традиций. Это разнообразие может затруднить разработку образовательных программ, подходящих для всех культур.
Несмотря на эти проблемы, ЮНЕСКО продолжает играть жизненно важную роль в формировании глобальной системы образования. Работая с государствами-членами и другими партнерами, ЮНЕСКО помогает обеспечить доступ к качественному образованию для всех, независимо от их происхождения. Список использованной литературы:
1. Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек / Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений. Секция публичных библиотек, Российская библиотечная ассоциация. - Санкт-Петербург: Издательство РНБ, 2002. - 112 с.
2. Нанонаука и нанотехнологии: энциклопедия систем жизнеобеспечения. - Москва: Издательство ЮНЕСКО EOLSS: Магистр-Пресс, 2015. - 999 с
© Рахманов А., Джаммаев Ч., Мухаммедов Б., Гурбандурдыева М., 2023
УДК 37
Чешуина Н.Р.
МБДОУ «ДС «Радуга», воспитатель Республика Хакасия, р.п. Усть-Абакан
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ДОО КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Аннотация
В статье представлен опыт работы по формированию основ финансовой грамотности в ДОО. Показана актуальность финансового воспитания уже в дошкольном возрасте.
Ключевые слова:
Финансовая грамотность, финансовая культура, экономическое воспитание.
Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям. Ребенок практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дешево, дорого, экономить. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно даже уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.
Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования.
Что же помогает нам формировать предпосылки финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста?
Во-первых, это программа дополнительного образования. Хочется сразу отметить, что рабочих программ по формированию основ финансовой грамотности в ДОО очень много. По моему мнению, программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», авторами программы являются Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская, является наиболее интересной и эффективной. Не смотря на то, что программа предусмотрена как дополнительное образование для детей старшего дошкольного
возраста, знакомить детей с культурой финансовой грамотности, по этой программе, можно уже с младшего дошкольного возраста.
В младшей группе работа направлена на воспитание бережного отношения к предметам и игрушкам как результатам труда взрослых.
В средней группе одна из задач - это помочь увидеть направленность труда на достижение результата и удовлетворение потребностей людей, воспитать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях, дать детям первые экономические знания о купле и продаже товара.
В старшей группе - дать представление о материальном обеспечении семьи, познакомить детей с таким понятием как «потребности» человека. В игровой форме познакомить детей с понятием «бюджет», воспитывать культуру потребления: бережное отношение к воде, электричеству, продуктам питания, одежде, обуви, жилищу. В старшем дошкольном возрасте можно познакомить детей с понятием «реклама». Что такое реклама? Какая она бывает? (печатная, аудио, видео реклама).
В подготовительной группе - задача постепенно ввести детей в мир экономических отношений, совместно с родителями сформировать у детей разумные потребности на основе соотношения желаний и возможностей семьи, расширить представление о деньгах, реальной стоимости и цене отдельных продуктов питания, игрушек, детских книг.
Во-вторых, актуальной остаётся задача знакомства детей с профессиями как с источником получения заработной платы. В своей работе с детьми мы используем различные методы обучения и воспитания по формированию представлений о профессиях:
• словесные (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
• наглядные (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
• практические (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
• игровые (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
Наиболее действенными способами ознакомления детей с трудом взрослых являются наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений у детей. Все интересное находится с нами рядом, не выходя за пределы детского сада, были организованы экскурсии для знакомства с различными профессиями нашего детского сада: доктор, плотник, повар, кухонный работник, прачка, младший воспитатель, дворник и т.д. Приглашали в гости библиотекаря, совершали виртуальные экскурсии, чтобы познакомиться с другими профессиями: архитектор, строитель, пожарный, полицейский, ландшафтный дизайнер и т.д.
Базовой формой и методом реализации программы является игра. В целях достижения оптимального результата используются разные игры:
• театрализованные,
• режиссерские,
• сюжетно - ролевые,
• интеллектуальные.
Организации сюжетно-ролевых игр в РППС группы является также одним из методов формирования финансовой грамотности. Дети после экскурсий закрепляют свои знания по различным профессиям в центрах игровой активности. С удовольствием играют роль продавца, доктора, строителя, повара, воспитателя, учителя, парикмахера, полицейского, пожарного, артиста и т.д. Из бесед и наблюдений дети узнают, какие профессии непосредственно связаны с деньгами, и с удовольствием играют в такие сюжетно-ролевые игры, которые связаны непосредственно с оплатой за услуги или
товар, например, «Салон красоты», «Магазин», «Супермаркет», «Поликлиника», «Столовая», «Кафе» и т.д. Все эти центры снабжены определенной атрибутикой: атрибуты различных рабочих мест, спецодежда, деньги, пластиковые платёжные и дисконтные карты, кошелёк, банкомат и т.п. Таким образом, образовательная деятельность по направлению ранней финансовой грамотности может разворачиваться не только в форме, регламентированной образовательной и совместной образовательной деятельности, но и продолжаться в самостоятельной деятельности дошкольников в специально организованной развивающей среде. Это способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии.
Еще одной из задач ранней финансовой грамотности является знакомство дошкольников с деньгами. С этой целью для детей организуются выставки, которые включают в себя различные коллекции банкнот и монет не только нашей страны, но и других стран (Вьетнам, Таиланд, Египет, Турция и т.д.), банкноты и монеты нашей страны, которые уже вышли из обращения, а также юбилейные коллекции. После посещения данной выставки дети загорелись желанием заняться коллекционированием монет и создать сообща свою коллекцию в детском саду.
Также дети придумали использовать фантики от конфет, для реализации сюжетно-ролевых игр, которые связаны непосредственно с оплатой за услуги или товар. Организовали свой «монетный двор», где происходил отбор фантиков-купюр и печатание на них цифр от 1 до 5, в зависимости от величины и красочности фантика, значение купюры увеличивалось, нарисовали монеты в технике «фроттаж». Таким образом, мы пополнили РРПС и закрепили знания по математическому развитию по программе - цифры от 1-5. При помощи техники оригами мы сделали с детьми кошельки для банкнот, которые потом с удовольствием украсили и использовали в играх.
Работа по формированию предпосылок финансовой грамотности в ДОО реализуется через интеграцию всех образовательных областей и в дальнейшем поможет дошкольникам выработать такие навыки и умения, а также личностные качества как:
• уважение к людям, которые умеют трудиться и зарабатывать честно;
• ценить и понимать предметный окружающий мир (как результат труда людей);
• осознать понятия и их взаимосвязь «труд — продукт — деньги», а также «стоимость продукта, которая зависит от качества»;
• видеть красоту человеческого творения;
• развитие бережливости, экономности рациональности и трудолюбия и как следствие — честность, щедрость, отзывчивость, благородство, сочувствие,
• оценивать средства и способы выполнения желаний и корректировать собственные потребности;
• уметь применять полученные умения и навыки в жизни.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что финансовая грамотность активизирует познавательную деятельность дошкольников, совершенствует коммуникативные качества. Дети начинают бережнее относиться к игрушкам, а также к предметам окружения, они начинают понимать, что деньги «с неба не падают», их нужно заработать своим трудом, у детей появляется интерес к людям разных профессий, а также творческий подход к решению игровых задач.
Список использованной литературы:
1. Морозова О.В. Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации: Методические рекомендации / Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. - 50 с.
2. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. «Азы финансовой культуры для дошкольников», Издательство ВИТА - ПРЕСС, Москва 2019 год.
© Чешуина Н.Р., 2023