Научная статья на тему 'Финансирование организаций здравоохранения в Российской Федерации'

Финансирование организаций здравоохранения в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4932
425
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИИ / РЕСУРСЫ / ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчарев Олег Владимирович

В этой статье будет рассмотрено финансирование организаций здравоохранения в Российской Федерации. Процесс финансовой поддержки российской системы здравоохранения сочетает в себе оценку объемов и формирования источников необходимых финансовых ресурсов, выбор методов и организацию затрат на финансирование, стимулирование их эффективности, контроль за своевременностью и законностью операций на всех этапах денежного потока. Существует острая проблема эффективного распределения ресурсов, используемых для повышения доступности и качества медицинской помощи. Его решение требует совершенствования методов управления, методов сравнительной оценки возможных вариантов распределения имеющихся ресурсов и обоснования выбора лучшего из них, в котором учитываются экономические, технологические, социальные, политические и другие факторы, требующие решения исследовательских задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансирование организаций здравоохранения в Российской Федерации»

ФИНАНСИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Овчарев О.В.

Овчарев Олег Владимирович - магистрант (в области финансового менеджмента), экономический факультет, Ухтинский государственный технический университет, г. Ухта

Аннотация: в этой статье будет рассмотрено финансирование организаций здравоохранения в Российской Федерации. Процесс финансовой поддержки российской системы здравоохранения сочетает в себе оценку объемов и формирования источников необходимых финансовых ресурсов, выбор методов и организацию затрат на финансирование, стимулирование их эффективности, контроль за своевременностью и законностью операций на всех этапах денежного потока. Существует острая проблема эффективного распределения ресурсов, используемых для повышения доступности и качества медицинской помощи. Его решение требует совершенствования методов управления, методов сравнительной оценки возможных вариантов распределения имеющихся ресурсов и обоснования выбора лучшего из них, в котором учитываются экономические, технологические, социальные, политические и другие факторы, требующие решения исследовательских задач.

Ключевые слова: финансирование, здравоохранение, организации, ресурсы, организации здравоохранения.

Здравоохранение - это необычайно ресурсоемкая отрасль, полагающая множество, финансовых, материальных, трудовых и прочих ресурсов.

Финансовые ресурсы учреждений здравоохранения - это совокупность денежных средств, находящихся в оперативном управлении данного учреждения. Они являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования. Для финансирования учреждений здравоохранения используются следующие источники: бюджет (федеральный и территориальный); фонды обязательного медицинского страхования; денежные средства, полученные от выполнения работ (услуг), проведения мероприятий на платной основе; доходы от предпринимательской и иных видов деятельности; добровольные взносы; другие денежные поступления.

К сожалению, в настоящее время наблюдается большой разброс в подходах к использованию средств медицинских учреждений - от жесткого ограничения до расточительства и злоупотреблений.

Финансовые ресурсы бюджетных учреждений - это совокупность денежных средств, находящихся в оперативном управлении бюджетных учреждений. Они являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования.

В настоящее время для финансирования учреждений здравоохранения используются следующие источники:

- Бюджетные средства, выделяемые учреждениям здравоохранения на основе установленных нормативов.

Нормативы бюджетного финансирования выполняют роль цены (тарифа) на те работы (услуги), которые предоставляются государством потребителю.

- Ресурсы фондов обязательного медицинского страхования (ОМС), фондов медицинских страховых организаций.

- Денежные средства государственных, частных и общественных организаций, граждан, полученные от выполнения работ (услуг), проведения мероприятий на платной основе в соответствии с заключением с юридическими лицами договоров и заказам населения. Например, сюда можно отнести поступление денежных

средств за предоставление сверхнормативных услуг в области медицинского обслуживания граждан.

- Доходы от предпринимательской и иных видов деятельности (поступления от продажи изделий собственного производства (например, лекарственных средств, медицинских препаратов и т.п.), выручка от сдачи в аренду основных фондов и имущества учреждения здравоохранения; приобретение ценных бумаг и получение дивидендов по ним и т.п.).

Услуги, относимые к предпринимательской деятельности учреждений здравоохранения, определяются законодательными актами Российской Федерации в области здравоохранения, например, Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

- Добровольные взносы и безвозмездно переданные учреждению здравоохранения материальные ценности, поступающие от государственных предприятий и общественных организаций, благотворительных и иных общественных фондов, отдельных граждан (включая средства опекунов) и т.п.

- Другие денежные поступления (кредиты, лизинговые операции, выпуск ценных бумаг и т.п.).

Основными источниками поступления финансовых ресурсов в учреждения здравоохранения являются средства обязательного медицинского страхования (ОМС) и средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Рассмотрим их более подробно.

Самым масштабным изменением системы здравоохранения новейшего периода стало изменение принципов и структуры финансирования оказания медицинской помощи и перераспределение финансовых потоков. С точки зрения экономики и социального обеспечения российская система здравоохранения перестала быть полностью государственной и приобрела черты страховой медицины.

При страховом принципе финансирования средства на здравоохранение формируются за счёт обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и организационно-правовых форм, а также взносов предпринимателей без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей) [6, 41 с.].

В РФ основным нормативным актом, регулирующим медицинское страхование, является Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», принятый 28 июня 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями), который провозглашает, что медицинское страхование - это форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, целями которой являются гарантия гражданам при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счёт накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах - обязательном и добровольном [1, 43 с.].

Обязательное медицинское страхование является частью государственного социального страхования (в которое включено также пенсионное обеспечение (за счёт средств, аккумулируемых Пенсионным Фондом РФ), социальное страхование (из средств, поступающих в Фонд социального страхования РФ), социальное обеспечение из средств Государственного фонда занятости населения РФ. Обязательное медицинское страхование обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет соответствующих средств.

Наряду с обязательным медицинским страхованием, в российской системе здравоохранения существует альтернатива - добровольное медицинское страхование.

ДМС (добровольное медицинское страхование) - это вид страхования, при котором страховщик за определенную плату (страховой взнос) организовывает страхователю оказание медицинских услуг в выбранных клиниках при наступлении страхового случая -бесплатно и оперативно. Согласно условиям договора и выбранной программы при

57

наступлении страхового случая (необходимости обращения в лечебное учреждение) застрахованное лицо имеет право получить помощь в пределах страховой суммы либо получить эту сумму на свой счет и использовать ее на устранение последствий страхового случая. После подписания договора со страховой компанией, застрахованному лицу выдается полис ДМС. Он позволяет получать:

• лечение (в стационаре или амбулаторно);

• диагностику, обследования, результаты анализов;

• консультации узких специалистов; скорую помощь;

• стоматологические процедуры(если они включены в полис);

• дополнительные услуги (приобретение лекарств, профилактические, реабилитационные мероприятия).

Стоимость полиса ДМС рассчитывается индивидуально и зависит личных данных и медицинских показаний застрахованного,а также от выбранной страховой программы. Страхование может быть индивидуальными и коллективными, в зависимости от набора услуг различают базовую, расширенную, полную страховку и специальные предложения.

Преимущества тут те же, что и у платного лечения перед бесплатным:

1. Обслуживание в частных клиниках с более высоким уровнем комфорта и технического оснащения.

2. Отсутствие очередей.

3. Качественный сервис. Сюда входит и вежливое обращение персонала, и такие мелочи, как бесплатные бахилы и другие одноразовые расходные материалы.

Кроме того, пациент платит за полис ДМС один раз, а потом уже страховая возмещает расходы медицинскому учреждению. Такой подход сокращает количество лишних обследований и назначений, которые иногда делают врачи в платных центрах: страховая просто не одобрит проведение манипуляций, не входящих в стандарт лечения.

ДМС в России появилось в 1991 году после принятия закона «О медицинском страховании граждан в РСФСР». Модель добровольного страхования 1991-1993 годов отличалась низкой эффективностью. Так, лицо застрахованное по договору ДМС прикреплялось к определенной медицинской организации, и при наступлении страхового случая выплаты зачастую оказывались ниже страховых взносов. Средства, которые оставались после этого, возвращались. Такая модель была выгодна для работодателей, скрывающих зарплаты сотрудников от налоговых структур.

В 1993-1994 годах меняется отношение к страхованию, повышаются требования к страховщикам. Появляются новые виды программ ДМС. Страховые компенсации уже превышают первоначальные страховые взносы.

С 1995 года система ДМС претерпела существенные изменения. Во-первых, было запрещено возвращать неизрасходованные денежные средства (хотя есть депозитный договор ДМС, который позволяет переносить средства в следующий страховой период). Это не позволяло работодателям уклоняться от уплаты налогов. Во-вторых, ужесточилось законодательство по отношению к страховщикам, в рамках ДМС организации стали предлагать большое количество программ и различные перечни услуг, появился личный подход к клиенту. [2, 43 с.].

В настоящее время частично сохраняется порядок планирования расходов на здравоохранение, действовавший до появления системы медицинского страхования, т.е. финансирование учреждений здравоохранения производится на основе сметного принципа: каждому учреждению утверждается смета расходов, производимых за счет выделяемых средств. Финансовые средства планируются и выделяются учреждениям по статьям экономической классификации бюджетных расходов.

Согласно установленному порядку, составление индивидуальной сметы медицинского учреждения осуществляется исходя из нормативов расходов в расчете на единицу объема выполненных работ и показателей объема работы каждого подразделения:

среднегодового количества коек, количества койко-дней, среднегодового числа должностей медицинского и административно-хозяйственного персонала, количества поликлинических посещений и т.д. Например, по амбулаторно-поликлинической помощи расходы планировались по числу врачебных посещений в поликлинике (примерно 12 посещений в год), а по стационарной помощи - по среднегодовому количеству коек.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

2. Данилов Е.Н. и др. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях: Учебное пособие. Минск: Книжный дом; Экоперспектива, 2005. 336 с.

УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА УСЛУГ ПРИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОМ ПАРТНЕРСТВЕ Чичкан А.В.

Чичкан Артур Валерьевич - студент, факультет технологического менеджмента и инноваций, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптик (Университет ИТМО), г. Санкт-Петербург

Введение

В Российской Федерации границы и состав государственного (общественного) сектора определяются Классификатором институциональных единиц по секторам экономики (КИЕС), в основе которого лежит функционально-управленческий принцип разграничений секторов. Согласно КИЕС, государственный (общественный) сектор образуют сектор государственного управления (включающий органы власти разных уровней и подведомственные им учреждения) и государственные и муниципальные институциональные единицы, входящие в секторы нефинансовых и финансовых корпораций. Поэтому в отечественной и зарубежной литературе используется термин «общественный сектор» (англ. public sector). Иногда в госсектор включаются также государственные финансы (бюджетные средства, характеризующие текущий финансовый потенциал), но следует учесть, что они могут расходоваться на нужды общественного и частного секторов.

Если не придавать значимости проблеме трактовки госсектора как экономической категории, то вследствие этого могут возникать существенные ошибки в нормативно-правовом обеспечении процесса функционирования госсектора и сбора достоверной статистической информации для анализа, формирование неверных концепций управления госсектором, государственной собственностью и всей национальной экономикой.

В данной работе рассматриваются особенности формирования и развития общественного (государственного) сектора сферы услуг.

Влияние государства в развитии сферы должно иметь определенные пределы, так как при недостаточной мере такого воздействия происходит ущемление уязвимых слоёв населения, преграждая им доступ к жизненно важным видам услуг.

В мировой и отечественной экономической науке социальная сфера находится в центре внимания широкого круга специалистов. Теоретические основы таких исследований представляет изучение общественных благ в рыночной экономике в трудах П. Самуэльсона, Дж. Стиглица, Л.И. Якобсона. Усиление роли социальных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.