ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
DOI: 10.17803/1994-1471.2020.121.12.073-081
Р. И. Тугушев*
Финансирование национальных проектов в Российской Федерации
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы определения понятий национальных проектов, финансирования, на основе анализа отечественной и зарубежной литературы даются авторские дефиниции. Национальные проекты понимаются как относительно новые инструменты программно-целевого управления. Охарактеризована современная система финансирования национальных проектов и некоторые современные тенденции ее развития. Показано соотношение понятий «финансирование», «кредитование», «инвестирование». Делается вывод о необходимости комплексного использования данных экономико-правовых институтов при финансировании национальных проектов. Обосновывается социально полезный эффект национальных проектов, который должен быть выше, чем затраты на их реализацию. Показаны дифференцированные подходы к финансированию отдельных национальных проектов в зависимости от источников финансовых средств. Проанализирована структура источников финансирования, выделены принципиальные основы соответствующей деятельности, продемонстрирована степень надежности и устойчивости основных источников. Показаны некоторые механизмы обеспечения гибкости и мобильности финансирования национальных проектов.
Ключевые слова: национальные проекты; финансирование; финансовые ресурсы; принципиальные основы финансирования национальных проектов; источники финансирования; кредитование; инвестирование; бюджетное финансирование; внебюджетные источники финансирования; гибкость финансирования. Для цитирования: Тугушев Р. И. Финансирование национальных проектов в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. — 2020. — Т. 15. — № 12. — С. 73-81. — 001: 10.17803/19941471.2020.121.12.073-081.
National Projects' Financing in the Russian Federation
Rafail I. Tugushev, Postgraduate Student, Department of Financial Law, Kutafin Moscow State Law
University (MSAL), JSC "AB "Rossiya"
ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993
Abstract. The paper is devoted to the issues of definition of concepts of national projects, and financing. The author provides their definition based on the analysis of domestic and foreign literature. National projects are understood to be relatively new tools for the target-program management. the author describes the modern system of financing of national projects and some modern trends in its development. Also, the paper demonstrates the balance
© Тугушев Р. И., 2020
* Тугушев Рафаил Измаилович, аспирант кафедры финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), АО «АБ "Россия"» Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 [email protected]
between the concepts "financing", "lending", "investing". The conclusion is made about the need for integrated use of these economic and legal institutions in the financing of national projects. The author substantiates a socially useful effect of national projects, which should be higher than the costs of their implementation. Differential approaches to the financing of individual national projects depending on the sources of funds are shown. Also, the author describes the structure of funding sources; the fundamental basis of relevant activity; the degree of reliability and stability of the main sources. The paper describes some mechanisms to ensure the flexibility and mobility of national projects' financing.
Keywords: national projects; financing; financial resources; basic foundations for financing national projects; sources of financing; lending; investment; budgetary financing; extrabudgetary sources of funding; flexibility of financing. Cite as: Tugushev RI. Finansirovanie natsionalnykh proektov v rossiyskoy federatsii [National Projects' Financing in the Russian Federation]. Aktualnye problemy rossiyskogo prava. 2020;15(12):73-81. DOI: 10.17803/19941471.2020.121.12.073-081. (In Russ., abstract in Eng.).
Российская Федерация, провозгласив себя социально ориентированным государством (ст. 7 Конституции РФ1), взяла на себя весьма амбициозные обязательства по обеспечению высокого качества жизни граждан. Данное понятие является собирательным и включает в себя не только материальную, но и социокультурную составляющую. Для того чтобы данная норма имела практическое воплощение, необходима перестройка многих политических и экономических институтов, но, самое главное, массового сознания.
Национальные проекты в этой связи выступают одним из тех относительно новых инструментов программно-целевого управления, которые позволяют надеяться на прорывные эффекты во всех наиболее значимых сферах общества.
Понятие национальных проектов в отечественной теории управления обычно раскрывается через совокупность признаков, которые могут относиться к различным видам деятельности: наличие конкретных целей, презюмиро-вание наступления определенных результатов; координация выполнения многочисленных
взаимосвязанных действий; ограниченность во времени2. В зарубежной литературе даются сходные определения, где также отмечается ограниченность по времени, комплексный характер, междисциплинарные задачи3. Мы бы добавили к данному набору признаков элементы новизны, прогрессивности в области тарге-тирования и условий реализации. Неудачными представляются те определения, в которых авторы пытаются привязать понятие рассматриваемого явления к конкретным, действующим в данный момент нацпроектам4, поскольку их перечень периодически меняется.
Считаем, что для лучшего понимания участниками реализации национальных проектов категорию «национальный проект» можно определить следующим образом — это проект федерального уровня, разрабатываемый в соответствии с приоритетными направлениями внутренней политики государства, призванный обеспечить прорывы в социально-экономическом и научно-техническом развитии страны в среднесрочной (не более 6 лет) и долгосрочной (6-10 лет) перспективе с привлечением бюджет-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 2020. 4 июля. См.: Мазур И. И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г. Управление проектами. М., 2007. С. 11 ; БоронинаЛ. Н., СенукЗ. В. Основы управления проектами : учеб. пособие. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. 112 с. Project Management Key Concepts // URL: https://www.brighthubpm.com/project-planning/53125-key-concepts-in-project-management/ (дата обращения: 12.07.2020) ; The concept of project complexity — A review // International Journal оf Project Manegment. 1994. № 14 (4). С. 201-204 ; Schulte-Zurhausen М. Organisation. München, 2002. С. 381.
См.: Абдусаламова А. П. Приоритетные национальные проекты в реализации стратегии социально-экономического развития России : автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2012. 25 с.
2
3
4
ных и внебюджетных источников финансирования и ресурсов всех уровней власти.
Социально полезный эффект национальных проектов должен быть мультифакторным и должен превышать затраты на их реализацию. В то же время справедливо и аксиоматично мнение В. А. Мау, который говорит о нецелесообразности финансирования любых проектов, если они не носят комплексный характер и не предполагают системной реформы5.
Характеризуя современную систему финансирования национальных проектов, требуется выделить принципиальные основы этой деятельности. Первое, и наиболее заметное положение касается новых подходов к планированию расходов, которые опираются на идею достижения конкретных результатов, а не на формальное распределение финансовых ресурсов. Второе — это многоканальность источников финансирования национальных проектов, сочетание бюджетных и внебюджетных ресурсов. Третье — транспарентность в распределении и расходовании финансовых средств, представлении и оценке достигнутых результатов. Четвертое — гибкость проектного менеджмента, заключающаяся в возможности перераспределения финансовых ресурсов между отдельными проектами, мерами, объектами.
Сам термин «финансирование» имеет экономическую природу, но приобрел активное хождение и в юридическом лексиконе, широко используется как в публично-правовой, так и частноправовой сферах6. Соответственно, можно констатировать его межотраслевой характер,
однако он более специфичен для финансового права как науки и отрасли права, а также для его подотрасли — бюджетного права.
Анализ специальной литературы по теме исследования7 позволил сформировать собственное представление о понятии «финансирование» и определить его как обеспечение финансовыми ресурсами уставной деятельности предприятий, учреждений, организаций, а также деятельности по реализации программ и проектов федерального, регионального и местного уровней, преследующих публичные цели, исходя из заранее определенных предельных объемов и источников.
Для более глубокого понимания основной проблематики темы исследования требуется определить, как соотносятся между собой понятия «финансирование», «кредитование», «инвестирование». Все они могут выступать формами движения денежных средств, выполняя функцию перераспределения финансовых ресурсов. Они имеют много общего по функциональным возможностям, субъектам — участникам соответствующих правоотношений. Отдельные их разновидности могут быть сходны по критериям возвратности/невозвратности, возмездности/ безвозмездности. Однако при внешнем сходстве они пересекаются и совпадают лишь по отдельным параметрам. Но в целом мы можем сделать заключение об их разной экономической и правовой природе.
Финансирование по общему правилу не предполагает возвратности и возмездности предоставляемых средств. Здесь наблюдает-
5 См.: Мау В. А. Ключевые факторы эффективности // Национальные проекты. 2006. № 6. С. 17.
6 Конституция РФ. Ст. 124 ; Федеральный закон от 10.02.1999 № ЗО-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 7. Ст. 877 ; Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3418 ; Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № бЗ-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954 ; Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 26.01.1996 № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410 ; Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1.
7 Финансовое право : учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. М. : Юрист, 2004. С. 357 ; Финансовое право : учебник / под ред. О. Н. Горбуновой. М., 2001. С. 363 ; Соколова Э. Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований. М. : Юриспруденция, 2009. С. 62 ; Кро-хина Ю. А. Финансовое право России. М. : Норма, 2008. С. 38 ; Андреева Е. М., Радько А. В. Понимание категории «финансирование» в различных областях российского права // Ленинградский юридический журнал. 2016. № 3 (45). С. 142-151.
ся однонаправленное движение денежных средств из точки накопления в точку потребностей. Хотя могут быть исключения при так называемом возвратном финансировании. Его формами могут выступать венчурное финансирование, лизинг, форфейтинг, франчайзинг и др. Финансирование предполагает либо полное расходование выделяемых средств в ограниченный период времени, либо возврат неизрасходованных средств при отпадении оснований предоставления денежных средств. В этой связи необходимо учитывать, во-первых, источник финансирования, во-вторых, общие и частные условия, выдвигаемые в рамках конкретных правоотношений. Заметим, что бюджетное финансирование, вопреки распространенному мнению, может также предполагать возвратность и возмездность. Целый ряд нормативных правовых актов уже в своих названиях, не говоря про содержание, содержат указания на данные условия8. Финансирование тем не менее всегда предполагает определенный результат, несмотря на то, что может быть целевым и нецелевым. Этот результат не всегда имеет материальное воплощение (строительство новых объектов, оснащение оборудованием предприятий, учреждений и пр.). Целью финансирования вполне могут выступать социально полезные эффекты, такие как улучшение здоровья населения, увеличение продолжи-
тельности жизни, оздоровление экологической обстановки.
Кредитование может выступать как форма финансирования, т.е. финансового взаимодействия между физическими и юридическими лицами. Основной его смысл в том, что, предоставляя заемщику денежные средства или товары (услуги) с отсрочкой платежа, кредитор рассчитывает на возврат их денежного эквивалента с процентами, а иногда и на выполнение прочих обязательств перед кредитором или третьими лицами (например, при страховании, включенном в условия кредитного договора). Иными словами, здесь обязательными условиями выступают возвратность, возмездность, срочность. Кредитование, так же как и финансирование, может быть целевым и нецелевым, может иметь место в бюджетной сфере (ст. 93.2 «Бюджетные кредиты» Бюджетного кодекса РФ9).
Инвестиции также могут выступать как инструмент финансирования при реализации национальных проектов. В данной сфере они обладают большей привлекательностью, чем кредиты, поскольку, помимо прямой прибыли для инвесторов, могут преследовать цель достижения иного полезного эффекта10. Вместе с тем в круг интересов инвесторов непременно входит окупаемость проектов. Однако сроки достижения результатов инвестирования могут
См., например: постановление Правительства РФ от 21.08.1998 № 1005 «О финансировании на возвратной основе за счет средств федерального бюджета предприятий и организаций корпорации "Росагропром-строй" по созданию производственных мощностей для строительства жилья в сельской местности» //
Российская газета. 1998. 2 сентября ; постановление Правительства РФ от 25.08.2017 № 1008 «О порядке осуществления мониторинга и контроля реализации самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе, целевого использования средств Фонда национального благосостояния при финансировании указанных проектов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2017. № 36. Ст. 5433 ; Указание Банка
России от 08.10.2018 № 4927-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» // Вестник Банка России. 2019. № 7-8 ; Положение Банка России от 27.02.2017 № 579-П «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения» // Вестник Банка России. 2017. № 36-37. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Российская газета. 1999. 4 марта.
8
9
1и
быть не так конкретны, как при кредитовании, а риски — выше, причем они не ограничиваются плоскостью прямых финансовых потерь, но могут быть и иного рода, например коммерческими, экологическими, селективными.
Из сказанного следует, что и финансирование, и кредитование, и инвестирование в современных реалиях выступают как взаимодополняющие категории и не исключают их комплексного использования в практике реализации национальных проектов.
Мы изучили паспорта действующих в настоящее время национальных проектов и пришли к выводу, что бюджетные ассигнования не являются единственным источником их финансирования, что позволяет говорить о его мно-гоканальности. Так, средства федерального бюджета по состоянию на настоящий момент задействованы на 51,1 %, средства консолидированных бюджетов субъектов РФ — 19,1 %, государственные внебюджетные фонды — 0,6 %, на различные внебюджетные источники приходится 29,2 %. Конкретные цифры финансовых средств, выделяемых на национальные проекты, ежегодно меняются, корректируются с учетом социально-экономической обстановки в стране и отдельных регионах, однако в целом примерное пропорциональное соотношение долей различных источников сохраняется на протяжении нескольких лет. Кроме того, если проанализировать соотношение источников финансирования по отдельным национальным проектам, мы увидим значительную вариабельность их структуры. Так, в 10 из 12 нацпроек-тов наибольшая доля (свыше 50 %) приходится на федеральный бюджет, в отдельных проектах соответствующая цифра составляет 100 % («Международная кооперация и экспорт») или приближается к абсолютному максимуму («Культура» — 96,7 %, «Демография» — 95,8 %). В структуре финансовых источников нацпроекта
«Безопасные и качественные автодороги» преобладают средства консолидированных бюджетов субъектов РФ. Внебюджетные источники не предусмотрено использовать в нацпроектах «Международная кооперация и экспорт», «Культура», «Демография», «Здравоохранение». Вместе с тем нацпроект «Экология», напротив, предполагает их активное привлечение (79,3 %)11.
В целом объемы средств, предоставляемых из различных источников на финансирование национальных проектов, носят прогнозный и плановый характер и требуют уточнения при реализации конкретных мероприятий. Это касается и бюджетных расходов. Однако следует признать, что механизмы корректировки лимитов расходуемых средств различны. Так, например, если это средства федерального бюджета, приемлемыми формами выступают межбюджетные трансферты в виде субсидий, субвенций, дотаций, перераспределение профицита бюджета, использование резервных фондов. Средства внебюджетных источников лимитированы в меньшей степени, их предельные объемы ограничиваются лишь собственными возможностями субъектов, задействованных в непосредственной реализации национальных проектов, а также возможностями использования привлеченных средств (инвестиций, кредитов, займов) без нарушения обязательств. А. С. Матненко в этой связи отмечает положительный эффект современных подходов к увеличению гибкости и мобильности финансирования национальных проектов, заключающийся в возможности оперативно изыскивать средства на достижение целевых показателей, а не просто осваивать весь арсенал выделенных финансовых средств12.
Впрочем, в процессе реализации национальных проектов возможно как увеличение, так и уменьшение финансовой базы. Данные эффекты рельефно высветились с началом пандемии
11 См.: Финансирование национальных проектов // URL: https://icss.ru/ekonomicheskaya-politika/ strategicheskoe-planirovanie/kopiya-vneshnyaya-torgovlya-v-2018-godu-i-natsionalnye-proekty (дата обращения: 27.07.2020).
12 Матненко А. С. Приоритетные национальные проекты как метод и форма бюджетной деятельности государства // URL: https://wiselawyer-ru.turbopages.org/wiselawyer.ru/s/poleznoe/21484-prioritetnye-nacionalnye-proekty-metod-forma-byudzhetnoj-deyatelnosti (дата обращения: 13.08.2020).
2019-2020 гг. В частности, по заключению экспертов, федеральный бюджет из профицитного превратился в дефицитный, стало быть, рассчитывать на дополнительные бюджетные вливания не приходится. Кроме того, потребовалось перераспределение средств между национальными проектами. В частности, в 2020 г. были увеличены на 10 % расходы на нацпроект «Здравоохранение», на остальные — урезаны на 10-25 %. Эксперты также предсказывают на ближайшие два года замедление темпов реализации проектов по цифровизации и развитию экспорта в пользу стимулирования социальной политики13.
Федеральный бюджет как источник финансирования национальных проектов отличается наибольшей устойчивостью и надежностью, поскольку обеспечен особыми механизмами финансового контроля за исполнением бюджета14. На втором месте по указанным критериям стоят консолидированные бюджеты субъектов РФ. Их надежность во многом зависит от экономического профиля региона. Хотя это достаточно прогнозируемое состояние. Но здесь могут вмешиваться случайные факторы, такие как чрезвычайные ситуации, природные катаклизмы, эпидемиологическая обстановка и т.п., требующие экстренного перераспределения средств. Для остальных источников характерен более высокий уровень рисков. К примеру, инвестиционная привлекательность национальных проектов может зависеть не только от прогнозируемых экономических выгод, но и от состояния контрольно-надзорной деятельности. Так, например, пришлось переносить сроки строительства Багаевского и Нижегородского гидроузлов, а также сроки ввода ряда аэропортовых объектов с 2020 на 2023 г. и с 2021 на 2024 г. вследствие того, что инвесторы потеряли интерес к данным объектам. Одной из ведущих причин было уси-
ление механизмов контроля за целевым использованием бюджетных средств со стороны казначейства15.
Зависимость инвестиционных процессов от таких факторов, как стабильность экономической ситуации в стране и регионе, инфляционные процессы, состояние отдельных экономико-правовых институтов и инструментов, таких как доступные долгосрочные кредиты, затрудняет управляемость использования внебюджетных источников финансирования нацпроектов. Отсюда в задачи координаторов и управленцев в рассматриваемой сфере входит поиск эффективных и сбалансированных механизмов, обеспечивающих повышение степени устойчивости и надежности различных источников финансирования.
Анализ законодательства, практики реализации национальных проектов, научной литературы позволил выделить основные бюджетные источники финансирования национальных проектов. Наиболее распространены прямые расходные обязательства федерального бюджета (предусмотрены в 79 % паспортов федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов). Государство чаще всего использует различные формы межбюджетных трансфертов, которые могут быть дифференцированы следующим образом:
— межбюджетные трансферты из федерального бюджета в форме субсидий бюджетам субъектов РФ (ст. 132 БК РФ), бюджетам государственных внебюджетных фондов (ст. 129 БК РФ);
— межбюджетные трансферты из федерального бюджета в форме субвенций бюджетам субъектов РФ (ст. 133 БК РФ);
— иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации (ст. 132.1 БК РФ);
13 Национальные проекты: ожидания, результаты, перспективы // URL: https://raexpert.ru/researches/ national_project_2020/ (дата обращения: 17.08.2020).
14 Постановление Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета» // СЗ РФ. 2017. № 51. Ст. 7807 ; Трубникова Е. И. Правовое обеспечение контроля за исполнением федерального бюджета // Финансовое право. 2008. № 18 (306). С. 45-48.
15 См.: Дементьева А. [и др.] Первые итоги: что дал экономике стартовый год реализации нацпроектов // URL: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/odin-iz-sesti-cto-dal-ekonomike-rossii-pervyj-god-realizacii-nacproektov (дата обращения: 12.08.2020).
— субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам (ст. 78 БК РФ);
— субсидии другим бюджетам бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности (ст. 79.1 БК РФ);
— субсидии (кроме указанных выше) некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями (ст. 78.1 БК РФ), государственными (муниципальными) учреждениями, государственными корпорациями (компаниями) и публично-правовыми компаниями;
— субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (помимо финансового обеспечения выполнения ими государственного (муниципального) задания);
— гранты в форме субсидий некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями;
— прямые расходные обязательства федерального бюджета, в том числе на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (ст. 72 БК РФ);
— бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями (ст. 80 БК РФ);
— бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности (ст. 79 БК РФ).
Основываясь на принципах софинансиро-вания национальных проектов и бюджетного федерализма, государство широко использует указанные инструменты в целях финансовой поддержки и экономического выравнивания субъектов Российской Федерации. Однако в последнее время нами выявлена тенденция к
сокращению дотационных механизмов и переориентированию на предоставление регионам субсидий и субвенций как средств стимулирования их самостоятельности и большей экономической и инновационной активности.
Финансово-правовыми институтами финансирования национальных проектов из внебюджетных источников могут являться: кредиты и кредитные линии (привлечение заемных денежных средств, в том числе в соответствии с графиком затрат на проект); синдицированные кредиты (привлечение денежных средств в больших объемах от нескольких кредиторов); коммерческие кредиты (приобретение от поставщиков оборудования и техники на условиях отсрочки платежа в рамках реализации проекта); проектное финансирование(финансирование проекта на условиях выплаты процентов из доходов от эксплуатации проекта); привлечение средств от выпуска и продажи облигаций широкому кругу лиц; лизинг (финансирование поставок оборудования и техники при реализации проекта); краудфандинг (создание инвестиционных интернет-платформ для привлечения изначально неопределенного круга инвесторов на условиях возврата долга из будущих доходов)16.
Подводя итог сказанному, отметим, что финансирование национальных проектов является многоканальным при гармоничном сочетании использования бюджетных и внебюджетных источников. На данном этапе предприняты заметные шаги в сторону обеспечения гибкости движения бюджетных финансовых ресурсов, направляемых на реализацию национальных целей, однако предстоит активизировать усилия по повышению контролируемости и управляемости внебюджетных источников. Представляется, что решить данные задачи возможно при условии сбалансированного правового регулирования, а также надлежащего функционирования принципов федерализма и комплексности решения поставленных задач и ответственного хозяйствования.
16 См. об этом также: Лопатин В. А., Криворучко С. В. Инструменты внебюджетного финансирования национальных проектов // Экономика. Налоги. Право. 2020. № 13 (3). С. 50-58.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Абдусаламова А. П. Приоритетные национальные проекты в реализации стратегии социально-экономического развития России : автореф. дис. ... канд. экон. наук. — M., 2012. — 25 с.
2. Андреева Е. М., Радько А. В. Понимание категории «финансирование» в различных областях российского права // Ленинградский юридический журнал. — 2016. — № 3 (45). — С. 142-151.
3. БоронинаЛ. Н., Сенук З. В. Основы управления проектами : учеб. пособие. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 112 с.
4. Дементьева А. [и др.] Первые итоги: что дал экономике стартовый год реализации нацпроектов // URL: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/odin-iz-sesti-cto-dal-ekonomike-rossii-pervyj-god-realizacii-nacproektov (дата обращения: 12.08.2020).
5. Крохина Ю. А. Финансовое право России. — M. : Норма, 2008. — 623 с.
6. Лопатин В. А., Криворучко С. В. Инструменты внебюджетного финансирования национальных проектов // Экономика. Налоги. Право. — 2020. — № 13 (3). — С. 50-58.
7. Мазур И. И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г. Управление проектами : учеб. пособие для студентов, обучающихся по спец-ти 061100 «Менеджмент организации» / под общ. ред. И. И. Mазура. — 4-е изд., стер. — M. : Омега-Л, 2007. — 664 с.
8. Матненко А. С. Приоритетные национальные проекты как метод и форма бюджетной деятельности государства. — URL: https://wiselawyer-ru.turbopages.org/wiselawyer.ru/s/poleznoe/21484-prioritetnye-nacionalnye-proekty-metod-forma-byudzhetnoj-deyatelnosti (дата обращения: 13.08.2020).
9. Мау В. А. Ключевые факторы эффективности // Национальные проекты. — 2006. — № 6. — С. 17.
10. Национальные проекты: ожидания, результаты, перспективы // URL: https://raexpert.ru/researches/ national_project_2020/ (дата обращения: 17.08.2020).
11. Соколова Э. Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований. — M. : Юриспруденция, 2009. — 262 с.
12. Трубникова Е. И. Правовое обеспечение контроля за исполнением федерального бюджета // Финансовое право. — 2008. — № 18 (306). — С. 45-48.
13. Финансирование национальных проектов // URL: https://icss.ru/ekonomicheskaya-politika/ strategicheskoe-planirovanie/kopiya-vneshnyaya-torgovlya-v-2018-godu-i-natsionalnye-proekty (дата обращения: 27.07.2020).
14. Финансовое право : учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. — M. : Юрист, 2004. — 585 с.
15. Финансовое право : учебник / под ред. О. Н. Горбуновой. — M., 2001. — 400 с.
16. Project Management Key Concepts // URL: https://www.brighthubpm.com/project-planning/53125-key-concepts-in-project-management/ (дата обращения: 12.07.2020).
17. Schulte-Zurhausen М. Organisation. — München, 2002. — 420 р.
18. The concept of project complexity — A review // International Journal оf Project Manegment. — 1994. — № 14 (4). — С. 201-204.
Материал поступил в редакцию 17 августа 2020 г.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1. Abdusalamova A. P. Prioritetnye nacional'nye proekty v realizacii strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii : avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. — M., 2012. — 25 s.
2. Andreeva E. M., Rad'ko A. V. Ponimanie kategorii «finansirovanie» v razlichnyh oblastyah rossijskogo prava // Leningradskij yuridicheskij zhurnal. — 2016. — № 1 (45). — S. 142-151.
3. Boronina L. N., Senuk Z. V. Osnovy upravleniya proektami : ucheb. posobie. — Ekaterinburg : Izd-vo Ural. un-ta, 2015. — 112 s.
4. Dement'eva A. [i dr.] Pervye itogi: chto dal ekonomike startovyj god realizacii nacproektov // URL: https:// futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/odin-iz-sesti-cto-dal-ekonomike-rossii-pervyj-god-realizacii-nacproektov (data obrashcheniya: 12.08.2020).
5. Krohina Yu. A. Finansovoe pravo Rossii. — M. : Norma, 2008. — 623 s.
6. Lopatin V. A., Krivoruchko S. V. Instrumenty vnebyudzhetnogo finansirovaniya nacional'nyh proektov // Ekonomika. Nalogi. Pravo. — 2020. — № 11 (3). — S. 50-58.
7. Mazur I. I., Shapiro V. D., Ol'derogge N. G. Upravlenie proektami : ucheb. posobie dlya studentov, obuchayushchihsya po spec-ti 061100 «Menedzhment organizacii» / pod obshch. red. I. I. Mazura. — 4-e izd., ster. — M. : Omega-L, 2007. — 664 s.
8. Matnenko A. S. Prioritetnye nacional'nye proekty kak metod i forma byudzhetnoj deyatel'nosti gosudarstva. — URL: https://wiselawyer-ru.turbopages.org/wiselawyer. ru/s/poleznoe/21484-prioritetnye-nacionalnye-proekty-metod-forma-byudzhetnoj-deyatelnosti (data obrashcheniya: 13.08.2020).
9. Mau V. A. Klyuchevye faktory effektivnosti // Nacional'nye proekty. — 2006. — № 6. — S. 17.
10. Nacional'nye proekty: ozhidaniya, rezul'taty, perspektivy // URL: https://raexpert.ru/researches/national_ project_2020/ (data obrashcheniya: 17.08.2020).
11. Sokolova E. D. Pravovoe regulirovanie finansovoj deyatel'nosti gosudarstva i municipal'nyh obrazovanij. — M. : Yurisprudenciya, 2009. — 262 s.
12. Trubnikova E. I. Pravovoe obespechenie kontrolya za ispolneniem federal'nogo byudzheta // Finansovoe pravo. — 2008. — № 11 (306). — S. 45-48.
13. Finansirovanie nacional'nyh proektov // URL: https://icss.ru/ekonomicheskaya-politika/strategicheskoe-planirovanie/kopiya-vneshnyaya-torgovlya-v-2018-godu-i-natsionalnye-proekty (data obrashcheniya: 27.07.2020).
14. Finansovoe pravo : uchebnik / otv. red. N. I. Himicheva. — M. : Yurist, 2004. — 585 s.
15. Finansovoe pravo : uchebnik / pod red. O. N. Gorbunovoj. — M., 2001. — 400 s.
16. Project Management Key Concepts // URL: https://www.brighthubpm.com/project-planning/53125-key-concepts-in-project-management/ (data obrashcheniya: 12.07.2020).
17. Schulte-Zurhausen M. Organisation. — München, 2002. — 420 r.
18. The concept of project complexity — A review // International Journal of Project Manegment. — 1994. — № 11 (4). — S. 201-204.