Научная статья на тему 'Философское осмысление влияния НБИКС-технологий на интеллект человека'

Философское осмысление влияния НБИКС-технологий на интеллект человека Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
447
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / НБИКС / ТЕХНОЛОГИИ / ЭВОЛЮЦИЯ / INTELLIGENCE / NBICS / TECHNOLOGIES / EVOLUTION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Горбачева А. Г.

Предпринимается попытка осмыслить эволюцию человеческого интеллекта под влиянием НБИКС-технологий и предсказать, что может произойти с интеллектуальными способностями людей в будущем. С помощью нескольких типичных примеров показано, что во многих случаях люди заменяют непосредственную интеллектуальную деятельность использованием всевозможных технологий, повышающих эффективность этой деятельности так ощутимо, что остается все меньше причин использовать интеллект в полной мере, не делегируя часть умственной работы технологиям. Проводится аналогия между интеллектуальными и физическими способностями человека, благодаря чему высказывается гипотеза о том, что интеллектуальные способности человека могут снизиться, как это произошло с физическими способностями из-за совершенствования орудий труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical look at the impact of NBICS-technologies on the human intelligence

In this paper we argue that, under the influence of NBICS-technologies, an average level of human intelligence might become lower in the future, likewise human physical capabilities have become lower due to development of means of labor. We provide some typical examples which illustrate that quite often people replace their direct intellectual activities with employing various high-tech devices in order to increase their efficiency. We also demonstrate a decrease in a number of reasons which stimulate people to improve their intelligence or to utilize it to the full extent.

Текст научной работы на тему «Философское осмысление влияния НБИКС-технологий на интеллект человека»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 3. С. 93-95.

УДК 101.1:316 А.Г. Горбачева

ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ НБИКС-ТЕХНОЛОГИЙ НА ИНТЕЛЛЕКТ ЧЕЛОВЕКА

Предпринимается попытка осмыслить эволюцию человеческого интеллекта под влиянием НБИКС-технологий и предсказать, что может произойти с интеллектуальными способностями людей в будущем. С помощью нескольких типичных примеров показано, что во многих случаях люди заменяют непосредственную интеллектуальную деятельность использованием всевозможных технологий, повышающих эффективность этой деятельности так ощутимо, что остается все меньше причин использовать интеллект в полной мере, не делегируя часть умственной работы технологиям. Проводится аналогия между интеллектуальными и физическими способностями человека, благодаря чему высказывается гипотеза о том, что интеллектуальные способности человека могут снизиться, как это произошло с физическими способностями из-за совершенствования орудий труда.

Ключевые слова: интеллект, НБИКС, технологии, эволюция.

Введение

Технологии развиваются вследствие желания людей облегчить свой труд и свою жизнь, однако они не просто влияют на качество жизни человека, но и «трансформируют сам способ его бытия в мире» [1]. Настоящая статья продолжает цикл работ автора [2; 3], направленных на философское осмысление влияния современных технологий на человека, а конкретная цель - это исследование влияния высокотехнологичных устройств на человеческий интеллект. Под интеллектом мы будем подразумевать творческие способности человека, его память, способность принимать решения, логически мыслить, предвидеть.

Современные технологии - это не набор отдельных способов и подходов, предназначенных для решения определенных задач, а конвергенция целого спектра сопряженных технологий, методов, устройств, механизмов, алгоритмов, процессов. В статьях [4; 5] и многих других работах для обозначения такого спектра используется аббревиатура НБИКС-техноло-гии, объединяющая нано-, био-, информационные, когнитивные и социальные технологии, которые зачастую интегрируются в разного рода высокотехнологичных устройствах.

Аналогично тому, как физические способности среднего человека снизились из-за совершенствования орудий труда, его интеллектуальные способности в будущем могут снизиться вследствие активного использования высокотехнологичных устройств. Зачастую люди заменяют умственную деятельность использованием высокотехнологичных устройств с целью повышения эффективности своей интеллектуальной деятельности. Сокращается количество причин, побуждающих человека развивать свой интеллект и пользоваться им в полной мере.

Примеры влияния НБИКС-технологий на интеллектуальную деятельность людей

В ряде научных отечественных и зарубежных статей авторы иллюстрируют свои концепции на примерах, где фигурируют вымышленные или реальные персонажи, наделенные свойствами, важными для исследования. Такой подход позволяет абстрагироваться от несущественных деталей и изложить суть дела. Мы также воспользуемся этим подходом и приведем четыре примера, отражающих, на наш взгляд, основные позиции.

© А.Г. Горбачева, 2014

94

А.Г. Горбачева

Первый пример - использование калькулятора, благодаря которому у разных людей выравниваются возможности быстрого и эффективного проведения сложных вычислений. Говоря упрощенно, при использовании калькулятора математик-профессионал и любой другой человек смогут проводить сложные вычисления одинаково эффективно. Более того, калькулятор настолько быстро и точно осуществляет вычисления, что не обладающий им математик-профессионал уступит в эффективности вычислений практически любому владеющему им человеку. Описанная ситуация приводит к двум результатам: во-первых, у человека с невысоким интеллектом пропадает необходимость тренировать и улучшать вычислительные навыки, а, во-вторых, математик-профессионал вынужден применять калькулятор там, где раньше он обходился только умственной деятельностью, поскольку иначе он уступит другим людям в эффективности вычислений.

Второй пример - использование ОР8-навигатора. Рассмотрим двух людей: опытного таксиста без ОРЭ-навигатора и неопытного новичка с ОР8-навигатором. Опытный таксист может легко найти большую часть улиц, но помнить все адреса в крупном городе он не в состоянии; кроме того, номера домов могут быть плохо видны или отсутствовать, что создаст дополнительные сложности. В то же время новичок, прибегая к помощи ОР8-навигатора, фактически «знает» все адреса и может быстро найти требующийся. Таким образом, новичок оперативно доедет до нужного места, а опытному таксисту, возможно, придется «петлять». Приведенный пример наглядно демонстрирует, что новичок, полагаясь на ОРЭ-навигатор, действует эффективнее, чем опытный таксист, полагающийся исключительно на свою память и сообразительность. Новичку не требуется запоминать адреса или, например, подмечать закономерности в расположении домов, развивая свой интеллект, а опытный таксист оказывается вынужденным использовать высокотехнологичный навигатор вместо памяти и интеллекта.

Третий пример - ремонт ноутбука. Не так давно многие люди могли ремонтировать электроприборы самостоятельно; причем более качественный и быстрый ремонт удавался людям, обладающим смекалкой, опытом и творческими способностями. С появлением высокотехнологичных приборов, например, ноутбуков, этот расклад сил поменялся. Ноутбук состоит из настолько сложных деталей, что отремонтировать его качественно может только специалист; более того, испорченную деталь ноутбука заменить новой проще, чем починить. Использование новых технологий зачастую требует наличия дорогостоящего оборудования, и

купить его, не жертвуя чем-либо другим, могут только мастера, занимающиеся этой работой профессионально. Кроме того, для освоения новых технологий нужно регулярно обновлять знания, что может потребовать значительного количества времени.

Четвертый пример - поиск информации в сети. Первые три примера подводят нас к четвертому, более общему, примеру. Несколько десятилетий назад получить информацию можно было, обратившись к литературе, к эксперту или с помощью собственного опыта. Важной характеристикой этих способов является их ограниченность: ограниченным является число книг, к которым можно обратиться; на поиск книги в каталоге и нужной информации в книге требуется время; набор экспертов, к которым можно обратиться, так же ограничен, как и собственный опыт.

В то же время любой, у кого есть доступ к сети, может мгновенно найти интересующие его данные, причем теперь он не ограничен практически ничем. Рассмотрим двух людей: эрудита с феноменальной памятью и обычного человека, но имеющего доступ к сети. Эрудит хотя и обладает хорошей памятью, не в состоянии помнить такой объем данных, который доступен обычному человеку посредством сети. Эрудит, чтобы не уступить обычному человеку в интеллектуальном соревновании, вынужден прибегнуть к помощи устройства доступа в сеть. Таким образом, роль памяти снижается вместе с необходимостью ее тренировать.

Обобщим теперь идеи, продемонстрированные на примерах.

1. Выравниваются возможности людей с разными интеллектуальными способностями по осуществлению деятельности, связанной с мыслительными процессами.

2. Продуктивность людей с невысоким интеллектом, но прибегающих к помощи высокотехнологичных устройств, может превышать продуктивность людей с высоким интеллектом, не прибегающих к их помощи.

3. Сокращается число стимулов к тренировке интеллекта.

4. Появляется все больше причин, побуждающих людей с высоким интеллектом заменять умственную деятельность использованием высокотехнологичных устройств.

Возможные изменения интеллекта человека в будущем

Повсеместное внедрение высокотехнологичных устройств объясняется двумя основными факторами. Во-первых, их использование дает ощутимое повышение продуктивности человеческой деятельности и, во-вторых, стремительно увеличивается их доступность. Эти наблюдения позволяют провести аналогию с совершенствованием орудий труда, облегчающих физический труд человека. Развитие цивилизации и изобретение приспособлений для облегчения фи-

Философское осмысление влияния НБИКС-технологий на интеллект человека

95

зического труда повлекло за собой снижение физических способностей человека. Действительно, в первобытнообщинном строе слабый человек просто не выжил бы; в сельскохозяйственном обществе слабый человек, пользуясь орудиями труда, мог частично компенсировать этот недостаток; в современном мире слабый человек способен вести полноценную жизнь благодаря возможности использовать другие качества и благодаря наличию специальных приспособлений. В итоге в современном мире физически сильные люди не имеют принципиальных преимуществ перед слабыми. Физически сильными людьми в основном являются те, чьи профессиональная деятельность или увлечения напрямую связаны с напряженной физической деятельностью. Таким образом, хорошо развитые физические способности теперь не дают ощутимого преимущества в жизни, например, не повышают социальный статус и не приносят больший доход.

Мы видим, что интеллектуальные способности имеют много общего с физическими. Таким образом, можно предположить, что под действием схожих факторов эволюция интеллектуальных способностей человека может пойти по аналогичному пути, как и эволюция физических способностей. Следовательно, можно предположить, что уровень интеллекта среднего человека снизится, однако это не будет принципиально отражаться на качестве его жизни. Высокоинтеллектуальными людьми будут те, чьи профессиональная деятельность или увлечения напрямую связаны с интеллектом, но количество таких людей будет относительно небольшим (как сейчас относительно небольшим является число по-настоящему сильных людей).

Заключение

В настоящей статье мы привели ряд примеров, демонстрирующих, что развитие НБИКС-технологий вынуждает людей пользоваться ими для достижения большей продуктивности. Проведена аналогия с развитием орудий труда, приведших к практическому отказу от чистого ручного труда и снижению физических способностей среднего человека. Благодаря этой аналогии сделан вывод о возможном снижении интеллектуальных способностей человека в будущем. В настоящее время истинной физической силой обладают спортсмены или люди, чьи профессия или увлечение такой силы требует; следовательно, можно предположить, что в будущем высокими интеллектуальными способностями будут обладать люди, занимающиеся интеллектуальной деятельностью, причем таких людей будет относительно немного.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Черникова И. В., Середкина Е. В. О влиянии информационных и когнитивных технологий на образовательные стратегии и сознание // Язык и культура. 2012. № 4. С. 128-138.

[2] Горбачева А. Г. Конструктивные и деструктивные коммуникативные практики людей в сети Интернет // Идеи и идеалы. 2013. Т. 2. № 3. С. 17-25.

[3] Горбачева А. Г. Влияние информационных технологий на взаимодействие людей в рамках малых социальных групп // Вестн. НГУЭУ. 2013. № 3. С. 140-145.

[4] Ковальчук М. В. Конвергенция наук и технологий - прорыв в будущее // Российские нанотехнологии. 2011. Т. 6. № 1-2. С. 13-23.

[5] Алексеева И. Ю., Аршинов В. И., Чеклецов В. В. «Технолюди» против «постлюдей»: НБИКС-революция и будущее человека // Вопросы философии. 2013. № 3. С. 12-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.