Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА'

ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

321
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ОБНОВЛЕННАЯ СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / САМОСОХРАНЕНИЕ / АДАМЗАТ ДАМУЫ / өРКЕНИЕТ / ЖАһАНДАНУ / ЖАңАРТЫЛғАН құНДЫЛЫқ ЖүЙЕСі / өЗіН-өЗі САқТАУ / HUMAN DEVELOPMENT / CIVILIZATION / GLOBALIZATION / UPDATED SYSTEM OF VALUES / SELF-PRESERVATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Урманбетова Ж.К.

В данной статье обсуждается современный характер социального развития человека на философской основе. В эпоху глобализации на развитие человека влияют многие факторы, в частности социальные, политические, культурные и цивилизационные аспекты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHILOSOPHICAL SUBSTANTIATION OF MODERN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF MANKIND

This article discusses the contemporary nature of human social development on a philosophical basis. In the era of globalization, many factors inuence human development, in particular the social, political, cultural and civilizational aspects

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

МРНТИ 02.15.51

Ж.К. Урманбетова

Кыргызско-Турецкий университет Манас», Бишкек, Кыргызстан (E-mail: urmanbetova.j@gmail.com)

Философское обоснование современных тенденций развития человечества

Аннотация. В данной статье обсуждается современный характер социального развития человека на философской основе. В эпоху глобализации на развитие человека влияют многие факторы, в частности социальные, политические, культурные и цивилизационные аспекты.

Ключевые слова: человеческое развитие, цивилизация, глобализация, обновленная система ценностей, самосохранение.

DOI: https://doi.org/10.32523/2616-7255-2019-129-4-113-119

Введение

Исторические реалии первой четверти XXI столетия продолжают развитие бытия человека, соответственно сущностные проблемы человеческой судьбы ХХ века не канули в небытие вместе с отсчетом времени, они лишь приобрели новые возможности для своего воплощения. Парадокс конца ХХ столетия в виде сопряженности двух тенденций развития бытия через необходимость самоопределения личности, нации, общества, государства и процесс глобализации экономических, социально-политических и культурных трансформаций продолжает доминировать в социальном бытии начала XXI века. Современность проецирует глобальность принципов цивилизационности, универсальные ценности ввиду общезначимой функциональности детерминируют социальное распространение культуры. Тем самым глобализация, мыслимая в конце прошедшего столетия в качестве объективной направленности истории человечества, и в настоящем продолжает обозначать наиболее вероятные проекции существования человека. Ход истории невозможно повернуть вспять, это означает, что глобализация как существующая ипостась истории в определенной степени подчиняет себе развитие общественных, государственных структур и культурных систем. Вместе с тем XXI масштабный период развития раскрывает последствия глобального видения истории, когда в качестве стратегии развития века глобализация не мыслится столь тотальной. По мнению классика постмодернизма Жана Бодрийяра [1], глобализация сама себя и разрушает - это объективный феномен исторического процесса. Философия глобального сознания отражает процесс демократического развития. Как подчеркивает М. Шелер, история представляет собой процесс выравнивания, «человек — это существо, сам способ бытия которого — это все еще не принятое решение о том, чем оно хочет быть и стать» [2]. Мир в целом становится демократичнее. В связи с таким рассмотрением современного характера социального развития хотелось бы обозначить основные направления развития с точки зрения философских оснований.

Основные тенденции современного развития

Современная ситуация характеризуется следующими моментами, определяющими существо и тенденции происходящих процессов:

- Происходит смена типов цивилизационного развития: техногенная цивилизация в современном мире уступает место информационной цивилизации как фарватера проникновения в глубь бытия. При этом элементы индустриального и постиндустриального обществ соответственно вытесняются элементами компьютерного (виртуального) мира. Естествен-

но, что подобное изменение развития стратегического характера влечет за собой массу противоречий, пересечения различных направлений, представляющих разные сферы общества. Вместе с тем доминанта информационной цивилизации не исключает сосуществования и других исторических типов. К примеру, в случае с центральноазиатским регионом наблюдается процесс наложения элементов трех, а то и четырех типов цивилизации, что создает дополнительные противоречия и эксцессы в развертывании реальных процессов развития.

- Наиболее яркое событие ХХ века выразилось в смене полярности мира: ярко выраженный биполярный мир уступил место многополярному миру, векторы развития которого многоразличны. Геополитические переделы вносят существенные коррективы в восприятие мира как такового, происходит столкновение интересов политических сил, что способствует раздробленности бытия.

- Телеологическое представление о стадиях и целях истории проецирует взгляд Запада, соответственно эта цивилизация играла доминантное значение, диктуя условия модернизации в развитии новоявленных государств. При этом нет никаких сдерживающих духовных критериев; процессы вестернизации, происходящие в этих странах, являют собой неотъемлемое условие для достижения некоего «пункта назначения». Безусловно одно: для адекватного самоощущения, адаптации в бытии XXI века необходимо включаться в процесс глобализации. Однако именно инстинкт самосохранения должен быть сигналом в провоцировании тех или иных процессов. Это актуально в связи с тем, что нормы и принципы универсализации зачастую противоречат ментальным характеристикам и специфике социальной памяти образованных суверенных государств. К примеру, отличие центрально-азиатского менталитета от западного настолько существенно, что предполагает совершенно несоотносимый образ жизни и систему ценностей. Соответственно сложно предположить, что либеральные ценности западной культуры могут быть однозначно восприняты внутренним существом традиционной культуры. Именно об этом свидетельствуют почти три десятилетия суверенного развития. Вместе с тем модернизационные процессы вносят существенные коррективы в реальный процесс адаптации в мире глобализации, выдвигая на первый план ценности высоких технологий.

В этой связи, по мнению некоторых философов, социологов возникает необходимость в провоцировании новой парадигмы мышления, следствием которой будет обновленная система ценностей. В русле такой постановки вопроса время от времени наблюдается всплеск идей ноосферы Вернадского, дополненных и переработанных, когда процесс эволюции связывается с процессом общественного развития, где доминантой выступает гуманитарная научная мысль, способная подавить неблагоприятные последствия технического прогресса и развернуть новые перспективы. Противоречивые аргументы сциентистов и антисциентистов разворачивают неоднозначные картины мира. Предполагается, что границы ноосферы как интегральной силы человеческого разума зависимы от степени разумности и качества мыслительных процессов. В этой же связке находится идея Х. Ортега-и-Гассета о рациовитализме, жизненном разуме, способном расставить акценты в восприятии бытия и соответственно дальнейших перспектив развития [3]. В теоретическом отношении данные идеи представляются достаточно обоснованными, вместе с тем практическое воплощение заставляет себя ждать, исторические реалии показывают несовершенство идей в качестве стратегической направленности исторического развития. Реальность противоречива, сложна и не всегда предсказуема, соответственно отвлеченное теоретизирование не всегда способно вывести на новый виток развития.

Концепцией, отражающей современную ситуацию и предвосхищающей развитие будущего, нередко называется концепция «устойчивого развития» (определенная во второй половине 80-х годов ХХ века и закрепленная в Рио-де-Жанейро) - универсальное поня-

тие, обозначающее приоритеты развития цивилизации в современных условиях. Принципы концепции, в качестве которых фигурируют рыночное саморегулирование; приоритет интересов общества над частнособственническими, что повышает роль государственного регулирования, выводят некий баланс рыночных механизмов и интересов государства. Условия в виде необходимости объединения стран; изменения характера мышления; рационализации потребления; усиления духовности; создании обновленной системы моральных ценностей провозглашаются наиболее функциональными. Тем самым данная концепция раскрывает свой теоретический потенциал как попытка определения мировоззрения новой формы организации мирового сообщества. Однако три десятилетия после ее провозглашения не отражают особых изменений в подходе к осознанию и решению социокультурных проблем современности.

Процессы модернизации в новых суверенных государствах сопровождаются выработкой социальной политики государства в русле концепции устойчивого развития. Однако процесс реализации подобной концепции остается на уровне теоретических рассуждений, учет исторических особенностей, специфики менталитета и культуры, нюансов социальной, политической памяти символичен, что не позволяет представиться данной концепции как «откровению» современности.

- Еще одной тенденцией развития современности представляется актуализация процессов идентификации, выступающих в качестве реакции ответа на вызовы истории, в первую очередь на доминанту глобализации. Спустя два-три десятилетия после провозглашения феномена глобализации не заставили себя ждать процессы идентификации, с течением времени обнаруживая все более и более углубленные формы. Соответственно именно тенденция глобализации спровоцировала всплеск идентификационных процессов. При этом эти две тенденции, с одной стороны противоречат друг другу, с другой - взаимоопределяют друг друга. Тем самым их пересечение периодически выливается в различного рода катаклизмы.

Таким образом, смена типов цивилизационного развития, замена биполярного мира многополярным, процессы модернизации и идентификации выступают наиболее определяющими современное развитие тенденциями бытия.

Человек в разрезе современности

Определение места и роли человека в современном мире наводит на необходимость обозначения функциональности тезиса «человек перед вызовом эпохи». Как отвечает человек на вызовы современности, какова степень его социальной зрелости, соответствует ли он историческим возможностям сложившихся экономических и социальных отношений?

В конце ХХ века, как упоминалось выше, рухнул образ биполярного мира, положив начало процессу переоценки ценностей. Однако существенной переоценки, необходимой для решения глобальных перемен, нет. Человек не выступает особой ценностью социальной политики, декларация не означает реальность. Современный человек еще не вышел из состояния растерянности, в которое он впал в контексте катаклизмов. Жизнь не дает возможности остановиться, чтобы проанализировать историю жизни предшественников, сопоставить с сегодняшними социальными ценностями и совершить рациональный ход в будущее, чтобы не быть пассивным участником истории. Симптомами общества выступают пассивность, зависимость и безразличие.

Общая тенденция общественного развития - прагматичный подход ко всем явлениям действительности: не только экономическим, но и социальным, политическим, культурным. Человек как человек был отторгнут индустриальным обществом, впоследствии процесс этот углубился. Начало информационной эпохи не внесло существенных корректив в данную позицию, хотя теоретически была обозначена важность категории индивиду-

альности. Феномен отчуждения усиливается. В этой связи, как считают многие политики и некоторые философы, пришло время нового политического мышления, время смены бытующих ценностей новыми - разотчужденными общественными ценностями. Новая экономическая политика должна быть ориентирована на гуманизацию достижений науки и техники для перехода в новую фазу развития - фазу разотчуждения. Насколько такое новое политическое мышление формируется в настоящее время трудно сказать, напротив, человеческий разум как разум политический способствует разотчуждению, а не становлению и проявлению единого цивилизационного подхода к восприятию бытия.

В современном мире пространство сужается во времени, но сужающийся человек все более отчуждается от своей природной сути. Постоянные переоценки социальных ценностей, новые эпохальные противоречия усиливают данный процесс. Гуманитарная наука достигла критического момента в своем развитии - необходимо логическое обоснование происходящих исторических событий. В современности целью социальных отношений выступает не человек, а выгодное для меньшинства сообщества условие, в этой связи мы имеем дело только с отчужденным человеком. Наступил критический момент - качественно новое противоречие - разотчуждение совокупных социальных отношений. Конкретный человек опосредует свою суть в процессе объектного отношения к себе подобным, утверждая себя в новом качестве.

В современном мире обнаруживает себя феномен глобального отчуждения, возникает парадоксальная ситуация - собственная мощь противостоит человеку как чуждая сила. В этой связи выделяют следующие факторы самочувствования человека, так или иначе отраженные в идеях философии:

- неизбывное одиночество человека, внутренняя дезориентация (Х.Ортега-и-Гассет);

- потеря личностной ответственности, когда индивидуальное мышление размыто (К.Ясперс);

- трагедия самосознания превращенного в ничто человека (Ф.Кафка);

- кризис духа, кризис культуры, бытия и сознания (экзистенциализм);

- эстетика художественного выражения духовной бесформенности и внутреннего разложения современного человека (П.Пикассо);

- бессилие человека в определении развития (Э.Кассирер);

- трагически шокированное сознание (Т.Манн);

- конформистское сознание одномерного человека (Г.Маркузе);

- антипрактика - антицель - отчуждение (Ж.-П.Сартр);

-превращение средств в цель (Э.Фромм);

- безнадежность ожидания (Бекет);

- сизифов труд бунтующего человека (А.Камю).

Чувство одиночества, страха, тоски, обреченности, отчаяния, безнадежности рождает ситуацию неопределенности, когда, говоря словами Х.Ортега-и-Гассета, «великие цели, вчера придававшие ясную архитектонику нашему жизненному пространству, утеряли свою четкость, притягательность, силу и власть над нами, хотя то, что призвано заменить их, еще не достигло очевидности и необходимой убедительности» [4]. Отчуждение как социальная характеристика бытия дает толчок и к формированию эстетического отчуждения: театр абсурда, литература абсурда, абстрактное изобразительное искусство. Культура в обыденном значении превращается из способа самовыражения в механизм самореализации, обусловливая стереотипы мышления. При этом по логике вещей, «подавленная непрерывной сменой впечатлений, превратностями судьбы и силой внешнего мира, душа должна стремиться к внутренней устойчивости, чтобы быть в силах этому противостоять...» [5].

Важнейшим фактором в становлении человека выступает социализация - влияние среды, которая приобщает человека к участию в общественной жизни, учит пониманию

культуры, утверждению себя. Современная социокультурная ситуация проявляет смену ролей компонентами социализации. К примеру, в современности в процессе социализации решающее значение приобретает не семья, а процесс обучения, в этой связи свое проявление находит проблема социальной ответственности созидающего слоя. Именно об этом говорил О. Тоффлер в концепции цивилизации третьей волны [6]. Избыток информации рождает иллюзию образованности, мораль заменяется любезностью, ценностные ориентации достаточно зыбкие. Неслучайно К.Ясперс называл эти явления симптомами духовной ситуации современности [7 ].

Трансформация общества свидетельствует о потребности в мировоззренческих ориентирах, выработка которых, с одной стороны облегчена в связи с обилием информации, а с другой стороны - затруднена в связи со сложностью формирования собственной позиции. В данном случае на формирование установок влияет ситуация, которая характеризуется хаотичностью, разобщенностью. Целостность человека проявляется, когда внутреннее развитие реализуется во внешних условиях, и напротив, когда внешние условия оказывают влияние на внутреннюю детерминацию. Это два взаимосвязанных процесса. Современный мир полон противоречий, порой не разрешающихся, соответственно факт разобщенности способствует отчуждению, а это и есть свидетельство внутренней раздробленности человека, когда желание полноты жизни никак не реализуется и в этом смысле целостность изнутри разъедается. Целостность человека напрямую связана с целостностью бытия, в наше время эта целостность неоформлена. Совершенно неслучайно Г. Зиммель утверждал, что одной из главных причин кризиса эпох выступает отсутствие центрирующей идеи, способной формировать парадигму мышления и образ жизни: «.. .общий недуг культуры, когда жизнь ощутит чистую форму как нечто навязанное ей извне и обнаружит стремление разрушить форму как таковую», вместе с тем «противоречие, в какое впадает жизнь с высшим по отношению к ней самой, - это трагический конфликт жизни как духа» [8 ].

В такой ситуации совершенно объективно и логично поднимается проблема архетипов культуры, когда ощущение пустоты бытия есть не просто проявление кризиса внутреннего мира человека, а подведение человека к изначальным основам бытия, без соприкосновения с которыми пустота заполняет собою все мыслимое и немыслимое пространство [9]. Онтологическая субстанциональность истоков духовного в каждую эпоху истории обретает свою характерную форму проявления. В этом отношении необходимость исторического обращения к культурному наследию предопределена интуицией целостности человеческого существования. В настоящее время эта целостность нарушена, тем самым архетипы актуализируются в сознании, детерминируя формы освоения новых ценностей. Это достаточно плодотворная идея в преломлении к реальности обнаруживает свою противоречивость. Необходимо осознавать, что архетип дает подсказку ориентиров, но не дает прямого ответа, здесь встает проблема духовного опыта; придание новых шифров архетипическим истокам духовного возможно даст толчок к духовному обновлению. К.-Г.Юнг был прав, когда утверждал, что «в действительности от архетипических предпосылок невозможно избавиться законным путем. Поскольку нет возможности объявить архетипы несуществующими, постольку каждая заново завоеванная ступень культурного усложнения сознания сказывается перед задачей: отыскать новое и отвечающее своему уровню истолкование архетипов, чтобы связать все еще присутствующую в нас жизнь прошедшего с современной жизнью...» [10]

Заключение

Размышления о смысле современной исторической ситуации и судьбе человека в этом мире определяют контекст самосознания и самоощущения человека на протяжении всей истории существования. Вместе с тем специфика сложившейся в настоящем ситуации

провоцирует некоторые трансформации в восприятии бытия и определение человеком своего места в мире. В этой связи обращение к архетипическому в современности и есть работа инстинкта самосохранения. Реакций на доминирование глобализации в качестве современной тенденции развития бытия явился всплеск процессов государственной, национальной идентификации. В отношении идеи глобализма и специфики национального самосознания, говоря современным языком, национальной самоидентификации, изначально заложено некое противоречие. В этой связи парадигмой, способной решать различного рода проблемы, выступает диалог: диалог со своим историческим прошлым; диалог с различными этническими группами для представления единства общества в его стремлении к достижению гражданского согласия; диалог религий в процессе формирования нравственных норм культуры; диалог партикулярных и универсальных ценностей в проекции процесса глобализации. Именно уровень самосознания предопределяет способность самопредставления в бытии других. Тем самым проблема человека в эпоху глобализации включает в себя многоразличные факторы, каждый из которых отражает какой-либо аспект бытия: социальный, политический, культурный, цивилизационный.

Список литературы

1 Baudrillard J. Power Inferno. - Le Monde Diplomatique, 2002. - P. 18.

2 Шелер M. Человек в эпоху уравнивания //Шелер M. Избранные произведения. - M., 1994. - С.105.

3 Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? //Сборник переводов АН СССР. - M., 1991. - С.17.

4 Ортега-и-Гассет Х. Тема нашего времени //Самосознание европейской культуры ХХ века. - M., 1991. - С.264.

5 Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Культурология. ХХ век: Антология. - M., 1995. - С.223.

6 Тоффлер О. Тоффлер Х. Создание новой цивилизации. Политика третьей волны // Центральная Азия и культура мира, «1-2 (8-9). - Бишкек, 2000.

7 Ясперс К. Духовная ситуация времени /^ир философии. Ч.П. 0 M., 1991. - С.551-571.

8 Зиммель Г. Конфликт современной культуры //Избранное. - Т.1. - M.,1996. - С.496, 508.

9 Ясперс К. Духовная ситуация времени /^ир философии. Ч.П. 0 M., 1991. - С.547-548.

10 Юнг К.-Г. К пониманию архетипа младенца //Самосознание европейской культуры ХХ века: Mbionm^ra и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. - M., 1991. - С.123.

Ж.К. Урманбетова

Кыргыз-Тур^ Манас yHueepcumemi», Бшкек, Кыргызстан

Адамзат дамуындаFы каз1рг1 тенденциялардыц философиялык негiздемесi

Ацдатпа. Бул макалада адамзаттыц элеуметпк дамуыныц к;аз1рп тавдагы сипаты философиялык непзде карастырылган. Жаhандану дэуiрiнде адамзат дамуына кептеген факторлардыц, атап айтар болсак, элеуметтiк, саяси, мэдени, еркениет аспектшершщ эсер ететiндiгi женшде айтылады.

Тушн сездер: адамзат дамуы, еркениет, жаhандану, жацартылган кундыльщ жYЙесi, eзiн-eзi сактау.

Zh.K. Urmanbetova

Kyrgyz-Turkish University of Manas, Bishkek, Kyrgyzstan

The philosophical substantiation of modern trends in the development of mankind

Abstract. This article discusses the contemporary nature of human social development on a philosophical basis. In the era of globalization, many factors influence human development, in particular the social, political, cultural and civilizational aspects.

Key words: human development, civilization, globalization, updated system of values, self-preservation.

References

1 Baudrillard J. Power Inferno. - Le Monde Diplomatique, 2002. - P. 18.

2 Scheler M. Chelovek v jepohu uravnivanija [Man in the era of equalization], Izbrannye proizvedenija [Featured Works] (Moscow, 1994, 105 p.).

3 Ortega-i-Gasset H. Chto takoe filosofija? [What is a philosophy?], Sbornik perevodov AN SSSR [Collection of translations of the Academy of Sciences of the USSR] (Moscow, 1991, p. 17)

4 Ortega-i-Gasset H. Tema nashego vremeni [The theme of our time], Samosoznanie evropejskoj kul'tury ХХ veka [Self-awareness of twentieth-century European culture] ( М., 1991, 264 p)

5 Dilthey V. Types of worldview and their detection in metaphysical systems [Types of worldview and their detection in metaphysical], Kul'turologija [Culturology], ХХ vek: Antologija [XX Century: Anthology] (Moscow, 1995, 223 p.).

6 Toffler O. Toffler H. Sozdanie novoj civilizacii [Creating a new civilization], Central'naja Azija i kul'tura mira [Central Asia and a culture of peace], Bishkek. «1-2, 8-9 (2000).

7 Jaspers K. Duhovnaja situacija vremeni [The spiritual situation of time], Mir filosofii [The world of philosophy] (Moscow, 1991, pp. 551-571)

8 Zimmel' G. Konflikt sovremennoj kul'tury [The conflict of modern culture], Izbrannoe [Favorites] (Moscow,1996, pp. 496, 508)

9 Jaspers K. Duhovnaja situacija vremeni [The spiritual situation of time], Mir filosofii [World of philosophy] (1991, pp. 547-548)

10 Jung K.-G. K ponimaniju arhetipa mladenca [Understanding the archetype of the baby], Samosoznanie evropejskoj kul'tury HH veka: Mysliteli i pisateli Zapada o meste kul'tury v sovremennom obshhestve [The identity of European culture of the twentieth century: Western thinkers and writers about the place of culture in modern society] (Moscow, 1991, 123 p.)

Сведения об авторе:

Урманбетова Ж.К. - Кыргызско-Турецкий университет Манас», Бишкек, Кыргызстан.

Урманбетова Ж.К. - ^ырFыз-ТYрiк Манас Университет», Бшкек, Кыргызстан.

«Л.Н. Гумилев атындагы Еуразия улттык университетшщ Хабаршысы. Тарихи гылымдар. Философия. Дштану» сериясы журналында макала жариялау ережес1

1. Журнал максаты. Мукият тексеруден еткен, гылыми кундылыктары бар тарих, археология, антропология, философия жэне дштану салаларыньщ барлык багыттары бой-ынша материалдар жариялау.

2. Журналда макала жариялаушы автор макаланыц кол койылган бiр дана кагаз нускасын Гылыми басылымдар белiмiне (редакцияга, мекенжайы: 010008, ^азакстан Ре-спубликасы, Нур-Султан каласы, Сэтпаев кешесi, 2, Л.Н. Гумилев атындагы Еуразия улттык университет^ Бас гимарат, 402 кабинет) жэне vest_hist@enu.kz электрондык по-штасына Word форматындагы нускасын жiберу кажет. Макала мэтшшщ кагаз нускасы мен электронды нускалары бiрдей болулары кажет.

3. Макалалар казак, орыс, агылшын тшдершде кабылданады. Сонымен катар, ав-тор(лар) шеспе хат усынуы керек.

Автордыц колжазбаны редакцияга жiберуi макаланыц Л.Н. Гумилев атындагы Еуразия улттык университетшщ хабаршысында басуга келiсiмiн, шетел тiлiне аударылып кайта басылуына келiсiмiн бiлдiредi. Автор макаланы редакцияга ж1беру аркылы автор туралы мэлiметтiц дурыстыгына, макала кешiрiлмегендiгiне (плагиаттыц жоктыгына) жэне баска да зацсыз кешiрмелердiц жоктыгына кетлдеме бередi.

4. Макаланыц келемi 18 беттен аспауга тиiс (10 беттен бастап).

Макаланыц курылымы

5. XFTAP http://grnti.ru/ - бiрiншi жолдыц сол жактауында;

Автор(лар)дыц аты-женi - жолдыц ортасында;

Мекеменiц толык атауы, каласы, мемлекетi (егер авторлар эртYрлi мекемеде жумыс жасайтын болса, онда эр автор мен оныц жумыс мекемес касында бiрдей белгi койылу керек) - жолдыц ортасында;

Автор(лар)дыц E-mail-ы - жакша шшде, курсивпен, жолдыц ортасында;

Макала атауы - жолдыц ортасында;

Аннотация (100-200 сез; макаланыц атауын мейлiнше кайталамауы кажет; эдебиет-терге сiлтемелер болмауы кажет; макаланыц курылысын (кiрiспе, макаланыц максаты, мш-деттерi, карастырылып отырган сурактыц тарихы, зерттеу эдiстерi, нэтижелер/талкылау, корытынды) сактай отырып, макаланыц кыскаша мазмуны берiлуi кажет).

ТYЙiн сездер (6-8 сез не сез тсркеа). ТYЙiн сездер макала мазмунын керсетш, мей-лiнше макала атауы мен аннотациядагы сездердi кайталамай, макала мазмунындагы сез-дердi колдану кажет. Сонымен катар, акпараттык^здеспру жYЙелерiнде макаланы жещл табуга мYмкiндiк беретiн гылым салаларыныц терминдерiн колдану кажет.

Негiзгi мэтш макаланыц максаты, мiндеттерi, карастырылып отырган сурактыц тарихы, зерттеу эдютер^ нэтижелер/талкылау, корытынды белiмдерiн камтуы кажет - жола-ралык интервал - 1, азат жол «кызыл жолдан» - 1,25см, беттеу жолагы - енше сай жасалады.

Таблица, суреттер - аталганнан кейiн орналастырылады. Эр таблица, сурет касында оныц аталуы болу кажет. Сурет айкын, сканерден етпеген болуы керек.

Жалпы колданыста бар аббревиатуралар мен кыскартулардан баскалары мiндеттi тYPде алгаш колданганда тYсiндiрiлуi берiлуi кажет.

^аржылай кемек туралы акпарат бiрiншi бетте керсетiледi.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эдебиеттер тiзiмi. Мэтiнде эдiбиеттерге сiлтемелер тшжакшага алынады. Мэтiндегi эдебиеттер тiзiмiне сштемелердщ номерленуi мэтiнде колданылуына катысты жYргiзiлiде: мэтiнде кездескен эдебиетке алгашкы сштеме [1] аркылы, екiншi сiлтеме [2] аркылы т.с.с. жYргiзiледi. Кiтапка жасалатын сiлтемелерде колданылган бетттерi де керсетiлуi керек (мысалы, [1, 45 бет]). Жарияланбаган ецбектерге сiлтемелер жасалмайды. Сонымен катар,

рецензиядан етпейтш басылымдарга да сiлтемелер жасалмайды (эдебиеттер Ti3iMiH, эдеби-еттер т1з1мшщ агылшынша эзiрлеу Yлгiлерiн журнал http: // bulhistphaa.enu.kz сайтындагы макаланы рэамдеу Yлгiсiнен карацыз).

6. Макала соцындагы эдебиеттер тiзiмiнен кейiн библиографиялык мэлiметтер орыс жэне агылшын тiлiнде (егер макала казак тшнде жазылса), казак жэне агылшын тiлiнде (егер макала орыс тшнде жазылса), орыс жэне казак тшнде (егер макала агылшын тшнде жазылган болса).

Авторлар туралы мэлiмет: автордьщ аты-женi, гылыми атагы, кызметi, жумыс орны, жумыс орныныц мекен-жайы, телефон, e-mail - казак, орыс жэне агылшын тшдерш-де толтырылады.

7. ^олжазба мукият тексерiлген болуы кажет. Техникалык талаптарга сай келмеген колжазбалар кайта ецдеуге кайтарылады. ^олжазбаныц кайтарылуы оныц журналда ба-сылуына жiберiлуiн бiлдiрмейдi.

Редакцияга тYCкен макала жабык (анонимдi) тексеруге жiберiледi. Барлык рецензи-ялар авторларга жiберiледi. Автор (рецензент макаланы тYзетуге усыныс берген жагдайда) ецдеп кайта, колжазбаныц тYзетiлген нускасын редакцияга кайта жiберуi кажет. Рецензент жарамсыз деп таныган макала кайтара карастырылмайды. Макаланыц тYзетiлген нускасы мен автордыц рецензентке жауабы редакцияга жiберiледi.

Пiкiрi макулданган макалаларды редколлегия алкасына талкылап, басуга келiседi.

8. Телемакы. Басылымга руксат етiлген макала авторларына телем жасау туралы ескертiледi. Телем келемi 4500 тенге - Л.Н. Гумилев атындагы Е¥У кызметкерлерi Yшiн жэне 5500 тенге баска уйым кызметкерлерiне.

Реквизиттер:

1)РГП ПХВ «Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева МОН РК АО «Банк ЦентрКредит»

БИК банка: KCJBKZKX ИИК: KZ978562203105747338 Кбе 16 Кнп 859

2) РГП ПХВ «Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева МОН РК АО «Bank RBK»

Бик банка: KINCKZKA ИИК: KZ498210439858161073 Кбе 16

Кнп 859 - за статьи

3)РГП ПХВ «Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева МОН РК АО «ForteBank»

БИК Банка: IRTYKZKA ИИК: KZ599650000040502847 Кбе 16 Кнп 859

4)РГП ПХВ «Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева МОН РК АО «НародныйБанкКазахстан»

БИК Банка: HSBKKZKX ИИК: KZ946010111000382181 Кбе 16, Кнп 859.

Provision on articles submitted to the journal "Bulletin of L.N. Gumilyov Eurasian National University. Historical Sciences. Philosophy. Religion Series"

1. Purpose of the journal. Publication of carefully selected original scientific works in the direction of history, anthropology, archeology, philosophy, religious studies.

2. An author who wishes to publish an article in a journal must submit the article in hard copy (printed version) in one copy, signed by the author to the scientific publication office (at the address: 010008, Republic of Kazakhstan, Nur-Sultan, Satpayev St., 2. L.N. Gumilyov Eurasian National University, Main Building, room 402) and by e-mail vest_hist@enu.kz in Word format. At the same time, the correspondence between Word-version and the hard copy must be strictly maintained. And you also need to provide the cover letter of the author(s).

3. Language of publications: Kazakh, Russian, English.

Submission of articles to the scientific publication office means the authors' consent to the right of the Publisher, L.N. Gumilyov Eurasian National University, to publish articles in the journal and the re-publication of it in any foreign language. Submitting the text of the work for publication in the journal, the author guarantees the correctness of all information about himself, the lack of plagiarism and other forms of improper borrowing in the article, the proper formulation of all borrowings of text, tables, diagrams, illustrations.

4. The volume of the article should not exceed 18 pages (from 10 pages).

Structure of the article (page - A4 format, portrait orientation, page margins on all sides - 20 mm. Font: type - Times New Roman, font size - 14)

5. GRNTI http://grnti.ru/ - first line, left

Initials and Surname of the author (s) - center alignment, italics Full name of the organization, city, country (if the authors work in different organizations, you need to put the same icon next to the name of the author and the corresponding organization) -center alignment, italics

Author's e-mail (s)- in brackets, italics

Article title - center alignment,bold Abstract (100-200 words, the article title should not repeat in the content, it should not contain bibliographic references, it should reflect the summary of the article, preserving the structure of the article - introduction, problem statement, goals, history, research methods, results /discussion, conclusion).

Key words (6-8 words/word combination. Keywords should reflect the main content of the article, use terms from the article, as well as terms that define the subject area and include other important concepts that make it easier and more convenient to find the article using the information retrieval system).

The main text of the article should contain an introduction, problem statement, goals, history, research methods, methodology, results / discussion, conclusion - line spacing - 1, indent of the "red line" -1.25 cm, alignment in width.

Tables, figures should be placed after the mention. Each illustration should be followed by an inscription. Figures should be clear, clean, not scanned.

All abbreviations, with the exception of those known to be generally known, must be deciphered when first used in the text.

Information on the financial support of the article is indicated on the first page in the form of a footnote.

References. In the text references are indicated in square brackets. References should be numbered strictly in the order of the mention in the text. The first reference in the text to the literature should have the number [1], the second - [2], etc. The reference to the book in the main text of the article should be accompanied by an indication of the pages used (for example, [1, 45

p.]). References to unpublished works are not allowed. Unreasonable references to unreviewed publications (examples of the description of the list of literature, descriptions of the list of literature in English, see below in the sample of article design).

6. At the end of the article, after the list of references, it is necessary to indicate bibliographic data in Russian and English (if the article is in Kazakh), in Kazakh and English (if the article is in Russian) and in Russian and Kazakh languages (if the article is English language).

Information about authors: surname, name, patronymic, scientific degree, position, place of work, full work address, telephone, e-mail - in Kazakh, Russian and English.

7. The article must be carefully verified. Articles that do not meet technical requirements will be returned for revision. Returning for revision does not mean that the article has been accepted for publication.

Work with electronic proofreading. Articles received by the Department of Scientific Publications (editorial office) are sent to anonymous review. All reviews of the article are sent to the author. The authors must send the proof of the article within three days. Articles that receive a negative review for a second review are not accepted. Corrected versions of articles and the author's response to the reviewer are sent to the editorial office. Articles that have positive reviews are submitted to the editorial boards of the journal for discussion and approval for publication. Periodicity of the journal: 4 times a year.

8. Payment. Authors who have received a positive conclusion for publication should make payment (for ENU employees - 4,500 tenge, for outside organizations - 5,500 tenge). Requisites are posted on the journal's website.

Requisites:

1) РГП ПХВ «Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева МОН РК АО «Банк ЦентрКредит»

БИК банка: KCJBKZKX ИИК: KZ978562203105747338 Кбе 16 Кпн 859

2) РГП ПХВ «Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева МОН РК АО «Bank RBK»

Бик банка: KINCKZKA ИИК: KZ498210439858161073 Кбе 16 Кнп 859

3)РГП ПХВ «Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева МОН РК АО «ForteBank»

БИК Банка: IRTYKZKA ИИК: KZ599650000040502847 Кбе 16 Кнп 859

4)РГП ПХВ «Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева МОН РК АО «НародныйБанкКазахстан»

БИК Банка: HSBKKZKX ИИК: KZ946010111000382181 Кбе 16, Кнп 859.

Положение о рукописях, представляемых в журнал «Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н.Гумилева. Серия: Исторические науки.

Философия. Религиоведение»

1. Цель журнала. Публикация тщательно отобранных оригинальных научных работ и обзоров книг по направлениям: история, антропология, археология, философия, религиоведение.

2. Автору, желающему опубликовать статью в журнале необходимо представить рукопись в твердой копии (распечатанном варианте) в одном экземпляре, подписанном автором в Отдел научных изданий (по адресу: 010008, Казахстан, г. Нур-Султан, ул. Сатпаева, 2, Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева, Учебно-административный корпус, каб. 402) и по e-mail vest_hist@enu.kz. При этом должно быть строго выдержано соответствие между Word-файлом и твердой копией. Также авторам необходимо предоставить сопроводительное письмо.

Язык публикаций: казахский, русский, английский.

3. Отправление статей в редакцию означает согласие авторов на право Издателя, Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, издания статей в журнале и переиздания их на любом иностранном языке. Представляя текст работы для публикации в журнале, автор гарантирует правильность всех сведений о себе, отсутствие плагиата и других форм неправомерного заимствования в рукописи, надлежащее оформление всех заимствований текста, таблиц, схем, иллюстраций, а также дает согласие на проверку уникальности текста статьи.

4. Объем статьи не должен превышать 18 страниц (от 6 страниц).

5. Схема построения статьи (страница - А4, книжная ориентация, поля со всех сторон - 20 мм. Шрифт: тип - Times New Roman, размер (кегль) - 14):

МРНТИ http://grnti.ru/ - первая строка, слева.

Инициалы и Фамилию автора(ов)- выравнивание по центру, курсив

Полное наименование организации, город, страна (если авторы работают в разных организациях, необходимо поставить одинаковый значок около фамилии автора и соответствующей организации). Е-mail автора(ов) - в скобках, курсив.

Название статьи - выравнивание по центру полужирным шрифтом

Аннотация (100-200 слов; не должна содержать формулы, по содержанию повторять название статьи; не должна содержать библиографические ссылки; должна отражать краткое содержание статьи, сохраняя структуру статьи - введение, постановка задачи, цели, история, методы исследования, результаты/обсуждение, заключение/выводы).

Ключевые слова (6-8 слов/словосочетаний). Ключевые слова должны отражать основное содержание статьи, использовать термины из текста статьи, а также термины, определяющие предметную область и включающие другие важные понятия, позволяющие облегчить и расширить возможности нахождения статьи средствами информационно-поисковой системы).

Основной текст статьи должен содержать введение, постановка задачи, цели, история, методы исследования, результаты/обсуждение, заключение/выводы - межстрочный интервал - 1, отступ «красной строки» -1,25 см, выравнивание по ширине.

Таблицы, рисунки необходимо располагать после упоминания. С каждой иллюстрацией должна следовать надпись. Рисунки должны быть четкими, чистыми, несканированными.

Все аббревиатуры и сокращения, за исключением заведомо общеизвестных, должны быть расшифрованы при первом употреблении в тексте.

Сведения о финансовой поддержке работы указываются на первой странице в виде сноски.

Список литературы. В тексте ссылки обозначаются в квадратных скобках. Ссылки должны быть пронумерованы строго по порядку упоминания в тексте. Первая ссылка в тексте на литературу должна иметь номер [1], вторая - [2] и т.д. Ссылка на книгу в основном тексте статьи должна сопровождаться указанием использованных страниц (например, [1, 45 стр.]). Ссылки на неопубликованные работы не допускаются. Нежелательны ссылки на нерецензируемые издания (примеры описания списка литературы, описания списка литературы на английском языке см. на сайте журнала http: bulhistphaa.enu.kz в образце оформления статьи).

В конце статьи, после списка литературы, необходимо указать библиографические данные на русском и английском языках (если статья оформлена на казахском языке), на казахском и английском языках (если статья оформлена на русском языке), на русском и казахском языках (если статья оформлена на английском языке).

Сведения об авторах: фамилия, имя, отчество, научная степен, должность, место работы, полный служебный адрес, телефон, e-mail - на казахском, русском и английском языках.

6. Рукопись должна быть тщательно выверена. Рукописи, не соответствующие техническим требованиям, будут возвращены на доработку. Возвращение на доработку не означает, что рукопись принята к опубликованию.

7. Работа с электронной корректурой. Статьи, поступившие в Отдел научных изданий (редакция), отправляются на анонимное рецензирование. Все рецензии по статье отправляются автору. Статьи, получившие отрицательную рецензию к повторному рассмотрению не принимаются. Исправленные варианты статей и ответ автора рецензенту присылаются в редакцию. Статьи, имеющие положительные рецензии, представляются редколлегии журнала для обсуждения и утверждения для публикации.

Периодичность журнала: 4 раза в год.

8. Оплата. Авторам, получившим положительное заключение к опубликованию необходимо произвести оплату по следующим реквизитам (для сотрудников ЕНУ им. Л.Н. Гумилева -4500 тенге, для сторонних организаций - 5500 тенге):

Реквизиты:

1) РГП ПХВ «Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева МОН РК АО «Банк ЦентрКредит»

БИК банка: KCJBKZKX ИИК: KZ978562203105747338 Кбе 16 Кпн 859

2) РГП ПХВ «Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева МОН РК АО «Bank RBK»

Бик банка: KINCKZKA ИИК: KZ498210439858161073 Кбе 16 Кнп 859

3)РГП ПХВ «Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева МОН РК АО «ForteBank»

БИК Банка: IRTYKZKA ИИК: KZ599650000040502847 Кбе 16, Кнп 859

4)РГП ПХВ «Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева МОН РК АО «НародныйБанкКазахстан»

БИК Банка: HSBKKZKX ИИК: KZ946010111000382181 Кбе 16 Кнп 859.

Редактор:

Шыгарушы редактор: Дизайн:

Е.Б. Сыдыков Ж. Жумабекова Ж. Жумабекова

Л.Н. Гумилев атындагы Еуразия улттык университетшщ Хабаршысы. Тарихи гылымдар. Философия. Дiнтану сериясы. -2019. - 4(129). - Нур-Султан: Е¥У 126 б. Шартты б.т. - 7 Таралымы - 20 дана

Мазмунына типография жауап бермейЫ.

Редакция мекенжайы: 010008, Нур-Султан к., Сатпаев кешеа, 2. Л.Н. Гумилев атындагы Еуразия улттык университетi Тел.: +7(7172) 709-500 (шю 31-457) Л.Н. Гумилев атындагы Еуразия улттык университетшщ баспасында басылды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.