Научная статья на тему 'ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ВУЗЕ: ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ'

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ВУЗЕ: ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ФИНАНСОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Василина Д.С., Хабибова Н.Е., Карунас К.М.

Рассмотрены актуальность финансового образования, а также методические проблемы, связанные с ним. Уточняется понятие «финансовая грамотность». Акцентируется внимание на существовании разрыва между знаниями и умениями, не смотря на понимание значимости дисциплины студентами, на минимизацию которого должны направляться усилия, как педагогов, так и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Василина Д.С., Хабибова Н.Е., Карунас К.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL LITERACY IN UNIVERSITY: TEACHING ISSUES

The relevance of financial education, as well as the methodological problems associated with it, are considered. The concept of "financial literacy" is being clarified. Attention is focused on the existence of a gap between knowledge and skills, despite the understanding of the importance of discipline by students, to minimize which efforts should be directed, both teachers and students.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ВУЗЕ: ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ»

УДК 377.1

1 2

Дарья Сергеевна Василина , Наталья Евгеньевна Хабибова , Кирилл Максимович

Карунас 3

1'2, Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, Уфа,

Россия

1 vasis365@yandex.ru

2 khabibova@mail.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-1743-5209

3 katerina.karunas@yandex.ru

Автор, ответственный за переписку: Дарья Сергеевна Василина,

vasis365@yandex. ru

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ВУЗЕ: ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

Аннотация. Рассмотрены актуальность финансового образования, а также методические проблемы, связанные с ним. Уточняется понятие «финансовая грамотность». Акцентируется внимание на существовании разрыва между знаниями и умениями, не смотря на понимание значимости дисциплины студентами, на минимизацию которого должны направляться усилия, как педагогов, так и студентов.

Ключевые слова: финансовое образование, финансовая грамотность, финансовое поведение, образовательные ресурсы

1 2 1

Dana S.Vasilina , Natalia E.Khabibova , Kirill M. Karunas

12 3

' ' Bashkir State Pedagogical University n.a. M. Akmulla, Ufa, Russia

1 vasis365@yandex.ru

2 khabibova@mail.ru

3 katerina.karunas@yandex.ru

Corresponding author: Daria S.Vasilina, vasis365@yandex.ru

FINANCIAL LITERACY IN UNIVERSITY: TEACHING ISSUES

Abstract. The relevance of financial education, as well as the methodological problems associated with it, are considered. The concept of "financial literacy" is being clarified. Attention is focused on the existence of a gap between knowledge and skills, despite the understanding of the importance of discipline by students, to minimize which efforts should be directed, both teachers and students.

Keywords: financial education, financial literacy, financial behavior, educational resources.

В современном обществе вопросы важности расширения охвата и повышения качества финансового образования, обеспечения необходимой институциональной базы, а также методических ресурсов образовательного сообщества с учетом развития современных финансовых технологий являются актуальными. На уровне населения финансовое поведение оказывает непосредственное влияние на макроэкономические показатели, инвестиционную привлекательность регионов. На уровне личности финансовое поведение - это грамотное управление своими деньгами (приумножение сбережений, минимизация финансовых потерь, свободная ориентация в сфере финансов и др.).

Каждый член общества ежедневно решает финансовые вопросы, формирует личные доходы и осуществляет личные расходы. В век цифровых технологий и всемирной глобализации финансовая грамотность становится одной из важнейших компетенций, помогающей решать вопросы эффективного планирования и использования своего бюджета, реализовывать долгосрочные планы, страховаться от задолженностей, понимать специфику предлагаемых финансовыми институтами услуг и продуктов, избегать риск от

мошенничества (в том числе, в сети Интернет). В целом, финансовая грамотность - это комплекс знаний в области финансового сектора, включающий понимание его функционирования и регулирования, принятие профессиональных участников и предлагаемые ими финансовые инструменты, ориентирование в продуктах и услугах, умение осознавать свои действия и принятые решения. Это и достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, позволяющий рационально оценить любые ситуации на рынке и своевременно принять разумное решение [4].

Финансовую грамотность часто отождествляют с понятиями «финансовая культура» и «финансовая компетентность». На наш взгляд, в них просматривается разнородность в глубине содержания. Так, финансовая культура - это традиции, нормы и идеи, отражающие: уровень финансовой грамотности, поведение и финансовые отношения граждан общества, финансовое планирование и распределение денежных средств с учетом уровня развития инфраструктуры рынка, финансовые институты и ценности финансовой сферы [6]. Она охватывает поведение и финансовые решения, принимаемые человеком и находится в прямой зависимости от уровня общественного сознания, экономического просвещения и качества законодательства. Именно финансовая культура присуща экономистам-профессионалам (имеющим профильное экономическое образование, опыт работы в сфере финансов).

В то же время «финансовая компетентность» имеет более узкое значение, нежели названное понятие. Под нею понимается наличие способности у человека в получении, понимании и оценке существенной информации, необходимой при принятии любого финансового решения [2]. Финансовая грамотность, в свою очередь, включает знания и умения использовать сложные финансовые инструменты, понимать основные принципы управления личными финансовыми возможностями и брать на себя финансовую ответственность за каждое принятое решение, видеть специфику влияния экономических факторов на большой спектр жизненных сфер. В этой связи именно финансовая грамотность должна быть сформирована у каждого человека, поскольку это необходимый набор знаний, навыков и установок, направленных на достижение финансового благополучия в современном обществе.

Не удивительно, что в последние годы вопросам формирования финансовой грамотности населения нашей страны уделяется повышенное внимание, в том числе, в сфере образования будущих педагогов. Хотя в этом направлении круг методических проблем довольно обширный. Он затрагивает как общие вопросы развития экономической культуры и финансовой грамотности в вузе, так и связанную с ними проблематику повышения качества экономического образования будущих учителей, поскольку результаты экономического образования напрямую зависят от качества подготовки осуществляющих его педагогов.

При определении задач экономического образования необходимо, на наш взгляд, выделять три уровня, а именно:

- обучения (т.е. освоение основ знаний о современной экономике, принципах, закономерностях ее функционирования и развития);

- самосознания (осмысление собственного индивидуального экономического потенциала);

- мотивации (развитие интереса к проблемам экономики, потребности в экономическом знании, а также стремления к цивилизованному предпринимательству, что по определению является как средством социальной защиты, так и решения проблем занятости и адаптации к рынку) [1].

Именно по такому принципу была введена в 2022 году в педагогических вузах страны дисциплина «Финансово-экономический практикум» (целью дисциплины является развитие универсальной компетенции «способен принимать обоснованные экономические решения во всех сферах жизнедеятельности» (УК-9), общая трудоемкость дисциплины - 72 часа). Дисциплина является частью социально-гуманитарного модуля, и в соответствии с учебным планом отнесена на начальный период обучения будущих педагогов - на 2-й семестр.

Отметим, что дисциплина была сформирована в рамках Стратегии повышения финансовой грамотности, реализуемой с 2017 года. Так, на протяжении нескольких лет были достигнуты определенные результаты:

- разработаны и внедрены цифровые образовательные ресурсы (онлайн игры, мобильные приложения и др.^, интернет-платформы по вопросам повышения финансовой грамотности для учителей, детей и родителей;

- в образовательную практику общего образования внедрены учебные программы и учебно-методические материалы по основам финансовой грамотности в рамках учебных предметов, внеурочной деятельности, факультативных и элективных курсов;

- внедрены программы образовательных курсов и (или) модулей, обеспечивающих формирование универсальной компетенции в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотности, для выпускников по всем направлениям подготовки и специальностям программ бакалавриата (специалитета).

Преподаватели кафедры культурологии и социально-экономических дисциплин Акмуллинского университета, ведущие данную дисциплину, прошли обучение по программам повышения квалификации:

- «Модели формирования универсальной компетенции в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотности»;

- «Разработка и реализация рабочих программ дисциплин/модулей для формирования универсальной компетенции в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотности»;

- «Развитие общепрофессиональных и профессиональных компетенций по формированию финансовой грамотности учащихся школьного возраста у студентов основных образовательных программ в области педагогического образования» организованным экономическим факультетом МГУ имени М.В.Ломоносова и Федеральным сетевым методическим центром «Финансовая грамотность в вузах».

В рамках дисциплины, имеющей практико-ориентированный характер, студенты изучают один из ключевых методологических инструментов Стратегии повышения финансовой грамотности - это Единую рамку компетенций по финансовой грамотности для школьников и взрослых (состоящую из четырех предметных областей: деньги и операции с ними, планирование и управление финансами, риск и доходность, финансовая среда) [5], вопросы принятия решений, в том числе в финансовой сфере и др. На практических занятиях применяются различные ресурсы по геймификации финансовой грамотности (моифинансы.рф/materials, vashifinancy.ru/materials и vashifinancy.ru/library/part3, fincult.info/entertainment и др.).

По мнению студентов БГПУ им. Акмуллы (результаты опроса 2023 года), потребность в обучении финансовой грамотности является высокой (80 % ответили утвердительно), к наиболее эффективным методам обучения студенты отнесли интерактивные методы (case-study, brainstorm). Кроме них в преподавании дисциплины «Финансово-экономический практикум» используются:

А) Учебное пособие для вузов «Основы экономических знаний», подготовленное д.п.н., профессором В.Бениным, старшим преподавателем В.Нефедовой, вышедшем в издательстве Юрайт в 2021 году [3] и рекомендованное Учебно-методическим отделом высшего образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений и соответствующее актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Данное пособие в простой и наглядной форме раскрывает содержание экономической грамотности как учебного предмета и как экономического явления, выделяет ее сущность и основные проявления. Авторами рассматриваются также ключевые проявления жизнедеятельности человека как субъекта экономических отношений - «Человек и экономическая система», «Человек как работник», «Человек как потребитель», «Человек как член общества». Особое внимание в пособии уделяется практическим заданиям и материалу для самопроверки. Выделим, что курс

предназначен бакалаврам неэкономических специальностей, изучающим основы экономики, а также педагогам школ, лицеев и гимназий, преподающим предмет «Обществознание».

Б) Учебно-методические комплекты по финансовой грамотности (школа.вашифинансы.рф.), учебное пособие по финансовой грамотности для российских студентов поколения Z «Основы финансовой грамотности» (моифинансы.рф), проекты по финансовой грамотности различного уровня сложности и масштаба Национального центра финансовой грамотности, информационно-аналитические ресурсы, специализированные веб-ресурсы, включая различные интерактивные, дистанционные, онлайновые программы и инструменты.

Практико-ориентированным является и проводимый (ежегодно) кафедрой культурологии и социально-экономических дисциплин Акмуллинского университета в партнерстве с Фондом поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан и Министерством молодежной политики и спорта Республики Башкортостан Всероссийский Фестиваль предпринимательства им. Н. Кузнецова. Его участниками являются школьники (9-11 классов), обучающиеся средних и высших учебных заведений. В рамках Фестиваля предусмотрено участие ведущих бизнес-экспертов по актуальным вопросам развития предпринимательства, проведение деловых игр по развитию предпринимательских способностей, а также брейн-ринг за Кубок предпринимателя.

Еще одним знаковым событием по формированию финансовой грамотности студентов Акмуллинского университета является Международная молодежная научно-практическая конференция «Человек. Общество. Культура. Социализация». Одна из самых популярных секций конференции является «Современное общество: социально-культурные и экономические проблемы развития». В ее рамках студенты, школьники, молодые ученые Российской Федерации и стран ближнего зарубежья обсуждают проблемы социальной политики и ее особенностей на современном этапе развития экономики, социально-экономические последствия пандемии; глобальную экономическую политику и ее основные направления, развитие цифровой экономики: проблемы и перспективы, экономическую безопасность в условиях формирования многополярного мира.

К основным проблемам, на наш взгляд, несмотря на понимание значимости дисциплины студентами, является разрыв. Разрыв между знаниями и умениями (умениями критически оценивать информацию об изменениях в экономике, умениями оценивать индивидуальные риски и т.д.). Именно на его уменьшение и должны быть направлены усилия как педагогов, так и студентов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Бенин В.Л., Хабибова Н.Е. Роль экономической культуры в концепции превентивной деятельности социального педагога // Педагогический журнал Башкортостана. 2022. №4 (98). С. 130-138.

2. Кузина О.Е. Финансовая грамотность и финансовая компетентность: определение, методики измерения и результаты анализа в России // Вопросы экономики. -2015. - № 8. -С. 129-148.

3. Нефедова В.Н. Основы экономических знаний: учебное пособие для вузов / В.Н. Нефедова, В.Л. Бенин. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 73 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-14932-6. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/485704 (дата обращения: 20.01.2023).

4. Словарь банковских терминов и экономических понятий // banki.ru. - Режим доступа: URL: https://www.banki.ru/wikibank/ (дата обращения: 07.02.2023).

5. Стратегия повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-2023 годы. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039. — URL: https://vashifinancy.ru/upload/docs/Strategy.pdf

6. Фатихов А.И., Насибуллин Р.Т. Проблемы формирования финансовой культуры населения России сквозь призму социологических исследований // Вестник ТОГУ, 2010. - №3 (17). - С.235-238.

REFERENCES

1. Benin V.L., Khabibova N.E. The role of economic culture in the concept of preventive activity of a social pedagogue // Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022. No.4 (98). pp. 130138.

2. Kuzina O.E. Financial literacy and financial competence: definition, measurement methods and analysis results in Russia // Economic issues. - 2015. - No. 8. -pp. 129-148.

3. Nefedova V.N. Fundamentals of economic knowledge: a textbook for universities / V.N. Nefedova, V.L. Benin. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2021. - 73 p. - (Higher education). -ISBN 978-5-534-14932-6. - Text: electronic // Yurayt Educational Platform [website]. - URL: https://urait.ru/bcode/485704 (accessed: 20.01.2023).

4. Dictionary of Banking terms and economic concepts // banki.ru . - Access mode: URL: https://www.banki.ru/wikibank / (accessed: 07.02.2023).

5. Strategy for improving financial literacy in the Russian Federation for 2017-2023. Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation No. 2039 of September 25, 2017. - URL: https://vashifinancy.ru/upload/docs/Strategy.pdf

6. Fatikhov A.I., Nasibullin R.T. Problems of formation of financial culture of the population of Russia through the prism of sociological research // Bulletin of the TOGU, 2010. -№3 (17). - Pp.235-238.

Информация об авторах

Д.С.Василина — кандидат педагогических наук, доцент;

Н.Е.Хабибова — кандидат философских наук, доцент;

К.М.Карунас - студент.

Information about the authors

D.S. Vasilina - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;

N.E.Khabibova - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor;

K.M.Karunas - student.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.