44
Экономические науки
УДК 332.1
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Коновалова К. Ю., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансового права Северо-Кавказский институт (филиал РАНХиГС), г. Пятигорск E-mail: [email protected]
В данной статье рассмотрена реализация Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», определены группы регионов России с учетом уровня финансовой грамотности населения. Сделан вывод о том, что на экономическую безопасность регионов оказывает влияние ряд рисков, в частности, связанных с низким уровнем финансовой грамотности населения, с определенным типовым поведением граждан на финансовом рынке, вне зависимости от уровня их материального достатка.
Ключевые слова: финансовая грамотность, экономическая безопасность региона, население, домохозяйства, финансовые рынки.
FINANCIAL LITERACY AS A FACTOR OF ECONOMIC SECURITY OF THE REGION
Konovalova Ch. Yu., candidate of economic Sciences, associate рrofessor of the department of economics and finance, North-Caucasian Institute (branch of Ranepa), city of Pyatigorsk E-mail: [email protected]
This article discusses the implementation of the Project «Promotion of financial literacy of the population and the development of financial education in the Russian Federation», identified groups of regions of Russia, taking into account the level of financial literacy. It is concluded that the economic security of the regions is influenced by a number of risks, in particular, related to the low level of financial literacy of the population, with certain typical behavior of citizens in the financial market, regardless of their level of material prosperity.
Key words: financial literacy, economic security of the region, population, households, financial markets.
В современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых и трудных для понимания финансовых инструментов вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными для большинства стран мира. Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей [1].
На сегодняшний день общепринятого определения термина «финансовая грамотность населения» не существует. Федеральная служба по финансовым рынкам России (далее - СБРФР) под финансовой грамотностью определяла способности граждан эффек-
тивно управлять личными финансами, осуществлять учёт расходов и доходов домохозяйства и финансовое планирование, оптимизировать соотношение между сбережениями и потреблением, разбираться в особенностях различных финансовых продуктов и услуг, принимать обоснованные решения в отношении финансовых продуктов и услуг и нести за них ответственность, компетентно планировать и осуществлять пенсионные накопления [2]. 3 марта 2014 г. СБРФР была упразднена. Полномочия, ранее осуществляемые ею по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, были переданы созданным структурным подразделениям Центрального Банка РФ.
На сегодняшний день финансовая грамотность - это не только «способности», более точно данное понятие отражает система «знания - установки - навыки».
Для достижения цели, связанной с повышением уровня финансовой грамотности населения, необходимо разработать и реализовать комплекс мер, направленных на решение следующих основных задачи обеспечения экономической безопасности домохозяйств, разрушение патерналистского стереотипа, взращивание культуры принятия домохозяйствами самостоятельных ответственных решений в области экономики и финансов, формирование у российских граждан нового типа мышления, содержащего установки на активное экономическое поведение, соответствующее их финансовым возможностям [3].
В использовании терминов «население» и «домохозяйства» Федеральной службой государственной статистики отличий нет, так как: «Доходы домашнего хозяйства (населения) - поток денег или общая сумма денег, поступающая в распоряжение домохозяйств в виде заработной платы, жалования, ренты, дивидендов, процентов, пений, пособий, предпринимательской прибыли в течение определенного периода, и которая может быть израсходована на потребление без сокращения собственных активов и увеличения обязательств. Размер дохода определяет благосостояние конкретного потребителя, а значит и его потребительское поведение» [4, с. 252].
Официальными органами государственной статистики используется следующее определение домашних хозяйств. «Домохозяйство - группа людей, проживающих в одном жилом помещении или его части, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства. Домохозяйство может состоять из одного человека, живущего самостоятельно и обеспечивающего себя пищей и всем необходимым для жизни». Охвату в рамках исследований Федеральной службы государственной статистики «подлежат все домашние хозяйства, проживающие в Российской Федерации, за исключением коллективных (лиц, долговременно находящихся в больницах, домах-интернатах для престарелых, школах-интернатах и других институциональных заведениях, монастырях, религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях)» [5].
Одним из направлений повышения устойчивости финансов домохозяйств (сбережений населения как источника банковских ресурсов, высокой закредитованности граждан как одного из ключевых факторов роста кредитных рисков и т.д.) является рост уровня финансовой грамотности населения. Поскольку именно он влияет на риски функционирования субъектов финансового сектора в регионе и безопасное использование населением финансово-кредитных ресурсов, необходимых для устойчивого развития экономики региона; социально-экономической политики системе факторов, которые оказывают наиболее сильное воздействие на формирование основных параметров процесса развития и совершенствования экономического пространства региона [6]. При этом при кажущейся очевидности решение данного вопроса выходит за рамки простого выбора параметров, позволяющих объективно оценить ситуацию в регионе. Об этом свидетельствует и тот факт, что вопрос возник еще на самой заре формирования самой парадигмы устойчивого развитии и по сегодняшний день является наиболее часто рассматриваемым вопросом [7, с. 53].
Такая необходимость поиска показателей, в полной мере характеризующих социально-экономическое положение дел, признается и экспертным сообществом [8, с. 77-98].
Так, по данным экспертов Аналитического центра НАФИ, в 2013 и 2015 гг. были отмечены первые позитивные результаты реализации Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». В их числе прирост трех ключевых показателей финансовой компетентности жителей пилотных регионов -участников данного Проекта (понимания гражданами соотношения риск-вознаграждение, важности сбережений и сравнения финансовых предложений на рынке) при стабильной и негативной динамике в сопоставимых (контрольных) регионах, отобранных исследователями. В сравнении с данными по России в целом, можно также отметить более высокие показатели в пилотных регионах [9].
Москва и Московская область официально не задействованы в Проекте (поскольку не реализуется соответствующая региональная программа), в то же время на данной территории также действуют методические центры, проводятся Всероссийские Недели финансовой грамотности и иные
мероприятия Проекта, что обуславливает включение территории в число участников Проекта.
Целью Проекта является повышение финансовой грамотности российских граждан (особенно учащихся школ и высших учебных заведений, а также взрослого населения с низким и средним уровнями доходов), содействие формированию у российских граждан разумного финансового поведения, обоснованных решений и ответственного отношения к личным финансам, повышение эффективности в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.
Основные задачи Проекта включают в себя следующие направления:
1. На основе оценки уровня финансовой грамотности населения и эффектов пилотируемых программ разработать и начать реализацию среднесрочной национальной Стратегии повышения финансовой грамотности населения.
2. Создать устойчивые институциональные механизмы реализации программ повышения финансовой грамотности на федеральном и региональном уровнях с участием органов исполнительной власти, учебных заведений, неправительственных организаций, финансового сектора.
3. Создать кадровый потенциал в области реализации программ повышения финансовой грамотности на федеральном и региональном уровнях.
4. Разработать, протестировать и распространить образовательные программы и инструменты повышения финансовой грамотности, используя институты и каналы как формального, так и неформального образования учащихся школьного возраста, студентов и взрослых.
5. Создать систему эффективных и доступных информационных ресурсов в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, провести масштабную информационную кампанию; разработать, протестировать и распространить широкий спектр информационных материалов по защите прав потребителей финансовых услуг.
6. Поддержать на конкурсной основе широкий круг инициатив «снизу», направленных на повышение финансовой грамотности, развитие финансового образования и повышение защиты прав потребителей финансовых услуг.
7. Обеспечить укрепление потенциала органов государственного управления и негосударственного сектора в сфере защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг, включая повышение квалификации кадров, улучшение состояния дел с раскрытием и доступным представлением информации участниками финансовых рынков и взаимодействие с организациями частного сектора.
8. Провести комплексную масштабную оценку и организовать мониторинг уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения [10].
На финансовый сектор и экономическую безопасность регионов оказывает влияние ряд рисков, связанных с низким уровнем финансовой грамотности населения, а именно с определенным типовым поведением граждан на финансовом рынке, в первую очередь в отношении кредитования и сбережения. В соответствии с терминологией национальной стратегии, «финансово грамотный гражданин должен как минимум формировать долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности» для непредвиденных обстоятельств, «жить по средствам», избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним» и т. д. [11].
Следовательно, высокий уровень финансовой грамотности населения региона должен предполагать:
- высокий уровень вкладов физических лиц, привлеченных кредитными организациями;
- низкий номинальный уровень долговой нагрузки РТ1 (соотношение среднего платежа по всем кредитам заемщика к его среднемесячному доходу);
- низкое число потенциальных банкротов среди заемщиков с открытыми кредитами;
- низкий показатель среднего количества открытых кредитов на заемщика;
- низкую долю счетов с просрочкой платежей.
Исходя из этого, для проведения группировки регионов были собраны статистические данные Федеральной службы государственной статистики, Центрального Банка России и Объединенного кредитного бюро о перечисленных показателях и иных характеристиках социально-экономического развития и финансовой активности населения 77 регионов России за 2018 год (см. табл. 1).
Таблица 1
Группы регионов по уровню финансовой грамотности населения за 2018 г. [12]
Название группы Регионы в составе группы Название группы Регионы в составе группы
Вкладчики и заемщики 1. Воронежская область 2. Камчатский край 3. Магаданская область 4. Мурманская область 5. Нижегородская область 6. Новгородская область 7. Приморский край 8. Республика Саха (Якутия) 9. Санкт-Петербург и Ленинградская область 10. Сахалинская область 11. Тюменская область (вкл. ХМАО и ЯНАО) 12. Хабаровский край 13. Чукотский АО Вкладчики 1. Белгородская область 2. Волгоградская область 1 3. Калининградская область 4. Кировская область 5. Костромская область 6. Краснодарский край 7. Липецкая область 8. Москва и Московская область 9. Республика Марий Эл 10. Республика Мордовия 11. Республика Татарстан 12. Самарская область 13. Саратовская область 14. Смоленская область 15. Ставропольский край 16. Тамбовская область 17. Тверская область 18. Чеченская Республика 19. Чувашская Республика
Осторожные заемщики 1. Алтайский край 2. Амурская область 3. Архангельская область 4. Брянская область 5. Вологодская область 6. Еврейская авт. область 7. Иркутская область 8. Калужская область 9. Кемеровская область 10. Курганская область 11. Курская область 12. Новосибирская область 13. Омская область 14. Оренбургская область 15. Орловская область 16. Пензенская область 17. Пермский край 18. Псковская область 19. Республика Алтай 20. Республика Башкортостан 21. Республика Карелия 22. Республика Коми 23. Рязанская область 24. Свердловская область 25. Томская область 26. Тульская область 27. Удмуртская Республика 28. Ульяновская область 29. Челябинская область Неосторожные заемщики 1. Астраханская область 2. Владимирская область 3. Забайкальский край 4. Ивановская область 5. Кабардино-Балкарская Республика 6. Карачаево-Черкесская Республика 7. Красноярский край 8. Республика Адыгея 9. Республика Бурятия 10. Республика Дагестан 11. Республика Ингушетия 12. Республика Калмыкия 13. Респ. Северная Осетия-Алания 14. Республика Тыва 15. Республика Хакасия 16. Ростовская область 17. Ярославская область
1 Жирным шрифтом выделены регионы-участники Проекта Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
Таким образом можно выделить следующие факторные группы регионов:
1) «Регионы - вкладчики и заемщики» - 13 регионов;
2) «Регионы - осторожные заемщики» - 29 регионов, из них 3 региона в Проекте по повышению уровня финансовой грамотности;
3) «Регионы - вкладчики» - 19 регионов, из них 7 регионов в Проекте по повышению уровня финансовой грамотности;
4) «Регионы - неосторожные заемщики» -17 регионов.
Первую группу регионов «Вкладчики и заемщики» составили высокодоходные регионы, в которых живут активные потребители финансовых продуктов и услуг. Яркие представители группы -Камчатский край, Якутия, Санкт-Петербург, Тюменская область. Эту группу характеризует высокий уровень среднедушевых доходов и развитая сеть кредитных организаций (0,180 ед. на душу населения), что обеспечивает высокий уровень доступности финансовых продуктов и услуг для граждан.
Жители регионов из группы «Вкладчики и заемщики» - активные вкладчики (средний размер вклада на душу населения - 164 тыс. руб.) и заемщики (средняя сумма долга на душу населения -91 тыс. руб.). При этом среди заемщиков уровень дохода выше (47 тыс. руб.), чем среднедушевой, что может быть обусловлено политикой финансовых организаций. Наличие высокого уровня материального достатка обеспечивает заемщикам определенный запас «прочности»: их номинальный уровень долговой нагрузки коэффициента Payment-to-income ratio (далее - PTI) (соотношение среднего платежа по всем кредитам заемщика к его среднемесячному доходу) - один из самых низких по массиву (37,0 %). Достаточно высоки в данной группе страховые премии (взносы) на душу населения (933 руб.), что также, вероятно, обусловлено кредитной политикой банков.
В то же время относительно благополучная факторная группа «Регионы - вкладчики и заемщики» представляет определенные риски для субъектов финансового сектора, так как несмотря на высокий доход, жители её регионов так же, как и представители других групп, допускают просрочки по кредитам (доля счетов с просрочкой платежей от 1 дня - 15,5 %) [2; 12], что свидетельствует о недостаточном уровне их финансовой грамотности. Кроме того, они имеют большее количество кредитов (1,76 в расчете на заемщика)
и более крупные займы (средняя сумма долга 287 тыс. руб. на заемщика), при этом количество потенциальных банкротов среди заемщиков с открытыми кредитами одно из самых высоких среди всех групп - 1,46 % [2]. Таким образом, лишаясь высокого дохода (в случае утраты работы, болезни и т.д., которые зачастую не покрываются страховкой, идущей в совокупности с кредитом), обеспечить сразу несколько крупных кредитов могут не все заемщики.
Вторая факторная группа регионов «Осторожные заемщики» включает в себя такие регионы, как Башкортостан, Пермский край, Иркутская, Новосибирская, Оренбургская, Томская области и др. (см. табл. 1). В данных регионах меньше всего кредитных организаций (0,113 на 10 тыс. жителей). Среднедушевые денежные доходы в этой группе находятся на среднем уровне (25 тыс. руб.). Эти факторы могли бы отрицательно сказаться на пользовании представителей данной группы финансовыми продуктами и услугами, поскольку их возможности более ограничены), тем не менее, это не так. Несмотря на то что население данных регионов - не активные вкладчики, они обладают сбережениями (средний размер вклада на душу населения - 88 тыс. руб.) и являются при этом активными заемщики (67,9 % экономически активного населения имеют розничные кредиты, средняя сумма долга на душу населения - 71 тыс. руб.) [12].
Хотя суммы задолженностей их жителей перед банками высоки (средний долг - 173 тыс. руб. на заемщика, номинальный уровень долговой нагрузки РТ1 - 44,6 %), в целом они ведут себя достаточно осторожно и финансово грамотно. Так, в данной группе доля счетов с просрочкой лишь немногим выше, чем в первой группе и в среднем составляет 16,9 %, а количество потенциальных банкротов - одно из самых низких по массиву (1,04 чел. от общего числа заемщиков) [2].
В числе рисков рассматриваемых регионов с точки зрения субъектов финансового сектора - за-кредитованность их жителей. Так, доля новых кредитов наличными, направленных на частичное или полное погашение старого долга - 54,3 % (самое высокое по массиву), в среднем на заемщика открыто 1,77 кредитов.
Третью группу регионов «Вкладчики» также составляют активные пользователи услуг. Среди ярких представителей группы - Мордовия, Москва и Московская область, Краснодарский край, Волго-
градская область (см. табл. 1). Число кредитных организаций в данных регионах невелико (0,113 ед. на 10 тыс. жителей), равно как и среднедушевые доходы (26 тыс. руб.), что потенциально могло бы ухудшить доступность для них финансовых продуктов и услуг, однако и в случае с данной группой это не так. Жители регионов из данной группы - активные вкладчики (средний размер вклада - 112 тыс. руб./чел.), страхователи (средний взнос на душу населения составил 2876 руб.), что представители группы несколько менее консервативны, так объемы вкладов в «Сбербанке РФ» в 2,5 раза ниже среднего размера вклада по группе (в группах регионов «Вкладчики и заемщики», «Осторожные заемщики» и «Неосторожные заемщики» в среднем они ниже в 2,1-2,3 раза) [13].
В отличие от группы «Осторожные заемщики», имеющей аналогичный среднедушевой уровень материального достатка, кредитные стратегии в группе «Вкладчики» распространены меньше -средняя сумма долга на душу населения составляет 57 тыс. руб., доля охвата экономически активного населения минимальна среди всех групп - 52,1 %, количество потенциальных банкротств также невелико - 1,09 %, номинальный уровень долговой нагрузки РТ1 - 46,4 %. Потенциальные риски для субъектов финансового сектора в группе «Вкладчики» минимальны в сравнении с другими группами - недостаточный уровень ответственности заемщиков (16,6 % счетов имеют просрочки, что меньше чем в группах «Осторожные заемщики» и «Неосторожные заемщики») и склонность к перекредитованию (51,8 % новых кредитов наличными направлены на частичное или полное погашение старого долга).
В состав четвертой факторной группы регионов «Неосторожные заемщики» вошли: Карачаево-Черкесия, Адыгея, Калмыкия, Тыва, Астраханская область и др. (см. табл. 1). Данные территории характеризуются более высоким числом кредитных организаций в сравнении с факторными группами «Осторожные заемщики» и «Вкладчики» (0,117 ед. на 10 тыс. жителей), при этом уровень среднедушевого дохода минимален - 22 тыс. руб. Население из данной исследуемой группы регионов нельзя назвать активными вкладчиками (средний размер вклада на душу населения - 57 тыс. руб.), при этом они достаточно много кредитуются (средняя сумма долга на душу населения - 55 тыс. руб., 55,5 % экономически активного населения имеют открытый кредит). Услуги страхования в
сравнении с другими группами почти не развиты (116 руб. страховых взносов на душу населения).
Стоит отметить, что группа регионов «Неосторожные заемщики» является самой рисковой для субъектов финансового сектора: при более низких уровнях доходов размеры займов жителей ее регионов не уступают факторным группам регионов «Осторожные заемщики и «Вкладчики» (170 тыс. руб. на заемщика), номинальный уровень долговой нагрузки PTI максимален - 52,5 %, доля счетов с просрочкой платежа также максимальна - 24,7 %, количество потенциальных банкротов - 1,62 % от общего числа заемщиков, что говорит о низком уровне финансовой грамотности населения составивших группу регионов.
Подводя итоги проведенного анализа, можно отметить, что интерес субъектов финансового сектора к высокодоходным регионам достаточно очевиден - наибольшее число кредитных организаций на душу населения соответствует группе регионов «Вкладчики и заемщики». Однако более высокие доходы при высоких займах также имеют риски (банкротства, просрочек и т.д.) с использованием наиболее известных в России следующих международных актов управления рисками: Стандарт FERMA создан риск-менеджерами для формирования системы риск-менеджмента любого хозяйствующего субъекта, а стандарт COSO ERM для увеличения подлинности отчетности предприятий [14, с. 28]. Поэтому целесообразнее ориентироваться на регионы с более высоким уровнем финансовой грамотности и менее развитой конкурентной средой.
Группы регионов «Осторожные заемщики» и «Вкладчики» при идентичных показателях наличия в регионах финансовых организаций и уровне материального достатка жителей демонстрируют преобладание различных финансовых стратегий населения. Так, в группе «Осторожные заемщики» больше заемщиков, а в группе «Вкладчики и заемщики» - сберегателей. Это подтверждает то, что население, имеющее равные финансовые возможности и доступ к финансовым продуктам и услугам, зачастую демонстрирует различное поведение на финансовом рынке, опосредованное определенным уровнем финансовой грамотности.
То, что в группе регионов «Вкладчики» наиболее велико число регионов-участников Проекта, доказывает и значимость повышения уровня финансовой грамотности населения, поскольку регионы-представители группы ре-
гионов «Вкладчики» будут наиболее интересны инвестиционным, страховым и иным компаниям. Финансовым организациям, специализирующимся на кредитных продуктах, в свою очередь будут интересны представители группы регионов «Осторожные заемщики» - активно пользующиеся кредитами, но при этом более ответственно относящиеся к своим долгам, особенно в сравнении с группой регионов «Неосторожные заемщики».
Также можно видеть, что регионы со средним и низким уровнем материального достатка не склонны отказываться от использования финансовых продуктов и услуг. Напротив, в наименее доходной факторной группе регионов «Неосторожные заемщики» достаточно высока кредитная активность граждан, что обуславливает необходимость активизации работы по повышению уровня финансовой грамотности жителей территорий, входящих в группу (уже сегодня выплачивающих по кредитам более 50 % своих доходов, имеющих просрочки и т. д.).
Анализ динамики финансовой активности населения в части формирования сбережений показывает также, что жители регионов из группы 3 («Регионы - вкладчики») наиболее часто демонстрируют финансово грамотное поведение, в свою очередь регионы - представители группы 2 («Регионы - осторожные заемщики») чаще остальных демонстрируют осторожные кредитные стратегии.
Таким образом, можно говорить о том, что вне зависимости от уровня материального достатка жители определенных регионов могут на протяжении продолжительного времени демонстрировать более (или наоборот менее) финансово грамотное поведение, выстраивая определенные стратегии управления личными финансами, что отражается на финансовых показателях деятельности субъектов финансового сектора, их рисках и общем состоянии экономической безопасности регионов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы». Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_278903/ (дата обращения: 15.03.2019).
2. Официальный сайт Центрального банка РФ // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbr.ru (дата обращения: 09.03.2019).
3. Приказ ФСФР России от 24.09.2009 N 09-237/пз «Об утверждении Основных направлений деятельности, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения»: III. Основные задачи, связанные с реализацией деятельности, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения и базовые подходы к их решению [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_4845/ (дата обращения: 11.03. 2019).
4. Федеральная служба государственной статистики Энциклопедия статистических терминов в 8 томах. Т. 5: демографическая и социальная статистика. М., 2011. С. 252.
5. Постановление Госкомстата РФ от 18.04. 2003 № 45 «Об утверждении организационно-нормативных материалов для проведения основного этапа Национального обследования благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах (НОБУС)».
6. Неровня Т. Н., Коновалова К. Ю. Факторы и инструменты активизации участия Северо-Кавказского макрорегиона в межрегиональной конкуренции // Вестник Института дружбы народов Кавказа. Теория экономики и управления народным хозяйством. 2013. № 2 (26). С. 4.
7. Коновалова К. Ю. Изучение направлений обеспечения устойчивого развития экономики региона (на примере Республики Северная Осетия-Алания) // Научные Известия. 2016. № 4. С. 52-61.
8. Ferri, G. More analysts, better ratings: do rating agencies invest enough in less developed countries? / G. Ferri // Journal of Applied Economics. 2004. Vol. VII. № 1 (May 2004) PP. 77-98.
9. Официальный сайт аналитического центра НАФИ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nafi.ru/ about/profile/ (дата обращения: 13.03.2019).
10. Проект Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minfin.rU/ru/om/fingram//about/targets/ (дата обращения 22.03.2019).
11. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 г. №2039-р).
12. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения 20.03.2019).
13. Официальный сайт ПАО Сбербанк [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sberbank.ru/ (дата обращения 24.03.2019).
14. Коновалова К.Ю. Вопросы современных теоретических аспектов системы управления рисками в коммерческом банке // Научные Известия. 2017. № 7. С. 27-36.