Миронов В.В.
(проректор МГУ им М.В. Ломоносова, доктор философских наук, профессор)
ФИЛОСОФСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МГУ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Статья посвящена истории становления и развития старейшего факультета Московского университета им. М.В. Ломоносова - философского, на котором первоначально обучались все студенты университета, приобретая фундаментальные знания по гуманитарным и естественным наукам. Прослеживается развитие философского образования и его роль в современных условиях, назначение философии в деле формирования личности специалиста.
История философского образования в МГУ восходит к 1755 году, когда был основан старейший университет страны. В соответствии с планом первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765) в университете были образованы три факультета: философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или том же философском факультетах.
На первой стадии обучения философии студенты осваивали такие дисциплины, как логика, метафизика и нравоучение (умозрительная и практическая философии). С начала XIX века были образованы четыре отделения: нравственно-политических, физико-математических, медицинских и словесных наук. Обучение философии осуществлялось на отделении нравственно-политических наук, что заложило в России традицию отнесения философии к разряду гуманитарных наук в отличие от ряда европейских стран.
После объединения духовного и светского образования (в 1817 г.) для развития философского образования начались трудные времена.
Специализированное преподавание практически прекратилось. Возобновилось оно лишь спустя почти двадцать лет в рамках историко-филологического отделения.
В 1850 году Николай I по представлению министра народного просвещения князя Ши-ринского-Шихматова запретил преподавание теории познания, метафизики, нравоучительной философии и истории философии. Широко известно высказывание царского министра: «Польза от философии весьма сомнительна, а вред очевиден». В том же году философский факультет был ликвидирован, а на его базе открыты историко-филологический и физикоматематический факультеты. Почти через пять-
десят лет образовалась группа философских наук и курс по истории новой философии. Такое положение сохранялось вплоть до XX столетия.
Несмотря на настороженное отношение к философии со стороны властей, именно в этот период происходит бурный рост ее популярности, что связано с деятельностью выдающихся русских философов, пришедших на работу в университет, - П.Д. Юркевича, B.C. Соловьева, М.М. Троицкого, Н.Я. Грота, Л.М. Лопатина, С.Н. Трубецкого, В.Н. Ивановского, Г.И. Челпанова, Г.Г. Шпета, Ф.Ф. Бережкова. Лекции по философии читали С.Н. Булгаков, С.А. Котляревский, А.П. Богданов, А.Г. Столетов, Н.А. Умов, П.Н. Лебедев, К.А. Тимирязев, И.М. Сеченов, В.И. Вернадский. Философию права читал Б.Н. Чичерин.
В 1917 году из России уезжают некоторые профессора философии, и кафедра официально упраздняется, преподавание велось по личной инициативе профессоров университета. После высылки из России в 1922 году большой группы ведущих представителей русской гуманитарной мысли преподавание философии в ее классическом виде было прекращено.
В 1933 году образуется знаменитый Московский институт философии, литературы и истории (МИФЛИ), где осуществляется обучение философии. В самые трудные годы войны происходит слияние МИФЛИ с МГУ и восстановление философского факультета в структуре университета. Несмотря на сильнейший идеологический пресс, сложную политическую обстановку, начинается подлинный подъем философского образования, который был тесно связан с именами выдающихся преподавателей факультета - В.Ф. Асмуса, А.Ф. Лосева, А.С. Ахманова, П.С. Попова, М.Л. Дынника, О.В. Трахтенберга, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна. Происходит бурное структурное развитие факультета в соответствии с классическими разделами философского знания, начинается сис-
тематическая подготовка философских кадров для научной и педагогической работы.
История философского образования в советский период требует более тщательного изучения и оценки, однако на одном вопросе следует остановиться особо. В первые десятилетия советской власти обучение философии было практически прекращено, и не только из-за ее «буржуазного» происхождения. Сегодня в нашей прессе регулярно муссируется мысль о том, что в советские времена философия занималась якобы только теоретическим обеспечением господствующей идеологии. Это глубоко неверно. Философия со времен античности осуществляется как мышление, основанное на свободе, на свободе внутреннего размышления. И ее развитие в нашей странееще раз подтвердило, что никакие идеологические барьеры не могут заставить всех мыслить в рамках навязываемых стереотипов. Конечно, некоторые ограничения существовали, но одновременно, по большому счету, студенты и в этот период получали классическое философ-
ское образование, которое не уступало западным университетам.
В последние десятилетия прошлого века философский факультет динамично развивался, из него выделились факультет психологии (1966), социологический факультет (1989), созданы новые отделения: политологии (1991) и религиоведения (1996). Эти изменения происходили в соответствии с сегодняшним уровнем развития философии и в целом гуманитарного знания, с тем спектром проблем философского осмысления действительности, которые ставит перед учеными современное общество.
Философское образование в МГУ в полной мере отвечает завету основателя - М.В. Ломоносова, который писал: «Честь российского народа требует, чтоб показать способность и остроту его в науках и что наше отечество может пользоваться собственными своими сынами не токмо в военной храбрости и других важных делах, но и в рассуждений высоких знаний» [2, 3].
Список использованной литературы:
1. Наш первый, наш российский... М., 1979.
2. Московский университет. М., 1980.
3. Материалы архива философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова 1946-2004 гг.