Научная статья на тему 'ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА «МОСКОВСКОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ»'

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА «МОСКОВСКОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ / МОСКОВСКОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафронова Т.В.

В настоящей статье рассмотрены основные причины отсутствия у пожилых людей навыков в сфере финансовой грамотности, а также приведены основные этапы привития начальных финансовых знаний в среде пожилых людей в рамках программы «Московское долголетие», с целью научить их планировать бюджет и рационально распоряжаться принадлежащими им денежными средствами в стремительно меняющейся экономической ситуации в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL LITERACY IN THE FRAMEWORK OF THE PROJECT "MOSCOW LONGEVITY"

This article examines the main reasons for the lack of financial literacy skills among older people, and also presents the main stages of instilling initial financial knowledge among older people within the framework of the Moscow Longevity program, in order to teach them to plan a budget and rationally manage their funds in the rapidly changing economic situation in the modern world.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА «МОСКОВСКОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ»»

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА «МОСКОВСКОЕ

ДОЛГОЛЕТИЕ»

Т.В. Сафронова, педагог-психолог

Колледж современных технологий имени Героя Советского Союза М.Ф. Панова (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-3-2-123-125

Аннотация. В настоящей статье рассмотрены основные причины отсутствия у пожилых людей навыков в сфере финансовой грамотности, а также приведены основные этапы привития начальных финансовых знаний в среде пожилых людей в рамках программы «Московское долголетие», с целью научить их планировать бюджет и рационально распоряжаться принадлежащими им денежными средствами в стремительно меняющейся экономической ситуации в современном мире.

Ключевые слова: финансовая грамотность, пожилые люди, московское долголетие, социализация, основы экономических знаний.

В современных реалиях очень сложно предугадывать, что именно может произойти с экономикой страны даже в ближайшие месяцы, поэтому любые финансовые потрясения становятся сильнейшим стрессом для всего населения. Но, конечно, в первую очередь такие моменты затрагивают старшее поколение. Если заглянуть в недавнее прошлое, то мышление людей, так называемой старой закалки, сформировано, само собой, совершенно в другом формате нежели у поколения нынешнего. Люди, жившие в те года сначала ожидали построения коммунизма, при котором деньги бы не являлись какой-либо ценностью и этому их учили. Именно с этим связан фактор того, что в 90-х годах прошлого века обвал экономики так сильно повлиял на жизни людей. То поколение просто было не готово к тому, что крах сильной империи может разрушить их жизнь.

Последующие события научили людей делать запасы впрок. У многих пожилых людей до сих пор остается привычка закупать сахар в двадцатикилограммовых мешках и запасать на балконе картошку по осени, половина которой к весне, само собой сгниет.

События конца 90-х годов, а именно крах Российской экономики и огромная инфляция, а также кризис 1998 года, показал населению, что накопление денежных масс - это очень рискованное занятие. У людей, копивших деньги всю жизнь на руках,

остались просто цветные фантики, покупательная способность которых уменьшалась с каждым днем.

Именно эти факторы (неуверенность в завтрашнем дне) и является, как показывает практика, причиной отсутствия финансовой грамотности среди населения.

Также сильно сказался и тот фактор, что при появлении финансовых пирамид люди в отчаянии несли в эти организации последние деньги, те что еще оставались в семейном бюджете и те что еще можно было занять у кого бы то ни было. Отсутствие финансовой грамотности не позволяло населению понять, что в стране, где все предприятия остановились и все разваливается на части, просто невозможно, что можно отдать кому-то рубль, а в последствии ничего не делая получить три.

Очевидно, что если молодежь еще может как то ориентироваться в стремительно меняющемся мире, то для старшего поколения любые потрясения сравнимы с концом света, что наглядно подтверждается тем, что в 2019 году, в самом начале пандемии коронавирусной инфекции, пожилые люди начали запасться сахаром и гречневой крупой, опасаясь, что в ближайшее время из магазинов все пропадет, и как и в еще не давнем прошлом даже за деньги ничего нельзя будет купить. В следствии этого искусственного дефицита, так как спрос рождает предложение, цены на данные товары

резко повысились, что утвердило людей в том, что они все делают верно.

Такие события подтверждают тот факт, что большинство граждан нашей страны не умеют планировать свои доходы и расходы даже на ближайшее будущее. Более всего от этого страдают пожилые люди в следствии того, что не могут оперативно адаптироваться в стремительно меняющейся экономической ситуации. Так как наша страна относительно недавно живет в мире рыночной экономики, у людей напрямую не связанных с ведением финансовых операций нет представления даже о том, как вести семейный бюджет, не говоря уж о том, что не многие задумываются о пенсионных накоплениях, не рассчитывая даже дожить до пенсионного возраста. Также граждане пожилого возраста чаще других слоев населения становятся жертвами мошенников.

Целью программы обучение финансовой грамотности в рамках программы «Московское долголетие» - является обучение лиц пожилого возраста рациональному подходу в обращении с принадлежащими им денежными средствами, ликвидация безграмотности в сфере защиты своих прав как потребителя и разъяснительная работа о возникающих мошеннических схемах и способах защиты от них.

Для достижения поставленной цели стоит определить задачи, по достижении которых уровень финансовой грамотности пожилых людей повысится:

- умение перепроверять информацию о различных финансовых колебаниях не только и не столько из непроверенных источников (соседка сказала) но и обращение к официальным источникам информации, с целью чего произвести обучение основам пользования современными технологиями (интернет, смартфоны);

- умение анализировать рынок и риски, перед тем как переводить куда-либо свои накопления, а также планировать бюджет, с

целью осуществлять накопление денежных средств и планирование крупных покупок;

- знакомство пожилых людей с основами банковской системы и пояснение возможностей вложения личных денежных средств на банковское хранение под процентную ставку;

- пояснение сущности процессов различного рода кредитов, страхования и преимущества дебетовых карт перед наличными средствами.

По итогам обучения финансовой грамотности в рамках программы «Московское долголетие», ожидаются следующие результаты:

- понимание обучающимися своих возможностей как полноправных, финансово грамотных членов общества, осознающих свои права и возможность управлением собственными денежными накоплениями;

- развитие экономической грамотности, выражающееся в принятии рациональных решений по управлению накопленных денежных средств с последующим преумножением их, на ровне с умением здраво оценивать возможные риски;

- понимание того, что любая информация должна подтверждается несколькими официальными источниками, а также умение анализировать данную информацию с целью преумножить свое благосостояние, или решения бытовых финансовых вопросов.

Очевидно, что повышение финансовой грамотности пожилых людей в рамках программы «Московское долголетие» поможет данной категории граждан легче ориентироваться в стремительно меняющемся мире рыночной экономики, поднять уровень и финансовой грамотности, а также подходить более ответственно к принятию финансово-экономических решений. Также проведение групповых занятий поможет пожилым людям значительно расширить круг их общения.

Библиографический список

1. Слепкова Т.И. Ресурсный метод - основной вектор развития определения стоимости строительства / Т.И. Слепкова, Е.Н. Левдик, Ю.В. Зайнашева // Экономика и предпринимательство. - 2018. - №9 (98). - С. 440-443.

2. Слепкова Т.И. Анализ методов контроля сметной стоимости строительства / Т.И. Слепкова, Е.А. Нянькина, Ю.В. Зайнашева // Экономика и предпринимательство. -2018. - №9 (98). - С. 1152-1155.

3. Зайнашева Ю.В. Система устойчивого развития территориального инвестиционно-строительного комплекса / Ю.В. Зайнашева, И.А. Блиева, М.А. Пилюгина // Ассоциация научных сотрудников "Сибирская академическая книга". - 2017. - С. 8-13.

4. Narezhnaya T., Prykina L. Reliability of mobile systems in construction // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science 19 Сер. "Energy Management of Municipal Transportation Facilities and Transport, EMMFT 2017". - 2017. - С. 12141

5. Construction management and real estate development: The taxtbook in two parts / I.P. Av-ilova, A.E. Naumov, Le.V. Thuong [et al.]; Under the general scientific editorship of Professor P.G. Graboviy. - 4-е издание, переработанное и дополненное. - Stockholm: ASV Construction, 2020. - 608 p. - ISBN 978-91-982223-9-5.

FINANCIAL LITERACY IN THE FRAMEWORK OF THE PROJECT "MOSCOW

LONGEVITY"

T.V. Safronova, teacher-psychologist

College of Modern Technologies named after Hero of the Soviet Union M.F. Panov (Russia, Moscow)

Abstract. This article examines the main reasons for the lack of financial literacy skills among older people, and also presents the main stages of instilling initial financial knowledge among older people within the framework of the Moscow Longevity program, in order to teach them to plan a budget and rationally manage their funds in the rapidly changing economic situation in the modern world.

Keywords: financial literacy, elderly people, Moscow longevity, socialization, fundamentals of economic knowledge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.