Научная статья на тему 'Финансовая безопасность государства в условиях экономической глобализации: специфика рисков и угроз'

Финансовая безопасность государства в условиях экономической глобализации: специфика рисков и угроз Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1911
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ECONOMIC GLOBALIZATION / ФИНАНСОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / FINANCIAL REVOLUTION / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FINANCIAL SECURITY / НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / NATIONAL SOVEREIGNTY / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / БИЗНЕС / BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самыгин С. И., Верещагина А. В., Рачипа А. В.

В данной статье анализируются риски и угрозы финансовой безопасности государства, формирующиеся в условиях глобальной экономики, меняющей структуру экономических и финансовых отношений. Глобальные экономические процессы оказывают влияние на широкий спектр видов и форм финансовой деятельности, порождая внешние и внутренние риски финансовой безопасности национальных государств, однако решение данной проблемы предполагает учет многочисленных неэкономических факторов общественного развития, определяющих характер и эффективность бизнес-практик и финансовых отношений в современном, в том числе и российском, обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Самыгин С. И., Верещагина А. В., Рачипа А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the risks and threats to the financial security of a state, emerging in the con text of global economy, changing the structure of economic and financial relations are analyzes. Global economic processes influence a wide range of types and forms of financial activity, giving rise to internal and external risks of the financial security of nation-states. However, the solution of this problem involves consideration of numerous noneconomic social development factors that determine the nature and effectiveness of business practices and financial relations in modern society, including Russia.

Текст научной работы на тему «Финансовая безопасность государства в условиях экономической глобализации: специфика рисков и угроз»

ЭКОНОМИКА, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ _И СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ_

УДК 316; 336

ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: СПЕЦИФИКА РИСКОВ И УГРОЗ

Самыгин Сергей Иванович

Доктор социологических наук, профессор, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, e-mail: samygin78 @yandex.ru

FINANCIAL SECURITY OF THE STATE IN THE CONTEXT OF ECONOMIC GLOBALIZATION: THE SPECIFIC OF RISKS AND THREATS

Samygin Sergey I.

Doctor of Sociological Sciences, Professor, Rostov State Economic University (RINH), Rostov-on-Don, e-mail: samygin78 @yandex.ru

Верещагина Анна Владимировна

Доктор социологических наук, профессор, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, e-mail: anrietta25@mail. ru

Vereshchagina Anna V.

Doctor of Sociological Sciences, Professor, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: anrietta25@ mail. ru

Рачипа Андрей Валерьевич

Доктор социологических наук, профессор Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected]

Rachipa Andrey V.

Doctor of Sociological Sciences, Professor, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]

В данной статье анализируются риски и In the article the risks and threats to the finan-угрозы финансовой безопасности государ- cial security of a state, emerging in the con-

ства, формирующиеся в условиях глобальной экономики, меняющей структуру экономических и финансовых отношений. Глобальные экономические процессы оказывают влияние на широкий спектр видов и форм финансовой деятельности, порождая внешние и внутренние риски финансовой безопасности национальных государств, однако решение данной проблемы предполагает учет многочисленных неэкономических факторов общественного развития, определяющих характер и эффективность бизнес-практик и финансовых отношений в современном, в том числе и российском, обществе.

Ключевые слова: глобализация, экономическая глобализация, финансовая революция, финансовая безопасность, национальный суверенитет, национальная безопасность, информационное общество, предпринимательство, бизнес.

text of global economy, changing the structure of economic and financial relations are analyzes. Global economic processes influence a wide range of types and forms of financial activity, giving rise to internal and external risks of the financial security of nation-states. However, the solution of this problem involves consideration of numerous non-economic social development factors that determine the nature and effectiveness of business practices and financial relations in modern society, including Russia.

Keywords: globalization, economic globalization, financial revolution, financial security, national sovereignty, national security, information society, entrepreneurship, business.

Последние десятилетия в мире набирает оборот процесс глобализации, радикально меняющий структуру социальных, экономических и политических отношений в масштабе как отдельных национальных государств, так и международных отношений и связей. Несмотря на то что понятие глобализации является одним из самых употребляемых в современных социальных и гуманитарных науках, среди исследователей не существует полного единства относительно сути и последствий этого масштабного процесса - точнее, совокупности процессов, протекающих во всех сферах социальной реальности, которые несут в себе как новые возможности для человечества, так и новые угрозы. В частности, процесс глобализации подрывает принцип национального суверенитета, причем эта угроза касается как тех государств, которые являются лидерами мирового развития, так и стран-аутсайдеров. К угрозам глобального характера, порожденным ускоряющимися процессами глобализации и, соответственно, переходом проблем локального порядка в разряд общечеловеческих, следует отнести прежде всего те, которые связаны с экологией, демографическим, информационным и духовным развитием современного общества, межэтническими и меж-цивилизационными столкновениями и противоречиями [6]. Нас в данной статье будут интересовать в первую очередь экономический и финансовый аспекты глобализации в связи с угрозой национальной безопасности.

«Фундаментальной основой экономически эффективного государства является экономическая безопасность, которая заключается в отстаивании государством своих национальных интересов в экономической сфере в условиях неограниченной международной конкуренции в определенное время и в определенных обстоятельствах» [7, с. 130]. Экономический аспект глобализации выражается в формировании глобальной интернациональной экономики. Её основными субъектами являются транснациональные корпорации, количество которых постоянно увеличивается. На долю транснациональных корпораций приходится все большее количество производимых товаров и услуг, бюджет наиболее крупных их них превышает бюджеты некоторых национальных государств. Транснациональные корпорации действуют во всех сегментах современного производства.

Феномен транснациональных корпораций разрушает исторически сложившуюся связь между экономикой и определенным государством, обессмысливает само понятие национальной экономики. Производство транснациональных корпораций ориентировано на глобальный рынок, а не удовлетворение экономических потребностей отдельного национального государства. Двигателем деятельности транснациональных корпораций является прежде всего их собственный коммерческий интерес, но никак не национальные интересы.

Мощь и влияние современных транснациональных корпораций заставляют государства учитывать их требования. Поскольку транснациональные корпорации не привязаны ни к одному национальному государству, государства практически утрачивают возможность контролировать их деятельность. Это касается как правовой регуляции трудовых отношений и защиты прав наемных работников, так и прочих требований - налоговых, экологических и т. д.

Для регулирования современной глобальной экономики сформировалась система современных международных организаций, деятельность которых имеет огромное влияние не только на экономику, но и на политику. К таким организациям следует отнести Международный банк реконструкции и развития, Всемирный банк, Всемирную торговую организацию и т. д. Об их роли У. Бек говорил следующее: «Тот, кто верит, что глобализация подразумевает выполнение законов мирового рынка, которые должны быть осуществлены так, а не иначе, заблуждается. Экономическая глобализация как таковая не есть механизм, не есть нечто самодвижущееся, это всецело политический проект, причем проект транснациональных акторов, институтов и совещательных коалиций - Всемирного банка, Всемирной торговой органи-

зации, Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, а также других международных организаций, которые проводят неолиберальную экономическую политику» [3, с. 210].

Развитие глобальной экономики порождает новые специфические вызовы национальной безопасности. Важнейшим элементом экономической глобализации, который интересует нас здесь в первую очередь, является глобализация финансовых рынков, глобализация финансов. Именно в сфере финансов процесс глобализации экономики зашел особенно далеко. Финансовый капитал гораздо мобильнее, чем любой другой экономический ресурс, особенно в современном мире, где обмен капиталами приобрел электронную форму, благодаря чему перемещение капитала происходит мгновенно.

С 80-х гг. ХХ в. финансовые рынки приобрели транснациональный характер. Сложилась финансовая сеть, включающая в себя финансовые центры в различных странах, в первую очередь в США, Великобритании, Японии, Гонконге и др. Эти центры работали с транснациональными экономическими субъектами. Формирование этой сети получило название финансовой революции, которая включала три основных аспекта: наличие наднациональной финансовой системы, инновации в финансовой сфере, практически глобальное присутствие международных финансовых организаций и рост их глобального влияния. Наиболее влиятельными финансовыми центрами являются такие структуры, как МВФ (Международный валютный фонд), МБРР (Международный банк реконструкции и развития), Международная финансовая корпорация, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирная торговая организация (ВТО) и др.

Рост влияния международных финансовых организаций сопровождался ослаблением государственного контроля за движением капиталов со стороны наиболее развитых экономически государств (США, Япония, Великобритания). Это привело к расширению финансовых рынков этих стран и росту мобильности капиталов, оттоку капитала за границу и, наоборот, притоку капитала на внутренние рынки. Финансовые организации изначально проводили экономическую политику, направленную на утверждение полной свободы рынка и снятие практически всех ограничений для развития и роста мировой торговли. Международные финансовые организации, в частности, МВФ нередко принимали участие в реформах, проводимых различными государствами. Однако результаты этого вмешательства не всегда были однозначно позитивными. То же самое можно сказать и о МБРР. Деятельность обеих организаций неоднократно подвергалась критике, по-

скольку практика помощи, оказываемая ими развивающимся странам, подразумевает выполнение требований самих этих организаций, что является условием получения помощи.

Деятельность международных финансовых организаций базируется на идеологии неолиберализма, исходящей из убеждения, что свободное развитие рынка автоматически влечет за собой процветание общества. Однако, как показывает практика, это далеко не всегда так. Всеобщее материальное благополучие и низкий уровень конфликтности наиболее развитых стран были созданы не абсолютной свободой рыночных отношений, а сложившейся к середине ХХ в. системой отношений, включавших представителей бизнеса, государство и профсоюзные организации, при этом равновесие в этих отношениях было достигнуто именно за счет государственного вмешательства, гарантировавшего защиту прав и бизнеса, и наемного труда. Именно это в первую очередь, не подрывая основ рыночной экономики - частной собственности, стремления к прибыли и свободы предпринимательства, сделало западный бизнес социально ответственным и заставило его учитывать права и интересы работников и национальные интересы. В развивающихся странах ничего подобного не происходило и не происходит, и развитие в них «свободных рыночных отношений» отнюдь не ведет к всеобщему процветанию и гармонии в отношениях социальных. Однако для многих стран-аутсайдеров помощь международных финансовых организаций является слишком важной, чтобы от неё отказаться. В такой ситуации сложно говорить о полном сохранении суверенитета этими государствами.

Еще одной практикой международных финансовых организаций, вызывающей неоднозначные последствия, является, например, создание так называемых офшоров. Офшоры, или офшорные зоны, - это финансовые центры, существующие на территории либо целого государства, либо его части, созданные для привлечения иностранного капитала путем предоставления определенных льгот, например снижения налогов. Офшоры создаются для привлечения инвестиций, но часто используются компаниями в мошеннических целях или же, если нет прямого нарушения закона, способствуют оттоку капитала из стран с экономическими проблемами, что усугубляет эти проблемы. Использование офшорных юрисдикций - один из самых распространенных в современном мире способов оптимизации налогов. Однако также часто офшоры используются для незаконных махинаций с налогами, для незаконных схем ценообразования. Офшоры способствуют развитию коррупционных схем, офшорные компании часто используются для

нелегальной торговли, уклонения от таможенных выплат и т. д. Однако офшоры, свободные экономические зоны и другие механизмы современной транснациональной финансовой деятельности - это всего лишь инструменты, которые могут быть использованы как для вполне законных, так и для незаконных действий. Проблема заключается не в инструментах самих по себе, а в основном принципе, который лежит в основе современной глобальной финансовой системы, - «оторванность финансовых потоков от воспроизводственных процессов и перемещение их в спекулятивный капитал» [2, с. 3], а также в разрыве между транснациональным характером финансового рынка и экономическими потребностями отдельных национальных сообществ. Глобальный капитал не несет ответственности за благополучие национальных сообществ, и в этом плане он угрожает не только странам-аутсайдерам, но и странам, которые на данный момент находятся в авангарде экономического развития, поскольку разрушает историческую связь между капитализмом, социальным государством и демократией. Между мобильным капиталом, не имеющим отечества, и людьми, привязанными к этому отечеству и не имеющими пространственной мобильности, связи практически разрушаются. Общая логика глобализации ведет к новой структуре отношений между трудом и капиталом, которая характеризуется учеными следующим образом: «Свобода действий и движения капитала есть та теплица, в которой богатство растет быстрее, чем когда-либо до этого; но если богатство приумножается, оно будет больше давать и другим, говорят утешители. Однако бедняки планеты, новые и старые, наследственные и порожденные компьютером, вряд ли узнают свое отчаянное положение в этом фольклоре. Прежние богачи нуждались в бедняках, чтобы разбогатеть и оставаться богатыми. Теперь они в бедняках больше не нуждаются. С незапамятных времен конфликт между бедностью и богатством означал пожизненную взаимную зависимость. Теперь это далеко не так. Трудно себе представить, о чем могли бы договариваться глобализованные богачи и глобализованные бедняки, почему у них возникнет необходимость идти на компромисс и какой modus coexistendi они будут готовы искать» [3, с. 103-104].

Разрыв связи между транснациональным капиталом и национальной общностью, государством с его территорией и населением, уничтожает социальные обязательства капитала. Даже в западном мире развивается данная тенденция, но мощь западных экономик и сохранение определенных ценностно-идеологических принципов позволяет пока сохранять и стремиться сохранять далее социальную гармо-

нию в рамках своих национальных сообществ. Но за пределами западного мира, в странах, где нет традиции ответственного бизнеса, нет ценностного обоснования социальной политики государства, не наращивается человеческий капитал [5], нет устойчивых механизмов демократии, ставящих политическую элиту в зависимость от общественного мнения, капитал может полностью игнорировать какие-либо цели и интересы, кроме прибыли, а государство само нередко превращается в инструмент получения прибыли.

Распад СССР с присущим ему своеобразным типом экономики породил необходимость структурных экономических реформ, формирования рыночной экономики и интеграции в мировую экономику. Результат этих реформ не был однозначно позитивным. Индустриальная экономика СССР была заменена сырьевой по преимуществу экономикой, от производства товаров Россия перешла к производству сырья и закупке недостающих товаров за счет «сырьевых» денег. Крупный капитал, возникший в России, считает более выгодной стратегией не инвестиции в развитие отечественного производства, а вывод капитала за рубеж, а также использование инструментов - легальных и нелегальных, предлагаемых современным транснациональным финансовым рынком, для увеличения собственной прибыли. Российская экономика, став частью экономики мировой, оказалась уязвима перед кризисами, порождаемыми кризисами мирового финансового рынка. Как отмечает А.А. Анисимов, «возникновение рыночных институтов рассматривалось в качестве автоматического следствия процессов приватизации и либерализации, однако на практике данный сценарий формирования рыночных отношений практически полностью разрушил финансовый механизм экономического развития России» [1, с. 4]. В таких условиях всё более актуальной становится проблема обеспечения финансовой безопасности.

Понятие финансовой безопасности не имеет на сегодняшний день однозначного определения, но мы будем исходить из дефиниции, предложенной М.С. Подкуйко: «финансовая безопасность - это состояние защищенности и обеспечения стабильности, устойчивости развития финансовых отношений, складывающихся на различных уровнях и в различных сферах финансовой системы, которое достигается посредством реализации мер по нейтрализации внутренних и внешних угроз» [4, с. 5].

Исследователи предлагают различные меры по обеспечению финансовой безопасности. Как правило, к таким мерам относят укрепление банковской системы и национальной валюты, усиление защиты

прав инвесторов на внутреннем рынке (поскольку бегство капиталов, отказ инвестировать в развитие внутреннего производства часто связаны с сильными рисками, обусловленными спецификой внутреннего российского рынка), совершенствование системы налогообложения и противодействие уклонению от налогов, укрепление правопорядка, борьба с теневой экономикой, создание системы индикаторов показателей состояния финансовой безопасности, позволяющей оперативно отслеживать состояние отечественной экономики. Некоторые исследователи говорят также о необходимости выработки специальной Финансовой доктрины РФ, содержащей комплекс мер, призванных обеспечить финансовую безопасность.

Обеспечение финансовой и экономической безопасности страны требует прекращения практики бегства капиталов, что является одной из наиболее сильных внутренних угроз экономической безопасности страны в целом. В основе бегства капиталов находится крайне низкий уровень доверия к национальной валюте при высоком уровне инфляции, специфика экономической и политической системы. Таким образом, проблема финансовой безопасности увязывается с более широким комплексом проблем, обусловленных не только глобализационными процессами, но и внутренними проблемами страны.

Факторами, способствующими рискам финансовой безопасности, выступают также возрастание внешнего государственного долга, излишняя открытость экономики. Преодоление этой угрозы не означает стремления к закрытости страны, но должно подразумевать рациональное сочетание открытости с защитой собственных национальных интересов, умением грамотно отстаивать эти интересы на международной арене.

Итак, проблема финансовой безопасности имеет комплексный характер. Она порождается во многом вызовами со стороны транснациональной экономики, меняющей конфигурацию экономических и политических отношений. В то же время проблема финансовой безопасности - это и внутренняя проблема, в основе которой лежат ошибки в экономической политике государства, злоупотребления со стороны государственной власти, отсутствие правовой культуры и у представителей бизнеса, и у представителей иных социальных групп, ослабление социальной солидарности. Поэтому полное обеспечение финансовой безопасности возможно не только на пути противостояния внешним вызовам, но и при условии комплексного решения социально значимых внутренних проблем, связанных с совершенствованием государственного управления, преодолением дефицита доверия как на ин-

ституциональном, так и межличностном уровне, формированием социально ответственного бизнеса и благоприятных условий для развития национальной экономики.

Литература

1. Анисимов А.А. Обеспечение финансовой безопасности России в условиях глобализации мирового хозяйства : дис. ... канд. экон. наук. М., 2007. 196 с.

2. Асалиева С.А. Финансовая безопасность России в условиях трансформируемой экономики : автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2005. 24 с.

3. Бек У.Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию. М., 2001. 304 с.

4. Подкуйко М.С. Влияние финансовой глобализации на финансовую безопасность России : дис. . канд. экон. наук. Ростов-на-Дону., 2009. 166 с.

5. Самыгин С.И. Перспективы развития человеческого потенциала Ростовской области и его роль в развитии региональной экономики // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2012. № 37. С. 103-110.

6. Самыгин С.И., Верещагина А.В. Глобальные вызовы современности и безопасность цивилизации третьего тысячелетия // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 6, т. 2. URL: http://mii-info.ru/ da-ta/documents/EZhSN-2014-6-2.pdf (дата обращения: 11.09.2015).

7. Самыгин С.И., Верещагина А.В. Финансовая безопасность России: основные риски и направления государственного регулирования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 12/3. С. 130-133.

References

1. Anisimov A.A. Obespechenie fi-nansovoy bezopasnosti Rossii v usloviyah globalizacii mirovogo hozyaystva : dis. ... kand. yekon. nauk. M., 2007. 196 s.

2. Asalieva S.A. Finansovaya bezopas-nost' Rossii v usloviyah transformiruemoy ekonomiki : avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. M., 2005. 24 s.

3. Bek £/.Chto takoe globalizaciya? Oshibki globalizma - otvety na globalizaciyu. M., 2001. 304 s.

4. Podkuyko M.S. Vliyanie finansovoy globalizacii na finansovuyu bezopasnost' Rossii : dis. ... kand. ekon. nauk. Rostov n/D., 2009. 166 s.

5. Samygin S.I. Perspektivy razvitiya chelovecheskogo potenciala Rostovskoy ob-lasti i ego rol' v razvitii regional'noy ekonomiki // Vestnik Rostovskogo gosudar-stvennogo ekonomicheskogo universiteta (RINH). 2012. № 37. S. 103-110.

6. Samygin S.I., Vereshhagina A.V. Glob-al'nye vyzovy sovremennosti i bezopasnost' civilizacii tret'ego tysyacheletiya // European Social Science Journal (Evropeyskiy zhurnal social'nyh nauk). 2014. № 6, t. 2. URL: http ://mii-info.ru/data/documents/EZh SN-2014-6-2.pdf (data obrashhenija: 11.09.2015).

7. Samygin S.I., Vereshhagina A.V. Finansovaya bezopasnost' Rossii: osnovnye riski i napravleniya gosudarstvennogo reguli-rovaniya // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshhestvennye nauki. 2014. № 12/3. S. 130-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.