Научная статья на тему 'ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ'

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
291
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА / ВЫБРОСЫ / ОТХОДЫ / ЭКОЛОГИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / БЮДЖЕТ / ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зубкова Валентина Ивановна

Статья посвящена основным проблемам окружающей среды на территории Республики Крым и источникам финансирования программ по охране окружающей среды. В статье дано краткое описание экологических проблем на территории Республики Крым. Приведены данные в динамике выбросов в атмосферный воздух в разрезе муниципальных образований и отходов по классам опасности Республики Крым. Дана характеристика Государственной программы Республики Крым «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым», ее цель и основные задачи, раскрыты направления подпрограмм их цели и ожидаемые результаты. Дана оценка источникам финансирования Государственной программы Республики Крым в целом и по отдельным подпрограммам. Определена эффективность выполнения Программы за 2018 - 2019 гг. Предложены мероприятия по улучшению экологической ситуации на территории Республики Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCING OF ENVIRONMENTAL PROTECTION PROGRAMS ON THE TERRITORY OF THE REPUBLIC OF CRIMEA

The article is devoted to the main problems of the environment in the territory of the Republic of Crimea and sources of funding for environmental protection programs. The article provides a brief description of environmental problems in the territory of the Republic of Crimea. The data in the dynamics of emissions into the atmospheric air in the context of municipalities and waste by hazard classes of the Republic of Crimea are presented. The characteristics of the State program of the Republic of Crimea «Environmental protection and rational use of natural resources of the Republic of Crimea», its purpose and main tasks are given, directions of subprograms, their goals and expected results are revealed. An assessment is given to the sources of financing of the State Program of the Republic of Crimea in general and for individual subprograms. The effectiveness of the implementation of the Program for 2018 - 2019 was determined. Measures are proposed to improve the environmental situation in the territory of the Republic of Crimea.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

УДК 336.1

Зубкова Валентина Ивановна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита,

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация.

Zubkova Valentina Ivanovna,

Ph.D. in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Finance and Credit, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА

ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

FINANCING OF ENVIRONMENTAL PROTECTION PROGRAMS ON THE TERRITORY OFTHE REPUBLIC OF CRIMEA

Статья посвящена основным проблемам окружающей среды на территории Республики Крым и источникам финансирования программ по охране окружающей среды. В статье дано краткое описание экологических проблем на территории Республики Крым. Приведены данные в динамике выбросов в атмосферный воздух в разрезе муниципальных образований и отходов по классам опасности Республики Крым. Дана характеристика Государственной программы Республики Крым «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым», ее цель и основные задачи, раскрыты направления подпрограмм их цели и ожидаемые результаты. Дана оценка источникам финансирования Государственной программы Республики Крым в целом и по отдельным подпрограммам. Определена эффективность выполнения Программы за 2018 - 2019 гг. Предложены мероприятия по улучшению экологической ситуации на территории Республики Крым.

Ключевые слова: программа, выбросы, отходы, экология, финансирование, эффективность, бюджет, внебюджетные средства.

The article is devoted to the main problems of the environment in the territory of the Republic of Crimea and sources of funding for environmental protection programs. The article provides a brief description of environmental problems in the territory of the Republic of Crimea. The data in the dynamics of emissions into the atmospheric air in the context of municipalities and waste by hazard classes of the Republic of Crimea are presented. The characteristics of the State program of the Republic of Crimea «Environmental protection and rational use of natural resources of the Republic of Crimea», its purpose and main tasks are given, directions of subprograms, their goals and expected results are revealed. An assessment is given to the sources of financing of the State Program of the Republic of Crimea in general and for individual subprograms. The effectiveness of the implementation of the Program for 2018 - 2019 was determined. Measures are proposed to improve the environmental situation in the territory of the Republic of Crimea.

Keywords: program, emissions, waste, ecology, financing, efficiency, budget, extra-budgetary funds.

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы состояния экологии РФ постоянно находятся в поле зрения ученых-экологов, экспертов. В частности, в экологической, экономической литературе можно встретить научные оценки состояния экологии РФ и перспективные направления ее развития. В каждом таком исследовании отражается первая и самая серьезная проблема экологии на сегодня — это загрязнение воды, воздуха и почвы отходами промышленности. По экспертным оценкам, ежегодно экономические потери, обусловленные ухудшением качества окружающей среды и связанными с ним экономическими факторами, без учета ущерба здоровью людей, составляют 4-6 % валового внутреннего продукта [4]. Перечисленные экологические проблемы затрагивают и Республику Крым. В связи с этим, особое значение приобретает Стратегия экологической безопасности Российской Федерации и реализация мероприятий Государственной программы Республики Крым «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым» на 20182022 гг. [2, 3, 4].

27

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью данного исследования является обобщение основных экологических проблем на территории Республики Крым. Раскрытие целей, задач, источников финансирования и ожидаемых результатов реализации Государственной программы Республики Крым «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым» на 2018-2022 гг.

Исходя из поставленной цели, нами сформулированы следующие задачи:

• обозначить основные экологические проблемы Республики Крым;

• провести анализ динамики выбросов в атмосферный воздух;

• проанализировать динамику отходов Республики Крым;

• раскрыть цели, задачи, ожидаемые результаты Государственной программы Республики Крым «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым» и ее подпрограмм;

• охарактеризовать источники финансирования Государственной программы Республики Крым»;

• определить возможные риски реализации программы и обозначить пути их снижения;

• дать оценку эффективности реализации Госпрограммы и ее подпрограмм;

• предложить пути улучшения экологической ситуации в Республике Крым. РЕЗУЛЬТАТЫ

Основной проблемой в Крыму является дефицит чистой питьевой и сельскохозяйственной воды. Он возник в 2014 году после того, как Украина перекрыла Северо-Крымский канал, который обеспечивал до 90% потребности республики [4]. Крым относится к регионам с крайне сложными условиями водоснабжения, собственные водоисточники могут удовлетворить потребность только на 28%. При этом на 100 подземных водозаборах наблюдается повышенная минерализация, превышающая ГОСТ в 3-4 раза (Раздольненский, Черноморский, Сакский и другие районы), что является фактором риска заболеваний населения желчекаменной и мочекаменной болезнями. Во многих районах Крыма отмечается значительное загрязнение подземных вод азотистыми соединениями, в том числе нитратами, что связано с большим использованием удобрений в сельском хозяйстве, а также с органическим загрязнением почвы.

Экологические проблемы в Крыму также обусловлены состоянием канализационных очистных сооружений, которые морально и физически устарели и нуждаются в модернизации. Также негативно на экологической ситуации на полуострове сказывается отсутствие полигонов твердых коммунальных отходов, соответствующих современным требованиям, и отсутствие мусоропере-рабатывающих заводов, выбросы вредных веществ в атмосферу и др.[4]. Объемы выбросов загрязняющих веществ стационарными источниками в атмосферный воздух по муниципальным образованиям Республики Крым приведены в таблице 1.

Согласно данным таблицы 1, в 2019 году в атмосферу Республики Крым стационарными источниками загрязнения было выброшено 28,398 тыс. тонн загрязняющих веществ, что на 2,931 тыс. т или на 11,5 % выше уровня 2018 г. В тоже время, в сравнении с 2000 г. отмечено снижение в целом на 5,072 тыс. т или на 15,2 %. Резкое снижение выбросов было отмечено в 2014 г. до уровня 20,547 тыс. т и в 2015 г. до уровня 22,824 тыс. т.

По муниципальным образованиям городских округов в 2019 г. отмечено снижение по г. Джан-кой (0,103 тыс. т против 0,0147 тыс. т) и г. Армянск (2,153 тыс. т против 4,512 тыс. т). В тоже время, значительный рост выбросов в атмосферу наблюдается по г. Симферополь + 2,328 тыс. т. или на 84,8 % (5,074 против 2,746 тыс. т) и по г. Евпатория на+1,639 тыс. т. или на 382,4 % (2,055 против 0,426 тыс. т).

В 2018 году было выброшено 25,467 тыс. тонн загрязняющих веществ в атмосферу, что на 3,065 тыс. тонн меньше, чем в 2017 году за исключением городских округов Республики Крым — Симферополь, Армянск, Керчь и Джанкой.

Следует отметить, что в 2000 г. из общего объема выбросов 33,47 тыс. т. наиболее проблемными городскими округами были: г. Керчь Красноперекопск, Армянск. Так, на г. Керчь приходилось 10,65 тыс. т. или 31,8 %, г. Красноперекопск 8,57 тыс. т или 25,6%, г. Армянск 6,06 тыс. т или 18,1 % общего объема выбросов в атмосферу. То в 2019 г. наиболее проблемными городами являются г. Красноперекопск 6,619 тыс. т или 23,3 %, г. Симферополь 5,074 тыс. т или 17,9 % и г. Армянск 2,153 тыс. т или 7,6 %.

28

Таблица!. Динамика выбросов в атмосферный воздух в разрезе муниципальных образований Республики Крым от стационарных источников за период 2000-2019 гг., тыс. т *

Городской округ Республики Крым 2000 г. 2010 г 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г 2018 г. 2019 г

Симферополь 1,96 2,119 2,512 2,657 3,560 2,430 2,574 2,746 5,074

Алушта 0,28 0,175 0,193 0,132 0,134 0,249 0,276 0,268 0,414

Джанкой 0,42 1,138 0,849 0,064 0,043 0,097 0,103 0,147 0,103

Евпатория 0,31 0,250 0,203 0,153 0,186 0,376 0,516 0,426 2,055

Керчь 10,65 1,867 1,692 0,782 0,687 1,599 1,457 1,864 1,955

Краснопере-копск 8,57 7,854 6,941 6,969 6,866 8,726 7,597 6,386 6,619

Саки 0,077 0,049 0,074 0,285 0,172 0,228 1,222 0,331 0,775

Армянск 6,06 12,065 5,676 2,321 3,848 4,854 4,311 4,512 2,153

Феодосия 0,77 0,591 1,766 0,183 0,762 0,517 0,664 0,412 0,563

Судак 0,17 0,040 0,058 0,080 0,097 0,180 0,213 0,127 0,200

Ялта 0,84 0,446 0,634 0,436 0,347 0,435 0,518 0,314 0,491

Всего по Республике Крым 33,47 32,334 26,552 20,547 22,824 31,374 28,532 25,467 28,398

* Составлено на основе [3]

Вместе с тем, по сравнению с уровнем 2000 г. в г. Симферополь уровень выбросов увеличился в 2,6 раза, в г. Алуште в 1,5 раза, г. Евпатория в 6,6 раза. Вместе с тем, в г. Керчь выбросы в 2019 г. снизились против 2000 г. в 5,4 раза, в г. Армянск в 2,8 раза, г. Ялта в 1,7 раза, Феодосии в 1,4 раза, г. Джанкой в 4,1 раза. Это вызвано снижением объемов стационарных источников выбросов, используемых тепловую энергию и усилением контроля за состоянием выбросов в атмосферу субъектами хозяйствования.

В соответствии с законодательством РФ, все отходы, которые образуются в результате деятельности человека и производственной деятельности предприятий делятся на пять классов опасности. Объемы отходов по Республике Крым приведены в таблице 2.

Согласно данным таблицы 2, за 2018 год в Республике Крым образовалось 8 051 370,207 тонн отходов производства и потребления, в 2019 г. соответственно 9 564 200,332 тыс. т. против 2 125 223,88 т. в 2016 г. «В Крыму имеется 28 официально зарегистрированных свалок (полигонов) твердых бытовых отходов, где накопилось 18,3 млн тонн отходов. Большая часть свалок исчерпала свои санитарно-технические и территориальные возможности. Данная проблема не решается много лет ввиду недостаточного финансирования и дефицита свободных земель» [4].

Отходы 1-го класса — чрезвычайно опасные (приводят к необратимому нарушению экологии) и имеют тенденцию роста. Так, отходы I класса опасности по Республике Крым в 2016 г. составляли 101,685 т или 0,004 %, то в 2019 г. 471,41 т. или 0,005 % против 31,723 т или 0,0004 % в 2018 г.

Таблица 2. Динамика отходов по классам опасности Республики Крым за период 2016-2018 гг., тонн *

Отходы 2016 год 2018 год 2019 год

тонн уд. вес, % тонн уд. вес, % тонн уд. вес, %

I класса опасности 101,685 0,004 31,723 0,0004 471,41 0,005

II класса опасности 191,752 0,009 125,018 0,002 189,99 0,002

III класса опасности 93894,343 4,4 2352,583 0,03 5557,46 0,06

IV класса опасности 410345,912 19,3 502285,684 6,2 790635,54 8,3

V класса опасности 1620690,188 76,287 7496575,199 93,7676 8767345,92 91,633

Итого 2125223,88 100 8051370,207 100 9564200,332 100

* Составлено на основе [3]

29

Отходы 2-го класса — высоко опасные (сильное нарушение экологии, период восстановления более 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия). Отходы II класса опасности по Республике Крым снижаются с 191,752 т или 0,009 % в 2016 г. до 125,018 т в 2018 г. и 189,99 т. или 0,002 % в 2019 г.

Отходы 3-го класса — умеренно опасные отходы (нарушение экологии, период восстановления не менее 10 лет после минимизации вредного воздействия). Отмечается тенденция к снижению по Республике Крым против 2016 г. по отходам III класса опасности с 93 894,343 т. или с 4,4 % до 2352,583 т. или до 0,03 % в 2018 г. и 5557,46 т или до 0,06 % в 2019 г.

Отходы 4-го класса — малоопасные отходы (самовосстановление не менее 3 лет, экология нарушена) и по Республике Крым их объемы увеличиваются с 410345,912 т или 19,3 % в 2016 г. до 502285,684 т или до 6,2 % в 2018 г. и 790635,54 т или 8,3 % в 2019 г.

Отходы 5-го класса — практически неопасные (экология почти не нарушается). По Республике Крым значительный их рост наблюдается с 1620690,188 т в 2016 г. 76,287 % до 7496575,199 т или 93,7676 % в 2018 г. и до 8767345,92 т или 91,633 % в 2019 г.

Основная доля образующихся в Республике отходов приходится на отходы ГУ-У классов опасности и составляет 95,587 % от общего количества образующихся отходов производства и потребления в 2016 г., 99,97 % в 2018 г. и в 2019 г. — 99,93 %. Несмотря на достаточно низкую долю отходов 1-3 классов, их объемы увеличиваются, что оказывает отрицательное влияние на состояние экологии.

В разрезе видов экономической деятельности основной вклад в объемы образования отходов в 2018 г. осуществляли предприятия: строительства — 87,57 %; обрабатывающего производства — 4,05 %; добычи полезных ископаемых — 2,72 % от общего объема образования. В 2019 г. предприятия строительства — 69,69 %; торговли — 15,67 %, предоставления образовательных услуг — 1,87 %, добычи полезных ископаемых — 0,78 % от общего объема образования. Следует отметить, что наиболее крупными загрязнителями окружающей среды на территории Республике Крым являются такие хозяйствующие субъекты, как: Армянский филиал ООО «Титановые инвестиции», ПАО «Крымский содовый завод», ПАО «Бром».

Для решения экологических проблем, Постановлением Совета министров Республики Крым от 22.11.2017 N 619 утверждена Государственная программа Республики Крым «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым». Постановлениями Совета министров Республики Крым в Программу внесены изменения: от 23.08.2018 № 410; от 28.09.2018 № 471; от 26.12.2018 № 676; от 04.03.2019 № 117; от 12.11.2019 № 629; от 18.12.2019 № 739; от 27.02.2020 № 103 [2].

Целью Государственной программы является формирование устойчивой экологической среды в Республике Крым для обеспечения устойчивого социально-экономического развития Республики Крым[2].

«Основными задачами Государственной программы являются: обеспечение экологически ориентированного роста экономики; снижение антропогенного воздействия на окружающую среду Республики Крым, геологическое изучение недр, воспроизводство и развитие минерально-сырьевой базы Республики Крым; обеспечение рационального использования природных ресурсов; поиск и ввод в эксплуатацию новых источников подземных вод; сохранение природной среды и биоразнообразия на территории Республики Крым; совершенствование системы государственного экологического мониторинга; создание республиканского центра государственного фонда данных государственного мониторинга окружающей среды; формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания, в первую очередь — подрастающего поколения» [1].

Программа реализуется в два этапа: первый этап: 2018-2020 годы, второй этап: с 2021 года. Мероприятия подпрограмм реализуются непосредственно Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым, а также государственными учреждениями Республики Крым, отнесенными к ведению Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым [1].

Участниками программы являются: АО «Бахчисарайский комбинат «Стройиндустрия», Государственное автономное учреждение Республики Крым «Алуштинское лесоохотничье хозяйство», Государственное автономное учреждение Республики Крым «Центр лабораторного анализа и

30

технических измерений», ГУП РК «Черноморнефтегаз», ООО «Титановые инвестиции», ПАО»К-рымский содовый завод», администрация города Белогорск Белогорского района Республики Крым, администрация города Судак [3]. В таблице 3 отражены источники финансирования Государственной программы на 2018-2022 гг.

ТаблицаЗ. Источники финансирования Программы Республики Крым «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым» на 2018-2022 гг., тыс. руб.*

Источники 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. Всего

Федеральный 265728,1 350687,8 314585,9 667150,76 1028128,75 2626281,31

бюджет в % к итогу 24,6 19,3 19,4 40,2 51,6 32,1

Бюджет Рес- 811241,641 920225,739 932121,01 931292,999 931177,499 4526058,888

публики Крым в % к итогу 75,0 50,6 57,4 56,2 46,7 55,4

Внебюджет- 5143,441 547223,0 377205,0 60089,79 34591,9 1024253,131

ные средства в

% к итогу 0,4 30,1 23,2 3,6 1,7 12,5

Всего 1082113,182 1818136,539 1623911,9 1658533,349 1993898 8176593,329

В % к итогу за 5 лет 13,2 22,2 19,9 20,3 24,4 100,0

* Составлено на основе [1]

На реализацию Программы на период 2018-2022 гг. согласно данным таблицы 3, предусмотрено 8176593,329 тыс. руб., в т. ч. 32,1 % — средства Федерального бюджета, 4526058,888 тыс. руб. или 55,4 % — средства бюджета Республики Крым и 1024253,131 тыс. руб. или 12,5 % — внебюджетные средства. Финансирование по годам исполнения Госпрограммы «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым» следующее: в 2018 г. будет направлено средств 13,2%, в 2019 г. 22,2%, в 2020 г. 19,9 %, в 2021 г. — 20,3 % и в 2022 г. — 24,4 % от общего объема финансирования.

Согласно данным таблицы 3, наибольшая нагрузка на бюджет Республики Крым приходится по данной Программе в 2018 г. — 75%, в 2019 г. — 60,5 %, в 2020 г. — 57,4 %, в 2021 г. — 56,2 % и 46,7 % в 2022 г. и только в 2022 г. 51,6 % средств общего финансирования будут обеспечены из Федерального бюджета.

Государственная программа Республики Крым «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым» включает пять подпрограмм:

Подпрограмма 1. «Регулирование качества окружающей среды Республики Крым». Источниками загрязнения атмосферного воздуха в Республике Крым являются промышленные предприятия и различные виды транспорта. На долю автотранспорта приходится 70-80% выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, количество которых значительно увеличивается в курортный сезон ввиду притока иногороднего автотранспорта [3]. Наибольший объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу приходится на муниципальные образования Республики Крым: городские округа Красноперекопск, Армянск, Симферополь. Основными загрязнителями атмосферного воздуха являются предприятия химической промышленности, расположенные в городских округах Республики Крым Армянск и Красноперекопск

Цель подпрограммы 1 заключается в снижении антропогенной нагрузки на окружающую среду. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы 1:

1. Снижение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных объектов АО «Бахчисарайский комбинат «Стройиндустрия», ГУП РК «Черноморнефтегаз», ООО «Титановые инвестиции», ПАО «Крымский содовый завод». Инвентаризация загрязняющих веществ от неорганизованного источника выбросов — кислотонакопителя ООО «Титановые инвестиции».

2. Снижение количества случаев превышений предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов.

31

3. Инвентаризация выбросов парниковых газов.

4. Обезвреживание отходов производства ООО «Титановые инвестиции». В таблице 4. отражены источники финансирования Подпрограммы 1.

Таблица 4. Источники финансирования Подпрограммы 1 «Регулирование качества окружающей среды Республики Крым» на 2018-2022 гг., тыс. руб. *

Источники 2018 2019 2020 2021 2022 Всего

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бюджет 1263,84 1111,666 417,834 2416,7 — 5210,04

Республики Крым

в % к итогу 25,8 0,2 0,1 5,4 — 0,5

Внебю джетные 3643,441 523223,0 373205,0 42000,0 10500,0 952571,441

средства

в % к итогу 74,2 99,8 99,9 94,6 100,0 99,5

Всего 4907,281 524334,66 373622,83 44416,7 10500,0 957781,481

В % к итогу за 5 0,5 54,7 39,0 4,6 1,2 100,0

лет

* Составлено на основе [1]

На выполнение подпрограммы 1 за период 2018-2022 гг. предусмотрено 957781,481 тыс. руб. инвестиций или 11,6 % общего объема Государственной программы. Из внебюджетных средств будет получено 952571,441 тыс. руб. или 99,5 %. Из бюджета Республик Крым поступят средства в объеме 5210,04 тыс. руб. или 0,5 % общей суммы. Основная сумма средств была получена в объеме 523223 тыс. руб. в 2019 г. и 373205 тыс. руб. в 2020 г. В 2022 г. средства в сумме 10500 тыс. руб. поступят на 100,0 % за счет внебюджетных средств. Средства бюджета Республики Крым в финансировании подпрограммы составят 5210,04 тыс. руб. или 0,5 %, в т. ч. в 2018 г. было направлено 1263,84 тыс. руб. или 25,8 %, в 2019 г. — 1111,666 тыс. руб. или 0,2 %, в 2020 г. — финансирование сократилось до 417,834 тыс. руб. или до 0,1 %, а в 2021 г. отмечается рост до 2416,7 тыс. руб. или 5,4 % в общем финансировании подпрограммы.

Финансирование подпрограммы по годам следующее: 2018 г. — 0,5 %; 2019 г. — 54,8 %; 2020 г. — 39 %; 2021 г. — 4,6 %; 2022 г. — 1,1 %.

Подпрограмма 2. «Развитие и рациональное использование минерально-сырьевого комплекса Республики Крым». Дальнейшее экономическое развитие Республики Крым во многом будет определяться эффективным развитием и рациональным использованием его минерально-сырьевой базы, улучшением хозяйственно-питьевого водоснабжения за счет использования восполняемых запасов подземных вод питьевого качества и исключения неконтролируемого водоотбора из эксплуатационных водоносных горизонтов.

Цель подпрограммы состоит в обеспечении потребностей Республики Крым запасами минерально-сырьевых ресурсов (в т. ч. пресной воды) и геологической информацией о недрах.

Ожидаемые результаты подпрограммы:

1. Обеспечение потребности населения в пресной воде в результате переоценки запасов подземных вод, поисковых и оценочных работ на питьевые подземные воды. Выявление незаконно пробуренных и эксплуатируемых гидрогеологических скважин.

2. Устранение и предотвращение опасных экологических последствий — загрязнение нефтепродуктами, газирование скважин с угрозой возгорания, подтопление, ухудшение гидрохимических характеристик подземных вод, предотвращение загрязнения основных эксплуатационных водоносных горизонтов в результате ликвидации и консервации неэксплуатируемых скважин на воду и углеводороды.

3. Обеспечение охраны подземных вод основных эксплуатационных водоносных горизонтов, являющихся источником централизованного водоснабжения, от загрязнения и истощения путем ликвидации выполнивших свое назначение (заброшенных) гидрогеологических скважин, пробуренных на территории Республики Крым, предотвращение подтопления.

В таблице 5. отражены источники финансирования Подпрограммы 2.

32

Таблица 5. Источники финансирования Подпрограммы 2 «Развитие и рациональное использование минерально-сырьевого комплекса Республики Крым», тыс. руб.*

Источники 2018 2019 2020 2021 2022 Всего

Федеральный бюджет в % к итогу 4900,0 7,4 8546,6 13,7 6845,0 11,5 — — 20291,6 8,9

Бюджет Республики Крым в % к итогу 61069,8 92,6 54000,0 86,3 52489,0 88,5 24000 100,0 15000 100,0 206558,8 91,1

Всего 65969,8 62546,6 59334,0 24000 15000 226850,4

В % к итогу за 5 лет 29,1 27,6 26,2 10,6 6,5 100,0

* Составлено на основе [1]

По данным таблицы 5 на выполнение мероприятий подпрограммы 2 предусматривается 226850,4 тыс. руб. вложений или 2,8 % от общего объема финансирования Государственной программы. Максимальные объемы финансирования предусмотрены на 2018-2020 гг. Так, в 2018 г. направлено 29,1 %, в 2019 г. — 27,6 %, в 2020 г. — 26,2 % общего объема финансирования подпрограммы. Основным источником финансирования в пределах 86,3-100,0 % являются средства бюджета Республики Крым, что в сумме составляют 206558,8 тыс. руб. основные вложения предусмотрены в 2018-2020 г. (61069,8 тыс. руб. — 52489,30 тыс. руб.).

Средства Федерального бюджета находятся в интервале 7,4-13,7 %, что в сумме составляют 20291,6 тыс. руб. Они были вложены в подпрограмму 2 в 2018-2020 гг. и составили в 2018 г. — 4900 тыс. руб.; в 2019 г. — 8546,6 тыс. руб.; и в 2020 г. — 6845 тыс. руб. В 2021-2022 гг. финансирование из средств Федерального бюджета не предусмотрено.

Подпрограмма 3. «Сохранение природной среды и биологического разнообразия Республики Крым». Из-за недостаточной общей площади ООПТ (по состоянию на 01.01.2017 — менее 8,4 % общей площади Республики Крым) существующая система особо охраняемых природных территорий не способна обеспечить сохранение биоразнообразия и ненарушенных природных комплексов. Необходимо довести долю земель, на которых расположены ООПТ, минимум до 15 % от общей площади Республики Крым.

Цель подпрограммы состоит в предотвращении сокращения биологического разнообразия Республики Крым.

Ожидаемые результаты подпрограммы.

1. Предотвращение загрязнения прибрежной акватории Азовского и Черного морей, нарушения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в результате определения границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы Азовского и Черного морей на территории Республики Крым.

2. Создание охранных зон особо охраняемых природных территорий Республики Крым и установление их границ, увеличение их площади.

В таблице 6 отражены источники финансирования Подпрограммы 3.

Финансированием Подпрограммы 3 «Сохранение природной среды и биологического разнообразия Республики Крым» предусмотрено 119579,174 тыс. руб. инвестиций, в том числе за счет

Таблица 6 Источники финансирования Подпрограммы 3 «Сохранение природной среды и биологического разнообразия Республики Крым», тыс. руб. *

Источники 2018 2019 2020 2021 2022 Всего

Федеральный бюджет 10950,8 12085,6 24678,1 24759,0 25030,8 97504,3

в % к итогу 46,7 76,9 89,9 91,3 96,8 81,5

Бюджет Республики 12474,97 3627,788 2786,916 2345,2 840,0 22074,874

Крым в % к итогу 53,3 23,1 10,1 8,7 3,2 18,5

Всего 23425,77 15713,388 27465,016 27104,2 25870,8 119579,174

В % к итогу за 5 лет 19,6 13,1 23,0 22,7 21,6 100,0

* Составлено на основе [1] 33

средств Федерального бюджета будет получено за период 2018-2022 гг. от 46,7 % в 2018 г. до 81,5 % в 2022 г. средств.

Следует отметить, что финансирование за счет средств из Федерального бюджета увеличивается с каждым годом. Так, если в 2018 г. было предусмотрено финансирование в 10950,8 тыс. руб., 12085,6 тыс. руб. в 2019 г., в 2020 г. — 24678,1 тыс. руб., в 2021 г. — 24759 тыс. руб., то в 2022 г. — 25030,8 тыс. руб. или 96,8 % общего поступления средств.

Средства из бюджета Республики Крым составят 53,3 % в 2018 г. до 3,2 % в 2022 г. общего финансирования подпрограммы. Так, если в 2018 г. было направлено на выполнение подпрограммы 12 474,97 тыс. руб., то в последующие годы финансирование уменьшается: в 2019 г. было направлено 3627,788 тыс. руб., в 2020 г. — 2786,916 тыс. руб., в 2021 г. — 2345,2 тыс. руб. и в 2022 г. 840 тыс. руб.

Таким образом, основная часть финансирования подпрограммы 3 предусмотрена в 2020-2022 гг. Так, в 2020 г. выделено 23 %, в 2021 г. — 22,7 % и в 2022 г. — 21,6 %. общего финансирования подпрограммы, что в сумме составляет 27465,016 тыс. руб. — 25870,8 тыс. руб.

Подпрограмма 4. «Мониторинг окружающей среды Республики Крым». Устаревшее оборудование, которое используется субъектами региональной системы мониторинга, не позволяет эффективно определять весь спектр загрязняющих веществ и их концентрации.

Цель подпрограммы состоит в обеспечении потребностей органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления и населения в информации о состоянии окружающей среды и ее компонентов.

Ожидаемые результаты подпрограммы.

1. Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха на объектах ГУП РК «Черноморнефтегаз».

2. Осуществление производственного экологического контроля за состоянием окружающей среды в зоне влияния ООО «Титановые инвестиции».

3. Оснащение стационарных источников выбросов ПАО «Крымский содовый завод» системой автоматического контроля.

4. Обеспечение функционирования наблюдательной сети Республики Крым за состоянием атмосферного воздуха.

5. Государственный мониторинг состояния недр территории Республики Крым (в том числе мониторинг опасных эндогенных геологических процессов),

6. Создание постоянно действующей геодинамической модели Армянско-Красноперекопского участка.

7. Мониторинг подземных вод по участкам недр местного значения на территории Республики Крым. В таблице 7 отражены источники финансирования Подпрограммы 4.

Таблица 7. Источники финансирования Подпрограммы 4 «Мониторинг окружающей среды Республики Крым», тыс. руб.*

Источники 2018 2019 2020 2021 2022 Всего

Федеральный бюджет в % к итогу 11919,1 54,1 11662,8 26,3 13265,0 46,9 20629,5 36,7 21288,7 37,4 78765,1 37,9

Бюджет Республики Крым в % к итогу 8600,0 39,1 8600,0 19,4 10998,5 38,9 17438,0 31,1 11592,0 20,3 57228,5 27,6

Внебюджетные средства в % к итогу 1500,0 6,8 24000,0 54,3 4000,0 14,2 18089,79 32,2 24091,9 42,3 71681,69 34,5

Всего 22019,1 44262,8 28263,5 56157,29 56972,6 207675,29

В % к итогу за 5 лет 10,6 21,3 13,6 27,0 27,5 100,0

* Составлено на основе [1]

Финансированием подпрограммы 4 предусмотрено выделение средств в объеме 207 675,29 тыс. руб., в т. ч. 78765,1 тыс. руб. или 37,9 % из Федерального бюджета, 57228,5 тыс. руб. или 27,6 % — бюджета Республики Крым и внебюджетных средств — 71681,69 тыс. руб. или 34,5 %. Наибольший объем финансирования предусмотрен в 2019 г. — 21,3 % в объеме 44262,8 тыс. руб., в 2021 г. — 27 % в сумме 56157,29 тыс. руб. и в 2022 г. — 27,5 % общего объема финансирования в сумме 56972,6 тыс. руб.

34

Таким образом, в источниках финансирования данной подпрограммы преобладают средства из Федерального бюджета.

Подпрограмма 5. Экологическое образование и воспитание населения Республики Крым. Низкий уровень экологического образования и воспитания населения не позволяет реально оценить важность сохранения окружающей среды. Потребительское отношение к природе и ее богатствам в большинстве случаев приводит к тому, что приходится устранять последствия негативного воздействия человека на природу, а не предупреждать их. В соответствии с данной проблемой в Республике Крым определена данная подпрограмма. Ее цель состоит в повышении уровня экологического образования и воспитания населения, в т. ч. подрастающего.

Ожидаемые результаты подпрограммы:

1. Организация и проведение различных экологических акций и фестивалей (воспитание бережного отношения к природе,

2. Развитие общественной активности и повышение экологической культуры населения;

3. Воспитание у подростков гражданской ответственности за сохранение природы родного края, популяризация экологического движения среди подрастающего поколения), организация волонтерской школы, в т. ч. в рамках государственного задания.

В таблице 8 отражены источники финансирования Подпрограммы 5.

Таблица & Источники финансирования Подпрограммы 5 «Экологическое образование и воспитание населения Республики Крым», тыс. руб.*

Источники 2018 2019 2020 2021 2022 Всего

Бюджет Республики 811,78 496,0 10636,0 940,0 940,0 13823,78

Крым

в % к итогу 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0

Всего 811,78 496,0 10636,0 940,0 940,0 13823,78

В % к итогу за 5 лет 5,9 3,6 76,9 6,8 6,8 100,0

* Составлено на основе [1]

На подпрограмму 5 «Экологическое образование и воспитание населения Республики Крым» финансированием предусмотрено 13823,78 тыс. руб. средств, в том числе на 100 % за счет бюджета Республик Крым. В 2018 г. было направлено на выполнение подпрограммы 811,78 тыс. руб. или 5,9 % общего финансирования; в 2019 г. — 496,0 тыс. руб. или 3,6 %; в 2020 г. — 10636 тыс. руб. или 76,9 %, в 2021 г. и 2022 г. по 940 тыс. руб. или 6,8 % общего финансирования подпрограммы.

В Государственную программу Республики Крым «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым» с 2021 г. введена дополнительная подпрограмма 6 «Рекультивация брошенных карьеров». Ее целью является сокращение площади нарушенных земель.

Подпрограмма 6 реализуется со второго этапа: 2021-2023 гг. Для реализации мероприятий подпрограммы 6 требуется 73500 тыс. руб. из бюджета Республики Крым (2021 г. — 4500 тыс. руб., 2022 г. — 24500 тыс. руб., 2023 г. — 44500 тыс. руб.).

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы 6:

1. Разработка проектной документации и рекультивация нарушенных земель, находящихся в собственности Республики.

В ходе выполнения Госпрограммы «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым» на 2018-2022 гг., важное значение имеет целевое использование средств и их эффективное использование. Эффективность Госпрограммы оценивается в зависимости от значений оценки степени реализации Госпрограммы и оценки эффективности реализации входящих в нее подпрограмм. Согласно утвержденной Методики оценки эффективности — эффективность реализации Госпрограммы признается:

• высокой, в случае если значение оценки эффективности реализации Госпрограммы составляет не менее 0,90;

• средней, в случае если значение оценки эффективности реализации Госпрограммы составляет не менее 0,75;

35

• удовлетворительной, в случае если значение оценки эффективности реализации Госпрограммы составляет не менее 0,60;

• в остальных случаях эффективность реализации государственной программы признается неудовлетворительной [3].

В таблице 9 отражены показатели, определяющие уровень эффективности реализации Государственной Программы за 2018-2019 гг.

Таблица9. Оценка эффективности реализации Государственной Программы «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым» за 20182019 гг. *

Показатели 2018 г. 2019 г.

1 2 3

1. Стегень реализации мероприятий подпрограммы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1-й подпрограммы 0,58 0,67

2-й подпрограммы 0,75 0,83

3-й подпрограммы 0,8 0,83

4-й подпрограммы 0,7 0,8

5-й подпрограммы 0,75 1,0

6-го мероприятия, не вошедшие в подпрограммы 1,0 1,0

2. Стегень соответствия з апланированному уровню затрат

1-й подпрограммы 0,12 0,13

2-й подпрограммы 0,81 0,89

3-й подпрограммы 0,59 0,57

4-й подпрограммы 0,80 0,82

5-й подпрограммы 1,0 1,0

6-го мероприятия, не вошедшие в подпрограммы 1.0 1.0

3. Оценка эффективности использования средств бюджета:

1-й подпрограммы 5,02 5,15

2-й подпрограммы 0,90 0,93

3-й подпрограммы 1,25 1,46

4-й подпрограммы 0,95 0,98

5-й подпрограммы 1,0 1,0

6-го мероприятия, не вошедшие в подпрограммы 1,0 1,0

4.1. Степень достижения планового значения показателя

(иццикатора)

1-й подпрограммы 1,0 1,0

2-й подпрограммы 1,68 1,83

3-й подпрограммы 0,9 и

4-й подпрограммы 1,0 1,0

5-й подпрограммы 4,01 4,28

6-го мероприятия, не вошедшие в подпрограммы 1,0 1,0

4.2. Степень реализации подпрограммы:

1-й подпрограммы 0,62 0,64

2-й подпрограммы 1,01 1,03

3-й подпрограммы 1,42 1,56

4-й подпрограммы 0,5 0,6

5-й подпрограммы 2,2 2,38

6-го мероприятия, не вошедшие в подпрограммы 4.1 4.38

5. Оценка эффективности реализации подпрограммы: 3,11 3,3

1-й подпрограммы

2-й подпрограммы 0,91 0,96

3-й подпрограммы 1,35 2,2

4-й подпрограммы 0,48 0,59

5-й подпрограммы 2,2 2,38

6-го мероприятия, не вошедшие в подпрограммы 4Д 4,28

36

Продолжение таблицы 9

1 2 3

6. Оценка эффективности реализации Госпрограммы (3,11+ 0,91 + 1,35 + 0,48 + 2,2 + 4,1) / 6 = 2,03 (3,3 + 0,96 + 2,2 + 0,59 + 2,38 + 4,28) / 6 = 2,29

* Составлено автором

Рассчитанные показатели эффективности реализации Госпрограммы за 2018-2019 гг. позволили сделать вывод, что Госпрограмма «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым» реализуется с высоким уровнем эффективности (2,03 в 2018 г. и 2,29 в 2019 г.). Однако, много еще надо вложить в реализацию природоохранных мероприятий, чтобы обеспечить состояние экологии на территории Республики Крым в соответствии с установленными нормативами.

ВЫВОДЫ

В результате проведенного исследования были раскрыты основные экологические проблемы территории Республики Крым. В 2019 году объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников по региону увеличился на 11,5 %, отходов производства и потребления на 18,8 %. Основная доля образующихся в Республике отходов приходится на отходы ГУ-У классов опасности. Вместе с тем, несмотря на достаточно низкую долю отходов 1 - 3 классов, их объемы увеличиваются, что оказывает отрицательное влияние на состояние экологии. Наиболее крупными загрязнителями окружающей среды на территории Республики Крым являются Армянский филиал ООО «Титановые инвестиции», ПАО «Крымский содовый завод», ПАО «Бром».

Для решения экологических проблем, Постановлением Совета министров Республики Крым от 22.11.2017 N 619 утверждена Государственная программа Республики Крым «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым». Ее целью является формирование устойчивой экологической среды в Республике Крым для обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона. Госпрограмма включает пять подпрограмм. С 2021 г. включена дополнительная подпрограмма 6 «Рекультивация брошенных карьеров».

На реализацию Программы на период 2018 - 2022 гг. предусмотрено 8176593,329 тыс. руб., в т. ч. 32,1 % — финансирование из Федерального бюджета, 55,4 % — из бюджета Республики Крым и 12,5 % — внебюджетные средства. На реализацию подпрограмм № 1, 2, 5 и 6 предусмотрено основное финансирование из бюджета Республики Крым.

Показатели эффективности реализации Госпрограммы за 2018 - 2019 гг. свидетельствуют, что программа реализуется с высоким уровнем эффективности.

Однако, дальнейшее развитие предприятий Республики Крым без модернизации производств и внедрения технологий по сокращению объемов образования отходов, переработки ранее накопленных отходов приведет к усилению техногенной нагрузки на окружающую среду.

Для восстановления экологии Крыма требуется: полная реконструкция и реорганизация предприятий на экологически чистое производство; налаживание очистных сооружений для устранения оставшихся отходов; постройка новых охранных лесов вокруг особо загрязненных городов, которые постоянно будут возобновляться каждый год; налаживания работы экологических центров по наблюдению за обстановкой в Крыму.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственная программа Республики Крым «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым», Постановление Совета министров Республики Крым от 22.11.2017 N° 619, в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 27.02.2020 N° 103) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: meco.rk.gov.ru/ru/structure/ (дата обращения: 20.01.2021).

2. Годовой отчет о ходе реализации и об оценке эффективности Государственной программы Республики Крым «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: meco.rk.gov.ru/uploads/txteditor/meco/attachments//d4/1d/8c/ d98f00b204e9800998ecf8427e/phpwcDDaf_1.pdf /(дата обращения: 24.01.2021).

3. Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: meco.rk.gov.ru/ru/index (дата обращения: 20.01.2021).

37

4. Состояние природной среды [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.germes-ug.ru/novosti/ ekologicheskie-problemyi-kryima/ (дата обращения: 27.01.2021).

SPISOKLITERATURY

1. Gosudarstvennaya programma Respubliki Krym «Okhrana okruzhayushchey sredy i ratsional'nogo ispol'zovaniya prirodnykh resursov Respubliki Krym», Postanovleniye Soveta ministrov Respubliki Krym ot 22.11.2017 № 619, v redaktsii postanovleniya Soveta ministrov Respubliki Krym ot 27.02.2020 № 103) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: meco.rk.gov.ru/ru/structure/ (data obrashcheniya: 20.01.2021).

2. Godovoy otchet o khode realizatsii i ob otsenke effektivnosti Gosudarstvennoy programmy Respubliki Krym «Okhrana okruzhayushchey sredy i ratsional'nogo ispol'zovaniya prirodnykh resursov Respubliki Krym» [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: meco.rk.gov.ru/uploads/txteditor/meco/attachments/d4/1d/8c/d98f00b204e9800998ecf 8427e/phpwcDDaf_ 1 .pdf / (data obrashcheniya: 24.01.2021).

3. Ministerstvo ekologii i prirodnykh resursov Respubliki Krym: ofitsial'nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: meco.rk.gov.ru/ru/index (data obrashcheniya: 20.01.2021).

4. Sostoyaniye prirodnoy sredy [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.germes-ug.ru/novosti/ ekologicheskie-problemyi-kryima/ (data obrashcheniya: 27.01.2021).

Статья поступила в редакцию 14 февраля 2021 года Статья одобрена к печати 29 марта 2021 года

38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.