Финансирование и продвижение инноваций ВУЗа Financing and promotion of innovation of University
Баранова Алла Юрьевна,
начальник управления научных исследований, доцент кафедры финансов, кредита и мировой экономики Сочинского государственного университета (г. Сочи), кандидат экономических наук;
Аннотация
В настоящее время актуальной является тема развития экономики знаний. Эпицентром инновационной деятельности выступают высшие учебные заведения и научно-исследовательские организации. С целью создания и реализации инноваций создаются технопарки, частно-государственные партнерства, предпринимательские сети и др. Но недостаточно проработан финансовый механизм взаимодействия ВУЗов и организаций рынка, способствующий продвижению инновационных услуг университетов. Abstract
Now days the development of the knowledge economy is important. The epicenter of innovation is higher educational institutions and scientific-research organizations. Science parks, public-private partnerships, business networks and etc. are created with the purpose of creation and implementation of innovation. But financial mechanism of interaction between universities and organizations is underdeveloped. It could contribute to the promotion of university's innovative services to the market. Ключевые слова
Финансирование, инновации, университеты, малые инновационные предприятия.
Financing, innovation, universities, small innovation enterprises.
Введение
Переход Российской Федерации от сырьевой экономики к экономике знаний предполагает формирование институциональных условий осуществления инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, повышение эффективности использования финансовых ресурсов, направляемых на выполнение исследований и разработок.
Одним из тезисов опубликованной статьи Путина В.В. «О наших экономических задачах» стало утверждение о ведущей роли вузов в становлении инновационной экономики. По его словам, «восстановление инновационного характера нашей экономики надо начинать с университетов -и как с центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития» [1]. В соответствии с концепцией развития молодежного предпринимательства именно молодые кадры являются основной движущей силой малого и среднего бизнеса, в том числе инновационного.
В соответствии с Концепцией развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период до 2015 года, Концепцией социально-экономического развития РФ на период до 2020 года и Стратегии инновационного развития РФ до 2020 года отмечается необходимым создание условий, стимулирующих молодежь к созданию собственного дела. Для этого необходимо решение следующих задач:
- освоение студентами базовых компетенций научно-исследовательской и инновационной деятельности посредством соответствующих практик;
- ориентация студентов-магистров на участие в научных исследованиях и разработках;
- вовлечение большинства преподавателей в научно-исследовательскую и инновационную деятельность;
- тесное сотрудничество университетов с реальным сектором экономики как в поисках заказов на прикладные разработки, так и в поисках фундаментальной тематики;
- применение междисциплинарности исследований и разработок;
- интернационализация научной деятельности через проведение стажировок в зарубежных ВУЗах, научных центрах, публикации результатов научных исследований в ведущих иностранных журналах;
- формирование и развитие малого инновационного предпринимательства.
Формирование инноваций в ВУЗе
Основоположником теории инновационной деятельности, нашедшей последователей во второй половине XX века, является Й. Шумпетер. По его мнению, благодаря инновациям производственная система переходит в другую плоскость с более качественными параметрами, а процесс новаторства продолжается до тех пор, пока новая комбинация не станет традиционной и доступной всем экономическим агентам.
Согласно Й. Шумпетеру инновационная деятельность связана с постулатами [2]:
- производство новых благ;
- применение новых методов производства или использования существующих благ;
- освоение новых рынков сбыта или источников сырья;
- изменение отраслевой структуры (новые требования к производству, замена оборудования и.т.п.).
Современные отечественные авторы эти постулаты дополняют маркетингом и оценкой экономической эффективности инноваций [3]. Зарубежные экономисты под инновацией понимают процесс извлечения выгоды из знания для обеспечения конкурентоспособности и лидерства [4].
В современной экономике наиболее полно трактовка данного термина отражена в международном документе «Руководство Осло: рекомендации по
сбору и анализу данных по инновациям» как введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях [5].
В данном документе приводятся типы инноваций:
- продуктовые (новые или усовершенствованные товары, услуги);
- процессные (существенные изменения в технологии производства);
- маркетинговые (новый метод маркетинга, включая значительные изменения в дизайне или упаковке продукта, его размещении, продвижении на рынок или в ценообразовании);
- организационные (новый организационный метод в деловой практике предприятия, в формировании рабочих мест или внешних связей.)
Применительно к высшим учебным заведениям под инновацией понимают выбор и применение новой комбинации научно-исследовательских, образовательных и управленческих решений, направленных: на совершенствование деятельности вуза и переход в новое качественное состояние, на реализацию образовательной, научно-технической и интеллектуальной продукции, доведение инноваций до опытно-конструкторского производства и промышленного использования, достижения коммерческого успеха [6,7].
Инновационный потенциал ВУЗа авторами трактуется как совокупность всех подразделений и ресурсов ВУЗА: материальных, технологических, научно-исследовательских, кадровых, финансово-экономических, информационных, интеллектуальных, институциональных, инфраструктурных, маркетинговых, инвестиционных, необходимых для осуществления его инновационной деятельности от появления идеи до реализации готовой услуги (продукта) [6,7,8,9].
Таким образом, по мнению авторов, итогом деятельности ВУЗа являются инновации: технологические, педагогические, организационные, экономические. Однако в современных работах недостаточно полно
представлены маркетинговые инновации, включающие продвижение услуг на рынок, не уделено вниманию предпринимательской деятельности ВУЗа, также отсутствует четкое разграничение между инновациями и псевдоинновациями.
В соответствии с международным документом «Руководство Осло: рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям» инновациями не признаются:
- прекращение какой-либо деятельности предприятия, слияния и поглощения;
- приобретение оборудования, идентичного уже используемому, небольшие дополнения и модернизация уже существующего оборудования или программного обеспечения;
- снижение цены;
- рутинные изменения и др.
Поэтому в рамках ВУЗа необходимо определить, что относится конкретно к инновациям, а что является традиционными услугами. Соответственно и финансирование будет различным.
Финансирование инноваций ВУЗа Финансирование ВУЗа осуществляется за счет следующих источников:
- государственное финансирование по нормативу в расчете на 1 студента приведенного контингента;
- оказание платных образовательных услуг;
- бюджетное финансирование на конкурсной основе (гранты, государственный заказ);
- реализация результатов инновационной деятельности;
- заключение хозяйственных договоров с коммерческими организациями;
- привлечение банковских кредитов.
Таблица 1
Финансирование инноваций в ВУЗе по видам деятельности
Вид деятельное Характеристика вида Источник финансирова Характеристика вида Источник финансирования
ти деятельности, не ния, не деятельности, деятельности,
связанная с связанный с связанная с связанный с
формированием формирова формированием формированием
инноваций нием инноваций инноваций инноваций
Образова Обучение Бюджетный/ Написание Коммерческий
тельная коммерчес кий выпускных работ по заказу организаций
Научно- - - Обучение в Бюджетный/
образова аспирантуре. коммерческий
тельная Участие в НИР,
(интеллекту конференциях,
альная) стажировках, выставках. Защита диссертаций
Воспитатель Проведение Бюджетный - -
ная мероприятий, способствующих развитию личности и формированию духовно-нравственных качеств
Производст - - Производство Коммерческий
венно- инновационной
технологичес продукции
кая
(в
технологичес
ких вузах)
Финансово- Целевое Бюджетный/ - -
экономичес финансирование коммерчески
кая /оказание платных услуг й
Предпринима - - Производство Коммерческий
тельская инновационной продукции. Реализация научных публикаций. Создание инновационной инфраструктуры
В таблице 1 представлено условное разделение видов деятельности ВУЗа на инновационную и слабо относящейся к инновационной. Следует отметить, что применение проблемных лекций, диспутов, вебинаров и т.п. не стоит относить к инновациям, так как они являются обязательной частью образовательного процесса. Воспитательная и финансово-экономическая деятельность менее всего относятся к инновационной, чем научно-образовательная, производственно-технологическая и предпринимательская.
В настоящее время Министерством образования Российской Федерации пересматривается роль и значение классического ВУЗа. Перед организациями высшего профессионального образования стоит задача реорганизации университетов, способных к осуществлению инновационной и предпринимательской деятельности, созданию и развитию технопарков, учебно-научных комплексов, малых инновационных предприятий.
В результате изменения форм собственности ВУЗов, с целью их успешного функционирования в условиях рыночной экономики, система финансирования научных исследований и учебного процесса нуждается в существенном изменении. Прежняя система финансирования науки, в основу которой был положен принцип заявок научно-образовательных организаций, видоизменилась. В условиях ограниченности финансовых ресурсов государство перешло к принципу финансирования не организаций, а конкретных программ, реализуемых ими.
На развитие инновационной инфраструктуры в 2013 году в федеральном бюджете предусмотрены субсидии 56-ти ВУЗам в размере 13,5 миллиарда рублей [10]. Остальные университеты должны самостоятельно решить проблему дополнительного обеспечения.
Финансовыми задачами, стоящие перед ВУЗами в настоящее время, являются: развитие многоканального финансирования, особенно внебюджетного, эффективное формирование бюджета за счет совершенствование ценообразования на рынке услуг, коммерциализации
результатов интеллектуальной деятельности, экономического стимулирования сотрудников и действенного финансового контроля. Продвижение инноваций ВУЗа через создаваемые малые инновационные
предприятия
В настоящее время принимаются законы, способствующих созданию и развитию малых инновационных предприятий ВУЗами и НИИ [11].
Согласно ГК РФ под субъектом малого бизнеса понимается коммерческая организация, в уставном капитале которой доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %; в которой средняя численность работников за отчетный период не превышает 30-100 человек в зависимости от отрасли и вида экономической деятельности, например, в промышленности, транспорте и строительстве не более 100 человек; в сельском хозяйстве и в научно-технической сфере - 60 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения -30 человек; в остальных отраслях - 50 человек.
С точки зрения современных экономистов, малое инновационное предприятие (МИП) представляет собой организацию, которая по форме хозяйствования и количественным признакам относится к субъектам малого бизнеса, осуществляющая согласно уставу инновационную деятельность и вступающая в интеграционное взаимодействие с различными институтами рынка (государством, крупными производственными организациями, научными центрами, инвесторами) [12,13,14].
МИПы при ВУЗАх и НИИ могут создаваться следующими основными способами:
1) на базе научно-образовательной организации с полным слиянием уставного капитала, то есть денежные средства, оборудование и иное
имущество, находящиеся в оперативном управлении ВУЗа могут быть внесены в качестве вклада в уставный капитал создаваемого предприятия;
2) с участием сотрудников научно-образовательной организации, представителей бизнеса, консалтинговой организацией;
3) формирование МИП с привлечением представителей высшей школы и крупных корпоративных (холдинговых) структур;
4) формирование МИП с привлечением представителей высшей школы и иностранных организаций.
МИПы за рубежом - это эффективно работающие субъекты экономики. Инфраструктура, созданная обеспечивать всестороннюю поддержку инновационной деятельности, включает: технологические инкубаторы, технопарки, информационные сети, экспертные и консультационные бюро, патентные службы, институты финансовой поддержки, развитый фондовый рынок, систему страхования рисков и др. В мировой практике такие структуры объединяются в национальные и международные инновационные сети, осуществляющие поддержку малого и среднего бизнеса, например, «Европейская сеть деловых инновационных центров» (The European Business & Innovation Centers Network — EBN), созданная в 1984 г., объединяющая 160 «Деловых инновационных центров», 70 ассоциированных членов, в рамках которой активно взаимодействуют инкубаторы, технопарки, инновационные и технологические центры, исследовательские институты, информационные системы [15].
В США в рамках программ инновационных исследований и трансферта технологий в малом бизнесе решаются научно-технические проблемы по тематике 10 крупнейших федеральных министерств и национальных агентств, включая Министерство сельского хозяйства, Министерство торговли, Министерство образования, Министерство здравоохранения и обслуживания населения, Министерство транспорта и др., каждое из которых субсидирует НИОКР МИПов на конкурсной основе.
В Японии и Китае эффективно функционируют сотни технопарков, обеспечивших образование исследовательских комплексов с участием ВУЗов, способствующие развитию деловых и научно-технических связей.
В Индии малые инновационные предприятия объединяются в кластеры. По данным UNIDO в Индии действует свыше 2000 кластеров, из которых 388 кластеров промышленной направленности и 1657 кластеров ориентированы на взаимодействие ремесленнических предприятий. В 14 крупных городах страны действуют около сотни самых больших кластеров, объединяющих около 23 тысяч малых промышленных предприятий.
Для успешной предпринимательской деятельности МИПов необходимо следующее:
- наличие существенного предпринимательского опыта у одного из учредителей предприятия;
- производство продуктов и услуг, востребованных на рынке;
- наличие квалифицированных сотрудников и специалистов;
- возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов;
- наличие собственного материально - технического обеспечения;
- возможность самоокупаемости;
- сотрудничество с организациями различных организационно-правовых форм собственности.
В России проблема развития предпринимательской деятельности МИПов заключается не только в отсутствии частного финансирования и государственной поддержки как за рубежом, а также в:
- отсутствии общепринятых правил, регламентирующих порядок распределения доходов между участниками МИПа;
- отсутствии инфраструктуры, поддерживающей развитие инновационной деятельности в муниципальном образовании;
- нестабильном спросе на услуги и продукцию МИПа;
- недостаточном финансировании при производстве инноваций;
- несовершенстве законодательства в сфере налогообложения.
Ряд МИПов, выходящих на рынок, часто убыточны по причине отсутствия достаточной практики коммерциализации знаний и технологий, многие из них применяют принцип «технологического толчка», то есть выпускают продукцию и потом ищут потребителя.
Поэтому целесообразен другой подход реализации инноваций через МИПы - ориентация на результат (спрос), то есть сначала анализ рынка, потом выпуск продукции.
Узнаваемость инновационного продукта может быть произведена с помощью трех способов:
-демонстрационный эффект (выставки, форумы, конференции, обучение, реклама);
-посредничество между организациями инновационной системы; -выполнение конкретного заказа (гранты, госзаказы). На развитие предпринимательской деятельности МИПа оказывают влияние как внутренние факторы (наличие материально-технической базы, результатов интеллектуальной деятельности, профессионализм кадрового состава, внутренние источники финансирования), так и внешние (востребованность произведенной инновации, конкуренты, защита авторских прав, наличие развитой инновационной инфраструктуры, законодательство, регламентирующее порядок функционирования МИПа, взаимодействие с партнерами). Зарубежная практика развитых стран свидетельствует об эффективности развития МИПов, благодаря государственной поддержке, развитой инновационной инфраструктуре и взаимодействию МИПов с организациями рынка.
В результате взаимодействия субъектов рынка возникают альтернативные способы финансирования инноваций (лизинг, франчайзинг, концессия, государственный заказ и др.):
- лизинг - долгосрочная аренда актива с последующим выкупом;
- франчайзинг - право на использование известного бренда на основе договора, распространена преимущественно в гостинично-ресторанном бизнесе;
- концессия - финансовая форма партнерства муниципалитета и бизнеса, заключенная на основе договора, при котором одна сторона -правообладатель (муниципалитет) обязуется предоставить другой стороне -субъекту бизнеса за вознаграждение, на срок или без указания срока, право использовать в предпринимательской деятельности имущество и комплекс исключительных прав, деловой репутации и т.п.;
- государственный (муниципальный) заказ осуществляется на конкурсной основе путем отбора заявок претендентов, имеющих определенных производственный и кадровый потенциал и готовых оказать услуги за бюджетные средства по низкой цене. Такая форма взаимодействия муниципалитета с организациями способствует рациональному использованию оптимизации финансовых потоков и стимулирует развитие инновационной деятельности.
- субконтракт (договор о сотрудничестве между крупным и малыми организациями, на основании которого крупная фирма размещает заказ, определяя спецификацию изделий, материалы, сроки и прочее, малые -исполнители осуществляют частичную или завершающую обработку предоставленного материала);
- аутсорсинг (в переводе с английского языка означает: out - "вне" и source - "источник"). Применительно к персоналу этот термин означает передачу части функций организации сотрудникам, формально не состоящим в штате организации, но работающих с ней по договору. Компаниям аутсорсинг может быть выгоден, когда в определенные моменты необходимо сосредоточиться на важном направлении деятельности, а другие виды производства или побочные бизнесы следует передать на сторону, чтобы сохранить силы для продвижения доминирующего продукта и сократить затраты на вспомогательные услуги.
Нами предлагается создание предпринимательской сети, которая обеспечит наилучшее функционирование МИПов посредством финансового взаимодействия с другими субъектами рынка (рис. 1).
Органы власти
Рисунок 1 - Стру^
С наше! образовани по принци
«колесо»
си
другом|тз Заключен
деятельности
объединя: Финансо
[Пов, ВУЗов,
подход к ействием еграции -к друг с
ционнои грационный, И_п^пячпвянтлст тл ппгянпв ВЛаСТИ.
Организации бизнеса
ются не
только по принципу: производство сбыт получение дохода, а применяются формы взаимодействия, способствующие финансовому обеспечению всех участников сети через: аутсорсинг, лизинг, концессию, субконтракты, инвестиции и др. Преимуществами функционирования предпринимательской сети являются самостоятельность организаций, гибкость управления, участие в сети экономических субъектов других регионов.
Библиографический список:
1. Малые предприятия при вузах успешно встраиваются в экономику регионов/ Российская газета [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/02/09/reg-sibfo/mip.html
2. Шумпетер, Й. Национальная инновационная система: теоретическая концепция [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://schumpeter.ru/artide.php?id=4&book=concept, 05.06.2012
3. Быковский, В.В. Организация и финансирование инноваций: учебное пособие / В.В. Быковский, Л.В. Минько, О.В. Коробова, Е.В. Быковская, Г.М. Золотарева. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. - 116 с.
4. Инновации: подход современных западных авторов в контексте российского опыта [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.almavest.ru/ru/favorite/2011/07/07/221/
5. Вопросы изменения научно-технологической деятельности. Руководство «Осло» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// old . mon . gov.ru/files/materials/7766/ruk.oslo.pdf, 25.03. 2010.
6. Астафьева, Н.В. Методология управления инновационным развитием университетских комплексов: автореферат дисс ... доктора экономических наук: 08.00.05/ Астафьева Наталия Валерьевна. - Саратов, 2008.- 45с.
7. Владыка, М.В. Развитие и реализация инновационного потенциала ВУЗа: автореферат дисс ... доктора экономических наук: 08.00.05/ Владыка Марина Валентиновна. - Белгород, 2010.- 50с.
8. Дорошенко Ю.А., Бухонова С.М., Тумина Т.А. Теоретико-методологические основы оценки инновационного потенциала вуза // Креативная экономика. — 2007. — № 11 (11). — с. 48-56. — http://www.creativeconomy.ru/articles/2287/
9. Максимов Ю., Митяков С., Митякова О. Методика оценки инновационного потенциала УЧЕБНО-научно-инновационного комплекса многопрофильного технического университета// № 2 за 2004 год Образование и инновации.- http://www.pandia.ru/805064/
10. Минобрнауки предлагает увеличить финансирование инноваций в ВУЗах. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.venture-news.ru/news/5178-minobrnauki-predlagaet-uvelichit-finansirovanie-innovaciy-v-vuzah.html. 17.05.2011г.25
11.Федеральный закон от 02.08.2009 года № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»
12. Ларина, Е.О. Аспекты формирования малых инновационных предприятий на базе бюджетных научных и учебных учреждений/ Е.О. Ларина //Вестник Челябинского государственного университета, 2011, № 14 (229).-с.71-81.
13. Минченкова, А.М. Совершенствование организационно-экономического механизма управления малым инновационным предпринимательством: автореферат дисс ... кандидата экономических наук: 08.00.05/ Минченкова Александра Михайловна. - М., 2011.-21с.
14.Нестеренко, Ю.Н. Развитие малых инновационных предприятий в промышленности России: автореферат дисс ... доктора экономических наук: 08.00.05/ Нестеренко Юлия Николаевна. - М., 2008. - 53с.
15. Зарубежный опыт государственной поддержки инновационных малых и средних предприятий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kfpp.ru/analytics/material/innovation.php
16.Баранова, А.Ю. Финансирование инновационной деятельности индустрии гостеприимства в Российской Федерации: дисс ... доктора экономических наук: 08.00.10/ Баранова Алла Юрьевна. - Санкт-Петербург, 2014.- 285с.
17.Баранова, А.Ю., Леонтьев В.Е. Инновации в туристско-рекреационной сфере // Сервис plus.- 2013.- №1.-с. 71-77.-0,4 п.л./0,2 п.л.