Научная статья на тему 'ФИНАНСОВАЯ ДОСТУПНОСТЬ В РАМКАХ ESG-СТРАТЕГИЙ БАНКОВ'

ФИНАНСОВАЯ ДОСТУПНОСТЬ В РАМКАХ ESG-СТРАТЕГИЙ БАНКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ESG-БАНКИНГ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ФИНАНСОВАЯ ДОСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадалян М. А.

Устойчивое развитие - это мегатренд, который охватывает все уровни общественной жизни в наши дни. Являясь неотъемлемыми элементами системы, финансовые институты активизируют свои действия по внедрению ESG-факторов в бизнес модели для лучшего управления рисками и получения стратегических преимуществ. В данной статье анализируется продвижение финансовой доступности как одной из ролей банков в устойчивом развитии и исследуется опыт ПАО «Сбербанк» по продвижению финансовой доступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL ACCESSIBILITY WITHIN THE FRAMEWORK OF ESG-STRATEGIES OF BANKS

Sustainable development is a megatrend that encompasses all levels of social life today. As integral members of the system, financial institutions are stepping up their efforts to incorporate ESG factors into business models to better manage risk and gain strategic advantage. This article analyzes the promotion of financial inclusion as one of the roles of banks in sustainable development and explores the experience of Sberbank in advancing financial inlcusion.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВАЯ ДОСТУПНОСТЬ В РАМКАХ ESG-СТРАТЕГИЙ БАНКОВ»

DOI 10.46566/2500-4050_2022_70_39 УДК 338.22.021.1

Бадалян М.А. студент 2 курса магистратуры направление 38.04.08 «Финансы и кредит» Научный руководитель: Янкина И.А., д.э.н.

Сибирский федеральный университет

ФИНАНСОВАЯ ДОСТУПНОСТЬ В РАМКАХ ESG-СТРАТЕГИЙ

БАНКОВ

Аннотация: Устойчивое развитие - это мегатренд, который охватывает все уровни общественной жизни в наши дни. Являясь неотъемлемыми элементами системы, финансовые институты активизируют свои действия по внедрению ESG-факторов в бизнес модели для лучшего управления рисками и получения стратегических преимуществ. В данной статье анализируется продвижение финансовой доступности как одной из ролей банков в устойчивом развитии и исследуется опыт ПАО «Сбербанк» по продвижению финансовой доступности.

Ключевые слова: ESG-банкинг, устойчивое развитие, финансовая доступность.

Badalyan M.A. second year master's student 38.04.08 «Finance and Credit» direction Supervisor of studies: Yankina I.A., doctor of economics

Siberian Federal University

FINANCIAL ACCESSIBILITY WITHIN THE FRAMEWORK OF ESG-

STRATEGIES OF BANKS

Annotation: Sustainable development is a megatrend that encompasses all levels of social life today. As integral members of the system, financial institutions are stepping up their efforts to incorporate ESG factors into business models to better manage risk and gain strategic advantage. This article analyzes the promotion of financial inclusion as one of the roles of banks in sustainable development and explores the experience of Sberbank in advancing financial inlcusion.

Keywords: ESG-banking, sustainable development, financial inclusion.

Центральный банк России определяет устойчивое развитие как развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени без

ущерба для благополучия будущих поколений. По мнению Банка России, оценка рисков и возможностей, связанных с изменением климата, отношением к окружающей среде, отношениями с обществом в целом, соблюдением прав человека и другими вопросами устойчивого развития становится актуальной глобальной тенденцией и будет определять экономическую и финансовую повестку дня в ближайшем будущем [1].

Для оценки устойчивости компаний в нефинансовой отчетности широко используются ESG-факторы (Environmental, Social, Governance), которые играют важную роль в принятии инвестиционных решений (рис. 1). [1]Концепция ESG начинает ассоциировать ответственный подход к бизнесу с высокими стандартами экологического, социального менеджмента. В 2006 году Организация Объединенных Наций предложила Принципы ответственного инвестирования (PRI), из которых развились ESG-факторы.

Банковский сектор (особенно розничный) испытывает значительное влияние социальных факторов и воздействует на них в силу публичности деятельности, активности в медиапространстве, большого штата сотрудников и значительного количества клиентов (а также потенциальных клиентов) - физических лиц.

Эти и другие категории заинтересованных сторон регулярно взаимодействуют с банками, ожидая от такого сотрудничества не только удовлетворения своих потребностей, но и позитивных изменений в социальной сфере и окружающей среде. Социальные факторы обычно занимают 30-40% в методологиях рейтинговых агентств ESG для банковского сектора.

Исследование Deloitte сообщает о 4 основных факторах риска в социальной сфере для банков, один из которых тесно связан с финансовой доступностью. Этот риск описывается как "Постоянный недостаток образования и финансовой грамотности; риск неспособности привлечь новых клиентов, включая тех, кто ранее не пользовался банковскими услугами". [3] Авторы предлагают увеличить финансовую доступность и разработать образовательные программы по финансовой грамотности для людей, которые никогда не пользовались банковскими услугами. При такой стратегии банки также получат выгоду от увеличения клиентской базы и улучшения своего имиджа в регионах, где они работают.

Финансовая инклюзия становится все более заметной в последних отчетах российских банков об устойчивом развитии. Например, один из крупнейших банков России, Сбербанк, в своем отчете по ESG-стратегии также упомянул содействие финансовой инклюзии.

Согласно последнему отчету Сбербанка об устойчивом развитии, организация признает инклюзию одним из направлений своего развития в области ESG и устойчивого развития, называя его "Обеспечение соблюдения и защиты прав человека, инклюзивной среды и равного

доступа к продуктам и услугам". [5] Действия банка по достижению этой цели заключаются в повышении доступности финансовых и нефинансовых продуктов и услуг, включая социально значимые продукты и услуги для уязвимых групп населения. Сбербанк уже адаптировал 56% своих банкоматов для незрячих клиентов, 6 000 офисов предоставляют услугу бесплатного дистанционного перевода на русский жестовый язык для консультаций, 6 200 офисов (46%) доступны для клиентов с ограниченными возможностями. [5] Эти действия позволили одному из самых влиятельных банков России привлечь Более 20 миллионов пенсионеров в России приняли участие в кампании по обучению цифровым услугам во время пандемии.

В заключение следует отметить, что ESG-банкинг - это новый развивающийся тренд финансового рынка, который может принести пользу как банкам, так и сообществам. Финансовая доступность - один из факторов устойчивого развития современного общества, который должен учитываться в корпоративной политике всех банков.

Использованные источники:

1. Центральный банк России: [Электронный ресурс]. - URL: http://www. cbr. ru/develop/ur/ (дата обращения 12.05.2022).

2. Организация объединённых наций, 17 целей устойчивого развития: [Электронный ресурс]. - URL: https://sdgs.un.org/ru/goals (дата обращения 22.05.2022).

3. Отчет Deloitte "ESG-банкинг в России".

4. Всемирный банк, обзор финансовой доступности: [Электронный ресурс]. - URL:

https://www.worldbank.org/en/topic/financialinclusion/overview (дата обращения 20.05.2022).

5. Отчет об ESG-развитии Сбербанка 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.