2 (17) - 2005
ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ
ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ: ОБРАЗОВАНИЕ НА УРОВНЕ МИРОВЫХ СТАНДАРТОВ
На вопросы редакции журнала отвечает А.Г. ГРЯЗНОВА, ректор Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации
Главной задачей российской образовательной политики в настоящее время является повышение качества образования на основе сохранения его фундаментальности, адекватного удовлетворения актуальных и перспективных потребностей личности, общества и государства, соответствия критериям интеграции отечественной высшей школы в общеевропейское образовательное пространство. Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х -начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать идею академической автономии вузов, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативностьобразова гельных программ. О проблемах развития российской высшей школы, о совершенствовании работы вуза мы попросили рассказать ректора одного из самых престижных российских вузов — Финансовой академии при Правительстве РФ Аллу Георгиевну Грязнову, которая успешно руководит этим вузом вот уже 20 лет. Она доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, почетный доктор ряда зарубежных вузов, удостоена многих орденов и медалей, благодарностей Президента РФ, многочисленных самых высоких общественных наград, в том числе и международной награды общественного признания — ордена «Слава России».
— Алла Георгиевна, в сентябре 2003 года Россия официально присоединяюсь к Болонской
конвенции, что явилось исключительно важным шагом для высшей школы страны. Предстоит за короткое время внести существенные коррективы в образовательный процесс, что само по себе достаточно сложно. Очевидно, есть и определенная российская специфика ?
— Действительно, провести до 2010 года радикальное реформирование национальной образовательной системы совсем непросто, но необходимо, это требуют жизненные реалии. Во многих европейских странах реформы, связанные с присоединением к Болонскому процессу, идут порой болезненно, вызывая много разногласий по вопросам о темпах интеграции, о сохранении отдельных элементов национальных систем образования. Что уж говорить о нашей стране с ее бескрайними просторами, с богатой региональной, национальной и культурной спецификой, с ее устоявшейся системой образования и грузом перестроечных социально-экономических проблем? С другой стороны, развитие российской высшей школы в последнее десятилетие вызвало к жизни целый комплекс мер, которые полностью перекликаются с задачами, сформулированными в Болонской конвенции. Что имеется в виду?
Вот уже многие годы в России существуют как бы две системы: 5-летняя подготовка дипломированных специалистов и, как прави-
шятшти
В декабре прошлого года в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялось награждение международной наградой общественного признания орденом «Слава России» ректора Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации Аллы Георгиевны Грязновой, что явилось признанием выдающихся заслуг в научной, образовательной,
социально-культурной и общественной деятельности. В числе награжденных орденом «Слава России» видные государственные и общественные деятели — Его Святейшество Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, Его Королевское Высочество Принц Майкл Кентский, мэр Москвы Лужков Ю.М., Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Миронов С.М., директор Института экономики РАН Абалкин Л.И., президент ТПП РФ Примаков Е.М. Девиз ордена — «Россия, Слава, Честь, Дело» воодушевляет и зовет в
будущее.
ло, годичная магистратура. Наряду с этим есть 4-летний бакалавриат и 2-летняя магистратура. Не забудем и о проверенной временем 3-, 4-летней системе подготовки научных кадров через аспирантуру. Все это уже сейчас в известной мере напоминает болонскую формулу «3, 5, 8» (бакалавр, магистр, доктор, причем последняя степень не имеет аналога в отечественной системе образования и занимает промежуточное положение по отношению к российским степеням кандидата и доктора наук). Очевидно, вряд ли целесообразно механически менять сроки обучения, метаморфоза должна быть гибкой и всегда оправданной, приносить пользу в обозримом будущем.
Одним из принципиальных элементов Болонского процесса является система зачетных единиц. Фактически нечто подобное существует в нашей стране уже давно. В частности, внедряются дистанционные формы образования, проводятся эксперименты по переходу отдельных вузов на систему кредитов (зачетных единиц). Действующая система учета объема изученных дисциплин в часах хорошо себя зарекомендовала и вполне может сочетаться с новой. Например, в дипломе после наименования дисциплины можно указывать как часы, так и кредиты.
Наконец, реформируя образование, нельзя забывать о конечной цели — не реформы сами
по себе, а обеспечение качества высшего образования. Для решения этой проблемы в нашей стране прилагаются постоянные и интенсивные усилия. Наряду с государственной системой аттестации и контроля качества в каждом вузе создается собственная система контроля качества образования, охватывающая учебное заведение в целом — от курса до факультета, предусматривающая активное участие профессорско-преподавательского состава, студентов и устанавливающая обратную связь с работодателями. Начиная с 2004 года, наличие в вузе структуры контроля качества образования является необходимым условием его заявки на очередную аттестацию и аккредитацию.
Таким образом, позитивное отношение к присоединению России к Болонскому процессу не исключает, а предполагает конструктивный, предельно компетентный подход к интеграции отечественной высшей школы в общеевропейское образовательное пространство.
— Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации славится тем, что в период реформирования страны оперативно переориентировалась и стала вести подготовку в соответствии с новыми требованиями. Как Вам удалось так быстро перестроиться?
— Не секрет, что многие вузы в 1990-е голы стали практиковать обучение по востребованным экономическим специальностям, зачастую не имея для этого необходимой учебно-методической базы. С этим связан парадоксальный феномен .безработицы дипломированных финансовых аналитиков, менеджеров и бухгалтеров — и это при остром кадровом голоде в сфере государственного управления и корпоративного менеджмента. Академия же опирается на накопленный за 85-летнюю историю опыт работы своих научных кафедр и в то же время активно использует новейшие разработки и инновационные технологии, постоянно совершенствует свой учебный процесс, предлагает новые, востребованные временем образовательные программы и специализации. Академия не превратилась в университет, то есть не стала внедрять в учебный план новомодные специальности, не имеющие непосредственного отношения к финансово-банковской сфере. Разумеется, при желании Академия могла бы без проблем
вести обучение по многим гуманитарным направлениям, но вуз предпочел сохранить свою специализацию и продолжить динамичное развитие в занимаемой нише. Это стратегическое решение позволило Академии активизирован, и нарастить потенциал всех составляющих образовательной деятельности -научно-исследовательской и методологической, учебно-организационной и административной, — значительно повысить свою конкурентоспособность и занять лидирующее положение на рынке образовательных услуг.
— Как Вы используете в учебном процессе зарубежный опыт при изучении финансов? Как построено в Академии изучение мирового опыта?
— Академия открыта процессам интеграции мирового знания. Ее профессорско-преподавательский состав прекрасно осознае т, что в век информационных технологий образовательная система не может быть замкнута на себя. Ученые, преподающие в академии, активно включены в среду международных научных обменов. По инициативе Академии ежегодно проводятся международные научные и научно-п р а к г и ч е с к и е конференции, семинары, симпозиумы, в ходе которых анализируется мировой опыт становления и развития рыночной экономики. Ежегодно подобные конференции принимают свыше трех тысяч участников - ученых, педагогов-экономистов, специалистов, практических работников (как российских, гак и зарубежных).
Академия активно перенимает лучший зарубежный опыт, вносит большой вклад в развитие международных связей (в частности, с Всемирным банком, Европейским банком реконстушии и развития, ассоциациями страховщиков Великобритании и Франции, ведущими университетами Великобритании. Германии, Италии, Канады, США. Франции).
Студенты и профессора Академии постоянно выезжают за рубеж — на обучение, производственно-ознакомительную практику, стажировку в банках, финансовых и страховых компаниях. С рядом вузов Германии, США, Франции Академия успешно реализует программы «двойного диплома». Также ведется подготовка иностранных студентов, аспирантов и стажеров: в настоящее время в Академии обучаются граждане из 40 стран мира.
— Как строятся отношения Академии с государственными учреждениями, банками, страховыми компаниями? Ведутся ли исследовательские проекты, занимаетесь ли Вы целевой подготовкой кадров?
— Учеными Академии готовятся экспертно-аналитические материалы но заданиям федеральных органов законодательной и исполнительной власти, ведущие профессора являются членами экспертных советов ряда комитетов Государственной Думы. Проводится целевая подготовка кадров для Минфина РФ, налоговых органов. На постоянной основе осуществляется сотрудничество по вопросам подготовки и переподготовки кадров между Финансовой академией, с одной стороны, Центральным банком России и Ассоциацией российских банков, с другой, идет разработка и реализация многих научных проектов. В структуре Академии создано три научных центра по фундаментальным и прикладным исследованиям, консультационный центр по налоговым проблемам.
Тематика научных исследований Академии связана с изучением проблем денежно-кредитной и инвестиционной политики, совершенствования оптимизации бюджетного и налогового механизмов, системы международных валютно-кредитных и финансовых отношений, учета и аудита, вопросов развития российской экономики, совершенствования финансово-экономического образования в стране.
Результаты научных разработок включаются в учебники, учебные пособия и монографии, активно используются в учебном процессе. За последние годы опубликовано 257 учебников и учебных пособий, 50 монографий, подготовленных преподавателями и научными сотрудниками Академии. Были созданы такие фундаментальные труды, как трехтомник '«Банковская система России», «Финансово-кредитный энциклопедический словарь», учебники «Микроэкономика» и «Макроэкономика», первый в России учебник «Оценка бизнеса» и др.
Подготовка и издание учебников, учебных пособий, коллективных монографий осуществляется в содружестве с зарубежными партнерскими учреждениями. В 2003 году совместно со специалистами из немецкого концерна RWE AG издана книга «Стандарты финансовой отчетности в синоптическом пред-
ставлении: Российская Федерация, Федеративная Республика Германия, Международные стандарты отчетности» на трех языках (английском, немецком и русском) с предисловиями министров финансов России и ФРГ, ректора Финансовой академии при Правительстве РФ и руководителя концерна RWE AG. Книга пользуется большим спросом среди представителей делового сообщества, специалистов в области бизнеса и студентов.
— Как в Академии строится процесс обучения? На что, в первую очередь, Вы обращаете особое внимание в воспитании финансовой элиты страны?
— Существование в динамичном, быстро меняющемся мире требует новых подходов к образованию. В основу образовательной концепции Академии положены принципы классического, фундаментального образования, которые органично сочетаются с самыми современными технологиями обучения. Помимо традиционной лекционно-семинарской системы, в Академии успешно применяются интерактивные методики, делающие акцент на самостоятельную, творческую работу студента. Это деловые игры и мастер-классы, кейсовые задания, тренинги, исследовательские проекты, круглые столы и различные виды производственной практики, среди которых есть и ко м л ыоте рн ое мод ел и ро ван ие.
В современном мире знания быстро устаревают, и студентов приучают постоянно обновлять свой профессиональный арсенал, работать на стыке наук, свободно ориентироваться в информационных потоках и вовремя определять, где и как можно получить новые знания. Данная образовательная модель ориентирована на студента, активно участвующего в образовательном процессе, занимающегося исследовательской деятельностью и умеющего применять полученные знания на практике. Фундаментальная образовательная база, заложенная Академией, позволяет ее выпускникам уверенно чувствовать себя в современной ситуации, справляться с решением сложных нестандартных задач, обеспечивает возможность быстрого профессионального роста.
Академия разработала гибкую многоступенчатую систему непрерывного образования - начиная от форм довузовской подготов-
ки и заканчивая широким спектром специализированных программ повышения квалификации и программ делового администрирования, адресованных специалистам разных областей. В рамках этой системы по каждой из предлагаемых специальностей осуществляется подготовка кадров разного профессионального уровня. Подобная образовательная модель учитывает запросы самого широкого контингента слушателей: в стенах Финансовой академии обучаются и вчерашние школьники, и опытные специалисты, сделавшие успешную карьеру и стремящиеся расширить свои профессиональные познания. Среди слушателей Академии есть крупные бизнесмены, сотрудники Министерства финансов РФ, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы.
Разумеется, по специальностям, представленным в Финансовой академии, сегодня ведут обучение многие государственные и негосударственные учебные заведения. Но именно Финансовая академия остается признанным лидером в деле подготовки кадров финансово-экономического профиля. Высокое качество достигается благодаря глубокому усвоению студентами фундаментальных научных дисциплин и пониманию сути реальных экономических процессов, происходящих в России и за рубежом.
— Аиа Георгиевна, Вы возглавляете Учебно-методическое объединение по образованию в области финансов, учета и мировой экономики. Поделитесь, пожалуйста, планами работы УМО.
— Финансовая академия, являясь важным методологическим центром, возглавляет по целому ряду экономических специальностей Всероссийское учебно-методическое объединение. В состав данного объединения входит 672 вуза вместе с филиалами. Научная деятельность, осуществляемая в рамках объединения, весьма обширна: ведется разработка государственных образовательных стандартов по подготовке специалистов соответствующего профиля, типовых учебных планов и программ, осуществляется обмен опытом преподавания и координация учебно-методической работы, формирование авторских коллективов по подготовке учебников и учебных пособий. Один раз в год (в конце марта) мы собираем
руководителей всех вузов на трехдневную конференцию. На пленарном заседании заслушиваем доклады руководителей ведомств, для которых готовим кадры, с анализом сложившейся ситуации и перспектив развития, чтобы «держать руку на пульсе» при подготовке специалистов. Причем это общение обоюдно заинтересованное, ибо руководители ведомств от нас, как профессионалов, получают экспертную оценку по наиболее важным направлениям развития, в частности по изменению системы налогообложения, разграничению бюджетных полномочий и др. В течение года проводятся на базе различных вузов заседания секций и учебно-методических советов по отдельным специальностям. Одним словом, общение получается достаточно плотное, чему помогают и новые технические средства, прежде всего Интернет.
— Алла Георгиевна, работу каких региональных вузов Вы могли бы отметить в лучшую сторону?
— Прежде всего, это Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, Всероссийский заочный финансово-экономический институт, Российская экономическая академия имени Г.В. Плеханова, Государственный университет управления, Саратовский государственный социально-экономический университет, Ростовский государственный экономический университет, Байкальский государственный университет экономики и права. Уральская государственная экономическая академия.
— Говорят, что в Академию поступить очень сложно, почти невозможно...
— Давайте обратимся к цифрам и фактам. Конкурс в Академию составляет 7-10 человек на одно место, причем 50 % поступающих имеют золотые и серебряные медали или дипломы с отличием о среднем специальном образовании. Чтобы поступить в Финансовую академию, надо иметь не только горячее желание, но и хорошую подготовку. Мы стараемся помочь нашим абитуриентам. Для этого созданы экономическая гимназия, классы с углубленной экономической подготовкой в ряде московских школ, факультет довузовской специализированной подготовки, под-
готовительные курсы, проводятся пробные тестирования, олимпиады. Отбор проходят лучшие из лучших.
- Аыа Георгиевна, а если помечтать, заг.гянуть в завтрашний день Академии?
— Планы большие, главное - принять активное участие в модернизации российского образования. Все это, повторюсь, для того, чтобы мы не потеряли тех больших достижений, достоинств, которые есть в российской системе образования, и обязательно переняли бы все лучшее, передовое, что накопил мировой опыт в области образовательной деятельности. Наше образование должно быть доступным, высококачественным и эффективным. Мы держим руку на пульсе времени, следим за тенденциями на рынке труда и активно развиваемся, меняем удельный вес разных структур. Так, недавно в рамках специальности «юриспруденция» была открыта специализация «финансовое право». К тому же появилась идея о необходимости журналистскою факультета (финансовая журналистика). В Академии будет усилена интеллектуальная составляющая, ведь наши выпускники должны быть не только профессионально образованными, но и интеллигентными людьми. Серьезно заняты совершенствованием материальной базы — строительством нового общежития (введение единого государственного экзамена значительно увеличило приток иногородних студентов, нуждающихся в общежитии), обновлением компьютерного парка и мульти-медиаклассов, развитием Интернет-технологий.
Нелегко завоеватьзваниелидера финансово-экономического образования, но еще труднее его удерживать. Стараемся непрерывно развиваться сами и помогать другим.
— Аыа Георгиевна, что бы Вы пожелали нынешнему поколению студентов?
— Чтобы ни один день жизни не пропадал даром. Смотрите внимательно — и увидите рядом замечательных преподавателей. Они живут и трудятся ради вас, сделайте шаг им навстречу, задайте вопросы, которые вас волнуют, попытайтесь решить вместе какую-нибудь проблему. Так поступали и мы сами. Например, был и в моей жизни человек, который на меня очень сильно
повлиял, - Мариам Семеновна Атлас, женщина с совершенно удивительной судьбой. Она читала нам самые первые лекции в Финансовой академии, и как читала! Мы, студенты, в нее просто влюбились. Это блестящий оратор, талантливейший преподаватель-методист, добрый и отзывчивый старший друг. Крупный ученый, автор многих учебников по развитию банковской системы страны, экономической теории. Она имеет энциклопедические экономические знания, музыкальное образование, прекрасно знает историю, мировую литературу, читает наизусть Пушкина, Лермонтова, Шекспира, Гете. Мариам Семеновна Атлас стала не только моим любимым преподавателем, но и учителем пожизни, «научной мамой». Она была моим научным руководителем при подготовке кандидатской диссертации, которую я защитила в 1964 году, и научным руководителем при работе над докторской диссертацией (1975 год). Атлас мне доверила свою любимую кафедру экономической теории, которой бессменно руководила почти 30 лет, а когда я стала заведующей кафедрой, по-матерински помогала мне. До 90 лет она читала лекции, руководила научными семинарами, организовывала крупные международные конгрессы. Сейчас ей 93 года, возраст дает о себе знать. Когда я навестила ее дома, она с прежним задором спела две песни — «Катюшу» и «По долинам и по взгорьям», причем спела от начала и до конца, а не так, как поем мы - один-два куплета, и все. Вот что значит старая гвардия! Сердечно поздравляю мою «научную маму» с праздником 8 Марта и желаю крепкого здо-ровья и творческого долголетия!
Пользуясь случаем, хочу от души поздравить с Международным женским днем и профессорско-преподавательский состав, сотрудников и студентов Финансовой академии! Пусть весеннее настроение способствует поиску научных истин, постижению знаний...
— Большое спасибо, Алла Георгиевна, за интересный рассказ. Разрешите и нам, в свою очередь, горячо поздравить Вас с этим замечательным праздником и пожелать Вам дальнейших успехов в вашем благородном труде!
Беседу вел Александр УЖЕГОВ,
заслуженный работник культуры РФ