Научная статья на тему 'ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА'

ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Градобоев Евгений Валерьевич, Сольская Ирина Юрьевна

Вопросы оценки состояния экономической безопасности, рассматриваемые на теоретическом и методологическом уровнях, предполагают наличие сложившейся системы критериев, индикаторов и показателей, характеризующих те или иные аспекты защищенности социально-экономической системы. Одним из важнейших направлений оценки экономической безопасности региона, характеризующих состояние человеческого капитала, является уровень медицинского обслуживания. Основным требованием к качеству и объему медицинского обслуживания выступает соответствие необходимой динамике естественного воспроизводства человеческого капитала. Результаты данного исследования способствуют обобщению авторских представлений о возможности и целесообразности моделирования ситуации трансформации экономического механизма финансирования региональной системы здравоохранения, обеспечивающего требуемый уровень экономической безопасности. Концепция дизайна экономических механизмов послужила теоретической базой для формирования модели оценивания предпосылок трансформации механизма региональной экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCING OF THE HEALTHCARE SYSTEM AS AN ELEMENT OF ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE REGION

The issues of assessing the state of economic security, considered at the theoretical and methodological level, imply the existence of a developed system of criteria and indicators that characterize certain aspects of security of the socio-economic system. Among the most important areas of assessing the economic security of the region, characterizing the state of human capital, is the level of medical care. The main requirement for the quality and volume of medical services is compliance with the necessary dynamics of the natural reproduction of human capital. The research revealed the necessity and possibility of modeling the situation of transformation of the economic mechanism of financing of the regional health system, providing the required level of economic security based on the sufficiency of financing of the health sector. The concept of the design of economic mechanisms served as a theoretical basis for the formation of a model for assessing the prerequisites for the transformation of the mechanism of regional economic security.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА»

Научная статья УДК 332.1; 332.05 ЕРЫ УНЫР>Л'К

DOI 10.17150/2500-2759.2022.32(2).248-256

ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

Е.В. Градобоев1, И.Ю. Сольская2

1 Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, г. Иркутск, Российская Федерация

2 Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, Российская Федерация

Информация о статье

Дата поступления 3 мая 2022 г.

Дата принятия к печати 8 июня 2022 г.

Дата онлайн-размещения 23 июня 2022 г.

Ключевые слова

Финансирование здравоохранения; социально-экономическая система; экономическая безопасность; экономический механизм

Аннотация

Вопросы оценки состояния экономической безопасности, рассматриваемые на теоретическом и методологическом уровнях, предполагают наличие сложившейся системы критериев, индикаторов и показателей, характеризующих те или иные аспекты защищенности социально-экономической системы. Одним из важнейших направлений оценки экономической безопасности региона, характеризующих состояние человеческого капитала, является уровень медицинского обслуживания. Основным требованием к качеству и объему медицинского обслуживания выступает соответствие необходимой динамике естественного воспроизводства человеческого капитала. Результаты данного исследования способствуют обобщению авторских представлений о возможности и целесообразности моделирования ситуации трансформации экономического механизма финансирования региональной системы здравоохранения, обеспечивающего требуемый уровень экономической безопасности. Концепция дизайна экономических механизмов послужила теоретической базой для формирования модели оценивания предпосылок трансформации механизма региональной экономической безопасности.

Original article

FINANCING OF THE HEALTHCARE SYSTEM AS AN ELEMENT OF ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE REGION

Evgeny V. Gradoboev1, Irina Yu. Solskaya2

1 Territorial Compulsory Medical Insurance Fund, Irkutsk, the Russian Federation

2 Irkutsk State Transport University, Irkutsk, the Russian Federation

Article info

Received May 3, 2022

Accepted June 8, 2022

Available online June 23, 2022

Keywords

Healthcare financing; socioeconomic system; economic security; economic mechanism

Abstract

The issues of assessing the state of economic security, considered at the theoretical and methodological level, imply the existence of a developed system of criteria and indicators that characterize certain aspects of security of the socio-economic system. Among the most important areas of assessing the economic security of the region, characterizing the state of human capital, is the level of medical care. The main requirement for the quality and volume of medical services is compliance with the necessary dynamics of the natural reproduction of human capital. The research revealed the necessity and possibility of modeling the situation of transformation of the economic mechanism of financing of the regional health system, providing the required level of economic security based on the sufficiency of financing of the health sector. The concept of the design of economic mechanisms served as a theoretical basis for the formation of a model for assessing the prerequisites for the transformation of the mechanism of regional economic security.

© Градобоев Е.В., Сольская И.Ю., 2022

Введение

Сложившаяся социально-экономическая ситуация в большинстве регионов Российской Федерации, обусловленная динамикой региональной производственной системы, миграционными потоками и тотальным сокращением спроса в ряде секторов потребительского рынка, чревата негативными последствиями для качества жизни населения — наиболее важной социально-экономической характеристики.

Более того, отрицательная тенденция проявляется исключительно быстро в регионах, отличающихся эколого-климатиче-скими особенностями. Так, по состоянию на 15 февраля 2021 г. рейтинг по качеству жизни в сравнении с 2019 г. снизился в пяти из десяти регионов, входящих в Сибирский федеральный округ. Еще большие негативные последствия для благосостояния регионов связаны с санкционным давлением на российскую экономику1.

Так как экономика России столкнулась с рядом серьезных диспропорций в развитии территорий, отраслей и сфер деятельности в результате происходящих в ней и в политике страны перемен, наиболее важным представляется вопрос о социальной направленности экономического развития территорий.

В силу этого вынужденная смена условий социально-экономического развития территорий и представлений о состоянии экономической безопасности социально-экономической системы требует формирования не только новых подходов в части использования и развития традиционных способов оценки ее состояния, но и более широкого понимания теоретического бэкграунда угроз социально-экономического состояния регионов, в первую очередь испытывающих наибольшие негативные последствия для качества жизни.

В связи с необходимостью и гипотетической возможностью развития теоретических основ и уточнения понятий, характеризующих механизмы управления экономической безопасностью региона (ЭБР), представляется, что в целях оценки и прогнозирования состояния экономики региона РФ необходима разработка новых методологических положений, которые должны отличаться динамическим подходом, а также моделью их трансформации и интерпретацией результатов.

1 Счетная палата оценила эффект санкций на доходы регионов. URL: https://www.rbc.ru/economics/0

6/05/2022/627450d59a794739b870031f (дата обращения: 6.05.2022).

Методы и материалы исследования

Представления о методах оценки состояния ЭБР, сформулированные ведущими учеными в этой области, обосновывают на теоретическом уровне возможность реализации категории «потенциал», используя оценку демографического потенциала для характеристики острых проблем воспроизводства населения [1]. Такой подход связывает угрозу нарушения воспроизводства населения с количественными оценками заболеваемости как индикаторами состояния ЭБР2.

С точки зрения авторов коллективной монографии «Теория и практика оценки экономической безопасности (на примере регионов Сибирского федерального округа)», возможны два способа установления связи между угрозами и индикаторами экономической безопасности региона: первый — «сначала формируется система индикаторов ЭБР, а затем для каждого индикатора определяются угрозы его ухудшения»; второй — «сначала определяются угрозы регионального развития, каждая из которых находит выражение в индикаторе ЭБР» [2, с. 24].

В большинстве случаев здравоохранение рассматривают в качестве важной качественной характеристики социально-экономической системы, которая дает ей способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, развития народного хозяйства, стабильное обеспечение ресурсами, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов [3].

Среди элементов ЭБР, определяющих состояние основных сфер безопасности (социальной, экономической, экологической), особое место занимает здравоохранение как подсистема, играющая ведущую роль в обеспечении устойчивого развития [4]. Здравоохранение занимает особое место в реализации инструментов достижения целей системы экономической безопасности поскольку одновременно выступает в качестве:

- важнейшего фактора предотвращения (защиты) угроз экономической безопасности;

- центрального элемента системообслу-живающего комплекса;

- результата развития системообразующей базы;

2 ФЦП — один из самых сильных, но одновременно самый сложный инструмент промышленной политики // OPEC.ru. URL: https://iq.hse.ru/ news/177810249.html (дата обращения: 2.04.2022).

Ф П ч

01 И 5<

а

л т

п *

о

о

о

а ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п S

ч

ф

ч

2 О

м м

ы

Z

10

ы

N

4

2 (Л

е>

- способа повышения качества жизни населения;

- составляющей инфраструктуры рынка услуг региона.

Сфера здравоохранения как один из элементов системообслуживающего комплекса региона выступает как условие и результат реализации механизма управления экономической безопасностью, что позволяет выделить следующие ее свойства и характеристики:

- стопроцентный охват всего населения услугами данной сферы;

- полномочия по реализации государственной политики в сфере здравоохранения действующим законодательством переданы для реализации субъектам РФ;

- уровень оказываемых услуг определяет уровень жизни людей;

- прямое влияние на уровень удовлетворенности населения деятельностью органов государственной власти субъектов РФ;

- прямое и опосредованное влияние на демографические показатели;

- охват медицинской, экономической и социальной характеристики объекта исследования путем большого числа участников, взаимодействующих при организации, оказывающей медицинскую помощь [5].

Сложившееся представление о роли здравоохранения в социально-экономическом содержании инструментов стратегического управления национальной безопасностью подчеркивается в указе Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 2 июля 2021 г. № 400, определяющем, что «целями государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала являются устойчивый естественный рост численности и повышение качества жизни населения, укрепление здоровья граждан, сокращение бедности, снижение уровня социального и имущественного неравенства, повышение уровня образования населения, воспитание гармонично развитого и социально ответственного гражданина»3.

Благодаря представлению о стратегических установках РФ, ориентированных на повышение качества жизни, как об основном индикаторе экономической безопасности был актуализирован проект «Стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года». По

3 О стратегии национальной безопасности РФ : указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 // ИПС «Гарант».

официальной информации администрации Иркутской области, были скорректированы плановые и фактические значения целевых индикаторов экономической безопасности с учетом приоритетных направлений развития показателей в сфере здравоохранения и в соответствии с национальным проектом «Здравоохранение»4. Кроме того, в разделе учтены поступившие предложения по итогам проведенного общественного обсуждения проекта стратегии.

Решение проблемы выбора и реализация эффективного механизма финансирования сферы здравоохранения основываются на оценке результатов экономического механизма управления ЭБР [5].

Важнейшим условием финансирования здравоохранения является то, что государственные институты осуществляют регулирующее (управляющее) воздействие на рынок медицинских услуг посредством разработки и принятия законодательных актов, стандартов, правил, в рамках которых осуществляется оказание медицинских услуг [6]. Государственные институты разрабатывают и реализуют стратегические цели государства в сфере здравоохранения [7] и политику на рынке медицинских

услуг [8].

Способы финансирования здравоохранения и оценка их применения приведены более подробно в публикации, рассматривающей способ финансирования как возможную предпосылку трансформации финансовых механизмов в здравоохранении [9].

Результаты и выводы исследования

Для оценки состояния сферы здравоохранения мы проанализировали основные результаты воздействия актуального экономического механизма управления ЭБР на состояние здравоохранения Иркутской области. Анализ проводился в разрезе:

- источников финансирования медицинской помощи (в том числе по видам медицинской помощи);

- расходов на оказание медицинской помощи по экономическим статьям (в том числе по видам медицинской помощи);

- объемов оплаченной медицинской помощи в контексте источников финансиро-

4 О распределении дотаций бюджетам субъектов

Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ на 2020 год : распоряжение Правительства РФ от 17 апр. 2020 г. № 1049-р : (ред. от 7 мая 2020 г.) // СПС «Кон-сультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вания медицинской помощи (в том числе по видам медицинской помощи) [10].

Особое внимание при проведении анализа было уделено показателям, характеризующим социальную направленность расходов на оказание медицинской помощи, — заработной плате медицинского персонала.

Тенденция роста объемов финансирования медицинской помощи в Иркутской области устойчива, ежегодный прирост составляет от 3,25 % в 2017 г. до 18,50 % в 2020 г. Аналогичная тенденция имеет место в части финансирования медицинской помощи за счет всех государственных источников: наименьший рост 2,06 % за период с 2016 до 2017 г., наибольший — 21,30 % — с 2019 по 2020 г. Причиной такой динамики объемов централизованного финансирования в 2020 г. стали дотации из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ5. Финансирование сферы здравоохранения Иркутской области в 2020 г. увеличено на 16 %.

Для оценки параметров действующего экономического механизма был проведен более детальный анализ объемов финансирования медицинской помощи за счет государственных источников (табл. 1):

- средств бюджета РФ;

- средств обязательного медицинского страхования (ОМС);

- средств бюджета Иркутской области;

- средств Фонда социального страхования (ФСС).

Анализ динамики финансирования медицинской помощи за счет средств бюджета РФ показал: снижение финан-

5 В соответствии с распоряжениями Правительства РФ от 27 марта 2020 г. № 748-р, от 17 апреля 2020 г. № 1049-р из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в 2020 г. предоставлялись дотации на сбалансированность для обеспечения субъектами РФ оказания медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией, в том числе на оснащение (переоснащение) дополнительно создаваемого или перепрофилируемого коечного фонда медицинских организаций для оказания медицинской помощи больным новой коронави-русной инфекцией.

сирования к 2017 г. на 43 %, стабильный рост финансирования с 2017 до 2019 г. в среднем на 45 % и скачок финансирования — рост на 223,76 %, главным образом, на основании распоряжения Правительства РФ от 27 марта 2020 г. № 748-р (ред. от 7 мая 2020 г.) — на 110 000 тыс. р. [8]. Наибольшая часть финансирования, осуществляемого за счет средств федерального бюджета в анализируемом периоде, была направлена на медицинскую помощь в связи с заболеваниями (от 50,37 % в 2016 г. до 46,83 % в 2019 г.). Исключением является 2020 г., в котором максимальная часть финансирования из бюджета РФ (59 %) была направлена на прочие виды медицинских и иных услуг (рис. 1).

Качество жизни в Иркутской области оценивается не столько на основании количества оказанной медицинской помощи, сколько двумя взаимосвязанными параметрами, непосредственно характеризующими сферу здравоохранения, а именно:

- структурой расходов на оказание медицинской помощи;

- оплатой труда медицинских работников, составляющих в анализируемом периоде около 4,4 % населения Иркутской области6.

Расходы на оказание медицинской помощи в Иркутской области, осуществляемой за счет всех источников финансирования, увеличивались (наименьший рост — на 2,06 % в 2017 г. по сравнению с 2016 г.; наибольший — на 21,95 % в 2020 г. по сравнению с

6 Необходимо отметить, что оплата труда в сфере здравоохранения формировалась большей частью на основании майских указов Президента РФ (см.: О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения : указ Президента РФ № 598. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/15234). Однако «во многих регионах, как показала проверка (Контрольно-счетной палаты РФ. — Е. Г., И. С.), рост оплаты труда сопровождался сокращением численности сотрудников. Младшего медицинского персонала за 2013-2019 годы стало меньше на 61,3 %» (см.: Оптимизировали и недоплачивали: как регионы выполняли «майские указы» президента. URL: https://www.gazeta.ru/ business/2020/12/21/13409396.shtml).

Структура финансирования медицинской помощи в Иркутской области за счет государственных источников в 2016—2020 гг., %

Таблица 1

Государственный источник 2016 2017 2018 2019 2020

Федеральный бюджет РФ 5,14 2,86 3,42 4,60 12,28

Бюджет Иркутской области 16,93 19,27 19,47 20,44 21,23

Бюджет ОМС 77,10 77,10 76,52 74,46 66,12

Бюджет ФСС 0,83 0,77 0,60 0,50 0,37

000 000 000 000 000 000 000 000 000 0

1=1

2016

2017

2018

2019

2020

Рис. 1. Финансирование медицинской помощи в Иркутской области за счет средств бюджета РФ, млн р.

2019 г.). Необходимо отметить неравномерность роста отдельных экономических статей в структуре расходов (рис. 2):

- заработная плата с начислениями увеличивалась в среднем за период на 12,22 % в год (максимальный рост составил 24,77 % в 2018 г.);

- расходы на медицинское оборудование соответственно на 54,49 % в год (максимальный рост составил 162 % в 2020 г., снижение на 24,88 % в 2017 г. по сравнению с 2016 г.);

- расходы на медикаменты и перевязочные материалы соответственно на 15,93 % в год (максимальный рост составил 47,64 % в 2020 г., снижение на 16,80 % в 2017 г. по сравнению с 2016 г.).

45 000 40 000 35 000 30 000 25 000 20 000 15 000 10 000 5 000 0

Наибольший рост расходов на оказание медицинской помощи за счет государственного бюджета (на 223,77 %) был в 2020 г., а с 2016 по 2017 г. эти расходы уменьшились на 43,21 %. За счет бюджета ОМС расходы увеличивались быстрее всего — на 19,45 % за период с 2017 по 2018 г.; среднегодовой рост составил 9,02 %.

Структура расходования средств медицинскими организациями Иркутской области не соответствует сложившейся практике по РФ. В 2020 г. доля заработной платы составила 65,6 % (1 499,1 млрд р.), медикаментов и перевязочных материалов — 15,7 % (359,5 млрд р.), коммунальных услуг — 2,7 % (62,5 млрд р.), прочих расходов — 16,0 % (364,9 млрд р.) (табл. 2).

Заработная плата с начислениями ^^^ Медицинское оборудование

Медикаменты, перевязочные материалы

Рис. 2. Расходы (по статьям) на оказание медицинской помощи за счет всех государственных источников финансирования (Иркутская область), млн р.

Таблица 2

Изменение структуры расходов медицинских организаций РФ в 2018—2020 гг., млн р.

Показатель Израсходовано средств за отчетный год

2018 Доля от общих расходов, % 2019 Доля от общих расходов, % 2020 Доля от общих расходов, %

Оплата труда и начисления 1 348 705 70,7 1 458 569,2 68,7 1 499 067,7 65,6

Медикаменты и перевязочные средства 191 021,9 10,0 270 664,8 12,7 359 455,0 15,7

Коммунальные услуги 58 988,8 3,1 61 755,9 2,9 62 460,2 2,7

Прочие расходы 309 717,5 16,2 333 480,3 15,7 364 932,2 16,0

ф п ч

01 И 5<

а

л т

п *

о

о

о

а ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п S

ч

ф

ч

2 О

м м

ы

Z

10

О

N

4

2 (Л

е>

ния поддерживалась благодаря увеличению финансирования за счет государственных средств (рис. 3).

Таким образом, можно сформулировать научную гипотезу о том, что объем финансирования за счет внебюджетных средств в сфере здравоохранения определяется не столько спросом и предложением со стороны граждан, сколько объемом и доступностью медицинской помощи, финансируемой за счет бюджетных средств.

Как видно из табл. 3, на долю финансирования за счет средств ОМС в 2016 г. приходится почти 70 %.

Результаты и выводы

Анализ динамики источников финансирования сферы здравоохранения показывает, что существует обратно пропорциональная зависимость между темпами прироста финансирования медицинской помощи за счет государственных источников и за счет средств граждан, т.е. с помощью управления денежной массой из своих источников государство привлекает для фактического софинансирования средства граждан. Обратная ситуация сложилась в 2020 г., когда в рамках тенденции снижения платежеспособного спроса граждан сфера здравоохране-

25 20 15 10 5 0 5 10 15

Финансирование медицинской помощи за счет государственных источников

^ш Объемы оплаченной медицинской помощи за счет внебюджетных источников

^ж Объемы помощи за счет домашних хозяйств (личных средств граждан)

Рис. 3. Темпы изменения источников оплаченной медицинской помощи в Иркутской области, %

Таблица 3

Структура финансирования здравоохранения за счет всех источников, %

Показатель 2016 2017 2018 2019 2020

Доля финансирования здравоохранения за счет ОМС 69,0 68,2 69,0 67,6 61,4

Доля финансирования здравоохранения за счет остальных источников 31,0 31,8 31,0 32,4 38,6

В результате анализа динамики расходов на сферу здравоохранения по экономическим элементам затрат было установлено, что доля расходов на заработную плату является постоянной частью в расходах на финансирование данной сферы за счет средств ОМС. Как показал проведенный анализ (см. табл. 4), доля расходов на заработную плату и начисления на нее за счет ОМС достигают 70 %, тогда как за счет всех остальных источников этот показатель колеблется в районе 45-50 %. Отсюда можно сделать вывод, что существующая модель финансирования здравоохранения на уровне региона не обеспечивает достижение целевых показателей уровня жизни, здоровья населения и достойный социальный уровень работников отрасли так, чтобы при достижении целей действующего механизма ЭБР, направленного на реализацию государственной социальной политики, это не было в ущерб жизни и здоровья населения.

Нами был проведен анализ динамики экономических статей затрат (табл. 5), осуществляемых за счет финансирования из бюджета ОМС, которой подтвердили выводы о том, что

интерпретация затрат на заработную плату с начислениями как постоянных не приводит к сокращению затрат на медикаменты, перевязочные материалы, питание, определяющие качество медицинского обслуживания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ практики функционирования сферы здравоохранения Иркутской области показал, что, обеспечивая необходимые темпы роста заработной платы, гарантирующего максимизацию социальной составляющей в сфере здравоохранения, медицинские организации могут выбрать одну из двух возможных стратегий:

- качественная, т.е. сокращение расходов (на медикаменты, питание и др.) в ущерб качеству оказания медицинской помощи;

- количественная, т.е. отсутствие оказания необходимого объема медицинской помощи.

Также на основании авторской гипотезы о трансформации механизма экономической безопасности было сформировано формализованное представление о способах выбора стратегий в моделях, построенных в рамках концепции дизайна механизмов [11-13].

Структура расходов на медицинское обслуживание, %

Таблица 4

Показатель 2016 2017 2018 2019 2020

Расходы за счет всех источников финансирования доля заработной платы и начисления на нее 100,0 61,0 100,0 63,0 100,0 65,5 100,0 63,4 100,0 59,0

Расходы за счет всех государственных источников финансирования доля заработной платы и начисления на нее 100,0 61,8 100,0 64,6 100,0 67,0 100,0 64,4 100,0 59,4

Расходы за счет внебюджетных источников финансирования доля заработной платы и начисления на нее 100,0 53,4 100,0 49,9 100,0 51,1 100,0 52,9 100,0 53,7

Расходы за счет бюджета ОМС доля заработной платы и начисления на нее 100,0 67,5 100,0 69,3 100,0 73,1 100,0 72,2 100,0 68,8

Расходы за счет всех источников, кроме бюджета ОМС доля заработной платы и начисления на нее 100,0 45,9 100,0 49,1 100,0 48,2 100,0 44,9 100,0 43,2

Таблица 5

Динамика структуры расходов на медицинское обслуживание за счет бюджета ОМС, %

Показатель 2016 2017 2018 2019 2020

Расходы за счет бюджета ОМС 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

доля заработной платы и начисления на нее 67,5 69,3 73,1 72,2 68,8

доля медикаментов, перевязочных материалов 25,7 22,4 18,9 22,4 28,0

доля питания 2,1 1,8 1,5 1,4 1,2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Татаркин А.И. Изменение парадигмы исследований экономической безопасности региона / А.И. Татар-кин, А.А Куклин // Экономика региона. — 2012. — № 2. — С. 25-39.

2. Теория и практика оценки экономической безопасности (на примере регионов Сибирского федерального округа) / под ред. В.В. Карпова, А.А. Кораблевой. — Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2017. — 146 с.

3. Волобуева Д.В. Актуальные вопросы экономической безопасности / Д.В. Волобуева // Молодой ученый. — 2016. — № 9-2 (113). — С. 16-18.

4. Василенко В. Критерии качества и переход общества к устойчивому развитию / В. Василенко // Стандарты и качество. — 2001. — № 3. — С. 24-32.

5. Многокритериальный стейкхолдер-анализ инвестиционных инновационных проектов в сфере регионального здравоохранения / Ф.А. Пятакович, В.И. Ломазова, К.Ф. Макконен [и др.] // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 9-6. — С. 1326-1330.

6. Селиванов А.И. Экономическая безопасность России: теоретический и практический ренессанс системного подхода / А.И. Селиванов. — EDN YQQBSJ// Вестник финансового университета. — 2017. — Т. 21, № 2. — С. 12-22.

7. Мартынова А.А. Современные модели финансирования здравоохранения в России / А.А. Мартынова. — EDN TGXIHE // Государственная власть и местное самоуправление. — 2019. — № 6. — С. 42-45.

8. Улумбекова Г.Э. Актуальность Стратегии по формированию у населения РФ приверженности здоровому образу жизни и рекомендации по доработке Межведомственной стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 г. / Г.Э. Улумбекова // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. — 2018. — № 1. — с. 30-35.

9. Градобоев Е.В. Методологические особенности формирования модели финансирования здравоохранения / Е.В. Градобоев. — DOI 10.17150/2411-6262.2021.12(2).6 // Baikal Research Journal. — 2021. — Т. 12, № 2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osobennosti-formirovaniya-modeli-finansirovaniya-zdravoohraneniya.

10. Флек В.О. Анализ финансового обеспечения российского здравоохранения по системе счетов / В.О. Флек. — Москва : Буки Веди, 2015. — 112 с.

11. Градобоев Е.В. Теоретические предпосылки эволюционного развития финансовых механизмов в здравоохранении / Е.В. Градобоев, И.Ю. Сольская. — EDN PSWYKT // Вопросы новой экономики. — 2021. — № 2. — С. 39-46.

12. Градобоев Е.В. Оценка состояния экономической безопасности Иркутской области на основании ключевых индикаторов сферы здравоохранения / Е.В. Градобоев // Актуальные вопросы общественного здоровья и здравоохранения на уровне субъекта Российской Федерации : материалы Всерос. науч.-практ. конф. В 2 т. Т. 1 / под ред. Г.М. Гайдарова. — Иркутск, 2021. — С. 436-441.

13. Градобоев Е.В. Теория и методология оценивания экономической безопасности социально-экономической системы региона / Е.В. Градобоев. — Иркутск : Изд-во ИГМАПО, 2021. — 192 с.

REFERENCES

1. Tatarkin A.I., Kuklin A.A. Changing the paradigm of region's economic security research. Ekonomika regio-na = Economy of Region, 2012, no. 2, pp. 25-39. (In Russian).

2. Karpov V.V., Korableva A.A. (eds.). Theory and practice of economic security assessment (on the example the regions of the Siberian Federal district). Novosibirsk, Publishing House of Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences Publ., 2017. 146 p.

3. Volobueva D.V. Current issues of economic security. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2016, no. 9-2 (113), pp. 16-18. (In Russian).

4. Vasilenko V. Quality criteria and transition of society to sustainable development. Standarty i kachestvo = Standards and Quality, 2001, no. 3, pp. 24-32. (In Russian).

5. Pyatakovich F.A., Lomazova V.I., Makkonen K.F., Nesterov V.G., Nesterova E.V., Yakunchenko T.I. Multicri-teria evaluation stakeholders analysis of investment innovative projects in regional health. Fundamental'nye issledo-vaniya = Fundamental research, 2014, no. 9-6, pp. 1326-1330. (In Russian).

6. Selivanov A.I. Conomic security of Russia: a renaissance of systems approach. VestnikFinansovogo universite-ta = Bulletin of The Financial University, 2017, vol. 21, no. 2, pp. 12-22. (In Russian). EDN: YQQBSJ.

7. Martynova A.A. Modern healthcare financing models in Russia. Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupra-vlenie = State Power and Local Self-government, 2019, no. 6, pp. 42-45. (In Russian). EDN: TGXIHE.

8. Ulumbekova G.E. The urgency of the strategy for the formation of the population of the Russian Federation adherence to a healthy lifestyle and recommendations for the finalization of the interdepartmental strategy for healthy lifestyle, prevention and control of noncommunicable diseases for the period up to 2025. ORGZDRAV: novosti, mneni-ya, obuchenie. Vestnik VShOUZ = Healthcare management: News, Views, Education. Bulletin of VSHOUZ, 2018, no. 1, pp. 30-35. (In Russian).

9. Gradoboev E.V. Methodological Features of the Formation of the Model of Healthcare Financing. Baikal Research Journal, 2021, vol. 12, no. 2. DOI: 10.17150/2411-6262.2021.12(2).6. (In Russian).

10. Flek V.O. Analysis of financial support of Russian healthcare by the system of accounts. Moscow, Buki Vedi Publ., 2015. 112 p.

11. Gradoboev E.V., Solskaya I.Yu. Theoretical background of the evolutionary development of financing healthcare. Voprosy novoi ekonomiki = Issues of the New Economy, 2021, no. 2, pp. 39-46. (In Russian). EDN: PSWYKT.

12. Gradoboev E.V. Assessment of the state of economic security of the Irkutsk region based on the limitation of health indicators. In Gaidarov G.M. (ed.) Topical issues of public health and healthcare at the level of the subject of the Russian Federation. Materials of All-Russian Research Conference. Irkutsk, 2021, vol. 1, pp. 436-441. (In Russian).

13. Gradoboev E.V. Theory and methodology of assessing the economic security of the socio-economic system of the region. Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education Publ., 2021. 192 p.

Информация об авторах Authors

Градобоев Евгений Валерьевич — кандидат Evgeny V. Gradoboev — Ph.D. in Economics,

экономических наук, директор Территориально- Director of the Territorial Compulsory Medical Insur-

Ф 0 4

01 И 5<

а

л г

n *

о

о

о

а ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п S

н

ф

ч

2 О

м м

ы

Z

10

ы

N

4

2 (Л

е>

го фонда обязательного медицинского страхования, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: gradoboev_eugene@mail.ru.

Сольская Ирина Юрьевна — доктор экономических наук, профессор, Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: irina_solskaya_@mail.ru.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования

Градобоев Е.В. Финансирование системы здравоохранения как элемент обеспечения экономической безопасности региона / Е.В. Градобоев, И.Ю. Сольская. — DOI 10.17150/2500-2759.2022.32(2).248-256. — EDN YHNPWK // Известия Байкальского государственного университета. — 2022. — Т. 32, № 2. — С. 248-256.

ance Fund, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: gradoboev_eugene@mail.ru.

Irina Yu. Solskaya — D.Sc. in Economics, Professor, Irkutsk State Transport University, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: irina_solskaya_@mail.ru.

Contribution of the authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

For Citation

Gradoboev E.V., Solskaya I.Yu. Financing of the Healthcare System as an Element of Ensuring the Economic Security of the Region. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2022, vol. 32, no. 2, pp. 248-256. (In Russian). EDN: YHNPWK. DOI: 10.17150/2500-2759.2022.32(2).248-256.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.