Научная статья на тему 'ФИНАНСИРОВАНИЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФИНАНСИРОВАНИЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
960
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
благоустройство территории / источники финансирования / бюджетные средства / государственно-частное партнерство / добровольное пожертвование физических и юридических лиц. / landscaping of the territory / sources of financing / budget funds / рublic-private partnership / voluntary donation of individuals and legal entities

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Глущенко Лариса Рустемовна

в данной статье представлен обзор возможных источников финансирования благоустройства территории муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Глущенко Лариса Рустемовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCING OF THE LANDSCAPING OF THE TERRITORY OF THE MUNICIPALITY

this article provides an overview of possible sources of financing for the landscaping of the territory of the municipality

Текст научной работы на тему «ФИНАНСИРОВАНИЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

XIМеждународная научно-практическая конференция УДК 352:65

Глущенко Лариса Рустемовна Glushchenko Larisa Rustemovna

Старший преподаватель Senior Lecturer

Уфимский государственный авиационный технический университет

Ufa State Aviation Technical University

ФИНАНСИРОВАНИЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

FINANCING OF THE LANDSCAPING OF THE TERRITORY OF

THE MUNICIPALITY

Аннотация: в данной статье представлен обзор возможных источников финансирования благоустройства территории муниципального образования.

Abstract: this article provides an overview of possible sources of financing for the landscaping of the territory of the municipality.

Ключевые слова: благоустройство территории, источники финансирования, бюджетные средства; государственно-частное партнерство; добровольное пожертвование физических и юридических лиц.

Keywords: landscaping of the territory, sources of financing, budget funds; рublic-private partnership; voluntary donation of individuals and legal entities

Одной из немаловажных проблем любого муниципалитета является благоустройство собственной территории, Органы местного самоуправления, возлагая на себя полномочия в данной сфере, пытаются различными способами решить проблемы благоустройства: улучшить внешний облик городов и поселков, создать условия для комфортного отдыха на улицах и общественных местах (парках, бульварах, скверах, площадях и др.).

После того как принимается решение о проведении мероприятий по благоустройству какой-либо территории, главным вопросом

«Научные исследования и инновации»

выступает определение источников финансирования. Финансирование работ может осуществляться за счет следующих средств: бюджетные средства; государственно-частное партнерство; добровольные пожертвования физических и юридических лиц.

1) Бюджетные средства. Финансирование благоустройства территорий муниципальных образований осуществляется в первую очередь за счет средств бюджетов всех уровней: федерального, регионального и местного. Для получения бюджетных средств для софинансирования расходных обязательств по благоустройству территорий муниципальных образований, муниципалитеты должны разработать собственную программу и утвердить ее. В таблице 1 приведены примеры реализуемых на сегодняшний день на территории Российской Федерации, Республики Башкортостан и муниципальном образовании ГО г. Уфа государственных и муниципальных программ в области благоустройства.

Таблица 1. Перечень программ в области благоустройства

Программа Название программы Цель Финансирование

Федеральные программы «Формирование комфортной городской среды» Обеспечение комплексного развития современной городской инфраструктуры на основе единых подходов Ежегодный объем финансирования по программе составляет более 45 млрд. рублей

«Жилье и городская среда» Повышение качества и комфорта городской среды Объем финансирования по РБ в 2020 году 264,4 млн. руб.

Региональные программы в Республике Башкортостан «Формирование современной городской среды в Республике Башкортостан» Постановление Правительства Республики Башкортостан № 401 от 30 августа 2017 года Повышение качества и комфорта городской среды на территории Республики Башкортостан Общий объем финансового обеспечения государственной программы в 2018 -2022 год составит 24,1 млрд. рублей

XIМеждународная научно-практическая конференция

Продолжение таблицы 1

Муниципальные программы ГО г. Уфа РБ «Формирование современной городской среды городского округа город Уфа Республики Башкортостан». Постановление Администрации Повышение качества и комфорта современной городской среды на территории городского округа город Уфа Республики Общий объем финансирования составляет 1,5 млрд. руб.

городского округа г. Уфа Республики Башкортостан № 517 от 5 мая 2017г. Сроки реализации программы: 2017-2022 год. Башкортостан

«Развитие строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта дорог и искусственных сооружений городского округа город Уфа РБ» Постановление Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан № 455 от 18.04.17 г Сроки реализации программы: 2014-2024 год. Совершенствование дорожной инфраструктуры и дренажно-ливневой канализации, развитие водохозяйственного комплекса городского округа город Уфа РБ Общий объем финансирования составляет 47,3 млрд. рублей

«Развитие территории Калининского района ГО город Уфа РБ» Постановление Администрации ГО г. Уфа РБ № 719 от 15.06.2017г. Сроки реализации программы: 2016-2024 год. Обеспечение комфортных условий для проживания, работы и отдыха населения Калининского района ГО г. Уфа РБ; осуществление социальной поддержки малоимущих граждан Общий объем финансирования Программы - 3,37 млрд. рублей

Немаловажным является то, что на территории РФ действует Программа поддержки местных инициатив (далее - ППМИ), целью

«Научные исследования и инновации» которой является возможность вовлечения граждан в решение проблем

благоустройства. Программа дает возможность жителям сказать, какой

вопрос для них важен, участвовать в определении наиболее

приоритетных программ и отборе проектов для реализации. Данная

программа действует в 47 регионах России. Главными вопросами в

рамках реализуемых проектов является решение вопросов местного

значения - организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения,

освещения, ремонт дорог, озеленение территории, благоустройство

дворов и так далее на условиях софинансирования из республиканского

и местного бюджетов, бизнеса, а также жителей того или иного

муниципалитета. При этом граждане не только вносят собственные

средства, но и имеют право контролировать ход реализации проектов,

а также могут принять участие в решении проблем.

В таблице 2 приведены примеры проектов, реализуемых в рамках ППМИ в Республике Башкортостан.

Таблица 2. Проекты благоустройства, реализуемые в рамках

Программы поддержки местных инициатив в РБ

Название Результат

Проект по благоустройству придомовых территорий в городских округах РБ «Башкирские дворики» В 2017 г. был реализован пилотный проект «Уфимские дворики». В 2018 году данный проект был масштабирован на территорию всех городских округов региона и реализовывался под названием «Башкирские дворики». Результат: гражданами определено для реализации 239 проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах; участие в собраниях приняли более 35 тыс. чел.

Муниципальный проект инициативного бюджетирования «Наше село» В 2018 году «Наше село» запущено в пилотном режиме в 6-ти муниципальных районах Республики Башкортостан. На конкурсный отбор было подано 50 конкурсных заявок, из которых 40 признаны победителями. На данные проекты было распределено более 7 млн. рублей, выделенных из средств местных бюджетов.

Продолжение таблицы 2

XIМеждународная научно-практическая конференция

Проект развития общественной инфраструктуры В 2020 году на программу поддержки местных инициатив из бюджета РБ было выделено 400 млн. рублей. В конкурсе участвовало 1061 заявок. Из них конкурсный отбор прошли 563 проекта. Среди проектов-победителей больше всего (137) проектов, связанных с учреждениями образования, на втором месте находятся проекты, затрагивающие автомобильные дороги и сооружения (117), третье место -благоустройство дворов и детских площадок (93). B 2021 году в конкурсе участвовало 1085 заявок. Из них победителями признаны 539 проектов на общую сумму 589,5 миллионов рублей. В 2021 первую позицию занимают проекты, затрагивающие автомобильные дороги и сооружения (114 проектов). На втором месте находятся проекты, связанные с учреждениями образования (93 проекта). Третье место -благоустройство мест захоронений (65 проектов).

Однако размеры выделяемых бюджетных средств позволяют профинансировать формирование комфортной городской среды и благоустроить лишь незначительную часть территорий, нуждающихся в благоустройстве.

2) Государственно-частное партнерство (ГЧП). В настоящее время финансирование в сфере благоустройства ставит в приоритет использование механизмов ГЧП. На сегодняшний день подавляющее большинство среди всех проектов ГЧП - это коммунальные концессии муниципального уровня.

Передача объектов коммунальной инфраструктуры в концессию обладает устойчивой экономической эффективностью, что ведёт к распространению практики реализации проектов ГЧП и на сферу благоустройства: обустройство набережных, общественных пространств, парков, обеспечение улично-дорожного освещения.

Рынок реализуемых проектов ГЧП в РФ характеризуется следующими параметрами: в 2019 году было реализовано 17 проектов с объемом инвестиций 1,19 млрд. руб., в 2020 году - 7 проектов с объемом инвестиций 0,55 млрд. руб., предусматривающих

«Научные исследования и инновации» привлечение частных инвестиций на принципах ГЧП именно в сфере

благоустройства и формирования комфортной городской среды.

Примером успешного муниципально-частного партнерства в сфере развития и улучшения социальной инфраструктуры города может служить, начавшая функционировать с сентября 2014 года в ГО г. Уфа в парке культуры и отдыха «Первомайский», спортивная площадка для игровых видов спорта. На основе ГЧП были заключены и следующие соглашения по благоустройству, содержанию и реконструкции парков и скверов в 2016 году: Городской парк в Алтайском крае; парк им. Персиянова в Оренбургской области; парк отдыха на набережной в г. Улан-Удэ; Парк им. Горького в Самарской области. В 2021 году; создание семейного парка развлечений «Чайлэнд» на территории парка «Солнечный»; концессионное соглашение по благоустройству, реконструкции и содержанию детского парка с. Тамбовка; реконструкция Нижневартовского городского парка Победы; создание и реконструкция Сормовского парка культуры и отдыха; строительство парка аттракционов на территории Юсуповского парка п. Ракитное; реконструкция здания водно-оздоровительного комплекса под многофункциональный центр отдыха, развлечений и торговли; создание имущественного комплекса «Центр отдыха» с аттракционом «Колесо обозрения» на территории парка им. 10-летия г. Ангарска т.д.

3) Добровольные пожертвования физических и юридических

лиц.

Здесь, во-первых, используется такой инструмент, как средства самообложения граждан, т.е. разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения в основном связанных с развитием и обустройством территории. Механизм самообложения используется в 37 регионах на территории более чем двух тысяч муниципальных образований. На первом месте

XIМеждународная научно-практическая конференция по объему поступивших с использованием данного инструмента

средств находится Республика Татарстан, на втором - Кировская

область, на третьем - Пермский край. В Республике Башкортостан

самообложение граждан узаконено с 2018 года по инициативе комитета

по местному самоуправлению, развитию институтов гражданского

общества и средств массовой информации.

Во-вторых, в рамках Корпоративной социальной ответственности организаций финансирование благоустройства территорий осуществляется с привлечением средств юридических лиц. Наиболее интересен в данном случае опыт благоустройства г. Альметьевск, который в 2014 году занял второе место в конкурсе «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение среди городов России II категории», а в 2018 году среди 150 городов РФ занял 8 место по качеству спортивной и развлекательной инфраструктуры. В настоящее время Альметьевск - один из самых благоустроенных городов России. Основным инвестором в данном случае выступила Компания «Татнефть».

Не менее интересным является и опыт благоустройства г. Санкт-Петербург, где Правительство города взаимодействует в данном вопросе с ПАО «Газпром». Еще в 2007 году ПАО «Газпром» заключило соглашение о сотрудничестве, в рамках которого ежегодно инвестирует средства в благоустройство культурно-исторического центра Санкт-Петербурга.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что в вопросах финансирования благоустройства территорий муниципальных образований нельзя, да и невозможно надеяться только на бюджетное финансирование. Необходимо как можно шире привлекать альтернативные источники финансирования, такие как государственно-частное партнерство и добровольные пожертвования

«Научные исследования и инновации» физических и юридических лиц, которые доказали свою

эффективность.

Библиографический список:

1. Паспорт приоритетного проекта по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Формирование комфортной городской среды». [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/projects/selection/649/25517/

2. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30 августа 2017 года №401 "Об утверждении государственной программы «Формирование современной городской среды в Республике Башкортостан». URL: https://house.bashkortostan.ru/documents/active/20817/

3. Муниципальные программы ГО г. Уфа. [Электронный ресурс]. - URL: https://ufacity.info/programs/list.php?p=3

4. Центр развития государственно-частного партнерства. [Электронный ресурс]. - URL: https://p3week.ru/images/presenatation/preze_31 -04.pdf

5. Росинфа. База инфраструктурных проектов. [Электронный ресурс]. - URL: https://rosinfra.ru/project?ProjectSearch[stage][]=27&ProjectSearch[stage][ ]=24&ProjectSearch[stage][]=23&ProjectSearch[stage][]=25&ProjectSearc h[stage][]=44

6. ППМИ БР. [Электронный ресурс]. - URL: https://ppmi.bashkortostan.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.