Научная статья на тему 'Финансирование образовательных учреждений: зарубежный опыт'

Финансирование образовательных учреждений: зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
598
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ / FINANCING / GOVERNMENT EXPENDITURE / EDUCATION / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чавыкина М.А.

Статья посвящена проблеме финансирования образовательных учреждений в европейских странах. Рассматриваются государственные расходы на образование, особенности финансирования, а также взаимосвязь между расходами на образование и качеством образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financing of educational institutions: foreign experience

The article deals with the problem financing of educational institutions in European countries. Government expenditure on education, especially financial, as well as the relationship between the expenditure of education and the quality of education are considered.

Текст научной работы на тему «Финансирование образовательных учреждений: зарубежный опыт»

New university

Economics & Law 2015. № 12 (58)

ISSN 2221-7347

УДК 338

М.А. Чавыкина

ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Статья посвящена проблеме финансирования образовательных учреждений в европейских странах. Рассматриваются государственные расходы на образование, особенности финансирования, а также взаимосвязь между расходами на образование и качеством образования.

Ключевые слова: финансирование, государственные расходы, образование, менеджмент.

В современном мире образование, неразрывное связанное с наукой, становится мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности национальных экономик. Таким образом, большое внимание уделяется вопросам финансирования образования. Финансирование образования - обеспечение образовательных учреждений необходимыми финансовыми ресурсами. Финансирование системы образования осуществляется на принципах плановости, целевой направленности, безвозвратности, экономии и др. Рассмотрим зарубежный опыт финансирования образовательных учреждений на примере европейских стран.

Финансирование образовательных учреждений в основном осуществляется за счет средств бюджетов различного уровня (в том числе и частных учреждений), несмотря на значительное повышение роли внебюджетных источников в последнее десятилетие. Каждая страна самостоятельно определяет объем финансирования образования. Несмотря на различия в уровнях развития экономики, страны выделяют значительные средства на образование. Основным индикатором, который характеризует уровень финансовой поддержки системы образования государством, является отношение государственных расходов на образование к ВВП страны. Мировая практика свидетельствует, что нормальное функционирование и развитие системы образования, позволяющее обеспечить общее (полное) образование для всех граждан, возможно, когда расходы на эти цели находятся на уровне 5-7% от ВВП с учетом, конкретных условий и традиций каждой страны [1]. В качестве примера рассмотрим значения этого показателя по ряду европейских стран

Самая низкая доля расходов на образование наблюдается в Лихтенштейне (2,1% от ВВП

[2]) (рис. 1). Самый высокий показатель расходов присущ Молдове (9,1% от ВВП). В остальных странах доля расходов на образование находится в пределах указанных значений. Для сравнения приведены данные по России (4,5% от ВВП). Это один из самых низких показателей по сравнению с европейскими странами. Если сопоставить расходы на образование с результатами мониторинга качества образования (PISA), который проводит Организация Экономического сотрудничества и Развития (OECD), то можно отметить, что между уровнем расходом на образование и качеством образования прямой зависимости не наблюдается. Лихтенштейн с самыми низкими расходами на образование входит в первые 15 стран в рейтинге [3], опережая европейские страны с более высоким уровнем расходов на образование (Германию, Данию, Нидерланды, Австрию, Францию, Швецию, Россию и др.). Страны с высоким уровнем расходов (Дания, Исландия, Норвегия) показывают результаты на уровне средних по ОЭСР и ниже.

© Чавыкина М.А., 2015.

DOI: 10.15350/2221-7347.2015.12

Чавыкина Мария Александровна - аспирант кафедры менеджмента, Российский университет дружбы народов, Россия.

79

Новый университет

Экономика и право 2015. № 12 (58)

ISSN 2221-7347

% 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

Частные расходы на средние образовательные учреждения, % от ВВП

Г осударственные расходы на средние образовательные учреждения, % от ВВП

Общие расходы на образование, % от ВВП

Рис. 1. Расходы европейских стран на средние образовательные учреждения, % от ВВП.

Источник: составлено автором по материалам: World Bank. 2013. World Development Indicators 2013 Washington, DC: World Bank. doi: 10.1596/978-0-8213-9824-1. License: Creative Commons Attribution CC BY 3.0, - 152 р., OECD (2014), Education at a Glance 2014: OECD Indicators,

OECD Publishing, - 2014. - P. 224

Расходы на образование включают в себя расходы на начальное, среднее и высшее образование. Средства, направляемые на финансирование среднего образования, составляют в среднем 2/3 от общего объема расходов на образование. Эти средства направляются на оплату труда сотрудников средних образовательных учреждений, оборудование, оплату коммунальных расходов, ремонт зданий и другие нужды учреждений. Учебные материалы (учебники, канцтовары и др.), культурно - развлекательные мероприятия в большинстве случаев оплачиваются отдельно. Во многих странах финансирование средних учреждений осуществляется с помощью частных средств, но доля частных расходов невелика. Наибольшая доля частных расходов наблюдается в Швейцарии (0,5% от ВВП).

В большинстве стран ОЭСР расходы на образование составляют более 5% ВВП, однако объемы выделяемых средств оцениваются как недостаточные [1]. Это обуславливает искать дополнительные источники финансирования, а так же формировать механизмы рационально использования выделенных средств.

Как и в России в европейских странах школы являются элементом местной инфраструктуры, поэтому основным источником финансирования являются средства бюджетов различных уровней. В странах ОЭСР наблюдается резкое различие в соотношение средств по уровню финансирования (рис. 2). Это зависит от образовательной политики и системы образования.

% 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

■ Средства местного уровня управления

■ Средства регионального уровня управления

■ Средства высшего уровня управления

Рис. 2. Финансирование образования в Европейских странах, %.

Источник: составлено автором по материалам: OECD (2014), Education at a Glance 2014: OECD Indicators, OECD Publishing, - 2014. - P. 255.

80

New university

Economics & Law 2015. № 12 (58)

ISSN 2221-7347

Для европейских стран характерен сильный государственный контроль над системой образования. Несмотря на тенденцию к финансовой независимости, переходу к автономности и кризисной ситуации в мировой экономике, финансирование образовательных учреждений в европейских странах осуществляется преимущественно за счет государственных средств.

Библиографический список:

[1] Финансирование образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: // ecsocman.hse.ru/

[2] World Bank. 2013.World Development Indicators 2013 Washington, DC: World Bank. doi: 10.1596/978-0-8213-9824-1. License: Creative Commons Attribution CC BY 3.0.

[3] Основные результаты международного исследования PISA [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: // www.rtc-edu.ru/sites/default/files/files/news/PISA%202012_results.pdf

***

UDC 338

M.A. Chavykina

FINANCING OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS: FOREIGN EXPERIENCE

The article deals with the problem financing of educational institutions in European countries. Government expenditure on education, especially financial, as well as the relationship between the expenditure of education and the quality of education are considered.

Keywords: financing, government expenditure, education, management.

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.