Научная статья на тему 'Философы эпохи Просвещения о взаимосвязи языка и «национального духа» как отражения самобытности культуры этноса'

Философы эпохи Просвещения о взаимосвязи языка и «национального духа» как отражения самобытности культуры этноса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
712
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философы эпохи Просвещения о взаимосвязи языка и «национального духа» как отражения самобытности культуры этноса»

«Человеческое Я безусловно в возможности и ничтожно в действительности. В этом противоречии зло и страдание, в этом несвобода, внутреннее рабство человека. Освобождение от этого рабства может состоять только в достижении того безусловного содержания, той полноты бытия, которая утверждается бесконечным стремлением человеческого Я»1. «Богочеловечность по традиционной терминологии соответствует соединению благодати и свободы. Отсюда идет и новая этика, противоположная ветхой родовой этике, этике, основанной на идеализации древних инстинктов мести, ревности, собственности, рабской покорности перед силой и властью, на ложном понимании сословно-классовой чести, на ложных чувствах к коллективным реальностям, на смешении веры с фанатизмом и исключительностью. Этика человечности, этика персонализма, должна быть построена на отношении к человеку, к личности как высшей ценности, к неповторимо-индивидуальному, а не безличнообщему»2.

о

Следуя философской логике Н. Бердяева3, можно предположить, что новая этика нового человека будет прежде всего этикой реализации творческого потенциала человека, а не закона, но творчества человека и человеческого, а не творчества существа, которое не есть уже человек. При этом человечность всегда связана с духовностью, а последняя более ярко раскрывается в рамках философской антропологии.

В. А. Панченко

Философы эпохи Просвещения о взаимосвязи языка и «национального духа» как отражения самобытности культуры этноса

В настоящее время растущее признание значения языков и культур как части духовного наследия человечества вызвало беспрецедентный интерес к исследованиям взаимоотношений языка и духовной культуры, включая вопросы об их роли в формировании этнокультурной идентификации. Духовность, оказывающая серьезное влияние на общественные и индивидуальные формы человеческой деятельности, во многом определяется «национальным духом» народа, который, являясь стержневой основой бытия этноса, определяет логику его развития.

1 Соловьев. В. Духовные основы жизни. СПб., 1887. С. 14.

2 Соловьев В. Оправдание добра. Нравственная философия: соч. в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1988. С. 49.

3 Бердяев Н. О назначении человека. М.: Республика, 1993. С. 320.

116

Развитие концепции «национального духа» получила в трудах немецких философов второй половины XVIII - начала XIX вв. И.Г. Гердера, И.Г. Фихте, Ф.К. фон Мозера, братьев Якоба и Вильгельма Гримм, Г.В.Ф. Гегеля. У Гегеля «национальный дух» обозначает культурно-исторические проекции Абсолютного Духа. Вступая в противоборство друг с другом, национальные духи диалектически движут историю. Эмпирическим выражением «национального духа» является народ. «Национальный дух» посредством национального характера влияет на формирование индивидуального духа. «Национальный дух» осознает себя в религии, искусстве, системе права, политике, философии (наряду с духом времени). Государство является организацией определенного народа, объективированным выражением своеобразия «национального духа»1.

Концепция Гердера о «народном духе», представленная в окончательном виде в работе «Идеи к философии истории человечества 1784-1791 гг.»2, подчеркивала значение языка, культурных особенностей истории, обычаев в формировании наций. Критикуя высшие классы германских государств за их увлечение французским языком и культурой и пренебрежение к языку и культуре простого народа, Гердер выражал уверенность в том, что настоящая культура должна исходить из исконно народных корней, из жизни простого народа, а не из аристократии. Здоровая цивилизация должна выражать дух народа, его национальный характер. Подчеркивая важность учета культурных и языковых особенностей народов, возникших на основе специфического физического окружения и исторического развития, Гердер заложил основы исследований этнокультурной идентичности.

Особое значение имеет язык как средство общения между людьми. Гердер называл его «печатью нашего разума». В трактате о происхождении языков («Abhandlung uber den Ursprung der Spra-che», 1772 г.), он объясняет множественность человеческих языков естественным разделением групп людей, что приводит к возникновению различий в языках. Язык прежде, чем его словарный запас и грамматика, начинает подвергаться регулированию, - пишет философ, - меняется с каждым новым миром и с каждым новым методом мышления. Гердер делает вывод, что «в каждом новом мире - новый язык, каждая нация имеет свой национальный язык... Язык становится Протеем (многоликим существом - от имени древнегреческого бога, постоянно меняющего свой облик) на круглой поверхности земли»3.

1 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1977. Т. 3.

2 Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977.

3 Гердер И.Г. Трактат о происхождении языка. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. С. 163.

117

Идея Гердера о «народном духе» и взаимосвязи языка и культуры нации получила дальнейшее развитие в трудах И.Г. Фихте -одного из виднейших представителей немецкой классической философии. В трудный для немецкого народа период французской оккупации германских государств он призывал народ к единству и сплочению на основе сохранения национального языка и культуры путем радикальных реформ в области воспитания и образования. Свои взгляды на важность языка в борьбе за сохранение культурной идентичности германского народа Фихте выразил в обращениях к германской нации «Reden an die deutsche Nation» (1808 г.)1.

В четвертом обращении Фихте говорил о «неизмеримом влиянии» на «все человеческое развитие народа» характерных свойств его языка, который сопровождает человека в самые сокровенные глубины его души во время мыслительной деятельности. Развивая свой тезис о приоритете национального языка и национального характера в определении национальных границ, Фихте заявил в Речи 13, что первые исконные и истинно-естественные границы между государствами являются, без сомнения, их внутренние границы, определяемые на основе языков и культур. Говорящие на одном и том же языке связаны друг с другом самой природой множеством невидимых уз, способны достигать ясного понимания между собой и составляют неразрывное целое. Соответственно, делал вывод Фихте, германский народ является единым, он достаточно четко отделен от других народов общим языком и способом мышления.

Одним из первых лингвистов, обративших внимание на неразрывную связь языка и «национального духа», был немецкий философ и языковед, основатель Берлинского университета В. фон Гумбольдт. Учение Гумбольдта о языке как непрерывном творческом процессе и отражении в языке индивидуального миросозерцания народа явилось результатом его длительных языковых исследований, начиная с изучения языка басков в Испании. Интерес Гумбольдта к баскскому языку имел прежде всего историкоэтнографический характер. Он отыскивал старобаскские песни, чтобы изучить древнейшую историю, религию и нравы древних басков. В своем труде «Prufung der Untersuchungen uber die Urbewohner His-paniens vermittelst der baskischen Sprache» он дает филологический анализ староиспанских названий местностей, который составляет основу для изучения населяющих народов и древнейших судеб Пиренейского полуострова. Именно язык древних иберийцев в связи с наречиями Америки послужил исходным и центральным пунктом ис-

1 Fichte J.G. Reden an die deutsche Nation/ Johann Gottlieb Fichte. [5 durch-ges. Aufl.], nach dem Erstdruck von 1808/ Mit einer Einf. Von Reinhard Lauth. Hamburg: Meiner, 1978. XLI.

118

следований Гумбольдта в области сравнительной антропологии и философии языка. При исследовании и глубоком изучении построения староиберийского языка, а также романских и американских языков у Гумбольдта развивалось проявление интереса к общей сущности языка.

В своих трудах1 Гумбольдт рассматривал язык как «средство формирования нации» на основе общности культуры, выражающей самобытную внутреннюю форму «духа народа» (Volksgeist). В труде «О сравнительном изучении языков применительно к различным этапам их развития» (1820) Гумбольдт делает вывод, что «языкам свойственно собственное мировоззрение» (Weltansichten)2. «Язык всеми тончайшими нитями своих корней сросся с силой национального духа, и чем сильнее воздействие духа на язык, тем закономерней и богаче развитие последнего... язык не просто внешнее средство общения людей, поддержания общественных связей, но заложен в самой природе человека и необходим для развития его духовных сил и формирования мировоззрения»3. Язык, по мнению Гумбольдта, является частью национальной идентичности: «Вместе с родным языком мы воспринимаем как бы частичку нашей самости»4.

Понятие «народный дух», используемое Гумбольдтом в его теории о связи языков и духовного развития народов, впервые было использовано во французской философии эпохи Просвещения во второй половине XVIII в. при объяснении разницы национальных характеров. Наиболее влиятельной работой французских мыслителей этого периода, посвященной влиянию природных и исторических условий на формирвание «духа народа», стал основной труд жизни философа права и истории Ш.Л.де Монтескье «О духе законов» («De I’esprit des lois»), опубликованный в 1748 г. Наиболее важным причинным фактором, по мнению Монтескье, в формировании «общего национального духа нации» является климат, влияющий на становление национального характера. Среди других факторов, образующих вместе с климатическими условиями «сложную сеть взаимодействий и чувствительного баланса», определяющую «дух нации», Монтескье рассматривал законы, обычаи,

1 Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984; Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985.

2 Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984, С. 248-249.

3 Там же. С. 45-48.

4 Там же. С. 68-69.

119

л

правительство, религию и историю1. Идеи Монтескье о «духе народа» нашли особенно широкий отклик в политически раздробленных германских государствах, где работа Ф.К. фон Мозера «О немецком национальном духе» (1765), написанная под влиянием Монтескье, вызвала обширную дискуссию о роли языка и культуры в становлении культурной идентичности германского народа»2.

Таким образом, взаимосвязь языка и «национального духа» составляют основу самобытности культуры этноса. Изучение этнокультурных особенностей невозможно без анализа специфических признаков языка, так как язык каждой нации является инструментом интерпретативного познания мира. Идеи философов эпохи Просвещения об отражении в языке «своеобразия национального духа» повлияли на дальнейшее развитие языкознания и культурологии, послужили основой для широкомасштабных междисциплинарных исследований по вопросом формирования этнокультурной идентичности народов и отдельных личностей, начиная со второй половины XIX столетия и по настоящее время.

Т. А. Мотина

Роль игровой деятельности в антропологии и искусстве XX столетия

В философской мысли XX столетия теория игровой деятельности - одна из наиболее интересных и оригинальных. Её создатели разработчики (Й. Хейзинга, Г. Гессе, А. Белый и др.) принадлежали к духовной элите первой половины прошлого века. Само обращение европейской мысли, в том числе и российской, к игре было отражением надежды на «пробуждение» в сфере духа. Но это не исполнилось. В произведениях мыслителей того времени в большей степени выразилось состояние интеллектуального и нравственного кризиса, которое вылилось в идеологию отторжения «правил игры». Разрушение и критика морали, религии (для европейского сознания это христианские ценности), общепринятых ценностей стали тогдашней нормой социальной и культурной мысли3.

В XX столетии игра и театральность стали определять не только стиль художественной культуры, но и стиль жизни, стиль поведения её созидателей, т. е. игра вошла в философию человека. Игра

1 Nicholas Vazsonyi. Montesquieu, Friedrich Carl von Moser, and the «National Spirit Debate» in Germany, 1765-1767 // German Studies Review, Vol. 22. No. 2 (May, 1999). Р. 225-246.

2 Мозер Ф.К. фон. О немецком национальном духе. 1765-1766. С. 225-246.

3 Шпенглер О. Закат Европы. М.: АСТ, 1994.

120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.