Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЖИЗНИ В КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ'

ФИЛОСОФСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЖИЗНИ В КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
38
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
философия / китайская культура / жизнь / восприятие / гармония / традиции / человек / даосизм / конфуцианство / природа / мудрость / мир. / philosophy / Chinese culture / life / perception / harmony / traditions / person / Taoism / Confucianism / nature / wisdom / world.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ахмедова, Санам Джалаловна

Статья посвящена аспектам философского восприятия жизни в китайской культуре, при обращении внимания на принцип гармонии в природе, диалектику противоположностей, уважении к традициям и предкам, что предлагает уникальные и глубокие взгляды на жизнь и человеческую натуру. Философия становится основой для формирования китайской культуры, которая продолжает проникать в современные китайские реалии, адаптируясь к новому миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL PERCEPTION OF LIFE IN CHINESE CULTURE

The article is devoted to aspects of the philosophical perception of life in Chinese culture, paying attention to the principle of harmony in nature, the dialectic of opposites, respect for traditions and ancestors, which offers unique and profound views on life and human nature. Philosophy becomes the basis for the formation of Chinese culture, which continues to penetrate modern Chinese realities, adapting to the new world.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЖИЗНИ В КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

ФИЛОСОФСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЖИЗНИ В КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ

d https://doi.org/10.24412/2181-1784-2023-21-428-432

Ахмедова Санам Джалаловна

Кандидат философских наук, доцент Ташкентский государственный университет востоковедения sanam09061956@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена аспектам философского восприятия жизни в китайской культуре, при обращении внимания на принцип гармонии в природе, диалектику противоположностей, уважении к традициям и предкам, что предлагает уникальные и глубокие взгляды на жизнь и человеческую натуру. Философия становится основой для формирования китайской культуры, которая продолжает проникать в современные китайские реалии, адаптируясь к новому миру.

Ключевые слова: философия, китайская культура, жизнь, восприятие, гармония, традиции, человек, даосизм, конфуцианство, природа, мудрость, мир.

Annotation. The article is devoted to aspects of the philosophical perception of life in Chinese culture, paying attention to the principle of harmony in nature, the dialectic of opposites, respect for traditions and ancestors, which offers unique and profound views on life and human nature. Philosophy becomes the basis for the formation of Chinese culture, which continues to penetrate modern Chinese realities, adapting to the new world.

Key words: philosophy, Chinese culture, life, perception, harmony, traditions, person, Taoism, Confucianism, nature, wisdom, world.

Философия является неотъемлемой частью китайской культуры и глубоко проникла в различные аспекты жизни китайского народа. Для китайцев философское восприятие жизни означает не только стремление к познанию истины, но и поиск гармонии с природой, сокровенного смысла и собственного места во Вселенной.

Как известно, китайская культура и философия обладают многовековой историей и являются одними из наиболее влиятельных народных традиций в мире. Однако «по большому счёту, сами традиции не требуют от своих приверженцев абсолютной лояльности, и китайцы исповедуют некий сплав философских идей, которые они воплощают в жизнь в соответствии со своими нуждами и применительно к конкретным обстоятельствам» [Томпсон 2000: 255]. Философские принципы, вкоренённые в китайскую культуру, обретаются

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

через историю, традиции и особенности национальной ментальности при почитании ценности бытия и мудрости народа.

Величайшее влияние на философское восприятие жизни в китайской культуре оказали три основных течения - конфуцианство, даосизм и буддизм. В конфуцианской философии акцент делается на этике, целью которой является создание гармоничного общества, основанного на уважении, порядке и добродетели. Даосизм, с другой стороны, подчёркивает гармонию с природой, спокойствие и самопознание, а буддизм призывает к освобождению от страданий и достижению просветления.

Мы можем видеть, что один из важных аспектов китайской философии -концепция «дао», что может быть переведено как «путь». Она обозначает баланс между человеком и миром, между действием и пассивностью. «Дао» призывает к потаканию природным силам и естественным процессам, а не попыткам подчинить их своей воле. Это учение помогает китайцам жить в гармонии с окружающей средой и принимать жизненные трудности с пониманием и терпением. Важно обратить внимание на то, что «теория Дао запускалась Конфуцием в организм семейных отношений от каждой малой семьи до единой семьи Поднебесной и подготавливалась к восприятию людьми как исконный закон жизни первопредков» [Лукьянов 1994: 104]. Всё это непременно сказывается и на мудрости предков, ведь традиции и уважение к ним являются неотъемлемой частью философского восприятия жизни в китайской культуре. Китайцы считают, что уважение к предкам дарит человеку связь с прошлым и укрепляет его идентичность. Стало быть, именно наши предки символизируют мудрость, опыт и преемственность поколений. И поэтому, важное место отводится ритуалам и традициям, которые передаются из поколения в поколение.

В китайских ритуалах и традициях философское восприятие жизни характерно отражается и в нашей современности. Например, празднование Китайского Нового года, которое основано на лунном календаре и длится почти 2 недели, наполнено символическими ритуальными особенностями, которые сопровождаются молитвами и пожеланиями благополучия, успехов и жизненного процветания.

Необходимо подчеркнуть и то, что «своё учение о личных достоинствах и общественном устройстве Конфуций считал небесным, так как оно провозглашало стремление человека к гармонии со вселенной... человек должен был просто осознать свою цель и воплощать её в жизнь» [Томпсон 2000: 210]. Таким образом, в учении Конфуция именно в жизни человека олицетворяется мудрость, гармония и понимание сущности мира.

В связи с вышесказанным, необходимо обратить внимание на один из ключевых элементов философии в китайской культуре, а именно концепцию гармонии и равновесия, которая проявляется в традиционных китайских

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

учениях Ян и Инь. Они представляют собой метафорическую интерпретацию взаимных противоположностей, таких как свет и тьма, мужское и женское, добро и зло. При этом важно понимать, что данные противоположности существуют одновременно, и их гармоничное сосуществование является основополагающим принципом китайской философии.

В «Дао дэ цзине» говорится следующее: «Познание гармонии называется стабильностью. Познание стабильности называется ясностью. При этом умножение жизни называется счастьем. Когда сердце сдерживает жизненную силу, это называется принуждением» [От магической силы к моральному императиву 1998: 212]. Следовательно, китайские философы-даосы стремились создать баланс и равновесие во всех сферах жизни. Они полагали, что только через гармонию с природой, другими людьми и самим собой человек может достичь истинного благополучия и жизненного счастья. Эта идея впиталась в китайскую культуру и стала неотъемлемой частью её архитектуры, искусства и повседневной жизнедеятельности.

Важно обратить внимание и на то, что «даосизм принципиально отличается от конфуцианства тем, что основан на личностном постижении и не имеет социальной составляющей. Характерной чертой китайского национального мышления является способность исповедовать оба учения и применять их на практике в зависимости от жизненной ситуации. В рамках личной жизни китаец исповедует даосизм, но когда дело касается общественных норм поведения, он становится конфуцианцем. Столкнувшись с неприятностями и жизненными невзгодами, китаец обращается к буддизму махаяны. В национальном сознании границы между учениями размыты, и мудрость каждой из трёх традиций находит подтверждение в повседневной жизни» [Томпсон 2000: 255]. Таким образом, одним из ключевых аспектов китайской философии является её глубокое и всеобъемлющее отношение к жизненным вариациям, что помогает людям развивать своё мышление при взаимодействии с окружающим миром.

Необходимо понимать также и то, что китайская философия акцентирует внимание на социально-этических принципах и самопознании. Учение о «Дзэн» (путь возникновения мудрости) подчёркивает значимость медитации и самоанализа, а также призывает к развитию человеческих достоинств, таких как доброта, милосердие и справедливость. Китайцы стремятся к гармонии между человеком и обществом, добросовестно выполняя свои обязанности и живя в согласии с общим благом. Философ Мэн-цзы, анализируя природу человека, утверждает о том, что «человек рождён добрым, но в течение жизни должен развивать свои положительные качества. Характер формируется под влиянием природной сущности и разума, а жизнь определяется судьбой (мин), которую человек не в силах изменить, ибо всё происходит по воле небес» [Томпсон 2000: 233]. В итоге всё это непременно будет приносить пользу обществу, при

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

соблюдении моральных принципов и их соединением с китайской наукой и культурой. Однако полагается, что «на место науки, имеющей целью познание мира, китайцы поставили этикет жизни, в их глазах достаточно действенный, чтобы установить всеохватывающий порядок» [Гране 2008: 19]. Всё это способно создавать целостную картину жизни, где философия не только формирует культурное наследие народа, но и определяет его понимание имеющихся норм, ценностей и целей.

Чувство прекрасного пронизывает всю культуру китайского народа, где именно «искусство рассматривалось как продолжение жизни — внутренней, возвышенной, преображённой усилием творческой воли жизни» [Духовная культура 2006: 147]. Следовательно, сила искусства способна влиять на китайскую культуру, проникая в различные аспекты повседневной жизни: взаимоотношения между людьми, семейную и общественную организацию, философию и даже кулинарию. Благодаря искусству, китайцы желают найти гармонию между человеком и окружающим миром, стремятся к равновесию, полноте и осознанности в каждом мгновении жизни.

В целом, китайская культура, направляя людей по жизни, позволяет им стать более гармоничными и сбалансированными в своём отношении к окружающему миру. И в эпоху глобализации и современности присутствие философского восприятия жизни становится всё более важным и ценным в стремлении к гармонии и справедливости в мире. При этом, по нашему мнению, данное философское восприятие в китайской культуре отличается от западного видения тем, что оно больше ориентировано на коллектив и на гармонию с природой, в то время как в западном аспекте индивидуализм и самореализация играют наиболее значимую роль.

Подводя итог нашему исследованию, следует подчеркнуть, что в философском восприятии жизни китайской культуры имеется много места для самоанализа и саморазвития. При этом китайские мудрецы полагали, что только через постоянное самосовершенствование каждый может стать чуточку лучше, чем ранее. Это приводит к глубокому внутреннему развитию и нравственному идеалу. Следовательно, китайская философия и культура представляют собой уникальный и глубокий симбиоз восприятия жизни, основанный на гармонии, этике и принципах естественного порядка. Всё это помогает человеку достигать желаемого баланса между индивидуальными стремлениями и общественными ценностями, создавая прочную основу для благополучия и счастья в его жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCE)

1. Гране М. Китайская мысль от Конфуция и Лаоцзы / пер. с франц. В.Б. Иорданского. — М.: Алгоритм, 2008. — 528 с.

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

2. Духовная культура Китая. Энциклопедия в пяти томах / Философия / Главный редактор М.Л. Титаренко. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2006. - 728 с.

3. Лукьянов А.Е. Начало древнекитайской философии («И цзин», «Дао дэ цзин», «Лунь юй»). — М.: «Радикс», 1994. — 112 с.

4. От магической силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре. — М: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. — 422 с.

5. Томпсон М. Восточная философия / Пер. с англ. Ю. Бондарева. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.