РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ
УДК 338.14
финансовая безопасность в контексте устойчивого развития региона
а. е. судаковаг
кандидат экономических наук, ведущий экономист E-mail: a-chusova@mail. ru Институт экономики Уральского отделения РАИ
а. и. синенко,
соискатель кафедры государственных и муниципальных финансов E-mail: nastia-sinenko@rambler. ru Высшая школа экономики и менеджмента, г. Екатеринбург
В статье дан обзор трактовок финансовой безопасности региона. Показан методический инструментарий диагностики финансовой безопасности территории на основе индикативного метода анализа, посредством которого произведены расчеты на примере Свердловской области за период с 2000 по 2012 г. Представлен комплекс мероприятий, направленный на повышение финансовой безопасности и устойчивого развития региона.
Ключевые слова: финансовая безопасность региона, угрозы, устойчивость, национальные отношения, демографическая ситуация.
Современное состояние взаимоотношений в обществе, повышенная конфликтность национальных отношений, напряженность демографической ситуации - эти и другие глобальные проблемы скрывают в себе угрозу для существования человека. На современном этапе развития общества особое внимание уделяется вопросам безопасности, как на государственном уровне, так и на уровне исследовательского сообщества. Появились документы, закрепленные на законодательном уровне, касающие-
ся отдельных аспектов обеспечения безопасности. В их числе - Федеральный закон о безопасности [11], Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [20], Доктрина продовольственной безопасности [6] и ряд других. Кроме того, проблемы безопасности были исследованы в работах ученых Л. И. Абалкина [1], В. К. Сенчагова [15], А. И. Татаркина, А. А. Куклина, А. Л. Мызина [8], Е. В. Васильевой [9] и др. Среди проанализированных работ на данную тематику ключевые позиции занимают исследования, посвященные проблемам экономической безопасности.
Экономическую безопасность многие авторы рассматривают как состояние экономики и органов власти, в условиях которых обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал [8, 9]. Вместе с тем это понятие включает в себя такое состояние общества, в котором население может свободно определять пути и формы своего экономического развития [7], а экономика способна обеспечивать удовлетворение всех общественных потребностей [2]. В данное понятие
также входит совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность ее развития, степень ее самостоятельности в процессах интеграции с экономикой всей страны [21].
Экономист Л. И. Абалкин трактует экономическую безопасность как состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику [1].
исходя из всех этих определений, можно сделать вывод, что в большинстве случаев экономическую безопасность ассоциируют с развитием экономики, но никак не с обеспечением ее безопасности. С философской точки зрения развитие и безопасность представляются двумя различными категориями, но тесно связанными условиями жизнедеятельности в любой сфере. При этом определяющим условием является все же развитие, а безопасность это развитие лишь обеспечивает.
Проводя анализ самого понятия безопасности, следует рассмотреть его относительно социума, чья потребность заключается в улучшении условий выживания, в основе чего лежит связь между трудом и защищенностью отдельного человека и социума любого уровня, т. е. их безопасностью. Безопасность, по мнению авторов, прежде всего социально-экономическое явление.
Социально-экономическую значимость категории «безопасность» точно подмечает В. К. Сенчагов. Ученый считает, что «... стремление к безопасности в социуме превращает ее в социальное (общественное) явление. Именно благодаря безопасности. то или иное сообщество может жить, изменяться и развиваться. А социальное, как известно, - это все то, что связано с движением общества, классов, групп людей и развитием отдельных личностей. Но социальное базируется в основном на экономическом, т. е. на том, что связано с созданием и движением продукта труда. Тесная взаимосвязь в обеспечении безопасности социального и экономического означает, что сама безопасность в обществе представляет собой объективно необходимое социально-экономическое явление и в этом смысле выступает предметом экономической теории. Потребность в безопасности - исходная социальная потребность человека, которая сформировалась в человеческом сообществе на грани инстинктивно-
го и сознательного. Любой контакт с природными или социальными явлениями люди интуитивно или сознательно оценивали с точки зрения возможной угрозы и обеспечения безопасности» [16].
В толковом словаре С. И. Ожегова слово «безопасность» трактуется как «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности» [13], а В. И. Даль определяет безопасность как «отсутствие опасности, сохранность, надежность» [5].
В настоящее время под безопасностью понимаются состояние и тенденции развития защищенности жизненно важных интересов социального организма и его структур от внешних и внутренних негативных факторов (активностей). До недавнего времени определение «безопасность» было закреплено на государственном уровне в Законе РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности», в котором данная категория декларировалась как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [12].
Во-первых, данное определение имеет тот недостаток, что в нем не уделяется внимание индивидуальным особенностям социума и сферам жизнедеятельности. Во-вторых, в современном законодательстве нет закрепленного данного понятия.
Одной из значимых составляющих безопасности для экономики является финансовая безопасность.
Дискуссионность понятия «финансовая безопасность» очевидна. В связи с недостаточной разработкой теории финансов многие термины и понятия трактуются по-разному, в них вкладывается разное содержание, что не позволяет выработать действенные меры по защите финансовой системы страны от дестабилизирующих факторов. И если в трактовке общего понятия «экономическая безопасность» имеется определенность, то категория «финансовая безопасность» нуждается в более тщательном изучении и выработке корректных исходных категорий, понятий и активно действующих финансовых инструментов [19].
Рассматривая эпистемологию словообразования «финансовая безопасность», необходимо обратиться к сути данного понятия. В его основе находится две взаимосвязанные категории - «финансы» и «безопасность».
наиболее полную трактовку термина «финансы», по мнению авторов, дает С. Ю. Витте, который писал, что еще «... с конца XVII века под словом
«финансы» стали понимать всю совокупность государственного имущества и вообще состояние всего государственного хозяйства. В смысле всей совокупности материальных средств, имеющихся в распоряжении государства, - его доходов, расходов и долгов. Таким образом, точнее науку о финансах можно определить как науку о способах наилучшего добывания материальных средств государством и целесообразной организации расходования их для осуществления... задач государства или как науку о способах наилучшего удовлетворения материальных потребностей государства» [3, с. 468].
Объединяя воедино определения финансов и безопасности, можно прийти к выводу о том, что финансовая безопасность - это некоторое состояние государственного хозяйства, имущества и экономики в целом, способное обеспечить приемлемый уровень доходов региона в том количестве, чтобы выполнять свои задачи по обеспечению уровня жизни населения. однако следует иметь в виду, что существуют различные точки зрения на само понятие финансовой безопасности.
По мнению российских экономистов, оценка финансовой безопасности предполагает результативное функционирование финансовой системы, а также обеспечение безопасной работы всех элементов финансово-экономического устройства страны.
По мнению В. К. Сенчагова, финансовая безопасность, с одной стороны, это такое состояние финансово-банковской системы, при котором государство может в определенных пределах гарантировать общеэкономические условия функционирования государственных учреждений власти и рыночных институтов, а с другой - это обеспечение определенного развития финансовой системы и финансовых отношений и процессов экономики, при котором создаются необходимые финансовые условия для социально-экономической и финансовой системы (включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютные системы), успешного преодоления внутренних и внешних угроз [16].
В. В. Бурцев предлагает под финансовой безопасностью понимать способность государственных органов выполнять возложенные на них функции, в том числе предотвращать преступления и административные правонарушения в финансовых правоотношениях [14].
Следует отметить, что во всех перечисленных определениях финансовой безопасности имеются одни и те же недостатки.
Во-первых, авторы не обращают внимания на вероятность угроз, как внешних, так и внутренних. Во-вторых, финансовая безопасность - это понятие, которое находится в постоянной динамике, и для его стабильности необходимо больше внимания уделять понятию его «устойчивости». В-третьих, рационально определить сегменты финансовой безопасности регионов и страны в целом. Авторы статьи выделили основные составляющие финансовой безопасности - ее бюджетный аспект, социальный, производственный и финансовый.
Исходя из проведенного анализа, следует уточнить само определение финансовой безопасности. По мнению авторов, финансовая безопасность - это состояние защищенности финансовой системы региона от внешних и внутренних угроз, нарушающих ее устойчивость, выражающееся в следующих условиях:
• в способности региона обеспечить приемлемый уровень жизни для населения, что в контексте финансовой системы выражается в снижении уровня теневой экономики, превышении доходной части бюджета над расходной, в снижении долговой нагрузки, в минимальном уровне или отсутствии дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, в снижении уровня инфляции;
• в способности региона обеспечить конкурентный рынок, что в контексте финансовой системы выражается в снижении административного давления, коррупционных издержек, долговой нагрузки предпринимательских структур, повышении инвестиционной привлекательности региона, приближении платежеспособности и финансовой устойчивости организаций к необходимо допустимому уровню.
Авторы выделили наиболее значимые условия состояния защищенности для обеспечения финансовой безопасности региона, которые требуют постоянного мониторинга, а также принятия необходимых мер для улучшения социально-экономического положения региона.
Угрозы финансовой безопасности региона подразделяются на внешние угрозы и внутренние.
Внутренние угрозы - это неспособность к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность системы государственного регулирования экономики [16].
Внешние угрозы - это угрозы, поступающие от иностранных финансовых организаций, компаний
или государств, преследующих свои интересы, не пересекающиеся с интересами субъектов внутри страны [22].
Структура основных внешних и внутренних угроз финансовой безопасности региона представлена на рис. 1.
В условиях глобализации и ускорения инновационной деятельности основным угрозам подвергаются экономическая и финансовая безопасность некоторых российских регионов [18]. Данное обстоятельство обусловливает актуальность работ, направленных на разработку и совершенствование методик оценки финансовой безопасности региона.
Анализируя работы ряда авторов, которые занимаются данной проблематикой, можно сделать вывод, что многие из них, исследуя финансовую безопасность, не выделяют ее особенности, а оценивают финансовую безопасность как неотделимую составляющую экономической безопасности. Такой подход не позволяет в полной мере получить достоверную оценку финансовой безопасности.
Авторами была разработана методика диагностики финансовой безопасности региона, которая представлена на рис. 2.
С использованием предложенных авторами модулей система оценки
ходных показателей, на основании которых рассчитываются индикативные показатели для каждого из объектов исследования;
4) выполняется расчет текущих значений индикативных показателей для каждого диагностируемого объекта;
5) оценивается состояние по каждому из индикаторов финансовой безопасности региона;
6) на основании полученных оценок по отдельным индикативным показателям проводится оценка ситуации в целом по потребительскому рынку региона;
7) разрабатываются и группируются по блокам программно-целевые мероприятия, направленные на локализацию и нейтрализацию угроз финансовой безопасности региона.
При оценке финансовой безопасности региона необходимо получить оценку состояния, как по отдельным индикатором, так и его комплексные оценки по индикативным блокам и состоянию в целом. Для получения таких оценок необходимо преобразовать индикаторы, выраженные в различных единицах измерения, в индексную (нормализованную) форму расчета их значений.
финансовой безопасности будет более полной и точной. Результаты диагностики позволяют выявить наиболее критичные точки и разработать систему мероприятий, направленных на улучшение сложившейся ситуации.
Оценка финансовой безопасности региона проводится в следующей последовательности:
1) составляется предварительный реестр объектов исследования;
2) формируется состав индикативных показателей для оценки финансовой безопасности региона;
3) проводится сбор ис-
Классификация угроз финансовой безопасности региона
Внутренние угрозы
Внешние угрозы
Низкая конкурентоспособность национальной экономики
Сохраняющийся высокий уровень инфляции
Низкая инвестиционная активность
Слабость институтов власти
Несовершенство механизмов формирования экономической политики
Завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России
Взаимопроникновение внутренней и внешней политики государств (включая Россию), которые все больше зависят от мировых финансов
Усиление конкурентной борьбы между Россией и иными государствами в экономической и других сферах
Приобретение иностранными фирмами российских предприятий
Высокий уровень внешнего долга
Источник: составлено авторами.
Рис. 1. Угрозы финансовой безопасности региона
Источник: составлено авторами. * ВРП - валовой региональный продукт.
Рис. 2. Индикаторы диагностики финансовой безопасности региона
финансовой безопасности региона.
Комплексная оценка финансовой безопасности Свердловской области представлена на рис. 3.
По результатам комплексной оценки финансовой безопасности состояние Свердловской области в целом можно охарактеризовать как кризисное угрожающее - К2. Только в 2000 г. ситуация складывалась как кризисная чрезвычайная - К3 (НО - 1,869).
Наиболее благоприятной ситуация была в 2005 г., когда значение по уровню кризисности было близ-
На основании разработанного методического аппарата, в основе которого лежит индикативный метод анализа [23], была проведена оценка финансовой безопасности Свердловской области в период с 2000-2012 гг.
Формирование индикативных показателей (индикаторов) финансовой безопасности региона осуществлено по следующим четырем индикативным блокам (модулям), отражающим ту или иную сторону ее обеспечения. ^
1. Бюджетный модуль.
2. Социальный модуль.
3. Финансовый модуль.
4. Производственный модуль.
Каждый блок или модуль характеризуется своим составом индикативных показателей. Хотя блоки существенно различаются между собой по количеству входящих в них показателей, все они в определенной степени уравновешены по своему влиянию на формирование
ко к кризисному нестабильному К1 (НО - 1,495). В это период произошло резкое снижение уровня теневой экономики, а значит улучшилось состояние региона по бюджетному модулю.
Следовательно, для повышения финансовой безопасности Свердловской области необходим комплекс мер, направленных на минимизацию негативных тенденций, которые повышают финансовую безопасность региона, а также ряд мероприятий,
i
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2000 2010 2011 2012
Примечание: К1 - кризисное нестабильное состояние; К2 - кризисное угрожающее состояние; К3 - кризисное чрезвычайное состояние. Вертикальная шкала - нормализированная оценка уровня кризисности (НО).
Рис. 3. Результат комплексной оценки финансовой безопасности Свердловской области в период 2000-2012 гг.
направленных на его финансово устойчивое развитие.
На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что ситуация в Свердловской области с точки зрения финансовой безопасности не является приемлемой. Следовательно, для повышения финансовой безопасности региона необходим дополнительный комплекс мер, направленных на минимизацию негативных тенденций, снижение финансовых рисков, а также обеспечение ме-
* ЕНВД - единый налог на вмененный доход. Источник: составлено авторами.
Рис. 4. Комплекс мероприятий, направленных на повышение финансовой безопасности и устойчивого развития Свердловской области
роприятий, направленных на повышение финансовой безопасности в целях устойчивого развития региона.
Понятие устойчивого развития многопланово и не исчерпывается единственной формулировкой.
Устойчивость - это относительная неизменность основных параметров территориальной социально-экономической системы, ее способность сохранять их в заданных пределах при отклоняющихся (как негативных, так и позитивных) влияниях извне и изнутри [4], кроме того, устойчивое развитие региона - это такое развитие общества, которое удовлетворяет разумные потребности настоящего времени, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности [10].
Комплекс мероприятий, направленных на повышение финансовой безопасности и устойчивого развития Свердловской области, представлен на рис. 4.
Авторами представлены три группы мероприятий:
• законодательные, направленные на некоторое изменение и совершенствование действующих нормативно-правовых актов;
• организационные, направленные на создание и улучшение организационных моментов в деятельности региона;
• экономические, предполагают контроль за некоторыми наиболее проблемными социаль-
но-экономическими показателями в рамках финансовой безопасности и усточивого развития региона.
При помощи разработанной авторами методики диагностики финансовой безопасности региона, а также предложенного комплекса мер по повышению финансовой безопасности Свердловской области вся система ее оценки становится более полной и точной. А результаты диагностики позволят принимать необходимые управленческие решения для смягчения или ликвидации кризисности в сфере финансовой безопасности региона.
Список литературы
1. Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4-13.
2. Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 65-80.
3. Витте С. Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве, читанных его императорскому высочеству великому князю Михаилу Александровичу в 1900-1902 гг. М. Изд-во Юрайт, 2011.
4. Гапоненко А. Л., Панкрухин А. П. Общий и специальный менеджмент. М.: Финансы и статистика. 2001.
5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х т. Т. 1. М., 1981. С. 67.
6. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации: утверждена Указом Президента РФ от 30.01.2010 № 120. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Жандаров А.М., Петров А. А. Экономическая безопасность России: определения, гипотезы, расчеты // Безопасность. 1994. № 3. С. 85-91.
8. Куклин А. А., Васильева Е. В. Влияние продовольственной безопасности на качество жизни населения регионов // Уровень жизни населения регионов России. 2010. № 5. С. 53-59.
9. Куклин А. А., Шориков А. Ф., Тюлюкин В. А., Черепанова А. В., Васильева Е. В., Некрасова Е. В. Диагностика и моделирование результативности управления системой здравоохранения для обеспечения социально-демографической безопасности регионов России // Пространственная экономика. 2011. № 4. С. 72-92.
10. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности территории / под ред. А. И. Татаркина, Д. С. Львова, А. А. Куклина и др. Екатеринбург: Изд-во Урал. унта. 1999.
11. О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ. Справ. -правовая система «КонсультантПлюс».
12. О безопасности: Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 (с изменениями и дополнениями). Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
13. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1994.
14. Поляк Г. Б. Бюджетная система России. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2008.
15. Сенчагов В. К. Экономическая безопасность: состояние экономики, фондового рынка и банковской системы // Вопросы экономики. 1996. № 6. С.144-153.
16. Сенчагов В. К. Экономическая безопасность России (общий курс): учебник, 2-е изд. М.: Дело, 2005.
17. Сенчагов В. К. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России // Вопросы экономики. 2001. № 8. С. 64-79.
18. Социально-экономические риски: диагностика причин и прогнозные сценарии нейтрализации / сб. науч. трудов. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. 2010.
19. Степашин С. В. Экономическая безопасность РФ: учеб. для вузов. Ч. 2. М.: СПб: Изд-во «Лань», 2001.
20. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537. Справ. -правовая система «Кон-сультантПлюс».
21. Татаркин А., Романова О., Куклин А., Яковлев В. Экономическая безопасность как объект регионального исследования // Вопросы экономики. 1996. № 6. С. 78-89.
22. Тихонов Д. Н. Основы налоговой безопасности. М. : Аналитика-Пресс. 2002.
23. Экономическая безопасность Свердловской области / под ред. Г. А. Ковалевой, А. А. Куклина. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. 2003.