Научная статья на тему 'Философское учение о снах'

Философское учение о снах Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2112
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образ сна в философии / категории сна / философия / религиозная философия / теолингвистика / image of dream in philosophy / categories of dream / philosophy / religious philosophy / theolinguistics

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Васильева Евгения Александровна

В данной статье рассматривается проблема понимания и осознания такого феномена, как сон через призму философии, в частности религиозной философии. Цель данной статьи – изложить некоторые философские теории о снах. В работе представленыобразы сновидений таких философов как Артемидор, Платон, Аристотель, Фридрих Ницше, П. А. Флоренский. Так, мы хотим увидеть внутреннюю структуру феномена для воссоздания в дальнейшем наиболее целостного концепта «Traum».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL DOCTRINE ABOUT DREAMS

This article deals with such problem as understanding and the way to realizedream phenomenon by the use of philosophy, particularly by religious philosophy. The research purpose is to give an account of some philosophical theories about dreams. In the article there are images of dreams of such philosophers like Artemidorus, Plato, Aristotle, Friedrich Nietzsche, P.A.Florensky.Thereby, we want to understand the inside structure of the phenomenon to create further the most entire concept «Traum».

Текст научной работы на тему «Философское учение о снах»

14 Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Т. Грей В. А. Жуковский

Rich with the spoils of time did ne'er unroll; Chill Penury repress'd their noble rage, And froze the genial current of the soul [1]. Угрюмою судьбой для них был затворен, Их рок обременил убожества цепями, Их гений строгою нуждою умерщвлен [2, с. 30].

Перевод элегии Грея, сделанный Жуковским в 1802 г. стал знаменательным событием в русской литературе. Впитав опыт предыдущих переводов, В. А. Жуковский осуществил перевод, который оказался ближе тексту оригинала; автор сумел сохранить характерные черты и особенности элегии Т. Грея, его жанровую специфику. Заслуга В. А. Жуковского в том, что он не только передал основные идеи и мысли, заложенные в тексте оригинала, он сумел воспроизвести последовательно развивающийся аудиовизуальный лирический сюжет, сохранить пространственно- временные характеристики, временные наречия, анафорические повторы, создающие иллюзию постепенного наступления сумерек. Перевод Жуковского получил всеобщее признание в России и был включен в зарубежные сборники русских сочинений.

Список литературы

1. Grey Thomas. Elegy Written in a Country ChurchYard. [Электронный ресурс]. URL: http://www. poetryfoundation.org/poem/173564 (дата обращения

16. 07. 2015).

2. Жуковский В. А. Собрание сочинений в 4 томах. Том 1. Москва - Ленинград: Государственное издательство Художественной литературы, 1959.

3. Строилова А. Г. История переводов на русский язык элегии Т. Грея «Elegy Written in a Country Church-Yard» // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. -2007. - № 43. - С. 52 - 54.

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О СНАХ

Васильева Евгения Александровна

соискатель кафедры немецкой филологии, г. Иркутск

PHILOSOPHICAL DOCTRINE ABOUT DREAMS

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается проблема понимания и осознания такого феномена, как сон через призму философии, в частности религиозной философии. Цель данной статьи - изложить некоторые философские теории о снах. В работе представленыобразы сновидений таких философов как Артемидор, Платон, Аристотель, Фридрих Ницше, П. А. Флоренский. Так, мы хотим увидеть внутреннюю структуру феномена для воссоздания в дальнейшем наиболее целостного концепта «Traum».

Ключевые слова: образ сна в философии; категории сна; философия; религиозная философия; теолингвистика. ABSTRACT

This article deals with such problem as understanding and the way to realizedream phenomenon by the use of philosophy, particularly by religious philosophy. The research purpose is to give an account of some philosophical theories about dreams. In the article there are images of dreams of such philosophers like Artemidorus, Plato, Aristotle, Friedrich Nietzsche, PA.Florensky.Thereby, we want to understand the inside structure of the phenomenon to create further the most entire concept «Traum».

Keywords: image of dream in philosophy; categories of dream; philosophy; religious philosophy; theolinguistics.

Однажды китайскому мудрецу Чжуан Цзы приснилось, что он был красивой бабочкой, изящно порхавшей над белоснежным цветком.

Проснулся Чжуан Цзы и стал думать, кто он на самом деле? Мудрец, которому снилось, что он — красивая бабочка, или он - бабочка, которой снится, что она — китайский мудрец?

(SPIGEL WISSEN 4/2009 «An den Pforten des Sinns»

- перевод автора)

Существуют разные философские взгляды в понимании значения такого феномена, как сон. Сновидение, несмотря на всю свою необычность, существует реально. Однако философы мира несколько расходятся в понимании генезиса и структуры сна, предлагая нам возможные способы толкования данного феномена. Философы мира рассматривают сны как особый тип реальности, без которой целостность человеческого бытия не может быть постигнута в полной мере. В этой статье мы попытаемся изложить некоторые философские теории о снах. Так, мы

хотим увидеть внутреннюю структуру феномена для воссоздания в дальнейшем наиболее целостного концепта «Traum».

Интерес к снам появился с древних времен. Так, знаменитый философ, снотолкователь и гадатель II в. н. э., Артемидор называет сновидение «волнением души» или «созданием разных образов, знаменующих будущие блага или беды». По его мнению, сон есть контакт сновидца с его собственной душой, при котором последняя сообщает спящему грядущие события. Артемидор видит четкое отличие между сном (enhypnion/ derTraum) и сновидением (oneiros/das Traumgesicht), подчеркивая, что сновидение показывает сновидцу будущее, а сон настоящее [7, с.32-33]. Такое понимание он объясняет тем, что «некоторые ощущения обладают свойством возвращаться в душу, снова пребывать в ней и вызывать явления во сне. Влюбленный, например, обязательно увидит во сне своих любимцев, напуганный — причину своего испуга... в этих видениях, за которыми кроются ощущения, содержится не предсказание будущего, а переживание настоящего» [2, с. 212]. Сновидения, в свою очередь, Артемидор разделяет ещё на 5 видов: иносказательные, ясные, личные, чужие и

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

15

родственные [там же, с. 219]. Ясные сновидения сбываются с полной точностью в краткий срок; иносказательные показывают свое значение символом-загадкой и сбываются лишь спустя время. Личные сновидения - это сновидения, в которых человеку снится он сам; в результате такого сна со сновидцем происходит нечто хорошее или плохое. Чужими сновидениями Артемидор называет те сновидения, при которых сновидец видит действующим другого человека; такие сновидения предвещают хорошее или плохое только для приснившегося. Родственные, исходя из самого названия, - это сновидения, во время которых сновидец видит своих родственников. По характеру выражения Артемидор выделяет четыре группы сновидений. Одни предсказывают многое через многое, другие - малое через малое, третьи - многое через малое, четвертые - малое через многое. Более того снотолкователь указывает на особую, отдельную группу сновидений, называя такие богопосланными [там же, с. 219].

Платон придавал снам большое значение. Философ разделял сновидения назначимые и не значимые. К первой группе относились сны «божественного происхождения», ко второй соответственно ночные видения «небожественного происхождения». Платон говорит о сне, как о способе увидеть, или как он выражается «подглядеть» иномирное пространство. Во многих своих работах он дает сну как позитивную, так и негативную окраску, объясняя это прямой зависимостью сна от спящего. В трудах Платона есть следующее объяснение: Боги сотворили человека и наделили его глазами, излучающими свет (т.е. зрение) наружу. Дневной свет попадает внутрь человека. С наступлением ночи человек засыпает, закрывая внутренний огонь, который создает яркие образы. Если же человек во сне производит движения телом, переворачивается, это немедленно отражается в сновидении и может помешать сообщению Богов. Так, чтобы увеличить вероятность общения с богами во сне, человеку было необходимо проводить очищающие ритуалы перед сном и засыпать в спокойной тихой обстановке[7, S. 19-21]. Философ выдвигает идею о трех началах души: вожделеющем, яростном и разумном. Если разумное начало души сновидца стоит во главе, укротив яростное и вожделеющее начало ему даются пророческие сновидения, открывающие истину. Ложные же сны и видения приходят к душам невежественным, находящимся под властью чувственных страстей и удовольствий. Платон так же предполагает возможность человека черпать вдохновение для жизни из пространства сна [4, с. 353-358].

Аристотель создал целый ряд философских произведений о снах. Среди них известны следующие работы: «О сновидениях» (nepievmvfou / De Insomniis), «О сне и бодрствовании» (Пер! rnvou кга гурпуоррсею<; / De Somno et Vigilia), «О гадании по снам» (Перкр<; ка0' rnvov govxiK^ / De Divinationeper Somnum) [3, с. 420].В отличие от Платона, Аристотель полностью отрицает божественное происхождение сновидений. Философ объясняет это тем, что сны видит не только человек, но и некоторые животные. Он не видит причины общения Богов и животных, вследствие чего и указывает на демоническое происхождение сновидений. Само явление сна Аристотель называет физическим феноменом. Говоря о психо-физиологии и «механике» сновидений, Аристотель описывает некое прозрачное тело, которое находится между глазом и воспринимаемой вещью и является «опосредующим звеном в отношении видящего к видимому» [там же, с. 422]. Согласно такой теории, по словам философа «видения во сне возникают в результате отражения на внутренней поверх-

ности век исходящих из глаз лучей света» (также как вышеописанный «внутренний свет» у Платона) [там же, с. 423]. Аристотель указывает, что видение снов не может быть следствием чувственного восприятия или мнения человека. Он утверждает, что наша душа имеет потребность к регенерации, поэтому люди спят и видят сны. Аристотель призывает исследовать «механизм сна», определить, как и каким образом происходит видение снов. Останавливаясь на религиозном аспекте, следует заметить, что философ называет сны явлением «профанным», потому что если бы они были явлением «сакральным», так называемым «божественным откровением», сновидения приходили бы только лучшим людям, а не каждому без исключения [7, с 24-26].

Фридрих Ницше называет сон своего рода «опьянением» и относит его к художественным силам природы. Вот как описывает философ ощущение сна человеком в одном из своих очерков: «наша внутренняя сущность, общая основа бытия во всех нас, испытывает сон с глубоким наслаждением и радостной необходимостью». По его мнению, человеческая жизнь состоит из двух половин: бдения и сна [9, ч.1]. Первая представляется человеку без всякого сравнения «более предпочтительной, важной, достопо-чтенной,жизне-достойной, даже единственно жизненной». Однако при всей видимости такого парадокса, Ницше утверждаеттаинственную основу сущности человека, и указывает на прямо обратную оценку сновидения. Философ наделяет сон силой и духом. Ницше говорит, что «мир сонных грёз» совершенен и не находится ни в какой зависимости от интеллектуального развития или художественного образования сновидца. Философ пишет, что «под воздействием сна человеку открывается единство с внутренней первоосновой мира в символическом подобии сновидения» [там же, ч.4]. Фридрих Ницше полагает, что сны пластичны и логичны. При невероятной пластической точности и верности сновидений философ видит во снах логическую причинность линий и очертаний. Ницше говорит, что если человеку отвлечься от собственной «реальности», и «принять своё эмпирическое существование, как и бытие мира вообще, за возникающее в каждый данный момент представление Первоединого», сновидение, таким образом, станет для человека «иллюзией в иллюзии». Так, он утверждает, что каждый сон дает возможность постичь переходность вещей, приводя в пример аллегорию «видящего сны грека и Гомера», где видящего сны грека по праву можно назвать Гомером, а Гомера - видящим сны греком. [4, с 340].

П. А. Флоренский описывает сон как ступень жизни в невидимом. Сон, по его словам, позволяет каждому «предощутить» существование иномирного пространства и осознать, что не единственно то, что мы склонны считать жизнью есть жизнь. Сном как таковым, философ называет именно глубокий сон, а сновидение, по его мнению, есть не что иное, как рубеж между сном и бодрствованием [5, с. 4-16]. Философ особо выделяет временное пространство сна, которое позволяет за короткое по внешнему измерению, время «прожить» гораздо более длительный период, чем на самом деле длится сон [там же]. Во сне система времени имеет совершенно иную систему, в которой время летит с неимоверной быстротой, относительно времени, воспринимаемого человеком в бодрствующем состоянии. Это же явление подтверждает эффект необычно быстрого забывания сна после пробуждения [там же].

Так, представив образы сновидений таких философов как Артемидор, Платон, Аристотель, Фридрих

16

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Ницше, П. А. Флоренский, мы показали насколько разнообразно можно истолковывать внутренний характер сновидений.

Список литературы

1. Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого: [сайт]. URL: http://www.gumer.info/ bibliotek Buks /Historv/Goff SrMir/18,php

2. Памятники поздней античной научно-художественной литературы II-V: сборник / под ред. М.Л. Гаспаров. - М.: Наука, 1964. - 412 с.

3. Платоновское философское общество: [сайт]. URL: http://www.plato. spbu. ru/AKADEMIA/akademia6/ch ulkov.pdf

4. Сны и видения в народной культуре: Мифологический, религиозно-мистический и культурно-психологический аспекты [Текст] / А. А. Панченко [и др.]; под ред. С. Ю. Неклюдова. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001. - 382 с.

5. Флоренский, П. А. Иконостас // Христианство и культура [Текст] / П. А. Флоренский. - Москва: АСТ; Харьков: Фолио, 2001. - С. 521-626.

6. Alt, P.-A. Der Schlaf der Vemunft: Literatur und Traum in der Kulturgeschich-te der Neuzeit [Text] / Peter-Andre Alt. - Munchen: Beck, 2002. - 464 S.

7. Gehring, P. Traum und Wirklichkeit: Zur Geschichte einer Unterscheidung [Text] / Petra Gehring. -Frankfurt-New York: Campus Verlag, 2008. - 280 S.

8. Hieronimus, E. Der Traum von den Urkulturen: Vorgeschichte als Sinngebung der Gegenwart? [Text] / Ekkehard Hieronimus. - Munchen: Carl Friedrich von Siemens Stiftung, 1975. - 60 S.

9. Project Gutenberg - free online books- Friedrich

Wilhelm Nietzsche - Die Geburt der Tragodie: [сайт]. URL: http://www. gutenberg.org/dirs /etext05/

7gbrt10.txt

УТОПИЧЕСКИЙ ДИСКУРС ИНФОРМАЦИОННОГО ОЖИДАНИЯ В ЛИТЕРАТУРНЫХ

СЮЖЕТАХ

Воробьева Александра Николаевна

Доктор фил.наук, доцент кафедры русского языка и литературы, г. Самара

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается утопический дискурс русской литературы последних лет как одна из ведущих ее черт. Основное внимание автор уделяет анализу романов В.Пелевина "Empire V" и "Betman Apollo ".

ANNOTATION

In the article the utopian discourse of Russian literature of the last years as one of its leading features is considered. The main attention is paid to the analysis of V. Pelevin’s novels "Empire V" and "Betman Apollo".

Ключевые слова: Утопия, сознание, страх, экзистенциализм, страдание, поиск, ожидание, любовь, протест, Уэллс, Пелевин

Keywords: Utopia, consciousness, fear, existentialism, suffering, searching, waiting, love, protest, Wells, Pelevin.

Автор утопии «Рай земной, или Сон в зимнюю ночь» К.С.Мережковский (ученый-биолог, брат писателя Д.С.Мережковского) писал в 1903 году: «Прогресс сам по себе мучительнейшее явление, но чем он подвигается дальше вперед, тем он становится все мучительнее и мучительнее - вот закон природы, ужаснейший, уродливейший из ее законов» [1.С.191]. И вот какую картину, спустя столетие, рисует М.Эпштейн в «Манифесте нового века» относительно «человека» как продукта новейшей, компьютерной цивилизации, поколения Интернета (ПИ), всемирной паутины. «Информационный век, - пишет Эпштейн, - прокладывает дорогу трансформационному веку, каким обещает стать XXI <.. .> Мы - биологическая протоплазма технической цивилизации, мы носители прото-интеллекта, мы - прото-машины, именуемые “организмами”. Мы - робкие дебютанты на сцене техно-трансформационной цивилизации. Вот это мироощущение я и называю - debut de siecle <...>. В мозгу будет время от времени вспыхивать табличка-напоминание: “Выбирай мысли!” или “Выбирай, о чем думать!”» [2. С.180-198].

Нечто подобное изображала классическая антиутопия (например, стирание памяти у завербованных на Марс землян в «Сиренах Титана» (1959) К.Воннегута - тот же контроль над разумом, или «эпсилонполукретины» у

О.Хаксли). Но Эпштейн ведет речь не о метафорической или виртуальной реальности. Он ведет речь о реальной действительности XXI и XXII века, о людях самого массового уровня, о которых прежняя «большая» литература

вспоминала на сюжетной периферии, при этом писала о «маленьком» человеке всегда, Сейчас речь идет не о человеке, не об индивидуальности, а - о такой «мутации человечества», из которой появится некий «ангелоид», свободный от «видовых физиологических потребностей», сродни старинному «миру духов», но только основанной на «техно-экономической перспективе».

На этом сложном реальном мотиве ожидания желанных и одновременно опасных перемен (на стадии информационного общества) появляются литературные тексты, которые идут рука об руку с реальностью, как будто авторы записывают события, поведение и поступки персонажей, их речи в режиме текущего времени. Поскольку эти ожидания не реализуются, их литературные отражения получают утопический отсвет, формируя новейший утопический дискурс.

Утопия во всех вариантах, в том числе негативном, т.е. антиутопии, не уходит из литературы, как из самой жизни не уходит утопическое сознание. Утопия переживает века, и сегодня мы с уверенностью можем сказать, что благодаря этой особенности человека он надеется получить ответ на свой самый «проклятый» вопрос о смысле всего, что составляет понятие жизни прошедшего, сущего и будущего, о своем положении во времени и пространстве. Человек по-прежнему необратимо «спотыкается» об абсурд экзистенциального вопроса: Дар напрасный, дар случайный,/Жизнь, зачем ты нам дана?/И зачем судьбою тайной/Ты на казнь обречена?(А.С.Пушкин). Чем старше

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.