СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.
Во-первых, наиболее общий подход отражает внешние (неконтролируемые) факторы и внутренние (контролируемые) факторы. Внешние факторы влияют на предприятие извне, их изменение не подвластно воле предприятия. К ним следует отнести государственное регулирование эмиссионной политики, налоговое законодательство, темпы инфляции, характер государственной поддержки отдельных отраслей и сфер деятельности, экологические требования, меры государственного регулирования ценообразования ,конкуренция на товарном рынке и прочие. Внутренние факторы, напротив, напрямую связаны с организацией работы самого предприятия. Внутренние факторы в основном являются результатом управленческих решений.
Вторую группу формируют организационные, социальные, финансово-экономические, производственно-экологические факторы, являющиеся контролируемыми на предприятии. Все данные факторы характеризуют отдельные аспекты финансовой деятельности предприятия и отражают его финансовую политику. Третья группа факторов формируется под воздействием особенностей конкретного предприятия ОПК. К таким факторам относятся организационно-правовая форма ведения бизнеса, финансовые цели, ключевые финансовые и нефинансовые показатели адекватные целям корпорации, финансовые нормы и нормативы, система финансовой мотивации.
Кроме того, можно выделить ряд общих факторов внешней среды влияющих на содержание корпоративного финансового планирования в современных условиях:
- признание Россией концепции устойчивого развития;
- глобализация производства и рынков;
- нарастание конкуренции за потребителя;
- рост значимости инициативы и творчества;
- укрепление фондовых рынков;
- активизация процессов слияний и поглощений;
- рост спроса на устойчивые высокодоходные ценные бумаги в связи с необходимостью управления накопительной трудовой части пенсии;
- развитие информационных технологий.
Теоретические исследования и практический опыт показали, что одной из причин того, что многие предприятия ОПК до сих пор находятся в условиях кризиса и не способны адекватно реагировать на требования рынка является отсутствие на предприятиях правильно организованной системы корпоративного финансового планирования. Следует заметить, что реализация корпоративного финансового планирования на предприятии должна иметь целостный характер, т.е. взаимоувязана в единую систему, с помощью которой можно было бы регулировать и контролировать выполнение различных планов.
Список использованной литературы:
1. Казьмина И.В., Смольянинова И.В., Щеголева Т.В. Роль реинжиниринга в системе совершенствования организации производства // Инновационная наука. 2016. № 4-1. С. 173-174.
2. Казьмина И.В. Создание и особенности функционирования региональных инновационных систем // Территория науки. 2014. № 6. С. 57-65.
© Казьмина И.В., 2018
УДК 330.1
Н.Н. Клокова
преподаватель высшей категории, ГБПОУ «1-ый МОК», г. Москва, РФ
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
Финансовая грамотность является одним из определяющих уровень благосостояния современного
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.
человека фактором. В текущих экономических условиях каждому индивиду необходимо обладать определенным набором финансовых знаний, навыков и компетенций.
Ключевые слова
Финансовая грамотность, планирование, финансовый инструмент, финансовые компетенции, образование
В условиях сложной экономической конъюнктуры, нестабильности финансовых рынков, внешнего санкционного давления и ограничительных мер со стороны зарубежных государств приобретает актуальность поиск направлений роста благосостояния населения Российской Федерации. В качестве такого направления выступает повышение финансовой грамотности населения, которое, несомненно, следует рассматривать в качестве весомого аргумента, способного повысить стабильность российской финансовой системы. Успешное решение задачи финансового просвещения населения выгодно как для государственных, так и частных институциональных организаций.
С практической стороны высокий уровень финансовой грамотности способствует сокращению количества финансовых ошибок, совершаемых населением, что может выражаться в приобретении кредитных ресурсов по завышенным процентным ставкам, в выборе непрозрачных инвестиционных инструментов, некорректной постановки финансовых целей, игнорировании такой финансовой категории как страхование, оплату социально значимых услуг [1] 5, отсутствии понимания необходимости планирования пенсионных накоплений и т.д.
Финансово грамотный человек — это человек, обладающий развитым экономическим мышлением, который в состоянии принимать экономические решения в условиях выбора и способный осознавать границы своей ответственности и последствия принимаемых решений.
Понятие финансовой грамотности включает в себя категорию финансового поведения - набор определенных поведенческих установок в финансовой сфере, касающихся экономической активности или индифферентности, доверия или недоверия к финансовым организациям, склонности к сомнительным финансовым операциям, экономический патернализм и подверженность «эффекту и/или мнению толпы».
Определяющими компонентами понятия «финансовая грамотность» выступают финансовые знания, финансовые навыки и финансовые компетенции. Финансовые знания включают в себя такие понятия как доходы и расходы семейного бюджета, налогообложение физических лиц, механизмы банковского кредитования и банковские депозиты, финансовое планирование, страхование, финансовые инструменты (акции, облигации). К финансовым навыкам следует отнести деятельность, позволяющую на основе приобретенных знаний совершать финансовые операции по ведению семейного бюджета, приобретению банковских продуктов, продуктивному изучению финансовых документов (договоров, квитанций и т.д.) и прочего. Финансовые компетенции - более сложная категория, формирующаяся на основе полученного опыта и практики при решении финансовых задач, которая позволяет осуществить более осознанный выбор финансовых услуг с точки зрения повышения личных финансовых выгод.
Активный этап государственной программы повышения финансовой грамотности населения реализуется с 2017 года. [1] Положительные результаты внедрения данной программы прогнозировались уже на ранних этапах ее продвижения, связано это было с низким уровнем текущей финансовой грамотности. Логика здесь понятна - различная просветительская деятельность будет способствовать повышению низкого уровня финансовой грамотности.
Разработчики программы, ведомые благими целями, не учли проявление «рыночной составляющей». Ряд финансовых организаций под предлогом реализации выше обозначенных целей стали продвигать свои продукты, тем самым увеличив количество каналов, по которым доводится их реклама до потребителя. Подобный вариант финансового просвещения не гарантирует достижения образовательных целей. Важным представляется аспект положительного восприятия обучения финансовой грамоте, который предусматривает использование не только методик сокращения финансовых потерь, но и методик
5 которые возможно было получить по государственным программам, не расходуя на них дополнительные финансовые ресурсы.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.
результативного использования финансовых инструментов. Иначе у потребителей будет складываться исключительно отрицательное отношение к финансовым институтам как к корыстным и непрозрачным организациям. Кроме того, следует применять системный подход к применению образовательных программ повышения финансовой грамотности, постоянно совершенствуя их и формирую непрерывный характер данного процесса. Кадровый аспект заключается в формировании требуемого преподавательского и экспертного потенциала, способного организовать образовательный процесс наиболее продуктивным способом.
Наиболее эффективным способом реализации дальнейших планов по повышению финансовой грамотности следует считать государственно-частное партнерство, в котором государственные институты должны занимать ведущую и координирующую роль, а частные партнеры должны быть представлены, прежде всего, игроками с долгосрочными стратегиями присутствия на рынке.
Обозначенные выше аспекты реализации проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» будут способствовать повышению образовательного результата, и в среднесрочной перспективе повышению благосостояния населения Российской Федерации.
Список использованной литературы:
1. Клоков Д.В. Расходы на социально значимые услуги в бюджете домохозяйств. Экономический журнал. Издательство: ООО "Издательство Ипполитова" (Москва). 2013. Том 30. Номер 2. С.116
2. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы. [Электронный ресурс] // Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» - Режим доступа: http: //вашифинансы.рф/upload/ docs/Strategy .pdf
© Клокова Н.Н., 2018
УДК 33
Т.А.Ушакова
студентка 2 курса ФГБОУ ВО Вологодская ГМХА,
г. Вологда, РФ Е-mail: nicka190993@ yandex.ru Научный руководитель: С.Г.Голубева канд. экон. наук, доцент, г. Вологда, РФ Е-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЛПК В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ
ПРЕДПРИЯТИЙ ЛПК РЕГИОНА
Аннотация
Статистика по лесопромышленному комплексу Вологодской области показывает только общие тенденции в отрасли. По ней невозможно понять, что происходит в организациях ЛПК. А ведь именно их деятельность и текущее состояние дел в первую очередь определяют положение всей отрасли.
Ключевые слова ЛПК, Вологодская область.
Социально-экономическое развитие области неразрывно связано с расширением и рациональным использованием имеющихся в регионе природных ресурсов, главными из которых являются леса. Область