Удк 336.5.02
финансирование социальной сферы в условиях бюджетной реформы
П. А. ЖДАНЧИКОВ, кандидат экономических наук, заведующий отделом E-mail: [email protected] Институт социальной политики и социально-экономических программ Государственного университета — Высшей школы экономики
В статье проанализированы основные направления финансирования базовых отраслей социальной сферы в рамках программы повышения эффективности использования бюджетных расходов. Сделан вывод о необходимости учета структурной перестройки схемы бюджетного финансирования в сфере образования, культуры и здравоохранения на основе внедрения новых законодательных норм в области институционального реформирования социальной сферы и перехода к комплексному планированию с применением программно-целевых методов управления на уровне федерального бюджета.
Ключевые слова: социальная сфера, бюджетные учреждения, государственная программа, расходы, услуги, реструктуризация, эффективность, политика.
Нынешний 2011 г. является последним годом принятия государственного бюджета в его традиционной форме. Начиная с 2012 г. все основные направления экономической и социальной политики государства будут определяться на основе комплекса долгосрочных программ, разрабатываемых в рамках государственной программы повышения эффективности бюджетных расходов. Перечень программ обсужден на бюджетной комиссии Правительства Российской Федерации и доработан силами Министерства финансов РФ и Министерства экономического развития РФ [2]. В настоящее время определено 40 программ, которые описывают все направления социальной и экономической политики государства. Это событие знаменует новый этап в развитии рыночных отношений в бюджетной сфере. Последствия принятия программ представляют интерес как с точки зрения
проводимой государством социальной политики, так и в отношении анализа форм и методов финансового управления сетью бюджетных учреждений социальной сферы.
Финансирование социальной сферы тесно связано с бюджетной политикой Правительства РФ в тактическом и стратегическом контексте.
Большую роль в этой политике играет федеральный бюджет России. В данном нормативном документе, имеющем силу закона, в расходной части выделены разделы, посвященные финансированию системообразующих отраслей социальной сферы, включая образование, здравоохранение и культуру.
В последнее время в области политики формирования федерального бюджета на ближайший год и на перспективу происходят значительные изменения, связанные с реформированием бюджетного процесса и изменением бюджетной классификации [1, 2].
Отличительной особенностью вносимых в бюджет изменений является попытка распределения бюджетных ассигнований исключительно по программно-целевому принципу [6] в отличие от предшествующего сметно-директивного распределения затрат.
Исследование нормативно-правовых источников [3, 4, 6] позволяет сделать вывод о том, что процесс реформирования бюджета находится на текущий момент в стадии становления. Рассмотренные документы облечены в традиционную сметно-финансовую форму с использованием программно-целевых блоков. По данным Минфина
финансы и кредит
17
России [2], рассматриваемая перспективная форма бюджета является делом ближайшего будущего, связанного с принятием бюджета на 2012 г.
Новая структура государственного бюджета включает 40 программ, сгруппированных в составе пяти ключевых блоков (рис. 1):
— новое качество жизни (12 программ);
— инновационное развитие и модернизация экономики (17 программ);
— обеспечение национальной безопасности и обороноспособности (2 программы);
— сбалансированное региональное развитие (4 программы);
— эффективное государство (5 программ).
В рамках федерального бюджета на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. Правительством РФ в аналитическом варианте были предварительно распределены финансовые средства по всем указанным основным программно-целевым направлениям. Опубликованы предварительные данные о том, сколько средств концентрируется на каждом из направлений.
Основные отрасли социальной сферы включены в блок программ «Новое качество жизни». Общий объем финансирования программных направлений данного блока определен в размере 4 761 млрд руб., что составляет 46 % от совокупного объема финансирования расходов бюджета на 2011 г. (рис. 2.).
В состав программного блока «Новое качество жизни» входит в общей сложности 12 ключевых программ по следующим направлениям:
— развитие здравоохранения;
— развитие образования;
— поддержка семьи;
— социальная поддержка граждан;
— обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России;
Сбалансированное региональное
развитие (4 программы)
Обеспечение национальной безопасности обороноспособности (2 программы)
Рис. 1. Состав государственных программ, %
Рис. 2. Финансирование государственных программ
— чистая вода;
— развитие пенсионной системы;
— содействие занятости населения;
— обеспечение личной безопасности, общественного порядка и противодействие преступности;
— предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, пожарная безопасность, гражданская оборона;
— культура России;
— охрана окружающей среды.
Таким образом, по количеству программных направлений (12 программ) блок занимает второе место среди других ключевых блоков. На его долю приходится 30 % от общего числа всех предусмотренных государственных программ (рис. 3).
Ответственными за формирование и реализацию государственных программ определены отраслевые министерства и ведомства, перечень которых представлен в табл. 1. Там же указан состав направлений и подпрограмм, входящих в государственные программы развития основных отраслей социальной сферы — образования, здравоохранения и культуры. Из представленного перечня видно, что в состав направлений программного развития социальной сферы входят разработанные и реализуемые в предшествующий период федеральные целевые программы (ФЦП) и приоритетные национальные проекты (ПНП). Так, в состав программ развития здравоохранения вошли ФЦП «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007—2011 годы)», подпрограмма «Здоровое поколение» ФЦП «Дети
Сбалансированное региональное развитие - 10
Эффективное государство - 12
Обеспечение национальной безопасности - 5
Таблица 1
Перечень государственных программ российской Федерации в области развития социальной сферы, входящих в блок «новое качество жизни»
наименование программы и основные направления реализации Ответственный исполнитель
Развитие здравоохранения
Модернизация системы здравоохранения Минздравсоц-развития России
Развитие инфраструктуры здравоохранения Минздравсоц-развития России
ФЦП «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)» Минздравсоц-развития России
Подпрограмма «Здоровое поколение» ФЦП «Дети России» на 2007-2010 гг. Минздравсоц-развития России
Реализация мероприятий ПНП «Здоровье» Минздравсоц-развития России
Обеспечение качественными и безопасными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения Минздравсоц-развития России
Формирование здорового образа жизни, в том числе мотивация отказа от вредных привычек Минздравсоц-развития России
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка Роспотребнад-зор
Обеспечение деятельности учреждений здравоохранения Минздравсоц-развития России
Развитие образования
Повышение доступности и качества дошкольного образования Минобрнауки России
Повышение доступности и качества общего образования Минобрнауки России
Развитие здравоохранения
Развитие образования
Поддержка семьи
Социальная поддержка граждан
Обеспечение качественным жильем
Чистая вода
Развитие пенсионной системы
Содействие занятости
Обеспечение личной безопасности
Предупреждение и ликвидация ЧС
Культура России
Охрана окружающей среды
рис. 3. Состав блока государственных программ «Новое качество жизни», %
Окончание табл. 1
наименование программы и основные направления реализации Ответственный исполнитель
Повышение доступности и качества дополнительного образования и переподготовки кадров Минздравсоц-развития России
Реализация мероприятий ПНП «Образование» Минобрнауки России
ФЦП «Русский язык» (2011-2015 гг.) Минобрнауки России
ФЦП развития образования на 2011-2015 гг. Минобрнауки России
Культура России
Сохранение и повышение доступности объектов культурного наследия Минкультуры России
Развитие библиотечного дела Минкультуры России
Развитие музейного дела Минкультуры России
Обеспечение сохранности, пополнения и использования фильмофондов, архивных фондов Минкультуры России
Сохранение и развитие кинематографии, создание условий для доступа к произведениям кинематографии Минкультуры России
Укрепление единого культурного пространства России, интеграция российской культуры в мировое культурное пространство Минкультуры России
ФЦП «Культура России» (20062011 гг.) Минкультуры России
ФЦП «Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов в 2011-2015 годах» Минкультуры России
России» на 2007—2010 гг., реализация мероприятий ПНП «Здоровье».
В состав программ развития образования вошли реализация мероприятий ПНП «Образование», ФЦП «Русский язык» (2011—2015 гг.), Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.
В состав направления «Культура России» вошли ФЦП «Культура России» (2006-2011 гг.) и ФЦП «Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов в 2011-2015 годах».
Таким образом, в составе новых государственных долгосрочных программ сохранена преемственность ранее разработанных федеральных целевых программ и национальных проектов. Поскольку сроки включенных в государственную программу ФЦП и национальных проектов в ряде случаев выходят за временные рамки проектируемых программных направлений развития социальной сферы, то предполагается соответствующая корректировка по срокам реализации.
По данным, опубликованным правительственными источниками информации [2], бюджетное финансирование отраслей социальной сферы на 2012 г. в условиях бюджетной реформы запланировано по отраслям образования, здравоохранения и культуры соответственно в объемах 340,5, 382 и 82,9 млрд руб., что в целом отвечает традиционному распределению бюджетных средств по указанным направлениям (рис. 4.). В то же время абсолютные значения объемов финансирования социальной сферы в достаточно ощутимой степени увеличены по сравнению с предшествующими годами [3] (табл. 2.).
рис. 4. Финансирование отраслей социальной сферы в рамках блока «Новое качество жизни» в 2011 г., млрд руб.
Согласно установкам государственной программы повышения эффективности бюджетных расходов [6] в части финансирования отраслей социальной сферы размеры централизованного бюджетного финансирования должны снижаться. При переходе на новые условия институционального функционирования получившие «свободу» предприятия и организации бюджетной сферы должны будут добирать недостающие объемы за счет предпринимательской деятельности.
Следует отметить, что приведенные данные, озвученные в беседе министра финансов РФ с премьер-министром РФ [2], несколько ниже общих объемов финансирования социальной сферы, запланированных на 2011 г. [3]. По мнению автора, это объясняется наличием в составе бюджетов на соответствующие периоды значительного объема внепрограммных расходов, характерных для традиционного подхода к разработке федерального бюджета. При переходе к новым программным формам планирования и бюджетной классификации указанные несоответствия будут устранены.
Выбор для перспективного анализа данных о расходах бюджета на 2012 г. объясняется рядом причин:
— по заявлению руководства Минфина России, 2012 г. является первым годом, когда федеральный бюджет должен быть сформирован в рамках новой структуры и бюджетной классификации [2]. Поэтому целью анализа является поиск новых элементов в существующей бюджетной структуре;
— представленные официальные данные бюджетных расходов на 2013 г. в ряде случаев полностью повторяют значения плановых показателей 2012 г. Причины подобного явления связаны с особенностями применяемой технологии разработки бюджета, но использование одинаковых значений для заведомо разных условий развития экономики, по мнению автора, некорректно. В то же время ряд показателей бюджетных расходов на 2012 и 2013 гг. имеет существенные различия, что влияет на итоговый результат прогноза расходов на отрасли социальной сферы. Поэтому в отдельных случаях использование данных на 2013 г. оправдано.
Анализ данных, представленных в табл. 2, позволяет также сделать следующие выводы, касающиеся путей бюджетного финансирования отраслей социальной сферы в 2011—2013 гг. 1. В 2010 г. темпы роста по всем отраслям социальной сферы отрицательны по сравнению с предшествующими и последующими периодами (за исключением расходов на здравоохранение в 2013 г.).
20
финансы и кредит
Таблица 2
Финансирование отраслей социальной сферы в 2009—2013 гг., млрд руб.
Структура расходов 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2010 г. по сравнению с 2013 г.
Федерального бюджета Прирост Прирост, %
Бюджет, всего 7 570,9 9 931,4 8 846,9 9 352,5 9 396 9 515,1 113,7 29
Образование 355 413,1 386,4 494,4 497,6 500, 1
(4,7 %) (4,16 %) (4,37 %) (5,29 %) (5,30 %) (5,26 %)
Здравоохранение 278,2 348,2 325,1 454,03 469,6 423,6 98,5 30
(3,67 %) (3,51 %) (3,98 %) (4,86 %) (5,0 %) (4,45 %)
Культура 88,9 114,7 107,3 81,9 78,7 75,9 -31,4 -30
(1,17 %) (1,16 %) 1,21 % 0,88 % (0,84 %) (0,80 %)
Итого... 722,1 876 818,8 1 030,3 1 045,9 999,6 180,8 29
500
400
300
200
100
0
2008
2. Индекс общего объема 600 финансирования базовых отраслей социальной сферы по отношению к общему объему расходной части федерального бюджета увеличен в 2013 г. на 1,3 п. п. по сравнению с 2010 г.
3. Темпы роста объемов финансирования образования превышают темпы роста финансирования отрасли здравоохранения и культуры в 2013 г. по сравнению с 2010 г. (рис. 5.).
4. Темпы роста финансирования здравоохранения превышают темпы роста финансирования образования в 2011 и 2012 гг. по сравнению с предшествующими годами.
5. В целом по федеральному бюджету на 2012 и 2013 гг. только в отрасли культуры планируется абсолютное снижение бюджетных расходов, в других отраслях оно повышается.
В связи с проведением бюджетной реформы [6] большой интерес представляет не только изменение общих объемов финансирования, но и изменение структуры расходов федерального бюджета. Так, доля расходов на выполнение функций бюджетными учреждениями в сфере образования в составе общих расходов федерального бюджета снижается в 2012 г. на 12 % по сравнению с 2010 г., а доля расходов на бюджетные инвестиции снижается на 4 % (рис. 6, 7). Зато при сохранении доли расходов, связанной с выполнением функций государственными органами, значительный вес приобретают следующие виды расходов:
— субсидии некоммерческим организациям и юридическим лицам — 7 %;
— фонд софинансирования — 5 %;
Об разов« 1ние
Здравс охране ние
Куп >тура
2009
2010
2011
2012
2013
Рис. 5. Динамика объемов финансирования отраслей социальной сферы в 2008-2013 гг., млрд руб.
Выполнение функций
государственными органами - 1
Научно-
исследовательские и опытно-конструкторские работы - 2 мероприятия в
сфере образования - 2
Выполнение функций бюджетными учреждениями - 84
Рис. 6. Структура бюджетного финансирования отрасли образования в 2010 г., %
Субсидии некоммерческим организациям - 5
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 2
Софинансирование объектов капитального строительства собственности муниципальных образований - 1
Прочие расходы - 1
Выполнение функций
государственными органами - 1
Фонд
софинансирования - 5
Субсидии юридическим лицам - 2
Мероприятия в сфере
образования - 4
Субсидии некоммерческим организациям - 2
Рис. 7. Структура бюджетного финансирования отрасли образования
в 2012 г., %
- дополнительные мероприятия в сфере образования - 4 %.
Это свидетельствует об ориентации бюджета на поддержку реформируемых и вновь создаваемых в ходе бюджетной реформы автономных и некоммерческих организаций.
Доля отчислений на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы сохраняется на прежнем уровне - 2 %, что, по мнению автора, может привести к замедлению инновационных процессов в такой ключевой отрасли социальной сферы, как образование. В целом число финансово значимых направлений расходов в бюджете 2012 г. по сравнению с 2010 г. существенно возрастает.
В области здравоохранения изменение структуры бюджетных расходов еще более значительно. Так, расходы на выполнение функций бюджетными учреждениями в 2010 г. составляли 51 % от общего объема финансирования отрасли здравоохранения, в то время как их доля в 2012 г. составляет 43 % (рис. 8, 9). При этом абсолютные значения данного показателя на 2012 г. запланированы в увеличенном объеме относительно 2010 г. Ассигнования на выполнение функций государственными органами также претерпели изменения. Их доля относитель-
но других расходов снижается в 2012 г. на 10 % по сравнению с 2010 г., но в абсолютном выражении увеличивается на 11 млрд руб. Наконец, доля бюджетных инвестиций в 2010 г. составляет 13 % от всех расходов, а в 2012 г. - 10 %. При этом их объем в абсолютном выражении в 2012 г. увеличивается по сравнению с 2010 г. и составляет 45,9 млрд руб.
Таким образом, при общем увеличении в 2012 г. объемов финансирования здравоохранения по направлениям выполнения функций бюджетными учреждениями, государственными органами и бюджетных инвестиций их доля в общем составе расходов на здравоохранение снижается по сравнению с 2010 г. в среднем на 21 %. Это свидетельствует о появлении новых видов расходов, связанных с реформированием сети бюджетных учреждений. К их числу относится фонд софинансирования, составляющий 13 % от всего объема расходов, запланированных на 2012 г.
Мероприятия в области
здравоохранения - 1
Федеральный центр детской гематологии - 1
Выполнение функций бюджетными учреждениями - 51
Социальные выплаты - 0,01
Рис. 8. Структура бюджетного финансирования отрасли здравоохранения в 2010 г., %
Процессы, происходящие в области культуры и отраженные в показателях бюджетных расходов на 2012 г., еще более значительны (рис. 10, 11). Доля расходов на выполнение функций бюджетными учреждениями в процентном отношении увеличивается с 33 % в 2010 г. до 58 % в 2012 г. Растут и их абсолютные значения - с 34,99 до 46,2 млрд руб. Доля расходов на выполнение функций государственными органами увеличивается с 6 % в 2010 г. до 13 % в 2012 г. Их абсолютные значения также растут -с 5,96 до 10,6 млрд руб. В то же время доля расходов, связанных с бюджетными инвестициями в сфере культуры, снижается в процентном отношении с 16 до 8 %, т. е. вдвое. В абсолютном выражении значение этого показателя снижается с 17,2 млрд руб. в 2010 г. до 6,3 млрд руб. в 2012 г.
Для удобства дальнейшего анализа бюджетных расходов можно ввести индексы абсолютных и относительных (структурных) изменений (табл. 3) по каждому из трех упомянутых направлений расходов на основании следующих формул:
Исб = " Дб2012/Дб2010
И = Р /Р •
аб ± б2012'^ 52010'
Дб2012 = Рб/Робщ;
Исг = Дг2012/Дг2010;
Иаг = Рг2012/Рг2010;
Дг2012 = Исби = Дби2012/Дби2010;
И = Р /Р
± би2012' б
аби
Д
= = Р
би2012 1 би
би2010
/Р ,
общ
Софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации
Иные межбюджетные трансферты - 3
Трансферты бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 5
Мероприятия в области
Бюджетные инвестиции, осуществляемые в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Парапимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развития города Сочи как горно-кпиматического курорта - 1
Фонд
софинансирования
Бюджетные инвестиции - 10
Рис. 9. Структура бюджетного финансирования отрасли здравоохранения
в 2012 г., %
Субсидии некоммерческим организациям - 7
Мероприятия по поддержке и развитию культуры -
Выполнение функций государстве нными органами - 6
Выполнение международных обязательств - 5
где Исб, Иаб - индексы структурных и абсолютных изменений расходов на выполнение функций бюджетными учреждениями;
Рб, Дб - доля расходов и абсолютные расходы бюджета на выполнение функций бюджетными учреждениями;
Робщ - суммарные абсолютные расходы по всем бюджетным статьям в рамках отрасли;
Рис. 10. Структура бюджетного финансирования отрасли культуры в 2010 г., %
Исг, Иаг - индексы структурных и абсолютных изменений расходов на выполнение функций государственными органами; Дг, Рг - доля расходов и абсолютные расходы бюджета на выполнение функций государственными органами;
Субсидии некоммерческим организациям - 2
Иные межбюджетные трансферты - 2
Выполнение международных обязательств - 5
Софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации - 5
Фонд софинансирования
Субсидии юридическим лицам - 6
Выполнение функций бюджетными учреждениями - 58,
Рис. 11. Структура бюджетного финансирования отрасли культуры в 2012 г., %
Исби, Иаби — индексы структурных и абсолютных изменений расходов бюджетных инвестиций; Дби, Рби — доля расходов и абсолютные расходы бюджета на бюджетные инвестиции. Анализ данных табл. 3 свидетельствует о предполагаемых положительных и отрицательных объемных и структурных изменениях, в результате которых меняются объемно-структурные характеристики федерального бюджета 2012 г. Изучение индексов приводит к выводу о том, что наиболее серьезные структурные и объемные изменения произойдут в сфере культуры, где значение индексов структурных и абсолютных изменений расходов на выполнение функций государственными органами достигает максимальных значений и составляет соответственно 2,16 и 1,78. Указанное обстоятельство можно прокомментировать как двукратное увеличение доли расходов и абсолютных расходов на выполнение функций государственными органами. Приблизительно такая же картина наблюдается и в случае анализа индексов структурных и абсолютных изменений в составе расходов на выполнение функций бюджетными учреждениями: 1,76; 1,32. Инвестиционная составляющая бюджетных расходов в области культуры является
наиболее слабой по сравнению с образованием и здравоохранением. Это свидетельствует об отсутствии широкомасштабных планов строительства за счет федерального бюджета новых объектов культуры и восстановления имеющихся. В этом заключается внутреннее противоречие бюджетной политики в области культуры.
Дальнейшее рассмотрение индексов показывает, что наиболее противоречивые данные в этой области отражают изменения в финансировании здравоохранения. Все индексы абсолютных изменений в составе бюджетных расходов носят положительный характер, в то время как все индексы долевых изменений — отрицательный. Причем эти изменения довольно значительны. Это можно объяснить тем, что в области здравоохранения планируются наиболее серьезные масштабы замены государственных и бюджетных учреждений новыми организационно-правовыми образованиями: автономными, некоммерческими и иными организациями. Поэтому управляющая и контролирующая роль центра уменьшается.
Приблизительно такой же характер изменений наблюдается и в сфере образования, за исключением темпов снижения объема финансирования бюджетных инвестиций по сравнению со снижением инвестиционного финансирования в области культуры. Регулирующая роль центра также снижается по сравнению со здравоохранением, хотя и в меньшей степени.
Исследование изменений абсолютных значений объемов бюджетных расходов в социальной сфере (рис. 12, 13) позволяет выделить отрасль культуры как наименее финансово благополучную по сравнению с другими отраслями социальной сферы. Даже поверхностный обзор объема расходов на культуру приводит к выводу об остаточном принципе вы-
Индексы абсолютных и структурных изменений бюджетных расходов в 2010 г. по сравнению с 2012 г.
Таблица 3
Индекс Отрасли социальной сферы
Образование Здравоохранение Культура
Значение Результат Значение Результат Значение Результат
Иаб 0,86; 1,13 - + 0,84; 1,42 - + 1,76; 1,32 ++
И, И сг аг 1,00; 1,30 0 + 0,69; 1,12 - + 2,16; 1,78 ++
И И сби' аби 0,64; 0,80 - 0,76; 1,23 - + 0,50; 0,36 -
2010 2012
2010 2012
34,6
450 400 350 300 250 200 150 100 50 0
Образование Здравоохранение Культура я Бюджетные инвестиции
□ Выполнение функций государственными органами
□ Выполнение функций бюджетными учреждениями
Рис. 12. Соотношение объемов бюджетного финансирования основных статей расходов на социальную сферу по отраслям образования, здравоохранения и культуры в 2010 и 2012 гг., млрд руб.
42,9
ЩШ!
322,4
363,4
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
2010
и
Образование Здравоохранение
□ Прочие расходы
□ Бюджетные инвестиции
0 Выполнение функций государственными органами
□ Выполнение функций бюджетными учреждениями
Рис. 13. Соотношение долей основных статей расходов бюджета на социальную сферу по отраслям в 2010 и 2012 гг., %
деления бюджетных средств для финансирования указанной области по сравнению со здравоохранением и образованием. Общий объем расходов федерального бюджета на культуру, запланированный на 2012 г., в шесть раз меньше, чем на образование и на здравоохранение. При этом объем расходов на бюджетные инвестиции в области культуры снижается в 2012 г. в три раза по сравнению с 2010 г.
Абсолютная инвестиционная составляющая образования также претерпевает снижение по сравнению с 2010 г., хотя и в меньшей степени - в 1,2 раза. Но учитывая значение отрасли образования
2010 2012 в развитии общества, такое поло-
жение вещей не может считаться нормальным.
Напротив, абсолютный рост бюджетных расходов на функционирование государственных органов в здравоохранении и сфере культуры не может служить положительной характеристикой развития в условиях реформы системы бюджетных учреждений при одновременном снижении темпов и объемов инвестирования.
Величина абсолютных расходов бюджета на выполнение функций бюджетными учреждениями в сфере образования в 2012 г., с одной стороны, свидетельствует об увеличении финансирования образовательных структур, а с другой - требует пояснений с точки зрения расшифровки наименования статьи расходов, поскольку не понятно, какие бюджетные учреждения имеются в виду. Ведь согласно реформе большинство из них претерпит институциональные изменения и потеряет статус бюджетных.
Известный интерес представляет такая составляющая расходной части бюджета социальной сферы, как прочие расходы (см. рис. 13). Ее наличие приводит к серьезным структурным сдвигам в распределении расходов на социальную сферу в различных ее отраслях. Наиболее заметные структурные сдвиги отмечаются в сфере здравоохранения и культуры. В составе бюджетных расходов на здравоохранение наиболее крупными размерами отличаются статьи расходов, связанные с фондом софинансирования (13 %), трансфертами бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования (5 %), иными межбюджетными трансфертами (3 %). В составе бюджетных расходов на культуру выделяются статьи расходов, связанные с субсидиями юридическим лицам (6 %), выполнением международных обязательств (5 %), софинансиро-ванием объектов капитального строительства (5 %), иными межбюджетными трансфертами (2 %) и субсидиями некоммерческим организациям (2 %).
Культура
За рамками рассмотрения осталась важная область анализа бюджетного финансирования социальной сферы, связанная с необходимостью проведения исследований по направлениям анализа состава и структуры бюджетных источников финансирования субъектов Федерации и муниципальных органов и анализа состава и структуры источников финансирования за счет собственной деятельности учреждений социальной сферы.
По мнению автора, для этого предварительно следует оценить требуемый общий объем финансирования социальной сферы на основе данных о средних темпах роста финансирования в 2008—2011 гг. и определить необходимый объем финансирования за счет собственных средств.
Затем следует произвести поиск альтернативных источников финансирования в условиях предоставленной действующим гражданским законодательством финансовой самостоятельности предприятиям и организациям бывшей бюджетной сферы. Необходимо определить и объем средств, которые способен привнести каждый новый источник финансирования.
Анализ расходной части федерального бюджета на 2010 г., 2011 г. и на период 2012 и 2013 гг. позволяет выделить следующие существенные особенности бюджетного финансирования социальной сферы.
1. Несмотря на декларацию правительства о сокращении расходов на финансирование отраслей социальной сферы в результате бюджетной реформы, общий объем финансирования в расходной части федерального бюджета на 2012 г. увеличен по сравнению с 2010 г. в образовании и здравоохранении на 28 и 44 % соответственно. В то время как бюджет культуры уменьшен на 27 %.
2. Доля расходов на финансирование базовых отраслей социальной сферы в составе расходов федерального бюджета увеличена в 2013 г. на 1,3 п. п. по сравнению с 2010 г.
3. Темпы роста бюджетных расходов на образование превышают темпы роста расходов на здравоохранение и культуру в 2013 г. по сравнению с 2010 г., а темпы роста расходов на здравоохранение превышают темпы роста расходов на образование в 2011 и 2012 гг. по сравнению с предшествующими периодами.
4. В целом в 2012 и 2013 гг. только в отрасли культуры планируется абсолютное снижение бюджетных расходов, в других отраслях они повышаются.
5. Анализ индексов абсолютных и структурных изменений по основным направлениям расходов на социальную сферу приводит к выводу о том, что наиболее противоречивые данные в указанной сфере отражают изменения в области финансирования здравоохранения, где все индексы абсолютных изменений в составе бюджетных расходов носят положительный характер, в то время как все индексы структурных изменений свидетельствуют о снижении доли структурных составляющих. Это может являться следствием наиболее масштабных планов по замене государственных и бюджетных учреждений новыми организационно-правовыми образованиями: автономными, некоммерческими и иными организациями, в связи с чем роль центра как источника финансирования уменьшается.
6. Инвестиционная составляющая расходов на образование в 2012 г. претерпевает снижение по сравнению с 2010 г. в 1,2 раза, что с учетом приоритетности сферы образования в развитии общества вызывает определенную обеспокоенность в отношении обеспечения достаточности бюджетного финансирования строительства и модернизации объектов образования.
7. Схема дальнейшего анализа финансирования социальной сферы в условиях реформы предполагает проведение исследования состояния и перспектив развития бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований наряду с прочими источниками финансирования, включая финансирование за счет собственной деятельности.
Список литературы
1. Жданчиков П. А. Проблемы повышения эффективности бюджетных расходов и оценка использования финансовых ресурсов в условиях реформирования бюджетной сферы // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2010. № 6.
2. Кудрин А. Л. Беседа с Председателем Правительства РФ В. В. Путиным 08.11.2010. URL: http://www.minfm.ru.
3. О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов: Федеральный закон от 13.12.2010 № 357-Ф3.
4. О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов: Федеральный закон от 02.12.2009 № 308-Ф3.
5. О бюджетной стратегии РФ на период до 2023 года: постановление Совета Федерации Федерального собрания РФ от 26.11.2008 № 443-СФ.
6. Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р.