Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ'

ФИЛОСОФСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

27
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ФИЛОСОФСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЛОСОФИИ / ИСТОРИЯ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / СУБЪЕКТ ИСТОРИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Свобода Наталья Федоровна, Воробьева Ольга Борисовна

Статья посвящена феномену исторического сознания. Целевой аудиторией являются молодые преподаватели и студенты. Показано, что ключевая роль в раскрытии смыслового наполнения понятия исторического сознания принадлежит философии. Зафиксировано, что философский анализ предполагает переход от изучения исторического сознания как целостного образования к исследованию его на более конкретных уровнях (личностном, групповом). Установлено, что именно философия как образовательная дисциплина открывает перспективы видения традиционных для личности как субъекта истории проблем. Статья обозначает позиции, освещение которых - методически выверенный педагогическим опытом путь изучения феномена исторического сознания. К основным проблемам историософской рефлексии автор относит проблему правды и истины; поведение личности как проявление исторического сознания; альтернативность истории; источники формирования оценок мира истории; проблему исторической памяти. Сделан вывод о том, что конкретные вопросы формирования исторического сознания важно рассматривать как в историческом контексте (прошлое, настоящее, обозримое будущее), так и в пространстве целостной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL ENLIGHTENMENT IN A TECHNICAL UNIVERSITY: SETTING THE PROBLEMS OF HISTORICAL CONSCIOUSNESS

The article is devoted to the phenomenon of historical consciousness. The target audience is young teachers and students. It is shown that the key role in revealing the semantic content of the concept of historical consciousness belongs to philosophy. It is fixed that philosophical analysis involves the transition from the study of historical consciousness as a holistic formation to its study at the more specific levels (personal, group). It has been established that it is philosophy as an educational discipline that opens up the prospects for seeing traditional problems for the individual as a subject of history. The article denotes positions, the coverage of which is a methodologically verified by pedagogical experience way of studying the phenomenon of historical consciousness. The authors refer the problem of truth and verity to the main problems of historic-philosophical reflection; personality behavior as a manifestation of historical consciousness; alternative history; sources of formation of assessments of the world of history; the problem of historical memory. It is concluded that it is important to consider specific issues of the formation of historical consciousness both in the historical context (past, present, foreseeable future) and in the space of a holistic culture.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ»

Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Вып. 4. С. 160—167.

Ivanovo State University Bulletin. Series: Humanities. 2022. Iss. 4. P. 160—167.

Научная статья УДК 378.147

DOI: 10.46726/H.2022.4.16

ФИЛОСОФСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Наталья Федоровна Свобода

Самарский государственный университет путей сообщения, г. Самара, Россия, svoboda.delja@me.com

Ольга Борисовна Воробьева

Самарский государственный университет путей сообщения, г. Самара, Россия, vorobeva_ob@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена феномену исторического сознания. Целевой аудиторией являются молодые преподаватели и студенты. Показано, что ключевая роль в раскрытии смыслового наполнения понятия исторического сознания принадлежит философии. Зафиксировано, что философский анализ предполагает переход от изучения исторического сознания как целостного образования к исследованию его на более конкретных уровнях (личностном, групповом). Установлено, что именно философия как образовательная дисциплина открывает перспективы видения традиционных для личности как субъекта истории проблем. Статья обозначает позиции, освещение которых — методически выверенный педагогическим опытом путь изучения феномена исторического сознания. К основным проблемам историософской рефлексии автор относит проблему правды и истины; поведение личности как проявление исторического сознания; альтернативность истории; источники формирования оценок мира истории; проблему исторической памяти. Сделан вывод о том, что конкретные вопросы формирования исторического сознания важно рассматривать как в историческом контексте (прошлое, настоящее, обозримое будущее), так и в пространстве целостной культуры.

Ключевые слова: историческое сознание, философское просвещение, преподавание философии, история, историческая память, субъект истории

Для цитирования: Свобода Н.Ф., Воробьева О.Б. Философское просвещение в техническом вузе: постановка проблем исторического сознания // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Вып. 4. С. 160—167.

© Свобода Н.Ф., Воробьева О.Б., 2022

Original article

PHILOSOPHICAL ENLIGHTENMENT IN A TECHNICAL UNIVERSITY:

SETTING THE PROBLEMS OF HISTORICAL CONSCIOUSNESS Natalya F. Svoboda

Samara State Transport University, Samara, Russian Federation, svoboda.delja@me.com Olga B. Vorobeva

Samara State Transport University, Samara, Russian Federation, vorobeva_ob@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the phenomenon of historical consciousness. The target audience is young teachers and students. It is shown that the key role in revealing the semantic content of the concept of historical consciousness belongs to philosophy. It is fixed that philosophical analysis involves the transition from the study of historical consciousness as a holistic formation to its study at the more specific levels (personal, group). It has been established that it is philosophy as an educational discipline that opens up the prospects for seeing traditional problems for the individual as a subject of history. The article denotes positions, the coverage of which is a methodologically verified by pedagogical experience way of studying the phenomenon of historical consciousness. The authors refer the problem of truth and verity to the main problems of historic-philosophical reflection; personality behavior as a manifestation of historical consciousness; alternative history; sources of formation of assessments of the world of history; the problem of historical memory. It is concluded that it is important to consider specific issues of the formation of historical consciousness both in the historical context (past, present, foreseeable future) and in the space of a holistic culture.

Keywords: historical consciousness, philosophical enlightenment, teaching philosophy, history, historical memory, the subject of history

For citation: Svoboda N.F., Vorobеva O.B. Philosophical enlightenment in a technical university: setting the problems of historical consciousness, Ivanovo State University Bulletin, Series: Humanities, 2022, iss. 4, pp. 160—167.

Угаснет память, — времена глядят безгласно.

Г. Скульский

Тема «историческое сознание» в учебном курсе «Философия» нуждается в уточнении. Она может быть включена в различные разделы. Можно отметить многоплановость данной темы, что делает необходимым продумывание ее структуры. Но есть вопрос, который проходит через многие разделы изучаемого курса в различных аспектах — историческое сознание (общественное и индивидуальное). Цель настоящей статьи — дать представление о спектре вопросов, с которыми неразрывно связана проблематика исторического сознания.

В практике просвещения в рамках учебных часов, выделяемых в техническом вузе на дисциплину «философия», нет возможности полностью освещать тему исторического сознания, но можно сконцентрировать внимание на тех ее аспектах, которые, как мы полагаем, вызывают наибольшую трудность в понимании студентами.

«Перебора» во взаимоотношениях с прошлым, как правило, не бывает. Существеннее то, что при всей разности времени тогда и сейчас молодые люди верно ощущают родство того и другого времени, предпочитая осваивать философию времени даже при наличии фронды. Учеба идет в движении и, в сущности, при всей склонности к претензиям и декларациям, возможным у молодежи в период идеализации всего, не исключая и самих себя.

На наш взгляд, решающим моментом в процессе сравнения философских идей с действительностью реального существования исторического сознания и исторической памяти является доказательство того, что эти философские идеи дают ключ к пониманию (а, возможно, и к решению) наиболее актуальных проблем общества, образования. К примеру, важно показать, что философский подход предполагает различные уровни изучения сознания общества и личности, а тем самым — переход от анализа исторического сознания как целостности к исследованию его на более конкретных уровнях, на уровне жизненного поведения личности, социальной группы.

Историческое сознание по своей сущности является общим и единым для общества. Оставаясь единым по своей сути, оно претерпевает модификации в плане содержания и проявления в сознании личности, социальной группы. Трактовка исторического сознания как целостности не исключает возможности увидеть и понять проблемы и противоречия данного феномена. Она не мешает обратить внимание на мир непосредственных действий, решений отдельных людей, стереотипов мышления и поведения, которые регулируют их обыденную жизнь. Сохраняется способность объяснения и описания действительности как феноменология повседневного бытия.

Целесообразно обратить внимание (в том числе и студентов) на следующие проблемы, связанные с существованием, формированием и развитием исторического сознания:

1. Обычно подчеркивается значение прошлого для понимания настоящего. Между тем роль настоящего в истолковании прошлого подлежит оценке и объяснению. Можно даже отметить определенную черту отношения общества и личности к прошлому: «выход» из современного состояния дает в большей степени историческое видение, ограниченное «настоящим». Генри Бокль, автор известного труда «История цивилизации в Англии», в свое время заметил, что всегда будет существовать связь между тем, как люди смотрят на прошлое, и тем, как они воспринимают настоящее [Бокль]. И с точки зрения Истины, и с точки зрения Правды. Следовательно, нет однозначности в отношении к Родине, человечеству, к истории, к духу. Сопоставление истины и правды не только не лишено интереса, но и является необходимым приемом познания.

В воспоминаниях прошлое предстает преображенным. К нему обращаются не ради него самого, но всегда ради сегодняшних целей. Забвением, искажениями, истолкованиями, идеализацией воспоминания приспосабливают прошлые факты к фактам дня сегодняшнего. Это может быть обманом, самообманом или изменившейся точкой зрения. «Ни одна "правда" не может побуждать людей к активной жизненной позиции, тем более молодежи, студентов с их юношеским максимализмом. <...> "Правда" всегда эмоционально окрашена. Она объединяет как познавательный, так и оценочный аспекты и компенсирует своей эмоциональной привлекательностью относительность обоснования "истины" в процессе познания» [Скорченко: 42].

2. Деятельность, поведение личности — воплощение исторического сознания. Рассмотрение этого вопроса помогает выйти на более широкую

проблему — общее и специфическое в мировидении людей. Связь между историческим опытом и мировосприятием, мироощущением, мировоззрением отмечается как закономерная. «Онтологический статус истории. <...> двухосновен и представляет собой различающиеся на разных исторических этапах развития общества взаимодействие объективной необходимости, закономерности и субъективной творческой деятельности людей. <...> История же есть деятельность, преследующая свои цели (интересы, ценности, идеи, убеждения) людей» [Залунин: 23]. В этом положении отмечено нечто основополагающее не только в подходе к любой исторической эпохе, но и в подходе к исследованию деятельности личности в любую эпоху.

3. Общественное сознание каждой из эпох не схватывает реальность совершенно адекватно, не может отразить полностью, абсолютно, ни прошлого, ни наличного общественного бытия, а тем более в полной форме предвидеть будущее — результат взаимодействия самых разных факторов, столкновения множества желаний, замыслов, действий человека [Мерзляко-ва]. Разумеется, мера этой неадекватности для разных эпох, разных социальных групп бывает качественно различной.

4. Идентификация общества в определенные временные рамки с историческим движением в целом или отдельные исторические моменты ориентирует не только на выделение эволюционного кода, но и допущение истории с альтернативами (синергетический подход), набор которых масштабен, особенно в переходный период общества. В образе последних можно опред е-лять: аутентичность государства, общественных институтов, драматургии выбора, общественного и индивидуального сознания с их предпочтениями и искушениями, мечтаниями и реальными ожиданиями. Исторические воззрения любой эпохи — важнейшая характеристика ее культуры.

5. Историческое сознание среди прочего включает в себя такие элементы, как: образы исторических деятелей и героев истории; символы и знаки; оценки событий; ценности и ценностные ориентации. Поэтому факторы, влияющие на него, разнообразны.

Источником исторического сознания являются не только научные знания, в его формировании значительна роль искусства: обращаясь к чувствам, оно служит эффективным средством привлечения интереса и направления воли. «Яркая эмоциональная и национальная окраска такой информации наилучшим образом способствует усвоению её повседневным сознанием. <...> Общность исторических представлений на повседневном уровне позволяет личности самоидентифицироваться, определить свое положение в системе социальных координат, адекватно социализироваться, определив отношение к себе и окружающим социальным субъектам.» [Ивенкова: 324—326].

Кино можно назвать полем битвы за прошлое, потому что многие исторические сюжеты остаются в сознании миллионов в том виде, в котором их подают сценаристы, режиссёры и особенно актеры, которые являются кумирами. Драматурги и писатели свое отношение к миру истории и его проблемам выражают в галерее персонажей, каждой из которой сообщают свою версию. И, возможно, эта версия кроит и перекраивает исторические факты, провоцируя иллюзии, с которыми трудно покончить. Авторам приходится выбирать, совмещать противоречивые приемы объяснения истории: рациональный и эмоциональный фактор человеческой природы, вмешательство сил сверхъестественных и т. д.

Развитие информационно-цифровой технологии качественно меняет доступность, объем и содержание информации. Этот процесс сопровождается

появлением проблем при реализации требования общенаучной рациональности (различия фактов и интерпретаций, необходимость аргументации и т. п.). Язык, используемый в подаче информационного материала в интернете, требует критического подхода, выработка которого обеспечивается усвоением философских методов познания. Способность критического отношения к авторским версиям является формирующимся качеством личности.

6. Историческое сознание влияет на особое отношение личности к предметному миру предшествующих поколений, исторических событий. Или, рождая чувства уважения, умиления, гордости за деяния, сострадания и т. п., которые переводят, в свою очередь, в комплексе жизнь в жанр, в терминологии М.М. Бахтина, в реальность повседневной жизни. Поэтому слова и предметы оформляются в сознании личности согласно принципу своей жизни и жизни своих предшественников в истории. Д. Лоуэнталь в книге «Прошлое — чужая страна» писал: «Чем больше мы сохраняем, тем больше понимаем, что подобные реликвии постоянно изменяются и заново интерпретируются. <...> Лишь изменяя и добавляя нечто к тому, что уберегли, мы можем сделать наше историческое наследие реальным, живым и доступным пониманию» [Лоуэнталь: 618]. Следование этому принципу наделяет каждого человека правом не быть забытым, даже отягощая своим именем память потомков, у которых свои нужды, свои заботы, свои стремления.

7. Историческая память — это то, что соединяет людей живых и ушедших и как бы воскрешает ушедших для второй (в вечности) жизни, то, что связывает минувшие и будущие поколения людей и служит аккумулятором опыта народа, культуры, нравственности.

Обретение исторической памяти — трудный путь: необходимо и кровное родство со временем, и проистекающая отсюда внутренняя свобода, и ясность понимания, способность различать движение. Движение, позволяющее вести речь от лица ушедших, ощутить прямую причастность к минувшим событиям: «.с естественным уходом людей, являвшихся современниками каких-либо исторических событий, меняется историческая память. Сегодня она приобретает характер собственных впечатлений, соответствующих реальностям нынешней жизни» [Ларькин, Пашута: 113]. Единство мира в человеческом измерении должно учитываться в практических действиях.

Историческое сознание — индивидуальное качество человека в бытии универсальной культуры: то, к чему он способен и на что он осмеливается. В таком случае у личности появляется возможность отождествления себя с современниками не мифологически, а рационально-критически. Это в итоге работает на решение проблемы идентификации личности.

8. История как предмет научного познания предполагает создание идеального образа, исключающее отождествление истории только с фактами (хотя и такой подход наблюдаем: история повседневности). Не всегда исторический материал укладывается в идеальный образ. Различается объяснение субъектно-объектной природы исторических объектов, их сущности. Это различие определяется предметом науки. Принцип дополнительности знания позволяет принять за нормальное положение вещей существование различных точек зрения на один и тот же предмет внимания как основу поиска ответов на интересующие человека вопросы.

Наблюдения в практике преподавания показали, что постановка проблем с привлечением знаний разных дисциплин, а главное — усложнение их по мере обучения, способствует всестороннему анализу проблемы и активизации студентов в поиске широкого контекста рассматриваемых вопросов.

И в конечном счете к целостному видению. Всякое большое явление, трудно объяснимое в своей индивидуальной неповторимости, всегда легче поддается пониманию путем сопоставления с другими, даже если они не могут претендовать на роль прямого «источника» для своего существования. Динамизм мышления, открывающий возможности видения мира, связан со способностью к организации многозначного контекста.

Существенное значение приобретает также сравнение различных подходов к рассмотрению тех или иных проблем, демонстрируя взаимодополняемость этих подходов. Так, например, взаимосвязь философии и истории можно увидеть в пространстве онтологического знания, опред еляющего вопрос о том, что есть история как объективная реальность. Философский интерес к истории носит практический характер: что такое «быть» в истории? Важно не только историческое знание, но и историческое самосознание как условие собственного исторического бытия личности. Речь идет о поведении, способе жить, способе творить. Историческая картина мира — это единство прошлого, настоящего и будущего как нечто целостное, неразделенное. Поэтому философия становится средством постижения онтологии исторической реальности, формируя понятийное поле, применяя к истории диалектический подход. По мере перехода от одной темы к другой следует понимать на какие теоретические положения в синтезе следует обратить внимание. Детальный анализ каждой проблемы, как правило, опирается на совокупность важных философских и исторических категорий. Поэтому вместе с развертыванием внутренней логики курса происходит и неизбежный процесс усложнения задач для активизации работы студентов на семинаре. Так, например, решение задач по теме «Общество как предмет философского анализа» требует знания таких используемых в философской и исторической науках категорий, как общественно-экономическая формация, регресс, идеология, цивилизация, революция, артефакт, символ, глобализация, традиция и другие. Это дает возможность установить совокупность категорий, законов, с которыми связана данная тема, данная задача, а также продумать последовательность выяснения зависимости между ними.

Суммируя сказанное, можно отметить следующее: жизнь движется, развивается, существует в нашем сегодняшнем дне вся сразу, во всех своих временных пластах, поэтому и человек может жить «всей жизнью сразу». Сознание, живущее Временем, то есть охватывающее всю жизнь сразу, постоянно сталкивается с неожиданностями, пересекающимися судьбами, личными не пережитыми событиями. И если оно действительно осознается, то Время может быть раскрыто философски и исторически, эстетически и этически в общественной и личностной форме.

Нужно постоянное общение со средой, в которой живешь, нужна правдивость в отношении к собственным ощущениям, нужна свобода воззрений и понятий, и, наконец, нужна образованность, нужно знание. Пространственные и временные связи далеко не сразу осознаются личностью как пересекающиеся. Поэтому «нельзя упускать ни морально-этическую составляющую, которая присутствует во всех формах историописания и, более того, выполняет в нем регулятивную функцию, ни расхождения в ценностных ориентирах, которые определяют не только отношение культуры настоящего к культуре прошлого, но и противоречивый характер коммуникаций между исторической наукой и исторической памятью» [Репина: 14].

Список литературы /References

Бокль Г. История цивилизации в Англии. Т. 1. М.: Мысль, 2000. 461с.

(Bokle G. History of civilization in England, vol. 1, Moscow, 2000, 461 р. — In Russ.)

Залунин В.И. К вопросу о сущности, структуре, основаниях, смысле и логике истории (некоторые проблемы философии истории как учебной и научной дисциплины) // Общество, педагогика, психология: актуальные исследования: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чебоксары, 1 октября 2021 г. Чебоксары: Среда, 2021. С. 28—48.

(Zalunin V.I. To the question of the essence, structure, foundations, meaning and logic of history (some problems of the philosophy of history as a educational and scientific discipline), Society, pedagogy, psychology: topical research. Collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Cheboksary, 2021, рр. 28—48. — In Russ.)

Ивенкова О.А. Повседневное историческое сознание: механизмы конструирования гражданской идентичности // Многонациональная Россия: вчера, сегодня, завтра: сборник материалов II научно-практической конференции. Смоленск, 20 октября 2020 г. Смоленск: Смоленский гос. ун-т, 2021. С. 322—327.

(Ivenkova O.A. Everyday historical consciousness: mechanisms for constructing civil identity, Multinational Russia: yesterday, today, tomorrow: collection of materials of the II Scientific and Practical Conference, Smolensk, 2021, рр. 322—327. — In Russ.)

Ларькин А.И., Пашута В.Л. К вопросу о проблемах формирования исторического сознания у представителей молодого поколения // Актуальные научные исследования в современном мире. 2022. № 1—4 (81). С. 111—116.

(Larkin A.I., Pashuta V.L. On the problems of the formation of historical consciousness among representatives of the young generation, Actual scientific research in the modern world, 2022, no. 1—4 (81), рр.111—116. — In Russ.)

Лоуэнталь Д. Прошлое — чужая страна. СПб.: Владимир Даль, 2004. 620 с.

(Lowenthal D. The past is a foreign country, St. Petersburg, 2004, 620 p. — In Russ.)

Мерзлякова И.Л. К вопросу о социально-философском анализе дискретности исторического сознания // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 1—4 (115). С. 176—179.

(Merzlyakova I.L. On the issue of socio-philosophical analysis of the discreteness of historical consciousness, International Research Journal, 2022, no. 1—4 (115), рр. 176— 179. — In Russ.)

Репина Л.П. Память и наследие в «Крестовом походе» против истории, или Рождение «мемориальной парадигмы» // Уральский исторический вестник. 2021. № 2 (71). С. 6—16.

(Repina L.P. Memory and heritage in the «Crusade» against history, or The birth of a «memorial paradigm», Ural Historical Bulletin, 2021, no. 2 (71), рр. 6—16. — In Russ.)

Скорченко Ю.А. Историческая память как фактор формирования Донбасской идентичности // Основы экономики, управления и права. 2022. № 1 (32). С. 41—45.

(Skorchenko Yu.A. Historical memory as a factor in the formation of Donbass identicity,

Fundamentals of economics, management and law, 2022, no. 1 (32), рр. 41—45. — In Russ.)

Статья поступила в редакцию 25.04.2022; одобрена после рецензирования 01.09.2022; принята к публикации 01.10.2022.

The article was submitted 25.04.2022; approved after reviewing 01.09.2022; accepted for publication 01.10.2022.

Информация об авторах /Information about authors

Свобода Наталья Федоровна — кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории науки, Самарский государственный университет путей сообщения, г. Самара, Россия, svoboda.delja@me.com

Svoboda Natalya Fedorovna — Candidate of Science (Philosophy), Associate Professor of the Department of Philosophy and History of Science, Samara State Transport University, Samara, Russian Federation, svoboda.delja@me.com

Воробьева Ольга Борисовна — кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории науки, Самарский государственный университет путей сообщения, г. Самара, Россия, Vorobeva_ob@mail.ru

Vorobeva Olga Borisovna — Candidate of Science (Philosophy), Associate Professor of the Department of Philosophy and History of Science, Samara State Transport University, Samara, Russian Federation, vorobeva_ob@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.