Научная статья на тему 'ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ'

ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
798
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РИСКИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / ЦИФРОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВАЛЮТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борщ Людмила Михайловна

Актуальность исследования финансовой безопасности по снижению рисков на фоне модернизации и трансформации отраслевых экономик в современных условиях обоснована тем, что процессы цифровизации влияют на развитие финансовых технологий в мировых финансовых системах, формируются новые тенденции, которые застрагивают все страны и российскую финансовую систему в том числе. Цель исследования заключается в определении путей по снижению рисков экономической и финансовой безопасности. Для достижения цели проанализированы государственный долг России и формирование цифровых национальных валют, определены их приоритеты и выявлены их недостатки. На данном этапе развития российской экономики в условиях мировой глобализации требуется разработка и применение инструментов, методов и подходов, которые будут использоваться для снижения рисков в процессе обслуживания государственного долга, внедрения цифровой валюты без потери конкурентоспособности на мировой арене для обеспечения оптимального уровня экономической безопасности в финансовой сфере. Данный процесс требует детального изучения и своевременного внедрения новых конкурентоспособных инструментов на российском финансовом рынке для минимизации возможных рисков и ошибок. Эффективное управление российским государственным долгом требует последовательной государственной политики ликвидными активами и средствами Фонда национального благосостояния, применением инструментов и формированием подходов. В статье также проанализированы сильные и слабые стороны внедрения цифровых валют, которые при правильном взвешенном подходе, по мнению многих исследователей, может обеспечить безопасность российской финансовой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL SECURITY OF THE RUSSIAN FINANCIAL SYSTEM: MODERN CHALLENGES AND THREATS

The relevance of the study of financial security to reduce risks against the backdrop of modernization and transformation of sectoral economies in modern conditions is justified by the fact that digitalization processes affect the development of financial technologies in global financial systems, new trends are emerging that affect all countries and the Russian financial system as well. The purpose of the study is to identify ways to reduce the risks of economic and financial security. To achieve the goal, the state debt of Russia and the formation of digital national currencies were analyzed, their priorities were determined and their shortcomings were identified. At this stage of the development of the Russian economy in the context of globalization, it is necessary to develop and apply tools, methods and approaches that will be used to reduce risks in the process of servicing public debt, introducing a digital currency without losing competitiveness on the world stage to ensure an optimal level of economic security in the financial sector. This process requires a detailed study and timely introduction of new competitive instruments in the Russian financial market in order to minimize possible risks and errors. Efficient management of Russian public debt requires a consistent government policy of liquid assets and funds from the National Wealth Fund, the use of tools and the formation of approaches. The article also analyzes the strengths and weaknesses of the introduction of digital currencies, which, according to many researchers, with the right balanced approach, can ensure the security of the Russian financial system.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ»

ФИНАНСЫ

УДК 336.02

Борщ Людмила Михайловна,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры финансов и кредита, Институт экономики и управления,

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация.

Borsch Lyudmila Mihaylovna,

Doctor of Economic Sciences, Professor, Professor of the Department of Finance and Credit, Institute of Economics and Management, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation.

ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ:

СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ

FINANCIAL SECURITY OF THE RUSSIAN FINANCIAL SYSTEM: MODERN CHALLENGESAND THREATS

Актуальность исследования финансовой безопасности по снижению рисков на фоне модернизации и трансформации отраслевых экономик в современных условиях обоснована тем, что процессы цифровизации влияют на развитие финансовых технологий в мировых финансовых системах, формируются новые тенденции, которые застрагивают все страны и российскую финансовую систему в том числе. Цель исследования заключается в определении путей по снижению рисков экономической и финансовой безопасности. Для достижения цели проанализированы государственный долг России и формирование цифровых национальных валют, определены их приоритеты и выявлены их недостатки.

На данном этапе развития российской экономики в условиях мировой глобализации требуется разработка и применение инструментов, методов и подходов, которые будут использоваться для снижения рисков в процессе обслуживания государственного долга, внедрения цифровой валюты без потери конкурентоспособности на мировой арене для обеспечения оптимального уровня экономической безопасности в финансовой сфере. Данный процесс требует детального изучения и своевременного внедрения новых конкурентоспособных инструментов на российском финансовом рынке для минимизации возможных рисков и ошибок. Эффективное управление российским государственным долгом требует последовательной государственной политики ликвидными активами и средствами Фонда национального благосостояния, применением инструментов и формированием подходов. В статье также проанализированы сильные и слабые стороны внедрения цифровых валют, которые при правильном взвешенном подходе, по мнению многих исследователей, может обеспечить безопасность российской финансовой системы.

Ключевые слова: финансовая безопасность, риски, модернизация, трансформация, цифровая экономика, государственный долг, цифровые национальные валюты.

The relevance of the study of financial security to reduce risks against the backdrop of modernization and transformation of sectoral economies in modern conditions is justified by the fact that digitalization processes affect the development of financial technologies in global financial systems, new trends are emerging that affect all countries and the Russian financial system as well. The purpose of the study is to identify ways to reduce the risks of economic and financial security. To achieve the goal, the state debt of Russia and the formation of digital national currencies were analyzed, their priorities were determined and their shortcomings were identified.

At this stage of the development of the Russian economy in the context of globalization, it is necessary to develop and apply tools, methods and approaches that will be used to reduce risks in the process of servicing public debt, introducing a digital currency without losing competitiveness on the world stage to ensure an optimal level of economic security in the financial sector. This process requires a detailed study and timely introduction of new competitive instruments in the Russian financial market in order to minimize possible risks and errors. Efficient management of Russian public debt requires a consistent government policy of liquid assets and funds from the National Wealth Fund, the use of tools and the formation of approaches. The article also analyzes the strengths and weaknesses of the introduction of digital currencies, which, according to many researchers, with the right balanced approach, can ensure the security of the Russian financial system.

Keywords: financial security, risks, modernization, transformation, digital economy, public debt, digital national currencies.

5

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях глобализации и динамического развития мировой экономики перед многими государствами возникает вопрос обеспечения финансовой безопасности, учитывая современные тенденции в развитии и возникающие межгосударственные вызовы и угрозы. Эффективное управление государственным внутренним и внешним долгом заключается в разработке ряда предупреждающих мероприятий, включающих в себя планирование заимствований и ассигнований на платежи по долгу, контроль и анализ возникающих рисков в сферах долговых обязательств, применение инструментов для снижения расходов по долгу. Для более эффективной реализации долговой политики необходимо оказать большое воздействие на совершенствование системы долгового управления. Важными элементами данной системы выступают надлежащий учет и мониторинг государственного долга. Для усовершенствования данной системы необходимо внедрять прогрессивные технологии по управлению государственным долгом, которые будут позволять отслеживать состояние долговой нагрузки в режиме реального времени, правильно реагировать на изменяющиеся условия финансовых рынков и использовать наиболее благоприятные источники и формы заимствований. Эффективность управления государственным долгом на законодательном уровне до настоящего времени не определена, нет критериев и показателей такой эффективности, в связи с этим, по мнению автора, под эффективностью управления государственным долгом субъекта Российской Федерации можно понимать систему показателей, значение которых соответствует установленным показателям:

• объему государственного долга и расходы на его обслуживание;

• отношение краткосрочных и долгосрочных обязательств к объему государственного долга;

• сумма всех платежей по обслуживанию и погашению долга к налоговым и неналоговым поступлениям;

• просроченная задолженность по долговым обязательствам;

• отношение госдолга к валютному региональному продукту;

• объем расходов на обслуживание государственного долга.

Мировая финансовая система разрабатывает возможные пути внедрения национальных цифровых валют. В российской финансовой системе только начинает обсуждаться данный вопрос, многие страны рассматривают различные варианты и методы их внедрения. В данном вопросе больше всего продвинулся Китай. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

В современных условиях мировой глобализации рынков, в том числе и финансовых, возникает множество угроз, поскольку трансформация мировой экономики проходит наступательными темпами, и затрагивает не только экономику, но и все слои общества.

Поэтому вопросы экономической, в том числе и финансовой безопасности, как ключевого сегмента рынка, требуют постоянного мониторинга, исследования методов, разработки подходов и новых инструментов влияния на снижение угроз. Применение предупреждающих угроз и противостояние вызовам на современном уровне позволит укрепить финансовый «иммунитет» российской экономики, повысит ее конкурентоспособность на мировом финансовом рынке, что является актуальным для исследования. Российский финансовый рынок должен быть гибким к изменениям на мировом финансовом рынке, постоянно реагируя на мировые вызовы. Также следует одновременно вносить определенные коррективы в законодательной базе. Поэтому целью исследования является определение путей по снижению рисков экономической и финансовой безопасности. Предметом исследования являются процессы регулирования финансового рынка и обеспечение его функционирования в правовом поле. Объект исследования — экономическая и финансовая системы в процессе формирования снижения рисков посредством методов, инструментов, механизмов и подходов.

Материалами и методами исследования послужили статистические данные официальных сайтов: а именно отчеты министерства финансов Российской Федерации, в исследовании используются эмпирические и количественные методы исследования, проанализированы разнообразные источники информации, сформирован современный стратегический подход по регулированию финансового рынка и эффективного его развития в правовом поле.

6

РЕЗУЛЬТАТЫ

Одним из основных факторов развития конкурентоспособной и устойчивой российской экономики на данном этапе является экономическая безопасность, где финансовая безопасность является ключевой и неотъемлемой частью общей национальной безопасности.

С прикладной точки зрения, финансовая безопасность финансовой российской системы представляет собой основу состояния национальной финансовой системы России [10]. Сущностные характеристики финансовой безопасности складываются из основных ее составляющих систем: инвестиционной; бюджетно-налоговой; кредитно-банковской; долговой; валютно-денежной; страховой; фондовых сегментов финансового рынка; развитости рынка ценных бумаг. [8]. Учитывая конфронтацию на мировой арене, очень остро выдвигается и носит наступательный характер повышение финансовой безопасности государства. Ее политика направлена на защиту экономики в связи с угрозами и санкциями.

Наша финансовая система должна формировать все предпосылки для независимости, эффективности функционирования и конкурентоспособности всего финансового сектора экономического развития [2, 3]. Основываясь на государственных стандартах, программах социально-экономического развития и показателях формируется процесс управления. Для выявления наиболее уязвимых мест финансовой безопасности были проанализированы ее виды, система индикаторов макрофинансовых условий функционирования финансовой системы, где рассмотрены основные составляющие финансовой безопасности (рынок государственного долга, формирование цифровых национальных валют).

Экономическая безопасность является ключевой составляющей национальной финансовой безопасности, носит общий мировой характер и затрагивает интересы не только России, но и всех государств [1, 5].

Под международной экономической безопасностью понимается такое экономическое взаимодействие стран, которое исключало бы преднамеренное нанесение ущерба экономическим интересам какой-либо страны. Экономическая безопасность определяется способностью экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. В совокупности свойств состояния производственных подсистем экономической безопасности обеспечивается возможность достигать поставленных целей всей системы [7].

Финансовая безопасность определяется, прежде всего, способностью государственных органов управления обеспечивать устойчивость экономического и социального развития, предусматривая устойчивость платежно-расчетной системы [9]. Также характерными особенностями финансовой безопасности являются конкурентоспособность государства на мировых финансовых и торговых рынках, гибкость государственной системы управления, обладание методами и инструментами по снижению воздействия мировых финансовых кризисов на национальную экономику [7].

Введение санкций финансового характера со стороны Европейского Союза повлияло на ограничение доступа России к дешевым кредитным ресурсам из внешних источников, что привело к усилению внутреннего финансового рынка и применению комплексных мер по рациональному использованию собственных финансовых ресурсов. Если возникает финансовый кризис во внешней среде, он распространяется эффектом «тайфуна», вносит обвал, и нарушает равновесие финансовой и экономической систем.

Анализ угроз экономической безопасности России и ее регионов показал, что требуют уточнения идентификации: общего подхода к оценке угроз экономической безопасности; внутренние угрозы экономической безопасности; финансовые угрозы; внешние угрозы [6]. Это свидетельствует о том, что национальная экономическая безопасность и финансовая безопасность, как ее самая главная составляющая, зависят от экономических условий и развитости институтов власти, которые обеспечивают защиту национальных интересов (оборонный потенциал и социальное ориентирование всего государства, а также социально-экономическая политика) [1]. При помощи общепринятых индикаторов бюджетной системы можно определить уровень безопасности, к которым относятся следующие индикаторы: бюджетно-налоговые; долговые; инвестиционные; индикаторы кредитно-банковской системы, валютно-денежной системы; страхового и фондового рынков [10].

Рассматривая безопасность финансовой системы в национальной экономике с позиции геополитики, предоставляется возможность четкого определения сущности угроз, что требует разработки

7

ряда мероприятий по предупреждению этих угроз, определяя виды финансовой безопасности государства [9]. Интеграция мировой финансовой системы состоит из: всемирных финансовых институтов; международных организаций; транснациональных корпораций; финансовых систем всех государств мира; финансовой системы Российской Федерации, как объекта исследования.

Финансовая безопасность национальной экономики состоит из: фискально-налоговой системы; бюджетной системы; внутреннего и внешнего государственного долга; развитости фондового рынка; развитости страхового рынка; развитости финансово-кредитной системы; состояния денежно-валютной системы; развитости системы банковского кредитования; инвестиций внешних; инвестиций внутренних; инноваций, внедряемых в стране; развитости отраслевых экономик. Все это зависит от уровня интеграции в мировую финансовую среду и уровня ее интеграции с вышеперечисленными институтами [2].

В процессе формирования эффективной и стабильной финансовой безопасности огромную роль играет рынок Российского государственного долга, который на протяжении последних пяти лет (2017— 2021 годы) занимает консервативную позицию, и поддерживается на уровне 20-25 % [8, 14].

Отношение государственного долга Российской Федерации к ВВП является одним из самых низких в мире, и сохраняется на уровне 13-14 %. Следует отметить, что уровень отношения долга к ВВП для развитых экономик составляет по состоянию 2019 года 103,8 %, в то время как для развивающихся — 54,7 % [7] (табл. 1).

Таблица 1. Отношение государственного долга к ВВП в некоторых развитых и развивающихся странах *

Страна Кредитный рейтинг (Fitch/Moody's/S&P) Долг / ВВП (среднее за 5 лет), % Долг / ВВП (2020), % Долг / ВВП (2021), %

Германия ААА/Ааа/ААА 64,9 68,9 70,3

США ААА/Ааа/АА+ 110,8 127,1 132,8

Китай А+/А1/А+ 55,5 66,8 69,6

Саудовская Аравия А/А1/А 20,9 32,4 31,0

Россия ВВВ/Ваа3/ВВВ- 15,2 19,3 18,1

Индия ВВВ-/Ваа3/ВВВ- 74,4 89,6 86,6

Мексика ВВВ-/Ваа1/ВВВ 55,6 60,6 60,5

Бразилия ВВ-/Ва2/ВВ- 86,8 98,9 98,4

Южная Африка ВВ-/Ва2/ВВ- 60,1 77,1 80,8

* Составлено на основании данных [8, 14]

Анализ динамики объемов активов Федерального Национального Банка России показал, что значительный объем ликвидных активов находится в фонде благосостояния. Также следует отметить, что к концу 2019 года долг России стал отрицательным: ликвидные активы «расширенного» правительства превысили государственный долг как внешний, так и внутренний (регионы и муниципальные образования). В 2020 году долг снова стал положительным в следствии пандемии (СОУГО-19), в результате чего потребовались заимствования. Однако на начало года чистый долг остается не значительным. Если в 2015 году совокупный внешний долг составил 550000 млн. долларов США. В это же время, резервный фонд на эту дату колебался в пределах 35000 млн. долларов США, то в 2020 году показатель совокупного внешнего долга колебался в пределах 320000 млн. долл. США, а резервный фонд составлял 59500 млн. долл. США. На этом фоне государственный долг большинства стран мира вырос в 2020 году, многие страны привлекали дополнительные средства для финансирования «коронавирусных» расходов. В развитых странах произошло расширение государственного долга. По данным международного валютного фонда, долг развитых стран продолжал расти и в 2021 году [8, 14].

За период 2019-2021 годов по открытым статистическим источникам наблюдается увеличение состояния государственного долга к ВВП в России, и находится ниже среднего для развива-

8

ющихся стран. В среднем развивающиеся страны увеличили состояние государственного долга к ВВП на 7,52 п.п., в то время как в России за этот период он составил 5,55 п.п. (табл. 2).

Таблица2. Расширение государственного долга к ВВП в 2019-2021 годах в некоторых развитых и развивающихся стран *

Долг / ВВП (2020), % Изменение в отношении долга к ВВП, п.п.

2019-2020 2020-2021

Развитые страны 120,1 18,19 2,39

Развивающиеся страны 64,4 7,52 -0,11

Бедные развивающиеся страны 49,5 3,40 0,40

Германия 68,9 9,28 1,32

США 127,1 18,92 5,73

Китай 66,8 9,77 2,78

Саудовская Аравия 80,6 15,67 2,96

Россия 19,3 5,55 -1,21

Индия 90,9 11,29 -0,54

Мексика 60,6 7,29 -0,05

Бразилия 32,4 9,64 -1,41

Южная Африка 77,1 14,91 3,72

* Составлено на основании данных [8, 14]

В 2020 году государственный бюджет создался с финансированием дефицита, возникшего по причине той же пандемии, и существовавших ограничений экономической деятельности. Монетарная политика Банка России сохраняла выгодные условия для заимствований. В данном периоде было проведено несколько видов снижения ключевой ставки процента, опустив ее с 6 % до 4,25 % [8, 14].

Доля нерезидентов в России на рынке облигации федерального займа (в дальнейшем — ОФЗ) по состоянию на 01.01.2012 года составляла 100%, а объем рынка ОФЗ — 3250 млрд. руб. Однако по состоянию на 01.01.2020 года доля нерезидентов на рынке увеличилась, и объем рынка ОФЗ составил 14000 млрд. руб. Таким образом, распродажи ОФЗ в феврале-марте 2021 года компенсировались внутренним спросом. В это время на международных финансовых рынках повысилась тревожность относительно роста доходности по трежерис (Тгеа8иг118, что означает «казначейство», «казна»; в нашем случае, — долговые ценные бумаги). Причина связана с растущими инфляционными ожиданиями в США, которые могли последовать за пакетом санкций на фоне большого объема заимствований в отсутствии новых мер по предоставлению ликвидности. На этом фоне значительно увеличилась доходность от продажи долгосрочных ценных бумаг, в то время как доходность двухлетних казначейских облигаций сохранилась на прежнем уровне. Рост доходности на американском рынке негативно повлиял на финансовые рынки развивающихся стран, в том числе и на российский финансовый рынок. Такое состояние для российского финансового рынка было не долгим, уже в феврале и первой половине марта доходность по ОФЗ долгосрочным и краткосрочным значительно начали расти [8, 14].

Тем не менее, для российского финансового рынка риски, связанные с санкциями, уже во многом реализовались — на рынке еврооблигаций в 2020 году оттока иностранного капитала не произошло, поскольку, не смотря на значительные снижения «аппетита» к риску в связи с «коронави-русной» неопределенностью, темпы возврата иностранных инвесторов снизились.

Федеральный бюджет России в доходной части в первом квартале 2021 года исполняется с опережением как за счет уверенного роста сбора нефтегазовых доходов, так и на фоне комфортных для российского бюджета цен на нефть. Министерство Финансов Российской Федерации объявило о сокращении заимствований на 2021 год.

Данное исследование свидетельствует, что российская экономика обладает существенным запасом резервов, применяет определенные инструменты и механизмы, позволяющие с помощью этих резервов обеспечить внутренний рынок, а также необходимую ликвидность для финан-

9

сирования внутреннего долга. Государственный банк российского финансового рынка в рамках длинного РЕПО (от англ. repo-repurchase agreement — вид сделки, при которой ценные бумаги продаются и одновременно заключаются соглашения об их обратном выкупе по заранее оговоренной цене) кредитует коммерческие банки, которые в свою очередь инвестируют в государственные бумаги. В результате для банков растет привлекательность на фоне снижения кредитного качества других заемщиков, но о принуждении банков к инвестированию в ОФЗ речи нет. Во втором полугодии 2020 года именно крупные банки во многом выступили кредиторами российского правительства: согласно «Обзору рисков финансовых рынков» Банка России, в сентябре доля участия системно-значимых кредитных организаций в ОФЗ выросла до 82,9% [7].

В результате проведенного анализа в современных условиях финансовой безопасности финансового рынка выявлено:

• государственная политика Национального Банка России направлена на снижение рисков, угроз и вызовов, возникших как на международном финансовом рынке, так и в связи с выдвижением новых санкций;

• российский финансовый рынок обладает значительным объемом ликвидности, в частности в Фонде национального благосостояния;

• в следствии пандемии, динамика объемов резервов Банка России внешнего государственного долга снизилась;

• риски от вмененных санкций уже во многом оправдались, однако финансовая система России приобрела «иммунитет» к стрессовым ситуациям, происходящим на мировых рынкам;

• определено, что на сегодняшний день не наблюдается дестабилизирующих признаков российского госдолга;

• наблюдается небольшой отток иностранного капитала, некоторое повышение доходностей на отечественном финансовом рынке.

На данном этапе, когда достаточно нестабильна мировая финансовая система, особенно остро стоит вопрос о разработке и переходе различных стран мира на национальную цифровую валюту. Вопрос очень сложный, малоизучен, и несет в себе угрозу для каждого государства. О комплексном подходе разработки единой стратегии в применении данной валюты в мировой финансовой системе, в связи с геополитическими усложнениями, пока не идет речи. Тем не менее, многие страны работают над этим вопросом, в том числе и Россия [4].

Цифровая национальная валюта (CBDC) известная нам, как криптовалюта (такая как Bitcoin), не смотря на всю схожесть, имеет и существенные отличия: национальная цифровая валюта выпущена центральным банком; является законным платежным средством; имеет наличие обеспечения; отсутствует комиссия [3]. В то время, когда криптовалюта: выпускается коммерческими банками; является не законным платежным средством; отсутствует ее обеспечение; присутствует комиссия.

Первое и самое главное отличие формируется в результате разницы между эмитентами, так как национальная криптовалюта будет выпускаться Центральным Банком определённой страны, что позволит обеспечить контроль за ее расширением, предать законности ее наличию и обороту среди населения. Наличие обеспечения данной цифровой валюты — это еще одно существенное отличие, так как сейчас криптовалюты ничем не обеспечены, что формирует множество предположений о ходе развития и дальнейшей судьбе этой валюты, предсказаний о ее курсе, сравнений их с финансовыми пузырями, которые могут спокойно развиваться на ее фоне и, рано или поздно, «лопнут». Это повлечет за собой многочисленные финансовые потери для их обладателей, что в конечном итоге может отразиться как на бюджете страны, так и на ее репутации [4].

При формировании национальной цифровой валюты в виде обеспечения будет выступать фи-атная валюта или золото, что сделает их не такими волатильными, как популярные криптовалюты [11, 13]. Что касается комиссии, то, как мы знаем, сейчас в каждой системе блокчейна существует внутренняя комиссия, которая удерживается при проведении любой сделки/транзакции. Причем в зависимости от конкретной криптовалюты, сумма комиссии может быть совершенно разной. К примеру, средняя комиссия за Ethereum-транзакцию достигает $7,70, а комиссия в сети Bitcoin в среднем составляет порядка 15$. Это позволяет зарабатывать основателям различных криптовалют и биржам на своих пользователях [13].

10

Одним из основных факторов развития конкурентоспособной и устойчивой российской экономики на данном этапе является безопасность, где финансовая безопасность является неотъемлемой часть общей национальной безопасности, что с прикладной точки зрения представляет собой основное состояние национальной финансовой системы. Таким образом, перед мировым сообществом и каждым конкретным государством в рамках международной интеграции стоит задача по определению единого стандарта создания цифровой валюты. Однако многие эксперты уверенно заявляют, что это практически невозможно из-за различий в национальных приоритетах и условиях их формирования.

Мировая финансовая система проявляет огромный интерес к изучению системы цифровой финансовой национальной валюты, поскольку очевидно, что международная финансово-экономическая и геополитическая нестабильность, на фоне которой могут развиваться риски и угрозы, отчетливо проявляется и имеет наступательный характер.

Мировой кризис, возникший на фоне пандемии, повлек за собой следующие последствия:

• геополитическая нестабильность, влекущая за собой не стабильность существующей валютной системы (ослабление влияния доллара США, переход многих стран на оплату контрактов в национальных валютах);

• бурное развитие компьютерных технологий и внедрение их в банковский сектор;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• постепенный отказ от использования наличной денежной массы и необходимость предотвратить утечку финансовых средств в зарубежные активы, чаще всего находящиеся в офшорных зонах и не досягаемые для национальных банков.

Сложившаяся ситуация на сегодняшнем уровне развития определяется следующими характеристиками цифровой валюты центрального банка (СББС) [3,4]:

• устойчивость и безопасность финансовой системы для поддержания работоспособности;

• удобство и доступность финансовых операций на финансовом рынке (бесплатной или по низкой цене услуги) для конечных потребителей;

• обеспечение и регулирование путем четкой правовой базы;

• способствование конкуренции на финансовом рынке и влиянию на развитие инноваций в российской экономике.

Мировая ситуация может измениться, если крупные корпорации-нации запустят собственные цифровые валюты, что может составлять финансовую и экономическую угрозу государству. Ведь у нового финансового инструмента есть ряд преимуществ — внутри российской финансовой системы они относятся как к простым пользователям, так и финансовым компаниям. Данный инструмент снизит операционные и транзакционные издержки, а регуляторам окажет содействие в борьбе с отмыванием денег и уклонением от уплаты налогов, поспособствует усилению контрольных функций за расходованием государственных бюджетных средств. Следует отметить, что с запуском СББС увеличится роль центральных банков, что негативным образом отразится на коммерческих банках и станет катализатором серьезных изменений в экономиках многих стран мира, в том числе и на российском финансовом рынке.

Некоторые страны уже принимают попытки по реализацию внутри страны национальной цифровой валюты, например: Центральный банк Южной Кореи заявил о планах перейти к последнему этапу тестирования цифровой валюты в следующем году.

Дальше всех в тестировании СББС продвинулся Китай. В настоящее время национальная цифровая валюта, получившая название БСЕР, уже проходит «пилотные» испытания в некоторых городах Китая. Например, в мае 2020 года служащие муниципалитета города Сучжоу получили 50 % полагающихся им выплат в БСЕР. Также в первом полугодии 2020 года было протестировано мобильное приложение для национальной цифровой валюты. Причиной разработки и внедрения центральными банками национальной цифровой валюты, по заявлению Скота Гендри, представителя Банка Канады, являются следующие положительные аспекты внедрения СББС:

• пользователи получают новый эффективный и безопасный платежный инструмент, как альтернативу наличным средствам;

• появление возможности осуществлять межбанковские платежи;

• повышения финансовой грамотности;

• повышение конкурентоспособности Центрального Банка на уровне с коммерческими игроками рынка;

11

• укрепление финансовой системы [11].

Однако для реализации задуманных действий в данном направлении возникает и ряд вопросов. Одна из основных проблем, которая стоит перед странами, планирующими внедрение цифровой валюты — это выбор конструкции CBDC. На данный момент времени страны в основном обсуждают следующие форматы:

1. Прямой — это, когда цифровая валюта находится под управлением Центрального Банка, ее распространение осуществляется без посредников. В таком случае Центральный банк берет на себя дополнительные функции, связанные с ведением реестра всех транзакций, обслуживание розничных платежей, в результате чего происходит фактическая трансформация в квазикоммерческий банк.

2. Гибридная цифровая валюта — это, когда обслуживание розничных платежей осуществляется за счет банков-посредников, но реестр транзакций остается в ведении Центробанка, который управляет резервной технической инфраструктурой и может перезапустить платежную систему в случае сбоя. В данном формате есть несколько вариаций распространения цифровой валюты: первая — когда кошельки пользователей открываются в Центробанке и непосредственно он занимается распространением; вторая — когда распространением занимаются банки-партнёры (в таком случае кошельки в Центробанке открывают только банки-партнёры).

3. Непрямой процесс запуска цифровой валюты — когда управление напрямую происходит через посредников. На данном этапе ни один из Центральных банков данный вариант не рассматривает.

Большинство Центральных банков отдают предпочтение "прямой" модели платежной системы, например: Дания, Исландия, Багамские острова. Остальная часть рассматривает "гибридную" — Китай, Канада, Швеция, Бразилия и Великобритания.

Наиболее разработанная и привлекательная модель и технологии при создании национальной цифровой валюты — Digital Currency Electronic Payment (DCEP), которую использует Китай. Базой для создания любой цифровой валюты является технология блокчейн, — это распределённый реестр данных, которая хранит информацию о каждом шаге (операции и т.д.), который совершен участником сети [9, 11]. При совершении любого шага информация записывается в определённый блок, который в дальнейшем записывается в цепочку, ссылаясь друг на друга. Компьютеры пользователей (юридические лица, физические лица, государственные органы и т.д.) являются ее равноправными самостоятельными узлами. Все действия и перемещение информации защищено криптографическим протоколом. В настоящее время, по заявлению экс-главы Центробанка Китайской Народной республики Чжоу Сяочуань, цифровой китайский юань будет задействован в следующих направлениях:

• Электронные платежи в розничной торговле.

• Трансграничные платежи между финансовыми учреждениями.

Поступившие обращения будут обрабатываться в трех центрах, а именно:

1. Центр сертификации.

2. Центр регистрации пользователей.

3. Аналитический центр.

Каждый запрос будет проходить предварительный этап обработки, чтобы обеспечить правильное направление в необходимый центр. Технически Центральный Банк получит полный контроль над операциями граждан, но обеспечит "контролируемую анонимность", так как полная анонимность исключается из-за необходимости регулирования отмывания денежных средств в финансировании терроризма. Исходя из этого, можно выделить следующие положительные стороны внедрения DCEP:

• снижение стоимости эмиссии денег;

• снижение издержек коммерческих банков при осуществлении транзакций;

• улучшение бизнес-климата в сфере инноваций;

• обеспечение контроля за государственными транзакциями.

Следует отметить, что у любого явления есть, как положительные стороны, так и негативные. Ведение контроля достаточно серьезно отразится на деятельности коммерческих организаций на территории Китая, так как нельзя сказать, что все доверяют цифровому активу, что, в свою очередь, может привести к оттоку иностранного капитала из страны. Помимо этого необходимо подго-

12

товить почву, которая обеспечила бы информационную безопасность, как для физических, так и для юридических лиц, осуществляющую свою деятельность.

Введение цифровой валюты несет определенные риски в Китае, поскольку цифровой юань не будет принят мировым сообществом, что приведет к остановке развития цифровой валюты, так как сейчас все операции осуществляются только внутри Азиатских стран. В перспективе эти страны хотят расширить влияние на мировое сообщество, что может неблагоприятно отразиться на курсе международной валюты, и, в свою очередь, это вряд ли оценят страны ЕС. Помимо политических проблем также есть ряд технологических, связанных с внедрением технологий во все банки-партнёры, которые будут участвовать в масштабизации цифрового юаня.

Важно понимать, что в данной ситуации Россия не может остаться в стороне, и должна максимально оперативно реагировать на изменение смены курса развития цифровых направлений, чтобы поддержать и обеспечить свою конкурентоспособность на мировой арене, а также повышать финансовую и экономическую безопасность. Именно с этой точки зрения, на данный момент, Центральный Банк Российской Федерации рассматривает возможность внедрения цифрового рубля, как инструмента повышения экономической безопасности в финансовой сфере. Согласно информации ЦБ РФ, под цифровым рублем подразумевается дополнительная форма российской национальной валюты, которая будет эмитироваться Банком России в цифровом виде, сочетающим в себе двойной функционал, то есть рассматривается как средство для безналичных, так и наличных расчетов [13]. Безусловно, на практике введение цифрового рубля будет иметь как преимущества, так и недостатки.

К преимуществам можно отнести:

• данное внедрение позволит обеспечить равный доступ к финансовой инфраструктуре на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях;

• благодаря цифровому рублю должен возрасти охват населения финансовыми услугами, что сделает их более доступными и увеличит качество жизни населения;

• помимо этого цифровая валюта также создаётся с расчетом на ограничение риска перераспределения средств в иностранные цифровые валюты;

• если рассматривать цифровой рубль в разрезе использования его для государственных платежей, то его внедрение позволит повысить контроль со стороны государства над целевым использованием средств бюджета, а также над реализацией региональных программ, что, в свою очередь, может помочь в борьбе с коррупционной составляющей в государственном секторе [13].

Механизм контроля целевого использования средства в цифровом рубле будет реализован за счет внедрения специальных параметров или признаков, которые будут регламентировать доступные направления расходования средств бюджета. Технология позволит анализировать и автоматически запрещать операции, которые не соответствуют данным критериям, что, безусловно, отразится на эффективности использования ресурсов и повышении экономической и финансовой безопасности.

Помимо этого, в докладе ЦБРФ представлены основные свойства, которыми должен обладать цифровой рубль (рис. 1) [13].

При работе с бизнесом планируется также внедрить систему смарт-контрактов, — специальных приложений, содержащих условия проведения расчетов в виде цифрового кода, автоматически исполняемого в цифровой системе финансовых операций [1]. Для граждан будет реализован следующий функционал, доступный гражданам при взаимодействии с национальной цифровой валютой:

• использование смарт-контрактов;

• конвертирование в наличные и безналичные счета в банках;

• осуществление платежей государству и юридическим лицам;

• переводы другим физическим лицам;

• пополнение за счет фиатных средств, начисление зарплаты, пенсии [4].

В основе реализации цифрового рубля лежит технология распределенных реестров (БЬТ) — это широкий термин, используемый для описания технологии цифровых баз данных, которые имеют различные реализации в экосистеме. БЬТ обеспечивает устойчивость за счет системы, основанной на хранении и подтверждении операций среди нескольких участников сети, что позволяет минимизировать риски падения сети, так как работоспособность системы будет поддерживаться, даже если у одного из участников произойдет сбой системы [9].

13

Деньги

Цифровые Наличные Счета в банка*

Форма Цифровой кол ШШ т ЗПИЦИЩРНИПЯ буНО'П Цкфрое Е банке н: не 2 ПЯ ЗОПИСЬ базе данььи 5

Персоналтпцни [но предъявителя/ именные} 11 ьинну-с-аителй Но П|НДЬЙ№ЕЁПП Персоч-агш аировочны* &

Эмитент Центральный боик Р шпщ Цетрапьчый баня Ж ШИ Коммерч *ский бачк

Ддктупивдть длн платежей сиегешы, готовность првдояцое к прагму] ч/ V

Средство платеже онлайн V/ — V Бнюзмжност росчрюв э оссуцтвие дпегуго К Нн1ерне1у » мобильной с. ы-н ¡-г-

офлайн ч/ Б« возможности лиапиционну* [ментов —

Стабильность цечнМТи V/ V

Мера стоимости V ч/ V

Средства Без начисления лроцйкоа Без. начисления процентов. Есть рис* безвозвратной утраты С возможностью нйчпепений прошен гов

Рис. 1. Свойства цифрового рубля [14]

Естественно, при обсуждении данной инновации возникает ряд нюансов, которые требуют повышенного внимания. Например, обеспечение информационной безопасности, так как для успешной реализации цифровой валюты центрального банка (ЦВЦБ) в каждом конкретном случае требуется индивидуальный анализ безопасности, криптографических функций, функциональных аспектов, а также формирование группы защитных мер:

• организация доверия к процессу разработки смарт-контрактов за счет формирования документации, необходимой для сертификации и процессов их разработки;

• работа со сторонним программным обеспечением, реализуемым на базе иностранных криптографических алгоритмов, при осуществлении трансграничных платежей.

14

Для борьбы с угрозами информационной безопасности, как функциональной составляющей экономической безопасности, необходимо активно повышать уровень финансовой грамотности населения, а также разработать и внедрять методологию, направленную на осведомление потребителей услуг относительно цифровой валюты центрального банка в области информационной безопасности и способах противодействия мошенникам.

Таким образом, становится очевидным, что СББС не будет конкурировать с существующими денежными единицами, она дополнит их в роли еще одной формы национальной валюты.

Также еще одним из факторов, препятствующих внедрению цифрового рубля на данном этапе, является отсутствие защищенного правого поля, а именно противоречие Конституции, так как в соответствии со статьей 75 Конституции Российской Федерации денежной единицей в Российской Федерации является рубль, поэтому важно четко определить правовой статус цифрового рубля.

Помимо всего прочего потребуется внесение изменений и в Гражданский кодекс, так как на данный момент цифровой рубль не входит в перечень объектов гражданских прав, и не может быть использован для осуществления платежей. Потребуется включение цифрового рубля в общие положения о расчетах, а также в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» — в части расширения функций Банка России и определения вопросов выпуска и обращения цифровой валюты центрального банка [12]. ВЫВОДЫ

В результате проведенного исследования определено, что российская экономика обладает существенным запасом резервов, применяет определенные инструменты и механизмы, позволяющие с помощью этих резервов обеспечить внутренний рынок, а также необходимую ликвидность для финансирования внутреннего долга.

Государственный Банк российского финансового рынка в рамках длинного РЕПО кредитует коммерческие банки, которые в свою очередь инвестируют в государственные ценные бумаги, это делает коммерческие банки более привлекательными.

В общей сложности государственная политика в сфере безопасности страны и финансовой системы в целом и управлению государственным финансовым долгом, должна базироваться на комплексном подходе. Разработке мер по каждому индикатору в отдельности и по общему комплексному показателю с целью стабилизации и удерживания финансового равновесия, а также эффективного маневрирования на рынке финансовых услуг.

Финансовая безопасность достигается путем политэкономического курса относительно эффективной деятельности финансовых органов государственной власти при помощи слаженной системы управления, а также экономическими, финансово-банковскими структурами, направленными на создание условий и рационального использования ресурсов. Тем самым обеспечивается экономический рост, сохраняется и укрепляется единство и целостность, достигается главная цель безопасности России, и ее народа.

Исходя из вышеизложенного, есть множество позитивных аспектов для развития национальной экономики и ее финансовой системы, которые позволят улучшить внедрение цифрового рубля. Особенно это благотворно повлияет на возможности контроля целевого использования средств федеральных и региональных бюджетов, внедрение системы смарт-контрактов, поспособствует ведению бизнеса более удобным и практичным способом. Как результат, такие технологические процессы могут существенно повысить уровень экономической безопасности государства. Но, прежде, чем начать внедрять новые технологии, необходимо проработать правовое поле, на котором будет базироваться данная технология, а также сформировать и реализовать в практической плоскости основу обсечения информационной безопасности и использование новейших наиболее перспективных технологий.

Внедрение цифрового рубля — это необходимый шаг в развитии финансовых инструментов, который позволит обеспечить конкурентоспособность России на мировой арене. Формирование более комфортной обстановки для развития инноваций и привлечение инвестиций в страну позволит обеспечить экономическую безопасность в финансовой сфере. Но для успешной реализации необходимо провести ряд подготовительных работ, начиная от анализа и выбора наиболее эффективного метода распространения цифровой валюты и заканчивая обеспечением информационной и технической безопасности за счет использования наилучших технологий и криптографических протоколов защиты.

15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Borsh L.M. Financial and economic security of business as a primary element in the economic system / L.M. Borsh, D.D. Burkaltseva, O.G. Blazhevich, E.E. Frolova, I.V. Labonin // Espacios. — 2017. — Vol 38, Issue 33. — Pp. 3. — EDN: ZHLTIJ.

2. Borsh L.M. The method of assessing the state's financial security level / L.M. Borsh, V.E. Reutov, D.D. Burkaltseva, O.G. Blazhevich, O.A. Gabrielyan, N.A. Khlybova, O.G. Guk // International Journal of Engineering and Technology (UAE). — 2018. — Vol 7, Issue 3.14, Special Issue 14. — Pp. 404-411. — EDN: FGGCWX.

3. Джалал М.А.К. Тенденции и перспективы развития финансовых рынков стран Евразийского экономического союза / М.А.К. Джалал, Л.М. Борщ // Государство и Рынок: механизмы и институты евразийской интеграции в условиях усиления глобальной нестабильности. — Санкт-Петербург, 2021. — С. 653-661. — EDN: ARLYVP.

4. Государственные криптовалюты: зачем центробанкам ЦВЦБ [Электронный ресурс] // Pay Space Magazine Global.—Режим доступа: psmcom/emoney/gosudarstvennye-kriptovalyuty-zachem-centrobankam-cvcb.html (дата обращения: 17.02.2022).

5. Центральные банки определили ключевые принципы создания CBDC [Электронный ресурс] // Pay Space Magazine Global. — Режим доступа: psmcom/emoney/centralnye-banki-opredelili-klyuchevye-principy-sozdaniya-cbdc.html (дата обращения: 17.02.2022).

6. Безпалов В.В. Предпосылки и условия введения цифрового рубля на основе системы блокчейна как инструмента повышения экономической безопасности в финансовой сфере / В.В. Безпалов, А.Ю. Ремесленников [Электронный ресурс] // Современные технологии управления. — 2021. — J№ 1 (94). — Режим доступа: sovman.ru/article/9407/ (дата обращения: 17.02.2022).

7. Буянова М.Э. Анализ финансовой безопасности России: современные тенденции, вызовы, угрозы / М. Э. Буянова, Е. С. Рассказов // Вестник Волгоградского государственного университета. — 2019. — Т.21, №№ 2. —

C. 19-33.

8. Бюджет для граждан (к Федеральному закону о федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. —Режим доступа: www. minfin ru/common/upload/library/2020/12/main/2021-2023 .pdf (дата обращения: 17.0219.02.2022).

9. Воробьева Е.И. Финансовая безопасность национальной экономики / Е.И. Воробьева, Ю.М. Дененберг // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2021. — .№ 1 (54). — С. 5-15. — EDN: EXVTXK.

10. Исалова М.Н. Роль финансов в системе экономической безопасности / М.Н. Исалова, З.А. Ибрагимова // Вестник МГЭИ. — 2021. — №> 1. — С. 153-160.

11. Burkaltseva D. Ensuring economic security at different levels of economic management. Monograph /

D. Burkaltseva, M. Dudin, V Reutov, I. Zinoviev, Yu. Vorobyov, L. Borsch, O. Blazhevich [Electronic resource]. — Simferopol: Полипринт, 2018. — 194 р. — EDN: UXEWGY—Access Mode: www.elibrary.ru/item.asp?id=35460475 (date of the application: 17.02.2022).

12. Ремесленников А.Ю. Применение технологии блокчейн в современных условиях / А.Ю. Ремесленников // XXXII Международные Плехановские чтения. Сборник статей студентов: В двух томах. — 2019. — С. 55-58.

13. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 .№ 86-ФЗ // Вестник Банка России. — 2002. — 31 июля. — .№ 43.

14. Цифровой рубль. Доклад для общественных консультаций [Электронный ресурс] // Банк России: официальный сайт. — 2020. — 13 октября. — Режим доступа: cbr.ru/analytics/d_ok/dig_ruble/ (дата обращения: 17.02.2022).

SPISOKLITERATURY

1. Borsh L.M. Financial and economic security of business as a primary element in the economic system / L.M. Borsh, D.D. Burkaltseva, O.G. Blazhevich, E.E. Frolova, I.V. Labonin // Espacios. — 2017. — Vol 38, Issue 33. — Pp. 3. — EDN: ZHLTIJ.

2. Borsh L.M. The method of assessing the state's financial security level / L.M. Borsh, V.E. Reutov, D.D. Burkaltseva, O.G. Blazhevich, O.A. Gabrielyan, N.A. Khlybova, O.G. Guk // International Journal of Engineering and Technology (UAE). — 2018. — Vol 7, Issue 3.14, Special Issue 14. — Pp. 404-411. — EDN: FGGCWX.

3. Dzhalal M.A.K. Tendentsii i perspektivy razvitiya finansovykh rynkov stran Yevraziyskogo ekonomicheskogo soyuza / M.A.K. Dzhalal, L.M. Borshch // Gosudarstvo i Rynok: mekhanizmy i instituty yevraziyskoy integratsii v usloviyakh usileniya global'noy nestabil'nosti. — Sankt-Peterburg, 2021. — S. 653-661. — EDN: ARLYVP.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Gosudarstvennyye kriptovalyuty: zachem tsentrobankam TSVTSB [Elektronnyy resurs] // Pay Space Magazine Global. — Rezhim dostupa: psmcom/emoney/gosudarstvennye-kriptovalyuty-zachem-centrobankam-cvcb.html (data obrashcheniya: 17.02.2022).

5. Tsentral'nyye banki opredelili klyuchevyye printsipy sozdaniya CBDC [Elektronnyy resurs] // Pay Space Magazine Global. — Rezhim dostupa: psmcom/emoney/centralnye-banki-opredelili-klyuchevye-principy-sozdaniya-cbdc.html (data obrashcheniya: 17.02.2022).

16

6. Bezpalov VV Predposylki i usloviya vvedeniya tsifrovogo rublya na osnove sistemy blokcheyna kak instrumenta povysheniya ekonomicheskoy bezopasnosti v finansovoy sfere / V V Bezpalov, A.Yu. Remeslennikov [Elektronnyy resurs] // Sovremennyye tekhnologii upravleniya. — 2021. — №2 1 (94). — Rezhim dostupa: sovman.ru/article/9407/ (data obrashcheniya: 17.02.2022).

7. Buyanova M.E. Analiz finansovoy bezopasnosti Rossii: sovremennyye tendentsii, vyzovy, ugrozy / M.E. Buyanova, Ye.S. Rasskazov // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2019. — T.21, №2 2. — S. 19-33.

8. Byudzhet dlya grazhdan (k Federal'nomu zakonu o federal'nom byudzhete na 2021 god i na planovyy period 2022 i 2023 godov) [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy sayt Ministerstva finansov Rossiyskoy Federatsii. — Rezhim dostupa: www.minfin.ru/common/upload/library/2020/12/main/2021-2023.pdf (data obrashcheniya: 17.02-19.02.2022).

9. Vorobyova E.I. Finansovaya bezopasnost' natsional'noy ekonomiki / E.I. Vorobyova, Yu.M. Denenberg // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2021. — №> 1 (54). — S. 5-15. — EDN: EXVTXK.

10. Isalova M.N. Rol' finansov v sisteme ekonomicheskoy bezopasnosti / M.N. Isalova, Z.A. Ibragimova // Vestnik MG-EI. — 2021. — №> 1. — S. 153-160.

11. Burkaltseva D. Ensuring economic security at different levels of economic management. Monograph / D. Burkaltseva, M. Dudin, V. Reutov, I. Zinoviev, Yu. Vorobyov, L. Borsch, O. Blazhevich [Electronic resource]. — Simferopol: Poliprint, 2018. — 194 r. — EDN: UXEWGY—Access Mode: www.elibrary.ru/item.asp?id=35460475 (date of the application: 17.02.2022).

12. Remeslennikov A.Yu. Primeneniye tekhnologii blokcheyn v sovremennykh usloviyakh / A.Yu. Remeslennikov // XXXII Mezhdunarodnyye Plekhanovskiye chteniya. Sbornik statey studentov: V dvukh tomakh. — 2019. — S. 55-58.

13. O Tsentral'nom banke Rossiyskoy Federatsii (Banke Rossii): Federal'nyy zakon ot 10.07.2002 № 86-FZ // Vestnik Banka Rossii. — 2002. — 31 iyulya. — №> 43.

14. Tsifrovoy rubl'. Doklad dlya obshchestvennykh konsul'tatsiy [Elektronnyy resurs] // Bank Rossii: ofitsial'nyy sayt. — 2020. — 13 oktyabrya. — Rezhim dostupa: cbr.ru/analytics/d_ok/dig_ruble/ (data obrashcheniya: 17.02.2022).

Статья поступила в редакцию 3 марта 2022 года Статья одобрена к печати 5 апреля 2022 года

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.