Научная статья на тему 'Финансовая инфраструктура в агрохолдинге'

Финансовая инфраструктура в агрохолдинге Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
380
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АГРОХОЛДИНГ / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ФИНАНСОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татаркина Д.О., Мечетина Т.А.

В статье рассмотрены отдельные элементы финансового контроля. Представлена схема финансовой инфраструктуры агрохолдинга, ориентированная на централизованное управление денежными потоками, их консолидацию, инвестирование и бюджетирование на основе информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовая инфраструктура в агрохолдинге»

Финансы АПК

УДК 336:63

ФИНАНСОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА В АГРОХОЛДИНГЕ

Д. О. ТАТАРКИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита E-maiL•vgsxa@avtlg. ги Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия Т. А. МЕЧЕТИНА, соискатель кафедры теории финансов, кредита и налогообложения E-maiL•vgsxa@avtlg. ги Волгоградский государственный университет

В статье рассмотрены отдельные элементы финансового контроля. Представлена схема финансовой инфраструктуры агрохолдинга, ориентированная на централизованное управление денежными потоками, их консолидацию, инвестирование и бюджетирование на основе информационных технологий.

Ключевые слова: агрохолдинг, финансовый контроль, финансовая инфраструктура, денежные потоки.

Одним из направлений развития бизнеса является создание групп предприятий, связанных между собой экономически, но одновременно остающихся самостоятельными юридическими лицами, в которых одна компания, называемая «материнской», контролирует остальных участников группы. Предприятия, входящие в группу, получают возможность:

— доступа к дополнительным финансовым источникам, новым технологиям;

— привлечения новых квалифицированных работников;

— приобретения кредитов;

— получения субсидий.

Значительно укрепляется их инвестиционный потенциал, повышается рентабельность и технологический уровень производства.

Диверсификация капитала и активов (имущества), территориальная отдаленность участников объединения, их отраслевая, экономическая, организационная, кадровая, финансовая неоднородность, разная степень финансовой мотивации и ответственности определяют особую роль финансового контроля со стороны собственников, управляющих и других лиц, наделенных финансовой ответственностью.

Отдельные элементы финансового контроля возникают уже на этапе формирования холдинговой структуры. В связи с этим можно выделить следующие специфические объекты.

Во-первых, при операционных слияниях основой для определения эффективности является контроль комплекса слагаемых будущей синергии с использованием логики: производственно-хозяйственные составляющие синергии — финансовый

финансы и кредит

53

результат интеграции. Поэтому основное внимание уделяется проблеме контроля прав и обязанностей членов холдинговой структуры.

Во-вторых, обобщающим критерием эффективности признается «ожидаемый чистый выигрыш», равный разности между дисконтированной стоимостью будущих доходов и ценой, уплачиваемой за приобретаемую компанию. В соответствии с данным подходом компания-инициатор должна определить и контролировать свободные потоки денежных средств (разность между прогнозируемым объемом выручки и издержками) после слияния. Безусловно, наибольшую сложность представляет предварительный контроль будущих потоков денежных средств присоединяемой компании. Из-за этого резко усиливается превентивная функция корпоративного финансового контроля.

В-третьих, при оценке эффективности интеграции тщательному контролю подлежат издержки, которые несет поглощающая компания.

Одной из форм таких объединений является агрохолдинг. Целесообразно создать для участников подобной группы условия, при которых возникали бы отношения по поводу взаимного контроля, заинтересованность в его проведении. Это необходимо для решения следующих задач:

— укрепление производственной дисциплины;

— выявление центра ответственности за достижение целей, стоящих перед холдингом;

— обеспечение достоверности информации;

— обеспечение правильности, законности и своевременности финансово-хозяйственных операций, полноты и своевременности отражения их в информационной системе;

— качественное выявление возникающих отклонений и их характеристик в ходе текущего финансового мониторинга.

Результативность финансового контроля в агро-холдинге зависит от степени развития финансовой инфраструктуры. В вертикально интегрированных агрохолдингах наиболее эффективна общекорпоративная интегрированная финансовая инфраструктура, ориентированная на:

— централизованное управление денежными потоками;

— их консолидацию;

— инвестирование и бюджетирование на основе информационных технологий.

Централизация финансовой службы позволяет снизить управленческие затраты, более качественно

и целесообразно аккумулировать и распределять финансовые ресурсы группы. Необходимым условием эффективной работы централизованной финансовой службы является единая для всех предприятий холдинга учетная политика. В противном случае форматы бюджетов и отчетов об их исполнении, представляемых дочерними компаниями, будут разными. В таком случае головной компании придется тратить много времени и сил на их анализ и консолидацию. Для обеспечения грамотной и единообразной учетной информации необходимо:

— обеспечить внутрихолдинговую стандартизацию учетной системы;

— скоординированное функционирование бухгалтерских служб интегрированных предприятий.

Для большинства современных агрохолдингов типична финансовая инфраструктура, представленная на рис. 1 [1].

Управленческие и организационно-методические функции финансовой инфраструктуры выполняет финансово-экономический департамент (ФЭД), технологические функции — финансово-расчетный центр (ФРЦ). Созданный на базе материнской компании финансово-экономический департамент обязан:

— обеспечивать рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности на основе прогрессивных форм и единой учетной политики;

— осуществлять текущее и перспективное планирование, анализ производственно-хозяйственной деятельности;

— осуществлять информационное и программное обеспечение;

— проводить мониторинг налогового законодательства, определение налоговой базы и оптимизацию налогообложения;

— осуществлять страхование имущества и организацию работы по получению страхового возмещения при наступлении страхового случая;

— осуществлять выбор кредитного учреждения, минимизацию кредитных ставок, привлечение кредитов на наиболее выгодных условиях;

— проводить планирование и организацию аудиторских проверок;

— организовывать мониторинг и консолидацию бухгалтерской отчетности, ее анализ и представление заключения о финансовом состоянии холдинга;

— осуществлять финансовое обеспечение текущей и инвестиционной деятельности как за счет

Материнский компании

laMcciirie.il> генерального директора материнской к-омнаннн но жономике н финансам

Фннансо неэкономический департамент

Фннансоно-

расчегнмн

центр

материнской комнаин и

Экономические С. |УЖО|>| дочерних предприятии

Бум а. мерекай смужба материнской компании

бухгалтерские

С. |УЖО|>|

дочерних предприятии

Кдиное информационное проаранспю. Рис. 1. Финансовая инфраструктура агрохолдинга

собственных, так и за счет привлеченных источников, контроль за финансовыми ресурсами холдинга.

Функция финансового обеспечения и контроля за использованием финансовых ресурсов холдинга считается одной из важнейших и реализуется через ФРЦ, являющийся внутренним подразделением ФЭД. Финансово-экономический департамент обеспечивает двустороннее движение финансовых потоков:

— оплату товарно-материальных ценностей;

— получение выручки от реализации продукции, работ и услуг;

— привлечение дополнительных источников финансирования;

— документальное оформление, получение, мониторинг и целевое использование банковских кредитов;

— страхование залога;

— оплату процентов за пользование кредитом и их субсидирование;

— планирование и анализ использования денежных средств;

— контроль и анализ взаиморасчетов предприятий холдинга;

— свод и консолидацию бухгалтерской отчетности;

— анализ финансового состояния холдинга и его подразделений.

Кроме того он оказывает подразделениям организационную и методическую помощь.

Важным направлением деятельности ФЭД является формирование финансовой политики агрохолдинга.

Финансовая политика холдинга призвана обеспечить финансовыми ресурсами производственно-хозяйственную деятельность холдинга, высокий уровень платежеспособности, ликвидности и кредитоспособности. Она должна сглаживать неравнозначные условия производства для предприятий холдинга, т. е. предусматривать возможности перераспределения консолидированных финансовых ресурсов холдинга на наиболее значимых участках. Проводником финансовой политики выступает финансово-экономический департамент (ФЭД), призванный оптимизировать ресурсный поток и обеспечить реализацию следующих основных функций:

— инвестиционно-распределительная функция, направленная на распределение по предприятиям финансовых ресурсов холдинга с целью наиболее эффективного их использования;

— функция капитализации, выражающаяся в обеспечении интересов собственников в увеличении прибыли, капитала, стоимости бизнеса;

— контрольная функция финансов, реализуемая собственниками и управляющими предприятия через интеграцию с другими функциями управления.

В соответствии с финансовой политикой ФЭД должен обеспечить:

— финансовый анализ и планирование финансовой стратегии холдинга;

— управление инвестиционной деятельностью;

— управление источниками финансовых ресурсов;

— текущее управление денежными средствами и организацию денежных потоков с целью обеспечения платежеспособности холдинга;

— мониторинг финансовой деятельности холдинга.

Финансово-расчетный центр обеспечивает концентрацию финансовых ресурсов и их централизацию в материнской компании. При этом консолидируются финансовые ресурсы всех бизнес-структур, входящих в холдинг, что и позволяет юридически самостоятельным организациям функционировать как единый хозяйственный организм.

Разработанная финансовая политика в части оптимизации движения финансовых ресурсов в холдингах в условиях трансфертного ценообразования использована в интегрированном формировании холдингового типа ЗАО «Гелио-Пакс» Волгоградской обл. В его состав входят 11 юридических лиц: шесть агропредприятий, два элеватора, предприятия, обеспечивающие охрану и трейдинговую деятельность, и ЗАО «Гелио-Пакс», являющееся материнским предприятием. Основными видами деятельности интегрированного формирования являются:

— производство и реализация сельскохозяйственной продукции;

— торгово-закупочная деятельность;

— оказание различного рода услуг (транспортных, охранных, по уборке урожая, материально-техническому обеспечению и обслуживанию, консалтинговых) [3].

Эффективная и слаженная работа интегрированных предприятий во многом зависит от качества технологий управления его производственно-хозяйственной деятельностью, материальными ресур-сопотоками, финансовыми потоками, внутренним построением системы, четким взаимодействием входящих в ее состав структур. Как любая сложная система, интегрированное предприятие холдинго-

вого типа имеет выделенные в нем базовые звенья, отражающие направленность предпринимательской деятельности, функциональную связь и взаимообусловленность ее элементов.

Четкое представление о структуре и составе финансовых потоков помогает менеджерам ЗАО «Гелио-Пакс» оценивать и планировать затраты в условиях усложнения производственных, транспортных и распределительных систем. Структуру интегрированной системы отражают ее производственные и финансовые ресурсы (табл. 1).

Внеоборотные активы сосредоточены в производственной сфере (65,61 %). Наибольший удельный вес в структуре активов сельскохозяйственного предприятия занимают:

— внеоборотные активы в виде высокопродуктивной и современной сельскохозяйственной техники;

— запасы в виде продукции, готовой к реализации;

— семена;

— незавершенное производство растениеводства и пр.

В общем объеме продаж 91,28 % занимает выручка от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции.

Основная масса прибыли обеспечивается сельскохозяйственной деятельностью (82 %). Таким образом, ядром агрохолдинга выступает агропро-изводство как сфера наиболее трудоемкая и фондоемкая, имеющая свои особенности, обусловленные природной основой, сезонностью, неэластичностью производимой продукции по спросу и по предложению. Все это наряду с неблагоприятной внешней экономической средой ставит агробизнес в ряд рискованных видов предпринимательской деятель-

Таблица 1

Производственно-финансовые ресурсы агрохолдинга «Гелио-Пакс» в 2008—2009 гг., %

Предприятие Активы Выручка от продаж Рентабельность

ООО «ГПА» 17,12 14,71 46,23

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ООО «ГПА 2» 1,81 1,99 42,77

ООО «ГПА 3» 8,78 18,73 34,59

ООО «ГПА 4» 10,83 15,71 43,75

ООО «ГПА 5» 5,62 3,50 35,53

ООО «ГПА 6» 9,73 15,83 40,13

ООО «П. Э. » 8,53 3,21 12,17

ООО «А. Э. » 3,19 3,23 14,29

ООО «ЧОП» 0,10 1,06 1,10

ООО «ВГП» 10,78 20,81 19,60

ЗАО «ГП» 23,51 1,22 18,60

ности. И только удлинение этапа товаропродвиже-ния в границах интегрированного формирования посредством предоставления емкостей элеватора, учета конъюнктуры, жизненного цикла товаров на рынке, вливания собственных средств коммерческой структурой ЗАО «Гелио-Пакс» в научно-технический потенциал сельскохозяйственного производства, маневры финансовыми ресурсами позволили значительно повысить эффективность агробизнеса.

За анализируемый период увеличились оборотные активы. Опережающий прирост оборотных средств изменил структуру капитала, где доля собственного капитала уменьшается (табл. 2).

В структуре активов агрохолдинга наибольший удельный вес занимают оборотные активы, источником финансирования которых на 50 % выступает собственный капитал. За анализируемый период структура капитала является стабильной, направленной на инвестирование. Следует отметить, что для холдинга характерно перераспределение финансовых ресурсов от более финансово сильного предприятия к менее сильному. Происходит безболезненное перераспределение не только финансовых, но и материальных ресурсов по типу «слабого звена».

Связь финансовых и материальных потоков, процессов и работ в единой интегрированной системе обеспечивается еще одним видом потоков — информационным. Перемещение денежных средств от предприятия к другим участникам процесса представляют в виде направленного движения финансовых средств. Подобные схемы позволяют определить последовательность включения источников финансирования, порядок распределения поступающих ресурсов, выявить узкие места в движении потоков.

Задача управления финансовыми и материальными потоками значительно упростится при наличии единой информационной среды на корпоративном уровне. При управлении движением финансовых и материальных потоков нужно стремиться как к

экономии ресурсов, затрачиваемых на воздействие, так и к максимизации конечного результата. Управление потоками можно считать эффективным, если оно позволяет решать основные производственно-хозяйственные задачи предприятия.

По мнению авторов, для достижения сбалансированного развития входящих в холдинг предприятий в условиях трансфертного ценообразования необходимо организовать управление движением финансовых ресурсов на уровне группы, т. е. планирование, учет, контроль, формирование и распределение прибыли, централизацию денежных потоков, бюджетирование, инвестирование и консолидацию необходимо закрепить за единым структурным подразделением.

В качестве подобного подразделения, как уже было отмечено, выступает созданный на базе материнской компании финансово-экономический департамент (ФЭД). Все взаимоотношения финансового характера внутри холдинга осуществляются через ФРЦ на основании заключенных между предприятиями договоров на производство и реализацию продукции, оказание услуг, приобретение и доставку товарно-материальных ценностей и основных средств и пр. В договоре, как правило, оговариваются условия поставки, номенклатура и качество, сроки поставки и цена.

Ценовая политика холдинга построена на установлении цены на уровне рыночной. При данном варианте ценообразования прибыль, полученная любым из предприятий холдинга, реально отражает вклад каждого в формирование финансового результата холдинга. Однако интегрированное формирование холдингового типа — это сложное объединение с различным производственным потенциалом. И достичь сбалансированности можно только через оптимизацию финансовых и товарных потоков.

Вся информация о наличии и потребностях в финансовых ресурсах ежедневно поступает в ФРЦ в виде остатков на счетах и заявок с обоснованием потребности в пределах норматива. Невостребованный остаток свободных денежных средств перечисляется на счета материнской компании, а подтвержденная или уточненная сумма потребности любого предприятия холдинга перечисляется в его адрес как за счет свободных денежных средств материнской компании, так и за счет любого дочернего предприятия в рамках существующих взаиморасчетов. ФРЦ обеспечивает:

Таблица 2 Структура капитала агрохолдинга «Гелио-Пакс» в 2008—2009 гг., %

Вид капитала 2008 2009

Внеоборотные активы 27,2 26,8

Оборотные активы 72,8 73,2

Собственный капитал 49,9 47,7

— маневренность пользования финансовыми ресурсами холдинга;

— их концентрацию на наиболее значимых звеньях;

— сбалансированное развитие.

Схема движения финансовых ресурсов в холдинге представлена на рис. 2, где важнейшим элементом является финансовая политика интегрированного формирования холдингового типа, представляющая часть общей финансовой стратегии холдинга [2].

Таким образом, финансовая политика призвана обеспечить финансовыми ресурсами производственно-хозяйственную деятельность холдинга, высокий уровень платежеспособности, ликвидности и кредитоспособности. Она должна

Финансовая политика холдинга

1 '

Нормативная потребность предприятий холдинга в финансовых ресурсах

1

Определение дефицита или профицита финансовых ресурсов холдинга

1

Организация работы по высвобождению, привлечению финансовых ресурсов или размещению свободных финансовых ресурсов

1 г

Концентрация и оптимизация собственных и привлеченных финансовых ресурсов в ФРЦ

1

Целевое использование финансовых ресурсов в пределах нормативной потребности

1

Контроль за целевым использованием финансовых ресурсов холдинга

1

Анализ отклонений фактического использования финансовых средств от нормативной потребности

Принятие решения об оптимизации и нормализации финансового потока в холдинге

Рис. 2. Схема движения финансовых ресурсов в интегрированном формировании холдингового типа

сглаживать неравнозначные условия производства для предприятий холдинга, т. е. предусматривать возможности перераспределения консолидированных финансовых ресурсов холдинга на наиболее значимых участках. А проводником финансовой политики выступает финансово-экономический департамент (ФЭД), призванный оптимизировать ресурсный поток.

Определение нормативной потребности предприятий холдинга в финансовых ресурсах осуществляется участниками самостоятельно исходя из объема, качества и ассортимента производимой согласно договору с материнской компанией продукции, оказываемых услуг или работ. Для сельскохозяйственных предприятий холдинга основой при определении нормативной потребности в финансовых ресурсах служит технологическая карта. Это документ, в котором технологической службой холдинга определены объемы производства, ресурсное обеспечение технологического процесса с учетом качества и конкурентоспособности производимой продукции, инновационность.

Предприятия холдинга, обеспечивающие хранение произведенной сельскохозяйственной продукции, ее реализацию, приобретение товарно-материальных ценностей для обеспечения процесса производства, при определении своей нормативной потребности в финансовых ресурсах руководствуются в первую очередь потребностью агробизнеса и своей нормативной потребностью, обеспечивающей расширенное воспроизводство и финансовую устойчивость предприятия. Основными задачами на данном этапе являются обоснование и поддержание оптимального ресурсного потенциала предприятия и недопущение застоя денежных средств в активах.

Дефицит или профицит финансовых ресурсов определяется сотрудниками ФЭД через свод и консолидирование нормативной потребности предприятий холдинга в финансовых ресурсах и мониторинг имеющихся в распоряжении холдинга ресурсов. Консолидирование нормативной потребности в ресурсах осуществляется посредством элиминирования ресурсов, запланированных отдельным предприятием холдинга, от внутрихолдин-говых продаж и прочих внутрихолдинговых доходов. Полученная консолидированная потребность в ресурсах дает возможность реально оценить необходимую величину привлекаемых источников финансирования. Бесплатных привлекаемых фи-

нансовых ресурсов не бывает — их поставщику нужно платить. Следовательно, возникает необходимость оптимизации структуры источников финансирования — как краткосрочных, так и долгосрочных. При наличии дефицита недостающие финансовые ресурсы привлекаются через систему банковского кредитования, партнерских кредитов, высвобождения и привлечения временно свободных собственных средств холдинга.

Профицит предполагает оптимальное, с минимальным риском размещение финансовых ресурсов с целью их сохранения и приращения.

Работа по привлечению финансовых ресурсов реализуется через мониторинг имеющегося рынка кредитов и выбор кредитного учреждения. В ФРЦ составляется весь необходимый для получения кредита пакет документов по каждому предприятию заемщику:

— заявление;

— бизнес-план с обоснованием потребности в кредитных ресурсах;

— производственная программа;

— мониторинг финансовой отчетности заемщика за три предшествующих отчетных периода;

— формирование и страхование залоговой базы;

— расчеты на получение государственных субсидий.

Как правило, заемщиками являются агропредприятия холдинга, обеспечивающие целевое использование кредитных ресурсов на пополнение оборотных средств предприятия (покупку семян, удобрений, средств защиты растений, горючесмазочных материалов, запасных частей и прочих товарно-материальных ценностей) и на обновление материально-технической базы предприятия — инвестиционные кредиты сроком до 5 лет. Инвестиционные кредитные ресурсы направляются холдингом на приобретение современной высокопродуктивной сельскохозяйственной техники.

Кредиты, привлекаемые на пополнение оборотных средств, согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.2007 № 998 «О предоставлении в 2008—2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям агропромышленного комплекса и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кре-

дитам и займам, полученным в 2008—2010 годах на срок до 1 года» — это кредиты с возмещаемыми процентами в размере 2/3 от ставки рефинансирования. Инвестиционные кредиты, привлекаемые с целью обновления машинно-тракторного парка, — также с субсидируемой процентной ставкой. Реальная цена кредита для агропредприятий — не более 4 %.

Положительная кредитная история, достойное обоснование потребности в кредитах, наличие залоговой базы, высокий уровень кредитоспособности каждого предприятия холдинга и холдинга в целом, значительная величина привлекаемых кредитных ресурсов позволяют привлекать кредиты и на пополнение оборотных средств, и на инвестиционные цели на выгодных условиях.

Концентрация и оптимизация собственных и привлекаемых финансовых ресурсов осуществляется в ФРЦ. Все привлекаемые предприятиями холдинга кредитные и собственные ресурсы поступают в распоряжение материнской компании и обеспечивают процесс финансирования исходя из плановой потребности в ресурсах.

Подразделения холдинга, осуществляющие оплату и приобретение товарно-материальных ценностей для предприятий холдинга, и подразделения, обеспечивающие доходную часть бюджета холдинга, ежемесячно представляют в ФРЦ прогноз расходов и доходов, на основании которого планируется оптимальная месячная потребность в финансовых ресурсах. Наличие дефицита анализируется и обеспечивается либо через привлечение дополнительных источников финансирования, либо через оптимизацию и минимизацию расходов холдинга.

Целевое использование финансовых ресурсов обеспечивается через ФРЦ, где сгруппированы все расчетные счета предприятий холдинга. Финансовые ресурсы в виде денежных средств только в пределах нормативной потребности предоставляются предприятиям холдинга через ФРЦ путем перечисления на расчетные счета предприятий в местных отделениях банка, оплаты в адрес третьих лиц предоставленных ими счетов-фактур, оплаты процентов за кредит, страховых платежей, платежей налогового характера и прочих расходов производственного и непроизводственного характера. Движение денежных средств по счетам предприятий холдинга и внешних контрагентов осуществляется в ФРЦ на основании положения

о порядке движения денежных средств и заявки на перечисление денежных средств, в которой указываются:

— получатель денежных средств;

— наименование статьи расходов;

— остаток лимита по статье на начало отчетного периода;

— лимит расходов по статье на текущий период;

— требуемая к перечислению сумма денежных средств;

— перечисленная в отчетном периоде сумма по данной статье;

— экономия или перерасход ресурсов;

— наличие подписей распорядителя финансов.

Специалисты ФРЦ еженедельно принимают

заявку от предприятий холдинга, проверяют ее на соответствие годовой нормативной потребности и обеспечивают ресурсами в рамках норматива. При наличии перерасхода по статье заявка не обеспечивается, а выносится на дополнительное согласование. Только при утверждении дополнительных расходов заявка будет обеспечена.

Статьи расходов, по которым осуществляется определение нормативной потребности и перечисление денежных средств, для всех предприятий холдинга унифицированы. Движение денежных потоков в интегрированных формированиях холдингового типа представляет собой единство, обеспечивающее кругооборот оборотных средств. Скорость и оперативность информации достигается посредством электронной системы связи.

Значительно место в эффективном управлении финансовыми ресурсами занимают оперативный и текущий контроль за их целевым использованием как в ФРЦ, так и в местах осуществления затрат.

Оперативный контроль обеспечивается еженедельно — через мониторинг полученных от участников холдинга заявок на пополнение денежных средств, необходимых для осуществления текущей деятельности.

Текущий контроль осуществляется ежемесячно посредством представления отчета о движении денежных средств, где в разрезе статей расходов и доходов указываются нормативная потребность, фактическое использование средств в разрезе утвержденных статей и отклонения.

Специалисты ФРЦ проверяют все отчеты, составляют сводный отчет о движении денежных средств и анализируют причины перерасхода и недоиспользования финансовых средств.

Анализ отклонений проводится финансово-экономическими службами предприятий совместно с сотрудниками финансово-расчетного центра. Обсуждаются причины, вызвавшие отклонения и повлекшие к перерасходу ресурсов, обобщается позитивный опыт, определяются ответственные по устранению негативных тенденций.

Решение об оптимизации и нормализации финансовых средств принимается руководством холдинга на основании заключения ФРЦ, которое подготавливается на основании сводного и консолидированного отчета.

Консолидация отчета о движении денежных средств осуществляется через элиминирование денежных потоков внутри холдинга. Первоначально специалисты ФРЦ сводят в единый отчет все расходы и доходы холдинга (по принципу «статья к статье»). Затем в сводном отчете элиминируются все денежные средства, направленные предприятиями холдинга друг другу в счет оплаты за продукцию, работы и услуги, по займам, авансам и прочим взаимным платежам.

Результатом консолидации отчета о движении денежных средств является поступление информации о реальной величине полученных денежных средств от внешних контрагентов за реализованную им продукцию, товары, работы и услуги, полученные субсидии, дотации, страховые возмещения, кредиты, займы, проценты от размещения временно свободных денежных средств в кредитных и финансовых организациях и прочие доходы. В расходной части консолидированного отчета отражаются расходы холдинга, которые были бы им произведены, если бы вся деятельность осуществлялась в рамках одного предприятия.

Таким образом, консолидированный отчет позволяет представить реальное движение денежных средств в единой экономической единице и способствует принятию правильных решений при определении потребности холдинга в финансовых средствах.

Полученная информация дает возможность:

— оценить реальные денежные поступления группы;

— определить каналы использования денежных средств, направленных внешним контрагентам;

— проанализировать отклонения от норматива.

Она рассматривается авторами как источник для построения оптимального механизма внутрикорпоративных финансовых отношений с целью обеспечения платежеспособности холдинга и ритмичности платежей и мониторинга финансовых средств. Группа функционирует как единый финансовый механизм с централизованным управлением денежными потоками.

Список литературы

1. Перекрестова Л. В. Консолидированный учет и финансовый контроль взаимодействия участников агрохолдинга: монография. Волгоград: НИВА. 2009.

2. Татаркина Д. О. Развитие контрольной функции финансового управления в агрохолдин-гах // Вестник Волгоградского института бизнеса. 2009. № 8.

3. Шепитько Р. С. Экономические отношения агропредприятий в условиях интеграции: отраслевой аспект: монография. Волгоград: Волгоградское научное издательство. 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21-22 февраля 2012 г. Ставропольский государственный аграрный университет (г. Ставрополь, Зоотехнический пер., 12) проводит II международную научно-практическую конференцию

«Аграрная наука: творчество, рост»

Основные направления конференции:

перспективы развития учетно-аналитической работы в предприятиях различных отраслей экономики; финансово-экономические проблемы развития региональной экономики; отраслевые и пространственно-экономические аспекты развития регионов; применение современных ресурсосберегающих инновационных технологий в АПК.

Предполагаемые секции:

■ актуальные вопросы финансового, налогового и управленческого учета, перспективы внедрения МСФО в России;

■ проблемы и пути совершенствования аудиторской деятельности и системы внутреннего контроля в организации;

■ инновационный потенциал и перспективы развития секторов региональной экономики;

■ денежно-кредитное регулирование в условиях глобализации экономики;

■ теория и практика формирования финансовой и денежно-кредитной системы России: инновационный аспект;

■ мониторинг почвенного покрова и методы повышения плодородия почв;

■ энергосберегающие технологии производства и переработки продукции растениеводства;

■ рациональное природопользование и охрана окружающей среды.

За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефонам: (8652) 35-75-87, +7-905-414-77-91 либо E-mail: bobrishevaleksey@yandex.ru

www.stgau.ru

издательским дом

ФИНАНСЫ

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ !

Предлагаемпубликацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость однойпубликации — 8 000рублей (НДСнеоблагается) задве журнальные страницы формата А4.

Тел./факс:(495) 721-85-75 www.fin-izdat.rupost@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.