Научная статья на тему 'Философское осмысление теории восприятия в когнитивной психологии'

Философское осмысление теории восприятия в когнитивной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
885
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИЗАЦИЯ / КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ЧУВСТВЕННЫЕ ОБОБЩЕНИЯ / ЕСТЕСТВЕННЫЕ КАТЕГОРИИ / ВТОРИЧНЫЕ КАТЕГОРИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семёнова Валерия Валерьевна

В статье рассмотрены проблемы философского осмысления теории восприятия в когнитивной психологии как способа образования абстракций. Изложены основные проблемы применительно к когнитивной психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical Understanding of the Theory of Perception in Cognitive Psychology

The article deals with the problems of philosophical understanding of the theory of perception in cognitive psychology as a way of forming abstractions. The main problems of cognitive psychology are stated.

Текст научной работы на тему «Философское осмысление теории восприятия в когнитивной психологии»

УДК 161.111

СЕМЁНОВА Валерия Валерьевна, аспирант кафедры философии факультета иностранных языков и культур Вологодского государственного педагогического университета

философское осмысление теории восприятия

в когнитивной психологии

В статье рассмотрены проблемы философского осмысления теории восприятия в когнитивной психологии как способа образования абстракций. Изложены основные проблемы применительно к когнитивной психологии.

Ключевые слова: категоризация, когнитивная психология, чувственные обобщения, естественные категории, вторичные категории.

Одним из актуальных вопросов философии науки является проблема образования абстракций в контексте неклассической теории познания, доказательство того, что в гуманитарных науках присутствуют иные, по сравнению с формально-логическими, способы образования общих понятий и категорий - метаязык, «естественные категории», концепты, гештальты и др. Сегодня проблема категоризации «специально исследуется в психологии, лингвистике, когнитивных науках», и в качестве фундаментальной, всеобщей, «необходимой, эта операция начинает входить также в арсенал эпистемологии»1.

В классической теории познания категоризация рассматривается как способ формирования понятий путем логического подведения вида под род. В неклассической теории познания, в философии когнитивных наук, в частности, в когнитивной психологии, катего-

© Семёнова В.В., 2013

ризация рассматривается как фундаментальная операция познавательной деятельности, основа формирования когнитивных способностей субъекта познания, базовый акт восприятия, имеющий «родовой характер»2. Чтобы единичный предмет в процессе восприятия приобрел содержание, необходимо его соотнесение с общими категориями, иначе он будет погребен «в безмолвии индивидуального опыта»3.

Категоризация в таком понимании лежит не только в основе процесса упорядочивания полученных знаний о мире, но является и основанием прогнозирования, предвидения возможного хода событий. Категоризация как фундаментальная когнитивная характеристика познания связывает чувственное отражение действительности с языком, сохраняющим социальный опыт и базовые ценности, что позволяет расширять пределы получаемой извне информации.

В исследовании природы категоризации в когнитивной психологии существуют два подхода, взаимодополняющих друг друга, один из которых анализирует создание «чувственных обобщений» с сохранением первичных оценок субъекта, другой - соотнесение свойств воспринимаемого объекта с уже существующей в обществе системой категорий, имеющихся в сознании и языке, в которую включается познающий субъект.

Начальным этапом категоризации являются «чувственные обобщения», благодаря которым возможен выход в общепринятую, существующую в культуре и социуме, систему категорий. Данные «чувственные категории» не являются рациональными теоретическими абстракциями, а имеют место в рамках определенного контекста, события, ситуации. Поэтому включенность восприятия в деятельность индивида придает познаваемым предметам или событиям общественный характер.

Определенный интерес в данном контексте представляет проблема формирования субъектом категорий времени и пространства в процессе чувственного восприятия действительности и ее общественно-исторической интерпретации, так как человек обладает не только физиологическими и психическими механизмами восприятия времени и пространства, но и сам является «системой, которую можно рассматривать в пространственно-временном аспекте»4. В процессе восприятия человек должен не только соотносить свои действия с соответствующей действительностью, но и прогнозировать возможные изменения во времени и пространстве. Для этого индивиду необходимо иметь такие «чувственные способности», как память, предвидение, предчувствование, интуиция. Обладая ими, человек способен «категорировать» действительность в виде событий, ситуаций, может отделять себя «от настоящего момента и «двигаться» во времени в будущее - предвосхищать, предвидеть, предчувствовать»5.

Данная способность индивида обусловлена появлением у человека «чувственных образов» прошлых и будущих движений, соприкоснове-

ний, которые лежат в основе чувственно-деятельных обобщений, основанных на абстракциях пространственно-временных отношений. В результате этого, отражение естественного времени путем «чувственных обобщений» в процессе решения чувственно-практических задач представляет собой процесс естественной категоризации событий в виде понятий прошлого, настоящего и будущего.

В основе образования «естественных категорий» лежат правила, в соответствии с которыми «мы относим объекты к одному классу как эквивалентные друг другу»6. При этом под «естественными категориями» понимаются не какие-то сознательно сформулированные человеком утверждения, а правила выбора необходимых свойств и признаков объекта, относимого к данному классу, способ их комбинирования, «веса», приписываемого им в процессе вывода и допустимые пределы их изменения.

«Естественные категории» выстраивают эталонную когнитивную систему, при помощи которой учитывается большая или меньшая степень совпадения образа и предмета, позволяющая субъекту выходить за пределы непосредственного восприятия и прогнозировать другие, еще не воспринятые свойства данного объекта. В результате этого адекватное отражение мира становится связанным с «умением сопоставлять признаки объекта с эталонной системой категорий»7. Естественные категории и их комбинации имеют операциональный характер, являются познавательным приемом, позволяющий упорядочивать знания о мире, поэтому они лежат в основе процесса познания, представляя собой один из способов формирования абстрактных понятий в сознании индивида.

Проблема способа формирования «естественных категорий» у субъекта в процессе восприятия являлась одной из центральных в психологии ХХ века. Так, по утверждению Ж. Пиаже, когнитивные структуры, обусловливающие у новорожденных акты сосания, хватания, видения и достижения желаемых целей, являются не проявлением высокоорганизованных рефлексов, а обусловлены генетической

схемой как первичным элементом когнитивной структуры мышления. Поэтому, при рассмотрении, например, хватательного действия, необходимо руководствоваться «категориями ответа» как результата взаимодействия «активности субъекта с реакциями объекта»8. На основе формирования таких первичных способностей индивид конструирует и выстраивает новые когнитивные структуры, предполагающие выход в общепринятую, существующую в культуре и социуме систему категорий.

Таким образом, категориальные схемы формируются благодаря включению прошлых схем в настоящие, а «интеллект может с равным успехом реконструировать схемы прошлого при помощи настоящего, и наоборот»9.

Подобный подход к пониманию образования «естественных категорий» развивал и Дж. Брунер, исследовавший проблему существования врожденных когнитивных способностей, которым «соответствует нечто первичное в психике новорожденного»10. Такие категории как движение, время, эквивалентность, пространство, тождество являются первичными когнитивными структурами в восприятии физических свойств мира наряду со способностью выделять предметы из окружающего мира или различать модальность событий.

Проблема построения «естественных» категорий рассматривается в когнитивной психологии как усвоение свойств кодирования среды и объектов с «последующей категоризацией раздражителей при помощи кодовых систем»11. В случае, если индивид получает неполное сообщение, он может восстановить его недостающие элементы с помощью кода, который связан с поступившей информацией. Если кодовая система подобрана субъектом неверно, то происходит ошибка, ре-

зультатом которой является неверное восприятие.

«Естественные категории», которые формируются на основе «чувственных обобщений», представляют собой начальный этап категоризации, завершение которой «предполагает выход в общепринятую, существующую в культуре и социуме систему категорий, в свою очередь ориентирующую различные системы норм и ценностных установок и предпочтений»12. Такой способ классификации объектов связан с процессом научения, в результате которого познающий субъект начинает отождествлять предметы или явления с определенной системой категорий.

Сам процесс образования таких систем вторичных категорий подразумевает расширение начальных когнитивных структур, их постоянное преобразование и развитие, наличие тесной связи с языком. В актах коммуникации происходит активизация семантического значения языковых знаков в зависимости от контекста ситуации, что ведет к усвоению определенных свойств воспринимаемых предметов и их отнесению к соответствующей категории в процессе речи. В результате этого, сознание предстает как динамическая смысловая система, объединяющая аффективные и интеллектуальные процессы, дающая возможность признакам воспринимаемых предметов получать словесное или иное знаковое выражение.

Таким образом, философское осмысление теории восприятия в когнитивной психологии позволяет рассматривать категоризацию как двуединый процесс образования с одной стороны, «естественных категорий» в процессе восприятия, с другой - соотнесение свойств воспринимаемого объекта с уже существующей эталонной системой категорий, имеющихся в сознании и языке.

Примечания

1Микешина Л.А. Категоризация как всеобщая процедура познавательной деятельности // Философия науки: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2006. С. 99.

2Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М., 1977. С. 14.

3Там же. С. 15.

4Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. М., 1977. С. 172.

5Там же. С. 175.

6Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. С. 27.

7Там же. С. 20.

8Пиаже Ж. Структуры. Механизмы ассимиляции и аккомодации // Брангье Ж.-К. Беседы с Жаном Пиаже // Психологический журнал. Т. 21. № 5. 2000. С. 112.

9Его же Психология интеллекта. СПб., 2004. С. 30.

10Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. С. 17. пТам же. С. 19.

12Микешина Л.А. Категоризация как всеобщая процедура познавательной деятельности. С. 102.

Semenova Valeria Valeryevna

Postgraduate Student, Faculty of Foreign Languages and Cultures, Vologda State Pedagogical University (Vologda, Russia)

PHILOSOPHICAL UNDERSTANDING OF THE THEORY OF PERCEPTION

IN COGNITIVE PSYCHOLOGY

The article deals with the problems of philosophical understanding of the theory of perception in cognitive psychology as a way of forming abstractions. The main problems of cognitive psychology are stated.

Keywords: categorization, cognitive psychology, sensory generalizations, natural categories, secondary categories.

Контактная информация: e-mail: valery_lisenok@mail.ru

Рецензент - Дрегало А.А., доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления института экономики и управления Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.