Научная статья на тему 'Финансирование деятельности Международной организации труда в послекризисный период'

Финансирование деятельности Международной организации труда в послекризисный период Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
974
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / СИСТЕМА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ / INTERNATIONAL LABOUR ORGANIZATION / GLOBALIZATION / WORLD ECONOMIC CRISIS / BUDGETING SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Василишина Надежда Васильевна

Показано значение социально-экономических изменений, происходящих в период экономического спада. На основании проведенного обзора конкретизированы направления содействия мировой экономике со стороны Международной организации труда по преодолению последствий кризиса и рассмотрен бюджетный механизм их финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Василишина Надежда Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCING OF INTERNATIONAL LABOUR ORGANISATION ACTIVITIES IN POSTCRISIS PERIOD

This article deals with the effects of socio-economic changes during the period of recession. On the basis of the conducted review the author describes the measures taken by the International Labour Organization on overcoming crisis’s consequences and studies budget mechanism of financing these measures.

Текст научной работы на тему «Финансирование деятельности Международной организации труда в послекризисный период»

УДК 331.07(Ю0)МОТ Н.В. ВАСИЛИШИНА

ББК 65.248 аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: vasilishina-nv@yandex.ru

ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В ПОСЛЕКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

Показано значение социально-экономических изменений, происходящих в период экономического спада. На основании проведенного обзора конкретизированы направления содействия мировой экономике со стороны Международной организации труда по преодолению последствий кризиса и рассмотрен бюджетный механизм их финансирования.

Ключевые слова: Международная организация труда; глобализация; мировой экономический кризис; система бюджетирования.

N.V. VASILISHINA

post-graduate student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk e-mail: vasilishina-nv@yandex.ru

FINANCING OF INTERNATIONAL LABOUR ORGANISATION ACTIVITIES IN POST-CRISIS PERIOD

This article deals with the effects of socio-economic changes during the period of recession. On the basis of the conducted review the author describes the measures taken by the International Labour Organization on overcoming crisis's consequences and studies budget mechanism of financing these measures.

Keywords: International Labour Organization; globalization; world economic crisis; budgeting system.

Периодические мировые экономические кризисы — неотъемлемая черта глобализации экономики на современном этапе становления мировой хозяйственной системы. Глубинные причины цикличности экономического развития как в масштабах национальной экономики, так и в рамках совокупности наиболее интегрированных в систему мирохозяйственных связей государств пока не выявлены и не обоснованы на теоретическом уровне.

Тем не менее эмпирические данные, полученные в ходе многолетних наблюдений, и частные выводы, сделанные экономистами, позволяют говорить о том, что глобализация экономики происходит за счет ее роста и сопровождается периодами мирового спада и роста экономической активности. «...На временной отрезок, по отношению к которому применяют термин «глобализа-

ция», приходится как минимум одна точка перехода между фазами большего цикла, что характеризует глобализацию как период кризиса в развитии мировой капиталистической системы» [4, с. 94].

В базовом курсе макроэкономики цикличность ее развития прослеживается в разрезе монетаристской и кейнсианской теорий: с точки зрения смягчения последствий спада и ускорения выхода из рецессии методами монетарной и фискальной политики государства. Происходящие при этом изменения в экономике отслеживаются по состоянию показателей системы национальных счетов [10, р. 173, 201].

За падением показателей валового продукта и национального дохода, отмечающим наступление экономического спада (часто — кризисного), стоит одна общая

© Н.В. Василишина, 2012

причина — безработица. Именно снижение занятости населения приводит к сокращению объемов производства в затронутых этим процессом секторах экономики и к падению уровня доходов населения в общем объеме как заработной платы, так и доходов от предпринимательской деятельности (предпринимательской прибыли или доходов с капитала).

Подобное влияние безработицы на экономическое воспроизводство объясняется ключевой ролью труда в экономике. Если апеллировать к философским категориям, труд выступает «движущей причиной» экономики, источником ее существования [1, с. 8].

С учетом изложенного логично будет предположить, что обязательным условием устойчивого экономического развития выступает применение труда способной к этому части населения (чем выше занятость трудоспособного населения, тем выше темпы экономического роста в стабильной макроэкономической среде).

Реализация способности к труду экономически активного населения возможна только при наличии рабочих мест, т.е., по законам рынка труда — спроса на рабочую силу. Это означает, что наличие трудоспособного населения в стране является необходимым, но недостаточным условием ее процветания. Отсюда необходимость стимулирования бизнес-среды со стороны государства с целью расширения ее активности. Экономическая политика, направленная на расширение создания предприятий, имеет социальную основу и преследует цели содействия созданию рабочих мест.

Возвращаясь к понятиям рынка труда, отметим, что применение труда подразумевает

определенное вознаграждение — заработную плату. Наряду с предпринимательской прибылью и рентой, приносимой средствами производства, заработная плата выступает источником дохода населения, причем в отличие от первых двух его видов охватывает подавляющую часть экономически активного населения (рис. 1).

Иными словами, расширение оплачиваемой занятости населения способствует не только росту показателей производства валового продукта, но и созданию возможности доступа к создаваемым благам посредством получения населением трудового дохода.

Последнее обстоятельство согласуется с миссией Международной организации труда (МОТ) по содействию всеобщему благосостоянию. В некотором смысле задачи деятельности МОТ определяются представлениями о социальной справедливости в мире.

Социальная справедливость с точки зрения экономики подразумевает равные возможности доступа к материальным благам. Тогда средством ее достижения выступает возможность получения дохода, в частности, трудового, а также обеспечения минимально необходимого размера оплаты труда. Экономическая трактовка социальной справедливости не подразумевает равного распределения благ и доходов, только обеспечение равного доступа к их источникам. Если с обеспечением доступа к благам рыночный механизм справляется, то с обеспечением доступа населения к доходам в периоды экономического спада возникают проблемы (вследствие безработицы).

Содействие комплексному экономическому развитию отдельных стран и терри-

60 50 40 30 20 10 0

Рис. 1. Динамика доли оплаты труда наемных работников в структуре валового располагаемого дохода населения России в 1995—2001 гг., % (Составлено по: [3])

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

торий — относительно новое направление технического сотрудничества МОТ. Оно предполагает помощь сторонам трудовых отношений (государство-работодатели-ра-ботники) в открытии и развитии предприятий, что приводит к расширению занятости населения в роли предпринимателей (работодателей) и работников. Основным инструментом сотрудничества, используемым МОТ, служит проведение трехсторонних переговоров на местном уровне — с участием безработного населения, бизнесменов и представителей местных органов власти.

В результате выполняется задача информирования сторон об экономических интересах и возможностях друг друга, что существенно облегчает (если не сказать больше — делает возможным) их сотрудничество в проектах развития бизнеса. Потенциальные работодатели получают достоверную и полную информацию о численности и составе трудовых ресурсов, на которые могут рассчитывать при организации или расширении своих компаний. Безработные узнают о перспективах трудоустройства и необходимости профессиональной подготовки и переподготовки. Местные власти могут разрабатывать и применять конкретные меры поддержки как предпринимательской инициативы, так и развития рынка труда.

В силу определяющего значения характера макроэкономического окружения для успешности исхода подобных проектов, инициируемых МОТ, решающую роль в преодолении безработицы как в стабильно неблагополучных экономиках, так и в периоды экономического спада в развитых и развивающихся странах играет социальноэкономическая политика правительства.

Поэтому в арсенале методов преодоления последствий кризиса в социально-трудовой сфере, помимо локальных программ технического сотрудничества, имеются разработанные рекомендации относительно общего курса социально-экономической политики государства. Такие рекомендации нельзя назвать голословными. Основанные на понимании общедоступных истин о решающем значении занятости в экономике страны, они представляют практическую ценность не только как напоминание о важности продвижения интересов работающих, но и как указание перспективных направлений вло-

жения средств государственного бюджета, по которым наиболее вероятно достижение стратегических целей экономического развития страны. В числе подобных документов можно назвать следующие1:

1. Доклад «Государственные финансы: 99%-я мобилизация как стимул экономического и социального развития» охватывает вопросы «фискальной и финансовой политики, социальной защиты, создания рабочих мест. в разрезе различных регионов мира» [5].

2. Исследование, проведенное МОТ в сотрудничестве с Международным институтом социально-трудовых исследований (МИСТИ), «На пути к устойчивому развитию: экологическое производство как источник занятости и социальной активности» рассматривает «занятость и социальную активность трудящихся как неотъемлемую часть стратегии устойчивого экономического развития» [11].

3. Доклад «В Мире труда 2012: Повышение качества занятости как фактор устойчивости экономики», в котором представлены результаты по «различным странам мира с начала мирового кризиса с точки зрения количественных и качественных показателей занятости» [12].

4. «Доклад о заработной плате в мире: политика в сфере оплаты труда в период кризиса 2010-2011» освещает «глобальные и региональные тенденции оплаты труда в годы экономического и финансового кризиса» [7].

5. «Выход из кризиса: Глобальный пакт о рабочих местах» призывает правительства стран мира содействовать расширению занятости как основного источника развития экономики и способа преодоления кризисного спада [2].

Перечисленные документы дают представление о направлениях и масштабах исследовательской работы, проводимой МОТ в сотрудничестве с международными научными институтами. Получаемые выводы и формулируемые на их основе рекомендации уникальны в своем роде, поскольку основаны на статистических данных, предо-

1 Перечисленные источники официально не переведены на русский язык, поэтому автор предлагает собственный вариант перевода их названия и аннотации.

ставляемых национальными статистическими службами, а значит, учитывают как местную специфику состояния социально-трудовой сферы, так и общемировые закономерности ее развития, определяют место каждой экономики в мире труда.

Мировой кризисный спад в экономике и возникающие в результате растущей безработицы проблемы падения объемов валового производства и национального дохода порождают новые задачи, требующие немедленного решения со стороны МОТ. В общем виде они представляют собой совокупность мер по содействию преодоления последствий кризиса в социально-экономической сфере.

Расширение поля деятельности МОТ сопровождается увеличением ее расходов, а значит, и финансирования. Как хозяйствующий субъект она не является коммерческой организацией и не преследует целей извлечения прибыли (даже в качестве источника самофинансирования). Ее бюджетная система включает три составляющие:

1. Основной бюджетный счет. Средства, поступающие на него от взносов стран-членов, идут на содержание административного аппарата и всех структурных подразделений. Членский взнос исчисляется как доля годового бюджета страны и при кризисном спаде, охватывающем большинство экономик мира, общая сумма поступлений на основной бюджетный счет заметно сокращается.

2. Дополнительный бюджетный счет. Создан для финансирования срочных мер по преодолению наиболее острых проблем в сфере труда (кризисный рост безработицы, помощь бедствующим на Среднем Востоке и в Северной Африке), пополняется путем перечислений средств по специально оформленным и поданным бюджетным комитетом МОТ заявкам (табл.).

За два года (2010-2011) в общей сложности МОТ было получено порядка 54 млн дол. США. Все поданные заявки удовлетворены правительствами стран-доноров в полном объеме, несмотря на кризисное падение объема доходной части бюджета, особенно остро проявившегося в промышленно развитых странах, к числу которых относятся все перечисленные в таблице государства. Это обстоятельство свидетельствует о высоком уровне осознания

необходимости содействия экономике стран мира по преодолению кризисного спада, в частности, в социально-трудовой сфере. Взносы стран-доноров на дополнительный бюджетный счет в 2010—2011 гг.

Страна- донор Финансирование по заявке МОТ Полученные средства

валюта страны-донора, тыс. ден. ед. валюта страны-донора, тыс. ден. ед. тыс. дол. США

Бельгия 6 400 6 400 8 814

Дания 40 000 40 000 6 932

Германия 3 000 3 000 4 049

Италия 300 300 300

Нидерланды 19 300 19 300 26 970

Норвегия 40 000 40 000 6 787

Всего 53 852

Составлено по: [8].

Заявки на финансирование формируются на основе разрабатываемых региональных и локальных программ содействия развитию социально-экономической сферы, составляемых по результатам мониторинга и анализа ее состояния. Можно с полным правом утверждать, что средства, поступающие на дополнительный бюджетный счет, расходуются на исследовательскую деятельность МОТ, отличающуюся весьма обширным охватом (сбор и обработка информации статистических органов всех национальных экономик) и дающую возможность принимать актуальные и действенные решения, основанные на оперативной и достаточно полной информации.

3. Внебюджетное финансирование технического сотрудничества. Подразумевает выделение средств на проведение конкретных проектов развития трудовых отношений, повышения уровня занятости и качества трудоустройства, проводимых в рамках страновых программ достойного труда.

Взносы носят целевой характер и делаются не только правительственными структурами стран-членов, но и локальными бизнес-сообществами, отраслевыми объединениями предпринимателей, международными фондами и организациями. Выбор спонсора проведения отдельного проекта зависит от его специфики и состава заинтересованных в ожидаемых результатах сторон.

Планирование привлечения средств по данному направлению осуществляется на

основе Бюджетной программы, содержащей прогноз ожидаемых от вложений результатов для национальных экономик по 19 обобщенным критериям [9, р. 1]. Распределение стран по решению о сокращении или наращивании объемов финансирования данного направления деятельности МОТ не однозначно. За 2010-2011 гг. МОТ было получено 456 млн дол. США на внебюджетный счет, из них 202 млн дол. США — за прошедший 201 1 г. [6]. В 20122013 гг. планируется мобилизация фондов в размере 460 млн дол. США в соответствии с Программой бюджета [9, р. 32].

В общем виде динамика финансирования деятельности МОТ наглядно иллюстрируется рис. 2 и 3.

Сравнение трендов на диаграммах свидетельствует о наметившемся в кризисный и послекризисный период (2008-2011) противоречии динамики поступлений взносов

с целью финансирования технического сотрудничества и затрат на его осуществление. Хотя до сих пор объем расходов по внебюджетному счету не превышал общей суммы поступлений, выявленная закономерность имеет весьма настораживающий характер и требует пересмотра действующего механизма финансирования деятельности МОТ.

Наращивание объемов работ как исследовательских, так и в сфере технического сотрудничества, связанное с возникновением угрозы экономическому благосостоянию населения стран мира, сопровождается закономерным стремлением правительств экономить сокращающиеся средства государственных бюджетов, в числе прочего за счет сокращения размеров взносов в МОТ.

Данная проблема обретает еще большую серьезность, если учитывать, что вопросы

Рис. 2. Поступления на внебюджетный счет МОТ в 2002—2011 гг., тыс. дол. США (Источник: [6])

Рис. 3. Расходы по внебюджетному счету МОТ в 2002—2011 гг., тыс. дол. США (Источник: [6])

бюджетирования и финансов не относятся к профилю деятельности самой Международной организации труда, однако для ее успешного (и что самое главное — востребованного со стороны субъектов мирововй

экономики) функционирования необходима разработка более эффективного, учитывающего цикличность экономического развития в глобальных масштабах, механизма финансирования.

Список использованной литературы

1. Василишина Н.В. Международная организация труда. Международные трудовые стандарты и содействие устойчивому экономическому развитию. Саарбрюкен, 2012.

2. Выход из кризиса: Глобальный пакт о рабочих местах [Электронный ресурс]. URL: http://www.ilo. org/public/russian/region/eurpro/moscow/news/2009/ilc98cpi_r3_200906_ru.pdf.

3. Консолидированные счета на 16.04.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat/rosstatsite/main/account/#.

4. Хаустов Д.С. Некоторые сущностные черты глобализации в рамках мир-системной парадигмы // Россия и мир: проблемы и пути антикризисного развития: сб. науч. тр. / под науч. ред. В.М. Ягодкиной, И.Е. Ко-зырской. Иркутск, 2011. С. 89—95.

5. Confronting finance: mobilizing the 99% for economic and social progress [Elektronnyi resurs]. URL: http:// www.ilo.org/global/publications/ilo-bookstore/order-online/books/WCMS_176189/lang--en/index.htm.

6. Facts and figures on technical cooperation, 2002-2011 [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.ilo.org/ wcmsp5/groups/public/—dgreports/—exrel/documents/genericdocument/wcms_174786.pdf.

7. Global wage report 2010/11: wage policies in times of crisis. Geneva, 2010.

8. Regular budget supplementary account [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.ilo.org/pardev/development-cooperation/rbsa/lang--en/index.htm.

9. Strategic policy framework. Making decent work happen 2010-15 // Programme, Financial and Administrative Committee. Geneva, 2009.

10. Walter J. Wessels. Economics. 3rd ed. N. Y., 2000.

11. Working towards sustainable development: opportunities for decent work and social inclusion in a green economy. Geneva, 2012.

12. World of work report 2012: better jobs for a better economy. Geneva, 2012.

Referenses

1. Vasilishina N.V. Mezhdunarodnaya organizatsiya truda. Mezhdunarodnye trudovye standarty i sodeistvie ustoichivomu ekonomicheskomu razvitiyu. Saarbryuken, 2012.

2. Vykhod iz krizisa: Global'nyi pakt o rabochikh mestakh [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.ilo.org/ public/russian/region/eurpro/moscow/news/2009/ilc98cpi_r3_200906_ru.pdf.

3. Konsolidirovannye scheta na 16.04.2012 [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat/rosstatsite/main/account/#.

4. Khaustov D.S. Nekotorye sushchnostnye cherty globalizatsii v ramkakh mir-sistemnoi paradigmy // Rossiya i mir: problemy i puti antikrizisnogo razvitiya: sb. nauch. tr. / pod nauch. red. V.M. Yagodkinoi, I.E. Kozyrskoi. Irkutsk, 2011. S. 89-95.

5. Confronting finance: mobilizing the 99% for economic and social progress [Elektronnyi resurs]. URL: http:// www.ilo.org/global/publications/ilo-bookstore/order-online/books/WCMS_176189/lang--en/index.htm.

6. Facts and figures on technical cooperation, 2002-2011 [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.ilo.org/ wcmsp5/groups/public/—dgreports/—exrel/documents/genericdocument/wcms_174786.pdf.

7. Global wage report 2010/11: wage policies in times of crisis. Geneva, 2010.

8. Regular budget supplementary account [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.ilo.org/pardev/development-cooperation/rbsa/lang--en/index.htm.

9. Strategic policy framework. Making decent work happen 2010-15 // Programme, Financial and Administrative Committee. Geneva, 2009.

10. Walter J. Wessels. Economics. 3rd ed. N. Y., 2000.

11. Working towards sustainable development: opportunities for decent work and social inclusion in a green economy. Geneva, 2012.

12. World of work report 2012: better jobs for a better economy. Geneva, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.