Научная статья на тему 'Финансирование инноваций в России. Эффективность налогового стимулирования исследований и разработок'

Финансирование инноваций в России. Эффективность налогового стимулирования исследований и разработок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансовый журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ / ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ЗАТРАТЫ / R&D / INNOVATION INTRODUCTION PROCESS FINANCING / TAX INCENTIVES / INVESTMENT EXPENDITURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никонов Денис

В статье рассмотрены основные на сегодняшний день способы финансирования науки и инноваций, проанализирован мировой опыт их использования, а также динамика расходов на науку в России, США, Германии, Китае. Уделено внимание налоговому стимулированию инноваций при помощи налоговых методов, в частности, налога на прибыль организаций. Рассмотрены антикризисные налоговые меры, входящие в Программу Правительства Российской Федерации. Автором предложен ряд дополнительных мер, которые могут способствовать более эффективному развитию и внедрению инноваций в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financing the Innovation Introduction Process in Russia: the R&D Work and the Tax Incentives Effects

The article author describes the main approaches used today in financing the R&D work. He examines the best practices elaborated by the international practitioners and describes the amounts allocated for the R&D work in Russia, USA, Germany and China within a certain time period. The author also describes the tax incentives used for streamlining the innovation introduction process. In particular, he describes the measures taken to reduce the corporate profit tax. The author examines the taxation policy-related measures that are described in the Russian Government Crisis Management Program. The article author describes his own suggestions as to what steps should be taken in order to improve the R&D work and better introduce the various innovations in Russia.

Текст научной работы на тему «Финансирование инноваций в России. Эффективность налогового стимулирования исследований и разработок»

ИННОВАЦИИ

Ключевые слова: Д. В. Никонов, аспирант кафедры

финансирование инноваций, «Государственные доходы»

исследования и разработки, налоговое Академии бюджета и казначейства Минфина России

стимулирование, инвестиционные затраты (e-mail: jey4@mail.ru)

Финансирование инноваций в России. Эффективность налогового стимулирования исследований и разработок

«Отринутая нами наука станет врагом нашим и ополчится на нас. Она либо отдаст нас на погибель, либо сделает варварами. Пишу это охваченный мрачной тоской».

Император Византии Феодор II Ласкарисс (XIII век)

В Программе антикризисных мер на 2009 год, которую Правительство России опубликовало 19 марта 2009 г., отмечены проблемы российской экономики. Основные — это высокая зависимость от экспорта природных ресурсов, недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов экономики, значительное падение промышленного производства, развитие экономики за счет внешних источников (высоких цен на сырье,«дешевых»кредитов иностранных банков). Выход из сложившейся ситуации Правительство видит в «радикальном повышении инновационной активности в экономике, формировании «критической массы» эффективных, динамично развивающихся, конкурентоспособных предприятий во всех секторах производства, продолжении технологической модернизации отечественной промышленности».

Получит ли отечественная наука новый импульс своего развития? Из каких источников будут поступать финансовые ресурсы для этих целей? Рассмотрим структуру, источники и объемы финансирования инноваций в России.

Под инновациями принято понимать нововведения в области техники, технологии,

организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки

1

и передового опыта .

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), первое место в мире по объемам средств, инвестируемых в инновации (сферу R&D2), занимают

1 Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007.

2 R&D — исследования и разработки (от англ. research and development).

США. В последние годы Америка тратит на исследования и разработки около $350 млрд в год (более 2,5 % ВВП), при этом около 70 % этой суммы — расходы коммерческих предприятий. Отрыв от других стран по объемам финансирования довольно значителен при стабильном приросте в среднем 4—5 % в год (2002—2007 гг.). В сфере науки занято свыше 1 млн человек.

Изменение уровня затрат на исследования и разработки в некоторых странах наглядно иллюстрируют диаграммы (см. рис.).

Рисунок

Внутренние затраты на исследования и разработки ($млн по паритету покупательной способности валют)

Россия США

30000 1 25000 -20000 -15000 -10000 -5000

0 Ч—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і

400000 -і-------------------------------------------------

350000

300000

250000

200000 -------------------------------

150000

100000

50000

0 І і і і і і і і і і і і і і і і і і і і і і і і і і і

Германия

Китай

100000

90000

80000

70000

60000

50000

40000

30000

20000

10000

0

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (www. sourceoecd.org)

Показательно, что у каждого из представленных государств — не только своя политика в отношении объема выделяемых на исследования средств, но и индивидуальный подход к наращиванию финансирования.

Стабильный рост расходов на исследования и разработки наблюдается в Германии

— в среднем около 4 % в год (2002—2007 гг.).

В Китае объем расходов в сфере R&D увеличился с $11,6 млрд в год в 1996 году до $86,8 млрд в 2006 году. Аналогичный показатель для России в 1997 году — $10,0 млрд, в 2007 году — $25,1 млрд.

В России структура источников финансовых вложений в исследования и разработки имеет отличия от стран с развитой экономикой. Анализируя данные таблицы, заметим, что доля исследований, проводимых коммерческими предприятиями, в России занимает 66,6 %, в то время как в качестве источников финансирования их средства составляют лишь 28,8 % (аналогичные показатели для США — 71,0 % и 65,2 %, для

Китая — 71,1 % и 69,1 %, для Германии — 69,9% и 68,1%, для Японии — 77,2 % и 77,1 % соответственно). Таким образом, можно заключить, что российская структура инвестиций в исследования и разработки имеет явный дефицит частных вложений.

Таблица

Структура затрат на исследования и разработки

СО I со О Внутренние затраты на исследования и разработки (млн долл. США по ППС валют) Затраты на исследования и разработки по секторам экономики (%) Затраты на исследования и разработки по источникам финансирования (%)

я и ят и р п д е р п си и к с е р е м м о Государственный сектор Учреждения высшего образования Частные некоммерческие организации Коммерческие предприятия Государственный сектор Учреждения высшего образования е и к с е ри еи I" мз § і еа Ї & ы н ст а ІГ Иностранные инвестиции

Россия 25 155 66,6 27,0 6,1 0,3 28,8 61,1 0,6 0,1 9,4

США 348 658 71,0 11,3 13,5 4,2 65,2 29,1 2,7 3,0

Китай 86 758 71,1 19,7 9,2 69,1 24,7 1,6

Германия 66 716 69,9 13,9 16,2 68,1 27,8 0,3 3,8

Япония 138 782 77,2 8,3 12,7 1,8 77,1 16,2 5,7 0,6 0,4

В настоящее время в нашей стране около 800 тыс. человек занято исследованиями и разработками (для сравнения: в 1992 году этим занималось около 1,5 млн человек); ежегодно на эти цели затрачивается 1 % ВВП.

Значительную роль в финансовом обеспечении исследований и разработок в России играет государство. На данный момент именно от государственной политики в этой области (как с точки зрения объема направляемых средств, так и в отношении стимулирования притока ресурсов из частного сектора) зависит, сможет ли наша страна занять достойное место в современном высокотехнологичном мире.

оптимальное соотношение способов финансирования науки

Существует три основных способа финансирования науки: финансирование отдельных ученых, финансирование научных учреждений и выделение средств на осуществление научных программ. В различных странах может преобладать та или иная система финансового обеспечения R&D-сферы в зависимости от культурно-исторических, экономических, политических и других условий. Тем не менее основным аргументом для принятия решений по выбору того или иного приоритетного способа финансирования науки является стремление максимизировать эффективность вложений, повысить результативность данного вида деятельности.

Гранты и премии

Один из каналов финансирования исследований и разработок — выделение средств на осуществление индивидуальной деятельности ученого или коллектива ученых (ведущих

научных школ) посредством грантов. Основную часть грантов в области научных исследований в нашей стране распределяют Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) и Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ). В федеральном бюджете на 2009 г. предусмотрено 1,6 млрд руб. на финансирование РГНФ и 9,4 млрд руб.

— РФФИ. В 2008 г. финансирование этих фондов составляло 7,7 млрд руб.

Помимо этого в России действует система предоставления президентских грантов, направленных на поддержку молодых российских ученых — кандидатов и докторов наук, а также ведущих научных школ. В целом на выплату грантов в области науки, культуры, искусства и средств массовой информации в федеральном бюджете на 2009 г. предусмотрено порядка 12 млрд руб.

Во всем мире гранты считаются одной из наиболее эффективных форм государственного финансирования R&D-сферы, поскольку выделение средств в этом случае осуществляется на конкурсной основе. В связи с этим целесообразно наращивать объемы финансирования научной деятельности посредством грантов, расширяя область их применения.

Финансирование научных организаций

Другим источником поступления финансовых ресурсов в R&D-сферу является выделение средств на осуществление деятельности научных организаций, которые получают основное бюджетное финансирование посредством структуры государственных академий, а также через гранты и участие в реализации целевых программ.

В соответствии с федеральным законодательством научная работа в государственных академиях осуществляется на основе пятилетней программы фундаментальных исследований, утверждаемой Правительством.

По данным Казначейства, в этом году на фундаментальные исследования по соответствующей статье федерального бюджета предусмотрено 80,4 млрд руб. — на 13,4 млрд руб. больше, чем в 2008 г. При этом более 70 % данной суммы пойдет на поддержку государственных академий, их региональных отделений и подведомственных учреждений, менее 30 % — на поддержку организаций, осуществляющих фундаментальные исследования.

Что касается прикладных научных исследований, то на их финансирование из федерального бюджета в 2009 г. предусмотрено 317,4 млрд руб. (в 2008 г. — 229,4), из них 162,9 млрд руб., или 35 % (в 2008 году — 32 %), предназначены для исследований в области национальной экономики, подавляющая часть которых проводится в рамках целевых программ, 51 % — для исследований в области национальной обороны (в 2008 году — 57 %).

Одна из положительных тенденций последних лет — активное применение российскими научными организациями системы, по которой финансирование фундаментальной и прикладной науки происходит по принципу софинансирования. В области фундаментальной науки поддержку получают те руководители и коллективы, у которых есть гранты РФФИ, РГНФ «Роснауки». В области прикладной науки и инноваций бюджетное финансирование направляется тем, у кого заключены договоры на выполнение НИОКР с предприятиями.

Проектное финансирование

Третий способ финансирования науки — финансирование отдельных проектов. В нашей стране оно осуществляется в основном в рамках выделения средств на федеральные целевые программы (ФЦП).

Развитие нанотехнологий является, пожалуй, одним из самых грандиозных проектов последнего времени, а ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Рос-

сийской Федерации на 2008 — 2010 годы» — одной из наиболее широкомасштабных целевых программ в научной сфере.

Необходимость создания эффективной системы исследований и разработок в области нанотехнологий была сформулирована еще в Бюджетном послании Президента 2007 года. В настоящее время создана Российская корпорация нанотехнологий, осуществляющая отбор и финансирование проектов, которая также выступает в качестве государственного заказчика реализации федеральных целевых программ в области нанотехнологий.

В рамках целевой программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 — 2010 годы» предусмотрено финансирование в размере 27,7 млрд руб., 90 % этих средств будут выделены из федерального бюджета, остальные 10 % — привлечены из внебюджетных источников. В целом на развитие нанотехнологий планируется направить около 180 млрд руб. бюджетных средств.

В результате должны быть созданы наноматериалы нового поколения, которые могут использоваться в ключевых областях науки и техники. Предполагается достичь передового уровня исследований и разработок, а также оснащенности научноисследовательским, метрологическим и технологическим оборудованием организаций, работающих в данной сфере.

Примечательно, что уже сегодня на международных выставках достижений высоких технологий демонстрируются отечественные разработки в области наноиндустрии.

Кроме того, действует ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 — 2012 годы». Общий объем финансирования программы — 194,9 млрд руб., из них бюджетные средства составляют 69 %.

Наукограды

Существует еще один способ финансирования научной деятельности. Ежегодно законом о Федеральном бюджете предусматриваются выделение средств субъектам Российской Федерации, которые, в свою очередь, передают их в виде субвенций бюджетам наукоградов. Данные средства идут на развитие и поддержку их социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры. В 2009 г. в федеральном бюджете на эти цели выделено 1,7 млрд. рублей.

Согласно закону, наукоград — это муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом. Наукограды показали свою эффективность в следующих отраслях: авиа- и ракетостроение, электроника, машино- и приборостроение, химия, ядерный комплекс, энергетика, биология и биотехнология.

Всего в федеральном бюджете этого года предусмотрено финансирование десяти наукоградов, среди которых, например, г. Королев, известный своими достижениями в космической области.

Наукограды — это своего рода корпорации, выросшие до масштабов города, где происходит реализация трудоемких научных проектов, с крупным предприятием (зачастую, хотя и не всегда, государственным), лежащим в основе данного образования. Их особая социально-культурная и психологическая атмосфера способствует повышению мотивации труда без дополнительных материальных затрат.

налоговое стимулирование инноваций

Индикатором готовности экономики страны к кризису является курс валюты. Курсы валют США, Китая, а также евро с углублением кризиса резко повысились по отноше-

нию к рублю. Примечательно, что курс юаня имеет наибольший темп роста, равно как и темп роста затрат на R&D-сферу в Китае. Это свидетельствует о том, что экономика стран с выскоразвитой системой финансирования исследований и разработок может успешно противостоять кризису.

В программе антикризисных мер Правительства делается прогноз о падении мирового ВВП в 2009 г. почти на 0,5 %, спад ВВП в США может достичь 2,6—2,7 %, в Японии 5—5,8 %, в странах Евросоюза — 2,1—2,5 %. Положительные темпы роста сохранятся в Индии и Китае, но и там они снизятся почти в два раза по сравнению с предыдущими годами. В России ВВП также может упасть более чем на 2 %.

Одна из первоочередных мер, которая позволит избежать резкого углубления кризисных явлений в экономике России как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе, — выработка специальной комплексной программы развития сферы исследований и разработок, в которой будут четко сформулированы рычаги стимулирования притока финансовых средств в эту область со стороны частного сектора и международных организаций, а также целевые приоритеты государственного финансирования инновационной деятельности.

Согласно отчету Всемирного банка за 2008 г., по индексу экономики знаний Россия находится на 61-м месте среди 134 стран. Данный индекс позволяет оценить степень развития четырех основных составляющих экономики знаний: экономической активности, образования, инноваций и технологических разработок, информационных и коммуникационных технологии.

В этой связи можно констатировать, что создание экономики, базирующейся на наукоемких производствах, должно стать одной из первоочередных задач экономической политики России. Для достижения данной цели необходимо четко определить приоритеты развития, которые способствовали бы созданию благоприятной экономической среды для разработки и внедрения инноваций.

При реализации государственной политики в области инноваций в России наиболее острой проблемой является привлечение финансовых средств частных компаний. Эффективным рычагом воздействия на направления расходов предприятий является налоговая политика.

В антикризисной программе обозначены следующие налоговые меры стимулирования развития предприятий:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20 %, при этом федеральная часть налога снижена с 6,5 до 2,5 %. Регионы в дополнение к 17,5 % получают 0,5 % за счет федеральной части. Кроме того, субъектам РФ дано право уменьшать ставку с 15 до 5 % от суммы дохода при применении упрощенной системы налогообложения. По мнению автора, недостаток этих мер в том, что облегчение налоговой нагрузки для предприятий и организаций не поставлено в прямую зависимость от ведения ими деятельности, направленной на применение инновационных технологий, что не гарантирует использование высвобождающихся таким образом средств для развития производства.

2. Переход к начислению амортизации в целях налогообложения прибыли по амортизационным группам, применению нелинейного метода начисления амортизации, а также увеличение в пределах 3—7 амортизационных групп амортизационной премии с 10 до 30 %, что позволит предприятиям быстрее списывать основные средства.

3. Перенос с 1 января 2010 года ряда основных средств в амортизационные группы с меньшим сроком полезного использования. Данная мера позволит обновить ряд основных фондов; целесообразно применять ее в первую очередь к оборудованию, связанному с инновационной деятельностью.

4. Освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по ввозу технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

5. Увеличение предельной величины процентов по долговым обязательствам, признаваемых расходом. Эту меру также целесообразно увязать с применением предприятиями инновационных технологий.

В основу совершенствования данных мер могли бы лечь следующие принципы построения эффективной системы налогового стимулирования инноваций:

• выработка политики по стимулированию инновационной активности, направленной на решение приоритетных задач, стоящих перед экономикой страны. При этом стимулирование инноваций должно осуществляться по конкретным направлениям;

• совершенствование налогового законодательства с целью построения такой системы предоставления налоговых преференций, чтобы объем недополученных доходов в виде налогов при применении льгот был максимально приближен к объему средств, направленных на внедрение новых технологий;

• увязка размера предоставляемых налоговых льгот с полученным от инноваций эффектом.

В ходе реализации этих принципов нужно сосредоточить особое внимание на построении эффективной системы налогообложения прибыли, так как данный налог непосредственно связан с финансовым результатом деятельности организаций. В частности, эффективной мерой может стать упрощение системы предоставления вычета из налоговой базы суммы расходов на НИОКР, проработка вопросов законодательного оформления перечня расходов, которые признаются расходами на НИОКР. Кроме того, необходимо соблюдать условие предоставления льгот пропорционально полученному эффекту от инноваций как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. Примечательно, что в некоторых странах (Австралия, Бельгия) налоговые льготы могут превышать суммы инвестиций в исследования и разработки. Это превышение является своеобразной государственной премией предприятиям, занимающимся инновациями.

Стимулом развития наукоемких производств может стать предоставление льгот по налогу на прибыль организаций при внедрении инновационного оборудования, а также отнесение к текущим затратам расходов на некоторые виды оборудования, необходимого при проведении научных исследований.

Удачным опытом налогового стимулирования внедрения инноваций с помощью налога на прибыль можно считать, например, реализацию «немецкого чуда» Л. Эрхардом. После войны американцы не позволяли снижать уровень налогового бремени в Германии, что не давало развиваться экономике. Л. Эрхард решил поддержать инвестиции в обновление и развитие производства путем применения метода ускоренной амортизации. В 1951 г. было осуществлено также прямое уменьшение налогооблагаемой базы на инвестиционные затраты. Это сократило поступление налога, но помогло развитию предприятий, и в конечном итоге — выходу экономики Германии из кризиса.

Кроме того, целям налогового стимулирования инноваций могут послужить следующие меры:

1. Возобновление применения налоговых каникул, то есть освобождение от налогообложения прибыли, полученной от внедрения результатов инновационных проектов.

2. Расширение сферы действия инвестиционного налогового кредита.

3. Применение предприятиями ускоренной амортизации должно быть увязано с теми направлениями расходования дополнительно получаемых средств, которые предусматривают финансирование инноваций.

4. Возможность пользоваться льготными условиями налогообложения малых предприятий (упрощенную систему налогообложения) следует поставить в зависимость от направлений использования экономии по налогам. Льготы нужно предоставлять в том случае, если высвобождаемые средства тратятся на инвестиции, на разработку и внедрение новых технологий.

5. Предоставление дополнительных льгот организациям, занятым разработкой и выпуском наукоемкой продукции в пределах наукоградов.

Еще одной важной мерой стимулирования инновационной активности может стать минимизация — вплоть до полной отмены — таможенных пошлин при ввозе и вывозе инновационной продукции, что послужит расширению экспорта и импорта в данной области.

Общее условие построения эффективной системы налогового стимулирования инноваций можно определить следующим образом. Стимулирование развития предприятий и организаций посредством льготных условий налогообложения должно вести за собой целевое направление высвобождаемых средств на финансирование приоритетных направлений развития, в частности, инновационных проектов. Размер льгот при этом должен зависеть от эффективности деятельности организаций по разработке и внедрению передовых технологий.

Среди неналоговых мер стимулирования инноваций выделяют следующие:

• защита прав на интеллектуальную собственность;

• государственная поддержка малого предпринимательства, занятого инновационной деятельностью;

• развитие инновационной инфраструктуры;

• стимулирование международного сотрудничества в области получения и реализации инновационной продукции. Организация за счет государственных средств международных выставок и семинаров с целью расширения возможностей выхода отечественных предприятий на мировой рынок.

будущее отечественной науки. роль государства

Интенсивность затрат на исследования и разработки определяется долей соответствующих расходов в ВВП, которая в странах с развитой рыночной экономикой составляет в среднем около 2 %. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, разработанная Минобрнауки, предполагает, что если развитие науки будет происходить не по инерции, а с учетом мер, предусмотренных Стратегией, то достичь уровня интенсивности 2,5 % Россия сможет к 2015 году. Ключевая роль в борьбе за достижение поставленных целей отводится государству. При этом представители РАН ежегодно отмечают, что целевые показатели Стратегии не выполняются.

Наука в России переживает довольно тяжелые времена. Анализ современного положения сектора исследований и разработок показывает дефицит финансовых ресурсов, а также стимулов для повышения инновационной активности. Данные тенденции в дальнейшем будут усугубляться по мере углубления кризисных явлений. Необходима разработка и реализация мер, направленных на выравнивание существующего дисбаланса в экономике, увеличение доли наукоемких производств. Требуется проведение систематизированной государственной политики, без которой увеличение

финансирования (которое остается крайне скромным в сравнении с другими странами) вряд ли даст значительные результаты. Необходимо сосредоточить усилия как на построении эффективной структуры государственного финансирования исследований и разработок, так и на разработке и внедрении мер налогового стимулирования инноваций с целью привлечения частных инвестиций в данную отрасль, как наиболее эффективных, кроме прочего, с точки зрения определения сферы деятельности. В дополнение к этому, по примеру развитых стран, следует поощрять создание совместных предприятий с государственным и частным капиталом.

Необходимо также повышать заинтересованность регионального и местного уровней бюджетной системы в стимулировании инноваций, что способствовало бы более рациональному расходованию средств с учетом территориальных особенностей. В настоящее время роль данных уровней в финансировании науки невелика. В прошлом году расходы на фундаментальные и прикладные исследования консолидированного бюджета субъектов составили менее 1 % общих расходов.

В условиях глобализации первостепенное значение приобретает международное сотрудничество в области обмена результатами интеллектуального труда.

Повышение престижа профессии ученого, обеспечение притока трудовых ресурсов в отрасль также играют не последнюю роль.

Наконец, нужно постоянно совершенствовать имеющиеся, а также внедрять новые способы повышения эффективности использования выделяемых бюджетных средств с целью получения максимального результата от произведенных вложений.

В заключение хотелось бы напомнить, что случилось с великой Византийской империей, когда разработка и внедрение инноваций перестали восприниматься как жизненно необходимая основа могущества страны. Несмотря на кажущуюся мощь империи, в ней ослабла власть государства, произошел экономический упадок деревни и города, разорение крестьянства, армия потеряла боеспособность, стали нарастать социальные противоречия. Существование множества враждебных друг другу политических течений не дало возможности выработать единый план антикризисных мер. В результате весной 1453 года была завоевана столица Византийской империи — Константинополь, что положило конец великой империи. Решающую роль в осаде сыграло применение турецким войском мощных камнеметных пушек, патент на которые они приобрели. Чуть ранее этот патент предлагали купить византийскому императору,

« 3

но он счел его стоимость слишком высокой ...

3 Дука. Византийская история. Гл. 35—40, 42 (http://miriobiblion.narod.ru/byzhistory.htm)

Библиография

1. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год [Электронный ресурс]: сайт Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина. Режим доступа: http://premiergov.ru/anticrisis/

2. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007.

3. Валовые внутренние затраты на исследования и разработки [Электронный ресурс]: The OECD's Online Library of Statistical Databases, Books and Periodicals (по состоянию на февраль 2009 года). — Режим доступа: http://masetto.sourceoecd.org/vl=445992/cl=32/nw=1/rpsv/ij/oecdstats/ 16081242/v209n1/s42/p1

4. Федеральный закон о федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов [Электронный ресурс]: Правовая система Консультант плюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/

5. Отчет об исполнении Консолидированного бюджета Российской Федерации (отчет на 1 июня 2009 года, отчет за 2008 год) [Электронный ресурс]: сайт Федерального Казначейства Российской Федерации. — Режим доступа: http://www.roskazna.ru/reports/cb.html

6. Федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2010 годы» [Электронный ресурс]: сайт Государственной дирекции Федеральной целевой программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2010 годы». — Режим доступа: http://nano.extech.ru/rtf/priloj_4.doc

7. На развитие наноиндустрии будет направлено 180 млрд рублей. [Электронный ресурс]: новостная лента сайта РАН, 14.06. 2007. — Режим доступа: http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=4bc2b0af-d561-435f-86a2-ded4c5765f53&_Language=ru

8. ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 — 2012 годы». [Электронный ресурс]: сайт Федерального агентства по науке и инновациям. — Режим доступа: http://www.government.ru/content/governmentactivity/ rfgovernmentdecisions/archive/2006/10/25/afdfbfb665204612a9c9798e5a2dcd66.doc

9. Дука. «Византийская история» (гл. 35 40; 42). [Электронный ресурс]: Библиотека произведений античных и византийских авторов. — Режим доступа: http://miriobiblion.narod.ru/byzhistory.htm

10. OECD Science, Technology and Industry Outlook: 2008 (Complete Edition — ISBN 9264049916) [Электронный ресурс]: The OECD's Online Library of Statistical Databases, Books and Periodicals. — Режим доступа: http://puck.sourceoecd.org/vl=1951437/cl=12/nw=1/rpsv/~6681/v2008n10/s1/p1l

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.