Научная статья на тему 'ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУКИ В РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУКИ В РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансирование / наука / научно-технологическое развитие / округа / внутренние затраты на исследования / гранты / заработная плата ученых / financing / science / scientific and technological development / districts / internal research costs / grants / salaries of scientists

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бронникова Евгения Михайловна, Рудницкая Анастасия Павловна, Багдасарова Диана Георгиевна, Илиева Светлана Юрьевна, Комаров Николай Михайлович

В статье проанализированы показатели финансирования науки как в целом по Российской Федерации (далее — России), так и по округам с целью выявления ситуации в региональном разрезе, в том числе дана оценка внутренних затрат на научные исследования, разработки и расходов на гражданскую науку из средств федерального бюджета за 2010–2022 г., расходов на гражданскую науку из средств федерального бюджета по видам исследований за 2010–2022 гг., приведена структура внутренних текущих затрат на научные исследования и разработки России в 2022 г., даны темпы финансирования исследований и разработок по видам работ в разрезе округов в 2022 г. по отношению к 2018 г., рассмотрено финансирование грантов фондов поддержки исследований и разработок в России, представлен размер средней заработной платы научных сотрудников в 2022 г. в разрезе федеральных округов России. В результате проведенного исследования выявлено, что Центральный федеральный округ является центром притяжения науки, аккумулирует внутренние затраты на исследования и разработки, является получателем грантов фондов поддержки исследований и разработок. Однако, несмотря на приоритетное положение Центрального федерального округа, ведется всестороння поддержка и финансирование науки во всех регионах России. В целом в анализируемый период отмечается повышение показателей объема государственного финансирования науки, финансирования грантов, заметен значительный рост расходов на фундаментальные и прикладные исследования. Затраты на выполнение научных исследований и разработок демонстрируют положительную динамику, что связано с влиянием факторов внешней среды, однако их объем еще недостаточен, что тормозит развитие сферы науки в целом и снижает привлекательность области для молодых исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бронникова Евгения Михайловна, Рудницкая Анастасия Павловна, Багдасарова Диана Георгиевна, Илиева Светлана Юрьевна, Комаров Николай Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCINGSCIENCE IN RUSSIA:REGIONALASPECT

The article analyzes the indicators of science financing both in the Russian Federation as a whole and by districts in order to identify the situation in a regional context, including an assessment of internal costs for research and development, and expenses for civil science from the federal budget for 2010–2022 city, expenditures on civil science from the federal budget by type of research for 2010–2022, the structure of internal current costs for scientific research and development of the Russian Federation in 2022 is given, the rate of financing of research and development by type of work in the context of districts of the Russian Federation is given in 2022 in relation to 2018, the financing of grants from research and development support funds in the Russian Federation is considered, the average salary of scientific employees in 2022 is presented in the context of federal districts of the Russian Federation. As a result of the study, it was revealed that the Central Federal District is the center of gravity of science in the Russian Federation, accumulates internal costs for research and development, and is a recipient of grants from research and development support funds. However, despite the priority position of the Central Federal District, there is comprehensive support and funding for science in all regions of the Russian Federation. In general, during the analyzed period there was an increase in the volume of government funding for science and grant funding, and a significant increase in spending on fundamental and applied research was noticeable. The costs of scientific research and development have increased dynamically, which is associated with the influence of external environmental factors, but their volume is still insufficient, which slows down the development of the scientific field and reduces the attractiveness of the industry for young researchers.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУКИ В РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

УДК 338

Бронникова Евгения Михайловна,

кандидат экономических наук,

старший научный сотрудник центра оперативного мониторинга и оценки развития сферы науки и инноваций,

ФГБУ «Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере» (РИЭПП), г. Москва, Российская Федерация. Рудницкая Анастасия Павловна,

кандидат политических наук, доцент, заведующий центром оперативного мониторинга и оценки развития сферы науки и инноваций,

ФГБУ «Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере» (РИЭПП), г Москва, Российская Федерация. Багдасарова Диана Георгиевна, кандидат экономических наук,

младший научный сотрудник центра оперативного мониторинга и оценки развития сферы науки и инноваций,

ФГБУ «Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере» (РИЭПП), г. Москва, Российская Федерация. Илиева Светлана Юрьевна,

аналитик центра оперативного мониторинга и оценки развития сферы науки и инноваций, ФГБУ «Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере» (РИЭПП), г. Москва, Российская Федерация. Комаров Николай Михайлович,

аналитик центра оперативного мониторинга и оценки развития сферы науки и инноваций, ФГБУ «Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере» (РИЭПП), г. Москва, Российская Федерация.

Bronnikova Evgenia Mikhailovna,

Cand.Sci. (Economics),

Senior Researcher of the Center for Operational Monitoring and Evaluation of the Development of Science and Innovation,

Russian Research Institute of Economics, Politics and Law in the Scientific and Technical Sphere (REPP), Moscow, Russian Federation. Rudnitskaya Anastasia Pavlovna,

Cand.Sci. (Political Sciences), Associate Professor,

Head of the Center for Operational Monitoring and Evaluation of the Development of Science and Innovation,

Russian Research Institute of Economics, Politics and Law in the Scientific and Technical Sphere (REPP), Moscow, Russian Federation. Bagdasarova Diana Georgievna,

Cand.Sci. (Economics),

Junior Researcher of the Center for Operational Monitoring and Evaluation of the Development of Science and Innovation,,

Russian Research Institute of Economics, Politics and Law in the Scientific and Technical Sphere (RIEPP), Moscow, Russian Federation.

29

Ilieva Svetlana Yurievna,

Analyst of the Center for Operational Monitoring and Evaluation of the Development of Science and Innovation,

Russian Research Institute of Economics, Politics and Law in the Scientific and Technical Sphere (RIEPP),

Moscow, Russian Federation.

Komarov Nikolay Mikhailovich,

Analyst of the Center for Operational Monitoring and Evaluation of the Development of Science and Innovation,

Russian Research Institute of Economics, Politics and Law in the Scientific and Technical Sphere (RIEPP),

Moscow, Russian Federation.

ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУКИ В РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ FINANCING SCIENCE IN RUSSIA: REGIONALASPECT

В статье проанализированы показатели финансирования науки как в целом по Российской Федерации (далее—России), так и по округам с целью выявления ситуации в региональном разрезе, в том числе дана оценка внутренних затрат на научные исследования, разработки и расходов на гражданскую науку из средств федерального бюджета за 2010-2022 г., расходов на гражданскую науку из средств федерального бюджета по видам исследований за 2010-2022 гг., приведена структура внутренних текущих затрат на научные исследования и разработки России в 2022 г., даны темпы финансирования исследований и разработок по видам работ в разрезе округов в 2022 г. по отношению к 2018 г, рассмотрено финансирование грантов фондов поддержки исследований и разработок в России, представлен размер средней заработной платы научных сотрудников в 2022 г. в разрезе федеральных округов России. В результате проведенного исследования выявлено, что Центральный федеральный округ является центром притяжения науки, аккумулирует внутренние затраты на исследования и разработки, является получателем грантов фондов поддержки исследований и разработок. Однако, несмотря на приоритетное положение Центрального федерального округа, ведется всестороння поддержка и финансирование науки во всех регионах России. В целом в анализируемый период отмечается повышение показателей объема государственного финансирования науки, финансирования грантов, заметен значительный рост расходов на фундаментальные и прикладные исследования. Затраты на выполнение научных исследований и разработок демонстрируют положительную динамику, что связано с влиянием факторов внешней среды, однако их объем еще недостаточен, что тормозит развитие сферы науки в целом и снижает привлекательность области для молодых исследователей.

Ключевые слова: финансирование, наука, научно-технологическое развитие, округа, внутренние затраты на исследования, гранты, заработная плата ученых.

The article analyzes the indicators of science financing both in the Russian Federation as a whole and by districts in order to identify the situation in a regional context, including an assessment of internal costs for research and development, and expenses for civil science from the federal budget for 2010-2022 city, expenditures on civil science from the federal budget by type of research for 2010-2022, the structure of internal current costs for scientific research and development of the Russian Federation in 2022 is given, the rate of financing of research and development by type of work in the context of districts of the Russian Federation is given in 2022 in relation to 2018, the financing of grants from research and development support funds in the Russian Federation is considered, the average salary of scientific employees in 2022 is presented in the context of federal districts of the Russian Federation. As a result of the study, it was revealed that the Central Federal District is the center of gravity of science in the Russian Federation, accumulates internal costs for research and development, and is a recipient of grants from research and development support funds. However, despite the priority position of the Central Federal District, there is comprehensive support and funding for science in all regions of the Russian Federation. In general, during the analyzed period there was an increase in the volume of government funding for science and grant funding, and a significant increase in spending on fundamental and applied research was noticeable. The costs of scientific research and development have increased dynamically, which is associated with the influence of external environmental factors, but their volume is still insufficient, which slows down the development of the scientific field and reduces the attractiveness of the industry for young researchers.

Keywords: financing, science, scientific and technological development, districts, internal research costs, grants, salaries of scientists.

ВВЕДЕНИЕ

Конкурентоспособность страны на мировой арене возможна при условии развитости сферы науки [22]. Исторически сложилось, что Российская Федерация (далее—Россия) является одной из крупнейших мировых держав, в том числе в научно-технологической сфере. Отечественная наука сосредоточена на решении задач социально-экономического развития России, обеспечении

30

ее безопасности, накоплении научных знаний, создании технологий. Качество жизни населения и экономический рост также связаны со сферой науки и инноваций [13]. Реализация приоритетов научно-технологического развития России, достижение технологического суверенитета невозможны без грамотного распределения ресурсов, в том числе финансовых в сферы исследований и разработок [15]. Планомерному развитию науки способствует эффективная система организации и финансирования научной сферы [1,18].

Нельзя не отметить происходящие в мире события, обуславливающие вектор научно-техноло-гическош развития России [9]. В частности, к основным факторам, влияющим на развитие современной науки, можно отнести беспрецедентное санкционное давление ввиду ведения СВО, которое спровоцировало, в свою очередь, резкое сокращение международного научно-технического сотрудничества. Также резко снизились темпы импортозамещения в научной и производственной сферах, началось сворачивание научных связей в области научно-технологического сотрудничества, совместных проектов, отключение от международных источников научно-технической информации и баз данных Web of Science и Scopus, ограничение возможности публикаций российских авторов в журналах, включенных в указанные международные системы. Произошло закрытие доступа к иностранному научному оборудованию, прекращение поставок оборудования, комплектующих, реактивов, программного обеспечения и литературы, свертывание программ подготовки научных кадров и обучения студентов за рубежом [2].

В ответ на новые вызовы в России активизировали работу по модернизации и развитию сферы науки и технологий, ведется перестраивание каналов коммуникации и направлений взаимовыгодного сотрудничества с дружественными нам странами в данной области. В частности, отмечается поступательное увеличение финансирования на гражданскую науку и научные исследования, заметен приток молодежи в научную сферу, рост числа молодых исследователей в научном секторе, применяется государственная поддержка отечественных ИТ-решений, выдаются гранты на поддержку научно-образовательных центров мирового уровня, ведется строительство крупнейших установок класса мегасайенс, происходит интеграция науки, образования и реального сектора экономики [19]. Отмечается тенденция к цифровизации научной среды, развитию государственно-частного партнерства в научной сфере. Наряду с утраченными контактами с зарубежными странами налаживается взаимодействие с иностранными партнерами, со странами Латинской Америки и Карибского бассейна, Африканского и Азиатско-Тихоокеанского регионов [7]. На государственном уровне проводится поддержка системообразующих предприятий, куда входят крупные высокотехнологичные компании, активизируются внутренние ресурсы технологических компаний по решению задач импортозамещения. Продолжается создание инновационной инфраструктуры в виде промышленных парков и технопарков, центров научно-технологической инициативы, центров коллективного пользования, уникальных научных установок и других направлений развития научной инфраструктуры.

Развитие науки в образовательных организациях высшего образования является одним из приоритетов государственной научно-технической политики [6], также отмечается важность проведения и поддержки междисциплинарных исследований [23]. Немаловажным является объявление в 2021 году Десятилетия науки и технологий, направленного на привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок, содействие вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества и страны, повышение доступности информации о достижениях и перспективах российской науки для граждан России [10]. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Цель статьи состоит в исследовании показателей финансирования науки как в целом по России, так и по федеральным округам с целью выявления ситуации в региональном разрезе. В соответствии с поставленной целью выделается ряд задач исследования:

• провести анализ внутренних затрат на научные исследования и разработки, и расходов на гражданскую науку из средств федерального бюджета за 2010-2022 г.;

• проанализировать расходы на гражданскую науку из средств федерального бюджета по видам исследований за 2010-2022 гг.;

31

• изучить структуру внутренних текущих затрат на научные исследования и разработки в России в 2022 г. ;

• привести темпы финансирования исследований и разработок по видам работ в разрезе округов России в 2022 г. по отношению к 2018 г.,

• рассмотреть финансирование грантов фондов под держки исследований и разработок;

• представить размер средней заработной платы научных сотрудников в 2022 г. в разрезе федеральных округов России и дать обобщенную оценку по субъектам.

МЕТОДЫ

Методологическую основу исследования составляет совокупность методов анализа, в том числе методы сравнительно-сопоставительного анализа, синтеза, системного анализа, а также графический метод. Метод сравнительно-сопоставительного анализа позволил выделить составные части и изучить отдельные составляющие финансирования науки в России. В основу метода положена процедура выделения отдельных свойств, отношений и установления их качественных различий. В сочетании с синтезом данный метод позволил систематизировать и структурировать данные о динамике финансирования науки, а также о региональных особенностях финансирования. Метод синтеза позволил объединить в единую структуру данные о финансировании науки в региональном разрезе и обобщить результаты исследования. Метод системного анализа позволил выявить основные закономерности в данных в региональном разрезе. Графический метод позволил представить изучаемые параметры в наглядной форме. РЕЗУЛЬТАТЫ

Вопросы научно-технологического развития России обретают все большую значимость как в текущей, так и в долгосрочной перспективе. Состояние материально-технической базы организаций, занятых исследованиями и разработками, прямо влияет на возможности выполнения заданий, результаты и их эффективность. В России исследования и разработки финансируются в основном из средств федерального бюджета [5]. Интересно рассмотреть внутренние затраты на научные исследования, разработки и расходы на гражданскую науку из средств федерального бюджета, приведенные на рисунке 1. Расходы на гражданскую науку из средств федерального бюджета по видам исследований приведены на рисунке 2.

Можно сказать, что, начиная с 2010 года, отмечается поступательное увеличение расходов и финансирования на гражданскую науку и научные исследования в нашей стране, что является положительным фактором в связи с глобальными вызовами внешней среды. Однако, в 2017 году зафиксировано снижение финансирования с последующим его поступательным ростом. Сфера исследований и разработок в России финансируется из средств федерального бюджета, общий объем в 2022 г. составил 631,7 млрд руб. С 2010 г. объем ассигнований в действующих ценах увеличился в 1,5 раза, однако при пересчете в постоянные цены без учета инфляции прирост отмечается на уровне 4,6 % в 2022 г. по сравнению с уровнем 2018 г., в сравнении с уровнем 2010 г. прирост составляет порядка 1,5%.

Более половины ассигнований на гражданскую науку расходуется на проведение прикладных исследований, направленных на развитие таких сфер как национальная экономика (42,8 %), здравоохранение (6,9 %), образование (5,7 %).

Финансирование фундаментальных исследований растет опережающими темпами с ростом в анализируемом периоде на уровне примерно 3 раз в действующих ценах. Если же рассматривать в постоянных ценах, то прирост зафиксирован на уровне 14,9 %. В целом доля расходов на фундаментальные исследования в общем объеме финансирования возросла с 34,6 % до 39,1 % соответственно.

Средства федерального бюджета на научные исследования распределяются путем реализации государственных программ России. В частности, наибольшие средства выделяются на Государственную программу «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (518,1 млрд руб., 82 % общего объема ассигнований в 2022 г.). Порядка 247,3 млрд руб., что составляет 47,7 % от общего объема финансирования государственной программы, направлено на поддержку фундаментальных исследований; 270,8 млрд руб. (52,3 %), распределяется на прикладную науку [21].

32

1600,0 1400,0 1200,0 1000,0 800,0

600,0 523,4 400,0 200,0 0,0

1,20

1,00

0,94

0,80

0,60

0,40

0,20

0,00

2010 2011 2012 2013 2014 2 015 2016 2017 2018 2019 202 0 2 02 1 2022 Внутренние затраты на нау чные исследования и разработки в фактически действовавших ценах, млдр. руб. Расходы на гр ажданску ю науку из средств федер ального бюджета, млр д. руб. О Внутренние затраты на научные исследования и разработки в процентах к валовому внутреннему продукту

Рис 1. Внутренние затраты на научные исследования, разработки и расходы на гражданскую науку из средств федерального бюджета (Составлено на основании [8, 17])

155,5

222,2

91,7

I

269,3 ■

I

315,:

I

315,7 319,2

I

519,2

I

I

313.1

I I I I I

112.2 121,6 120,2 105д 117,0

I I

297,5 260,9

I

270,9 |

149,6

I

296,7

I

I

346,4

I I

192 5 203,2 225^

II

401,4 384,4

I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

247,3

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

на фу ндаменгальные исследования на пр икладные нау чные исследования

Рис. 2. Расходы на гражданскую науку из средств федерального бюджета по видам исследований, млрд. руб. (Составлено на основании [8, 17])

Государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» реализует единую государственную научно-техническую политику и объединяет все расходы на научные исследования и разработки гражданского назначения для повышения управляемости и эффективности научной деятельности [11].

В 2023 г на прикладные и фундаментальные исследования выделяется 3,11 % федерального бюджета в размере порядка 705,9 млрд руб. в действующих ценах, что сопоставимо с данными 2013 г [21]. Отмечается, что ведется работа по пиритизации бюджета на науку под задачи экономики и потребности различных отраслей в условиях беспрецедентного санкционного давления [20].

33

6

2

На финансирование гражданской науки в 2024 г. панируется выделить 490 млрд руб., на 2025 г. закладывается 473 млрд руб., снижение объемов финансирования объясняется завершением строительства запланированных объектов и отсутствием новых проектов в плане на данный момент. Объем финансирования государственной программы «Научно-технологическое развитие» закладывается в объемах 1,1 трлн руб. ежегодно [3].

Необходимо учитывать региональную неравномерность ресурсной, финансовой и организационной составляющих. Вместе с тем данную неравномерность можно расценивать не как некое негативное явление, а с позиции наличия ядра научно-технологической сферы, которым в настоящее время является Центральный федеральный округ, имеющий набольшую долю финансирования в области научных исследований в сравнении с другими федеральными округами России. Вместе с тем критически низкой остается доля затрат на исследования и разработки на уровне 1-1,1 % валового внутреннего продукта. Российская экономика находится в сильной зависимости от импорта продукции микроэлектроники, биоинженерии, ряда других высокотехнологичных товаров и услуг [4].

Если рассматривать отдельные показатели финансирования науки, то в целом наблюдается поступательное снижение доли внутренних затрат на исследования и разработки ВРП с 2010 г Доля ВЗИР в ВРП в целом по России в 2021 г снизилась на 0,32 % по отношению к уровню 2010 г, если же рассматривать снижение по отношению к уровню 2020 г, отмечается снижение на 0,18 %, значение на уровне 1,07 (исторический минимум) зафиксировано в 2021 г (рис. 3).

1,39 1,40 1,39 1,43 1,39

2010 2 011 2012 2013 2014 2015 2 016 2 017 2018 2019 2020 2021

Рис. 3. Доля внутренних затрат на исследования и разработки ВРП, % (Составлено на основании [8, 17])

В отношении распределения ВЗИР в ВРП по округам наблюдается следующая картина. Наибольшая доля отмечается в Центральном федерльном округе (1,61 %), затем следует Приволжский (1,28 %) и Северо-Западный (1,04 %) федеральные округа. Наименьшая доля приходится на Северо-Кавказский федеральный округ (0,24 %), Дальневосточный (0,29 %) и Южный (0,43 %) федеральные округа.

Необходимо рассмотреть показатели финансирования науки в целом по России, а также провести сравнительной анализ по округам Российской Федерации, исходные данные приведены в таблицах 1 и 2.

Относительно внутренних затрат на исследования и разработки, 52,8 % приходится на Центральный федеральный округ (758 030,4 млн руб.), Приволжский (15,9 % в объеме 228 246,3 млн руб.) и Северо-Западный федеральный округ (13,0 % в объеме 187 174,6 млн руб.). Наименьшая доля в общей структуре приходится на Северо-Кавказский (0,5 % в объеме 7 174,1 млн руб.), Дальневосточный (1,6 % в объеме 22 394,3 млн руб.) и Южный (2,3 % в объеме 33 496,8 млн руб.) федеральные округа. Относительно темпов прироста в целом по России отмечается увеличение значения показателя на 30,9 % по сравнению с уровнем 2018 г, наибольший прирост на уровне 44,5 % зафиксирован в ЦФО, в ПФО прирост составил 38,5 %, в 36,7 % — в СКФО. В ЮФО наблюдается снижение значения показателя по сравнению с уровнем 2022 г на 1,2 %.

В структуре внутренних затрат на исследования и разработки по субъектам Центрального федерального округа наибольший объем ВЗИР в 2022 году отмечен в г Москва (70 %) и Московскую область (23 %). Доля ВЗИР остальных 16 субъектов ЦФО составила 7 %.

1,07

34

Таблица 1. Показатели финансирования науки в Российской Федерации за 2018-2022 гг. *

Характеристика научно-технического потенциала 2018 2019 2020 2021 2022

Внутренние затраты на исследования и разработки, млн руб. 143 018,4 165 168,3 155 772,7 171 940,9 187 174,6

Внутренние текущие затраты на НИР по видам работ, млн ру& в том числе: 135 614,5 156 665,7 147 062,7 161 518,9 171 747,3

Фундаментальные исследования, млн руб. 17 870,1 21 552,9 23 084,4 26 949,0 30 105,6

Прикладные исследования, млн руб. 22 468,6 29 368,6 28 814,9 38 440,3 33 452,5

Экспериментальные разработки, млн руб. 95 275,8 105 744,3 95 163,4 96 129,6 108 189,2

Гранты фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, млн руб. 4 918,2 5 829,8 5 755,4 6 117,9 6 908,8

Средняя заработная плата научных сотрудников, руб. 79 474,3 85 186,4 89 104,7 100 189,7 114 570,8

* Составлено на основании [8, 17] Таблица 2. Динамика показателей финансирования науки в Российской Федерации за 20182022 гг. *

Характеристика научно-технического потенциала Абсолютное отклонение Темп прироста

2022/ 2021 2022/ 2018 2022/ 2021 2022/ 2018

Внутренние затраты на исследования и разработки, млн руб. 15233,7 44156,2 8,9 30,9

Внутренние текущие затраты на НИР по видам работ, млн руб. в том числе: 10228,4 36132,8 6,3 26,6

Фундаментальные исследования, млн руб. 3156,6 12235,5 11,7 68,5

Прикладные исследования, млн руб. -4987,8 10983,9 -13,0 48,9

Экспериментальные разработки, млн руб. 12059,6 12913,4 12,5 13,6

Гранты фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, млн руб. 790,9 1990,6 12,9 40,5

Средняя заработная плата научных сотрудников, руб. 14381,1 35096,5 14,4 44,2

* Составлено на основании [8, 17]

Приволжский федеральный округ находится на втором месте по величине ВЗИР после Центрального федерального округа. В структуре внутренних затрат на исследования и разработки 44,1 % всех затрат приходится на Нижегородскую область (100 649,4 млн руб.), 12,2 % и 10 % приходится на Республику Татарстан и Пермский край (27 806,8 млн руб. и 22 751,0 млн руб. и соответственно). Самарская область находится на 4 месте (22 174,7 млн руб.), однако в 2021 г. она занимала 2 место с объемом затрат на уровне 26 008,6 млн руб.

Северо-Западный федеральный округ находится на третьем месте по внутренним текущим затратам на исследования и разработки среди федеральных округов. В структуре внутренних

35

Таблица3. Внутренние затраты на исследования и разработки по округам России за 20182022 гг., млн руб. *

Округ России 2018 2019 2020 2021 2022

ЦФО 524 452,2 576 559,4 621 858,4 671 959,5 758 030,4

СЗФО 143 018,4 165 168,3 155 772,7 171 940,9 187 1 74,6

ЮФО 25 983,2 29 163,0 29 806,4 33 898,1 33 496,8

СКФО 5 246,4 5 291,1 5 786,9 6 479,6 7 174,1

ПФО 164 835,6 186 252,8 180 922,0 215 211,5 228 246,3

УФО 69 032,4 68 613,7 74 508,9 85 419,9 91 654,5

СФО 77 118,2 85 924,2 86 460,7 95 293,0 10 7 743,3

ДФО 18 561,1 17 814,2 19 418,4 21 288,4 22 394,3

Россия 1 028 247,6 1 134 786,7 1 174 534,3 1 301 490,9 1 435 914,3

* Составлено на основании [8, 17]

Таблица 4. Динамика внутренних затрат на исследования и разработки по округам России за 2018-2022 гг., млн руб. *

Округ России Абсолютное отклонение Темп п рироста

2022/ 2021 2022/2018 2022/2021 2022/2018

ЦФО 86 070,90 233 578,20 12,8 44,5

СЗФО 15 233,70 44 156,20 8,9 30,9

ЮФО -401,30 7 513,60 -1,2 28,9

СКФО 694,50 1 927,70 10,7 36,7

ПФО 13 034,80 63 410,70 6,1 38,5

УФО 6 234,60 22 622,10 7,3 32,8

СФО 12 450,30 30 625,10 13,1 39,7

ДФО 1 105,90 3 833,20 5,2 20,7

Россия 134 423,40 407 666,70 10,3 39,6

* Составлено на основании [8, 17]

затрат на исследования и разработки в СЗФО 86,8 % в размере 162 431,6 млн руб. приходится на г Санкт-Петербург На Ленинградскую область приходится 10 035,8 млн руб., что составляет 5,4 % от общего числа. Доля ВЗИР остальных субъектов СЗФО составляет 7,9 %.

Согласно удельному весу внутренних затрат на исследования и разработки, Сибирский федеральный округ находится на 4 месте, на него приходится 7,5 % всех затрат или 107 743,3 млн руб. в 2022 г, что на 39,7 % больше значения 2018 г. Наибольший прирост внутренних затраты на исследования и разработки отмечается в Республике Хакасия на уровне 103,8 %, Красноярском крае (61,4 %) и Алтайском крае (57 %). В Омской области отмечается прирост затрат на 21,3 % в сравнении с уровнем 2018 г, однако заметно незначительное снижение на 6,9 % в сравнении с 2021 г, что является негативной тенденцией.

Уральский федеральный округ находится на 5 месте по внутренним затратам на исследования и разработки, на его долю приходится 6,4 % от общего числа затрат. Наибольший объем приходится на Свердловскую область (42,0 % или 3 8 524,2 млн руб.), Челябинскую область (29,3 % или 26 897,4 млн руб.), Тюменскую область (23,9 % или 21 861,4 млн руб.). Примечательно, рост от 6 % до 60 % характерен для всех субъектов округа в 2022 г по отношению к 2018 г Снижение отмечается только в Челябинской области на 8,7 % по сравнению с уровнем 2021 г Наибольший темп прироста наблюдается в Тюменской области (60,8 %), Курганской области (37,9 %) и Ямало-Ненецком округе (34,8 %). Также отмечается поступательное увеличение внутренних затрат на исследования и разработки в анализируемом периоде по всем субъектам УФО.

В целом по внутренним затратам на исследования и разработки Южный федеральный округ находится на 6 месте с общим объемом 33 496,8 млн руб. и долей 2,3 % от общего числа, темп

36

прироста по сравнению с уровнем 2018 г. составил 28,9 %, однако по отношению к уровню 2021 г. отмечается снижение на 1,2 % в 2022 г наибольший темп прироста отмечается в Республике Калмыкия (105 %), Республике Крым (62,8 %) и Волгоградской области (52,4 %). По отношению к уровню 2018 г. отмечается прирост во всех субъектах округа, однако по отношению к 2021 г отмечается снижение внутренних затрат на исследования и разработки в Астраханской области (18,2 %), Краснодарском крае (11,4 %), Ростовской области (2,8 %). Лидерами по внутренним затратам является Ростовская область, на которую приходится 41,5 % в размере 13 899,9 млн руб., Краснодарский край — 27,4 % в размере 9 166,9 млн руб., Волгоградская область — 16,1 % в размере 5 397,8 млн. руб. На долю лидеров приходится 85,0 % всех внутренних затрат на исследования и разработки.

В Дальневосточном федеральном округе максимальный прирост внутренних затрат на исследования и разработки наблюдается в Амурской области (72,9 %), Забайкальском крае (46,7 %) и Республике Саха (38,7 %). Снижение значения показателя зафиксировано в Хабаровском крае (6,2 % по сравнению с уровнем 2018 г и 11,4 % — 2021 г) и Сахалинской области (1,2 %). Лидерами по данному направлению являются Приморский край (42,8 %, 9 582,0 млн руб.), Республика Саха (18,0 %, 4 031,8 млн руб.) и Камчатский край (7,4 %, 1 661,2 млн руб.), на которых приходится 68,2 % внутренних затрат на исследования и разработки Дальневосточного федерального округа.

По объему внутренних затраты на исследования и разработки Северо-Кавказский федеральный округ находится на 8 месте, доля составляет 0,5 % от общего объема финансирования. Общий прирост внутренних затрат составил 36,7 % по сравнению с уровнем 2018 г и 10,7 % по сравнению с уровнем 2021 г наибольший темп прироста наблюдается в Чеченской Республике (81,0 %), Республике Северная Осетия — Алания (67,6 %) и Ставропольском крае (52,1 %). Снижение значения показателей наблюдается в Республике Ингушетия (13,7 % в сравнении с уровнем 2018 г и небольшой прирост по отношению к уровню 2021 г на 5,4 %) и Республике Дагестан (на 0,6 % по отношению к уровню 2018 г и на 4,4 % — 2021 г).

Относительно темпов прироста финансирования исследований и разработок в целом по России по всем видам отмечается увеличение на 37,7 % относительно уровня 2018 г. Все округа демонстрируют прирост значения данного показателя в анализируемом периоде как по отношению к значениям 2018 г, так и 2022 г. Лидером является также ЦФО с максимальным темпом прироста на уровне 44,4 % по отношению к уровню 2018 г Затем следует УФО (39,2 %) и СФО (36,1 %).

Финансирование исследований и разработок осуществляется по следующим направлениям: фундаментальные исследования, прикладные исследования и разработки. Как видно из рисунка 4, в структуре внутренних текущих затрат на научные исследования и разработки в целом по России в 2022 г преобладали затраты на экспериментальные разработки, составив 62,5 %. На фундаментальные исследования было направлено в 2022 г лишь 17,9 % от всего объема внутренних текущих затрат, на прикладные исследования приходилось 19,6 %.

Наибольший темп прироста финансирования фундаментальных исследований отмечается в Приволжском (на 85,0 % до уровня 18 619,4 млн руб.), Северо-Западном (68,5 % до уровня 30

105.6 млн руб.) и Уральском (на 65,9 % до уровня 9 878,7 млн руб.) федеральных округах. Наибольшая доля финансирования приходится на Центральный федеральный округ (50,5 % на сумму 119 235,5 млн руб.).

Наибольшие темпы прироста финансирования прикладных исследований наблюдаются в Уральском (65,5 %), Северо-Западном (48,9 %), Центральном (31,3 %) федеральных округах. При этом в структуре финансирования лидирует Центральный федеральный округ (62,1 % в объеме 161

445.7 млн руб.), далее следует Северо-Западный (12,9 % в объеме 33 452,5 млн руб.) и Приволжский (10,7 % в объеме 27 779,5 млн руб.). на долю остальных 5 округов приходится 14,3 % от общего объема финансирования прикладных исследований на сумму 37 296,8 млн руб.

Темп прироста средств, выделяемых на экспериментальные разработки в целом по России, составил 39,0 % по отношению к уровню 2018 г лидерами по темпу прироста финансирования являются Северо-Кавказский (89,9 %), Центральный (55,7 %) и Сибирский (43,2 %) федеральные округа. Снижение отмечается в Южном федеральном округе на 3,8 % по отношению к уровню

37

■ Фундаментальные исследования

■ Прикладные исследования

■ Экспериментальные разработки

Рис. 4. Структура внутренних текущих затрат на научные исследования и разработки России в 2022 г, в млрд руб. (Составлено на основании [8, 17])

Таблица 5. Темпы финансирования исследований и разработок по видам работ в разрезе округов России, 2022 г. к 2018 г, в % *

Округ России Фундаментальные исследования Прикладные исследования Эксперименталь ные разработки

ЦФО 128,0 131,3 155,7

СЗФО 168,5 148,9 113,6

ЮФО 165,9 133,0 96,2

СКФО 146,9 94,5 189,9

ПФО 185,0 129,3 126,5

УФО 169,5 165,6 133,8

СФО 135,4 115,0 143,2

ДФО 128,6 102,4 76,3

Россия 139,7 131,8 139,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Составлено на основании [8, 17]

2018 г и на 13,7 % по отношению к 2021 г В структуре наиболее весомыми являются Центральный федеральный округ (52,0 % в объеме 429 664,3 млн руб.), Приволжский (18,0 % в объеме 148 859,0 млн руб.) и Северо-Западный (13,1 % в объеме 108 189,2 млн руб.) федеральные округа.

Система исследовательских грантов способствует ученым в проведении актуальных научных исследований [2]. Следует рассмотреть финансирование грантов фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, данные приведены на рисунках 5 и 6.

47,1

2018 2019 2020 2021 2022

Рис. 5. Гранты фондов поддержки исследований и разработок в России в 2018-2022 гг., млн

руб. (Составлено на основании [8, 17])

38

2022

2021

2020

2019

2018

5,8

6,9

6,1

0,2

III

0,7 0,2

■I

0,8

0,2 I

1,4 0,2

■1

1,1

6,5

8,5

7,8 | 1,0

3,9

1,2 ш

4,9

5,6

1,0

I

0,8

4,8

0,6

0,9

5,0

4,3

0,6

0,2

0,8

4,1 0,4

4,9 3,7

0,7

ЦФО СЗФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО "ДФО Рис. 6. Гранты фондов поддержки исследований и разработок в России по округам в 2022 гг.,

млрд руб. (Составлено на основании [8, 17])

В течение анализируемого периода наблюдается поступательное увеличение объемов финансирования науки по грантам, в частности, в сравнении с уровнем 2018 г прирост составил 57 %. Наибольшие темпы прироста зафиксированы в Уральском федеральном округе, где значения составили 409 % в сравнении с 2018 г и 222,9 % в сравнении с 2021 г Также высокие темпы прироста наблюдаются в Приволжском (131,3 %) и Дальневосточном (130,4 %) федеральных округах. Если же рассматривать структуру распределения финансирования, то лидерами являются Центральный (42,0 % в объеме 19 798,8 млн руб.), Приволжский (18,0 % в объеме 8 505,4 млн руб.) и Северо-Западный (14,7 % в объеме 6 908,8 млн руб.), что составляет 74,7 % от общего объема грантовой поддержки исследований и разработок.

Далее приведены данные об уровне средней заработной платы ученых по федеральным округам (рис. 7).

УФО 135 544,1

ДФО 132 178,5

СЗФО 114 570,8

СФО 94 157,5

ЦФО 92 5 80,9

ПФО 84 562,5

ЮФО 75 596,3

СКФО 61 016,7

Рис 7. Средняя заработная плата научных сотрудников в 2022 г в разрезе федеральных округов России, руб. (Составлено на основании [8, 17])

Максимальное значение заработной платы отмечается в Уральском федеральном округе. Наибольший темп прироста оплаты труда отмечается в Северо-Западном федеральном округе на 44,2 % с 79 474,3 тыс. руб. до 114 570,8 тыс. руб., Южном — на 37,3 % с 55 070,2 тыс. руб. до 75 596,3 тыс. руб., и Центральном на 36,1 % с 68 004,7 тыс. руб. до 92 580,9 тыс. руб. федеральных округах по сравнению с уровнем 2018 г Наименьший темп прироста характерен для Приволжского федерального округа на уровне 37,5 % по сравнению с уровнем 2018 г и на 6,3 % к уровню 2021

39

г. В Северо-Кавказском округе наблюдался прирост оплаты труда ученых на 14,4 % по сравнению с уровнем 2021 г Северо-Кавказском федеральном округе наблюдается прирост средней заработной платы на 13,2 % по отношению к уровню 2021 г. Динамика средней заработной платы научных сотрудников в целом по России составляла 5,9 %, 4,8 %, 8,2 %, 11,8 % по годам.

Согласно результатам проверок счетной палаты, зарплаты научных сотрудников и ППС в 27 регионах России не достигли уровня 200 % от средней заработной платы в регионе [16]. Интересно рассмотреть ситуацию по уровню заработных план по субъектам России в динамике за 20182022 гг. и оценить уровень их соответствия 200 % средней по региону.

Наибольшее абсолютное значение средней заработной платы научных сотрудников в Уральском федеральном округе отмечается в Ямало-Немецком округе, при этом прирост по сравнению с уровнем 2018 г составил 26,8 %. Максимальный рост заработной платы на 46,1 % отмечается в Челябинской области (111 802,6 руб.) и на 41,3 % в Свердловской области (97 885,4 руб.). Если по сравнению с 2018 г в Курганской области прирост составил 8,7 %, то по сравнению с уровнем 2021 г. отмечается снижение на 0,8 % до уровня 80 446,8 руб., также отмечается, что это минимальное значение в субъекте, однако норматив в 200 % средней по региону выполняется. В целом, субъекты округа выполняют Указ Президента Российской Федерации №2 597 от 7 мая 2012 года, максимальное значение в 283,9 % зафиксировано в Челябинской области. В лидирующем по абсолютному значению Ямало-Ненецком округе средняя заработная плата составляет 204,2 % от средней по региону на уровне 239 139,4 руб.

Наибольший уровень заработной планы по Дальневосточному федеральному округу зафиксирован в Магаданской области на уровне 192 901,4 руб., что составляет 188,3 % от средней по региону. Также норматив не выполнятся в Сахалинской области (196,5 % — 163 694,5 руб.), Камчатском крае (190,6 % — 162 105,3 руб.). Если же рассматривать темпы прироста уровня оплаты труда, то по всем субъектам наблюдается увеличение значения показателя. Лидером среди темпов роста является Амурская область (44,7 %, 109 929,4 руб.), Забайкальский край (39,7 %, 101 282,7 руб.) и Приморский край (37,9 %, 104 018,4 руб.).

Рост средней заработной платы научных сотрудников в 2022 г по сравнению с 2018 г отмечается во всех регионах Северо-Западного федерального округа. Наибольший рост заработной платы за последние 5 лет отмечается в Новгородской области — на 101,8 % (с 74 572,5 руб. до 150 521,4 руб.), также в Новгородской области самая высокая заработная плата по федеральному округу На втором месте находится г. Санкт-Петербург (141 111,8 руб. в 2022 г). Наименьшая средняя заработная плата научных сотрудников зафиксирована в Псковской области (74 902,1 руб.), однако рост за 5 лет достиг 37,1 %. Несмотря на разрыв между Новгородской и Псковской областью в 2 раза отмечается прирост размеров оплаты труда. Вместе с тем можно судить о том, что норматив средней заработная плата научных сотрудников в 200 % по региону стремится, но не везде достигает необходимого значения. В Мурманской области (140 818,1 руб.) заработная плата превышает в 1,9 раз среднюю начисленную заработную плату наемных работников.

В Сибирском федеральном округе наибольший объем средней заработной платы научных сотрудников наблюдается в Красноярском крае (124 247,3 руб.), в тройку лидеров также входит Томская (119 190,2 руб.) и Иркутская области (101 508,1 руб.). Наименьший размер заработной платы зафиксирован в Алтайском крае и Республике Алтай, где сумма оплаты труда не превышает 75 тыс. руб. В анализируемом периоде отмечается положительная динамика прироста уровня оплаты труда ученых. В частности, максимальный прирост зафиксирован в Республике Хакасия (93 985,8 руб.), где отмечается увеличение заработной платы на 47,9 % по отношению к уровню 2018 г, однако в сравнении с прошлым 2021 г прирост не столь значителен и не превышает 14,0 %. На 40,7 % выросла оплата труда научных сотрудников в Республике Алтай (74 790,0 руб.), на 3 8,4 % — в Красноярском крае (124 247,3 руб.). Примечательно, что в Алтайском крае прирост по сравнению с уровнем 2018 г составил 36,9 %, однако в сравнении с 2021 г составил всего 0,1 %, что не позволяет покрыть темпы инфляции и является негативной тенденцией. Минимальный прирост зафиксирован в Томской области (119 190,2 руб.), прирост значения в сравнении с 2018 г составляет 25,4 %. Однако в сравнении с 2021 годом прирост составил 16,7 %, в данном регионе

40

наблюдается планомерный поступательный рост средней заработной платы научных сотрудников. При сравнении заработных плат научных сотрудников со средней по региону отмечается, что все субъекты выполняют норматив в 200 %, кроме Республики Тыва (188,1 % — 80 687,1 руб.) и Иркутской области (195,6 % — 101 508,1 руб.). Заработная плата в Красноярском крае превышает среднюю по региону в 2,1 раза (124 247,3 руб.).

В динамике с 2018 г по 2022 г во всех субъектах Центрального федерального округа размер средней заработной платы научных работников вырос. При этом наибольший рост заработной платы за последние 5 лет отмечен в Белгородской области — на 82,6 % (с 91 017,6 руб. до 166 237,4 руб.)., а наименьший рост в Липецкой области — 2,5 % (с 80 252,6 руб. до 82 264,1 руб.). Самая маленькая средняя заработная плата была в 2022 г у научных сотрудников Орловской, Тамбовской, Костромской и Ивановской областях (до 68 тыс. руб.), но ее рост за 5 лет достиг 20,0 %, 27,9 %, 36,8 % и 39,5 % соответственно. Несмотря на разрыв в заработной плате научных работников в ЦФО в 2,7 раза, почти во всех субъектах ее размер был в среднем в 2 раза выше, чем средняя по региону, что соответствует Указу Президента Российской Федерации №2 597 от 7 мая 2012 года, кроме Орловской (193,5 % — 65 436,3 руб.), Тверской (199,2 % — 74 149,4 руб.), Ярославской областей (198,3 % — 76 967,2 руб.) и г Москва (193,1 % — 175 440,9 руб.).

Максимальные темпы прироста средней заработной платы по субъектам Приволжского федерального округа отмечаются в Нижегородской области (67,2 %) до уровня 126 309,2 руб., что составляет 312,2 % средней по региону, Республике Башкортостан (44,9 %) до уровня 94 602,2 руб., что составляет 240,4 %, Республике Татарстан (37,5 %) до уровня 100 011,3 руб., что составляет 232,2 %. При этом норматив по заработной плате в размере 200 % по региону выполняется во всех субъектах, кроме Пензенской области, где ее размер составляет 155,1 % на уровне 49 266,3 руб.

Наибольший прирост уровня оплаты труда в Южном федеральном округе отмечается в г. Севастополь (54,2 % — 82 404,2 руб.), Краснодарском каре (47,3 % — 89 151,0 руб.) и Республике Адыгея (41,1 % — 67 530,6 руб.), максимальное значение наблюдается в Краснодарском крае (89 151,0 руб.), при это уровень оплаты труда превышает средний по региону в 2,3 раза. Минимальное значение зафиксировано в Республике Калмыкия — 55 109,8 руб., что составляет 194,1 % средней по региону. Остальные субъекты выполняют Указ Президента Российской Федерации №2 597 от 7 мая 2012 г. и обеспечивают более чем 200 % средней заработной платы по региону.

Наибольший темп прироста заработной платы в Северо-Кавказском федеральном округе отмечается в Ставропольском крае (37,4 % — 68 709,1 руб.), Карачаево-Черкесской Республике (34,7 % — 71 954,0 руб.), Чеченской Республике (32,4 % — 59 381,5 руб., максимальное значение по округу). Наименьший прирост отмечается в Республике Дагестан (18,4 % — 53 836,6 руб.). Если рассматривать уровень оплаты труда относительно средней по региону, то он составляет 204,9-263, 1 %, максимальное значение зафиксировано в лидере Карачаево-Черкесской Республике, затем следует Кабардино-Балкарская Республика (252,6 % на уровне 65 379,4 руб.).

ВЫВОДЫ

По результатам исследования в анализируемом периоде отмечается повышение уровня государственного финансирования науки. При этом лидирующие позиции по множеству показателей занимает Центральный федеральный округ (в целом за счет лидирующих позиций г Москвы и Московской области). По России отмечается повышение финансирования грантовых проектов, значительный рост расходов на фундаментальные и прикладные исследования.

Затраты на выполнение научных исследований и разработок демонстрируют положительную динамику, что связано с влиянием факторов внешней среды (инфляции, разрыва логистических цепочек, санкций), однако их объем еще недостаточен, что тормозит развитие сферы науки в целом и снижает привлекательность области для молодых исследователей.

Основной проблемой современной науки в России является скорее ее индустриальный характер в эпоху информационного общества [14]. Преодоление больших вызов и развитие сферы науки и технологий способно обеспечить планомерный и стабильный вектор научно-технологического развития, достижение национальных стратегических целей и приоритетов, стать катализатором экономического роста страны на основе инновационных достижений [12].

41

В настоящее время на государственном уровне в рамках СНТР инициирован комплекс мер, способствующих научно-техническому развитию Российской Федерации, направленных на обеспечение научного и инновационного развития нашей страны, снижение рисков последствий санк-ционного давления, что в конечном итоге будет способствовать достижению установленных показателей и приоритетов в области научно-технической политики России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева С.А. Направления стимулирования инновационного развития АПК России на основе совершенствования механизмов финансирования аграрной науки / С.А. Алексеева // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. — 2022. — №2 6 (88). — С. 75-81.

2. Ариянц А.А. Научные фонды как субъекты грантового финансирования науки и технологий: сравнительно-правовой анализ / А.А. Ариянц // Евразийский юридический журнал. — 2021. — №2 12 (163). — С. 64-66.

3. Дмитрий Чернышенко: Бюджет на науку будет приоритизирован под задачи экономики [Электронный ресурс] // Правительство России. — Режим доступа: government.ru/news/46020/ (дата обращения: 01.11.2023).

4. Концепция технологического развития на период до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.05.2023 г. № 1315-р. [Электронный доступ] // Правительство России — Режим доступа: static.g0vernment.ru/media/iiles/KlJ6A00A1K5t8Aw93NiRG6P80IbBp18F.pdf (дата обращения: 01.11.2023).

5. Коокуева В.В. Проблемы и современные тенденции финансирования науки в России / В.В. Коокуева // Финансовая экономика. — 2021. — N° 1. — С. 185-190.

6. Краснова Г.А. Анализ принципов, моделей и механизмов финансирования вузовской науки в России / Г.А. Краснова, Э.Р. Бурангулов // Управление наукой и наукометрия. — 2022. — Т. 17. — N° 1. — С. 108-135.

7. Минобрнауки России расширяет возможности образовательного и научного сотрудничества со странами Латинской Америки и Карибского бассейна [Электронный ресурс] // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. — Режим доступа: minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/73740/ (дата обращения: 01.11.2023).

8. Наука, инновации и технологии [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. —Режим доступа: rosstat.gov.ru/statistics/science (дата обращения: 30.10.2023).

9. О долгосрочном научно-технологическом развитии России: монография / Под ред. Белоусова Д.Р. и Фролова И.Э. — М.: Динамик принт, 2022. — 168 с.

10. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий: Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2022 г. N° 231 [Электронный доступ] // Президент России. — Режим доступа: www.kremlin.ru/ acts/bank/47771 (дата обращения: 01.11.2023).

11. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий: Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2022 г. N° 231 [Электронный доступ] // Официальное опубликование правовых актов. — Режим доступа: publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204250022 (дата обращения: 01.11.2023).

12. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 г. N° 377 [Электронный доступ] // Гарант. — Режим доступа: base.garant.ru/72216664/ (дата обращения: 01.11.2023).

13. Повестка научно-технической политики России [Электронный ресурс] // ВШЭ. — Режим доступа: issek.hse.ru/newsZ813070383.html (дата обращения: 01.11.2023)

14. Рудницкая А.П. Мониторинг показателей результативности научно-исследовательской деятельности субъектов Российской Федерации / А.П. Рудницкая, Г.З. Ахметова, А.Е. Бурдакова, С.Ю. Илиева, Н.М. Комаров // Управление наукой и наукометрия. — 2023. — N° 18 (1). — С. 106-134.

15. Семенов Е.В. Наука для России: контуры зрелой научно-технологической политики / Е.В. Семенов // Россия: тенденции и перспективы развития. — 2021. — N° 16-1 — С. 882-886.

16. Солдатова С.Э. Бюджетные механизмы реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации / С.Э. Солдатова, Е.В. Масленникова, А.И Грачев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. — 2023. — 10(2). — С. 157-170. doi: 10.22363/2312-8313-2023-10-2-157-170.

17. Счетная палата проверила уровень зарплат российских ученых [Электронный ресурс] // ФГБУ «Редакция «Российской газеты». — Режим доступа: rg.ru/2023/06/20/schetnaia-palata-proverila-uroven-zarplat-rossijskih-uchenyh.html (дата обращения: 01.11.2023).

18. Технологическое развитие отраслей экономики [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. — Режим доступа: rosstat.gov.ru/folder/11189 (дата обращения: 30.10.2023).

19. Тодосийчук А.В. Моделирование нормативного финансирования науки / А.В. Тодосийчук // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. — 2021. — N° 5. — С. 5-20.

20. Унтура Г.А. Интеграция науки и образования в университетах регионов: многоканальное финансирование и различные модели организации / Г.А. Унтура // Вестник Томского государственного университета. Экономика. — 2021. — .о 54. — С. 53-92.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

42

21. Фальков сообщил, что расходы на гражданскую науку превысили 3 % от федерального бюджета [Электронный ресурс] // Интерфакс. — Режим доступа: www.interfax.ru/russia/912964 (дата обращения: 01.11.2023).

22. Цена российской науки: расходы федерального бюджета [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». — Режим доступа: issek.hse.ru/news/848712418.html (дата обращения: 01.11.2023).

23. Шкодинский С.В. Особенности финансирования научных исследований в Российской Федерации / С.В. Шкодинский, М.В. Шевчук, В .Г. Костякова // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Экономика. — 2023. — № 1. — С. 26-37.

24. Шумская Е.И. О вопросах финансирования научных исследований в Российской Федерации / Е.И. Шумская, Д.И. Жучков, С.Ю. Иванов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. — 2023. — № 1. — С. 49-53.

SPtSOKLTTERATURY

1. Alekseyeva S.A. Napravleniya stimulirovaniya innovatsionnogo razvitiya APK Rossii na osnove sovershenstvovaniya mekhanizmov finansirovaniya agrarnoy nauki / S.A. Alekseyeva // Ekonomika, trud, upravleniye v sel'skom khozyaystve. — 2022. — № 6 (88). — S. 75-81.

2. Ariyants A.A. Nauchnyye fondy kak sub"yekty grantovogo finansirovaniya nauki i tekhnologiy: sravnitel'no-pravovoy analiz / A.A. Ariyants // Yevraziyskiy yuridicheskiy zhurnal. — 2021. — N° 12 (163). — S. 64-66.

3. Dmitriy Chernyshenko : Byudzhet na nauku budet prioritizirovan pod zadachi ekonomiki [Elektronnyy resurs] // Pravitel'stvo Rossii. — Rezhim dostupa: government.ru/news/46020/ (data obrashcheniya: 01.11.2023).

4. Kontseptsiya tekhnologicheskogo razvitiya na period do 2030 goda: rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 20.05.2023 g. № 1315-r. [Elektronnyy dostup] // Pravitel'stvo Rossii — Rezhim dostupa: static.government.ru/media/files/KlJ6A00A1K5t8Aw93NfRG6P80IbBp18F.pdf (data obrashcheniya: 01.11.2023).

5. Kookuyeva V.V. Problemy i sovremennyye tendentsii finansirovaniya nauki v Rossii / V.V Kookuyeva // Finansovaya ekonomika. — 2021. — № 1. — S. 185-190.

6. Krasnova G.A. Analiz printsipov, modeley i mekhanizmov finansirovaniya vuzovskoy nauki v Rossii / G.A. Krasnova, E.R. Burangulov // Upravleniye naukoy i naukometriya. — 2022. — T. 17. — № 1. — S. 108-135.

7. Minobrnauki Rossii rasshiryayet vozmozhnosti obrazovatel'nogo i nauchnogo sotrudnichestva so stranami Latinskoy Ameriki i Karibskogo basseyna [Elektronnyy resurs] // Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii. — Rezhim dostupa: minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/73740/ (data obrashcheniya: 01.11.2023).

8. Nauka, innovatsii i tekhnologii [Elektronnyy resurs] // Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. — Rezhim dostupa: rosstat.gov.ru/statistics/science (data obrashcheniya: 30.10.2023).

9. O dolgosrochnom nauchno-tekhnologicheskom razvitii Rossii: monografiya / Pod red. Belousova D.R. i Frolo-va I.E. — M.: Dinamik print, 2022. — 168 s.

10. Ob ob'yavlenii v Rossiyskoy Federatsii Desyatiletiya nauki i tekhnologiy: Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 25.04.2022 g. № 231 [Elektronnyy dostup] // Prezident Rossii. — Rezhim dostupa: www.kremlin.ru/acts/ bank/47771 (data obrashcheniya: 01.11.2023).

11. Ob ob'yavlenii v Rossiyskoy Federatsii Desyatiletiya nauki i tekhnologiy: Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 25.04.2022 g. № 231 [Elektronnyy dostup] // Ofitsial'noye opublikovaniye pravovykh aktov. — Rezhim dostupa: publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204250022 (data obrashcheniya: 01.11.2023).

12. Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii «Nauchno-tekhnologicheskoye razvitiye Rossiyskoy Federatsii: Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 29.03.2019 g. № 377 [Elektronnyy dostup] // Garant. — Rezhim dostupa: base.garant.ru/72216664/ (data obrashcheniya: 01.11.2023).

13. Povestka nauchno-tekhnicheskoy politiki Rossii [Elektronnyy resurs] // VSHE. — Rezhim dostupa: issek.hse.ru/ news/813070383 .html (data obrashcheniya: 01.11.2023)

14. Rudnitskaya A.P. Monitoring pokazateley rezul'tativnosti nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti sub"yektov Rossiyskoy Federatsii / A.P. Rudnitskaya, G.Z. Akhmetova, A.Ye. Burdakova, S.Yu. Iliyeva, N.M. Komarov // Upravleniye naukoy i naukometriya. — 2023. — № 18 (1). — S. 106-134.

15. Semenov Ye.V Nauka dlya Rossii: kontury zreloy nauchno-tekhnologicheskoy politiki / Ye.V. Semenov // Rossiya: tendentsii i perspektivy razvitiya. — 2021. — № 16-1 — S. 882-886.

16. Soldatova S.E. Byudzhetnyye mekhanizmy realizatsii prioritetov nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii / S.E. Soldatova, Ye.V. Maslennikova, A.I Grachev // Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Gosudarstvennoye i munitsipal'noye upravleniye. — 2023. — № 10(2). — S. 157-170. doi: 10.22363/ 2312-8313-2023-10-2-157-170.

17. Schetnaya palata proverila uroven' zarplat rossiyskikh uchenykh [Elektronnyy resurs] // FGBU «Redaktsiya «Rossiyskoy gazety». — Rezhim dostupa: rg.ru/2023/06/20/schetnaia-palata-proverila-uroven-zarplat-rossijskih-uchenyh.html (data obrashcheniya: 01.11.2023).

43

18. Tekhnologicheskoye razvitiye otrasley ekonomiki [Elektronnyy resurs] // Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. — Rezhim dostupa: rosstat.gov.ru/folder/11189 (data obrashcheniya: 30.10.2023).

19. Todosiychuk A.V. Modelirovaniye normativnogo finansirovaniya nauki / A.V Todosiychuk // Intellektual'naya sobstvennost'. Promyshlennaya sobstvennost'. — 2021. — № 5. — S. 5-20.

20. Untura G.A. Integratsiya nauki i obrazovaniya v universitetakh regionov: mnogokanal'noye finansirovaniye i razlichnyye modeli organizatsii / G.A. Untura // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika. — 2021. — № 54. — S. 53-92.

21. Fal'kov soobshchil, chto raskhody na grazhdanskuyu nauku prevysili 3 % ot federal'nogo byudzheta [Elektronnyy resurs] // Interfaks. — Rezhim dostupa: www.interfax.ru/russia/912964 (data obrashcheniya: 01.11.2023).

22. Tsena rossiyskoy nauki: raskhody federal'nogo byudzheta [Elektronnyy resurs] // Natsional'nyy issledovatel'skiy universitet «Vysshaya shkola ekonomiki». — Rezhim dostupa: issek.hse.ru/news/848712418.htal (data obrashcheniya: 01.11.2023).

23. Shkodinskiy S.V. Osobennosti finansirovaniya nauchnykh issledovaniy v Rossiyskoy Federatsii / S.V Shkodinskiy, M.V Shevchuk, V.G. Kostyakova // Vestnik Gosudarstvennogo universiteta prosveshcheniya. Seriya: Ekonomika. — 2023. — № 1. — S. 26-37.

24. Shumskaya Ye.I. O voprosakh finansirovaniya nauchnykh issledovaniy v Rossiyskoy Federatsii / Ye.I. Shumskaya, D.I. Zhuchkov, S.Yu. Ivanov // Gosudarstvennoye i munitsipal'noye upravleniye. Uchenyye zapiski. — 2023. — № 1. — S. 49-53.

Статья поступила в редакцию 11 ноября 2023 года Статья одобрена к печати 14 ноября 2023 года

44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.