НАУКОВ1 ПОВ1ДОМЛЕННЯ
УДК 37.014.543
аок 10.12958/1817-3772-2019-1(55)-171-174
И. А. Позднякова,
кандидат экономических наук, Полоцкий государственный университет, Республика Беларусь
ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
В современном мире в условиях постоянно меняющейся информационной среды для профессионального роста человеку необходимо повышать свою квалификацию. Усовершенствование технологических процессов, развитие науки вызывают необходимость обучения на протяжении всей трудовой деятельности. Актуальным является и то, что социальная среда требует от индивидуума постоянного роста его интеллектуального потенциала. Человек должен самосовершенствоваться и развиваться на протяжении всей жизни. Поэтому в процессе его развития важное значение приобретает действующая в государстве система дополнительного образования взрослых.
Дополнительное образование взрослых представляет собой вид образования, который направлен на профессиональное развитие человека, удовлетворение его познавательных потребностей в определенной области знаний.
При организации дополнительного образования взрослых могут использоваться различные образовательные программы, основными из которых являются: повышение квалификации, переподготовка, стажировка руководящих работников и специалистов, профессиональная подготовка рабочих и служащих, обучающие курсы.
Несмотря на важность постоянного повышения квалификации сотрудников предприятий и организаций в Республики Беларусь, в последние годы наблюдается отрицательная тенденция в количестве работников, прошедших профессиональное обучение. Так в 2012 году в Беларуси каждый десятый работник прошел профессиональное обучение по образовательным программам дополнительного образования взрослых, в 2014 году такое обучение осуществило 8,4% работников организаций всех форм собственности, а в 2016 году профессиональное обучение прошли только 5,8% от всех работающих. Наблюдающееся снижение количества обучающихся ставит под сомнение выполнение утвержденного в Государственной программе «Образование и молодежная политика» на 2016 - 2020 годы показателя обеспечения удельного веса работников организаций, обученных по образовательным программам дополнительного образования взрослых, от всех занятых в экономике - не менее 15% [1, с. 48].
С целью удовлетворения запросов как предприятий, так и отдельных лиц на профессиональную подготовку кадров, на получение дополнительных знаний и умений в Республике Беларусь сформирована и успешно функционирует система дополнительного образования взрослых, включающая как самостоятельные организации, так и подразделения в виде институтов и факультетов на базе учебных заведений.
В Республике Беларусь учреждения дополнительного образования взрослых создаются в виде: академий последипломного образования; институтов повышения квалификации и переподготовки; институтов развития образования; центров повышения квалификации руководящих работников и специалистов; центров подготовки, повышения квалификации и переподготовки рабочих. В качестве источников финансирования данные учреждения могут использовать средства республиканского и местных бюджетов; средства учредителей; средства, полученные от приносящей доходы деятельности; безвозмездную помощь юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и др.
В настоящее время в стране развитие дополнительного образования взрослых происходит в сложных экономических условиях. Снижение финансовых возможностей у имеющихся и потенциальных заказчиков образовательных программ, сложившаяся конкуренция на рынке образовательных услуг вызывают необходимость стратегического и текущего управления финансово-хозяйственной деятельностью учреждения дополнительного образования взрослых.
Организации, функционирующие в системе дополнительного образования, не получают достаточную государственную поддержку (в последние десятилетия в Республике Беларусь на финансирование программ дополнительного образования взрослых направляется 1,1% от расходов консолидированного бюджета на образование [2, с. 139]). У большинства учреждений дополнительного образования взрослых основным источником финансирования являются доходы, получаемые от оказания платных образовательных услуг организациям и населению. Наличие в стране большого количества убыточных и низкорентабельных организаций, снижение де-
нежных доходов населения отрицательно влияют на финансовые результаты учреждений дополнительного образования взрослых.
Существующая конкуренция на рынке образовательных услуг определяет необходимость постоянного совершенствования предлагаемых учреждениями образовательных программ. Открытие новых специальностей переподготовки, разработка новых программ повышения квалификации, обучающих курсов, востребованных в текущий период потенциальными заказчиками, улучшение уровня преподавания дисциплин, использование инновационных образовательных технологий несомненно позволяют увеличить объемы финансирования учреждения.
Основным финансовым показателем, отражающим положительные результаты деятельности любой организации, является прибыль. Применительно к бюджетным организациям, к которым относится большое количество учреждений дополнительного образования взрослых, в нормативных правовых актах используется термин «сумма превышения доходов над расходами». Общеизвестно, что увеличению прибыли будут способствовать рост доходов и снижение расходов организации.
В числе основных внешних факторов, влияющих на финансовые результаты деятельности учреждений дополнительного образования взрослых, отметим:
- наличие налоговых льгот при оказании платных образовательных услуг (например, освобождение от уплаты налогов по платным образовательным услугам позволяет установить приемлемую стоимость обучения; в свою очередь отмена льготы по налогу на добавленную стоимость увеличит стоимость обучения на 20%, что может обусловить сокращение количества слушателей и, как следствие, снижение доходов учреждения);
- проводимая государственная политика в области подготовки кадров и повышения квалификации (необходимость обучения по программам дополнительного образования в случаях, установленных нормативными правовыми актами, позволяет увеличить доходы образовательного учреждения. Например, во-первых, если квалификация, полученная при освоении программы высшего или среднего специального образования, не соответствует требованиям, предъявляемым для занятия данной должности, то необходимо дополнительно освоить содержание программы переподготовки для получения необходимой квалификации; во-вторых, предусмотренное обязательное повышение квалификации перед прохождением аттестации руководителей, специалистов строительной отрасли и др.);
- финансовое положение предприятий-заказчиков (ухудшение финансовых показателей у организаций-заказчиков может повлечь сокращение количества и даже отказ от обучения своих сотрудников по программам дополнительного образования
взрослых, что неукоснительно приводит к снижению доходов учреждения);
- сложившийся уровень жизни населения, возможность получения кредита на обучение (чем выше уровень реальных располагаемых доходов населения и доступнее возможность получения кредита на обучение, тем больше будет желающих получить новую специальность по программам переподготовки, повысить свою квалификацию, получить новые знания и т.д.);
- стоимость коммунальных и других услуг (рост тарифов на коммунальные услуги, услуги связи, стоимости расходных материалов и т.д. влекут увеличение текущих расходов организации).
В качестве основных внутренних факторов, влияющих на финансовые результаты деятельности учреждений дополнительного образования взрослых, выделим:
- местоположение учреждения дополнительного образования взрослых, развитие сети филиалов - обычно столичные учреждения дополнительного образования взрослых имеют преимущества по отношению к региональным, так как обучение в них более престижно, в столице проживает больше жителей и др. Однако если в регионе есть крупные предприятия, население получает стабильные доходы, то учреждения имеют возможность привлечь слушателей, предложив образовательные программы по востребованным направлениям;
- спектр предоставляемых услуг в области дополнительного образования взрослых (чем больше перечень специальностей переподготовки, направлений повышения квалификации, видов обучающих курсов и т.д., форм обучения в учреждении дополнительного образования взрослых, тем больше запросов юридических и физических лиц оно может удовлетворить);
- обоснованное формирование стоимости услуг (при определении стоимости обучения помимо сложившегося уровня затрат необходимо учитывать финансовые возможности потенциальных заказчиков и стоимость на аналогичные услуги у конкурентов);
- подбор квалифицированных преподавателей (для реализации образовательных программ необходимо обеспечить учреждение квалифицированным профессорско-преподавательским составом. При этом, с одной стороны, чем выше профессиональный уровень преподавателей, тем больше расходы на оплату труда, однако с другой стороны - наличие высококвалифицированных кадров обеспечивает качество образовательных услуг, что отражается на увеличении доходов);
- наличие и использование материально-технической базы, социальной инфраструктуры учреждения и др. (для организации образовательной деятельности требуются помещения, современное оборудование, обеспеченность учебно-методическими материалами и др. Для иногородних слушателей
важным фактором является обеспечение местами в общежитиях. Все это требует крупных инвестиционных расходов на создание и организацию и последующих расходов на дальнейшее развитие и содержание материально-технической базы и социальной инфраструктуры учреждения. С другой стороны, их наличие обеспечивает привлекательность учреждения дополнительного образования взрослых и возможность получения дополнительных доходов).
Несмотря на то, что учреждение не может повлиять на внешние факторы, оно должно систематически анализировать влияние каждого из них для определения условий своей дальнейшей работы. Внешние факторы оказывают определенное влияние на внутренние, что необходимо учитывать при оценке своих доходов учреждениями дополнительного образования взрослых. Детальное изучение внутренних факторов позволит устранить недостатки, существующие в работе учреждения, изыскать незадействованные резервы, увеличить доходы и в итоге улучшить финансовые результаты деятельности. Полученные результаты анализа будут являться информационной базой для разработки и принятия решений о необходимости развития соответствующих направлений и видов образовательных программ дополнительного образования взрослых с учетом не только целей и задач, поставленных перед учреждениями государственными программами развития, но и с учетом наибольшей их отдачи для дальнейшего экономического развития учреждения дополнительного образования взрослых.
Реализация образовательных программ на высоком качественном уровне требует осуществления большого объема текущих и капитальных расходов. Основными расходами учреждений дополнительного образования взрослых являются: заработная плата педагогического, учебно-вспомогательного, административно-обслуживающего и прочего персонала с начислениями; коммунальные расходы; расходы на канцелярские и письменные принадлежности; расходы на учебно-методическую литературу и др.
Для учебного заведения важно наличие в достаточном количестве учебных площадей, современного оборудования, актуальной учебно-методической литературы и др. Однако наиболее важным ресурсом, позволяющим осуществлять учебный процесс на качественно высоком уровне, является квалифицированный профессорско-преподавательский состав. С экономической точки зрения этот показатель увеличивает затраты на обучение, так как, чем больше в организации преподавателей, имеющих большой стаж педагогической или научно-педагогической работы, ученые степени и звания, тем больше расходы на оплату труда. Кроме оплаты труда, исчисляемой в соответствии с законодательством, руководители осуществляют дополнительное материальное стимулирование работников учреждения путем премирования из средств,
направляемых на материальное поощрение, образуемых за счет превышения доходов над расходами, остающегося в распоряжении организации.
Действующее законодательство не ограничивает размер премии, выплачиваемой сотрудникам. Однако величина средств, направляемых на материальное стимулирование, зависит от полученной суммы превышения доходов над расходами, остающейся в распоряжении организации (чистой прибыли), и ее части, направленной на производственное и социальное развитие.
В области оптимизации расходов в настоящее время становится актуальным развитие дистанционных форм получения образования. В результате применения дистанционного обучения появляется возможность экономии ресурсов. Однако эффективное развитие дистанционной формы дополнительного образования возможно только при достаточно развитом интеллектуальном, информационном и материально-техническом потенциале образовательного учреждения [3, с. 77].
Применение дистанционных форм обучения трансформирует организацию учебного процесса, что в итоге позволяет снизить аудиторную нагрузку на преподавателей. Однако увеличивается нагрузка, связанная с проведением практических занятий и консультаций в online и offline режимах, записью видео-лекций и т.д. Поэтому изменение расходов на оплату труда в результате внедрения дистанционных технологий обучения необходимо рассматривать в каждом случае отдельно, исходя из составляющих учебной нагрузки на слушателя и преподавателя.
В учреждении дополнительного образования взрослых должны быть помещения, кабинеты, лаборатории, мастерские, снабженные мебелью, инвентарем, средствами обучения (приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аудиовизуальные средства), необходимыми для организации образовательного процесса при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых, а также иное имущество в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами. В текущей деятельности образовательного учреждения помимо расходов на оплату труда наиболее затратным является содержание имеющихся объектов недвижимости. При использовании дистанционных форм обучения, в связи с уменьшением времени пребывания обучающихся в учебном заведении, значительно снижаются затраты на коммунальные расходы, высвобождаются учебные площади.
С расширением информационно-коммуникативных технологий более востребованными становятся электронные варианты учебно-методических материалов, поэтому учреждения дополнительного образования взрослых могут уменьшить расходы на создание печатных версий учебных пособий, мето-
дических рекомендаций и др. Наиболее рационально создание электронных средств обучения по дисциплинам и курсам, в которых предоставляемая информация требует периодического уточнения вследствие изменения законодательства, развития технологий и т. д. Помимо этого снижению расходов на канцелярские и письменные принадлежности в организации будет способствовать введение электронного документооборота.
Внедрение дистанционного обучения позволит увеличить количество обучающихся за счет привлечения контингента из других регионов. Преимущества такого обучения для иногородних слушателей заключаются в снижении транспортных расходов на проезд к месту учебы и расходов на проживание, в отсутствии необходимости использования отпуска на обучение.
При всех преимуществах применения дистанционной формы обучения учреждения дополнительного образования взрослых в настоящее время сталкиваются с рядом проблем при ее внедрении и использовании, связанных с недостаточностью развития нормативной правовой базы по организации данной формы обучения. В Кодексе об образовании Республики Беларусь в статье 17 дано только определение дистанционной формы получения образования. В инструктивных материалах, регламентирующих деятельность учреждений дополнительного образования взрослых, дистанционная форма практически не упоминается. В постановлении Министерства образования Республики Беларусь от 21 июля 2011 г. № 99 «Об утверждении типовых договоров в сфере образования», в утвержденных типовых формах договоров о подготовке специалиста с высшим образованием предусматривается обучение в дневной, вечерней, заочной и дистанционной формах, а в типовых формах о переподготовке руководящего работника (специалиста), о повышении квалификации руководящего работника (специалиста) - только в дневной, вечерней и заочной формах.
Отсутствие должного развития дистанционной формы получения образования в дополнительном образовании взрослых отмечено в Государственной программе «Образование и молодежная политика» на 2016 - 2020 годы. В указанной программе предусматривается в текущем пятилетии разработать и принять нормативные правовые акты, направленные на развитие дистанционной формы получения образования, и расширить перечень учреждений образования, реализующих образовательные программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в дистанционной форме получения образования, до 10% от общего количества таких учреждений образования [1, с. 48]. Предусмотренные мероприятия положительно повлияют на результаты финансово-хозяйственной деятельности рассматриваемых учреждений.
Таким образом, изучение неиспользованных возможностей при разработке стратегии развития
учреждения дополнительного образования взрослых позволит устранить недостатки, существующие в работе учреждения, его финансовом обеспечении, изыскать незадействованные резервы, увеличить доходы и в итоге улучшить финансовые результаты деятельности. В настоящее время учреждения дополнительного образования взрослых стремятся увеличить количество направлений и видов предоставляемых образовательных услуг. Устойчивому развитию, улучшению показателей деятельности будет способствовать рост доходов, в первую очередь, за счет увеличения контингента, принимаемого на актуальные специальности переподготовки, программы повышения квалификации, обучающих курсов, востребованные в текущий период потенциальными заказчиками. Для качественного обеспечения учебного процесса в учреждении дополнительного образования взрослых необходимо наличие квалифицированных педагогических кадров, современной материально-технической базы, качественного учебно-методического обеспечения и др. Снижению расходов на реализацию образовательных программ в учреждениях дополнительного образования взрослых будет способствовать внедрение дистанционных форм обучения.
Литература
1. Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016 - 2020 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2016 г. № 250 // Официальный сайт Совета Министров Республики Беларусь. URL: http://www. government.by/upload/docs/file2b2ba5ad88b5b0eb.PDF. - Дата доступа: 05.10.2017 г. 2. Статистический ежегодник Республики Беларусь 2017. Минск, 2017. 508 с. 3. Куцев А.Г., Шафранов-Куцев Г.Ф. Экономические аспекты развития дистанционного образования. Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 6. С. 77-82.
References
1. Gosudarstvennaya programma «Obrazovaniye i molodezhnaya politika» na 2016 - 2020 gody: Postanovleniye Soveta Ministrov Respubliki Belarus' ot 28 marta 2016 g. № 250 [State Program "Education and Youth Policy" for 2016-2020: Decree of the Council of Ministers of the Republic of Belarus of March 28, 2016 No. 250]. Retrieved from http://www. government.by/upload/docs/ file2b2ba5ad88b5b0eb.PDF [in Russian].
2. Statisticheskiy yezhegodnik Respubliki Belarus' 2017 [Statistical Yearbook of the Republic of Belarus 2017]. Minsk, National Statistical Committee of the Republic of Belarus [in Russian].
3. Kutsev A.G., Shafranov-Kutsev G.F. (2006). Ekonomicheskiye aspekty razvitiya distantsionnogo obrazovaniya [Economic aspects of the development of distance education]. Universitetskoye upravleniye: praktika i analiz - University management: practice and analysis, 6, рр. 77-82 [in Russian].
Стаття надшшла до редакци 10.12.2018
Прийнято до друку 28.03.2019