Petrenko Anna Sergeevna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
(e-mail: [email protected])
Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia DEVELOPMENT OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS
Annotation. This article will examine the factors contributing to the successful development of non-profit organizations and the strategies used to achieve this goal. The experience of successful non-profit organizations around the world is analyzed and the basic principles that underlie their success are identified. The possibilities of cooperation between non-profit organizations and public and private companies, as well as possible sources of financing, were also considered.
Keywords: non-profit organization, income, principles, financing, structure. УДК 334
Санжарова Анна Сергеевна, магистрант
(e-mail: [email protected])
Петренко Анна Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент (e-mail: [email protected])
Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Россия
ФИНАНСИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Аннотация. В данной статье будут рассмотрены основные проблемы и решения в сфере финансирования бюджетных учреждений. Будут рассмотрены различные источники доходов, такие как налоги, гранты, займы и другие механизмы финансирования. Также будет проанализирована эффективность использования полученных средств и предложены пути оптимизации расходов.
Ключевые слова: финансирование, бюджет, доходы, расходы, налоги, гранты.
Финансирование бюджетных учреждений является одной из ключевых задач государства. Бюджетные учреждения играют важную роль в обеспечении различных социально-экономических потребностей населения, таких как образование, здравоохранение, культура и другие сферы деятельности. Они являются основными поставщиками услуг, которые направлены на поддержку и развитие общества.
Однако финансирование бюджетных учреждений сталкивается с рядом сложностей и вызовов. В первую очередь, необходимо найти источники финансирования для поддержки работы этих учреждений. Государственный бюджет является основным источником доходов для бюджетных учреждений, но часто его объем ограничен, что требует поиска альтернатив-
ных методов финансирования. Кроме того, эффективное распределение полученных средств также представляет свои трудности.
Процесс и модели финансирования бюджетных учреждений. Финансирование бюджетных учреждений является важным аспектом государственной политики. Оно обеспечивает достаточные ресурсы для работы государственных организаций, таких как школы, больницы, полиция и другие. В данном подразделе мы рассмотрим процесс финансирования бюджетных учреждений и основные модели этого процесса.
Процесс финансирования бюджетных учреждений начинается с определения необходимых расходов на их функционирование. Это включает затраты на заработную плату сотрудников, закупку необходимого оборудования и материалов, а также поддержку инфраструктуры. Для определения этих расходов проводится бюджетное планирование, которое основывается на анализе предыдущих периодов и прогнозах будущих потребностей.
После определения необходимых расходов следует этап поиска источников финансирования. Главным источником являются государственный бюджет и местные бюджеты. Они выделяют средства на финансирование различных бюджетных учреждений в соответствии с установленными приоритетами. Также возможно привлечение внебюджетных источников, таких как гранты, пожертвования или коммерческая деятельность.
Существуют различные модели финансирования бюджетных учреждений. Они основываются на разделении ответственности за оказание услуг между государством и другими сторонами. Рассмотрим некоторые из них:
1. Модель полного государственного финансирования предполагает, что все расходы на функционирование бюджетного учреждения покрываются из государственного бюджета. В этом случае государство не только оплачивает заработную плату сотрудникам учреждения, но и обеспечивает все необходимые ресурсы.
2. Модель частичного государственного финансирования подразумевает, что часть расходов на функционирование бюджетного учреждения покрывается из государственного бюджета, а остальная часть - из других источников. Например, учреждение может получать дополнительные средства от коммерческой деятельности или пожертвований.
3. Модель финансирования на основе контрактов предусматривает заключение договоров между бюджетным учреждением и государством или другими сторонами. По этим контрактам определены услуги, которые должно предоставлять учреждение, и сумма финансирования. Эта модель позволяет более эффективно распределить ресурсы и повысить ответственность за качество оказываемых услуг.
Важно отметить, что выбор модели финансирования зависит от конкретных условий каждого бюджетного учреждения. Он должен быть обоснован и соответствовать целям и задачам данной организации.
В заключение следует отметить, что процесс финансирования бюджетных учреждений является сложной задачей для государства. Он требует
тщательного планирования и прозрачности в расходовании средств. Выбор модели финансирования должен основываться на эффективности и справедливости, чтобы обеспечить качественное функционирование бюджетных учреждений и удовлетворение потребностей общества.
Рассмотрим сведения об использовании Федеральной службой государственной статистики и подведомственными получателями бюджетных средств, выделенных на 2023 год (по состоянию на 1 октября 2023 года)
Формирование доходов и расходов бюджетных учреждений является важной составляющей их финансовой деятельности. От правильного планирования и использования ресурсов зависит эффективность работы этих учреждений.
Одним из основных источников доходов бюджетных учреждений являются субсидии и субвенции от государства. Эти средства предоставляются для обеспечения функционирования учреждений, осуществления социальной защиты населения, развития инфраструктуры и т. д. Величина субсидий и субвенций определяется на основе анализа потребностей учреждения, его задач и функций.
Другим важным источником доходов являются поступления от оказываемых услуг или продажи товаров. Бюджетные учреждения могут предоставлять платные услуги или реализовывать свою продукцию на рынке. Полученные от этого средства могут быть направлены на финансирование текущих расходов или инвестиционных проектов.
Организации имеют возможность привлекать финансирование через кредиты и займы. Это может быть необходимо для реализации крупных инвестиционных проектов, строительства или модернизации объектов. Заемные средства могут быть получены как от коммерческих банков, так и от государственных фондов или международных организаций.
Расходы бюджетных учреждений включают затраты на оплату труда персонала, закупку материалов и оборудования, арендную плату за помещения, выплаты по долгам и прочие текущие расходы. Кроме того, часть средств может быть выделена на инвестиции - развитие новых программ и проектов.
Важным элементом эффективного управления финансами является контроль за использованием средств. Бюджетные учреждения должны строго следить за выполнением плана расходов и доходов, а также проводить анализ эффективности своих действий. Для этого используются системы учета и контроля, позволяющие отслеживать движение денежных средств внутри организации.
Правильное формирование доходов и расходов бюджетных учреждений является ключевым моментом для обеспечения их финансовой стабильности и эффективного функционирования. От этого зависит возможность оказания качественных услуг населению, развитие инфраструктуры и достижение поставленных целей. Поэтому руководство и финансовые службы
данных учреждений должны проявлять высокую ответственность при планировании и использовании ресурсов.
Формы бюджетного финансирования являются важным аспектом обеспечения деятельности бюджетных учреждений. В зависимости от специфики и целей каждого учреждения, различные формы финансирования могут быть использованы для обеспечения его потребностей.
Одной из основных форм бюджетного финансирования является непосредственное финансирование из государственного бюджета. При таком подходе средства выделяются из общего объема государственного бюджета на конкретное учреждение. Это позволяет более эффективно контролировать использование средств и обеспечить стабильность финансирования на длительный период времени.
Еще одной формой финансирования является целевое финансирование. При этом подходе средства выделяются на решение конкретной задачи или проекта. Целевое финансирование может быть использовано для разработки новых программ, модернизации материально-технической базы или повышения квалификации сотрудников. Такой подход позволяет более гибко распределить средства в соответствии с текущими потребностями учреждения.
Также можно выделить форму финансирования на конкурсной основе. В этом случае учреждение может принимать участие в конкурсе и получить финансирование из различных источников, таких как гранты или спонсорские программы. Такой подход позволяет получить дополнительные средства для реализации проектов или программ, которые могут быть недоступны при обычном бюджетном финансировании.
Еще одной формой финансирования является частичное самофинансирование. При таком подходе учреждение использует свои собственные ресурсы для покрытия определенных расходов. Например, оно может предоставлять платные услуги или использовать доходы от продажи товаров или услуг для дополнительного финансирования своей деятельности. Это позволяет улучшить финансовую самостоятельность и обеспечивает возможность диверсификации доходов.
И, наконец, важной формой финансирования является софинансирова-ние. При таком подходе учреждение получает средства как от государственного бюджета, так и от других источников финансирования. Это позволяет расширить возможности финансирования и обеспечить дополнительные ресурсы для реализации задач и проектов.
В заключение, формы бюджетного финансирования имеют важное значение для обеспечения деятельности бюджетных учреждений. Различные подходы к финансированию позволяют эффективно управлять ресурсами и достигать поставленных целей каждого конкретного учреждения. Комбинация различных форм финансирования может быть использована для максимальной оптимизации расходов и повышения эффективности работы бюджетных организаций.
Рассмотрим предварительную оценку исполнения федерального бюджета за январь-июль 2023 года.
По предварительной оценке, объем доходов федерального бюджета в январе-июле 2023 года составил 14 525 млрд рублей, что на 7,9% ниже объема поступления доходов за аналогичный период 2022 года. При этом в части поступления ключевых не нефтегазовых доходов - как федерального бюджета, так и бюджетной системы в целом - наблюдается устойчивая положительная динамика.
Не нефтегазовые доходы федерального бюджета составили 10 332 млрд рублей и увеличились на 19,8% г/г. Динамика поступления крупнейших не нефтегазовых доходов федерального бюджета (оборотные налоги, налог на прибыль) остается в устойчиво положительной области - в том числе к уровню 2021 года (как менее подверженному статистическим эффектам базы).
Нефтегазовые доходы составили 4 193 млрд рублей и снизились на 41,4% г/г, что связано с высокой базой сравнения прошлого года, снижением котировок цен на нефть марки Юралс, снижением цен и сокращением объемов экспорта природного газа. Месячная динамика нефтегазовых доходов к августу вышла на траекторию, превышающую их базовый уровень (8 трлн рублей в год).
Динамика исполнения расходов федерального бюджета вышла на нормальный уровень после ускоренного финансирования в январе-феврале отдельных контрактуемых расходов. По предварительной оценке, объем расходов федерального бюджета за 7 месяцев 2023 года составил 17 341 млрд рублей, превысив показатели аналогичного периода прошлого года на 14% (+2,3% с начала 2 квартала 2023 г.).
В целом, в 2023 году объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о бюджете (,№466-ФЗ) и размера дополнительных ненефтегазовых доходов (в соответствии с нормами «бюджетного правила»). Это обеспечивает стабильность первичного структурного дефицита на уровне параметров закона о бюджете.
Повышенную гибкость управления структурой предельных бюджетных ассигнований в 2023 году - в том числе при необходимости их направления на непредвиденные расходы - обеспечивает наличие нераспределенных резервов, а также высвобождение бюджетных ассигнований в размере 1 496 млрд рублей вследствие авансового перечисления Фонду пенсионного и социального страхования в декабре 2022 года отдельных трансфертов, предусмотренных на 2023 год.
Исполнение федерального бюджета в соответствии с параметрами первичного структурного дефицита, определенного в законе о бюджете, наряду с использованием/формированием средств ФНБ в рамках механизма «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы и
укрепляет макроэкономическую и финансовую стабильность Российской Федерации.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2016) от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 23.05.2016, с изм. от 02.09.2017) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 15.10.2023 года)
2. Министерство финансов России / Исполнение федерального бюджета за январь-июль 2023 г. - электронный ресурс - дата обращения 15.10.2023 г.
3. Абрютина, М.С., Грачев, А.В. Анализ финансово - экономической деятельности предприятия : Учебно - экономической пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2022. - 256 с.
4. Арбатская, Т.Г. Учет в государственных (муниципальных) учреждениях Учебное пособие. — Иркутск: Издво БГУЭП, 2021. — 200 с
5. Хашир, Б.О. Финансы: учеб. пособие / Б.О. Хашир, В.А. Семидоцкий, Е.Э. Удовик, Н.Ю. Сухина, Т.А. Литвинюк, А.С. Петренко, Э.М. Баданин, А.А. Якименко - Краснодар: изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2018. - 337 с.
6. Петренко, А.С., Купченко А.А. Стратегия финансовой политики в соответствии с новыми финансовыми явлениями// Материалы международной научно-практической конференции «Структурная и технологическая трансформация России: проблемы и перспективы от плана ГОЭЛРО до наших дней», 2021 г. - с.321-326
Sanzharova Anna Sergeevna, graduate student (e-mail: [email protected])
Petrenko Anna Sergeevna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
(e-mail: [email protected] )
Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia
FINANCING OF BUDGETARY INSTITUTIONS
Annotation. This article will discuss the main problems and solutions in the field of financing budgetary institutions. Various sources of income such as taxes, grants, loans and other financing mechanisms will be considered. The efficiency of using the funds received will also be analyzed and ways to optimize costs will be proposed.
Keywords: financing, budget, income, expenses, taxes, grants.