Научная статья на тему 'Финансовая грамотность российских учащихся: состояние и динамика изменений (по результатам исследования PISA-2015)'

Финансовая грамотность российских учащихся: состояние и динамика изменений (по результатам исследования PISA-2015) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
450
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / FINANCIAL LITERACY / ФИНАНСОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FINANCIAL EDUCATION / МЕЖДУНАРОДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ PISA / INTERNATIONAL SURVEY PISA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалёва Галина Сергеевна, Рутковская Елена Лазаревна, Половникова Анастасия Владимировна

Встатье представлены результаты второго цикла международного исследования финансовой грамотности 15-летних учащихся, реализованного в рамках исследования PISA-2015. Рассмотрены особенности международного теста, приведен анализ результатов российских учащихся по отдельным областям финансовой грамотности. Приведены факторы, связанные с повышением уровня финансовой грамотности российских учащихся. Представлены рекомендации по совершенствованию финансового образования в системе общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ковалёва Галина Сергеевна, Рутковская Елена Лазаревна, Половникова Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial Literacy Of Russian Students: Status And The Dynamics Of Changes (Based On PISA 2015 Results)

In the article we present the results of the second round of the international survey PISA-2015 of the 15 year old students’ financial literacy. We look at the features of the international test; analyze the results of Russian students in different areas of financial literacy. We present factors related to the rising level of financial literacy of Russian students and give recommendations for the improvement of financial education in the system of general education.

Текст научной работы на тему «Финансовая грамотность российских учащихся: состояние и динамика изменений (по результатам исследования PISA-2015)»

I !|lI I I|lI I I |l I I I jl I II |l 1 2 3

I ' I I I I I I I I I I I I I I 11 I n I I I

Финансовая грамотность российских учащихся: состояние и динамика изменений (по результатам исследования ^-2015)

Ковалёва Галина Сергеевна

Рутковская Елена Лазаревна

Половникова

Анастасия

Владимировна

кандидат педагогических наук, заведующий Центром оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», centeroko@mail.ru

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», info@instrao.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания истории, обществознания, права Института гуманитарных наук и управления ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», avp.71@mail.ru

Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовое образование, международное исследование PISA.

Второй цикл международного исследования финансовой грамотности 15-летних учащихся был реализован в 2015 году в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment), которая инициирована Организацией экономического сотрудничества и развития ОЭСР (Organization for Economic Cooperation and Development)1. Исследование по финансовой грамотности в России проводилось Центром оценки качества образования ФГБНУ «ИСРО РАО» в рамках проекта Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Основные результаты

Международное исследование PISA-2015, отслеживая динамику изменений образовательных результатов более чем в 70 странах мира, зафиксировало повышение результатов российских учащихся 15-летнего возраста по трём из четырёх

1 OECD (2017), PISA 2015 Results (Volume IV): Students' Financial Literacy, PISA, OECD Publishing,

Paris. http://dx.doi.org/10.1787/9789264270282-en

Рис. 1. Динамика результатов российских учащихся по четырём областям функциональной

грамотности (Р^А-2015)

составляющих функциональной грамотности по сравнению с предыдущим циклом исследования — 2012 годом2 (рис. 1).

Как видно из диаграммы, наиболее выражена динамика именно по финансовой грамотности. Средний результат российских школьников стал выше на 26 баллов, в то время как прирост по математической грамотности составил 12 баллов, а по читательской — 20 баллов.

В исследовании PISA по финансовой грамотности в 2015 году приняли участие около 48 тысяч учащихся, представлявших около 12 миллионов подростков, проживающих в 15 странах. В России в исследовании финансовой грамотности приняли участие 1 558 учащихся из 42 субъектов Российской Федерации, представлявших всех учащихся страны 15-летнего возраста. В отличие от 2012 года, исследование проводилось на компьютерах.

В качестве основных показателей по финансовой грамотности исследование PISA оценивало уровень финансовой грамотности учащихся и доступность к финансовому образованию.

Уровень финансовой грамотности российских учащихся 15-летнего возраста в 2015 году

2 Новые достижения российских учащихся: финансовая грамотность (по результатам международной программы Р^А-2015), С.11 Шр://хп-80ааега4аЬ6аа2Ь2Ь. хп — рЫ/ир1оаа/Моск/58с/58с<Н4Ь647ШЬ00ЛЬ58с50Ь6аЬ 7e952.pdf

превысил среднее значение по странам ОЭСР. В рейтинге стран-участниц исследования российские учащиеся перешли с 10-го места в списке из 18 стран (результат 2012 года, что было ниже среднего международного уровня) на 4-е место из 15 стран (результат 2015 года, который выше среднего международного уровня).

«В России значительно сократилось число школьников с низким уровнем финансовой грамотности и выросло число подростков с высоким уровнем. Это очень показательный результат, — отметила Флор-Анн Месси, руководитель департамента по финансам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), исполнительный секретарь Международной сети по вопросам финансового образования»3.

Распределение российских учащихся по уровням финансовой грамотности в сравнении с результатами стран ОЭСР по данным исследования PISA 2012 года и 2015 года представлено на рис. 2.

Распределение российских учащихся можно назвать симметричным: по 11% учащихся на 1-м и 5-м уровнях, почти одинаковое число учащихся (23 и 24%) на 2-м и 4-м уровнях и самая многочисленная группа (32%) на сред-

3 Российские школьники в четверке лучших по финансовой грамотности в международном рейтинге ОЭСР // https://www.vо1gоgrаd.kp.ru/dаi1y/26689.4/3712998/

Рис. 2. Распределение российских учащихся по уровням финансовой грамотности (в сравнении

с результатами стран ОЭСР)

нем 3-м уровне. По странам ОЭСР этого сказать нельзя из-за выросшего до 22% числа учащихся, оказавшихся ниже порогового уровня.

На высший, 5-й уровень финансовой грамотности попадают те учащиеся, которые демонстрируют понимание широкого спектра финансовых терминов и понятий, анализируют сложные финансовые продукты, учитывают особенности финансовых документов, которые не всегда являются очевидными, описывают возможные результаты финансовых решений, разбираются в контекстах, имеющих отношение к собственной жизни в долгосрочной перспективе. В 2012 году таких учащихся в России было всего 4%, в 2015 году — 11%.

Не достигают порогового (2-го) уровня финансовой грамотности учащиеся, у которых проявления финансовой грамотности минимальны. Они могут принимать только самые простые решения и только в ситуациях, связанных с повседневными расходами, в которых они, вероятно, имеют личный опыт. По сравнению с 2012 годом число российских учащихся, показавших результат ниже порогового уровня, сократилось на 6%.

Показательно, что среди всех образовательных организаций, участвовавших в исследовании 2015 года, ни одна не оказалась

на самом высоком уровне по шкале PISA (625 баллов и выше), и единственная школа показала средний результат ниже порогового (рис. 3).

Особенности международного теста по финансовой грамотности

В исследовании PISA было принято следующее рабочее определение финансовой грамотности: Финансовая грамотность включает знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни4.

На рис. 4 представлены структура международного теста по финансовой грамотности и средний результат выполнения заданий по каждой области финансовой грамотности5.

Согласно концепции исследования финансовой грамотности, международный тест включал четыре содержательные области6.

Содержательная область «Деньги и денежные операции» образует широкий спектр лич-

4 Ковалева Г.С. Финансовая грамотность как составляющая функциональной грамотности: международный контекст // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2017. — Т. 1. — № 2 (37). — С. 31-43.

5 Новые достижения российских учащихся: финансовая грамотность (по результатам международной программы РКА-2015). — С. 5 / Шр://хп-80ааега4аЬ6аа2Ь2Ь.хп — рЫ/ир1оаа/Шоск/58с/58с<Н4Ь647ПМЬ00АЬЬ58с50Ь6аЬ7а952.р<НГ

6 Рутковская Е.Л. Факторы формирования финансовой грамотности школьников // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2017. — Т. 1. — № 2 (37). — С. 44-54.

Рис. 3. Распределение образовательных организаций по средним баллам их учащихся

ностно значимых финансовых вопросов (тем). В их числе повседневные покупки товаров, платежи, расходы, соотношение цены и качества, банковские карты, чеки, банковские счета, валюты. Задания из этой области включали следующие требования:

• продемонстрировать знание имеющихся в обращении банкнот и монет, а также возможности использовать кредитную или дебетовую карту;

• показать понимание того, что деньги используются для обмена товарами и услугами; что существуют различные способы получения денег от других людей и перевода денег людьми или организациями; возможности использовать банкоматы для снятия наличных денег или получения сведений об остатке на счёте; возможности проверить операции перечисления средств и отметить любые нарушения;

• раскрыть возможности различных способов оплаты, производимой лично или через Интернет;

• выявить с учётом потребностей личности и конкретных обстоятельств преимущества определённого предмета потребления по соотношению цены и качества.

Содержательная область «Планирование и управление финансами» предполагает понимание того, что доходы требуют планирования и управления — как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Эта область со-

держания может включать в себя задачи, касающиеся различных видов доходов (например, пособий, заработной платы, а также валовой и чистой прибыли) и требующих ряда представлений и умений, в числе которых:

• представление о том, как управлять раз -личными элементами бюджета, в том числе определять приоритеты и находить возможность либо сокращения расходов, либо увеличения доходов; представление о влиянии процентов на сбережения, а также о плюсах и минусах инвестиционных продуктов;

• понимание факта существования государственных налогов и льгот, их влияния на планирование и управление финансами; признание пользы планирования сбережений с молодых лет для обеспечения себя в пенсионном возрасте и важности создания резервов на случай финансовых потрясений; преимущества экономии для различных долгосрочных целей или ожидаемых изменений обстоятельств (таких, например, как начало самостоятельной жизни); понимание цели получения кредитов и способов сохранения средств или облегчения бремени необходимых расходов за счёт займов;

• умения составить бюджет, отражающий планирование регулярных расходов и сбережений; осуществлять перспективное планирование, учитывающее будущие расходы (например, определение средств, которые нужно сохранять каждый месяц, чтобы сделать

Ковалёва Г.С., Рутковская ЕЛ., Половникова А.В. Финансовая грамотность российских учащихся: состояние и динамика изменений...

Финансовая грамотность: содержание, по шапэтслышн деятельное! ь и ко «тексты (прощ-нт выпмненнн)

Содержание

Познавательная деятельность

Контексты

Деньги н операции с ними (46<Vo)

Планирование и управление финансами (55%)

Риски и вознаграждения (60%)

Финансовая среда (46%)

выявление финансовой информации

(55%)

Анализ информации в финансовом контексте (50%)

Оценка финансовых проблем

(50%)

Применение финансовых знаний и понимания

Образование » работ» (43%)

Дом и семья

(59%)

Личные траты, досуг к отдых (49%)

Общество и гражданин

(57%)

Рис. 4. Структура международного теста по финансовой грамотности

запланированную покупку); оценить влияние различных факторов на расходы; умение оценить преимущества и недостатки формирования человеческого капитала посредством инвестиций в различные виды образования и профессиональной подготовки.

Содержательная область «Риски и вознаграждения» — ключевая область финансовой грамотности, включающая возможность определения путей и способов управления финансами с учётом представления о потенциальной финансовой прибыли или убытках. Особое значение в этой области имеют два вида рисков. Первый представляет собой финансовые потери, вызванные непредвиденными обстоятельствами, например, катастрофическим бедствием. Второй — риск, присущий финансовым продуктам, таким как кредитные соглашения с переменной процентной ставкой или инвестиционные продукты.

Данная содержательная область включает в себя представление о том, что определённые финансовые продукты (включая страхование) могут быть использованы для управления различными рисками с учётом различных потребностей и обстоятельств. Предполагается знание того, что одни методы сбережения или инвестирования являются более рискованными, чем другие; знание того, как ограничить риски для личного капитала, понимание преимуществ диверси-

фикации. Задания этой содержательной категории могут требовать рассмотрения потенциальных рисков или выгод.

Содержательная область «Финансовая среда» связана с характером и особенностями финансового мира. Она охватывает знания прав и обязанностей потребителей на финансовом рынке в рамках общей финансовой ситуации. К этой содержательной области относятся также информационные ресурсы и правовое регулирование (правовая документация при приобретении финансовых продуктов или услуг). В самом широком смысле финансовая среда включает в себя и понимание последствий изменения экономических условий и государственной политики, таких, как изменение процентных ставок, инфляции, налогообложения, социальных пособий. Задания, связанные с данной областью, также направлены на оценку:

♦ понимания того, что целый ряд внешних факторов, таких, как реклама и давление со стороны сверстников, может повлиять на финансовое решение; что возможны финансовые преступления (например, кражи личных данных и мошенничество); как принять соответствующие меры предосторожности;

♦ умение определять, куда обратиться за советом при выборе финансовых продуктов или за помощью в связи с финансовыми вопросами; какие поставщики являются надёж-

ными и какие продукты и услуги защищены на основе Закона защиты прав потребителей7.

Особенности сформированное™ отдельных аспектов финансовой грамотности у российских учащихся

Показанный на рис. 3 средний результат по каждой из проверяемых составляющих финансовой грамотности даёт возможность увидеть, насколько успешны были российские учащиеся в определённых аспектах содержания, способах познавательной деятельности и контекстах, а также выявленные исследованием дефициты.

Информация о результатах выполнения заданий по каждой из областей содержания свидетельствует о том, что лучше всего выполнены задания области «Риски и вознаграждения» (60% выполнения), касающиеся определения путей управления финансами с учётом представления о потенциальной прибыли и убытках. Как и в 2012 году, наиболее трудной областью содержания (46% выполнения) оказалась область «Деньги и операции с ними» (понимание практики обеспечения безопасности при покупке товаров в интернет-магазине; проблемы инвестирования, налогообложения, анализа документов, отражающих механизм осуществления банковских операций). Устойчивое проявление сложности данной области сигнализирует о необходимости более пристального внимания к ней в российской образовательной практике.

Представленные в исследовании контексты оказались в разной степени освоенными учащимися. Успешнее выполнены задания в контексте более близких возрасту тестируемых и знакомых им ситуаций «Дом и семья» (59% выполнения), менее успешно — в контексте «Образование и работа» (43% выполнения).

Среди проверяемых способов познавательной деятельности наиболее высок результат по заданиям на применение финансовых знаний (56% выполнения) и выявление финансовой информации (55% выполнения). Сложными оказались задания на анализ информации в финансовом контексте и оценку

7 Рутковская Е.Л. Финансовая грамотность как необходимый навык жизни в современном социуме: цели, содержание и первые результаты международного исследования // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2014. — № 4. — С. 36-45.

финансовых проблем. Формирование умений анализировать информацию в финансовом контексте и оценивать финансовые проблемы должно выступать одной из приоритетных задач развития финансовой грамотности.

В целом российские учащиеся успешно выполнили более половины из 43 заданий международного теста. Заметим, что в тесте были представлены задания разных типов: с выбором одного ответа — 23% заданий, с выбором нескольких ответов — 28% заданий, с открытыми ответами — самая многочисленная группа, 49% заданий. Средний результат выполнения теста российскими учащимися — 52%.

При выполнении заданий с открытым развёрнутым ответом российские учащиеся затрудняются формулировать самостоятельные суждения в контексте предложенного задания. Недостаточно развиты умения аргументировать ответ, давать законченные суждения строго в контексте поставленного вопроса. Заметим, что аналогичные выводы о недостаточно развитом комплексном умении аргументировать самостоятельно сконструированный ответ были сделаны и на основе анализа данных исследования 2012 года8. Очевидна актуальность работы по преодолению этих устойчивых дефицитов в образовательной подготовке учащихся.

Выполнение заданий по областям оценки и их составляющим свидетельствует о содержательных направлениях совершенствования финансового образования — как непосредственно в содержательно-тематической области, так и в способах осваиваемой учащимися познавательной деятельности.

Какие характеристики учащихся связаны с различными уровнями финансовой грамотности

Доступность к финансовому образованию является одним из основных показателей качества финансового образования в странах. Она определяется на основе сравнения уровня финансовой грамотности учащихся различных групп, например, с различным уровнем соци-

8 Рутковская Е.Л. Финансовая грамотность как необходимый навык жизни в современном социуме: цели, содержание и первые результаты международного исследования // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2014. — № 4. — С. 36-45, с. 42.

Рис. 5. Результаты по финансовой грамотности четырёх равных групп учащихся с разными уровнями социально-экономического и культурного статуса для стран-участниц исследования Р^А-2015

ально-экономического и культурного статуса семей учащихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для России различие в результатах учащихся с высоким и низким уровнем социально-экономического и культурного статуса составляет 46 баллов (рис. 5), что существенно ниже результатов других стран и среднего результата для стран ОЭСР (89 баллов). По сравнению с 2012 годом разброс результатов для России существенно уменьшился (на 25 баллов). Эти данные свидетельствуют о значительном повышении уровня доступа к финансовому образованию в России за последние годы. В этой связи важно отметить, что все программы по повышению финансовой грамотности, организованные Министерством финансов РФ и Министерством образования и науки РФ, бесплатны, что способствует участию в них учащихся из семей с разным социально-экономическим статусом.

Исследование PISA показало наличие связи не только между финансовой грамотностью учащихся и материальным благополучием их семей, но и тем, насколько часто учащиеся обсуждают различные финансовые вопросы с родителями. Результаты российских учащихся повышаются (с 480 баллов до 520 баллов) по мере увеличения частоты обсуждений финансовых вопросов с родителями. В странах ОЭСР связь несколько отличается от си-

туации в России: сначала средний результат по странам ОЭСР возрастает (при изменении частоты обсуждений от очень редких до 1—2 раз в месяц и далее до 1—2 раз в неделю), а затем понижается (с переходом от 1—2 обсуждений в неделю к почти ежедневному обсуждению).

Важным результатом исследования является выявление особенностей российских учащихся, показавших наивысшие результаты по финансовой грамотности. Это, как правило, учащиеся, мотивированные к финансовой деятельности, критически оценивающие свои знания и опыт, открытые новым идеям и технологиям в сфере финансовых продуктов и услуг и возможности их реализации, имеющие опыт финансовой деятельности. Им нравится читать книги и статьи о финансах и финансовой деятельности; они понимают важность изучения финансов и финансовой деятельности, так как это расширяет перспективы и увеличивает их возможности в разных сферах общественной жизни; они, как правило, не удовлетворены уровнем своих знаний о финансовых продуктах и финансовых услугах. Учащиеся с высоким уровнем финансовой грамотности, как правило, имеют опыт поиска выгодных условий для приобретения товаров в розничной торговле, приобретения товаров в интернет-магазине и накопления денежных средств.

В каких направлениях целесообразно развивать финансовое образование

В ходе анкетирования директоров образовательных организаций, участвовавших в исследовании, получены важные сведения, характеризующие финансовое образование в российских школах. Руководители всех участвовавших в исследовании образовательных организаций высказали предложения, фокусирующие внимание на способах и формах деятельности в контексте широкого социального пространства развития финансовой грамотности — как в школе, так и за её пределами. В частности, акцентировались возможности использования учебно-методических комплексов по финансовой грамотности, разработанных для различных целевых групп — учащихся начальной, основной и старшей школы, воспитанников детских домов и школ-

интернатов, а также для студентов системы среднего профессионального образования9. Подчёркивалась необходимость дальнейшего вовлечения родителей в процесс формирования финансовой грамотности учащихся, а также расширение образовательного пространства и круга субъектов, осуществляющих финансовое образование, — прежде всего за счёт различных финансовых организаций и их представителей. Эти предложения можно рассматривать как основу новых результативных образовательных практик в области финансового образования учащихся, начинающихся, как правило, с инициативных изменений в собственной образовательной организации.

9 Половникова A.B. Учебно-методические комплексы по финансовой грамотности: первый опыт глазами учителя // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2017. — Т. 1. — № 2 (37). — С. 95-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.