic category, substantiated that this type of entrepreneurship should be advanced in Russia, proved financial barriers to exist in this area in Russia, and devised a financial model to bolster virtual entrepreneurship and subsequently overcome the above barriers.
Conclusions and Relevance Currently, human factor plays a key role in the development of virtual business in Russia, since people are reluctant to make electronic payments, being an integral part of virtual entrepreneurship, and use them actively. The proposed financial tools allow changing the situation so to please both consumers and virtual enterprises, thus creating favorable conditions for their operations.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
References
1. Novikov V.S. [Agents of the virtual communication infrastructure in business]. Nauchnyi vestnik Yuzhnogo instituta menedzhmenta = Scientific Bulletin of the Yuzhny Institute of Management, 2013, no. 2, pp. 21-26. (In Russ.)
2. Margaryan T.K., Petrova M.V. [E-business and its development prospects in Russia]. Proizvodstvennyi menedzhment: teoriya, metodologiya, praktika = Production Management: Theory, Methodology, Practice, 2015, no. 3, pp. 18-22. (In Russ.)
3. Metel'skaya E.A., Novikov V.S. [Developing entrepreneurial capabilities of small and medium-sized business. Issues and prospects of virtual entrepreneurship]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Journal of Economy and Entrepreneurship, 2014, no. 6, pp. 833-838. (In Russ.)
4. Malkov S.V. [Small business in the virtual environment]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Journal of Economy and Entrepreneurship, 2013, no. 6, pp. 557-560. (In Russ.)
5. Morozova I.A., Leont'eva E.Yu., Smetanina A.I. [Economy in virtual networks]. ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika = ETAP: Economic Theory, Analysis and Practice, 2014, no. 6, pp. 117-126. (In Russ.)
6. Smetanina A.I. [Business virtualization hypothesis]. Intellekt. Innovatsii. Investitsii = Intelligence. Innovations. Investments, 2015, no. 2, pp. 43-51. (In Russ.)
7. Metel'skaya E.A., Novikov V.S. [Restrictions to the integration of actors operating in virtual business infrastructure in the region's economy]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Journal of Economy and Entrepreneurship, 2014, no. 11-2, pp. 814-819. (In Russ.)
8. Evstratov A.V., Berezhnova A.I. [The development of the electronic payment market as part of the Russian Federation's accession to the WTO]. Ekonomika: teoriya i praktika = Economics: Theory and Practice, 2013, no. 2, pp. 56-62. (In Russ.)
9. Chemikov S.Yu., Bolyukh E.V. [On the use of information technologies in e-commerce]. Modelirovanie, optimizatsiya i informatsionnye tekhnologii, 2014, no. 3. (In Russ.) Available at: http://moit.vivt.ru/? p=1035&lang=ru.
10. Li S.R., Nazimov A.S. [Modeling and computer-assisted evaluation of e-business performance].
Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii = International Journal of Applied and Basic Research, 2014, no. 10-2, pp. 68-71. (In Russ.)
11. Trachuk A.V., Linder N.V. [Transformation of electronic business models under external instability].
Effektivnoe antikrizisnoe upravlenie = Effective Crisis Management, 2015, no. 2, pp. 58-71. (In Russ.)
12. Evstratov A.V., Berezhnova A.I. [Mobile acquiring as an efficient tool to develop the infrastructure of the e-payment market]. Obshchestvo i ekonomika = Society and Economics, 2013, no. 11-12, pp. 248-257. (In Russ.)
13. Kozhevina O.V. [Development trends and e-business growth segments in Russia]. Effektivnoe antikrizisnoe upravlenie = Effective Crisis Management, 2014, no. 3, pp. 44-51. (In Russ.)
14. Li S.R. [On the assessment of e-business efficiency]. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii = International Journal of Applied and Basic Research, 2014, no. 10-2, pp. 130-131. (In Russ.)
15. Golik V.S., Zhonghua Li. [The concept of using e-business and online marketing]. Marketing v Rossii i za rubezhom = Journal of Marketing in Russia and Abroad, 2014, no. 5, pp. 121-127. (In Russ.)
16. Kozhevina O.V., Trifonov P.V. [Assessing the impact of market factors on the development of e-business in the Russian Federation]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom = Management in Russia and Abroad, 2015, no. 1, pp. 47-54. (In Russ.)
17. Berezhnova A.I., Drobotova O.O. [Barrier-free payment: Innovative capabilities of the electronic payment system]. Kreativnaya ekonomika = Journal of Creative Economy, 2014, no. 4, pp. 28-33. (In Russ.)
18. Medvedev A.V. [On the issue of financial and analytical planning in e-business]. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii = International Journal of Applied and Basic Research, 2014, no. 9-3, p. 174. (In Russ.)
19. Zaklinskii S.V. [Determining priority business processes in e-business companies]. V mire nauchnykh otkrytii = In the World of Scientific Discoveries, 2014, no. 2-1, pp. 707-718. (In Russ.)